Изгнание из Рима
Изгнание из Рима | |
---|---|
Опера Гаэтано Доницетти | |
![]() Молодой композитор | |
Либреттист | Доменико Джилардони |
Язык | итальянский |
На основе | Луиджи Маркионни «Римский преступник» |
Премьера | 1 января 1828 г. Театр Сан-Карло , Неаполь |
L’esule di Roma, то есть Проскрипт ( «Изгнанник из Рима, или Запрещённый» ) — мелодрама героическая , или героическая опера , в двух действиях Гаэтано Доницетти . Доменико Джилардони написал итальянское либретто » Луиджи Маркионни по мотивам «Романского произведения , в свою очередь на основе Луи-Шарля Канье и Деботьера «Андроклеса или разведчика льва» . Премьера состоялась 1 января 1828 года в театре Сан-Карло Неаполе в .
История состава
[ редактировать ]В 1827 году Доницетти был нанят неаполитанским театральным импресарио Доменико Барбаха для написания четырех опер за три года. Выполнив свои обязательства вовремя и вскоре после того, как 21 ноября 1827 года он подарил Новому театру театральный фарс Le convenienze ed inconvenienze teatrali новое произведение , он представил к Новому 1828 году театру Сан-Карло , на этот раз в жанре оперы-серии. как L'esule di Roma .
Либретто Доменико Джилардони было вдохновлено драмой прокурора Луиджи Маркионни « Изгнанный римлянин, или Кавказский лев» (Неаполь, 1820), которая, в свою очередь, была основана на опере в трёх действиях Луи-Шарля Канье. Разведчик Андрокла или Лев (Париж, 1804 г.), который позже послужил источником вдохновения для романа Джорджа Бернарда Шоу « Андрокл и Лев (1912).
Премьера объединила впечатляющий состав, такой как тенор Кальвари Берардо Винтер, сопрано Аделаида Торси и бас Луиджи Лаблаш , и это был триумф.
История выступлений
[ редактировать ]19 век
Опера была немедленно представлена в других итальянских оперных театрах: в Ла Скала в Милане с сопрано Генриеттой Мерик-Лаланд в июле 1828 года и снова в Неаполе с тенором Джованни Баттистой Рубини зимой 1828 года.
После первых представлений в девятнадцатом веке произведение претерпело несколько изменений: среди сокращений была сцена, в которой Септимуса пощадил лев, рану которого он залечил и который узнал его в Большом цирке . Это был эпизод из анекдота об Андрокле , рассказанного Авлом Геллием , который приписал его Апиону : он был заменен гораздо более традиционным приемом - . милосердием Тиберия Финальная сцена, в которой Аргелия радуется счастливому исходу, также была добавлена, чтобы соблюсти условности того времени и помочь Доницетти, который, в соответствии с традицией того времени, хотел, чтобы произведение завершилось арией для примадонны.
«L'esule di Roma» было произведением, выбранным в Бергамо , где родился Доницетти , в честь композитора в 1840 году: его поставил друг детства Доницетти Марко Боунс, а в состав актерского состава входили такие первоклассные певцы, как Евгения Тадолини , Доменико Донцелли и Игнацио Марини. . Произведение было представлено на сценах Мадрида, Вены и Лондона и оставалось в репертуаре в Италии и за рубежом до 1869 года, года, когда оно было дано в последний раз в девятнадцатом веке в Неаполе.
20 век и далее
L'esule di Roma была поставлена впервые в двадцатом веке 18 июля 1982 года в зале Королевы Елизаветы лондонском в концертном исполнении с Катей Риччарелли , Брюсом Брюэром и Джоном-Полом Богартом по инициативе Общества Доницетти. . Первое выступление в современной Италии состоялось в Театре Габриэля Кьябрера в Савоне в октябре 1986 года и было записано вживую.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 1 января 1828 г. (Дирижер: - ) |
---|---|---|
Мурена, сенатор | бас | Луи Лаблаш |
Аргелия, его дочь | сопрано | Аделаида Тру |
Эмилия, младшая сестра Алжира | тихий | |
Септимий на трибунах | тенор | Берардо Винтер |
Леонтина, подруга Алжира | меццо-сопрано | Эдвиге Риччи |
Публий, генералу | баритон | Джованни Кампаньоли |
Лусио | тенор | Гаэтано Чиццола |
Фульвио | тенор | Капраника |
Родственники Мурены, друзья Публио, рабы Аргелии, солдаты, священнослужители, пленники, люди |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Рим
- Время: правление Тиберия (14–37 гг. н.э.).
Акт 1
[ редактировать ]Первая сцена
[ редактировать ]Общественная площадь, окруженная дворцами, храмами и памятниками. Триумфальная арка. Справа вестибюль дома Мурены.
сцена 1
Римский народ славит генерала Публия, разгромившего врагов императора Тиберия, но сенатор Мурена не явился участником всеобщего ликования. На самом деле он обещал свою дочь Публию Аргелию, но когда тот приходит за ней, он вынужден признать, что юную девушку невозможно найти и он не может полностью скрыть свое беспокойство.
сцена 2
Причина исчезновения Аргелии раскрывается: молодой трибун Септимус, сын одного из благодетелей Мурены, которого Мурена осудила и сослала по политическим мотивам, тайно вернулся, рискуя верной смертью, чтобы найти Аргелию, в которую он влюблен (cabaletta Se ad altri il core ).
сцена 3
Аргелия тоже отвечает ему любовью и осталась верна (дуэт Al fianco mio! ).
сцена 4
Счастье двух влюбленных недолговечно: приходит Луций со своими солдатами и немедленно арестовывает Септимия.
сцена 5
Аргелия признается, что любит Публия Септимия: Публий благородно обещает ему помочь.
сцена 6
Лусио Мурена объявляет, что Септимус вернулся и, как ожидается, его вынесет Сенат.
Вторая сцена
[ редактировать ]Внутри дома Мурены.
Сцена 7
Септимус совершает последний визит в Аргелию и предоставляет письменные доказательства заговора, жертвой которого он является и главным вдохновителем которого является его собственный отец. Аргелия в ужасе от этой новости. Мурена приходит в ужасе от боли, потому что он только что приговорил Септимуса к смерти. Однако он умоляет последнего не рассказывать об этом дочери и взамен предлагает, чтобы спасти свою честь, готов заставить его бежать из Рима вместе с Аргелией. Но Септимус отказывается и готов встретить свою смерть. Необычно то, что Доницетти завершает первый акт замечательным трио ( Ei stesso! ), вместо обычного обычая; это решение будет использовано в в Беллини «Нормах» конце первого акта (1831 г.) и Верди » «Эрнани 1844 г.
Акт 2
[ редактировать ]Первая сцена
[ редактировать ]Внутри дома Мурены.
Сцены 1 и 2:
Мурена погружается в безумие в очень красивой сцене (aria Entra nel cirfo!, Cabaletta De Stige il flutto ), которая, с одной стороны, странным образом предвещает его знаменитые «безумные сцены» — все для женщин — произведения зрелого Доницетти, а с другая рука особенно перекликается со сценами из шедевров неоклассического театра, где мужской персонаж сходит с ума от раскаяния, среди них можно упомянуть трагедии Саула (1782) Витторио Альфьери и Аристодемо (1786) Винченцо Монти . Джованни Пачини упомянет эту сцену в своей «Сапфо» (1840).
Вторая сцена
[ редактировать ]В тюрьме
сцена 3
В своей камере Септимий ожидает казни. Арии ля мажор S'io finora, Bell'idol mio предшествует инструментальный отрывок для гобоя соло, за которым следует кабалетта в той же тональности, спускающаяся к трубе. Эта сцена была добавлена во время выступления тенора «Винтер» в миланском театре Ла Скала 12–12 июля 1828 года, но оригинальная музыка была утеряна. Есть две версии: одна написана для Рубини, который исполнял эту роль в театре Сан-Карло зимой 1828 года, и другая для Игнацио Пазини во время ее возрождения в Бергамо в 1840 году.
Третья сцена
[ редактировать ]Сад дома Мурены.
Сцены 4 и 5
Мурена решил разоблачить себя ради спасения Септимуса. Он просит у Аргелии документы, которые дал ей молодой человек, доказывающие его вину, но она не хочет, чтобы отец пожертвовал своим добрым именем, и со слезами отказывает ему. Однако решение Мурены бесповоротно, и он отправляется к императору.
сцена 6
Снаружи Аргелия слышит крики толпы, желающей увидеть, как Септимуса ведут на казнь. Кантабиле его каватины Tardi, tardi il piè la volgi весьма необычно вводится и подчеркивается английским рожком.
Сцена 7
Темп в середине вводит Публий, который объявляет хорошие новости: Септимус и Мурена оба помилованы. Аргелия выражает свою радость в финальной кабалетте Ogni tormento .
Музыка
[ редактировать ]Основными номерами партитуры являются первая ария Мурены «Ахи!». Che di Calma un'ombra и его дуэт с Публием (акт 1, сцена 1), дуэт Септимуса и Аргелии (акт 1, сцена 3), заключительное трио акта 1, которому произведение во многом обязано своей популярностью в девятнадцатый век, безумная сцена Мурены во втором акте и дуэт Аргелии и Мурены также во втором акте. На музыку все еще сильно влияет опера-серия. влияние, классическим примером которого является Россини 1823 года «Семирамида» , хотя инструментальные пассажи с аккомпанементом английского рожка или фагота облигато и обширные сцены и вовсе часто заставляют нас думать о старом мастере Доницетти, Симоне Майре , или даже о Гаспаре Спонтини ' s Весталка (1803). Однако драматический накал ситуаций, а также типичное для Доницетти использование флейты и попытка убрать финальную арию примадонны уже заявили о зрелости творчества композитора.
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать (Аргелия, Септимий, Мурена, Публий) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 1 ] |
---|---|---|---|
1982 | Катя Риччарелли , Брюс Брюэр, Джон-Пол Богарт, Джон Гиббс |
Лесли Хед, Оркестр Pro Opera и оперной группы Челси хор (Запись выступления в Queen Elizabeth Hall в Лондоне) |
Кассета: Чарльз Хандельман, Live Opera Кот: 03309 |
1986 | Сесилия Гасдия, Эрнесто Паласио, Симона Алаймо, Армандо Ариостини |
Массимо де Бернар, Симфонический оркестр Пьяченцы и хор Оперы Джокоза (Запись выступления в Театре Кьябрера, Савона, 14 октября) |
Аудио компакт-диск: Бонджованни Кот: ГБ 2045/46-2 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Источники
- Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
- Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23526-X
- Эшбрук, Уильям (1998), «Доницетти, Гаэтано» в Стэнли Сэди (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Один. Лондон: MacMillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Эшбрук, Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN 0-14-029312-4 . стр. 224 – 247.
- Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе, 1822–1848 гг . Лондон: Общество Доницетти.
- Левенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597-1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд
- Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3
- Сэди, Стэнли (Ред.); Джон Тайрелл (исполнительный редактор) (2004), Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-19-517067-2 (твердый переплет). ISBN 0-19-517067-9 OCLC 419285866 (электронная книга).
- Вайншток, Герберт (1963), Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине девятнадцатого века , Нью-Йорк: Книги Пантеона. ЛЦН 63-13703
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Общества Доницетти (Лондон)
- Либретто (итальянский)