Jump to content

Фердинанд Герольд

литография белого мужчины, чисто выбритого, с аккуратными короткими вьющимися волосами, в очках и с нотными рукописями в руках.
Герольд, гравюра по мотивам Луи Дюпре

Луи Жозеф Фердинанд Герольд [ н 1 ] (28 января 1791 – 19 января 1833), более известный как Фердинанд Герольд ( произносится [fɛʁdinɑ̃ eʁɔld] ), французский композитор. При жизни он прославился своими операми, которых написал более двадцати, но также писал балетную музыку, произведения для фортепиано и хоровые пьесы. Сегодня он наиболее известен благодаря балету «Долгая предусмотрительность» и увертюре к опере «Зампа» .

Герольд родился в Париже в музыкальной семье, обучался в Парижской консерватории и выиграл главную музыкальную премию Франции, Римскую премию в 1812 году. После некоторого времени в Италии он вернулся в Париж и работал сначала в Итальянском театре , а затем в Опере . Для последнего он написал несколько балетов, но наиболее известен как композитор комической оперы . Некоторым из них, особенно в первые годы его карьеры, мешали плохие либретто , но позже у него было больше успехов, чем неудач, а его последние две оперы, Зампа (1831) и Le Pré aux clercs (Луг клерка, 1832), пользовались огромной популярностью. и оставался в репертуаре во Франции и других странах в течение десятилетий после его ранней смерти от туберкулеза в 1833 году.

Как балетный композитор Герольд был пионером, поднявшим стандарты балетной партитуры от простых аранжировок популярных мелодий до хорошо оркестрованной музыки, иллюстрирующей действие балетов. Его оперы оказали влияние на более поздних композиторов от Бизе и Оффенбаха до Вагнера и Сметаны .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Предыстория и ранние годы

[ редактировать ]
Внешний вид здания XVIII века с табличкой у двери, на которой указано, что это здание является местом рождения Герольда.
Место рождения композитора на парижской улице, ныне носящей его имя.

Семья Герольдов имела эльзасское происхождение (фамилия писалась без острого акцента). [ н 1 ] Отец композитора, Франсуа-Жозеф Герольд (1755–1802), был сыном органиста из Зельца . Франсуа-Жозеф изучал музыку у К.П.Е. Баха в Гамбурге и примерно в 1780 году переехал в Париж, где работал композитором, пианистом и учителем. В 1790 году он женился на Жанне-Габриэль Паскаль. Их единственный ребенок, Луи Жозеф Фердинанд Герольд, позже широко известный как Фердинанд Герольд, родился на улице Герольд в 1-м округе 28 января 1791 года. [ 4 ] [ 6 ] Желая, чтобы мальчик получил всестороннее образование, Франсуа-Жозеф отдал его одиннадцатилетнего возраста в один из лучших пансионов Парижа, институт Икса на Елисейских полях . В учебную программу школы была включена музыка, а Герольд изучал сольфеджио у Франсуа-Жозефа Фетиса . [ 7 ] В то же время он продолжил обучение игре на фортепиано у своего крестного отца Луи Адама . [ 8 ]

Франсуа-Жозеф не хотел, чтобы его сын последовал за ним в музыкальную профессию, но его смерть от туберкулеза в 1802 году дала Герольду свободу сделать это. [ 9 ] В 1806 году, когда ему было почти 16, он поступил в Парижскую консерваторию , где учился игре на фортепиано у Адама, гармонии у Шарля-Симона Кателя и игре на скрипке у Родольфа Крейцера . В 1810 году он получил первую премию консерватории по фортепиано, исполнив одно из своих сочинений. [ 4 ] В 1811 году он был принят в класс композиции Этьена Меюля , который высоко ценил его таланты, видел в нем своего преемника и стал для него очень любимым отцом. [ 10 ] В 1812 году произведения Герольда впервые были исполнены публично. В их число входил фортепианный концерт, данный 6 апреля в Итальянском театре с композитором в качестве солиста. [ 4 ]

бронзовый медальон с лицом молодого человека в профиль справа
Герольд в 1813 году: медальон работы его однокурсника Давида д'Анжера.

В октябре 1812 года Герольд был удостоен главной музыкальной премии Франции — Римской премии , которую он выиграл за кантату « Герцогиня де ла Вальер» . Премия включала в себя щедро субсидированное проживание и обучение на вилле Медичи , Французской академии в Риме , куда Герольд отправился в 1813 году. Там он сочинил свою первую симфонию и гимн. [ 11 ] Как и его отец, Герольд страдал туберкулезом, и климат Рима ему не подходил; он переехал на юг, в Неаполь в 1815 году. [ 8 ]

В Неаполе Герольд завоевал одобрение Иоахима Мюрата , которого Наполеон назначил королем Неаполя . Герольд работал придворным пианистом у жены Мюрата, королевы Каролины , и учителем музыки их дочерей. [ 4 ] [ 8 ] Находясь в Неаполе, в 1814 году Герольду было поручено написать свою первую оперу « Жизнь Энрико Квинто» («Детство Генриха V») на либретто из Александра Пино-Дюваля пьесы «Молодость Генриха V» о принце Хэле Английском. Премьера спектакля состоялась в январе 1815 года в Театре дель Фондо перед двором Мюрата с Мануэлем Гарсией в главной роли. [ 4 ] Вскоре после этого наполеоновская империя начала распадаться, и Герольд покинул Неаполь, совершив окольное путешествие обратно в Париж. Через Рим и Венецию он отправился в Вену, где встретил Антонио Сальери , которым восхищался, и услышал оперы Моцарта . [ 12 ]

Вернуться в Париж

[ редактировать ]
Картина для двух мужчин в ближневосточных или дальневосточных костюмах.
«Клошетта» , ранний оперный успех Герольда, 1817 г.

Герольд вернулся в Париж в августе 1815 года, где занял пост маэстро аль сембало (заместителя дирижера и репетитора ) в Итальянском театре. [ 4 ] В 1816 году композитор Франсуа-Адриан Буальдье пригласил его к сотрудничеству над новой оперой «Шарль де Франс» , в которой Герольд исполнил второй акт. В том же году он сочинил оперу «Розьеры» , посвященную Меюлю, с успехом поставленную в Комической опере . [ 13 ] Еще один успех он добился с фильмом «Клошетта» («Колокол», 1817), основанным на истории Аладдина и его лампы ; [ 4 ] он хорошо прошел в Париже и был замечен в Вене (с дополнительными номерами Франца Шуберта ) [ н 2 ] После этого ему было трудно найти адекватные либретто, и в период с 1818 по 1821 год он потерпел четыре неудачи подряд, после чего отказался от сочинения опер более чем на два года. [ 4 ]

В 1821 году директор Итальянского театра попросил Герольда поехать в Италию, чтобы найти новые произведения и набрать новых певцов. За четырехмесячную поездку он посетил семь крупных итальянских городов и посетил спектакли Россини опер , в том числе «Донна дель лаго» , произведшую на него сильное впечатление, «Ла газза ладра» и «Риккардо и Зораида» . Он нанял певцов, в том числе Джудитту Паста и Филиппо Галли , для своего парижского работодателя. [ 4 ]

В 1823 году Герольд поставил еще одну оперу, « Ле Мюлетье» ; несмотря на не впечатляющее либретто, музыка была хорошо принята. Биограф Томас Бецвизер пишет, что в «Мюльтье» Эрольд «впервые нашел свой собственный язык», так что эта работа знаменует собой появление его личного стиля. [ 4 ] Одноактная пьеса для оперы Парижской «Астени » имела умеренный тираж, но не получила хорошей рецензии, и только в 1826 году он добился еще одного успеха с Мари в Комической опере . [ 4 ]

В ноябре 1826 года Герольд оставил свой пост в Итальянском театре и стал главным шеф-поваром (старшим педагогом по вокалу) в Опере, работая над крупными произведениями в жанре большой оперы, такими как «Осада Коринта» , «Гийом Телль » и «Робер-дьявол». . Его должность шеф-повара означала, что ему было запрещено исполнять свои собственные оперы в Опере. [ 15 ] и его основные заказы там в течение следующих трех лет были связаны с балетной музыкой: «Астольф и Жаконда» (1827), «Сомнамбула» («Лунатик») (1827), «La Fille bad gardee» (1828) , «Лидия » (1828), «La Belle au bois dormant » (1828). «Спящая красавица» (1829 г.) и « Деревенская свадьба» (1830 г.). [ 5 ] [ 16 ]

Герольд женился на Адель Элизе Ролле в 1827 году. У них было трое детей: Фердинанд, который стал юристом, а затем сенатором; Адель, вышедшая замуж за члена Парижского муниципального совета; и Эжени, одаренная музыкантша, которая, как и ее отец и дед, страдала чахоткой и умерла в возрасте 20 лет. [ 17 ]

Последние годы

[ редактировать ]
Сцена, показывающая собрание мужчин и женщин на открытом воздухе в средневековых костюмах
Лапа , 1831 г.

Бецвизер пишет, что последние три года жизни композитора были посвящены написанию «двух его шедевров»: « Зампа» (1831 г.) и «Пре aux Clercs» (1832 г.). В первом было романтическое либретто Мелесвилля , которое понравилось публике и выявило лучшие качества Герольда. [ 4 ] Начало работы было предварительным из-за финансового кризиса в Комической опере и бегства ведущего тенора труппы, но она быстро стала одной из самых популярных комических опер XIX века во Франции и других странах и ставилась в США. и Британия в 1833 году. [ 18 ] [ н 3 ]

В середине 1832 года Комическую оперу пришлось закрыть из-за вспышки холеры и гражданских беспорядков. В этот период Герольд закончил «Преступление клерков » на либретто Эжена де Планара по мотивам Проспера Мериме исторического романа «Хроники времен Карла IX» (1829). Бецвизер пишет, что премьера 15 декабря 1832 года вызвала бурный энтузиазм. [ 4 ]

Ко времени первого исполнения «Пре окс клерков» в декабре 1832 года туберкулезное состояние композитора обострилось. Его силы были истощены необходимостью в кратчайшие сроки отрепетировать новую главную героиню, когда состав сопрано на эту роль отказался от участия после того, как ее требование о более высоком гонораре было отклонено. [ 20 ] Через пять недель после премьеры он умер, за девять дней до 42-летнего возраста, в своем доме в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез . [ 21 ]

Герольд оставил неоконченную оперу «Людовик» . Партитуру завершил его друг Фроманталь Галеви , и она была исполнена через три месяца после смерти Герольда. К концу XIX века в Париже спектакль «Le Pré aux Clercs» исполнялся более 1500 раз. [ 4 ]

Музыковед Густав Шоке писал в 1904 году, что ранние симфонические, хоровые и камерные произведения Герольда показывают, что композитор мог бы преуспеть в концертных произведениях, если бы он продолжал заниматься этим типом сочинений, но сцена «обладает непреодолимой притягательностью для человека, одаренного пылким воображением». и способность выражать эмоции», что привело Герольда к опере и балету. [ 8 ]

цветной рисунок дизайна костюма, изображающий молодую белую женщину в свободной серебристой юбке и красно-белом украшенном топе и в красной шляпе.
Эскиз костюма Марии Тальони в «Спящей красавице» , 1829 год.

До Герольда роль композитора не была престижной в мире балета. В «Международной энциклопедии танца » Оле Нёрлинг отмечает, что балетные партитуры до этого «редко поднимались выше легких аранжировок известных мелодий и танцевальных мелодий». [ 22 ] Герольд и его друг Адольф Адам (сын его крестного отца и учителя игры на фортепиано) сделали первые шаги к поднятию балетных партитур на более высокий музыкальный уровень. [ 23 ] Герольд продолжил практику использования знакомых оперных мелодий (частично для облегчения понимания зрителями пантомимических сцен). [ 24 ] но он брал взаймы осторожно и разборчиво. La Belle au bois dormant - ранний пример, в котором используется музыка, среди прочего , » Вебера из «Вольного стрелка и показаны («хотя и в грубой форме», по выражению Нёрлинга) первые шаги к более драматичной проникновенной балетной музыке. [ 22 ]

Нёрлинг добавляет, что, кроме того, Герольд «обладал безупречной элегантностью оркестровки, мелодическим богатством и способностью создавать драматические эффекты». [ 22 ] Тем не менее, Герольд не относился к роли композитора балета с тем вниманием, которое он уделял своим операм: известно, что он сочинял свои балеты за обеденным столом, общаясь с друзьями. Когда они возражали против того, чтобы он тратил свои таланты на такую ​​тривиальную работу, он ответил: «Plus j'écris, plus les idées me viennent» («Чем больше я пишу, тем больше идей приходит ко мне»). [ 25 ]

Хотя имя Герольда ассоциируется в общественном сознании с музыкой к опере «Трудная предусмотрительность» , партитура, которую он написал для Оперы в 1828 году, существенно отличается от той, что звучит в современных постановках балета. Известно, что в его партитуру включена музыка из более ранней постановки балета, а также из других современных источников, в частности Россини. В более поздних постановках была добавлена ​​музыка Питера Людвига Хертеля , а самый известный номер в пьесе, танец сабо, представляет собой современное изобретение Джона Ланчбери , основанное на одной из мелодий Гертеля , который переработал всю партитуру в 1959 году для Фредерика Эштона . производство. [ 26 ] Ланчбери утверждал, что оркестровка партитуры Герольда хуже, чем в его операх, вероятно, потому, что она была написана наспех. [ 24 ]

Эжена Скриба Либретто к «Сомнамбуле» (которое вдохновило Беллини на создание оперы «Сомнамбула ») побудило Герольда создать то, что Нёрлинг описывает как изящную пасторальную партитуру, в которой Герольд новаторски стремился соединить музыку с драмой посредством использования мелодические мотивы. [ 22 ]

Бецвизер отмечает, что, несмотря на многие недостатки в либретто его ранних опер, талант Герольда к музыкальной драме был очевиден с самого начала, и что он продвинул жанр комической оперы своей красочной и разнообразной оркестровкой, а также своим даром плавного перехода между разговорной речью. и исполнял отрывки из своих произведений. [ 4 ] В обзоре творчества Герольда в 1904 году Шоке похвалил «Клошет» за обилие новых и свежих идей, сценическое мастерство и оригинальные инструменты. Он добавил, что, хотя ее непосредственные преемники продемонстрировали трудолюбие и плодовитость композитора, такие оперы, как «Премьер-веню» (1818), «Трокеры» (1819), «Платоническая любовь» (1819) и «Автор смерти и жизни » (1820), имели «либретто». которые не были ни интересны, ни адаптированы для музыки». Ле Мюлетье (1823 г.), однако, «полон жизни и красок и заслужил свою репутацию». Шоке добавляет, что после успеха живого «Мюлетье» вызывает недоумение тот факт, что человек с такими литературными вкусами и культурой, как Герольд, решил поставить драмы, «такие скучные и неинтересные, как «Астени» (1823) и «Блан» (1825)». : он заключает, что желание Герольда сочинять заставило его принять любое предложенное ему либретто. [ 8 ]

Ко времени создания комедии «Мария» (1826) Герольд включал в себя элементы музыкального языка Россини и Бетховена. По мнению Бецвизера, «Мария» представляет собой «решающий поворотный момент в творчестве Герольда», а поэт Жерар де Нерваль описал это произведение как «золотое звено» между ранними операми Герольда и более поздними шедеврами «Зампа» и «Ле Пре о клерки» . [ 4 ]

Театральная сцена: мужчины в костюмах 15-го века противостоят друг другу с обнаженными мечами, а молодая пара в защитных объятиях позади сцены.
Le Pré aux Clercs : постановка 2015, Комическая опера , Париж

Для Зампы , варианта истории Дон Жуана , где женская статуя, а не мужская, приносит врага антигерою, Герольд написал увертюру, содержащую пять различных тем, связанных с действием и партитурой оперы. В трех действиях « Зампы» Герольд, по мнению Бецвизера, демонстрирует особое умение различать традиционные номера комической оперы «от сольных номеров (баллада, баркарола, шансон и т. д.), используемых для иллюстрации различных персонажей, до больших масштабные финалы, отличающиеся умелыми вариациями и построением драматической кульминации». [ 4 ] Берлиоз вещи, достойные похвалы находил в Зампе , но считал, что Герольду не хватает собственного стиля, хотя он не был ни итальянцем, ни французом, ни немцем: «Его музыка сильно напоминает те промышленные продукты, которые производятся в Париже в соответствии с технологиями, изобретенными в других местах и ​​слегка модифицированными; Парижская музыка», именно поэтому, по мнению Берлиоза, ее любил парижский средний класс. [ 27 ] Но Бетцвизер отмечает, что черты Зампы романтические сделали ее очень успешной за пределами Франции, и в 1992 году в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» британский критик Элизабет Форбс прокомментировала: «Вся музыка идеально соответствует своему предмету, в то время как части, посвященные Зампа и статуя очень драматичны и мелодичны». [ 28 ]

Forbes пишет, что Le Pré aux clercs одним из лучших произведений своего времени. композиторы и музыканты признают [ 29 ] Эта история охватывает те же темы, что и Мейербера «Гугеноты» , но в более интимной, более личной манере. Forbes считает саундтрек «цепочкой прекрасных номеров, чрезвычайно мелодичных и красивых, но в то же время драматически хорошо подходящих для различных персонажей», с балансом между комедией и романтикой. [ 29 ] В анализе партитуры 2016 года Жерар Конде пишет: «Хотя партитура Le Pré aux Clercs, несомненно, является производной в определенных отношениях, она на следующие полвека служила книгой рецептов: Лекок , Оффенбах , Варни , Одран и даже Бизе консультировался с ним с пользой, каждый для своих целей». [ 30 ] В увертюре Герольд не использует темы оперы, а варьируется от вступительной фуги до быстрого марша. Вагнер и Сметана оба хорошо знали оперу, и в другом анализе 2016 года Дэмиен Колас пишет, что отголоски Le Pré aux clercs первого можно найти в «Das Liebesverbot» (1866) второго (1836) и «Проданной невесте» . [ 31 ] В «Оксфордском компаньоне к музыке » (2011) Сара Хибберд пишет: «Власть Le Pré aux Clercs , в частности, предполагает, что [Герольд] мог бы осуществить свое стремление сочинить великую оперу, если бы он был жив». [ 24 ]

Список работ

[ редактировать ]

Источник: Артур Пугин Герольд . [ 32 ]

Источник: Пужен. [ 32 ]

Источник: Пужен. [ 35 ]

  • Герцогиня Долины в исполнении
  • «Сожаления де Брав» , строфы о смерти герцога Беррийского.
  • Великие дни , народная песня
  • Гимн мертвому июле
  • Горный охотник , романтика

Фортепианная музыка

[ редактировать ]

Источник: Пужен. [ 35 ]

Инструментальная музыка

[ редактировать ]

Источник: Пужен. [ 35 ]

  • 2 симфонии: №1 до мажор и №2 ре мажор.
  • Воздушная вариация для фагота с двумя скрипками, альтом, контрабасом, двумя кларнетами и двумя валторнами.
  • Концертное трио для двух фаготов и валторны
  • 3 струнных квартета: №1 ре мажор, №2 до мажор и №3 соль минор.

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б По словам его биографа Артура Пужена , имя композитора правильно пишется «Герольд», без острого акцента. [ 1 ] Национальная библиотека Франции использует это написание: [ 2 ] как и город Париж в названии улицы, на которой родился композитор. [ 3 ] Текущее (2001 г.) издание «Словаря музыки и музыкантов» Гроува также следует заповеди Пужена: [ 4 ] но, как признал Пужен, написание «Герольд» стало общепринятым: в современных справочных работах, включая «Биографический словарь музыкантов» Бейкера , «Международную энциклопедию танца» , «Оксфордский словарь танца» , «Оксфордский музыкальный словарь» и «Оксфордский компаньон к музыке» , имя «Герольд». [ 5 ]
  2. В 1821 году Шуберт исполнил два дополнительных номера для постановки « Клошетты» ( «Das Zauberglöckchen» ) в Театре на Кернтнерторе в Вене. [ 14 ]
  3. Английскую премьеру дирижировал Хаммел , который обеспечил новый финал третьего акта «с двойным хором». [ 19 ]
  4. ^ с Франсуа-Адрианом Буальдье [ 33 ]
  5. ^ с Дэниелом Обером [ 33 ]
  6. ^ с Обером, Баттоном , Бертоном , Бланджини , Буэльдье, Карафой , Керубини и Паером [ 34 ]
  1. ^ Пужен, с. 5
  2. ^ «Фердинанд Герольд (1791–1833)» , Национальная библиотека Франции. Проверено 17 мая 2021 г.
  3. ^ «Рю Херольд» , карты Google. Проверено 16 марта 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Бецвизер, Томас. «Герольд (Герольд), (Луи Жозеф) Фердинанд» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Получено 16 мая 2021 г. (требуется подписка)
  5. ^ Jump up to: а б Кун и Слонимский, с. 1546; «Фердинанд Герольд» , Оксфордский справочник. Проверено 16 мая 2021 г.
  6. ^ Пужен, с. 6
  7. ^ Пужен, с. 7
  8. ^ Jump up to: а б с д и Шуке, с. 385
  9. ^ Пужен, стр. 8–11.
  10. ^ Пужен, с. 12
  11. ^ Пужен, с. 16
  12. ^ Пужен, с. 35
  13. ^ Пужен, с. 44
  14. ^ Клайв, стр. 22 и 323.
  15. ^ Колас, с. 49
  16. ^ Шоке, с. 386
  17. ^ Шоке, с. 387
  18. ^ Кеннеди, Джойс, Майкл Кеннеди и Тим Резерфорд-Джонсон. «Зампа» , Оксфордский музыкальный словарь , Oxford University Press, 2013 (требуется подписка)
  19. ^ «Королевский театр», The Morning Post , 17 апреля 1833 г., стр. 3
  20. ^ Пужен, с. 112
  21. ^ Пужен, с. 105
  22. ^ Jump up to: а б с д Нёрлинг, Оле. «Герольд, Фердинанд» , Международная энциклопедия танца , Oxford University Press, 2005 г. (требуется подписка)
  23. ^ Бониндж, Ричард. «Адам, Адольф» , Международная энциклопедия танца , Oxford University Press, 2005 (требуется подписка)
  24. ^ Jump up to: а б с Хибберд, Сара. «Герольд, (Луи Жозеф) Фердинанд» , The Oxford Companion to Music , Oxford University Press, 2011. (требуется подписка)
  25. ^ Джордан, Стефани. «Роль композитора балета в Парижской опере: 1820–1850» , «Танцевальная хроника» , 1981, Том. Т. 4, № 4, с. 374–388 (требуется подписка)
  26. ^ Дарлингтон Уилфред, Пэт Трейси и Крис Метерелл. «Английский национальный балет и английская народная идиома: танец сабо в балете Фредерика Эштона La Fille mal gardée » , Dance Chronicle , 2002, Vol. Т. 25, № 2, стр. 187–208 (требуется подписка)
  27. ^ Берлиоз, Гектор. «Фельетон журнала дебатов от 27 сентября 1835 года» , сайт Гектора Берлиоза. Проверено 18 мая 2021 г.
  28. ^ Форбс, Элизабет. «Зампа» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002 г. (требуется подписка)
  29. ^ Jump up to: а б Форбс, Элизабет. "Pré aux Clercs, Le" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002 (требуется подписка)
  30. ^ Конде, с. 35
  31. ^ Колас, с. 47
  32. ^ Jump up to: а б Пужен, стр. 121–122.
  33. ^ Jump up to: а б Пугин п. 121
  34. ^ Пужен с. 122
  35. ^ Jump up to: а б с Пугин, с. 123

Источники

[ редактировать ]
  • Шоке, Гюстав (1904). «Герольд, Луи Жозеф Фердинанд» . Словарь музыки и музыкантов Гроува . Том. II (второе изд.). Лондон: Макмиллан. OCLC   872326042 .
  • Клайв, HP (1997). Шуберт и его мир: Биографический словарь . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-816582-8 .
  • Колас, Дэмиен (2016). «Популярная и изысканная комедия». Луи-Фердинанд Эрольд: «Le Pré aux clercs» . Венеция: Центр французской романтической музыки. ISBN  978-84-608-9224-3 .
  • Конде, Жерар (2016). «Музыка «Le Pre aux Clercs» ». Луи-Фердинанд Эрольд: «Le Pré aux clercs» . Венеция: Центр французской романтической музыки. ISBN  978-84-608-9224-3 .
  • Кун, Лаура; Николя Слонимский (2001). Биографический словарь музыкантов Бейкера . Том. 3 (Столетие изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN  978-0-02-865527-7 .
  • Пужен, Артур (1906). Герольд . Известные музыканты. Париж: Х. Лоуренс. OCLC   1994688 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f631fb33eb0bd0d5ec57d28d7aa824ba__1724225940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/ba/f631fb33eb0bd0d5ec57d28d7aa824ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ferdinand Hérold - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)