Я беру их д'Альбе
Я беру их д'Альбе Герцог Альба | |
---|---|
Опера Гаэтано Доницетти | |
![]() Эскиз декорации к премьере 1882 года Карло Феррарио. | |
Либреттист | |
Премьера | 22 марта 1882 г. Театр Аполло , Рим |
«Герцог д'Альб» (первоначальное французское название) или «Дюк д'Альба» (более позднее итальянское название) — опера в трех действиях, первоначально написанная Гаэтано Доницетти в 1839 году на на французском языке либретто Эжена Скриба и Шарля Дюверье . Его название, которое переводится как «Герцог Альба» , относится к его главному герою Фернандо Альваресу де Толедо, 3-му герцогу Альбе . Произведение предназначалось для исполнения в Парижской опере. Однако Уильям Эшбрук отмечает, что « Розине Штольц , любовнице режиссера, не понравилась предполагаемая роль Элен, и Доницетти отложил работу, когда она была наполовину завершена». [ 1 ]
Затем Доницетти отказался от партитуры в пользу продолжения одновременной работы над «L'ange de Nisida» и «L'elisir d'amore» . [ 1 ] Таким образом, спустя почти 34 года после смерти композитора он был завершен его бывшим учеником Маттео Сальви и впервые исполнен в итальянском переводе под итальянским названием Il duca d'Alba в Театре Аполло в Риме 22 марта 1882 года. с Леоне Джиральдони в главной роли, Эбигайль Бруски Кьятти в роли Амелии ди Эгмонт и Хулианом Гаярре в роли Марчелло.
До середины 20 века он почти не исполнялся на итальянском языке, а первые выступления на французском языке состоялись только в мае 2012 года.
История состава
[ редактировать ]
Первоначально опера была заказана для Парижской оперы в 1839 году, и Доницетти работал над ней большую часть того года. Однако он отказался от проекта, завершив только первые два акта, а также ноты к мелодиям и басовым партиям для третьего и четвертого актов. [ 2 ] На момент его смерти в 1848 году опера осталась незавершенной.
Несмотря на то, что Доницетти был заброшен ради Оперы и все еще не завершен, он почувствовал, что его контракт на эту оперу был разорван, и в конце мая 1845 года решил уехать из Вены в Париж, где он потребует от Оперы неустойки за ее непостановку, что было все еще незакончен, как и либретто. В последний раз он покинул Вену 10 июля 1845 года, но, похоже, ничего не предпринял по поводу этого заявления, когда прибыл в Париж, и вскоре его забрала последняя болезнь. [ 3 ]
В 1855 году либретто Скриба и Дюверье было перенесено в Верди оперу «Сицилийские вечера » с изменением места действия с испанской оккупации Фландрии в 1573 году на французскую оккупацию Сицилии в 1282 году.
В 1881 году Маттео Сальви , бывший ученик Доницетти, завершил оперу по нотам Доницетти с помощью Амилькаре Понкьелли , Антонио Баццини и Чезаре Доменичети. [ 4 ] Анджело Дзанардини перевел либретто Писца с французского оригинала на итальянский. Имена двух влюбленных «Анри» и «Элен» (которые к тому времени использовались в «Сицилийских вечерах ») были изменены на «Марчелло» и «Амелия». [ 5 ]
Когда Доницетти отказался от оперы, он повторно использовал знаменитую теноровую арию «Ange si pur» («Spirto gentil» в итальянской версии) для своей оперы 1840 года «Фаворитка» . К премьере Сальви сочинил замещающую арию «Angelo casto e bel». Он также добавил речитативы и объединил акты 3 и 4 в один заключительный акт.
История выступлений
[ редактировать ]Оригинальная французская версия
В мае 2012 года Vlaamse Opera в Антверпене и Генте представила первые исполнения оригинальной французской оперы в четырехактной версии, которая была завершена в 2012 году с дополнительной музыкой Джорджио Баттистелли . [ 6 ] [ 7 ] В нем использовалось критическое издание , подготовленное музыковедом Роджером Паркером , который написал обширные заметки об эволюции этой оригинальной версии. [ 8 ] Во французской версии Джордж Питен сыграл герцога, а Рэйчел Харниш — Элен д'Эгмонт. [ 9 ] и его дирижировал Паоло Кариньяни.

Итальянская версия
Опера исполнялась редко с 1882 года. [ 10 ] и «похоже, никто даже не помнил о его существовании, пока Фернандо Превитали не обнаружил потрепанную партитуру, использованную дирижером в этой знаменательной приме, на рыночном прилавке в Риме [12 января 1952 года]». [ 11 ] Профессор Александр Уэзерсон из лондонского Общества Доницетти в своем исследовании истории исполнения оперы отмечает, что:
История исполнения утверждает, что именно под управлением Фернандо Превитали заветная партитура «Дюка д'Альбы» была полностью возвращена к жизни в концертном исполнении в том же городе Риме, где она была обнаружена на том знаменитом рыночном прилавке. . Но это далеко не правильно. Эта версия возрождения уже была сокращена, опера была дана в трех действиях, а не в четырех. [ 11 ]
произошло серьезное возрождение итальянской версии Тем не менее, на фестивале Festival dei Due Mondi 1959 года в Сполето после того, как дирижер Томас Шипперс заново открыл партитуру. [ 12 ] (первоначально найденный в 1952 году), переработал его, удалив большую часть дополнений Сальви и сам реконструировав заключительные акты по записям Доницетти. Тем не менее, Уэзерсон также заявил:
В Театро Нуово в Сполето 11 июня 1959 года было поставлено предполагаемое возрождение оперы Доницетти/Сальви, снова в трех действиях, оркестр полностью сводился к «доницеттовским» звуковым фрагментам (как если бы Парижская опера того времени могла бы это сделать). не хватало инструментов), с опущенными прелюдиями и речитативами... и урезанными кодами. Спирто Джентил в очередной раз неподобающе появился вместо Анджело Касто и Бела. Эта урезанная версия 1959 года обрисовывала лишь скелет музыкального замысла композитора. Шипперс, похоже, не имел вкуса к большой опере и пытался переписать партитуру Доницетти так, как если бы это была романтическая мелодрама, которую он мог бы сочинить около десяти. лет до его парижского приключения». [ 11 ]
Постановку «Сполето» поставил Лукино Висконти , который использовал отреставрированные декорации премьеры 1882 года.
Позднее в том же году Шипперс представил премьеру произведения в США под эгидой Американского оперного общества в Музыкальной академии в Филадельфии 15 октября 1959 года.
Другие постановки включали постановку в Королевском театре де ла Монне в Брюсселе в 1979 году (с использованием декораций, вдохновленных проектами Карло Феррарио 1882 года); [ 11 ] серия шести спектаклей в театре Сан-Карло в Неаполе в декабре 1979 года и январе 1980 года, [ 13 ] а в октябре 1982 года Оперный оркестр Нью-Йорка под управлением Евы Квелер дал концертное исполнение версии оперы с Маттео Манугеррой в главной роли. [ 4 ] [ 11 ] [ 14 ] Об этом выступлении Уэзерсон отмечает: «где было множество сокращений, но также и возвращение многих наиболее характерных частей партитуры Сальви». [ 11 ]
Когда версия Шипперса в постановке Висконти была возрождена в Театро Нуово в Сполето (Фестиваль деи Дуэ Монди) 1 июля 1992 года, «... была еще одна попытка... на этот раз под управлением Альберто Марии Джури [и] Когда Доницетти/Сальви «Дука д'Альба» наконец появился в издании, наконец, музыкально достойном своих первоначальных размеров и драматического характера, теперь гораздо более законченном, «Дука» д'Альба в исполнении Алана Титуса , Марчелло в исполнении Сезара Эрнандеса, Амелия в исполнении Микаэлы Сбуриати, Сандовал в исполнении Марко Паулуццо и Карло в исполнении Денниса Петерсена». [ 11 ]
16 июля 2007 года состоялся концерт Национального оркестра Монпелье-Лангедока-Руссильона . «Его дирижировал Энрике Маццола; с Инвой Мула (Амелия), Франком Феррари (Дука), Артуро Чакон-Крузом (Марчелло), Франческо Эллеро д'Артенья (Сандовал) и Мауро Корна (Даниэле) с Национальным оркестром Монпелье. Впоследствии спектакль был выпущен на компакт-диске». [ 11 ]
Роли
[ редактировать ]Роль Итальянский / Французский |
Тип голоса | Итальянская версия Премьера актерского состава, 22 марта 1882 г. [ 15 ] Дирижер: Марино Манчинелли |
---|---|---|
Герцог Альба / Le Duc d'Albe , Губернатор Фландрии для короля Испании Филиппа II |
баритон | Леоне Джиральдони |
Амелия ди Эгмонт / Элен д'Эгмонт | сопрано | Эбигей Бруски-Кьятти |
Марчелло ди Брюгге / Анри де Брюгге, фламандский патриот и любовник Амелии |
тенор | Джулиан Гаярре |
Сандовал, капитан испанских войск | баритон | Ялмар Фрей |
Карлос / Карлос, испанский офицер |
тенор | Джованни Пароли |
Даниэле Брауэр / Даниэль Брауэр, фламандский патриот |
баритон | Алессандро Сильвестри |
Трактирщик / Тавернье, продавец пива |
бас | Ромео Сартори |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Герцог Альба был отправлен во Фландрию для подавления восстания против испанского владычества. Незадолго до начала действия отец Амелии Эгмонт, фламандский герой, был казнен герцогом, и теперь она полна решимости убить его. Герцог обнаруживает, что его давно потерянный сын Марчелло, любовник Амелии, теперь является лидером восстания. Герцог арестовывает его, когда он отказывается присоединиться к испанской армии.
Акт 2
[ редактировать ]Когда Марчелло освобождают из тюрьмы, он обращается к герцогу с просьбой пощадить его сообщников и Амелию, которые все были арестованы в таверне Даниэле Бауэра. Герцог сообщает Марчелло, что он его отец. В обмен на свободу своих друзей Марчелло становится на колени перед герцогом и признает его своим отцом.
Акт 3
[ редактировать ]Марчелло признается Амелии, что он сын герцога. Она просит его убить герцога в доказательство своей любви к ней. Разрываясь между отцом и любимой женщиной, Марчелло колеблется. Позже в порту Антверпена Амелия, переодетая мужчиной, берет дело в свои руки и пытается зарезать герцога. Марчелло бросается на герцога, чтобы защитить его, но его невольно убивает Амелия.
Записи
[ редактировать ]Итальянская версия : Подготовлено Анджело Занардини, Рим, 1882 г.
Год | В ролях (Герцог Альба, Марцелл Брюгге, Амелия в Эгмонте) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 16 ] |
---|---|---|---|
1951 | Джанджакомо Гуэльфи , Амедео Бердини, Катерина Манчини |
Фернандо Превитали , Римский симфонический оркестр RAI |
Компакт-диск: Сборник исторических опер Бонджованни. Кот: HOC015-16 |
1959 | Луи Килико , Ренато Чиони , Ивана Тосини |
Томас Шипперс Триестский филармонический оркестр и Театра Лирико Джузеппе Верди Хор |
Компакт-диск: Золотая Опера Кот: OPD1178 |
1982 | Маттео Манугерра, Далмасио Гонсалес, Марина Крилович |
Ева Квелер , Оперный оркестр Нью-Йорка и Schola Cantorum Нью-Йорка (Запись концертного выступления в Карнеги-холле , Нью-Йорк, 28 октября) |
Компакт-диск: Архив Omega Opera. Кот: 2574 |
2007 | Франк Феррари, Артуро Чакон Крус , Инва От |
Энрике Маццола , Национальный оркестр Монпелье Лангедок-Руссильон и Хор Латвийского радио. (Запись концертного выступления) |
Компакт-диск: Соглашение Кот: 4800845 |
Оригинальная версия с французским текстом : завершена Джорджио Баттистелли в 2012 году. [ 7 ]
Год | В ролях («Герцог Альбский», Генрих Брюгге, Елена Эгмонтская) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка |
---|---|---|---|
2012 | Джордж Питин , Исмаэль Джорди , Рэйчел Харниш |
Паоло Кариньяни, Симфонический оркестр и хор Фламандской оперы Антверпен/Гент (Запись на представлении оперы Влаамсе в мае 2012 г.) |
Компакт-диск: Динамический, Кот: CDS 7665 |
2016 | Лоран Наури , Майкл Спайрс , Анджела Мид |
Марк Элдер , Оркестр Халле , Хор Opera Rara |
Компакт-диск: Опера Рара Кот:ORC54 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Эшбрук 1998 , с. 1263
- ↑ Эдвард Ротштейн , 30 мая 1992 г., «Работа Доницетти воскрешена, декорации и все такое» , The New York Times
- ^ Вайншток 1963 , стр. 231–232.
- ^ Jump up to: а б Джон Роквелл , 31 октября 1982 года, «Концерт: Ева Квелер ведет Альбу » , The New York Times .
- ^ Йолен Булдрини, «Досье: Дука д'Альба » , на Forum Opéra (на французском языке) (по состоянию на 26 декабря 2013 г.)
- ^ «Мы попросили композитора Джорджо Баттистелли закончить незаконченную оперу Доницетти». Архивировано 10 марта 2009 г. в Wayback Machine , на vlaamseopera.be.
- ^ Jump up to: а б « Герцог д'Альбский » на сайте Vlaamse Opera. Архивировано 10 марта 2009 г. в Wayback Machine по адресу vlaamseopera.be/en. Проверено 26 декабря 2013 г.
- ^ Паркер 2012 .
- ^ Премьера актерского состава Общества Доницетти, Лондон.
- ^ Weatherson 2007a , Weatherson 2007b , Weatherson 2007c , история итальянской версии.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уэзерсон 2007c
- ^ «Музыка: Возрождение Доницетти» , Time , 22 июня 1959 года: «Прошлой осенью на складе издательства в Милане дирижер, родившийся в Каламазу, Томас Шипперс обнаружил партитуру оперы, посвященную королеве Италии Маргарите, перевязанную фиолетовой веревкой. Последний раз в Сполето неделю, на открытии Фестиваля двух миров Джан Карло Менотти, он сразу же развернул свою находку перед большой аудиторией итальянских критиков. провозгласил давно забытое произведение одним из лучших творений композитора Гаэтано Доницетти». Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ Собственная театральная программа, Il duca d'Alba . Неаполь, отдел по связям с общественностью театра Сан-Карло, 1979 год. Спектакли указаны как состоявшиеся 27 и 30 декабря 1979 года, а также 3, 6, 9 и 12 января 1980 года.
- ^ Подробности об актерском составе и производстве на веб-сайте OONY. Архивировано 2 апреля 2015 г. на Wayback Machine. Проверено 12 мая 2012 г.
- ^ Казалья, Герардо (2005). «Герцог д'Альб, 22 марта 1882 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Записи , Operadis-opera-discography.org.uk.
Цитируемые источники
- Эшбрук, Уильям (1998). « Герцог д'Альб ». В Стэнли Сэди (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Том. 1. Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-73432-7 .
- Паркер, Роджер (июнь 2012 г.). «Забытая французская опера Доницетти: В поисках герцога д'Альба » . Общество Доницетти (Лондон) . Проверено 8 ноября 2023 г. (написано совместно с спектаклями-реконструкциями оперы Влаамсе).
- Уэзерсон, Александр (октябрь 2007 г.). «Hache sanglante» герцога Альбы: Часть 1 - История оперы» . Информационный бюллетень 102 . Общество Доницетти (Лондон) . Проверено 8 ноября 2023 г.
- - (октябрь 2007б). «Hache sanglante» герцога Альбы: Часть 2 – Структура и номера оперы» . Информационный бюллетень 102 . Общество Доницетти (Лондон) . Проверено 8 ноября 2023 г.
- - (октябрь 2007 г.). «Hache sanglante» герцога Альбы: Часть 3 – История исполнения оперы с 1950-х годов» . Информационный бюллетень 102 . Общество Доницетти (Лондон) . Проверено 8 ноября 2023 г.
- Вайнсток, Герберт (1963). Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине XIX века . Нью-Йорк: Книги Пантеона. LCCN 63013703 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: В свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
- Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23526-X
- Эшбрук, Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN 0-14-029312-4 . [ нужна страница ]
- Джексон, Алан (частично), «Отчет о прошлой постановке: «Герцог Альбский » Доницетти , Опера Влаамсе, Антверпен и Гент, 25 мая – 2 июня 2012 г.», Общество Доницетти (Лондон). (Реакция на просмотр постановки Оперы Влаамзе в 2012 году)
- Левенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597–1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд [ нужна страница ]
- Лумис, Джордж (15 мая 2012 г.), «Заполнение недостающих звеньев никогда не законченной оперы Доницетти» , The New York Times (отчет о подготовке к постановке 2012 г.)
- Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3 [ нужна страница ]
- Розенталь Х. и Варрак Дж ., Краткий Оксфордский оперный словарь , 2-е издание, 1979 г., Oxford University Press. п. 144
- Сэди, Стэнли (ред.); Джон Тайрелл (исполнительный редактор) (2004), Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-19-517067-2 (твердый переплет). ISBN 0-19-517067-9 OCLC 419285866 (электронная книга). [ нужна страница ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Il duca d'Alba (Доницетти) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Французскоязычные оперы
- Либретти Эжена Скриба
- Оперы
- 1882 оперы
- Оперы, действие которых происходит в XVI веке.
- Оперы, действие которых происходит в Бельгии
- Действие происходит во Фландрии.
- Оперы, основанные на реальных людях
- Оперы Гаэтано Доницетти
- Неоконченные оперы
- Произведения о Восьмидесятилетней войне.
- Брюссель в фантастике
- Антверпен в художественной литературе
- Культурные изображения Фернандо Альвареса де Толедо, 3-го герцога Альбы