Jump to content

Лукреция Борджиа (опера)

Лукреция Борджиа
Опера Гаэтано Доницетти
Тереза ​​Титдженс в главной роли
Либреттист Феличе Романи
Язык итальянский
На основе Лукреция Борджиа
Виктор Гюго
Премьера
26 декабря 1833 г. ( 1833-12-26 )
Ла Скала , Милан

Лукреция Борджиа мелодраматическая опера в прологе и двух действиях Гаэтано Доницетти . Феличе Романи написал итальянское либретто по пьесе «Лукреция Борджиа» Виктора Гюго , в свою очередь по легенде о Лукреции Борджиа . Впервые «Лукреция Борджиа» была исполнена 26 декабря 1833 года в «Ла Скала» театре миланском .

История выступлений

[ редактировать ]

Из-за скандальной тематики Лукреция Борджиа медленно развивалась в Италии. [ 1 ] и представлен во многих итальянских театрах с измененными названиями, а в некоторых случаях и с измененными именами персонажей. [ 2 ] Он был дан во Флоренции, начиная с 12 ноября 1838 года, как Эусторгия да Романо , в Триесте осенью 1838 года как Альфонсо Дука ди Феррара , в Ферраре 14 апреля 1841 года как Джованна I ди Наполи и в Риме 26 декабря 1841 года как Элиза да Фоско . [ 2 ]

Первая лондонская постановка состоялась в Театре Ее Величества 6 июня 1839 года с Джулией Гризи и Марио . [ 1 ] Когда опера была поставлена ​​в Париже ( Итальянский театр ) в 1840 году, Виктор Гюго добился запрета на дальнейшие постановки, подпадающие под действие французского закона об авторском праве. Затем либретто было переписано и переименовано в La rinnegata , итальянские персонажи заменены на турецкие, и спектакли возобновились. [ 1 ]

Первая постановка на английском языке состоялась в Лондоне 30 декабря 1843 года. Английский тенор Симс Ривз был известным Дженнаро. Лукреция была впервые представлена ​​в Новом Орлеане 27 апреля 1843 года, а затем в Американском театре Нью-Йорка 11 мая 1843 года. [ 1 ] а затем в Оперном театре Пальмо в 1847 году: с Джулией Гризи в 1854 году; и с Терезой Титдженс и Бриньоли в 1876 году. Он был дан в Музыкальной академии в Филадельфии в 1882 году и в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 1904 году под управлением Энрико Карузо в роли Дженнаро и Артуро Винья .

20 век и далее

[ редактировать ]

За знаменитым выступлением Лукреции Борджиа, представленным ансамблем Американского оперного общества в 1965 году в Карнеги-холле с сопрано Монтсеррат Кабалье , дебютировавшей в Америке, вскоре последовала запись с участием Кабалье, Ширли Верретт , Альфредо Крауса и Эцио Флагелло под управлением Джонел Перлеа , который также руководил выступлением в Карнеги-холле.

Лукреция Борджиа часто выступает в качестве инструмента для звездного сопрано, в том числе Лейлы Генсер , Мариэллы Девиа , Беверли Силлс , дамы Джоан Сазерленд , Рене Флеминг , Эдиты Груберовой и Сондры Радвановски .

Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 26 декабря 1833 г.
(Дирижер: Эудженио Каваллини )
Альфонсо д'Эсте , герцог Феррары бас Лучано Мариани
Лукреция Борджиа сопрано Генриетта Мерик-Лаланд
Маффио Орсини контральто Мариетта Брамбилла
Дженнаро, молодой дворянин
служба Венецианской республики
тенор Франческо Педрацци
Джеппо Ливеротто, молодой дворянин
служба Венецианской республики
тенор Наполеон Маркони
Дон Апостоло Газелла, молодой дворянин
служба Венецианской республики
бас Джузеппе Визнетти
Асканио Петруччи, молодой дворянин
служба Венецианской республики
баритон Измаил Гуайта
Олоферно Вителлоццо, молодой дворянин
служба Венецианской республики
тенор Джузеппе Вашетти
Рустигелло на службе дона Альфонсо. тенор Раньери Покони
Губетта, на службе Лукреции бас Доменико Спьяджи
Астольфо, на службе Лукреции тенор Франческо Петраццоли
Джентльмены, офицеры и дворяне Венецианской республики;
то же, прикрепленное к суду Альфонсо; фрейлины, монахи-капуцины и т. д.

Краткое содержание

[ редактировать ]
Дизайн обложки книги, рисунок Лукреции Борджиа (без даты).
Время: начало 16 века.
Место: Венеция и Феррара

Палаццо Гримани в Венеции.

Дженнаро и его друзья, в том числе Орсини, празднуют на ярко освещенной террасе, перед которой находится канал Джудекка («Белла Венеция!»). Разговор друзей заходит о доне Альфонсо, герцоге Феррарском, в дом которого они отправятся на следующий день, и его жене, скандально известной Лукреции Борджиа. Услышав имя Лукреции, Орсини рассказывает о том, как Дженнаро и он, одни в лесу, были предупреждены таинственным стариком остерегаться ее и всей семьи Борджиа, и что они оба умрут вместе («Фатальная Нелла ди Римини »). ). Признавшись, что ему наскучила сказка Орсини, Дженнаро уходит и засыпает неподалеку. Его друзей приглашают присоединиться к празднику, а он остается («Senti! La danza invitaci»).

Сцены 2 и 3

[ редактировать ]

Появляется гондола, и из нее на террасу выходит женщина в маске («Tranquillo ei posa…»). Она с любовью наблюдает за спящим Дженнаро и спешит к нему («Com'è bello! Quale incanto in quel volto onesto e altero!»). Когда она целует руку Дженнаро, он просыпается и мгновенно поражается ее красотой («Leggiadra e amabil siete»). Он выражает свою любовь к ней, но признает, что единственный человек, который ему ближе, - это его мать, которую он никогда не встречал. Он поет о своем детстве, когда был сиротой, которого воспитывал простой отец-рыбак («Di pescatore ignobile esser figliuol credei»). Женщина, сочувствующая его тяжелому положению, оплакивает его («Ama tua madre, e tenero semper per lei ti serba...»).

Остальные возвращаются («Gente appressa... io ti lascio») и, кажется, узнают ее, по очереди перечисляя членов своих семей, которых она убила, к ужасу и неверию Дженнаро («Maffio Orsini, синьора, сынио»). . Затем Дженнаро наконец говорят, что эта женщина - Лукреция Борджиа.

Феррара

Герцог, полагая, что Дженнаро — любовник Лукреции, вместе со своим слугой Рустигелло замышляет его убийство («Vieni: la mia vendetta è meditata e pronta»). Дженнаро и его спутники выходят из дома на вечеринку и проходят мимо дворца герцога с большим позолоченным гербом с надписью «Борджиа» . Стремясь показать свое презрение к семье Борджиа, Дженнаро убирает букву «Б», оставляя непристойное «Оргия» ( оргия ).

Во дворце Лукрецию проводят в покои герцога. Увидев изуродованный герб, она требует смерти преступнику, не зная, что это Дженнаро. Герцог приказывает привести к ней Дженнаро и обвиняет его в том, что он запятнал благородное имя Борджиа, преступление, в котором он с готовностью сознается. Лукреция в ужасе пытается оправдать оскорбление юношеской шалостью, но дон Альфонсо обвиняет Лукрецию в неверности, наблюдая за ее встречей с Дженнаро в Венеции. В сцене, полной драматизма и напряжения, она отрицает любые нарушения, но он требует смерти пленницы и заставляет ее выбрать способ казни Дженнаро. Делая вид, что прощает его, герцог предлагает Дженнаро бокал вина, и он его глотает. После потрясающего трио («Guai se ti sfugge un moto, set ti tradisce un detto!») герцог уходит, а Лукреция спешит к Дженнаро, давая ему противоядие от яда, который герцог смешал с вином. Он пьет, и в последнем дуэте она умоляет его бежать из города и ее мужа («Bevi e fuggi... te'n prego, о Дженнаро!»).

Дворец принцессы Негрони

Игнорируя совет Лукреции, Дженнаро посещает вечеринку во дворце, клянясь никогда не расставаться со своим другом Орсини. Орсини возглавляет вечеринку под бриндизи или застольную песню («Il segreto per esser felici»), и они пьют. Входит Лукреция и объявляет, что в отместку за оскорбления в Венеции она отравила их вино и приготовила для их тел пять гробов. До сих пор она считала, что Дженнаро бежал из Феррары по ее совету, и поэтому встревожена, когда он выходит вперед и объявляет, что она отравила шестого. Орсини, Ливеротто, Вителлоццо, Петруччи и Газелла падают замертво. Дженнаро хватает кинжал и пытается убить Лукрецию, но она останавливает его, показывая, что на самом деле он ее сын. Она снова просит его выпить противоядие, но на этот раз он отказывается, решив умереть вместе со своими друзьями. В финальной кабалетте («Era desso il figlio mio») Лукреция оплакивает своего сына и умирает.

Заключительная кабалетта «Era desso il figlio mio» была добавлена ​​Доницетти по настоянию известной сопрано Генриетты Мерик-Лаланд , исполнившей партию Лукреции Борджиа. Это одна из самых сложных арий во всем оперном репертуаре, с трелями и колоратурными пассажами, требующими исключительной вокальной ловкости. Позже Доницетти удалил арию, поскольку считал, что она подорвала достоверность финала. [ 3 ]

Год Бросать
(Лукреция,
Хенаро,
Маффио Орсини,
Дон Альфонсо)
Дирижер,
Оперный театр и оркестр
Этикетка [ 4 ]
1965 Монсеррат Кабалье ,
Ален Ванзо ,
Джейн Бербье ,
Костас Паскалис
Джонель Перлеа,
Оркестр и хор Американского оперного общества
(Запись концертного выступления в Карнеги-холле, июль)
Компакт-диск: Золотая Опера
Кот: 1030815
1966 Лейла Генсер ,
Джакомо Арагалл ,
Анна Мария Рота ,
Марио Петри
Карло Франси,
Оркестр и хор Неаполитанского театра Сан-Карло
(Запись спектакля в Театре Сан-Карло, Неаполь, 29 января 1966 г.)
Компакт-диск: Hunt Productions
Кот: HUNTCD 544
1966 Монсеррат Кабалье ,
Альфредо Краус ,
Ширли Верретт ,
Эцио Скордж
Джонель Перлеа,
Хор и оркестр RCA Italiana Opera
компакт-диск: RCA
Кот: RCAG 66422RG
1974 Лейла Генцер,
Хосе Каррерас ,
Татьяна Троянская ,
Маттео Манугерра
Никола Рескиньо ,
Далласская гражданская опера (Live)
Компакт-диск: Мелодрама
Кот: 270109
1975 Джоан Сазерленд,
Джон Брекнок ,
Угетт Туранжо ,
Майкл Девлин
Ричард Бониндж ,
Хьюстонский симфонический оркестр и хор (Live)
LP: Отчеты MRF
Кот:MRF-121-S
1976 Беверли Силлс,
Генри Прайс,
Сюзанна Марси ,
Адиб Фаза
Юлиус Рудель ,
Нью-Йоркская опера (Live)
Компакт-диск: Оперное депо
Кот: 11295-2
1977 Джоан Сазерленд,
Маргарет Элкинс ,
Роберт Оллман ,
Рон Стивенс
Ричард Бониндж,
Сиднейский елизаветинский оркестр и хор австралийской оперы
(Жить)
DVD: Опус Арте "Фавео",
Кот: OAF 4026D
1978 Джоан Сазерленд,
Джакомо Арагалл ,
Мэрилин Хорн ,
Ингвар Виксель
Ричард Бониндж,
Национальный филармонический оркестр и хор Лондонской оперы
Компакт-диск: Декка
Кот: 421497
1979 Лейла Генцер,
Альфредо Краус,
Елена Зилио,
Бональдо Джайотти
Габриэле Ферро,
Оркестр и хор Teatro Comunale di Firenze (Live)
Компакт-диск: Живая сцена
Кот: LS1096
1980 Джоан Сазерленд,
Альфредо Краус,
Энн Хауэллс ,
Стаффорд Дин
Ричард Бониндж,
Королевский оперный театр , оркестр и хор Ковент-Гарден (Live)
DVD: Пионер Ковент-Гардена
Кат.: B 12385-01
1989 Джоан Сазерленд,
Альфредо Краус,
Мартин Дюпюи,
Мишель Пертуси
Ричард Бониндж,
Оркестр и хор Gran Teatro del Liceo
(Видеозапись выступления в Большом театре Лисео, 31 мая)
Видеокассета VHS: распространение текстов,
Кот: 1842 (неполный) и 1882 (1990)
2007 Димитра Теодоссиу,
Роберто Де Биасио,
Нидия Паласиос,
Энрико Джузеппе Иори
Тициано Северини,
Оркестр и хор Бергамского музыкального фестиваля Дж. Доницетти (Live)
DVD: Наксос
Кот: 2.110264
2009 Эдита Груберова,
Павол Бреслик,
Элис Кут ,
Франко Вассалло
Бертран де Билли
Баварская государственная опера
(Запись спектакля в Национальном театре, Мюнхен, февраль)
DVD Медичи Искусство,
Кот: 2072458-1
2010 Эдита Груберова,
Хосе Бро,
Сильвия Тро Сантафе ,
Франко Вассалло
Andriy Yurkevych
Оркестр радио WDR Кёльн
(Запись выступления в Кёльнской филармонии, 4 июня)
Компакт-диск: Nightingale Classics AG.
Кот: NC 000100-2
2010 Мариэлла Девиа ,
Джузеппе Филианотти ,
Мариана Пиццолато,
Алекс Эспозито
Марко Гуидарини
Филармонический оркестр Марке
(Запись выступления в Театре делле Музе в Анконе, февраль
Компакт-диск: Бонджованни
Кот: ГБ 2560/62
2013 Рене Флеминг ,
Майкл Фабиано ,
Элизабет ДеШонг,
Виталий Ковалёв
Риккардо Фризза ,
Оперы Сан-Франциско Оркестр и хор
DVD: ЕвроАртс
Кот: 2059644

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Эшбрук и Хибберд, с. 234
  2. ^ Перейти обратно: а б Левенберг 1978, столбец 754–755.
  3. ^ Лиас, Энтони (8 февраля 2011 г.). «Лукреция Борджиа: Английская национальная опера, 31 января 2011 г.» . Опера Британия . Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года.
  4. ^ Капон, Брайан (декабрь 2009 г.). «Записи Лукреции Борджиа Гаэтано Доницетти» . Дискография оперы . Проверено 19 января 2020 г.

Цитируемые источники

[ редактировать ]

Другие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 608adbe0106c193107e985dfec8b2d45__1719795540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/45/608adbe0106c193107e985dfec8b2d45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lucrezia Borgia (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)