Жан-Батист Фор


Жан-Батист Фор (англ. Французский: [ʒɑ̃batist fɔʁ] ) (15 января 1830 г. - 9 ноября 1914 г.) [ 1 ] был французским оперным баритоном и коллекционером произведений искусства, написавшим также несколько классических песен.
Певческая карьера
[ редактировать ]Фор родился в Мулене . В юности он был певчим, в 1851 году поступил в Парижскую консерваторию , а в следующем году дебютировал в опере в Комической опере в партии Пигмалиона в Виктора Массе » «Галатее . Он оставался в Комической опере более семи лет, исполняя баритонные партии, такие как Макс в Адольфа Адама и «Шале» Мишель в Томаса » «Каид . В это время он также создал маркиза д'Эриньи в Обера « Манон Леско» (1856) и Хоэля в Мейербера « Прощение Плоэрмель» (1859; позже известный как Динора ), среди семи премьер в этом доме. [ 2 ]
Он дебютировал в Королевском оперном театре в Лондоне в 1860 году в партии Хоэля и в Парижской опере в 1861 году. Он пел в Опере каждый сезон до 1869 года, а затем снова в 1872-76 и 1878 годах. Кроме того, он продолжал время от времени выступать в Лондоне до 1877 года на таких площадках, как Театр Ее Величества и Королевский театр на Друри-Лейн .
Среди многих опер, в которых он выступал в Париже, были Вольфганга Амадея Моцарта, а «Дон Жуан» также «Северная звезда» , «Гугеноты» и «Фаворитка» .
Он также вошел в историю, создав несколько важных оперных партий, написанных такими выдающимися композиторами, как Джакомо Мейербер, Джузеппе Верди и Амбруаз Тома . В их число вошли ведущие баритоновые партии в «Африканке» , «Дон Карлосе» и «Гамлете» (в 1865, 1867 и 1868 годах соответственно).
Его последние выступления на сцене произошли в Марселе и Виши в 1886 году.
Голос
[ редактировать ]Форе обладал темным, плавным, но гибким баритоном, которым он пользовался с безупречным мастерством и вкусом. [ нужна ссылка ] Он также был утонченным артистом-интерпретатором, и все эти достижения в совокупности сделали его одной из самых значительных фигур, появившихся на французской музыкальной сцене в XIX веке. Он написал две книги о пении: «La Voix et le Chant» (1886) и «Aux Jeunes Chanteurs» (1898), а также преподавал в Парижской консерватории с 1857 по 1860 год.
Величайшими из французских наследников Фора были лирический бас Поль Плансон (1851–1914), который смоделировал свой вокальный метод непосредственно на методе Фора, и Жан Лассаль (1847–1909), сменивший Фора на посту главного баритона в Парижской опере. И Плансон, и Лассаль сделали ряд записей в начале 1900-х годов, и их искусное исполнение для граммофона сохранило ключевые элементы стиля и техники пения Фора.
Существуют два некоммерческих — и, возможно, уникальных — коричневых восковых цилиндра, которые, как полагают, являются частными записями пения Фора в возрасте около 70 лет. Хотя конкретной документации по этим записям нет, одна из них — исполнение «Jardins de l'Alcazar... Leonor! viens» из Доницетти » « Фаворитки — начинается с объявления (либо певца, либо записи (Pathé) инженер): « Le grand-père du baryton! » («Дедушка баритонов») Пате и другие французские записи той эпохи почти всегда начинались с такого объявления, как « Le sérénade de Don Juan, de Mozart, chanté par [ Баритон Жан] Лассаль, опера ! Ласковое почетное обращение в предполагаемой записи на цилиндре Фора имеет смысл только для человека преклонных лет, который настолько любим, прославлен и почитаем широкой публикой, что его даже не нужно называть по имени. Распространение документации о статусе Фора как такового полностью и только указывает на него. Выбор арии почти наверняка также является ключом к подлинности записи. Альфонс «Фаворитка» была одной из самых важных ролей Фора, с которой он гастролировал по провинциям Франции в 1877 году, сразу после своего ухода со сцены. Он приобрел огромную критическую и популярную известность среди тех, у кого не было возможности услышать его в Париже или Лондоне. Его исполнение этой роли произвело бы неизгладимое впечатление на публику и прессу, и ария, вероятно, была выбрана для записи как аллюзия на то время. Отрывок сочинения о Форе в этой роли и конкретно об этом речитативе и арии:
Его голос способен передать как самые жестокие, так и самые нежные эмоции; и по-королевски то, как он поет «Жардины Алькасара»[...]
- критик, Журнал Бордо , март 1877 г.
Именно перед переполненным до потолка домом знаменитый баритон спел партию Альфонса, полностью оправдывая блестящие овации, объектом которых он стал [...] Только те люди, которые слышали великого артиста в «Фаворитке», могут Имейте хоть какое-нибудь представление о том, насколько музыка Доницетти приобретает ценность и очарование благодаря такому интерпретатору. Г-н Фор — исключительный певец, обладающий замечательным голосом; он также первоклассный актер. С каким авторитетом он спел величественную арию второго акта «Дворец Алькасара»! Какую поразительную экспрессию злобы и иронии он вложил в романс третьего акта «Pour tant d'amour...»!
- критик Le Progres , 12 февраля 1877 г.
Другие достижения
[ редактировать ]Кроме того, Фор написал несколько устойчивых песен, в том числе «Sancta Maria», «Les Rameaux» («Пальмы») и «Crucifix». (Эти последние две песни были записаны , среди прочего, Энрико Карузо .) «Les Rameaux» была переведена на английский язык Хелен Третбар . [ 3 ] В 1876 году он посвятил свой вальс-легенду «Стелла» своей бывшей солистке Парижской оперы Габриэль Краусс . [ 4 ]
Заядлый коллекционер импрессионистского искусства , Фор позировал для нескольких портретов Эдуарда Мане и владел 67 полотнами этого художника, включая шедевры « Le déjeuner sur l'herbe» и «Fifer» . Ему также принадлежал «Мост д'Аржантёй» и 62 другие работы Клода Моне . Часть его коллекции (которая также содержала картины Дега , Сислея , Писсарро , Энгра и Прюдона ) хранилась на его вилле «Ле Рош» в Этрета , знаменитые скалы которой он поручил Клоду Моне нарисовать 40 раз. [ 5 ]
Фор умер естественной смертью в Париже в 1914 году, в первые месяцы Первой мировой войны . Согласно его некрологу в « Нью-Йорк Таймс» , он был произведен в офицеры Ордена Почётного легиона . Он был женат на певице Констанции Каролине Лефевр (1828–1905).
Роли
[ редактировать ]Этот список известных ролей содержит дубликаты, в которых Фор пел на альтернативном языке. Годы указывают на дебют роли в его репертуаре. [ 6 ]
Роль | Опера | Композитор | Год |
---|---|---|---|
Гамлет | Гамлет ( Гамлет по-итальянски) | Амбруаз Томас | 1871 |
Альфонсо Д'Эсте, герцог Феррары | Лукреция Борджиа | Гаэтано Доницетти | 1876 |
Альфонс XI, король Кастилии | Самый любимый | Гаэтано Доницетти | 1860 |
Ассур | Семирамида | Джоаккино Россини | 1875 |
Борромео | Марко Спада | Дэниел Обер | 1853 |
Качико | Гуарани | Антонио Карлос Гомес | 1872 |
Карл VII | Жанна д'Арк | Огюст Мерме | 1872 |
Кревекёр | Квентин Дорвард | Франсуа-Огюст Жевар | 1858 |
Дон Жуан | Дон Жуан | Вольфганг Амадей Моцарт | 1861 |
Дон Жуан | Дон Жуан ( Дон Жуан по-французски) | Вольфганг Амадей Моцарт | 1866 |
Дулькамара | Эликсир любви | Гаэтано Доницетти | 1864 |
Фальстаф | Сон в летнюю ночь | Амбруаз Томас | 1854 |
Фернандо | Сорока | Джоаккино Россини | 1860 |
Фигаро | Женитьба Фигаро | Вольфганг Амадей Моцарт | 1866 |
Гаспар | Бесплатный шутер | Карл Мария фон Вебер | 1872 |
Гийом Телль | Гийом Телль | Джоаккино Россини | 1861 |
Гамлет | Гамлет | Амбруаз Томас | 1868 |
Высокий | Прощение Плоэрмеля | Джакомо Мейербер | 1859 |
Высокий | Динора ( «Прощение Плёэрмеля» на итальянском языке) | Джакомо Мейербер | 1860 |
Яго | Otello | Джоаккино Россини | 1870 |
Граф Невер | Гугеноты ( Les Huguenots по-итальянски) | Джакомо Мейербер | 1876 |
Джулиан де Медичи | Пьер де Медичи | Юзеф Михал Понятовский | 1861 |
Джастин | Собака садовника | Альберт Пигс | 1855 |
Граф Невер | Гугеноты | Джакомо Мейербер | 1863 |
Я отвезу их в Гринвич | Дженни Белл | Дэниел Обер | 1855 |
Маркиз Эриньи | Манон Леско | Дэниел Обер | 1856 |
Лотарио | Миньон | Амбруаз Томас | 1870 |
Лисандр | Мона Лиза или Бегущие за приключениями | Николя Изуар | 1857 |
Малипьери | Хейди | Дэниел Обер | 1853 |
Макс | Шале | Адольф Адам | 1853 |
Мефистофель | Фауст | Шарль Гуно | 1863 |
Мишель | Босс | Адольф Адам | 1852 |
Нелуско | Африканский | Джакомо Мейербер | 1865 |
Паддок | Кубок короля Туле | Эжен Диас | 1873 |
Педро | мул Педро | Виктор Массе | 1863 |
Петерс Михаэлофф (Петр Великий) | Полярная звезда | Джакомо Мейербер | 1854 |
фараон | Моисей и фараон | Джоаккино Россини | 1863 |
Питер | Полярная звезда ( L'étoile du nord на итальянском языке) | Джакомо Мейербер | 1864 |
Питер | Немой Портичи | Дэниел Обер | 1863 |
Питер | Масаньелло ( «La muette de Portici» на итальянском языке) | Дэниел Обер | 1853 |
Пьетро Манелли | Тонелли | Амбруаз Томас | 1853 |
Полюс | Невеста Коринфа | Жюль Дюпрато | 1867 |
Пигмалион | Галатея | Виктор Массе | 1852 |
Ричард | Пуритане | Винченцо Беллини | 1863 |
Родольфо | Лунатик | Винченцо Беллини | 1864 |
Родриг, маркиз Поса | Дон Карлос | Джузеппе Верди | 1867 |
Сен-Брис | Гугеноты ( Les Huguenots по-итальянски) | Джакомо Мейербер | 1860 |
жаркий | Марко Спада | Дэниел Обер | 1854 |
Вальбрёз | Сильфида | Луи Клаписсон | 1856 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бейкер, Теодор; обр. Николаса Слонимского (1994) Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера ; 8-е изд. Нью-Йорк: Schirmer Books, с. 289.
- ^ Субис, А. и Малерб, К. История комической оперы; Второй зал Фавара 1840–1887 гг. Фламмарион, Париж, 1893 год.
- ^ «Пальмы; Les Rameaux / Исторические американские ноты / Цифровой репозиторий Duke» . Цифровые коллекции Дьюка . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ «Стелла (Фор, Жан-Батист)» . imslp.org .
- ^ в Софи Моннере, Импрессионизм и его эпоха, Деноэль, 1978.
- ^ Де Курзон, Анри. «Жан-Батист Фор» (перевод Теодора Бейкера ), The Musical Quarterly , том IV, № 2 (апрель 1918 г.), стр. 271–281 (в Интернет-архиве ). Нью-Йорк: Книги Ширмера.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Жана-Батиста Фора или о нем в Интернет-архиве
- Портреты Форе в Галлике
- «Певец Жан Б. Фор умер в возрасте 84 лет» . Нью-Йорк Таймс . 11 ноября 1914 г. Проверено 8 августа 2008 г. , 11 ноября 1914 г.
- Бесплатные партитуры Жана-Батиста Фора в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Жана-Батиста Фора в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Ноты к опере «Ле Рамо»
- Ноты к «Распятию»
- Записи Ж. Форе в Дискографии американских исторических записей .
- 1830 рождений
- 1914 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские оперные певцы XIX века
- Академический состав Парижской консерватории
- Французские коллекционеры произведений искусства
- Французские композиторы-романтики
- Французские композиторы-мужчины
- Французские оперные баритоны
- Офицеры Почетного легиона
- Люди из Мулена, Алье