Соответствующие квадраты
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
В шахматах два квадрата являются соответствующими квадратами (также известными как относительные квадраты , сестринские квадраты или координатные квадраты). [1] ), если занятие одного из этих полей королем требует , чтобы вражеский король переместился на другое поле, чтобы удержать позицию. Соответствующие поля существуют в некоторых шахматных эндшпилях , обычно в большинстве заблокированных. Обычно имеется несколько групп соответствующих квадратов. В некоторых случаях они указывают, на какое поле должен переместиться защищающийся король, чтобы удержать короля противника. В других случаях маневр одного короля ставит другого игрока в ситуацию, когда он не может перейти на соответствующее поле, поэтому первый король имеет возможность проникнуть в позицию. [2] Теория соответствующих квадратов более общая, чем теория оппозиции , и более полезна в загроможденных позициях.
В этой статье все члены пары соответствующих квадратов помечены одним и тем же номером, т.е. 1 , 2 и т. д.
Подробности
[ редактировать ]Соответствующие квадраты являются квадратами взаимного (или взаимного) цугцванга . Чаще всего они возникают в королевском и пешечном эндшпиле , особенно при триангуляции , противостоянии и заминированных полях . Поле, на которое могут пойти белые, соответствует полю, на которое могут пойти черные. Если один игрок перемещается на такое поле, противник перемещается на соответствующее поле, чтобы поставить противника в цугцванг. [3]
Примеры
[ редактировать ]Пример 1
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Одно из самых простых и важных применений соответствующих полей – это эндшпиль «король и пешка против короля» . Предположим, что черный король находится перед пешкой, а белый король находится позади или сбоку от пешки. Черный король пытается заблокировать белую пешку, а белый король поддерживает ее пешку. Если белый король попадает на любое из ключевых полей (отмеченных знаком «х»), он побеждает. Предположим, черный король перемещается на поле с надписью «1» рядом с ним (поле с8). Тогда, если белый король перейдет на соответствующее поле (также обозначенное «1», поле с6), он выиграет. И наоборот, если белый король перемещается на поле «1», то черный король должен переместиться на соответствующее поле, чтобы взять . Таким образом, если оба короля находятся на клетках «1», позиция представляет собой взаимный цугцванг. второй игрок, переходящий на Обратите внимание, что преимущество имеет одно из соответствующих полей. Находиться на поле, когда противника нет на соответствующем поле, является недостатком.
Квадраты с надписью «2» аналогичны соответствующим квадратам. Если белый король находится на поле d5 (среднее поле с надписью «3»), он грозит переместиться либо на поле «1», либо на поле «2». Следовательно, черный король должен быть в состоянии перейти либо на свое поле «1», либо на свое поле «2», чтобы сохранить ничью, поэтому он должен находиться на одном из своих полей «3». Это проясняет защиту черных: перемещайтесь между полями с надписью «3», пока белый король не дойдет до своего поля «1» или «2», а затем переходите на соответствующее поле, получая сопротивление. Если черный король пойдет на поля «1» или «2» при каких-либо других обстоятельствах, белый король перейдет на соответствующее поле, заберет оппозицию, черный король пойдет, а белые продвинут пешку, сделают ее продвижение и выиграют, с основным матом .
Поля c5 и e5 также могут быть обозначены как поля «3», поскольку, если белый король находится на одном из них, черный король должен находиться на одном из своих полей «3», чтобы взять карту.
Пример 2
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этом примере ключевыми полями (см. эндшпиль «король и пешка против короля ») являются e1, e2, e3 и f3. Если черный король доберется до любого из этих полей, черные выиграют. Задача белого короля – не допускать черного короля на эти поля. Можно подумать, что у черных преимущество, поскольку у них есть оппозиция . Белые могут защитить два ключевых поля e3 и f3, колеблясь между e2 и f2. Защита белых проста, если они наблюдают соответствующие поля:
- 1. Крf2! (удерживая черного короля от e3 и f3)
- 1...Крd3
- 2. Крf3! переходим на соответствующий квадрат
- 2... Крd2
- 3. Крf2! Крd1
- 4. Крf1!
Каждый раз, когда черный король перемещается на пронумерованное поле, белый король перемещается на соответствующее поле. [4]
Пример 3 (отдельные ключевые квадраты)
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этой позиции поля, отмеченные знаком «x», являются ключевыми, а поле e1 — это «5» для белых. Если белые займут любое из ключевых полей, они выиграют. Если ключевые квадраты разделены, важен кратчайший путь, соединяющий их. Если белым придется пойти в этой позиции, они выиграют, захватив ключевое поле, ходя на e2 или f2. Если черным нужно сделать ход, они делают ничью, перемещаясь на свое поле «5». Черные поддерживают ничью, всегда перемещаясь на поле, соответствующее тому, которое занимает белый король. [5]
Пример 4 (триангуляция)
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этой позиции e2, e3 и d4 являются ключевыми клетками. Если белый король сможет дотянуться до любого из них, белые побеждают. Черный король не может выйти из «поля» белой пешки d (см. эндшпиль «Король и пешка против короля »), иначе он сделает продвижение . Поле c3 примыкает к d4 и полю «1», на котором находится белый король, поэтому ему присвоен номер «2». Следовательно, e3 — это «2» для черных. Белые угрожают перейти на с2, поэтому это место помечено как «3». Поскольку черные должны иметь возможность ходить на «1» и «2», f4 — это соответствующее им поле «3». Если белый король находится на b2 или b3, он грозит ходом на «2» или на «3», поэтому для него это тоже поля «1». У белых больше соответствующих полей, поэтому они могут переиграть черных и выиграть. [6]
- 1. Крc2 Крf4
- 2. Крb3 Крf3
- 3. Крb2 Крf4 Черный король должен покинуть свое поле «1», и у него нет соответствующего поля «1», на которое можно было бы переместиться.
- 4. Крc2! Крf3 Белый король перешел на свое поле «3», но черный король находится на своем поле «3», поэтому он не может пойти на «3». Уайт использовал триангуляцию .
- 5. Крd2 Вернуться в исходную позицию, но с ходом черных.
- 5... Крf4 Черные находятся на своей клетке «1», поэтому не могут перейти на клетку «1».
- 6. Второе!
Белые занимают ключевое поле и могут поддерживать продвижение своей пешки до тех пор, пока не смогут выиграть черную пешку, например: 6... Крf5 7. Крe3 Крe5 8. d4+ Крd5 9. Крd3 Крd6 10. Крe4 Крe6 11. d5+ Крd6 12. Крd4 Крd7 13. Крc5.
Позиция Ласкера – Райхгельма
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Одной из самых известных и сложных позиций, решаемых методом соответствующих квадратов, является этюд , чемпионом мира Эмануэлем Ласкером и Густавом Шарлем Райхгельмом в 1901 году. составленный эндшпиля Сестринские площади примирились), Виталий Хальберштадт и Марсель Дюшан .
- 1. Крb1 (следующий ход он может выбрать из 3, 4 или 5 ) Крb7 (черные выбирают 3)
- 2. Крc1 (поскольку черные в последнем ходе выбрали 3) Крc7 (черные выбирают 2)
- 3. Крd1 (поскольку в прошлом ходе черные выбрали 2, теперь белые могут выбирать между 3,4,5,7) Крd8 (следующим ходом они могут выбирать из 2,4,7,8)
- 4. Крc2 (он выбирает 5, потому что черные сейчас не могут выбрать 5) Крc8 (он выбирает 4)
- 5. Крd2 (выбирает 4 так же, как ход черных) Крd7 (он выбирает 7)
- 6. Крc3 (он выбирает 3, поскольку черные не могут прийти к 3) Крc7 (он выбирает 2)
- 7. Крd3 (то же, что и последний ход черных)
и белые побеждают, потому что 7. ... Крb7 и 7... Крb6 позволяют 8. Крe3 , в конечном итоге проникая на королевский фланг через h5 и захватывая пешку f5, в то время как любые другие ходы черных позволяют белому королю достичь b5 через c4. , а затем взять пешку а5. Каждый из первых семи ходов белых, описанных выше, является единственным выигрышным. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ( Меднис 1987 : 11–12)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 188–203)
- ^ ( Дворецкий 2006 : 15–20)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 191)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 188–89)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 189)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 193–94)
Библиография
- Дворецкий, Марк (2006), Руководство Дворецкого по эндшпилю (второе изд.), Russell Enterprises, ISBN 1-888690-28-3
- Меднис, Эдмар (1987), Вопросы и ответы о практической игре в эндшпиле , Chess Enterprises, ISBN 0-931462-69-Х
- Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2007), Секреты пешечных окончаний , Gambit Publications , ISBN 978-1-904600-88-6