Рыцарь (шахматы)
Конь фигура (♘, ♞) — в игре шахматной , представленная головой и шеей коня. Он перемещает две клетки по вертикали и одну клетку по горизонтали или две клетки по горизонтали и одну клетку по вертикали, перепрыгивая через другие фигуры. Каждый игрок начинает игру с двумя конями на линиях b и g , каждый из которых расположен между ладьей и слоном . [1]
Движение [ править ]
По сравнению с другими шахматными фигурами движение коня уникально: он перемещается на два поля по вертикали и на одно поле по горизонтали или на два поля по горизонтали и одно поле по вертикали (оба образуют форму заглавной буквы L ). Следовательно, конь при каждом ходе чередует светлые и темные поля. [2] При движении рыцарь может перепрыгивать фигуры, чтобы добраться до места назначения. [а] [б] [4] Кони захватывают таким же образом, заменяя фигуру противника на поле и удаляя ее с доски. Конь может иметь до восьми доступных ходов одновременно. Кони и пешки — единственные фигуры, которые можно перемещать в стартовой позиции шахмат. [4]
Начальная позиция в шахматах с точками, обозначающими возможные ходы коня. |
Кони на разных полях, точки обозначают возможные ходы коня. |
Числа, обозначающие минимально возможные ходы для атаки на клетку. |
Значение [ править ]
Кони и слоны, также известные как второстепенные фигуры , имеют ценность около трёх пешек . [5] Слоны используют более длинный диапазон, но могут ходить только на клетки одного цвета. Ценность коня возрастает в закрытых позициях, поскольку он может перепрыгивать блокады. [6] Кони и слоны становятся сильнее, когда их поддерживают другие фигуры (например, пешки), создавая аванпосты , и становятся более могущественными при продвижении, пока они остаются активными . [4] Как правило, кони сильнее всего в центре доски, где у них есть до восьми ходов, и слабее всего в углу, где их всего два.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Свойства [ править ]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Вражеские пешки эффективны для преследования коня, потому что пешка, атакующая коня, сама не подвергается атаке коня, а поскольку пешка стоит меньше, чем конь, не имеет значения, защищен ли конь. По этой причине конь эффективен, когда он помещен в слабое место в пешечной структуре противника , то есть в поле, которое не может быть атаковано вражескими пешками. На диаграмме белый конь на d5 очень силен – сильнее черного слона на g7.
В то время как два слона прикрывают слабости друг друга, два коня, как правило, не так эффективно взаимодействуют друг с другом. Таким образом, пара слонов обычно считается лучше, чем пара коней. [7] Чемпион мира Хосе Рауль Капабланка считал, что ферзь и конь обычно представляют собой лучшую комбинацию, чем ферзь и слон. Однако Гленн Флир не нашел ни одной игры Капабланки, подтверждающей его заявление; Статистика также не подтверждает это утверждение. [7] В эндшпиле без других фигур или пешек два коня обычно имеют больше шансов сформировать ничью- крепость против ферзя, чем два слона или слон и конь.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
По сравнению со слоном конь часто не так хорош в эндшпиле. Конь может одновременно контролировать только одну часть доски, и ему часто требуется несколько ходов, чтобы переместиться в новое место, что часто делает его менее подходящим в эндшпиле с пешками по обе стороны доски. Однако это ограничение менее важно в эндшпилях с пешками только на одной стороне доски. Кони превосходят слонов в эндшпиле, если все пешки находятся на одной стороне доски. Кроме того, у коней есть преимущество: они могут контролировать поля любого цвета, в отличие от одинокого слона. Тем не менее, недостатком коня (по сравнению с другими фигурами) является то, что он сам по себе не может проиграть ход, чтобы поставить противника в цугцванг (см. триангуляция и темп ), а слон может. В позиции, изображенной справа, если конь находится на белом поле и настала очередь хода белых, белые не могут выиграть. Аналогично, если бы конь находился на черном поле и настала очередь хода черных, белые не смогли бы победить. В двух других случаях победят белые. Если бы вместо коня у белых был слон на поле любого цвета, белые выиграли бы, ходя любой стороной. [8]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В эндшпиле , где у одной стороны есть только король и конь, а у другой — только король, игра заканчивается вничью, поскольку мат невозможен . Когда одинокий король сталкивается с королем и двумя конями, мат никогда не может быть поставлен ; Мат может произойти только в том случае, если противник совершит грубую ошибку, переместив своего короля на поле, где ему можно будет поставить мат на следующем ходу. Однако мат можно поставить слоном и конем или двумя слонами, даже если слон и конь в целом примерно равны по ценности. Парадоксально, но мат двумя конями иногда может быть вынужденным, если у более слабой стороны есть одна лишняя пешка, но это курьез, не имеющий большого практического значения (см. двухконевый эндшпиль ). Безпешечные эндшпили — большая редкость, и если у более сильной стороны есть хотя бы одна пешка, дополнительный конь должен обеспечить им легкую победу. Слон может заманить в ловушку (хотя тогда он не сможет взять) коня на кольце (см. диаграмму), особенно в эндшпиле.
Товарищ племени [ править ]
В некоторых редких эндшпильных позициях, когда король противника зажат в углу перед своей пешкой, можно заставить поставить мат только королем и конем по схеме, известной как мат Стаммы , которая иногда встречается в упражняться. На позиции ниже: Ногейрас -Гонгора, чемпионат Кубы 2001 г., [9] Черные сыграли 75...Nxf6 ?? , ошибочно полагая, что окончание будет разыграно после взятия последней белой пешки на а2. (Правильно было 75...Ne3 ! 76.Kg6 Ng4 77.Kg7, и теперь можно безопасно сыграть 77...Nxf6!, поскольку король находится на достаточном расстоянии). Игра продолжилась 76.Nxf6 Ke5 77.Nd7+ Kd4 78.Kf4 Kc3 79.Ke3 Kb2 80.Kd2 Kxa2 81.Kc2 Ka1 82.Nc5 Ka2 83.Nd3 Ka1 84.Nc1 и черные сдались, так как 84...a2 85.Nb3 это приятель.
Позиция после 75.Kg5 |
Черные сдаются из-за 84...a2 85.Nb3 # . |
Обозначения [ править ]
В алгебраической записи, обычном современном способе записи шахматных партий, буква N обозначает коня ( K зарезервирована для короля); в описательных шахматных обозначениях вместо Kt этого иногда используется , в основном в старой литературе. В шахматных задачах и исследованиях эндшпиля часто используется буква S , обозначающая Springer , немецкое название фигуры (а в некоторых вариантах сказочных шахмат N используется для обозначения ночного всадника , популярной сказочной шахматной фигуры ).
История [ править ]
У коня самое старое определенное движение среди всех шахматных фигур. [с] Впервые он был представлен в индийской игре чатуранга примерно в VI веке; с тех пор оно не изменилось. [10]
Варианты [ править ]
Фигуры, подобные коню, встречаются почти во всех играх семейства шахмат. Ма чанги сянци ; и ограничены немного более концептуально считается, что деталь проходит через соседнюю ортогональную точку, которая должна быть незанятой, а не «перепрыгивать». Еще одна родственная фигура - кэйма сёги , которая движется как конь , но может двигаться только на две клетки вперед, а затем на одну клетку в сторону, ограничивая свое движение двумя возможными клетками.
Имена [ править ]
Рыцаря в разговорной речи иногда называют «лошадью», что также является переводом названия произведения на несколько языков: испанское кабальо , итальянское кавалло , русское конь и т. д. В некоторых языках его называют «прыгуном», что отражает способность коня передвигать фигуры на своем пути: польский skoczek , датский/норвежский Springer , шведский Springare , немецкий Springer , люксембургский Sprénger , словенский skakač . На сицилийском языке это называется sceccu , жаргонное обозначение осла , происходящее от арабского шейха , который в исламский период ездил из деревни в деревню на ослах, собирая налоги. [11]
Язык | Рыцарь | Перевод |
---|---|---|
Африканский | Р Рюйтер | всадник |
албанский | К раз | лошадь |
арабский | h лошадь (хисан) | лошадь |
азербайджанский | А В | лошадь |
Армянский | Дзи (Дзи) | лошадь |
Баскский | Z Найт | рыцарь |
Белорусский ( Тарашкевица ) | В всаднике | всадник |
Бенгальский | G лошадь (гхора) | Лошадь |
болгарский | К кон | лошадь |
каталанский | С лошадь | лошадь |
китайский | N лошадь (mώ) | лошадь |
чешский | Джей Райдер | всадник |
датский | S- спрингер | джемпер |
Голландский | П лошадь | лошадь |
Английский | Н рыцарь | |
эсперанто | Лошадь | лошадь |
эстонский [12] | Р Рацу | Верховая езда |
финский | Р Рацу | поездка |
Французский | С кавалер | всадник |
галисийский | С лошадь | лошадь |
грузинский | М райдер (мхедари) | всадник |
немецкий [13] | С. Спрингер | джемпер |
Греческий | Я лошадь (íppos) | лошадь |
Неа | G лошадь (гхора) | лошадь |
иврит | פПараш | всадник |
Хауса | Джей воин | конный воин |
венгерский | H гусарский / конный | гусар / лошадь |
исландский | Р рыцарь | рыцарь |
Глаз | К умный | лошадь |
индонезийский | K kuda | лошадь |
межславянский | J всадник / лошадь | всадник / лошадь |
ирландский | D Ridire | рыцарь |
итальянский | С лошадь | лошадь |
японский | Ночь (Найто) | |
яванский | К лошадь | лошадь |
Каннада | ಕುкудуре | лошадь |
казахский | А ат (у) | лошадь |
корейский | Н ночь (на и теу) | |
латинский | Он был рыцарем | рыцарь |
латышский | Z лошадь | лошадь |
литовский | Лошадь | лошадь |
в Лохе | это Собери | лошадь |
Люксембургский | П лошадь | лошадь |
македонский | S лошадь / джемпер | лошадь / прыгун |
малаялам | Н/Кт лошадь (кутира) | лошадь |
Маратхи | G лошадь (года) | лошадь |
Монгольский | М морь (mor) | лошадь |
Норвежский букмол | S- спрингер | джемпер |
Норвежский Нюнорск | S пружины | джемпер |
Одия | N лошадь (гхора) | лошадь |
Оромо | ||
персидский | лошадь | лошадь |
Польский | S джемпер/лошадь | джемпер / лошадь |
португальский | С лошадь | лошадь |
румынский | С кал | лошадь |
Русский | К конь (kon') | лошадь |
Шотландский гэльский | Д Ридир | рыцарь |
Сербско-хорватский | S skakač / konj ( С скaкaч / коњ) | джемпер / лошадь |
Северный Сото | Могол | |
сицилийский | S scecc[h]u | осел |
словацкий | Джей Райдер | всадник |
Словенский | S- джемпер | джемпер |
испанский | С лошадь | лошадь |
Шведский | H бегун / рыцарь | лошадь/рыцарь |
тамильский | Н/Кт Лошадь (кутираи) | лошадь |
телугу | лошадь (гуррам) | лошадь |
тайский | М лошадь (ма) | лошадь |
турецкий | А в | лошадь |
Украинский | K лошадь (kin) | лошадь |
Урду | лошадь (гхура) | |
вьетнамский | М лошадь / лошадь | лошадь |
валлийский | М рыцарь | всадник |
По математике [ править ]
Конь важен в некоторых математических задачах . Например, задача о обходе коня — это задача поиска серии ходов коня на шахматной доске, в которой каждое поле посещается ровно один раз.
Варианты рыцаря [ править ]
Даже среди наборов стандартного рисунка Стонтона стиль деталей различается. Рыцари значительно различаются. Вот несколько примеров.
Юникод [ править ]
Unicode определяет три кода для рыцаря:
♘ U+2658 Белый шахматный конь
♞ U+265E Черный шахматный конь
🨄 U+1FA04 Нейтральный шахматный конь
См. также [ править ]
- (размен) – конь (или слон) на ладью.
- Граф Найта
Примечания [ править ]
- ^ Из-за этого ход также можно описать другими способами, например, один квадрат по диагонали и один квадрат ортогонально «наружу» (не заканчивающийся рядом с исходным квадратом) или один квадрат ортогонально, за которым следует один квадрат по диагонали наружу. Последний описывает движение лошади в сянци , которая не может прыгать.
- ^ В Правилах шахмат ФИДЕ используется другое, но эквивалентное определение: «Конь может переместиться на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на том же ряду, шеренге или диагонали». [3]
- ↑ Хотя основные ходы короля и ладьи остались неизменными со времени изобретения чатуранги, развитие рокировки произошло намного позже.
Ссылки [ править ]
- ^ «Каковы правила шахмат? – Пошаговое руководство по изучению правил шахмат» . iChess.net . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ "Рыцарь" . Chess.com . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «E. Разное / 01. Законы шахмат / Законы ФИДЕ о шахматах, вступающие в силу с 1 января 2018 года / Законы ФИДЕ о шахматах, вступающие в силу с 1 января 2018 года» . ФИДЕ . Проверено 13 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Конь в шахматах» . МастерКласс . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Лоуренс, Эл (2016). Шахматы и военное искусство . Нью-Йорк, США: Chartwell Books. п. 16. ISBN 978-0-7858-3281-2 .
- ^ Силман, Джереми (1998). Полная книга шахматной стратегии (1-е изд.). Лос-Анджелес, США: Siles Press. стр. 215–219. ISBN 978-1-890085-01-8 . Проверено 13 июня 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ( Флир 2007 : 135)
- ^ ( Меднис 1993 : 7–8)
- ^ «Хесус Ногейрас против Майкеля Гонгоры Рейеса, ch-CUB (2001)» . Chessgames.com .
- ^ Piecelopedia - Knight. Архивировано 23 августа 2018 г. в Wayback Machine , Chessvariants.com.
- ^ Агрикола, Себастьян (лето 2013–2014 гг.). «Знаете ли вы? Шекку» (PDF) . Информационный бюллетень Сицилийской ассоциации Австралии . № 13. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2019 г. Проверено 14 июля 2017 г.
- ^ Эстонские шахматные термины были придуманы Адо Гренцштейном .
- ^ «Справочник» . www.fide.com . Проверено 22 марта 2019 г.
Детали носят названия: Кениг, Дам, Турм, Лойфер, Шпрингер, Бауэр.
Библиография [ править ]
- Барден, Леонард (1980), Играйте лучше в шахматы с Леонардом Барденом , Octopus Books Limited, стр. 10, 11, ISBN 0-7064-0967-1
- Брейс, Эдвард Р. (1977), Иллюстрированный шахматный словарь , Hamlyn Publishing Group, стр. 155, ISBN 1-55521-394-4
- Флир, Гленн (2007), Практическая игра в эндшпиле: за пределами основ , Everyman Chess, ISBN 978-1-85744-555-8
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1996) [Первый паб. 1992], «рыцарь», The Oxford Companion to Chess (2-е изд.), Oxford University Press , стр. 203–04, ISBN. 0-19-280049-3
- Меднис, Эдмар (1993), Практические конские концовки , Chess Enterprises, ISBN 0-945470-35-5
Внешние ссылки [ править ]
