Юджин Скриб

Августин Юджин Скриб (англ. Французский: [oɡystɛ̃ øʒɛn skʁib] ; 24 декабря 1791 — 20 февраля 1861) — французский драматург и либреттист . Он известен как автор « хорошо поставленных пьес » («pieces bien faites»), ставших основой популярного театра на протяжении более 100 лет, а также как либреттист многих самых успешных великих опер и комических опер .
Писец родился в парижской семье среднего класса и собирался сделать юридическую карьеру, но его привлек театр, и он начал писать пьесы еще в подростковом возрасте. Его первые годы как драматурга были неудачными, но с 1815 года он процветал. Сочиняя, обычно с одним или несколькими соавторами, он создал несколько сотен сценических произведений. Он писал, чтобы развлекать публику, а не обучать ее. Многие из его пьес были написаны в шаблонной манере, стремящейся к аккуратности сюжета и сосредоточению внимания на драматических событиях, а не на натурализме, глубине характеристик или интеллектуальном содержании. За это его сильно критиковали интеллектуалы, но «хорошо поставленная пьеса» оставалась в театрах Франции и других стран еще долгое время после его смерти.
В 1813 году Скриб написал свое первое оперное либретто. С 1822 года и до своей смерти он был тесно связан с композитором Даниэлем Обером, для которого он написал или был соавтором 39 либретто, в том числе для первой французской большой оперы « La Muette de Portici» (1828). Его вторым по частоте музыкальным партнером был Джакомо Мейербер , который продвинул большую оперу дальше и сделал ее доминантой французской музыкальной жизни. Среди других композиторов, с которыми работал Скриб, были Адольф Адам , Адриен Буальдье , Гаэтано Доницетти , Фроманталь Галеви , Жак Оффенбах и Джузеппе Верди .
Либретто Скриба до сих пор исполняются в оперных театрах по всему миру, и хотя немногие из его немузыкальных пьес часто возрождались в 20-м или 21-м веках, его влияние на последующие поколения драматургов во Франции и других странах было глубоким и продолжительным.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Писец родился в Париже 24 декабря 1791 года в семейном доме на улице Сен-Дени недалеко от Ле-Аль . Его отец, торговец шелком, умер, когда мальчик был еще младенцем, но оставил вдову благополучно жить. Скриб получил образование в престижном колледже Сент-Барб , где он был выдающимся учеником, выиграл главный приз колледжа на последнем курсе и был торжественно увенчан лавровым венком во Французской академии . [ 1 ] Его мать хотела, чтобы он продолжил карьеру юриста, и отправила его учиться к Луи-Фердинанду Бонне, ведущему парижскому юристу. [ 2 ]

Хотя он добросовестно учился, Скриб стремился писать для театра, а когда в 1807 году умерла его мать, он отвернулся от юриспруденции и вместе со своим бывшим однокурсником Жерменом Делавинем нацелился на театральную карьеру. [ 3 ] Его первое произведение — одноактный водевиль. [ н 1 ] «Le Prétendu par Hasard » был поставлен анонимно в Театре Варьете в январе 1810 года и потерпел неудачу. За этим последовало множество других пьес, написанных в сотрудничестве с Делавинем и другими; но в течение следующих пяти лет Скриб мало зарабатывал от театра и зависел от своего наследства. [ 5 ] Он имел скромный успех с «Дервишами» (1811) и «Оберж» (1812), написанными вместе с Делавинем для Театра дю Водевиль . В 1813 году он написал первую из трех мелодрам , из которых третья, «Братья-невидимки» , имела неплохой успех в Театре де ла Порт Сен-Мартен . В том же году он написал свое первое оперное либретто для комической оперы Люка Гене « Комната на диване» . [ 6 ]
Первый существенный успех Скриба пришел в 1815 году с комедией Une Nuit de la garde nationale ( «Ночь в Национальной гвардии »), созданной в сотрудничестве с его другом Шарлем Делестр-Пуарсоном . В течение следующих пяти лет Скриб заработал репутацию драматурга, писавшего под своим именем или псевдонимами, обычно в сотрудничестве с другими. [ 5 ] В 1820 году Делестр-Пуарсон основал Театр дю Гимназ и открылся 23 декабря бульваром Бонн-Нувель Скрибом и двумя друзьями, которые также отказались от закона ради театра, бароном Анн-Оноре-Жозефом Дюверье, писавшим под псевдонимом. Мелесвилль и Шарль Моро. Делестр-Пуарсон заключил со Скрибом выгодный контракт, который сделал его, по сути, постоянным драматургом театра, причем Гимназа первой воспользовалась его услугами. [ 7 ]
1820-е годы
[ редактировать ]Между 1820 и 1830 годами Скриб написал более ста пьес для «Гимназы», а также либретто и пьес для « Комеди Франсез» , Оперы , Комической оперы и семи других театров. [ 8 ] В 1822 году он начал сотрудничество с композитором Даниэлем Обером , которое продлилось 41 год и поставило 39 опер. [ 9 ] Биограф Обера Робер Летелье пишет, что имена Скриба и Обера стали так же связаны во французских умах, как позже были связаны имена Гилберта и Салливана в британских. [ 10 ] Первой совместной работой партнеров стала Лестер, или Замок Кенилворт» в трех действиях « комическая опера , сюжет которой Скриб в сотрудничестве с Мелесвилем заимствовал из Вальтера Скотта « исторического романа Кенилворт» . Как и в случае со своими пьесами, Скриб обычно писал либретто в сотрудничестве с другими писателями. Для Обера он работал, в частности, с XB Saintine , E.-J.-E. Мазер и Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, а также Мелесвиль и Делавинь. [ 11 ] Летелье пишет, что «часть гения Скриба заключалась в тщательном выборе его сотрудников». Ходили слухи, что Scribe нанял одного человека для написания повествования, другого для диалогов, третьего для шуток, четвертого для текста и так далее. История была апокрифической, [ н 2 ] но литературное сотрудничество было французской традицией, в которой Скриб чувствовал себя как дома:

За свою карьеру Скриб работал с более чем 60 соавторами, а также самостоятельно написал более 130 сценических произведений. Он написал или стал соавтором либретто для 48 композиторов. [ 13 ] В 1820-х годах Скриб сотрудничал с Адрианом Буальдье в создании романтической оперы «Бланш» (1825), основанной на рассказах Вальтера Скотта. Либретто Скриба одним из первых ввело в оперный сюжет сверхъестественное. Пьеса имела огромную популярность, и вскоре после смерти Скриба в Комической опере состоялось ее тысячное представление. [ 14 ] В 1827 году Скриб написал сценарий к балету «Сомнамбула» на музыку Фердинанда Герольда для Парижской оперы. Это было знаковое событие – впервые Опера представила балет по сценарию ведущего драматурга. До этого сюжетная линия и постановка балета были оставлены на усмотрение штатного шеф-повара . [ 15 ] Это было предшественником слияния оперы и балета в первой французской большой опере , представленной в следующем году - La Muette de Portici на музыку Обера и либретто Скриба и Делавиня. [ 6 ]
В 1828 году Скриб сотрудничал с Джоаккино Россини над «Графом Ори» , необычной затеей, поскольку слова примерно для половины номеров пришлось писать так, чтобы они соответствовали существующей музыке, перепрофилированной Россини из «Путешествия в Реймс» , пьесы, написанной тремя годами ранее. . [ 16 ] [ н 3 ] Опера имела успех и была показана в Лондоне через шесть месяцев после парижской премьеры и в Нью-Йорке в 1831 году. [ 19 ] [ н 4 ]
1830-е годы
[ редактировать ]В 1830-е годы произведения Скриба дважды адаптировались другими для новых опер, ставших широко известными. Его сценарий «Сомнамбулы» был использован Феличе Романи в качестве основы оперы Винченцо Беллини 1831 года «Сомнамбула» ; Обера его либретто к «Фильтру» (1831) было адаптировано Романи для Гаэтано Доницетти « Любовного напитка» (1832). Комическая опера заказала большую оперу «Роберт-дьявол » от Скриба, Делавиня и Джакомо Мейербера . По причинам музыкальной политики премьера произведения состоялась в Парижской опере в зале Ле Пелетье в 1831 году после обширной переписывания. За три года на сцене Оперы было представлено 100 представлений, а к 1835 году его видели в 77 театрах десяти разных стран. [ 21 ]
Для немузыкального театра Скриб написал «Бертран и Ратон или искусство заговорщика» («Школа политиков», 1830), «серьезную» комедию в пяти действиях для «Комеди Франсез». Так началась серия исторических или политических комедий, которые, как замечает Пьер Ларус , имеют мало общего с реальной политикой и историей, но стали образцами нового жанра. [ 5 ] Серию продолжили L'Ambitieux (1834), La Camaraderie (1836), Les Indépendants (1837), La Calomnie (1840) и Le Verre d'eau (1840). [ n 5 ] все комедии в пяти действиях, развивающие более или менее оригинальную тему. [ 5 ] В 1836 году Скриб был избран членом Французской академии, а в 1839 году, в возрасте 48 лет, женился. [ n 6 ] Его жена, которую он знал несколько лет, была вдовой виноторговца. Она беспокоилась о его склонности к переутомлению и пыталась, хотя и с ограниченным успехом, заставить его замедлиться. [ 23 ] Его рабочие привычки мало менялись на протяжении всей жизни. Он начинал работать в пять утра летом и в шесть зимой и писал до полудня. Остаток дня он планировал новую работу, посещал репетиции своих пьес и опер, а вечером посещал друзей или ходил в театр. [ 12 ]

В 1830-х годах Скриб включил в свои пьесы социальные вопросы, хотя никогда не упускал из виду своей основной цели - развлекать. К этому моменту своей карьеры он отточил свои навыки драматурга и разработал то, что стало известно как « хорошо сделанная пьеса » – la pièce bien faite – характеризующаяся кратким сюжетом, убедительным повествованием и в значительной степени стандартизированной структурой с небольшим акцентом на характеристики и интеллектуальные идеи. По словам одного литературного критика:
Одним из ключевых приемов Писца было кипроко , в котором два или более персонажа интерпретируют слово, ситуацию или личность человека по-разному, все время предполагая, что их интерпретации одинаковы. [ 25 ] Эта важная особенность «хорошо поставленных пьес» Скриба была поднята на величайшую высоту Жоржем Фейдо позже, в XIX веке. [ 26 ]
Доходы Скриба от своих пьес и либретто были значительными, и он накопил большое состояние. Он был хорошим бизнесменом: комментируя в 1841 году спор по поводу оплаты с Леоном Пийе , директором Оперы, он заявил, что хочет, чтобы за его либретто платили «в соответствии с тем, что они приносят, то есть, большую сумму». Нынешний директор хочет платить за них только по их стоимости, то есть очень мало». [ 27 ] Он купил особняк на фешенебельной улице Оливье-Сен-Жорж и два загородных дома. Он был ненавязчиво щедр на достойные дела; Среди его пожертвований был фонд для бедных музыкантов и театральных деятелей, в который он платил 13 000 франков (примерно 125 000 евро в ценах 2015 года) в год. [ 6 ]
Спустя годы
[ редактировать ]По мнению Ларусса, последняя часть карьеры Скриба, с 1840 по 1861 год, была «столь же насыщенной и славной, как и первая». Ларус выделил из длинного списка пьес Скриба для Французского театра: «Шенина» (1841), «Пуфф» (1848), «Адриенна Лекуврёр» (1819), «Сказки королевы Наварры» (1850), «Батай де дам» (1851). и Царица (1855 г.). Из них «Bataille de dames » (Битва женщин) была признана литературными критиками, в том числе Брандером Мэтьюзом и Стивеном Стэнтоном, одной из лучших и наиболее характерных пьес Скриба. [ 28 ] [ 29 ] В нем сочетается история успешных попыток молодого человека избежать официальных попыток арестовать его по политическому обвинению с изображением любви к нему двух женщин. Он сочетает в себе действие, романтику и счастливый, хотя и горько-сладкий финал. Генрик Ибсен высоко оценил эту работу и использовал ее в своих ранних произведениях; Бернард Шоу также использовал это в своем «Оружии и человеке» . [ 29 ]
Из более поздних либретто Скриба для Оперы или Комической оперы Ларус вошел в число наиболее известных: «Диаманты де ла Куронна» , «Партия Дьявола» и «Гайде» (совместно с Обером, 1841, 1843 и 1847 гг.), «Профет » и «Этуаль». Севера (совместно с Мейербером, 1849 и 1854 гг.). [ 5 ] В 1855 году Скриб имел единственное прямое сотрудничество с Джузеппе Верди . последнего (Либретто для «Бала-маскарада» (1859) было переведено из либретто Скриба для оперы Обера «Гюстав III, или Бал-маскарад» (1833), но Скриб не участвовал в адаптации.) [ 30 ] Скриб и Шарль Дюверье предоставили Верди либретто для «Сицилийских вечеров» , премьера которого состоялась в Опере в июне. Это было хорошо принято; Гектор Берлиоз считал, что это идеальная смесь французского и итальянского вкуса, но она не стала основной частью вердианского оперного репертуара. [ 31 ]
Писец был объектом постоянной критики со стороны интеллектуальных писателей. Теофиль Готье и Теодор де Банвиль обвиняли его в том, что он «высший представитель буржуазного искусства и мещанства, угождает массам и пишет théâtre vide » – пустые пьесы. [ 6 ] Готье спросил: «Как получилось, что автор, лишенный поэзии, лиризма, стиля, философии, правды и естественности, мог стать самым модным драматическим писателем своей эпохи?» [ 32 ] Ответ Писца на вопрос был:
Скриб подробно изложил свои взгляды в речи перед Французской академией: «Я не думаю, что автор комиксов должен быть историком: это не его миссия. Я не верю, что даже в самом Мольере можно восстановить историю нашей страны». . [ 33 ] В исследовании 2012 года Дэвид Конвей пишет об исторических операх Скриба:
В Академии Скриб продолжил излагать свои взгляды на цель театра своего времени, утверждая, что публика больше не ходит в театр для получения инструкций (как это было в теории в 18 веке), а для того, чтобы развлечься. и развлекали. [ 33 ]
Писец никогда не уходил на пенсию. Он работал над либретто последней оперы Мейербера «Африканка» . [ н 7 ] когда он внезапно умер от инсульта 20 февраля 1861 года в своей карете по дороге домой с собрания Общества авторов и драматургов. [ 36 ] [ н 8 ] Похоронен на кладбище Пер-Лашез . [ 38 ]
Работает
[ редактировать ]- См. также Хорошо сделанную пьесу , Категория: Либретти Эжена Скриба и Категория: Пьесы Эжена Скриба.
Оценки значительно различаются по количеству сценических работ, написанных Писателем или в соавторстве. Опубликованное издание его известных произведений насчитывало 76 томов, но оно неизбежно неполное, поскольку известно, что он писал под псевдонимом и даже анонимно. Общий объём его сценических произведений по разным оценкам составляет от 300 [ 39 ] и почти 500. [ 40 ] Среди известных произведений — более 120 либретто для 48 композиторов, соавторы в музыкальном и немузыкальном театре с более чем 60 соавторами, а также более 130 сценических произведений, написанных сольно. [ 41 ]
Среди многих более поздних драматургов, опиравшихся на заветы Скриба для создания хорошо поставленной пьесы, были Александр Дюма -сын , Викторьен Сарду и Жорж Фейдо во Франции, [ 42 ] У.С. Гилберт , Оскар Уайльд , Ноэль Кауард и Алан Эйкборн в Великобритании, [ 43 ] и Лилиан Хеллман и Артур Миллер в США. [ 29 ]
Либретто
[ редактировать ]Среди самых известных опер, либретто которых написал Скриб: [ 6 ]
|
|
Среди других композиторов, с которыми работал Скриб, были Адольф Адам , Майкл Балф , Луиджи Керубини , Шарль Гуно , Фердинанд Герольд и Амбруаз Тома . [ 41 ]
Киноадаптации
[ редактировать ]По произведениям Скриба было снято не менее 30 фильмов, от немого фильма 1916 года «Тупая девушка из Портичи » режиссеров Филлипса Смолли и Лоис Вебер до «Стакала воды» (1960), основанного на «Верре д'о» .
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Водевиль, жанр, зародившийся в средние века как сатирическая песня, к началу XIX века превратился в пьесу в стихах с музыкой, часто для этой цели заимствованной из популярных песен. После этого он разделился на две ветви: оперетты , например, оперы Оффенбаха , и, по словам историка Питера Мейера, «сам водевиль… сродни тому, что мы бы назвали фарсом-фарсом, где движение было важнее, чем характер». . [ 4 ]
- ↑ Летелье объясняет, что история берет свое начало в любимой игре, в которую играли за обеденным столом Писца, где один человек придумывал идею, другой составлял ее, третий создавал диалог, и все это с целью закончить произведение к концу ужин. [ 12 ]
- ^ Хотя повторное использование оперной музыки не было редкостью - Россини делал это много раз - у Скриба и Делестр-Пуарсона возникла особая проблема с подбором французских слов к мелодиям, написанным для исполнения на итальянском языке. [ 16 ] [ 17 ] Ранее Скриб предоставил французские слова для музыки, написанной для исполнения на немецком языке, когда он был соавтором либретто для Робина де Буа (Робин Гуд, 1824), во многом основанного на » Вебера «Вольном стрелке . [ 18 ]
- ↑ Писец написал либретто в соавторстве с Делестр-Пуарсон , расширив одноактный водевиль, написанный ими в 1817 году, о подвигах распутника графа Ори, реального Дон Жуана. [ 20 ]
- ↑ Соответственно «Амбициозный человек», «Товарищество», «Независимый народ», «Клевета » и «Стакан воды» .
- ↑ О личной жизни Скриба до свадьбы мало что известно. Считается, что от связи с танцовщицей у него в 1838 году родился внебрачный сын Жорж Кулон , впоследствии известный политик. В своем завещании Скриб оставил Кулону деньги – «неопределенное состояние» – и несколько незавершенных работ. [ 22 ]
- ↑ L'Africaine носила рабочее название Васко де Гама, пока Scribe работал над ним. [ 35 ]
- ↑ Мейербер продолжал работать над пьесой незадолго до своей смерти в мае 1864 года, и она была показана в Опере в апреле 1865 года. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кун и Свитцер, с. 11
- ^ Ларусс, с. 423
- ^ Кун и Свитцер, стр. 12–13.
- ^ Мейер, с. 10
- ^ Jump up to: а б с д и Ларусс, с. 424
- ^ Jump up to: а б с д и Шнайдер, Герберт. "Scribe, (Auguste) Eugène" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 г. (требуется подписка). Архивировано 3 июня 2021 г. на Wayback Machine.
- ^ Кун и Свитцер, с. 17
- ^ Кун и Свитцер, стр. 17–18.
- ^ Хуффер и др. , стр. 253–254
- ^ Летелье, с. 5
- ^ Малерб, стр. 42, 47 и 51.
- ^ Jump up to: а б с Летелье, с. 10
- ^ Ларусс, стр. 424–427
- ^ Форбс, Элизабет. "Dame blanche, La" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002. Проверено 7 июня 2021 г. (требуется подписка). Форбс, Элизабет (2002). Дама Бланш, ла | Гроув Музыка . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O003616 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Конвей (2021), с. 61
- ^ Jump up to: а б Осборн, с. 18
- ^ Госсетт и Браунер, с. 34
- ^ Лакомб, стр. 26–28.
- ^ Госсетт и Браунер, с. 347
- ^ Осборн, Ричард. "Comte Ory, Le" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002. Проверено 7 июня 2021 года (требуется подписка). Архивировано 7 июня 2021 года на Wayback Machine.
- ^ Хюбнер, Стивен. "Robert le diable" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002. Проверено 7 июня 2021 года (требуется подписка). Архивировано 7 июня 2021 года на Wayback Machine.
- ^ Дебре: Раздел Kindle «Знаменитые дети в средних школах республики».
- ^ Кун и Свитцер, стр. 25–28.
- ^ Отлично, стр. 22–23.
- ^ «quiproquo». Архивировано 21 августа 2020 года в Wayback Machine , Словарь Французской академии . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Гидель, стр. 57, 66, 89, 113 и 188.
- ^ Цитируется по Робертсу, с. 211
- ^ Кун и Свитцер, с. 32
- ^ Jump up to: а б с Стэнтон, Стивен. «Батай де Дам» Ибсена, Гилберта и Скриба , Educational Theater Journal , март 1965 г., стр. 24–30 (требуется подписка). Архивировано 5 июня 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Кун и Свитцер, с. 147
- ^ Кун и Свитцер, стр. 147–148.
- ^ Jump up to: а б Кардвелл Дуглас. «Хорошо сделанная пьеса Эжена Скриба» , The French Review , май 1983 г., стр. 876–884 (требуется подписка) Кардуэлл, Дуглас (1983). «Хорошая пьеса Эжена Скриба» . Французский обзор . 56 (6): 876–884. JSTOR 392365 . Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 12 июня 2021 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кун и Свитцер, с. 26
- ^ Конвей (2012), с. 217
- ^ Хюбнер, Стивен. "Africaine, L'" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 25 июня 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Кун и Свитцер, с. 33
- ^ Хюбнер, Стивен. "Africaine, L'" , Grove Music Online , Oxford University Press, 1992. Проверено 7 июня 2021 года (требуется подписка). Архивировано 7 июня 2021 года на Wayback Machine.
- ^ «В поисках помощи: кладбище Пер-Лашез» . Архивировано 10 июня 2021 года в Wayback Machine , Париж. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Писец Огюстен-Эжен» , Товарищ по театру и представлению . Издательство Оксфордского университета. Проверено 9 июня 2021 г. (требуется подписка). Архивировано 6 июня 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Бейнон Джон, С. «Писец, Эжен». Архивировано 9 июня 2021 года в Wayback Machine , The New Oxford Companion to Literature in French , Oxford University Press. Проверено 9 июня 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Ларусс, с. 424–427
- ^ Карлсон, с. 274; Ховарт, В. Д. «Сарду, Викториен» , «Спутник театра и представлений» , Oxford University Press. Проверено 5 июня 2021 г. (требуется подписка). Архивировано 6 июня 2021 г. в Wayback Machine ; и Эйро, Виолен. «Oser la nouveauté en usant les ficelles». Архивировано 5 июня 2021 года в Wayback Machine , Университет Парижа Сорбонна. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Тейлор, стр. 52, 54, 60 и 89–90; и Сондерс, Грэм. «Стойкость «хорошо сделанной пьесы» в британском театре 1990-х годов». Архивировано 5 июня 2021 года в Wayback Machine , Университет Рединга, 2008. Проверено 5 июня 2021 года.
Источники
[ редактировать ]- Карлсон, Марвин (1984). Теории театра: исторический и критический обзор от греков до наших дней . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-80-141678-1 .
- Конвей, Дэвид (2012). Еврейство в музыке: Вступление в профессию от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-10-701538-8 .
- Конвей, Дэвид (2021). «Обязательный» балет Большой оперы: тогда и сейчас». У Изольды Шмид-Рейтер; Авиэль Кан (ред.). Музыкальный театр в движении: размышления о танце в опере . Регенсбург: ConBrio. ISBN 978-3-940768-96-4 .
- Дебре, Патрис (2018). Робер Дебре: французское призвание . Париж: Одиль Жакоб. ISBN 978-2-7381-4140-8 .
- Гидель, Генри (1991). Жорж Фейдо (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN 978-2-08-066280-4 .
- Госсетт, Филип ; Браунер, Патрисия (1997). «Россини». В Холдене, Аманда (ред.). Путеводитель по опере «Пингвин» . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-051385-1 .
- Кун, Хелен; Ричард Свитцер (1980). Эжен Скриб . Бостон: Туэйн. ISBN 978-0-80-576390-4 .
- Лакомб, Эрве (2001). Ключи к французской опере девятнадцатого века . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-52-021719-5 .
- Ларус, Пьер (1875). Большой универсальный словарь 19 века . Полет. XIV. Париж: Большой универсальный словарь. OCLC 1170460660 .
- Мейер, Питер (2003). "Введение". Фейдо . Лондон: Оберон. ISBN 978-1-84943-993-0 .
- Осборн, Ричард (2004). «Жизнь Россини». В Сеничи, Эмануэле (ред.). Кембриджский компаньон Россини . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00195-3 .
- Робертс, Джон Х. (4 сентября 2003 г.). «Мейербер: Пророк и Африканка ». Кембриджский компаньон Гранд Опера . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52-164683-3 .
- Тейлор, Джон Рассел (1967). Взлет и падение хорошо поставленной пьесы . Оксфорд и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-41-572333-6 .
- Толлес, Винтон (1940). Том Тейлор и викторианская драма . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. OCLC 504217641 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Эжена Скриба в Project Gutenberg
- Работы Эжена Скриба или о нем в Интернет-архиве
- Работы Эжена Скриба в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы писца на www.intratext.com : текст, соответствия и частотный список.
- Некролог: New York Times , 11 марта 1861 г.
- Библиотека Уорнера. Редакторы: Джон В. Канлифф, Эшли Х. Торндайк. 1917 г. р. 13083ff