Очерк шахмат

Следующий план представляет собой обзор и актуальное руководство по шахматам:
Шахматы — это настольная игра для двух игроков, в которую играют на шахматной доске (клетчатая доска с 64 клетками, расположенными в сетке восемь на восемь). В шахматной игре каждый игрок начинает с шестнадцати фигур: одного короля, одного ферзя, двух ладей, двух коней, двух слонов и восьми пешек. Цель игры - поставить мат королю противника, при этом король оказывается под немедленной атакой (в «шахе»), и нет возможности удалить его или защитить от атаки, или заставить противостоящего игрока проиграть.
Что такое шахматы?
[ редактировать ]Шахматы можно охарактеризовать как все следующее:
- Форма развлечения – форма деятельности, которая удерживает внимание и интерес аудитории или доставляет удовольствие и восторг.
- Форма отдыха – деятельность по проведению досуга, при этом досуг является свободным временем. [1]
- Форма игры – добровольная, внутренне мотивированная деятельность, обычно связанная с развлекательным удовольствием и удовольствием. [2]
- Игра – структурированная игра, обычно проводимая для удовольствия, а иногда и в качестве образовательного инструмента. Игры отличаются от работы, которая обычно выполняется за вознаграждение, и от искусства, которое чаще всего является выражением эстетических или идеологических элементов. Однако различие не является четким, и многие игры также считаются работой (например, профессиональные игроки в зрелищные виды спорта/игры) или искусством (например, головоломки или игры с художественным оформлением, такие как маджонг, пасьянс или некоторые видеоигры).
- Настольная игра - игра, в которой фишки или фигуры размещаются, удаляются или перемещаются на заранее размеченной поверхности или «доске» в соответствии с набором правил. Игры могут быть основаны на чистой стратегии, случайности или их сочетании и обычно имеют цель, которую игрок стремится достичь.
- Стратегическая игра – игра (например, компьютерная, видео или настольная игра), в которой навыки непринудительного и часто самостоятельного принятия решений игроками имеют большое значение для определения результата. Почти все стратегические игры требуют внутреннего мышления в стиле дерева решений и, как правило, очень высокой осведомленности о ситуации .
- Игра для двух игроков – игра, в которую играют только два игрока, обычно друг против друга.
- Спорт – форма игры, но спорт также является отдельной категорией развлечения (описание см. ниже).
- Игра – структурированная игра, обычно проводимая для удовольствия, а иногда и в качестве образовательного инструмента. Игры отличаются от работы, которая обычно выполняется за вознаграждение, и от искусства, которое чаще всего является выражением эстетических или идеологических элементов. Однако различие не является четким, и многие игры также считаются работой (например, профессиональные игроки в зрелищные виды спорта/игры) или искусством (например, головоломки или игры с художественным оформлением, такие как маджонг, пасьянс или некоторые видеоигры).
- Форма игры – добровольная, внутренне мотивированная деятельность, обычно связанная с развлекательным удовольствием и удовольствием. [2]
- Спорт – организованная, соревновательная, развлекательная и умелая деятельность, требующая целеустремленности, стратегии и честной игры, в которой победитель может быть определен объективными средствами. Оно регулируется набором правил или обычаев. Шахматы признаны видом спорта Международным олимпийским комитетом . [3]
- Интеллектуальный спорт – игра, результат которой определяется главным образом умственными способностями, а не чистой случайностью.
- Форма отдыха – деятельность по проведению досуга, при этом досуг является свободным временем. [1]
Шахматное оборудование
[ редактировать ]Основное оборудование
[ редактировать ]- Шахматная доска – доска с 64 клетками (восемь рядов и восемь столбцов), расположенными в двух чередующихся цветах (светлых и темных). Цвета называются «черным» и «белым», хотя фактические цвета различаются: обычно они темно-зеленые и желтовато-коричневые для досок, используемых на соревнованиях, и часто естественные оттенки светлого и темного дерева для домашних досок. Шахматные доски можно встроить в шахматные столы или обойтись без них (вместе с фигурами), если вы играете в мысленные шахматы , компьютерные шахматы , интернет-шахматы и иногда в заочные шахматы .

- Набор шахмат – все фигуры, необходимые для игры в шахматы. Шахматные наборы изготавливаются из различных материалов и стилей, а некоторые из них считаются предметами коллекционирования и произведениями искусства. Самый популярный стиль соревновательной игры — шахматы Стонтона , названные в честь Говарда Стонтона , которые описаны ниже; в некоторых регионах есть альтернативные стандартные формы для некоторых предметов. Указанные относительные значения очков являются приблизительными и зависят от текущей игровой ситуации.
- Шахматные фигуры - две армии по 16 шахматных фигур, одна армия обозначена как «белая», другая «черная». Каждый игрок управляет одной из армий на протяжении всей игры. В состав каждой армии входят:
- 1 король – самая важная фигура и одна из самых слабых (до эндшпиля). Цель игры — поставить мат, поставив вражеского короля под шах таким образом, чтобы он не смог избежать захвата на следующем ходу. В верхней части изделия расположен крест.
- 1 ферзь – самая сильная фигура в игре, относительная ценность 9 очков. Верх изделия имеет форму короны. В официальных турнирных шахматных наборах есть по два ферзя каждого цвета, чтобы справиться с передвижением пешек. [4]
- 2 ладьи – выглядят как башни замка и имеют относительную ценность 5 очков каждая.
- 2 слона – стилизованы под митры (епископские шапки) и имеют относительную ценность 3 очка каждый.
- 2 рыцаря – обычно выглядят как лошадиные головы и имеют относительную ценность 3 очка каждый.
- 8 пешек — самые маленькие фигуры в игре, на каждой из которых находится шар. Пешки имеют относительную ценность 1 очко каждая.
- Шахматные фигуры - две армии по 16 шахматных фигур, одна армия обозначена как «белая», другая «черная». Каждый игрок управляет одной из армий на протяжении всей игры. В состав каждой армии входят:
Специализированное оборудование
[ редактировать ]
- Игровые часы – двойной таймер, используемый для отслеживания времени размышлений каждого игрока. Активен только таймер игрока, который должен двигаться. Используется для быстрых шахмат и для регулирования времени в турнирных играх.
- Протокол и письменный стол. Турнирные игры требуют сохранения результатов, и многие игроки любят записывать другие игры для последующего анализа.
Правила шахмат
[ редактировать ]Современные правила игры в шахматы (и их нарушение) обсуждаются в отдельных статьях и кратко в следующих подразделах:
- Правила шахмат – правила, регулирующие игру в шахматы.
- Белое и черное в шахматах - один набор фигур обозначен как «белый», а другой - «черный». Белые ходят первыми. В некоторых старых наборах были белый и красный цвета, в некоторых современных — коричневый и коричневый.
- Обман в шахматах – методы, используемые для получения несправедливого преимущества путем нарушения правил.
Первоначальная настройка
[ редактировать ]- Начальная расстановка – первоначальное размещение фигур на шахматной доске перед тем, как будут сделаны какие-либо ходы.
Ходы
[ редактировать ]- Взятие – перемещение фигуры на поле, занятое фигурой противника, которое удаляется с доски и из игры.
- Шах - ситуация, в которой король может быть взят (но на самом деле король никогда не берется).
- Мат – выигрышный ход, делающий неизбежным взятие короля противника.
Как движется каждая фигура
[ редактировать ]- Перемещение пешки - пешки движутся прямо вперед на одно поле за раз, но берут по диагонали (в пределах одной клетки). Вместо этого своим первым ходом пешка может переместиться на две клетки вперед (при ходе на две клетки взятие не допускается). Кроме того, на пешки распространяются правила движения на проходе и продвижения (см. ниже).
- На проходе - уже на следующем ходу после того, как игрок переместил пешку на два поля вперед от ее исходной позиции, пешка противника, охраняющая пропущенное поле, может захватить пешку (взяв ее «при проходе»), переместившись на проходную. квадрат, как будто пешка там остановилась. [5] Если этого не сделать уже на следующем ходу, право на это теряется.
- Продвижение пешки - когда пешка достигает восьмого ранга, ее обменивают на ферзя, ладью, слона или коня по выбору игрока (обычно ферзя, поскольку это самая сильная фигура).
- Перемещение коня - кони перемещают два поля по горизонтали и одно поле по вертикали из исходного положения или два поля по вертикали и одно поле по горизонтали, прыгая прямо к месту назначения, игнорируя любые фигуры на промежуточных полях.
- Перемещение слона – слоны перемещаются на любое расстояние по прямой в любом направлении по клеткам, соединенным по диагонали. Один слон в каждой армии ходит по диагонали только по белым полям, а другой слон может двигаться только по черным полям.
- Перемещение ладьи – ладья может перемещаться на любое расстояние по горизонтали или вертикали (вперед, назад, влево или вправо), а также может использоваться для рокировки (см. ниже).
- Рокировка - специальный ход, доступный каждому игроку один раз в игре (с ограничениями, см. Ниже), при котором король перемещается на два поля влево или вправо, а ладья на этой стороне перемещается на другую сторону от короля.
- Требования к рокировке. Рокировка является законной, если соблюдены все следующие условия:
- 1. Ни король, ни участвующая в игре ладья ранее не ходили.
- 2. Между королем и выбранной ладьей нет фигур.
- 3. Король в данный момент не находится под шахом. (Для пояснения: задействованная ладья в настоящее время может быть под атакой. Кроме того, король мог ранее находиться под шахом, пока король не сделал ход, чтобы разрешить его.)
- 4. Король не проходит через поле, атакованное фигурой противника. (Для пояснения: ладья может проходить через поле, атакованное фигурой противника; единственное такое поле — это поле, примыкающее к ладье при рокировке на ферзевый фланг, b1 для белых и b8 для черных.)
- 5. Король не заканчивается на поле, атакованном фигурой противника.
- Требования к рокировке. Рокировка является законной, если соблюдены все следующие условия:
- Рокировка - специальный ход, доступный каждому игроку один раз в игре (с ограничениями, см. Ниже), при котором король перемещается на два поля влево или вправо, а ладья на этой стороне перемещается на другую сторону от короля.
- Перемещение ферзя – ферзь может двигаться как ладья или как слон (по горизонтали, вертикали или диагонали), но без рокировки.
- Перемещение короля – король может двигаться на одно поле в любом направлении, но не может ходить под шах. Он также может сделать специальный ход, называемый «рокировкой» (см. Выше).
Конец игры
[ редактировать ]- Сдача в отставку – игрок может завершить игру сдачей в отставку, что уступает победу противнику.
- Мат – цель игры – король находится под шахом и не имеет возможности выйти из-под шаха, проигрывая игру.
- Ничья – ни одна из сторон не выигрывает и не проигрывает. На соревнованиях это обычно считается полупобедой каждого игрока.
- Ничья по соглашению – игроки могут договориться о ничьей.
- Патовая ситуация – если игрок, чья очередь ходить, не имеет допустимого хода и не находится под шахом , игра завершается вничью из-за пата.
- Правило пятидесяти ходов - если за последние пятьдесят ходов с обеих сторон ни одна пешка не двинулась и не было взятий, игрок может претендовать на ничью.
- Троекратное повторение - если одна и та же позиция возникла три раза с одним и тем же игроком, который должен был сделать ход, игрок может претендовать на ничью.
- Вечный шах - ситуация, в которой один король не может избежать бесконечной серии шахов, но не может получить мат. Раньше это было правилом в шахматах, приводившим к ничьей, и оно до сих пор используется неформально, но заменено правилом трехкратного повторения и правилом пятидесяти ходов, которые делают его неявным.
Правила соревнований и другие особенности
[ редактировать ]- Отложение – игра останавливается и возобновляется позже. Это стало редкостью с появлением компьютерного анализа шахматных партий.
- Шахматная нотация – система записи шахматных ходов.
- Алгебраическая шахматная нотация – наиболее распространенный метод записи ходов.
- Описательная шахматная нотация - устаревший метод записи ходов, он широко использовался, особенно в англо- и испаноязычных странах, и иногда встречается до сих пор.
- Ничья по соглашению - два игрока соглашаются объявить игру ничьей, поскольку ни один из них вряд ли выиграет.
- Контроль времени – каждый игрок должен выполнить либо определенное количество ходов, либо все свои ходы до того, как на его игровых часах истечет определенное время .
- Правило касания-хода - если игрок касается своей фигуры, он должен переместить ее, если у нее есть допустимый ход. Если он касается фигуры противника, он должен захватить ее, если это возможно по закону.
Второстепенные варианты
[ редактировать ]- Шахматы с завязанными глазами – один или оба игрока играют, не видя доски и фигур.
- Шахматная фора – один из игроков дает фору другому игроку, обычно начиная игру без определенной фигуры.
- Быстрые шахматы - шахматы, в которые играют с контролем времени, ограничивающим каждого игрока указанным временем в 60 минут или меньше (может быть всего 1 минута).
Геймплей
[ редактировать ]- Ошибка – очень плохой ход.
- Кандидатский ход – ход, который при первоначальном наблюдении за позицией требует дальнейшего анализа. Обнаружение этих ходов является ключом к игре на более высоком уровне.
- Компенсация – наличие позиционных преимуществ, несмотря на материальные недостатки.
- Шахматный гандикап – способ дать более слабому игроку шанс на победу над более сильным. Существует множество таких фор, таких как материальные шансы (более сильный игрок сдает определенную фигуру или фигуры), дополнительные ходы (более слабый игрок имеет оговоренное количество дополнительных ходов в начале игры), дополнительное время на шахматы. часы и особые условия (например, требование от лица, дающего шансы, поставить мат указанной фигурой или пешкой). Также возможны различные их перестановки, например «пешка и два хода».
- Относительная ценность шахматных фигур – относительная ценность шахматных фигур, основанная на их относительной силе.
- Premove – используется в быстрых онлайн-играх и означает, что игрок делает свой следующий ход, пока его противник обдумывает свой ход. После хода противника будет сделан предварительный ход, если он разрешен, и он займет всего 0,1 секунды на игровых часах.
- Приёме – типичный приём или приём в шахматах.
- Плай – пол-оборота, то есть порция хода одного игрока.
- Темп – «единица», аналогичная времени, равная одному шахматному ходу, например, потерять темп – значит потерять ход или дать противнику возможность дополнительного хода. Иногда игрок может захотеть потерять темп.
Общие ситуации
[ редактировать ]- Приз - когда незащищенная фигура может быть взята.
- Инициатива – ситуационное преимущество, при котором игрок может выдвигать угрозы, которые нельзя игнорировать, вынуждая противника использовать свои ходы для реагирования на угрозы, а не для создания своих собственных.
- Транспозиция - последовательность ходов, приводящая к позиции, которая также может быть достигнута с помощью другой общей последовательности ходов. Транспозиции особенно распространены в дебютах , где данная позиция может быть достигнута с помощью разных последовательностей ходов. Игроки иногда намеренно используют транспозиции, чтобы избежать вариантов, которые им не нравятся, заманить противников на незнакомую или неудобную территорию или просто чтобы побеспокоить противников. [6] [7]
- Цейф времени – в игре на время остается мало времени на обдумывание, что увеличивает вероятность сделать слабые или проигрышные ходы или упустить из виду сильные или выигрышные ходы.
- Цугцванг – ситуация, в которой игрок предпочел бы отдать пас и не делать ход, поскольку у него нет хода, не ухудшающего его положение.
Пешечная структура
[ редактировать ]Пешечная структура – описывает особенности позиций пешек. Пешечная структура может использоваться для тактического или стратегического эффекта, или для того и другого.
- Обратная пешка – пешка, которая не поддерживается другими пешками и не может продвигаться вперед.
- Связанные пешки – пешки одного цвета на соседних вертикалях, чтобы они могли защищать друг друга.
- Сдвоенные пешки – две пешки одного цвета на одной вертикали, одна из которых блокирует другую.
- Полуоткрытая вертикаля – вертикаля, на которой есть пешки только одного цвета.
- Изолированная пешка – пешка, у которой на соседних вертикалях нет пешек одного цвета.
- Maróczy Bind - формация с белыми пешками на c4 и e4, после обмена белой пешки d на черную пешку c.
- Открыть файл – файл, свободный от пешек.
- Проходная пешка - пешка, которая может перейти на свою восьмую горизонталь, не будучи заблокированной пешкой противника и без возможности быть захваченной пешкой на соседней вертикали.
Шахматная тактика
[ редактировать ]Шахматная тактика . Шахматная тактика — это ход или последовательность ходов, которые могут привести к ощутимому выигрышу или ограничить возможности противника. Тактику обычно противопоставляют стратегии, в которой для реализации преимуществ требуется больше времени, а противник менее скован в ответных действиях.
- Антикомпьютерная тактика - тактика, используемая людьми в играх против компьютеров, с которой программа не может справиться.
- Захват – убрать фигуру противника с доски, взяв ее своей. За исключением случая захвата на проходе, захвативший игрок заменяет захваченного человека на своем поле. Кроме того, ход, который захватывает. Захваты могут выполняться как в нападении, так и в защите.
- Комбинация – серия ходов, часто с разменом или жертвой, для достижения некоторого преимущества.
- Размен – взятие фигуры в обмен на возможность взятия другой фигуры.
- Размен – размен слона или коня на ладью. Ладья, как правило, является более сильной фигурой, если только игрок не получает других преимуществ для разрешения размена.
- Квадрат бегства - квадрат, куда король может отступить в случае нападения.
Фундаментальная тактика
[ редактировать ]Основная тактика включает в себя: [8]
- Батарея - две или более фигуры, которые могут двигаться и атаковать по общему пути, расположенные в одном ряду, шеренге или диагонали; например, ферзь и слон, или ферзь и ладья, или обе ладьи, или ферзь и обе ладьи.
- Блок (блокирование атаки) – вставка фигуры между другой фигурой и нападающим. Когда атакуемая фигура - король, это блокирует шах.
- Отклонение - тактика, которая заставляет фигуру противника покинуть поле, ряд или шеренгу, которое она занимает, тем самым обнажая короля или ценную фигуру.
- Обнаруженная атака - перемещение фигуры обнаруживает атаку другой фигуры по прямой линии.
- Вилка – атака одной фигурой на две или более фигуры.
- Вмешательство – блокирование линии, вдоль которой защищается фигура противника, делая ее уязвимой для захвата.
- Перегрузка - предоставление защитной фигуре дополнительной защитной задачи, которую она не может выполнить, не отказавшись от своей первоначальной защитной задачи.
- Связка – фигура находится под атакой и либо не может легально двигаться, потому что она поставит под шах своего короля, либо не должна двигаться, потому что это позволит атаковать более ценную фигуру.
- Вертел – если атакуемая фигура движется, это позволяет атаковать другую фигуру.
- Подрыв – захват оборонительной фигуры, оставляя одну из фигур противника незащищенной или недостаточно защищенной. Также известно как «снятие охраны».
- Рентген – (1) синоним слова вертел. Этот термин также иногда используется для обозначения тактики, при которой фигура либо (2) косвенно атакует вражескую фигуру через другую фигуру или фигуры, либо (3) защищает дружественную фигуру через вражескую фигуру.
Наступательная тактика
[ редактировать ]- Батарея - две или более фигуры, которые могут двигаться и атаковать по общему пути, расположенные в одном ряду, шеренге или диагонали; например, ферзь и слон, или ферзь и ладья, или обе ладьи, или ферзь и обе ладьи.
- Ружье Алехина - построение, названное в честь бывшего чемпиона мира по шахматам Александра Алехина, которое состоит из размещения двух ладей, сложенных друг за другом, и ферзя сзади.
- Перекрестная проверка - тактика, при которой проверка разыгрывается в ответ на проверку, особенно когда исходная проверка блокируется фигурой, которая сама либо доставляет проверку, либо раскрывает обнаруженную проверку другой фигуры.
- Приманка - поймать фигуру, обычно короля или ферзя, заставив ее переместиться на отравленное поле с жертвой на этом поле.
- Отклонение - вынуждает фигуру противника покинуть поле, ряд или шеренгу, которую она занимает, тем самым обнажая короля или ценную фигуру. [9]
- Обнаруженная атака - атака, обнаруживаемая, когда одна фигура уступает дорогу другой. [10]
- Обнаруженная проверка – обнаруженная атака, которая также является проверкой.
- Доминирование - возникает, когда фигура имеет относительно широкий выбор полей назначения, но, тем не менее, не может избежать взятия.
- Двойная атака - атака сразу на две фигуры, например, в виде вилки, или с помощью обнаруженной атаки, когда заблокированная фигура атакует одну фигуру, в то время как фигура, уступающая дорогу, угрожает другой.
- Двойной чек – чек, выдаваемый двумя частями одновременно. [11] [12] В шахматной записи иногда обозначается знаком «++».
- Вилка – когда фигура атакует две или более фигуры противника одновременно. [13]
- Вмешательство - прерывание линии между атакуемой фигурой и ее защитником путем жертвенной вставки фигуры. Возможности для вмешательства редки, потому что защищаемый объект должен быть более ценным, чем пожертвованная фигура, а интерпозиция сама по себе должна представлять угрозу.
- Прогулка короля - несколько последовательных перемещений короля, обычно в эндшпиле, чтобы вывести его из безопасного поля (где он прятался во время миттельшпиля) на более активную позицию. Не путать с «охотой на короля», когда игрок выгоняет короля противника из безопасного места и преследует его по доске серией шахов.
- Аванпост - поле, на котором фигура может атаковать позицию противника, не подвергаясь атаке вражеских пешек. Рыцари — хорошие фигуры для захвата аванпостов.
- Перегрузка - предоставление защитной фигуре дополнительной защитной задачи, которую она не может выполнить, не отказавшись от своей первоначальной защитной задачи.
- Превращение пешки - перемещение пешки на задний ряд для превращения ее в коня, слона, ладью или ферзя. Хотя это правило, это также тип хода, имеющий тактическое значение. Превращение пешки или ее угроза часто решают исход шахматного эндшпиля.
- Недостаточное повышение - повышение до коня, слона или ладьи известно как «недостаточное повышение». Хотя эти фигуры менее сильны, чем ферзь, в некоторых ситуациях выгодно недооценивать их. [14] Например, поскольку конь ходит так, как не может ферзь, недостаточное продвижение коня может быть очень полезным и является наиболее распространенным типом недостаточного продвижения. Повышение до ладьи или слона выгодно в тех случаях, когда повышение до ферзя приведет к немедленному тупику.
- В турнирах ФИДЕ предусмотрены запасные ферзи, по одному каждого цвета. В турнирном матче между Эмилем Саланци и Ти Май Хунг Нгуеном в Будапеште в 2009 году на доске одновременно находились шесть ферзей. [15]
- Пешечный штурм – несколько пешек быстро перемещаются к обороне противника. [16]
- Связка – фигура находится под атакой и либо не может легально двигаться, потому что она поставит под шах своего короля, либо не должна двигаться, потому что это позволит атаковать более ценную фигуру.
- Абсолютная связка - связка против короля называется абсолютной , поскольку связанная фигура не может легально двигаться (поскольку ее перемещение подвергнет короля опасности).
- Относительная связка - когда фигура, защищенная связанной фигурой, является фигурой, отличной от короля, но обычно более ценной, чем связанная фигура.
- Частичная связка - когда ладья или ферзь закреплены по вертикали или горизонтали, а слон или ферзь закреплены по диагонали.
- Ситуационная связка - когда связанная фигура закрывает поле и уходит с дороги, это позволяет противнику переместиться туда, что приводит к неблагоприятной ситуации для игрока связанной фигуры, например, к мату.
- Жертва - ход, который намеренно допускает потерю материала либо потому, что игрок может вернуть материал или поставить мат, если он будет принят (фиктивная жертва или псевдожертва), либо потому, что игрок считает, что он получит позиционную компенсацию (истинная или позиционная жертва). .
- Жертва греческого подарка – типичная жертва слона белыми, играющими Bxh7+, или черными, играющими Bxh2+.
- Жертва ферзя – жертва ферзя, неизменно тактическая по своему характеру.
- Плачутта - фигура жертвует собой на поле, где ее могут захватить две разные фигуры, чтобы отклонить их обе от решающих полей.
- Шашлык – атака на две фигуры подряд, похож на булавку. Фактически, шампур иногда называют «обратной булавкой»; разница в том, что в шампуре более ценный кусок находится перед куском меньшей или равной ценности.
- Абсолютный перекос - когда король протыкается, вынуждая его выйти из-под шаха, обнажая фигуру позади него на линии атаки.
- Относительный шашлык - пронзенную фигуру можно перемещать, но это не обязательно (потому что это не король под шахом).
- Мошенничество – уловка , с помощью которой игрок, находящийся в проигрышной позиции, обманывает своего противника и тем самым добивается выигрыша или ничьей вместо ожидаемого проигрыша. [17] [18] [19] [20] [21] В более общем смысле это может также относиться к получению победы или ничьей из явно проигрышной позиции. [22]
- Размен - см. § Шахматная тактика выше.
- Триангуляция - техника выполнения трех ходов, чтобы оказаться в одной и той же позиции, в то время как противник должен сделать два хода, чтобы оказаться в той же позиции. Причина – потерять темп и поставить соперника в цугцванг.
- Undermining – capturing a defensive piece, leaving one of the opponent's pieces undefended or underdefended. Also known as "removal of the guard".
- Windmill – repeated series of discovered checks which the opponent cannot avoid, winning large amounts of material.
- X-ray attack – indirect attack of a piece through another piece.
- Zwischenzug ("Intermediate move") – To make an intermediate move before the expected move to gain an advantage.
Checkmate patterns
[edit]Checkmate pattern – a particular checkmate. Some checkmate patterns occur sufficiently frequently, or are otherwise of such interest to scholars, that they have acquired specific names in chess commentary. Here are some of the most notorious:
- Back-rank checkmate – checkmate accomplished by a rook or queen on the opponent's first rank, because the king is blocked in by its own pieces (almost always pawns) on its second rank.
- Bishop and knight checkmate – fundamental checkmate with a minimum amount of material. It is notoriously difficult to achieve.
- Boden's Mate – checkmate pattern characterized by a king being mated by two bishops on criss-crossing diagonals, with possible flight squares blocked by friendly pieces.
- Fool's mate – shortest possible checkmate, on Black's second move. It is rare in practice.
- Scholar's mate – checkmate in as few as four moves by a player accomplished by a queen supported by a bishop (usually) in an attack on the f7 or f2 square. It is fairly common at the novice level.
- Smothered mate – checkmate accomplished by only a knight because the king's own pieces occupy squares to which it would be able to escape.
Defensive tactics
[edit]- Artificial castling (also known as "castling by hand") – taking several moves to get the king to the position it would be in if castling could have been done.
- Block (blocking an attack) – interposing a piece between another piece and its attacker. When the piece being attacked is the king, this is blocking a check.
- Blockade – to block a passed pawn with a piece.
- Desperado – piece that seems determined to give itself up, typically either (1) to sell itself as dearly as possible in a situation where both sides have hanging pieces or (2) to bring about stalemate if it is captured (or in some instances, to force a draw by threefold repetition if it is not captured).
- Luft – German for "air", meaning squares available for the king to escape an attack, typically through a fortress.
- X-ray defense – indirect defense of a piece through another piece.
Possible responses to an attack
[edit]- Capture the attacking piece
- Move the attacked piece
- Block – interpose another piece in between the two
- Guard the attacked piece and permit an exchange
- Pin the attacking piece so the capture becomes illegal or unprofitable
- Use a zwischenzug
- Create a counter-threat
Chess strategy
[edit]Chess strategy – aspect of chess playing concerned with evaluation of chess positions and setting of goals and long-term plans for future play. While evaluating a position strategically, a player must take into account such factors as the relative value of the pieces on the board, pawn structure, king safety, position of pieces, and control of key squares and groups of squares (e.g. diagonals, open files, individual squares).
- Corresponding squares – usually used as a tool in king and pawn endgames, a pair of corresponding squares are such that if one king is on one of them, the opposing king needs to be on the other.
- Fianchetto – moving the pawn in front of the knight and placing the bishop on that square.
- Permanent brain – thinking when it is the opponent's turn to move.
- Prophylaxis – move that prevents some tactical moves by the opponent.
- First-move advantage in chess – theory that White's having the first move gives him an advantage.
Schools of chess
[edit]School of chess – group of players that share common ideas about the strategy of the game. There have been several schools in the history of modern chess. Today there is less dependence on schools – players draw on many sources and play according to their personal style.
- Modenese Masters – school of chess thought based on teachings of 18th century Italian masters, it emphasized an attack on the opposing king.
- Hypermodernism – school of thought based on ideas of some early 20th century masters. Rather than occupying the center of the board with pawns in the opening, control the center by attacking it with knights and bishops from the side.
Game phases
[edit]- Chess opening – first phase of the game, where pieces are developed before the main battle begins.
- Chess middlegame – second phase of the game, usually where the main battle is. Many games end in the middlegame.
- Chess endgame – third and final phase of the game, where there are only a few pieces left.
Chess openings
[edit]Chess opening – group of initial moves of a chess game. Recognized sequences of opening moves are referred to as openings as finished by White, or defenses as finished by Black, but opening is also used as the general term.
- Fool's mate – also known as the Two-Move Checkmate, it is the quickest possible checkmate in chess. A prime example consists of the moves: 1.f3 e5 2.g4 Qh4#
- Scholar's mate – checkmate achieved by the moves: 1.e4 e5 2.Qh5 Nc6 3.Bc4 Nf6? 4.Qxf7#. The moves might be played in a different order or in slight variation, but the basic idea is the same: the queen and bishop combine in a simple mating attack on f7 (or f2 if Black is performing the mate).
- Smothered mate – checkmate delivered by a knight in which the mated king is unable to move because he is surrounded (or smothered) by his own pieces.
- Back rank checkmate – checkmate delivered by a rook or queen along a back rank (that is, the row on which the pieces (not pawns) stand at the start of the game) in which the mated king is unable to move up the board because the king is blocked by friendly pieces (usually pawns) on the second rank (Burgess 2009:16).
- Boden's mate – checkmating pattern in chess characterized by bishops on two criss-crossing diagonals (for example, bishops on a6 and f4 delivering mate to a king on c8), with possible flight squares for the king being occupied by friendly pieces. Most often the checkmated king has castled queenside, and is mated on c8 or c1.
- Epaulette mate – checkmate where two parallel retreat squares for a checked king are occupied by his own pieces, preventing his escape. The most common Epaulette mate involves the king on his back rank, trapped between two rooks.
- Légal's mate – chess opening trap, characterized by a queen sacrifice followed by checkmate with minor pieces if Black accepts the sacrifice. The trap is named after the French player Sire de Légal (1702–1792).
- Chess Informant
- Chess opening theory table
- Encyclopaedia of Chess Openings
- Gambit – sacrifice of material (usually a pawn) to gain a positional advantage (usually faster development of pieces)
- List of chess openings
e4 Openings
[edit]- King's Pawn Game – Games that start with White moving 1.e4.
- Open Game – Games that start with 1.e4 followed by 1...e5 by Black.
- Semi-Open Game – Games that start with 1.e4 followed by a move other than 1...e5 by Black.
King's Knight Openings
[edit]- Damiano Defense
- Elephant Gambit
- Evans Gambit
- Four Knights Game
- Giuoco Piano
- Greco Defense
- Gunderam Defense
- Halloween Gambit
- Hungarian Defense
- Inverted Hungarian Opening
- Irish Gambit
- Italian Gambit
- Italian Game
- Jerome Gambit
- Konstantinopolsky Opening
- Latvian Gambit
- Petrov's Defense
- Philidor Defense
- Ponziani Opening
- Rousseau Gambit
- Ruy Lopez
- Scotch Game
- Three Knights Opening
- Two Knights Defense
Sicilian Defense
[edit]Other e4 opening variations
[edit]- Alapin's Opening
- Alekhine's Defense
- Balogh Defense
- Bishop's Opening
- Bongcloud Attack
- Caro–Kann Defense
- Center Game
- Danish Gambit
- Falkbeer Countergambit
- Fischer Defense
- Frankenstein–Dracula Variation
- French Defense
- King's Gambit
- Centre Pawn Opening
- Modern Defense
- Monkey's Bum
- Napoleon Opening
- Nimzowitsch Defense
- Owen's Defense
- Pirc Defense
- Portuguese Opening
- Rice Gambit
- Scandinavian Defense
- St. George Defense
- Vienna Game
- Wayward Queen Attack
d4 Openings
[edit]Queen's Gambit Openings
[edit]Indian Defense
[edit]Other d4 opening variations
[edit]Flank openings
[edit]Irregular Openings
[edit]Openings including a trap
[edit]Endgames
[edit]Endgame – phase of the game after the middlegame when there are few pieces left on the board
- Checkmate patterns – Patterns of checkmate that occur reasonably often.
- Chess endgame literature – Literature on chess endgames.
- Endgame maneuvers
- Prokeš maneuver – maneuver from an endgame study that sometimes occurs in games.
- Endgame positions
- Endgame study – A composed position with a goal of either winning or drawing
- Réti endgame study – endgame study illustrate how a king can pursue two goals at the same time.
- Saavedra position – endgame study in which a surprising underpromotion leads to a win.
- Particular endgame situations
- Bare king – situation in which one player has only the king left on the board.
- Fortress – position in which a player with weaker material is able to keep the stronger side at bay and draw the game instead of lose it.
- King and pawn versus king endgame – fundamental endgame with a king and pawn versus a king.
- Key square – square that a player needs to occupy (usually by the king in a king and pawn endgame) to achieve some goal.
- Opposite-colored bishops endgame – Endgames in which each side has one bishop and the bishops are on opposite colors of the board.
- Opposition – When two kings face each other with one square in between (with generalizations).
- Pawnless chess endgame – Endgames without pawns.
- Queen and pawn versus queen endgame – difficult endgame with a queen and pawn versus a queen.
- Queen versus pawn endgame – fundamental endgame with a queen versus an advanced pawn protected by its king.
- Rook and bishop versus rook endgame – well-studied endgame with a rook and bishop versus a rook.
- Rook and pawn versus rook endgame – fundamental and well-studied endgame with a rook and pawn versus a rook.
- Lucena position – one of the most famous and important positions in chess endgame theory, where if the side with the pawn can reach this type of position, he can forcibly win the game.
- Philidor position – if the side without the pawn reaches the Philidor Position, he will force a draw.
- Two knights endgame – endgame with two knights versus a lone king cannot force checkmate, but they may be able to force a win if the defender has a pawn.
- Wrong bishop – situation in some endgames where a player's bishop is on the wrong color of square to accomplish something, i.e. the result would be different if the bishop was on the other color.
- Wrong rook pawn – an endgame situation very closely related to the wrong bishop, where having the other rook pawn would have a different result.
- Endgame study – A composed position with a goal of either winning or drawing
- Endgame principles
- Tarrasch rule – guideline that rooks should usually be placed behind passed pawns – both its own pawns and the opponent's.
- Endgame tablebase – computer database of endgame positions giving optimal moves for both sides and the result of optimal moves (a win for one player or a draw).
Venues (who and where to play)
[edit]Casual play
[edit]Chess clubs
[edit]Online chess
[edit]- Internet chess server
- Chess.com
- RedhotPawn.com
- Schemingmind.com
- GameKnot.com
- Lichess.org (Open source)
- Playchess (Chessbase.com)
- chess24.com
Заочные шахматы
[ редактировать ]- Заочные шахматы –
- Сервер заочных шахмат – пожалуй, самый удобный вид заочных шахмат.
Соревновательные шахматы
[ редактировать ]- Шахматы по всему миру –
- Шахматная рейтинговая система - динамическая рейтинговая система, основанная на результатах игрока, где более высокое число указывает на лучшего игрока.
- Шахматный турнир – шахматное соревнование между несколькими и многими игроками.
- Турнир по швейцарской системе . Формат турнира, предназначенный для участия относительно большого количества игроков, играющих небольшое количество раундов за относительно короткое время.
- Турнир по круговой системе – формат турнира для небольшого и среднего количества игроков, в котором каждый игрок играет за столом друг друга. Это может быть продолжительно, в зависимости от количества сыгранных раундов.
- Турнир на выбывание – формат турнира, состоящий из нескольких этапов, в котором игроки разбиваются на пары и половина выбывает на каждом этапе.
- Internet Computer Chess Tournament – турнир для шахматных движков, проводимый через Интернет.
- Мировой рейтинг ФИДЕ – список игроков с самым высоким рейтингом в мире.
- Одновременная выставка – демонстрация, в которой один игрок одновременно играет против большого количества противников.
Титулы
[ редактировать ]- Гроссмейстер – высший титул, кроме чемпиона мира.
- Международный мастер - более низкий титул, чем гроссмейстер.
- Мастер ФИДЕ - более низкий титул, чем международный мастер.
- Кандидат в мастера - звание ниже, чем у мастера ФИДЕ.
- Шахматный эксперт - звание, присуждаемое Шахматной федерацией США игрокам ниже мастерского уровня.
- Женщина-гроссмейстер – доступно только женщинам, требования ниже, чем у гроссмейстера.
- Международный мастер-женщина – доступен только для женщин, требования ниже, чем у международного мастера.
- Женщина-Мастер ФИДЕ – доступно только для женщин, требования ниже, чем у Мастера ФИДЕ.
- Женщина-кандидат в мастера – доступна только для женщин, требования ниже, чем у кандидата в мастера.
- Международный гроссмейстер по заочным шахматам - высшее звание, присуждаемое Международной федерацией заочных шахмат.
- Звания ФИДЕ – прижизненные звания, присуждаемые ФИДЕ.
Компьютерные шахматы
[ редактировать ]- Шахматный двигатель –
- Шахматные матчи человека и компьютера –
- Интернет-шахматный сервер –
- Шахматное программное обеспечение –
История шахмат
[ редактировать ]- Шатрандж – старая форма шахмат, из которой постепенно развились современные шахматы, пришедшая в западный мир из Индии через Сасанидскую Персию.
- Романтические шахматы –
- Кафе де ла Режанс –
- Шахматные матчи человека и компьютера –
- Онлайн шахматы
Знаменитые игры
[ редактировать ]- Бессмертная игра
- Бессмертная проигрышная игра
- Игра Бессмертный Цугцванг
- Бессмертный розыгрыш
- Вечнозеленая игра
- Польский Бессмертный
- Перуанский бессмертный
- Игра века
- Ласкер против Бауэра, Амстердам, 1889 г.
- Морфи против герцога Брауншвейгского и графа Изуара (Оперная партия)
- Каспаров против всего мира
- Пул против HAL 9000
- более...
История шахмат по периодам
[ редактировать ]Годы в шахматах
[ редактировать ]Шахматисты
[ редактировать ]- Шахматный вундеркинд – ребенок с исключительными шахматными способностями, добившийся значительных шахматных достижений в очень молодом возрасте.
- Список шахматных семей
- Список шахматных гроссмейстеров
- Список шахматистов
- Сравнение лучших шахматистов за всю историю
- Чемпионат мира по шахматам
Чемпионат мира по шахматам
[ редактировать ]- Чемпионат мира по шахматам 1886 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1889 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1891 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1892 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1894 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1897 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1907 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1908 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1910 г. (Ласкер-Яновский)
- Чемпионат мира по шахматам 1910 г. (Ласкер – Шлехтер)
- Чемпионат мира по шахматам 1921 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1927 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1929 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1934 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1935 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1937 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1948 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1951 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1954 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1957 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1958 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1960 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1961 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1963 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1966 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1969 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1972 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1975 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1978 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1981 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1984 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1985 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1986 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1987 года.
- Чемпионат мира по шахматам 1990 г.
- Чемпионат мира по шахматам 1993 г.
- Чемпионат мира по классическим шахматам 1995 г.
- Чемпионат мира по классическим шахматам 2000 г.
- Чемпионат мира по классическим шахматам 2004 г.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 1996 г.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 1998 г.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 1998–2004 гг.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 1999 г.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 2000 г.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 2002 г.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 2004 г.
- Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 2005 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2006 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2007 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2008 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2010 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2012 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2013 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2014 г.
- Чемпионат мира по шахматам 2016
- Чемпионат мира по шахматам 2018
- Чемпионат мира по шахматам 2021
- Чемпионат мира по шахматам среди женщин
- Список матчей чемпионата мира по шахматам
- Чемпионат мира по шахматам среди любителей
- Турнир претендентов
- Чемпионат мира по шахматной композиции
- Чемпионат мира по компьютерным шахматам
- Чемпионат мира по скоростным шахматам на компьютере
- Междуцарствие чемпионов мира по шахматам
- Интерзона
- Чемпионат мира среди юниоров по шахматам
- Чемпионат мира по шахматам среди взрослых
- Чемпионат мира по шахматам
- Командный чемпионат мира по шахматам
- Молодежный чемпионат мира по шахматам
Наука шахмат
[ редактировать ]Психология и шахматы
[ редактировать ]Шахматное программирование
[ редактировать ]- Представительство в Совете –
- Шахматный двигатель –
- Минимакс –
- Эвристика нулевого перемещения –
- Обозначение портативной игры –
- Таблица транспонирования –
- База таблицы эндшпиля –
Теория шахмат
[ редактировать ]- Преимущество первого хода в шахматах .
- Таблица теории шахматных дебютов –
- Шахматная задача –
- Шахматный композитор –
- Исследование эндшпиля –
- Словарь шахматных задач –
- Мотив (шахматная композиция) –
- Концентричность –
- Виды шахматных задач
- Прямые товарищи - белые должны двигаться первыми и поставить мат черным в течение определенного количества ходов против любой защиты. Их часто называют «мат через n », где n — количество ходов, в течение которых должен быть поставлен мат. В соревнованиях по составлению и решению прямые товарищи подразделяются на три класса:
- Двухходовой ход – белые делают ход и ставят черным мат в два хода против любой защиты.
- Трехходовой ход – белые могут сделать ход и поставить мат черным не более чем за три хода против любой защиты.
- Больше ходов - белые делают ход и ставят мат черным за n ходов против любой защиты, где n - определенное число, большее трех.
- Сказочные шахматы - шахматные задачи, которые отличаются от классических (также называемых ортодоксальными) шахматных задач тем, что они не являются прямыми матами. Хотя термин «волшебные шахматы» иногда используется для обозначения игр, обычно он применяется к задачам с новыми условиями, новыми правилами, новой доской или сказочными шахматными фигурами , чтобы выразить идею или тему, невозможные в «ортошахе». [23] См. также раздел о вариантах шахмат ниже.
- Товарищи -помощники - черные, которые ходят первыми, сотрудничают с белыми, чтобы дать мат собственному королю черных за определенное количество ходов.
- Самостоятельные товарищи - белые ходят первыми и вынуждают черных (за определенное количество ходов) поставить мат белым.
- Помогите себе товарищу – белые, которые ходят первыми, сотрудничают с черными, чтобы получить позицию мата за один ход.
- Рефлексные товарищи - форма самовнушения с дополнительным условием, что каждая сторона должна дать мат, если она способна это сделать. (Когда это условие применимо только к черным, это полурефлекторный мат .)
- Серийные ходы – одна сторона делает серию ходов без ответа для достижения поставленной цели. Шах может быть дан только на последнем ходу. Seriesmover может принимать различные формы:
- Мат по серии - прямой мат, при котором белые делают серию ходов без ответа на мат черным.
- Serieshelpmate - мат-помощник, в котором черные делают серию ходов без ответа, после чего белые делают один ход, чтобы поставить мат черным.
- Seriesselfmate - самостоятельный мат, в котором белые делают серию ходов, приводящих к позиции, в которой черные вынуждены дать мат.
- Сериярефлексмат - рефлексный мат, в котором белые делают серию ходов, приводящих к позиции, в которой черные могут и, следовательно, должны дать мат.
- Прямые товарищи - белые должны двигаться первыми и поставить мат черным в течение определенного количества ходов против любой защиты. Их часто называют «мат через n », где n — количество ходов, в течение которых должен быть поставлен мат. В соревнованиях по составлению и решению прямые товарищи подразделяются на три класса:
- Шахматная головоломка –
- Комбинаторная теория игр
- Решение шахмат –
Шахматы в культуре
[ редактировать ]- Шахматная эстетика
- Шахматы в искусстве
- Коллекции шахматных игр
- Шахматные библиотеки
- Шахматные СМИ
- Шахматные организации
- Шахматные площадки (кто и где играть)
- Варианты шахмат
Шахматные СМИ
[ редактировать ]Шахматные эссе
[ редактировать ]- Мораль шахмат , Бенджамин Франклин
Шахматные видеоигры
[ редактировать ]Шахматные книги
[ редактировать ]- История шахмат
- Основные шахматные концовки
- Литература по шахматному эндшпилю
- Дебютная книга по шахматам
- Энциклопедия шахматных дебютов
- Геттингенская рукопись
- Справочник по шахматам
- Руководство Ласкера по шахматам
- Современные шахматные дебюты
- Мои 60 памятных игр
- Мои великие предшественники
- Моя система
- Игра и игра в шахматы
- Игра в шахматы
- Оксфордский спутник шахмат
- более...
Периодические издания
[ редактировать ]- Британский шахматный журнал
- Шахматный информатор
- Шахматная жизнь
- журнал ШАХМАТЫ
- НАПРИМЕР
- Новое в шахматах
- Shakhmatny Bulletin
- Shakhmaty v SSSR
- Неделя в шахматах
- 64
- более...
Шахматные сайты
[ редактировать ]- ChessCafe.com – еженедельно публикует исследования эндшпиля, рецензии на книги и другие статьи, связанные с шахматами. Он был основан в 1996 году Ханоном Расселом и хорошо известен как хранилище статей о шахматах и их истории.
- Chessgames.com – шахматное интернет-сообщество, насчитывающее более 197 000 участников. На сайте имеется большая база данных шахматных партий, где каждая партия имеет собственную страницу обсуждения для комментариев и анализа.
- FIDE Online Arena - Международная федерация шахмат или коммерческий шахматный сервер Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ), посвященный игре в шахматы и связанной с ней деятельности.
- Интернет-шахматные серверы - веб-сайты, которые позволяют игрокам играть друг с другом онлайн.
- Free Internet Chess Server – шахматный интернет-сервер, управляемый волонтерами. Он был организован как бесплатная альтернатива Интернет-шахматному клубу (ICC) после того, как этот сайт начал взимать плату за членство.
- Интернет-шахматный клуб – коммерческий шахматный Интернет-сервер, посвященный игре и обсуждению шахмат и их вариантов.
- Playchess - коммерческий шахматный интернет-сервер под редакцией ChessBase, посвященный игре и обсуждению шахмат и их вариантов.
- SchemingMind - частный международный заочный шахматный клуб, основанный в 2002 году. Большинство игр и турниров проводятся на заочном шахматном сервере, принадлежащем клубу для этой цели.
- «Неделя в шахматах» – один из первых, если не первый, интернет-сервис новостей о шахматах.
Шахматы в популярных СМИ
[ редактировать ]Фильмы на шахматную тематику
[ редактировать ]Шахматные организации
[ редактировать ]Некоторые влиятельные шахматные личности
[ редактировать ]- Пол Морфи – (22 июня 1837 – 10 июля 1884) – американский шахматист. Он считается величайшим шахматным мастером своего времени и неофициальным чемпионом мира по шахматам. Его прозвали «Гордостью и печалью шахмат», потому что он сделал короткую и блестящую шахматную карьеру, уйдя из игры в возрасте 21 года.
- Вильгельм (позже Уильям) Стейниц (17 мая 1836 - 12 августа 1900) - австрийский, а затем американский шахматист и первый абсолютный чемпион мира по шахматам с 1886 по 1894 год. С 1870-х годов комментаторы спорят, был ли Стейниц фактически чемпионом. ранее.
- Эмануэль Ласкер (24 декабря 1868 – 11 января 1941) – немецкий шахматист, математик и философ, второй официально признанный чемпион мира по шахматам, позиция, с которой он доминировал в шахматах в течение 27 лет (с 1894 по 1921 год). .
- Хосе Рауль Капабланка (19 ноября 1888 - 8 марта 1942) - кубинский шахматист, чемпион мира по шахматам с 1921 по 1927 год. Прозванный «Человеческой шахматной машиной» из-за его мастерства на доске и относительно простого стиля игры, он был известен своим исключительным мастерством в эндшпиле и скоростью игры и широко известен как самый талантливый шахматист в истории.
- 15 основателей ФИДЕ – ФИДЕ основана 20 июля 1924 года на 1-й неофициальной шахматной олимпиаде.
- Александр Алехин (31 октября 1892 - 24 марта 1946) - в 1927 году он стал четвертым чемпионом мира по шахматам, победив Капабланку, которого многие считали непобедимым, в самом продолжительном матче чемпионата по шахматам, проводившемся до 1985 года. Алехин высоко ценится. как шахматный писатель и теоретик, внесший новшества в широкий спектр шахматных дебютов и дав свое имя защите Алехина и нескольким другим вариантам дебюта.
- Михаил Ботвинник (4 августа 1911 — 5 мая 1995) — советский и российский международный гроссмейстер, трёхкратный чемпион мира по шахматам. Работая одновременно инженером-электриком и ученым-компьютерщиком, он был одним из немногих известных шахматистов, которые добились выдающихся результатов в другой карьере, играя в шахматы высшего класса. Он также был пионером компьютерных шахмат. Он был чемпионом мира с 1948 по 1963 год с двумя перерывами. Он ненадолго проиграл чемпионат мира Василию Смыслову, а затем Михаилу Талю, но отыграл его у обоих в матчах-реваншах.
- Михаил Таль (9 ноября 1936 - 28 июня 1992) - советско-латвийский гроссмейстер по шахматам и восьмой чемпион мира по шахматам, широко известный как творческий гений и лучший атакующий игрок всех времен, известный прежде всего своей импровизацией и непредсказуемостью. Каждая игра, сказал он однажды, неподражаема и бесценна, как стихотворение.
- Василий Смыслов - советский и российский шахматный гроссмейстер, чемпион мира по шахматам (с 1957 по 1958 год), известный своим позиционным стилем и, в частности, точным владением эндшпилем, но во многих его партиях были также впечатляющие тактические броски. Он внес огромный вклад в теорию шахматных дебютов во многих дебютах, включая английский дебют, защиту Грюнфельда и сицилийскую защиту.
- Тигран Петросян (17 июня 1929 - 13 августа 1984) - советский армянский гроссмейстер и чемпион мира по шахматам с 1963 по 1969 год. Его прозвали «Железным Тиграном» из-за его почти непробиваемого оборонительного стиля игры, в котором безопасность ставилась превыше всего.
- Борис Спасский (род. 30 января 1937 г.) – 10-й чемпион мира по шахматам, выдающийся советский, а затем французский шахматист.
- Бобби Фишер (9 марта 1943 — 17 января 2008) — американский гроссмейстер по шахматам и 11-й чемпион мира по шахматам. Его широко считают величайшим шахматистом всех времен. Фишер также был автором бестселлеров по шахматам.
- Анатолий Карпов (родился 23 мая 1951 г.) - российский гроссмейстер и бывший чемпион мира. Эту должность он занимал с 1975 по 1985 год и с 1993 по 1999 год, когда отказался от своего титула в знак протеста против новых правил чемпионата мира ФИДЕ.
- Гарри Каспаров – (родился 13 апреля 1963 г.) – российский (бывший советский) шахматный гроссмейстер, бывший чемпион мира по шахматам, писатель и политический деятель, которого многие считают величайшим шахматистом всех времен. Он носил официальный титул чемпиона мира ФИДЕ с 1985 по 1993 год, когда спор с ФИДЕ привел его к созданию конкурирующей организации - Профессиональной шахматной ассоциации.
- Вишванатан Ананд (родился 11 декабря 1969 г.) - индийский гроссмейстер по шахматам. Ананд пять раз выигрывал чемпионат мира по шахматам (2000, 2007, 2008, 2010, 2012) и был абсолютным чемпионом мира с 2007 по 2013 год.
- Магнус Карлсен (родился 30 ноября 1990 г.) - норвежский гроссмейстер по шахматам, бывший шахматный вундеркинд, пятикратный чемпион мира по шахматам (2013–2023 гг.), Игрок номер один в мире. Его пиковый рейтинг является самым высоким в истории по состоянию на 30 апреля 2023 г.
- Дин Лижэнь (род. 24 октября 1992 г.) - китайский гроссмейстер по шахматам, действующий чемпион мира и второй номер мира по рейтингу.
- более...
Некоторые влиятельные люди, игравшие в шахматы
[ редактировать ]Варианты шахмат
[ редактировать ]Шахматный вариант – игры, похожие на шахматы, но с другими правилами или фигурами.
- Сказочная шахматная фигура - фигуры, используемые в вариантах шахмат, отличных от обычных фигур.
Варианты с другой исходной позицией
[ редактировать ]- Шахматы со смещением - стартовая позиция немного изменена, чтобы свести на нет знание игроками дебютов.
- Chess960 - вариант, созданный Бобби Фишером, в котором стартовые позиции фигур на 1-м и 8-м рядах случайны, в результате чего существует 960 возможных стартовых позиций. Стартовые позиции белых и черных должны быть зеркальными, а король должен начинать между ладьями, допуская рокировку.
- Трансцендентальные шахматы - аналогичны Chess960, за исключением того, что здесь нет рокировки, стартовые позиции не обязательно зеркальны, а слоны должны начинать с полей противоположного цвета. Существует 8 294 400 возможных стартовых позиций.
Варианты с разной силой
[ редактировать ]- Шахматный гандикап – предоставление преимущества более слабому игроку для обеспечения равных шансов на победу. Обычно преимущество заключается в материале, дополнительных ходах или дополнительном времени.
- Шахматы Дансени . Черные начинают так же, как и в традиционных шахматах, а белые начинают только с 32 пешками. Черные выигрывают, забирая все пешки, избегая при этом пата, белые побеждают, поставив мат черному королю.
Варианты с другой платой
[ редактировать ]- Мини-шахматы – на доске меньше клеток, например 3×3, 5×5, 5×6 и т. д.
- Лос-Аламосские шахматы - вариант 6×6 без слонов.
- Сетчатые шахматы - доска 8×8 с сеткой 4×4, делящая доску на 16 ячеек по 2×2 клетки каждая. Работает так же, как традиционные шахматы, за исключением того, что фигура должна пересекать хотя бы одну линию сетки на каждом ходу.
- Цилиндрические шахматы – игра ведется на цилиндре, в результате чего правая и левая стороны доски соединяются.
- Круглые шахматы - вариант игры на круглой доске.
- Алиса Чесс – играется с двумя досками, одна из которых вначале пуста. После завершения каждого хода ходившая фигура переносится на то же поле другой доски (после хода на второй доске фигура возвращается на первую доску).
- Шестиугольные шахматы – любой из различных вариантов игры на шестиугольной доске или доске с шестиугольными клетками.
- Трехмерные шахматы - любой из различных вариантов с несколькими досками на разных уровнях, в результате чего игровой процесс становится трехмерным.
- Кубические шахматы - фигуры заменяются кубиками с фигурками фигур по бокам, что упрощает смену типов фигур в соответствии со специальными правилами продвижения.
- Летающие шахматы - игра с двумя досками, одна из которых представляет верхний уровень, другая - нижний. Только некоторым фигурам разрешено перемещаться на верхнем уровне.
- Dragonchess – созданная Гэри Гайгэксом , соавтором знаменитой ролевой игры Dungeons & Dragons , фигуры вдохновлены персонажами и монстрами из фэнтезийной ролевой игры.
Варианты с необычными правилами
[ редактировать ]- Проигрыш в шахматах – цель каждого игрока – потерять все свои фигуры вместо того, чтобы поставить мат вражескому королю. Взятие, как и в шашках , обязательно.
- Атомные шахматы – всякий раз, когда происходит захват, захватываются и окружающие фигуры, что напоминает идею взрыва.
- Шахматы с тремя шаками – игрок выигрывает, трижды сделав шах королю противника.
- Шахматы на вымирание – цель состоит в том, чтобы захватить все фигуры противника определенного типа (например, обоих коней, все пешки или ферзя).
- Сумасшедший дом - захваченная фигура может быть возвращена на доску игроком, который ее захватил, как своя собственная фигура.
- Шахматная эстафета коня - фигуры, защищаемые конем, могут двигаться как конь. Рыцари не могут захватывать или быть захваченными.
- Андернахские шахматы - после взятия фигура, берущая, меняет свой цвет.
- Бесшаховые шахматы – любой ход, приводящий к шаху, не допускается, кроме мата.
- Цирцея шахмат – захваченные фигуры мгновенно возвращаются на исходные позиции.
- Шахматы Легана – стартовые позиции фигур сосредоточены в противоположных углах доски. Движение пешки становится диагональным, а взятие ортогональным.
- Шахматы Мадраси - всякий раз, когда фигура подвергается нападению вражеской фигуры того же типа, она не может двигаться.
- Монохроматические шахматы - фигура может перемещаться только на клетку того же цвета, что и та, которую она занимает. Рыцари следуют особым правилам передвижения.
- Патрульные шахматы - взятие и проверка запрещены, если фигура, берущая или проверяющая, не охраняется дружественной фигурой.
- PlunderChess – захваченные фигуры получают ограниченную возможность двигаться как захваченная фигура.
Варианты с неполной информацией и элементами случайности.
[ редактировать ]- Кригшпиль – игрок может видеть свои фигуры, но не фигуры противника.
- Тёмные шахматы – игрок видит только поля, занятые его фигурами, и поля, на которые могут двигаться его фигуры.
- Пенультима – зрители игры тайно решают правила хода и взятия каждой фигуры, которые игроки постепенно узнают в ходе игры.
- Шахматы с кубиками — игроки бросают кубики перед каждым ходом, чтобы определить, какие типы фигур можно перемещать.
- Knightmare Chess — фэнтезийный вариант, опубликованный Steve Jackson Games , включая карты, меняющие аспекты игры.
Многоходовые варианты
[ редактировать ]- Марсельские шахматы – каждый игрок ходит дважды за ход. Если первый ход дает шах, игрок не делает второй ход в этот ход.
- Прогрессивные шахматы – количество ходов, сыгранных каждый ход, постепенно увеличивается. Белые начинают с одного хода, затем черные делают два хода, затем белые делают 3 хода и т. д.
- Лавинные шахматы – после каждого хода игрок обязан переместить пешку противника на одно поле к себе.
- Шахматы -монстры. Черные играют, как в традиционные шахматы, но у белых только один король и четыре пешки, и они ходят дважды за ход.
- Шахматы кунг-фу - вариант без ходов, фигуры можно свободно перемещать, каждая фигура имеет свое время задержки между двумя ходами. Стратегическая игра в реальном времени , в которую в основном играют онлайн.
Многопользовательские варианты
[ редактировать ]- Шахматы Bughouse - вариант с четырьмя игроками и двумя досками, 2 на 2, захваченные игроком фигуры передаются партнеру, который может поставить их на свою доску.
- Шахматы для троих – специально соединенная трехсторонняя доска для трех игроков.
- Шахматы для четырех игроков – расширенная крестообразная доска для четырех игроков.
- Forchess - вариант для четырех игроков внутри обычной доски с особой начальной конфигурацией.
- Джамби - вариант 9×9 для четырех игроков со специальными фигурами и правилами.
- Босворт - вариант для четырех игроков на доске 6×6, фигуры вводятся в игру постепенно по ходу игры.
- Енохианские шахматы — вариант для четырех игроков со сложными правилами, созданный Уильямом Винном Уэсткоттом , одним из трех основателей Герметического Ордена Золотой Зари .
Варианты с необычными деталями
[ редактировать ]- Фея шахматная фигура
- Гиппогональный
- Кузнечик
- Кузнечик в шахматах
- Беролина шахматы
- Махараджа и сипаи
- Омега шахматы
- Стелс-шахматы
- Карманные мутационные шахматы
- Барочные шахматы
- Шахматы-бабочки
- Шахматы с разными армиями
- дуэль
- Gess
- Гну шахматы
Варианты с соединениями слон+конь и ладья+конь.
[ редактировать ]- Сейраванские шахматы
- Янус Чесс
- Капабланка Шахматы
- Случайные шахматы Капабланки
- Посольские шахматы
- Современные шахматы
- Гранд Шахматы
Игры, вдохновленные шахматами
[ редактировать ]Исторические варианты
[ редактировать ]- История шахмат
- Теория Кокса – Форбса
- Liubo
- Чатуранга
- Чатураджи
- Шатрандж
- Абу Бакр бин Яхья аль-Сули
- Тамерлан шахматы
- Хиашатар
- Сентерей
- шахматные фигуры Льюиса
Сянци и варианты
[ редактировать ]Сёги и варианты
[ редактировать ]- Сёги
- Стратегия и тактика сёги
- История сёги
- Мэйдзин
- Рю-о
- Компьютерные сёги
- вариант сёги
- Микро сёги
- Минисёги
- Киото сёги
- Джадкинс сёги
- Китовый сёги
- Тори сёги
- Яри сёги
- Хэйан сёги
- Сё сёги
- Пушечные сёги
- Хасами сёги
- Аннан сёги
- безработица
- Ва сёги
- Чу сёги
- Хэйан дай сёги
- Акуро
- Дай сёги
- Тендзику сёги
- Дай дай сёги
- Мака дай дай сёги
- Ко сёги
- Тай сёги
- Тайкёку сёги
- Саннин сёги
- Йонин сёги
- Источники сёги эпохи Эдо
Другие национальные варианты
[ редактировать ]Шахматы в сочетании с другими видами спорта и развлечениями
[ редактировать ]Программное обеспечение для вариантов шахмат
[ редактировать ]Вымышленные варианты
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас С. Юкич. Основы рекреации, 2-е издание . Харперс и Роу, 1970, Библиотека Конгресса 70-88646. п. 1ф.
- ^ Гарви, К. (1990). Играть . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Признанные виды спорта Международного олимпийского комитета. Официальный сайт Международного олимпийского комитета. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ «В реальном турнире можно ли сыграть с двумя ферзями?» . шахматы.com . Шахматные форумы . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Правила ФИДЕ ( En Passant - правило 3.7, часть d)
- ^ Марк Уикс. «Учебное пособие по шахматному дебюту: введение в 1.d4» . о.com. Архивировано из оригинала 25 января 2008 г.
- ^ Солтис, А. (2007). Транспо-трюки в шахматах . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-9051-0 . Смотрите обзор на «Транспо-трюки в шахматах – обзор» . Chessville.com. Архивировано из оригинала 18 апреля 2008 г.
- ^ Эдвард Р. Брейс, Иллюстрированный шахматный словарь (Fodor's Travel Publications, 1978) ISBN 978-0-679-50814-4
- ^ Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992). Оксфордский справочник по шахматам (второе изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-866164-1 .
- ^ Обнаружена статья об атаке на Chesscorner.com.
- ^ Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992). Оксфордский справочник по шахматам (второе изд.). Издательство Оксфордского университета . п. 113 . ISBN 978-0-19-866164-1 .
- ^ Голомбек, Гарри (1977). Шахматная энциклопедия Голомбека . Издательство Корона. п. 88. ИСБН 978-0-517-53146-4 .
- ^ «Шахматный мастер-класс: научитесь играть в шахматы!» . Skillshare.com . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ (Новости), Chess com Вебмастер. «Шахматная тактика – определения и примеры» . Chess.com . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Эмиль Саланци против Ти Май Хунг Нгуен (2009) Шестое чувство» .
- ^ Пандольфини, Брюс (1995). Шахматное мышление . Саймон и Шустер. п. 179. ИСБН 978-0-671-79502-3 .
- ^ Эдвард Р. Брейс, Иллюстрированный шахматный словарь , Маккей, 1977, с. 276. ISBN 0-679-50814-7 .
- ^ Бирн Дж. Хортон, Словарь современных шахмат , Философская библиотека, 1959, с. 199.
- ^ И. А. Горовиц и Фред Рейнфельд , Шахматные ловушки, ловушки и мошенничества , Саймон и Шустер, 1954, с. 12. ISBN 0-671-21041-6 .
- ^ Уолтер Корн , Блестящий прием в шахматах , Dover Publications, 1966, стр. 4. СБН 486-21615-2.
- ^ Грэм Берджесс, Огромная книга шахмат , Кэрролл и Граф, 1997, стр. 489. ISBN 0-7867-0431-4 .
- ^ См., например, Али Мортазави, «Изобразительное искусство мошенничества» , Cadogan Books, 1996, стр. 44. ISBN 1-85744-105-2 (имеется в виду Эм. Ласкер – Эд. Ласкер, Нью-Йорк, 1924 г. , как «знаменитое мошенничество»).
- ^ Причард, Д.Б. (1994), Энциклопедия вариантов шахмат , публикации игр и головоломок, стр. 107, ISBN 978-0-9524142-0-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хищник за шахматной доской – Полевое руководство по шахматной тактике – Изучите шахматную тактику
- Синяя книга шахмат ; «Обучение основам игры и анализ всех признанных дебютов» Говарда Стонтона
- ChessGames.com - шахматная онлайн-база данных и сообщество
- Шахматные рекорды – сведения о самой продолжительной игре, наибольшем количестве проходных пешек, наименьшем количестве взятий и т. д.
- Пример шахматной партии
- Международные организации
- ФИДЕ – Всемирная шахматная федерация
- ICCF – Международная заочная шахматная федерация.
- ACP – Ассоциация шахматных профессионалов
- Новости
- Онлайн игра
- Chess.com Играйте онлайн против игроков-людей
- ChessFriends.com
- Спаркчесс