Романтические шахматы

Романтические шахматы — это стиль игры в шахматы, популярный в 18 веке до его упадка в 1880-х годах. Этот стиль игры в шахматы делает упор на быстрые тактические маневры, а не на долгосрочное стратегическое планирование. Игроки-романтики считают, что победа вторична по сравнению с победой со стилем. [1] За романтической эпохой игры последовали эпохи научного, гипермодернистского и нового динамизма. [1] [2] Игры того времени обычно состояли из дебютов 1.e4 , таких как Королевский гамбит и Джуоко Фортепиано . Пешечные дебюты на ферзевом фланге не пользовались популярностью и использовались редко. Обычно считается, что эпоха романтизма закончилась венским турниром 1873 года , где Вильгельм Стейниц популяризировал позиционную игру и закрытую игру . [3] Это доминирование положило начало новой эпохе шахмат, известной как « Модерн », или Классическая школа, которая продлилась до 1930-х годов, когда гипермодернизм начал становиться популярным.
Обычно считается, что эпоха романтизма достигла своего пика при Александре Макдоннелле и Луи-Шарле Маэ де ла Бурдонне , двух доминирующих шахматистах 1830-х годов. [ нужна ссылка ] В 1840-х годах доминировал Говард Стонтон , а среди других ведущих игроков той эпохи были Адольф Андерсен , Дэниел Харрвиц , Генри Бёрд , Луи Полсен , Пол Морфи и Джозеф Генри Блэкберн .
« Бессмертная игра» , сыгранная Андерсеном и Лионелем Кизерицким 21 июня 1851 года в Лондоне, где Андерсен пошел на смелые жертвы , чтобы обеспечить победу, отдав обе ладьи и слона, затем своего ферзя , а затем поставив мат своему противнику тремя оставшимися второстепенными фигурами — считается высшим примером романтических шахмат. [4]
Несмотря на репутацию эпохи романтизма как места стремительной тактической игры и комбинаций, позиционная игра и закрытые игры в то время вовсе не были чем-то неизвестным; они заняли видное место на лондонском турнире 1851 года , который многие считают первым настоящим шахматным турниром. Пол Морфи часто жаловался на «скучные шахматы» и критиковал сицилианскую защиту и ферзевые пешечные дебюты за то, что они привели к такого рода игре. Морфи включил в свои матчи условие, согласно которому как минимум половина игр должна начинаться с дебюта 1.e4 e5 .
В 1930-е годы нацистская Германия использовала шахматы в качестве политического инструмента и с этой целью распространяла пропаганду, утверждающую, что эпоха романтических шахмат, в которой доминировали лихие арийские игроки, такие как Морфи и Андерсен, была сорвана «трусливыми, скупыми» позиционными шахматами. примером могут служить еврейские игроки, такие как Стейниц, Эмануэль Ласкер и другие. [5]
Романтическая эпоха в искусстве была примерно аналогична шахматному миру. Искусство было сосредоточено больше на эмоциональном выражении, чем на техническом мастерстве. Этому пришел конец к концу XIX века, когда эволюция искусства ( музыка импрессионистов и поэзия символистов ) совпала с появлением Стейница как новой стилистической силы в шахматном мире. Некоторые известные шахматные мастера утверждали, что шахматы - это не только наука, но и искусство. [6]
См. также
[ редактировать ]- История шахмат
- Бессмертная игра — представитель романтических шахмат.
- Романтизм
- Школа шахмат
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэвид Шенк (2007). Бессмертная игра: история шахмат . Кнопф Даблдэй. п. 99 . ISBN 9780385510103 .
- ^ Спилман, Рудольф Искусство жертвоприношения в шахматах Dover Chess 2011 ISBN 0-486-28449-2
- ^ Ландсбергер, Курт Уильям Стейниц, чемпион по шахматам McFarland & Company 1992 ISBN 0-89950-758-1
- ^ Хартстон, Билл (1996). Научитесь шахматам . Ходдер и Стоутон. п. 150 . ISBN 978-0-340-67039-2 .
- ^ Спинрад, Джереми П. «Антисемитизм в шахматах» . belkaplan.de . ChessCafe.com . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ ШАХМАТЫ КАК ВИД ИСКУССТВА Br J Aesthet (1993) 33 (1): 59-66