Виктор Морель

Виктор Морель (17 июня 1848 — 22 октября 1923) — французский баритон , пользовавшийся международной репутацией в опере. Он пел в оперных театрах Парижа и Лондона, Милана, Москвы, Нью-Йорка, Санкт-Петербурга и многих других площадок. Он был особенно связан с операми Верди и создал главных персонажей в премьерах последних опер композитора, таких как Яго в «Отелло» (1887) и главную роль в «Фальстафе» (1893). Он также был известен своим исполнением роли « Моцарта Дон Жуана» и заслужил похвалу Вагнера за свои выступления в «Лоэнгрине» , «Тангейзере» и «Летучих голландцах» . После ухода со сцены он преподавал пение в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.
Биография
[ редактировать ]Морель родился в Марселе 17 июня 1848 года. [1] Он учился в Парижской консерватории у Даниэля Обера , его основными учителями были Шарль-Франсуа Дювернуа и Эжен Вотро. Среди его сокурсников были Виктор Капуль и Пьер Гайяр , и, по словам газеты «Фигаро», эти трое заставили Консерваторию «зазвучать плутовским шумом приключений, шуток и голосовых триумфов, которым вибрировали все хроники Парижа в течение тридцати лет». [2] Помимо своих выходок, Морель получил первые премии в области пения и оперы. [3]
Он дебютировал в Марселе (1867) в опере «Гийом Телль» , а в следующем году появился в Парижской опере в партиях Невера в «Гугенотах» , графа ди Луны в «Трубадуре» и ролей в «Африканке» и «Фаворитке» . В Опере Жан-Батист Фор зарекомендовал себя как ведущий баритон , и Морель решил продолжить свою карьеру за границей. [4] Он покинул Оперу в 1869 году и выступал в оперных театрах Каира, Лондона, Милана, Москвы, Нью-Йорка и Санкт-Петербурга. В Нью-Йорке он спел Амонасро в первой американской постановке « Аиды» (1873). [1] [4]
В 1879 году Морель вернулся в Парижскую оперу и часто пел там до 1894 года, в перерывах между зарубежными турами и финансово неудачным периодом работы в качестве содиректора возрожденного Итальянского театра в Театре Наций . [4] В миланском театре Ла Скала в 1881 году он исполнил заглавную партию на премьере оперы Верди в редакции «Симон Бокканегра» . Верди был настолько впечатлен, что взял его на роль Яго на премьере «Отелло» (1887). [1] и – после длительного торга о гонорарах [5] - в главной роли в первом спектакле «Фальстафа» (1893) в Ла Скала. Миланская труппа взяла Фальстафа в европейское турне, но, поскольку поражение французов во франко-прусской войне все еще было оскорблением французской национальной гордости, Морель отказался поехать с труппой в Берлин. [6] Между двумя премьерами Верди Морель исполнил партию Тонио в Леонкавалло «Паяцах» в миланском театре Даль Верме (1892). [1] По его настоянию Леонкавалло изменил название пьесы с единственного числа на множественное, чтобы тенор был не единственным паглиакко (клоуном). интересующим [7]
Антипатия Мореля к Германии не распространялась на ее музыку. Большое впечатление на него произвели оперы Вагнера. [2] и он появился в роли Тельрамунда в «Лоэнгрине» , Вольфрама в «Тангейзере» и в главной роли в «Летучем голландце» . [1] Во время визита в Лондон Вагнер разыскал Морела, чтобы поздравить его с исполнением этих ролей в Ковент-Гардене. [3] По мнению газеты «Фигаро» , главными музыкальными богами Мореля все же оставались Моцарт и Верди. [2] Одной из ролей, с которыми особенно ассоциировался Морель, был Дон Жуан . Когда он играл эту роль в Комической опере, его описывали как «личного, измученного, романтического, сложного Дон Жуана». [2] и когда он играл ее в Ковент-Гардене, Бернард Шоу писал, что он был неизмеримо лучше, чем любой другой исполнитель этой роли в последние годы, хотя Шоу считал, что он больше подходит для мелодраматических партий в операх Верди. [8]
Согласно «Словарю музыки и музыкантов» Гроува , Морел отличался не столько тембром или резонансом своего голоса, сколько идеальным контролем дыхания и актерским мастерством. [1] Le Figaro сравнил его с «великим Ирвингом» ( сэр Генри Ирвинг ), и он выступал на немузыкальной сцене в начале 1900-х годов. [2] The Manchester Guardian писала, что он был среди баритонов тем же, чем Шаляпин был для басов , «сочетая в себе гений актера и певца». [9]
Морель вернулся в Метрополитен-опера в 1894–1896 и 1898–99 годах и после ухода из выступлений оформил постановку « Мирей » Гуно (1919). Некоторое время у него была оперная студия в Лондоне, а с 1909 года и до самой смерти он преподавал в Нью-Йорке. Он написал книги по пению и оперной постановке, в том числе «Гигант, удаленный от науки» (1892), «Проблема искусства» (1893), «Искусство пения» (1897) и мемуары « Dix ans de carere» (1897). [1]
Некоторые образцы его пения сохранились на граммофонных пластинках, сделанных им в начале 20 века. Эти записи, включающие несколько французских песен и арий из «Отелло» , «Фальстафа» и «Дон Жуана» , были переизданы на компакт-дисках различными компаниями. Изучая старые записи, Дж. Б. Стин отмечает, что некоторые из записей Морела представляют собой дешевую музыку, недостойную внимания певца, а другие не могут показать, почему его так высоко ценили в расцвете сил, но что Серенада Дон Жуана демонстрирует «хорошо сохранившуюся, мужественную музыку». голос и аристократическое завершение стиля», а исполнение Морелем короткой арии Фальстафа « Quand'ero paggio » «впечатляет своей плавучестью – « эро грязное, грязное, грязное » весело подпрыгивает на пухлых носочках – и красочной вокальной игрой. это восхитительный сувенир». [10]
Морель был женат на Фредерике Розин де Гресак, известной писательнице, использовавшей псевдоним Фред де Гресак . [11] Примерно в 1909 году они переехали в Нью-Йорк, где Морель умер 22 октября 1923 года в возрасте 75 лет. [1]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Розенталь, Гарольд и Карен Хенсон. «Морел, Виктор» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2009 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Монтодран», «Виктор Морель» , «Фигаро» , 24 октября 1923 г., с. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Г-н Виктор Морель», The Daily Telegraph , 24 октября 1923 г., стр. 6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мартин, с. 253
- ^ Филлипс-Мац, с. 712
- ^ Верди « Фальстаф в Берлине», The Times , 2 июня 1893 г., стр. 5
- ^ Драйден, с. 37
- ^ Шоу, с. 338
- ^ «Виктор Морель», The Manchester Guardian , 25 октября 1923 г., стр. 8
- ^ Стоя, с. 19
- ^ Бордман, Джеральд и Томас С. Хищак. «Гресак, Фред (Эрик Розин) Де» , Оксфордский компаньон американского театра , Oxford University Press, 2004 (требуется подписка)
Источники
[ редактировать ]- Драйден, Конрад (2007). Леонкавалло: Жизнь и творчество . Плимут: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-5880-0 .
- Мартин, Жюль (1895). Nos Artistes: портреты и биографии (на французском языке). Париж: Оллендорф. OCLC 1157118470 .
- Филлипс-Мац, Мэри Джейн (1993). Верди: Биография . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-313204-7 .
- Шоу, Бернард (1898). Дэн Х. Лоуренс (ред.). Музыка Шоу - Полная музыкальная критика Бернарда Шоу, Том 2 . Лондон: Голова Бодли. ISBN 978-0-37-031271-2 .
- Стейн, Дж. Б. (1993) [1974]. Великая традиция: семьдесят лет записанного пения (второе изд.). Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-71-560661-2 .
