Jump to content

Правило касания и перемещения

Прикосновение к фигуре может повлечь за собой последствия в соревновательных шахматах , но обычно не в неформальной игре .

Правило касания-хода в шахматах гласит, что игрок, имеющий ход и намеренно касающийся фигуры [а] на доске должен переместить или взять эту фигуру, если это разрешено. Если была затронута фигура игрока, ее необходимо переместить, если у фигуры есть допустимый ход. Если фигура противника была затронута, ее необходимо захватить, если ее можно захватить правильным ходом. Если затронутую фигуру невозможно переместить или захватить по правилам, штраф не налагается. Это правило шахмат , которое соблюдается во всех официальных соревнованиях за доской .

Игрок, заявляющий о нарушении касания-хода, должен сделать это до того, как коснется фигуры. [2] Игрок, который хочет поправить фигуру на своем поле без необходимости ее перемещения, может объявить французское j'adoube («Я поправляю»), прежде чем коснуться фигуры. [3] Хотя j'adoube понимают на международном уровне, обычно допускается эквивалент на местном языке, например, «приспособление». Игрок не может касаться фигур на доске во время хода противника.

Существует отдельное правило , согласно которому игрок, отпустивший фигуру после того, как сделал правильный ход, не может отменить ход. Таким образом, прикосновение к фигуре, которую можно легально переместить или захватить, обязывает игрока переместить или взять эту фигуру.

В онлайн-шахматах не используется правило касания, что позволяет игрокам «взять» фигуру, а затем вернуть ее на исходное поле, прежде чем выбрать другую фигуру, а также позволяет игрокам предварительно передвигать фигуры, ожидая хода противника.

Подробности

[ редактировать ]

Игрок, имеющий ход, который намеренно касается одной или нескольких фигур этого игрока, должен переместить первую фигуру, к которой он прикоснулся, и которую можно переместить по правилам. Пока рука не покинула фигуру на новом поле, фигуру можно поставить на любое доступное поле. Случайное прикосновение к фигуре (например, задевание ее при попытке взять другую фигуру) или поправка фигуры не считается преднамеренным прикосновением.

Игрок, коснувшийся фигуры противника, должен взять ее, если фигура может быть взята. Игрок, который касается одной из своих фигур и фигуры противника, должен совершить этот захват, если это разрешенный ход. В противном случае первая из затронутых фигур должна быть перемещена или взята. Если невозможно определить, была ли фигура игрока затронута первой или фигура противника, предполагается, что фигура игрока была затронута первой. Если игрок касается более чем одной фигуры, он должен переместить или захватить первую фигуру, которую можно правильно переместить или захватить.

Рокировка — это ход короля , поэтому сначала нужно коснуться короля. Если ладья , необходимо сделать ход ладьей. вместо этого первой коснутся [б] Если игрок касается ладьи одновременно с касанием короля, он должен сделать рокировку с этой ладьей, если это разрешено. Если игрок завершает ход короля на два поля, не касаясь ладьи, игрок должен соответствующим образом переместить правильную ладью, если рокировка на этой стороне разрешена. В противном случае ход необходимо отменить и сделать еще один ход королем. Это может включать рокировку на другую сторону. Если игрок касается обеих фигур при попытке незаконной рокировки, король должен быть перемещен, если это возможно, но даже если нет законного хода короля, нет необходимости перемещать ладью.

Когда пешка перемещается на восьмую горизонталь , как только игрок отпускает пешку, другой ход пешки больше не может быть заменен. Однако ход не завершен до тех пор, пока ​​передвинутая фигура. на этом поле не будет поставлена [4]

Фишер против Доннера, 1966 год.
а б с д и ж г час
8
c8 черная ладья
g8 черный король
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
а6 черная пешка
f5 черная королева
c4 белый слон
d4 белая пешка
a3 черный слон
g3 белая пешка
а2 белая пешка
c2 белая ладья
f2 белая пешка
h2 белая пешка
f1 белая королева
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные только что пошли 29...Qg5–f5.

На диаграмме из партии между будущим чемпионом мира Бобби Фишером и Яном Хейном Доннером , белые вероятно, имели выигрышное преимущество; Черные только что сделали ход 29...Qg5–f5, и белые повелись на мошенничество . [5] Фишер задел слона , намереваясь пойти 30.Bd3, что казалось естественным ходом, но затем понял, что черные могут сыграть 30...Rxc2, и после 31.Bxf5 Rc1 32.Qxc1 Bxc1 игра будет ничьей , из-за эндшпиля с разноцветными слонами . Коснувшись слона, он понял, что 30.Bd3 - плохой ход, но поскольку он был обязан ходить слоном, а другие ходы слона были еще хуже, через несколько секунд он сыграл 30.Bd3. после 34 Поменялись ферзи и ладьи (как указано выше), и по договоренности была достигнута ничья -го хода . Если бы Фишер выиграл эту игру, он бы разделил с Борисом Спасским первое место на турнире на Кубок Пятигорского 1966 года . [6]

Унцикер против Фишера, 1960 год.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
f8 черная ладья
g8 черный король
c7 черная королева
e7 черный слон
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
а6 черная пешка
c6 черная пешка
d6 черная пешка
e6 черная пешка
f6 черный рыцарь
g5 белый слон
e4 белая пешка
f4 белая пешка
c3 белый рыцарь
d3 белый слон
g3 белый ферзь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
c1 белый король
d1 белая ладья
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Фишер теперь задел пешку "h", вынудив его сыграть 12...h6?? или 12...h5??

Правило касания-хода привело Фишера к еще более катастрофическому результату в игре черными против Вольфганга Унцикера в Буэнос-Айресе в 1960 году. [7] В позиции, показанной на диаграмме, Фишер задел пешку h, намереваясь сыграть 12...h6. Затем он понял, что белые могут просто сыграть 13.Bxh6, так как 13...gxh6 будет незаконным из-за связи белого g на линии ферзя . Касаясь пешки h, правило касания-хода требовало, чтобы Фишер сыграл либо 12...h6 ?? черных или 12...h5??, почти столь же плохой ход, фатально ослабляющий королевский фланг . Фишер соответственно сыграл 12...h5?? и сдался всего десять ходов спустя — его самое короткое поражение в серьезной игре. [8]

Karpov vs. Chernin, 1992
а б с д и ж г час
8
e8 белая королева
b7 черная ладья
c7 черный король
f7 белый король
g5 белая ладья
h5 черная пешка
e4 белая пешка
g4 черная пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные пошли 53...Крd6+, белые коснулись ферзя.

На этой позиции в быстрой партии между бывшим чемпионом мира Анатолием Карповым и Александром Черниным в Тилбурге в 1992 году [9] Белые только что превратили пешку в ферзя на поле е8. Черные сделали обнаруженный шах 53...Крd6+. Карпов, времени оставалось совсем немного, не увидел шаха и сделал нелегальный ход 54.Qe6+. Арбитр потребовал от Карпова вместо этого сделать правильный ход ферзем (поскольку он коснулся его), и он выбрал 54.Qe7+?? (54.Qd7+ Rxd7+ 55.Kg6 всё равно сыграла бы вничью. [10] ) После 54...Rxe7+ Карпов проиграл партию. [11]

Тарраш против Алапина, 1889 г.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
f8 черный слон
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
e4 черный рыцарь
d3 белая пешка
f3 белый рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные коснулись королевского слона, ошибочно полагая, что белые сыграли 5.d2–d4.

В игре 1889 года между Зигбертом Таррашем и Семеном Алапиным в Бреслау [12] Алапин ожидал 5.d4, обычного хода после 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 d6 4.Nf3 Nxe4 в защите Петрова . Но к моменту рассмотрения позиции он уже коснулся королевского слона , намереваясь 5...Be7 в ответ на 5.d4, не замечая, что белые на самом деле сыграли 5.d3, атакуя своего коня. Теперь, вынужденный переместить слона, он потерял бы коня без компенсации, поэтому он немедленно подал в отставку. [13]

Регулировочные детали

[ редактировать ]

Если игрок хочет отрегулировать одну или несколько фигур на своих клетках без необходимости перемещать их, игрок может объявить j'adoube ( [ʒaˈdub] , «Я регулирую») или слова с соответствующим эффектом на других языках. Если игрок не объявляет об изменении заранее, он может быть оштрафован соответствующим образом. [ нужны разъяснения ] Ж'адубе признан шахматистами во всем мире как человек, заявивший о намерении случайно коснуться своих фигур.

Эта фраза используется, чтобы предупредить игрока противника о том, что игрок собирается коснуться фигуры на доске, обычно для того, чтобы сосредоточить ее на своем поле, без намерения сделать ею ход. Хотя этот французский термин является общепринятым, он не является обязательным; могут быть использованы и другие аналогичные показания. [14] Только игрок, имеющий ход, может корректировать фигуры. [15] и противник должен присутствовать. [16]

Пример неправильного использования

[ редактировать ]

В истории шахмат были случаи, когда игрок произносил j'adoube подозрительно поздно. Возможно, позднее объявление о корректировке может быть использовано после того, как вы начали делать проигрышный ход, чтобы отозвать его, тем самым избегая правила касания-хода. Такое поведение, когда оно намеренно используется для опровержения, рассматривается как мошенничество. Югославский гроссмейстер Милан Матулович после такого случая получил прозвище «Яадубович». [17]

Линдеманн против Эхтермейера, 1893 г.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
e8 черный король
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d5 черная королева
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
d2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые, сделав нелегальный ход, были вынуждены вместо этого сыграть 3.Ke2?? здесь, допуская 3...Qe4 # .

Правило «прикосновение-движение» существовало веками. В средние века строгие правила считались необходимыми, поскольку в шахматы играли на ставки. Луис Рамирес де Лусена изложил это правило в своей книге 1497 года «Repetición de amores y arte de ajedrez» . [18] Бенджамин Франклин упомянул об этом в своем эссе 1786 года « Мораль шахмат ». [19] [с] Когда-то правило также требовало, чтобы игрок, сделавший незаконный ход, передвинул короля. В первой половине девятнадцатого века правило XIII Лондонского шахматного клуба предусматривало:

Если игрок делает ложный ход, т. е. ставит фигуру или пешку на любое поле, на которое ее нельзя переместить по закону, у его противника есть выбор из трех штрафов; а именно, во-первых, заставить его оставить фигуру или пешку на поле, на котором он ее сыграл; 2-й, правильно перейти на другой квадрат; В-третьих, заменить фигуру или пешку и переместить своего короля. [20]

Хотя это правило существовало, оно иногда приводило к возникновению трагикомедий, таких как игра 1893 года между Линдеманном и Эхтермейером в Киле . [21] В этой партии после 1.e4 d5 2.exd5 Qxd5 белые, вероятно, намереваясь сделать обычное 3.Nc3, вместо этого поставили своего ферзевого слона на c3. Поскольку этот ход был незаконным, белые были вынуждены вместо этого сделать ход королем. После вынужденного 3.Ke2?? черные дали мат ходом 3...Qe4#. [22]

В Англии законы Британской шахматной ассоциации 1862 года отвергли вышеуказанное правило. Вместо этого закон VII ассоциации предусматривал, что, если игрок сделал незаконный ход, «он должен, по выбору противника и в зависимости от обстоятельств, либо законно переместить своего человека, либо законно захватить этого человека, либо легально переместить любого другого человека». подвижный». [23] [д] Немецкий шахматный мастер Зигберт Тарраш написал в книге «Игра в шахматы» (первоначально опубликованной в 1931 году под названием «Das Schachspiel »), что прежнее правило, требующее, чтобы игрок, сделавший незаконный ход, передвинул короля, было изменено всего несколькими годами ранее. [25] [и]

Необычные сценарии

[ редактировать ]

Вариант случайных шахмат Фишера (также известный как Chess960) имеет собственные правила рокировки, согласно которым король и ладья оказываются там, где они были бы в обычной шахматной игре, даже если они начинают на разных полях из-за рандомизированных стартовых позиций. Таким образом, король или ладья могут не двигаться во время рокировки или поле назначения для короля уже занято ладьей, однако по соглашению ход касанием требует, чтобы король был затронут и перемещен первым. Ожидается, что игроки будут использовать только одну руку, поэтому брать обе руки одновременно не представляется возможным. Спор возник на чемпионате мира по случайным шахматам Фишера 2019 года в игре в быстрые шахматы между Яном Непомнящим и Уэсли Со . Непомнящий попытался сделать рокировку, но сначала отодвинул ладью с дороги, чтобы король занял бывшее ладейное поле. Первоначально арбитр потребовал от Непомнящего сделать ход ладьей в результате касания ладьи первым, а не рокировки. Это решение было обжаловано, и апелляционный комитет отменил первоначальное решение; игра была переиграна. [26] [27]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В контексте правил шахмат термин «фигура» относится ко всем шести типам фигур , включая пешки .
  2. ^ Одно из изменений в статье 10.I.2 Официальных правил шахмат Шахматной федерации США [1] позволяет первым коснуться ладьи; поэтому, если рокировка на эту сторону незаконна, ход должен быть сделан затронутой ладьей. Этот вариант анонсируется заранее. Правила шахмат ФИДЕ этого не допускают.
  3. Франклин писал в своем эссе, впервые опубликованном в журнале Columbian Magazine в Филадельфии , что один из «законов игры» заключался в том, что «если вы коснулись фигуры, вы должны переместить ее куда-нибудь; если вы ее положили, вы должны позволить оно стоит».
  4. Стейниц, в отличие от Сплетника и Липшюца, не назвал конкретную дату изложенных им Правил шахмат, но написал: «Мы одобряем в основном Свод законов Британской шахматной ассоциации, который был принят во многих Шахматные конгрессы». [24]
  5. Тарраш писал: «Если игрок делает ход, не разрешенный правилами игры, или если он касается либо вражеской фигуры, которую нельзя взять, либо своей собственной фигуры, которую нельзя переместить, то до недавнего времени существовало правило, согласно которому В качестве наказания он должен переместить своего короля (но не замок... Это правило было изменено несколько лет назад — и это правильно». [25]
  1. ^ Jump up to: а б с «Справочник ФИДЕ E. Разное / 01. Законы шахмат / Правила шахмат ФИДЕ, вступающие в силу с 1 января 2018 года» . ФИДЕ . Проверено 12 июля 2020 г.
  2. ^ Статья 4.8 Правил шахмат ФИДЕ. [1]
  3. ^ Хупер и Уилд 1992 , с. 425.
  4. ^ Just & Burg 2003 , стр. 20–23.
  5. ^ «Фишер против Доннера, Санта-Моника, 1966» . Chessgames.com .
  6. ^ Кашдан 1968 , стр. 49–50.
  7. ^ «Унцикер против Фишера, Буэнос-Айрес, 1960» . Chessgames.com .
  8. ^ Меднис 1997 , стр. 110–111.
  9. ^ «Карпов против Чернина, Тилбург 1992» . Chessgames.com .
  10. ^ Фокс и Джеймс 1993 , с. 198.
  11. ^ Макдональд 2002 , стр. 224–225.
  12. ^ «Тарраш против Алапина, Бреслау, 1889 г.» . Chessgames.com .
  13. ^ Чернев и Рейнфельд 1949 , с. 111.
  14. ^ Статья 4.2.1 «например, сказав «j'adoube» или «я корректирую»» в Правилах шахмат ФИДЕ. [1]
  15. ^ Статья 4.2 «Только игрок, выполняющий ход, может корректировать одну или несколько фигур на своих полях» в Правилах шахмат ФИДЕ. [1]
  16. ^ «РУКОВОДСТВО АРБИТРА 2020» (PDF) . Арбитрская комиссия ФИДЕ . п. 16 . Проверено 12 июля 2020 г. Статью 4.2.1 можно использовать только для исправления смещенных фигур. Если соперник отсутствует, то арбитр, если он присутствует, должен быть проинформирован до того, как будут произведены какие-либо корректировки.
  17. ^ Хупер и Уилд 1992 , стр. 185, 252; Ломбардия и Дэниэлс 1975 , с. 104.
  18. ^ Саннакс 1970 , с. 462.
  19. ^ Труцци 1974 , с. 14.
  20. ^ Стонтон 1848 , с. 37; Мараше 1866 , с. 24.
  21. ^ «Линдеманн против Эхтермейера, Киль, 1893 г.» . Chessgames.com .
  22. ^ Чернев 1974 , с. 119.
  23. ^ Сплетни и Липшюц 1902 , с. 31; Стейниц 1889 , с. XXI.
  24. ^ Стейниц 1889 , с. хх.
  25. ^ Jump up to: а б Тарраш 1938 , с. 37.
  26. ^ Карлсен и Со встретятся в финале чемпионата мира по случайным шахматам Фишера
  27. ^ Мерфи, Том (1 апреля 2020 г.). «Это самая длинная шахматная партия?» (PDF) . Проверено 1 июля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92f07c2a01cda88cca039b8dcfaa90ed__1706720880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/ed/92f07c2a01cda88cca039b8dcfaa90ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Touch-move rule - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)