Jump to content

Велизарий

Велизарий
Опера Гаэтано Доницетти
Титульный лист либретто 1836 года.
Либреттист Сальвадор Каммарано
Язык итальянский
На основе Велизарий
Эдуард фон Шенк
Премьера
18 марта 1836 г. ( 1836-03-18 )

Белисарио ( Велисарий ) — в трёх трагическая опера действиях Гаэтано Доницетти . Сальвадор Каммарано написал итальянское либретто по мотивам адаптации Луиджи Маркионни произведения Эдуарда фон Шенка. [ из ] пьеса «Велизарий» , поставленная сначала в Мюнхене в 1820 году, а затем (на итальянском языке) в Неаполе в 1826 году. [ 1 ] Сюжет во многом основан на жизни знаменитого полководца Велисария VI века Византийской империи .

Премьера спектакля, имевшая успех у критиков и публики, состоялась 4 февраля 1836 года в театре Ла Фениче в Венеции, и в этом сезоне было дано множество дополнительных представлений. [ 2 ] хотя ученый Доницетти Уильям Эшбрук отмечает, что их было бы больше, если бы опера не была представлена ​​так поздно в этом сезоне. [ 3 ]

Однако, несмотря на первоначальный краткосрочный успех и реакцию критиков, о чем свидетельствует обзор в La Gazzetta privilegiata , в котором говорилось, что «к итальянской музыке добавлен новый шедевр... Белисарио не только порадовал и восхитил, но и покорил , воспламенил и восхитил весь зал", [ 4 ] в конечном итоге, если бы «Доницетти влил музыку такого калибра, как его Лючия ди Ламмермур, в партитуру « Белисарио» недостатки его своенравного сюжета и драматической структуры имели бы меньшее значение». [ 5 ] К апрелю 1836 года даже сам композитор признал, что произведение стоит ниже Люсии по выполнению. [ 5 ]

История композиции

[ редактировать ]

После успеха «Лючии ди Ламмермур» в сентябре 1835 года Доницетти перешел к постановке « Марии Стюарды» , первой под этим именем в Ла Скала в конце 1835 года. В июле 1835 года он подписал контракт на представление «Белисарио» в Венеции, для чего это первый визит в этот город с 1819 года, но только в октябре этот вопрос был окончательно согласован.

Затем последовали переговоры с импресарио Натале Фаббричи о найме венецианского либреттиста Пьетро Бельтраме. Однако композитор не только предпочитал работать с известным ему либреттистом, с которым он мог бы работать в непосредственной близости, [ 6 ] но он уже начал работать с Каммарано, который пересматривал - к удовлетворению композитора - более раннюю версию Белисарио. [ 7 ] которую либреттист представил руководству театра Сан-Карло в 1832 году. [ 6 ]

Больше всего Доницетти беспокоили певцы, которых должны были пригласить. В первую очередь его беспокоила личность ведущего тенора: "Пока я не буду знать наверняка, я не смогу сочинять дуэты, финалы и трио", - пишет он в октябре. [ 8 ] К тому времени, когда Доницетти прибыл в Венецию 6 января 1836 года, партитура « Белисарио» была почти готова, и из-за задержек он успел услышать нескольких из предложенных певцов в исполнении «L'assedio di Corinto» Россини , которое состоялось 12 января. за день до репетиций Белисарио начала .

В случае с Антониеттой Виал (которая должна была петь роль Ирен и которую он описал, впервые услышав ее, как «одновременно ублюдочное сопрано и завуалированное контральто») [ 9 ] он смог внести изменения в соответствии с ее вокальными ограничениями. К моменту первого исполнения, которое было хорошо принято, Доницетти сообщил своему издателю о реакции публики на большинство номеров, в частности о том, что «в дуэте Виала и Сальваторе много выкриков брави , но в конце (так они говорят) ситуация настолько трогательная, что они плакали». [ 10 ]

В обзоре выступления Доницетти в Лондоне в 2011 году выделены некоторые сильные стороны партитуры Доницетти:

Центральную пару играют бас и сопрано, что сразу же напоминает «Макбет» Верди . Но в партитуре Доницетти нет яростной сжатости Верди, и мы находимся на совершенно другой территории. Белисарио и Антонина, последняя скорее Регана, чем Леди Макбет, скорее враждуют друг с другом, чем объединены жаждой власти. Ее махинации привели к тому, что его ослепили, а затем изгнали из Византии в потусторонний мир природы. Однако эмоциональный центр лежит в убедительном изображении Доницетти отношений Белисарио с его волевой дочерью Ирен (вы сразу думаете о Корделии) и его возможном воссоединении с Аламиро, сыном, который исчез в младенчестве и в предполагаемом убийстве которого замешан Белисарио. . [ 11 ]

История выступлений

[ редактировать ]

19 век

Популярность оперы сохранялась на протяжении всего XIX века: ее ставили в 31 городе Европы и Америки. [ 2 ] Его первое исполнение в Лондоне состоялось 1 апреля 1837 года, но в Соединенные Штаты оно прибыло только 29 июля 1843 года в Филадельфии, а затем в Нью-Йорке 14 февраля 1844 года. [ 2 ]

После выступления в Кобленце в 1899 году опера исчезла.

20 век и далее

Современные постановки были редкостью. Возрождение состоялось в 1969 году в Ла Фениче. [ 12 ] в 1970 году в Бергамо, в 1972 году в Лондоне, в 1973 году в Неаполе, в 1981 году в Буэнос-Айресе и в 1990 году в Университете Рутгерса в Нью-Джерси. [ 2 ] Среди исполнительниц главной женской роли наиболее заметной стала Лейла Генцер .

Опера была представлена ​​в январе 2005 года Школой искусств Северной Каролины. [ 13 ] используя совершенно новую на тот момент оценку производительности, подготовленную Оттавио Сбрагиа. Ближе к началу репетиций осознав, что партитура выступления недоступна, NCSA заручилась помощью музыковеда Филипа Госсетта , который смог связать их со Сбрагией и его версией, основанной на оригинальных выступлениях 1836 года в Венеции. стал критическим изданием произведения. [ 14 ]

состоялись постановки Турецкого государственного театра оперы и балета В том же году в Стамбуле . [ 15 ]

В июле 2010 года оперу исполнила труппа Buenos Aires Lirica. [ 16 ] и концертное выступление с Нелли Миричиу в главной роли с лондонской оперной группой Челси. [ 17 ] под дирижером Ричардом Бонинджем был дан в Куин-Элизабет-Холле 13 февраля 2011 года. [ 11 ] [ 18 ]

«Белисарио» получил новую постановку в Театре Доницетти в Бергамо в рамках Фестиваля Доницетти в сентябре 2012 года с использованием критического издания: [ 19 ] в то время как Симфонический оркестр BBC представил концертное выступление в Лондоне 28 октября 2012 года с канадским сопрано Джойс Эль-Хури в роли Антонины и сицилийским баритоном Николой Алаймо в роли главного героя. [ 20 ] [ 21 ] Актерский состав записал оперу для «Оперы Рара» . [ 20 ]

Каролина Унгер, создавшая роль Антонины
Роли, типы голоса, премьерный состав
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 4 февраля 1836 г.
Антонина , жена Белисарио сопрано Каролина Унгер
Ирина, их дочь меццо-сопрано Антониетта Виал
Белисарио , генерал армии баритон Челестино Сальватори
Джустиниано , император Востока бас Саверио Джорджи
Аламиро, узник Велисария тенор Игнацио Пазини
Юдора сопрано Амалия Бадесси
Евтропион, начальник императорской гвардии тенор Адонис Золотой
Эусебио, смотритель тюрьмы бас Джованни Рицци
Октарио бас Джованни Рицци
Сенаторы, ветераны, пастухи, стражники, пленники, люди

Краткое содержание

[ редактировать ]
Место: Византия и горы Гем.
Время: шестой век нашей эры.

Триумф (Триумф) [ 5 ]

Зал в императорском дворце

Ирина и народ приветствуют победителя Велизария. Антонина ненавидит своего мужа за то, что Прокл, раб Велизария, на смертном одре признался, что по приказу своего господина выставил ее сына на берег океана, чем стал причиной его смерти. Император Юстиниан приветствует своего командира и исполняет его молитву об освобождении пленников. Пленник Аламиро, обожающий Велизария, отказывается покинуть его (Речитатив и дуэт: Che veggio!... Il don sprezzi forse, Alamiro? / «Что я вижу, ты, Аламиро, отвергаешь мой дар?»). Генерал усыновляет его вместо давно потерянного сына. Ирина поздравляет отца, но Антонина уже начала свое дело ненависти, выдав Велизария Юстиниану, а невиновного человека обвиняют в государственной измене и бросают в тюрьму по показаниям жены.

Изгнанник (Изгнание)

До тюрьмы

Аламиро и его друзья оплакивают судьбу Велизария, которому враги выкололи глаза, неверно истолковав приказы императора и не подчинившись ему. Аламиро клянется отомстить (Ария: Трема, Бизанцио! sterminatrice, Su te la guerra disenderà / «Тропей, кровожадная Византия, война обрушится на тебя»). Ирен, одетая в юношескую одежду, приходит, чтобы служить проводником своему отцу, которого вот-вот освободят из тюрьмы (Дуэт: Oh tu, che della eterna, orribil notte / «О ты, кто в ужасной тьме»).

Смерть

В горах

Когда слышен звон оружия, Ирен в поисках безопасности ведет Велисария в пещеру. Аламиро теперь возглавляет армию Аланни против Византии, чтобы отомстить за Велисария. Велизарий противостоит ему и узнает в нем своего сына через амулет. По просьбе отца сын покидает ряды врагов Византии, и аланны, теперь находящиеся под командованием Оттавио, идут в Византию, не боясь, поскольку армия императора лишается своего предводителя.

Зал в Византии

Антонина в раскаянии сообщает императору, что ее показания против Велисария были ложными. Приходит Ирен с новостями о победе и сообщает Антонине, что Аламиро - ее сын, и что именно раб, а не Велисарий, планировал его смерть. Тем временем слепой Велизарий возглавил византийскую армию и разгромил угрожавших Византии аланнов, но стрела смертельно ранила его. Его несут умирающим, и скорбящий император обещает стать отцом Аламиро и Ирен.

Год В ролях: Велисарий,
Antonina,
Ирен,
Аламиро,
Юстиниан
Дирижер,
оперный театр и оркестр
Этикетка [ 22 ]
1969 Джузеппе Таддеи ,
Лейла Генсер ,
Мирна Печиле,
Умберто Грилли,
Никола Заккария
Джанандреа Гаваццени ,
театра Ла Фениче Оркестр и хор
(Запись выступления в театре Ла Фениче, Венеция, 9 или 14 мая)
Компакт-диск: Мелодрама
Кот: MEL 27051
Мировая музыка
Кот: MFOH 10301
Золотая работа
Кот: OPD 1258
1970 Ренато Брусон ,
Лейла Генсер ,
Мирна Печиле,
Умберто Грилли,
??
Адольфо Камоццо,
Оркестр и хор театра Доницетти в Бергамо.
(Запись выступления в Бергамо, октябрь)
Компакт-диск: Охота
Кот: CD 586
1981 Ренато Брусон ,
Мара Зампиери ,
Стефания Точиска ,
Витторио Терранова,
Нино Менегетти
Джанфранко Мазини ,
театра Колон Оркестр и хор
компакт-диск: СРИ
Кот: 385
1997 Яцек Штраух,
Инес Салазар,
Наталья Биорро,
Сергей Хомов,
Константин Сфирис
Дэн Ратиу,
Филармонический оркестр и хор Граца
(Видеозапись выступления в современной постановке Оперы Граца , ноябрь или декабрь)
Видеокассета: Premiere Opera Ltd.
Кот: VID 2234 (NTSC)
2012 Никола Алаймо,
Джойс Эль-Хури ,
Камилла Робертс,
Рассел Томас ,
Аластер Майлз
сэр Марк Элдер ,
Симфонический оркестр BBC и певцы BBC
(Студийная запись сделана на студии BBC Maida Vale Studios , Лондон, октябрь 2012 г.)
CD: Опера Рара ,
Кот: ОРК 49 [ 23 ]

Примечания

  1. ^ Осборн 1994, с. 246; Эшбрук 1982, с. 561; Эшбрук 1992, с. 384; Smart & Budden, 2001. книга Жана-Франсуа Мармонтеля « Белизер В качестве источника также была предложена »: Weinstock 1963, p. 350; Эшбрук и Хибберд 2001, с. 237, утверждается, что это была «пьеса» Мармонтела 1776 года), но Осборн решительно утверждает, что первоисточником Каммарано, должно быть, был итальянский перевод Маркионни пьесы Шенка « Белисар» 1820 года , которая была представлена ​​в Неаполе в 1826 году, а не роман Мармонтеля 1766 года.
  2. ^ Jump up to: а б с д Осборн 1994, стр. 245–248.
  3. ^ Эшбрук 1982, с. 637: Эшбрук утверждает, что в том сезоне было «28 выступлений подряд» (стр. 107), тогда как Осборн утверждает, что 17 (стр. 246).
  4. ^ Цитируется по Осборну, 1994, с. 246
  5. ^ Jump up to: а б с Осборн, 1994, с. 247
  6. ^ Jump up to: а б Commons 2013, стр. 12–14: «Было бы неосмотрительно отстранять поэта от маэстро», - отметил Доницетти в письме от 24 октября.
  7. ^ Эшбрук 1982, стр. 103–105.
  8. Доницетти Фаббричи, 24 октября 1835 г., Эшбрук, 1982 г., стр. 106
  9. ^ Доницетти Джованни Рикорди , 1 февраля 1836 г., в Commons 2013, стр. 20
  10. Доницетти Рикорди, 5 февраля 1836 г., в Эшбруке, 1982 г., стр. 107
  11. ^ Jump up to: а б Тим Эшли (21 февраля 2011 г.). « Белисарио – Обзор» . Хранитель . Лондон . Проверено 1 сентября 2011 г.
  12. ^ Роберт Бакстер , « Белисарио Обзор » , The Opera Quarterly , vol. 22, нет. 1 (зима 2006 г.), стр. 182–184 (частичная статья; относится к нескольким различным записям). Проверено 2 сентября 2012 г.
  13. Объявление о постановке на donizettisociety.com, дата обращения 2 сентября 2012 г.
  14. ^ Нэнси Голдсмит, «Записка на счет» , статья на веб-сайте Общества Доницетти (Лондон). Проверено 2 сентября 2012 г.
  15. Веб-сайт Турецкой государственной оперы. Архивировано 30 июля 2012 года в Wayback Machine . Проверено 2 сентября 2012 г.
  16. ^ Полная программа в формате pdf с эссе и т. д. на испанском языке на balirica.org.ar. Проверено 2 сентября 2012 г.
  17. ^ Роберт Хьюгилл (16 февраля 2011 г.). Доницетти «Стильный и мощный: Белисарио » . Оперная группа Челси . Проверено 16 августа 2023 г.
  18. ^ Обзор Джима Притчарда , musicweb-international.com. Проверено 1 сентября 2012 г.
  19. Список Operabase.com, дата обращения 26 августа 2012 г.
  20. ^ Jump up to: а б « Белисарио , Симфонический оркестр BBC, Марк Элдер, Барбакан» Майкла Черча, The Independent (Лондон), 29 октября 2012 г. Проверено 30 октября 2012 г.
  21. ^ Тайм Эшли (30 октября 2012 г.). « Белисарио – обзор» . Хранитель . Лондон . Проверено 31 октября 2012 г.
  22. ^ Записи на Operadis-opera-discography.org.uk.
  23. ^ « Информация о записи Беллисарио на сайте Opera Rara» . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 19 мая 2014 г.

Цитируемые источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
  • Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе, 1822–1848 . Лондон: Общество Доницетти.
  • Мелиц, Лео [ де ] (1921). Полное руководство любителя оперы , стр. 35 (источник синопсиса)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6d3f243f63b8ea30bf6a8899c3663fd__1714910160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/fd/e6d3f243f63b8ea30bf6a8899c3663fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belisario - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)