Jump to content

Король и пешка против королевского эндшпиля

Шахматный эндшпиль с королем и пешкой против короля — один из самых важных и фундаментальных эндшпилей, помимо основных матов . [1] Это важный эндшпиль для шахматистов, который необходимо освоить, поскольку большинство других эндшпилей потенциально могут свести к этому типу эндшпиля посредством размена фигур. Игрокам необходимо уметь быстро определять, является ли данная позиция выигрышной или ничьей , и знать технику ее игры. Суть этого эндшпиля заключается в том, можно ли превратить пешку (или поставить ферзя ), чтобы можно было поставить мат .

В первом абзаце одной из своих книг об эндшпиле Питер Гриффитс подчеркнул важность этого эндшпиля:

Никакой замены ясному пониманию того, когда и как эти позиции выиграны или разыграны, просто нет, не только для того, чтобы можно было их точно разыграть, но и для того, чтобы заранее понять, каким должен быть правильный результат. Если вы сможете это сделать, то сможете вполне уверенно разменяться из более сложной позиции. [2]

В позициях, в которых пешка выигрывает, требуется не более девятнадцати ходов для превращения пешки (при оптимальной игре ) и не более девяти ходов для мата, при условии, что пешка превратилась в ферзя. [3]

За исключением раздела о защите и некоторых реальных играх, предполагается, что у белых есть король и пешка, а у черных — одинокий король . В общем, черным следует поставить своего короля на пути пешки, чтобы помешать ее продвижению.

Правило квадрата

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
b8 черный крест
c8 черный крест
d8 черный крест
е8 черный крест
f8 черный круг
b7 черный крест
е7 черный круг
f7 черный крест
b6 черный крест
d6 черный круг
f6 черный крест
b5 черный крест
c5 черный круг
f5 черный крест
b4 черный круг
c4 черный крест
d4 черный крест
е4 черный крест
f4 белая пешка
а3 черный король
а1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Правило квадрата

Самое основное правило применяется, когда пешка может стать ферзем без помощи своего короля. Правило квадрата определяет, возможно ли это. В этой позиции пешка находится на пятом поле от ферзевого поля (считая само ферзевое поле). Можно представить себе квадрат 5х5 полей с ферзевым полем в одном углу и пешкой в ​​соседнем углу. (Простой метод — построить поле по диагонали от пешки до последней горизонтали.) Если черный король может войти в это поле, он может поймать пешку, в противном случае пешка выигрывает гонку.

В этой позиции, если это ход черных, они могут пойти ...Kb4 и выйти на поле, поймав пешку. Если это ход белых, пешка продвигается вперед, поле сжимается до 4×4, а король не может пойти на поле, поэтому пешка становится ферзем. [4] ( см. в Wikibooks – Chess/The Endgame Дальнейшее обсуждение правила поля .)

Из Фишбейна
а б с д и ж г час
8
а4 белая пешка
a3 белый король
f3 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный, чтобы двигаться. Черные могут ходить внутри поля пешки, но белый король может ее заблокировать.

Даже если защищающийся король может двигаться внутри поля пешки, атакующий король может заблокировать ее, как на диаграмме Фишбейна.

1...Крe4

Переезд на площадь.

2.КБ4 ! Крd5 3. Крb5! Крd6 4. Крb6! Крd7 5. Крb7! Крd6 6. a5 Крc5 7. a6 Крb5 8. a7

и пешка продвигается. [5]

Этюд Ришара Рети, 1921 г.
а б с д и ж г час
8
h8 белый король
a6 черный король
c6 белая пешка
h5 черная пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые делают ход ничьих

Обратите внимание, что в некоторых случаях король может поймать пешку, находясь за пределами поля, создавая угрозы, которые необходимо парировать, и набирать темп . В исследовании эндшпиля Рети ( Ришар Рети , 1921) белый король находится за пределами поля черной пешки, и ему не хватает двух темпов, чтобы поймать пешку. Однако белые могут сделать ничью, «преследуя двух зайцев одновременно».

1. Крg7! h4 2. Крf6! Крb6

Если 2...h3, то 3.Ke7 или 3.Ke6 и пешки идут вместе.

3. Крe5! Крxc6

Если 3...h3, то 4.Kd6 h2 5.c7, ничья.

4. Крf4 , что приводит к ничьей. [6]

Ключевые квадраты

[ редактировать ]

Если защищающийся король находится внутри «поля», то пешка не может стать ферзем без помощи своего короля. Первое понятие, которое необходимо ввести, — это понятие ключевого поля , также известного как критическое поле . Ключевое поле — это поле, которое, если белый король занимает его, белые могут заставить пешку перейти в движение независимо от того, где находится черный король и независимо от того, с какой стороны он должен двигаться, и против любой защиты (при условии, что черный король не может взять пешка). Ключевые поля расположены относительно позиции пешки. Сможет ли белый король достичь ключевого поля, зависит от положения фигур. Конечно, даже если белый король занимает ключевое поле, для продвижения пешки все равно необходима точная игра. [7]

Обратите внимание, что ключевое поле находится перед пешкой. Эксперт по эндшпилю Юрий Авербах считает, что так же, как отец ведет своего ребенка через дорогу, а не толкает ребенка вперед, так и король должен вести пешку на ферзевое поле.

Ладейная пешка

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
f8 черный крест
g8 черный круг
h8 черный крест
f7 черный крест
g7 черный круг
h7 черный крест
h6 черный крест
e5 черный король
h5 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Точки – ключевые поля для ладейной пешки. Кроме того, черные останавливают пешку, если черный король попадает на любое из полей, отмеченных крестиком.

Ладийная пешка (на вертикали «а» или «h») имеет гораздо меньше шансов на продвижение, чем другие пешки. Причина в том, что если король противника может попасть на любое поле перед пешкой, его нельзя отогнать от вертикали, а пешка не может стать ферзем. Черные всегда могут сделать ничью, если смогут добраться до поля с8 для пешки «а» (пешка на вертикали «а») или эквивалентного поля f8 для пешки «h», за исключением позиции на следующей диаграмме, где ход белых. Таким образом, передовая ладейная пешка обычно имеет два ключевых поля: b7 и b8 для пешки «а» и g7 и g8 для пешки «h». Ключевые квадраты обозначены черными точками в положении на диаграмме.

Если король белых сможет достичь любого из двух ключевых полей, он сможет удержать короля черных на расстоянии, и пешка пойдет вперед. Если черный король может дойти до любого поля, отмеченного точкой или крестиком, он останавливает пешку. [8]

а б с д и ж г час
8
f8 черный король
g6 белый король
h6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Исключение: ход белых выигрывает, потому что пешка продвигается после 1.h7.

Пешка может сделать продвижение и в позиции справа (если белые должны пойти), после

1. h7

Однако на практике в большинстве случаев черный король может остановить ладейную пешку, потому что она обычно находится достаточно близко, и белый король не может помешать ей оказаться перед пешкой (или взять ее).

Примеры из игр

[ редактировать ]
Панно против Найдорфа
а б с д и ж г час
8
g8 черный круг
b7 черный король
g7 черный круг
h3 белый король
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 58... Крb7, белые выигрывают, достигнув ключевого поля (точки).

Игра Оскар Панно Мигель Найдорф , Буэнос-Айрес, 1968 год. [9] продолжение

59. Крg4 Крc7 60. Крg5

и белые выиграли, потому что белый король может добраться до ключевого поля g7. Блэк подал в отставку в связи с

60... Крd7 61. Крg6 Крe7

Если 61...Крe6, то 62.h4; не 62.Kg7 ?? потому что 62...Крf5! выигрывает пешку.

62. Крg7

Переход на ключевое поле — единственный ход, позволяющий выиграть.

62... Крe6 63. h4 Крf5 64. h5

Единственный ход для победы. Король защищает пешку во время продвижения.

Если бы черные пошли в этой позиции, они бы сделали ничью, достигнув поля f8 и не позволив белому королю добраться до ключевого поля, и пешка не могла бы сделать ход. [10]

Барселона против. Фишер, 1959 год.
а б с д и ж г час
8
а5 черная пешка
а4 черный король
e3 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 95...Kxa4 ½–½.

Эта позиция из партии Гедеона Барчи с будущим чемпионом мира Бобби Фишером была ничейной. [11] ( Ход белых 96.Kd2, а затем ничья 97.Kc1.)

Пешки, кроме ладейных пешек

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
f5 черный круг
g5 черный круг
h5 черный круг
b4 черный круг
c4 черный круг
d4 черный круг
g3 белая пешка
c2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Точками обозначены ключевые поля для пешки на второй и третьей горизонтали.
а б с д и ж г час
8
f7 черный круг
g7 черный круг
h7 черный круг
b6 черный круг
c6 черный круг
d6 черный круг
f6 черный круг
g6 черный круг
h6 черный круг
g5 белая пешка
c4 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Точками обозначены ключевые поля для пешки четвертой и пятой горизонталей.
а б с д и ж г час
8
b8 черный круг
c8 черный круг
d8 черный круг
f8 черный круг
g8 черный круг
h8 черный круг
b7 черный круг
c7 черный круг
d7 черный круг
f7 черный круг
g7 белая пешка
h7 черный круг
c6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Точками обозначены ключевые поля для пешки на шестой и седьмой горизонтали.

Пешки, отличные от ладейных, имеют гораздо больше шансов на продвижение. Если пешка находится на второй, третьей или четвертой горизонтали , есть три ключевых поля — поле, расположенное за две клетки перед пешкой, и поля слева и справа от этого поля. Ключевые квадраты обозначены черными точками, например, см. диаграмму слева. Если пешка находится на пятой или шестой горизонтали, то есть шесть ключевых полей: поле перед пешкой и поля слева и справа, а также поле на два поля перед пешкой и поля до слева и справа от него, см. схему посередине. Когда пешка находится на седьмой горизонтали, ключевыми полями являются поля седьмой и восьмой горизонталей, которые касаются поля пешки (см. схему справа).

Самый простой способ запомнить ключевые поля — это отметить, что если пешка не находится за серединой доски, есть три ключевых поля, которые находятся на две горизонтали впереди. Если пешка находится на пятой или шестой горизонтали, на двух горизонтах перед пешкой есть шесть ключевых полей. Если пешка находится на седьмой горизонтали, то соседние поля седьмой и восьмой горизонталей являются ключевыми.

Как только король белых займет ключевое поле, он сможет помешать королю противника блокировать продвижение пешки, как будет показано ниже. [12]

Исключение коньковой пешки

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
f8 черный крест
h8 черный король
f7 белый король
g6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Исключение для ключевых полей – пат с ходом черных, если белый король находится на f7 или f8.

Из правила ключевых полей есть исключение: коневая пешка, черный король в углу и ход черных. На диаграмме справа, когда белый король находится либо на указанном поле, либо на поле, отмеченном крестиком, позиция патовая, если черные должны сделать ход. Иногда это называют пешечной ловушкой b- (или g-) .

Голомбек против Помара, 1946 год.
а б с д и ж г час
8
g8 черный король
g6 белый король
g5 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белый ход

В этой позиции лучший ход – 1.Крh6! Если

1. Крf6 ?! Х7

А если 2.g6+ ? тогда 2...Крh8! рисует или

2. Крf7 Крh8

у белых не получается, потому что 3.g6?? находится в тупике. Белые должны играть

3. Крg6 Крg8

возвращаясь в исходную позицию, с последующим 4.Крh6. [13]

Такая позиция и последовательность ходов возникли в партии Гарри Голомбека и Артуро Помара . [14] На самом деле он намного старше: впервые появился в книге Джамбаттисты Лолли 1763 года. [15]

Любая ключевая клетка по любому маршруту

[ редактировать ]
Ян Дртина, 1908 г.
а б с д и ж г час
8
f8 черный король
b5 черный круг
c5 черный круг
d5 черный круг
c3 белая пешка
d1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые достигают выигрышной позиции, добравшись до ключевого поля b5.

Важно, что белые выиграют, если доставят своего короля на какое-нибудь ключевое поле, а путь к ключевому полю не всегда прямой. Например, на диаграмме ключевыми полями для белых являются b5 , c5 и d5 ; однако черные могут помешать белому королю напрямую достичь ключевого поля. Например:

1. Крd2 Крe7 2. Крd3 Крd7 3. Крc4 Крc6

приняв оппозицию (см. ниже).

Однако белый король может достичь ключевого поля ( b5 ), перейдя на другую сторону пешки:

1. Крc2! Крe7 2. Крb3 Крd6 3. Крb4 Крc6 4. Крc4

Оппозиция, и черные находятся в цугцванге .

4...Крd6 5. Крb5

или

4... Крb6 5. Крd5

а белый король занял ключевое поле и имеет выигрышную позицию. [16]

Оппозиция

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
b6 черный круг
c6 черный круг
d6 черный круг
e6 черный король
c4 белая пешка
d4 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают, просто идя на ключевое поле через c5 . Принятие оппозиции только рисует.

Вторая необходимая концепция — это противостояние : когда два короля стоят друг против друга, и между ними остается только одно поле, стороне, делающей ход, возможно, придется отодвинуть короля и позволить королю противника продвинуться вперед. Другой король имеет оппозицию .

Однако Авербах отметил, что оппозиция — это средство достижения цели; конец - проникновение в ключевую клетку. Если вы можете проникнуть без сопротивления, сделайте это. На этой диаграмме белые должны захватить ключевое поле, сыграв:

1. Крc5

и переходом на ключевое поле следующим ходом (например, 1...Kd7 2.Kb6). Взятие противника ничьей 1.Ke4 (как и любые другие ходы).

а б с д и ж г час
8
d8 черный король
c6 белый король
d6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Исключение из правила 1: ход белых выигрывает.

Если пешка не является ладейной, применяются некоторые правила:

Правило 1: За одним исключением, если черный король может добраться до поля перед пешкой или поля перед ней (которые являются ключевыми полями), он делает ничью.

Причина в том, что если черный король чередует эти два поля, он может помешать белому королю добраться до ключевого поля. Исключением является позиция на диаграмме, и только в том случае, если белым предстоит ход, поскольку

1. d7 Ke7

Блэк был в цугцванге.

2. Крc7

с последующим

3. d8=Ф

В противном случае, если черный король останется на одном из этих двух полей, он не позволит белому королю занять ключевое поле. [17]

Правило 2: Белые выигрывают, если выполнены хотя бы два из следующих условий:
  • а) белый король находится перед пешкой
  • (б) у белых есть оппозиция
  • (c) белый король стоит на шестой горизонтали . [18]

В позициях, в которых соблюдается менее двух условий, может оказаться возможным или невозможным попасть в позицию, отвечающую хотя бы двум условиям, в зависимости от положения фигур и того, кто должен ходить. В таких позициях, если атакующий может попасть в позицию, отвечающую двум условиям, он побеждает. С другой стороны, защищающийся может помешать нападающему добраться до такой позиции (см. Защита ничейных позиций ). Напомним, что правило 1 выше дает условие, при котором ничья для черных.

Необходимо рассмотреть три случая. В любом из этих трех случаев белый король способен прорваться на ключевое поле и таким образом занять выигрышную позицию. Точная игра с этой позиции по-прежнему необходима для победы в игре.

Случай 1, условия (б) и (в) выполнены.

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
d8 черный король
d6 белый король
e6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выиграют, если черные сделают ход.

На этой диаграмме условия (б) и (в) выполняются, если это ход черных. Черные не могут помешать белому королю достичь ключевого поля d7.

1... Крe8 2. e7 Крf7

Блэк был в цугцванге.

3. Крd7 (ключевое поле)

с последующим

4. e8=Ф

и белые побеждают. [19]

Эта позиция иллюстрирует важное эмпирическое правило: если белый король находится на шестой горизонтали, пешка должна быть продвинута на седьмую горизонталь, не давая шаха . [20] (Если король белых находится на шестой горизонтали, а пешка проверяет черного короля, когда она продвигается на седьмую горизонталь, черный король может переместиться перед пешкой, что приведет к ничьей. В этом случае белые должны либо отказаться от пешку или переместить короля за пешку в пат.)

Случай 2, условия (а) и (в) выполнены.

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
h8 черный король
g6 белый король
g5 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают, если любая из сторон делает ход.

На этой диаграмме выполняются условия (a) и (c), при этом любая сторона может двигаться.

Если на этой диаграмме ход черных, игра может закончиться

1... Крg8 2. Крh6 Крh8

Блэк был в цугцванге.

3. g6 Kg8 4. g7 Kf7 5. Kh7

и белые выигрывают, потому что пешка продвинулась на седьмую горизонталь, не дав шаха, как в позиции на диаграмме в предыдущем разделе.

Если на этой диаграмме это ход белых,

1. Крf7 (ключевое поле)

и черные не могут помешать пешке получить ферзя. [21]

Белым следует быть осторожнее с коневой пешкой. Если белые пойдут 1.Kf6, черные могут ответить 1...Kh7, а белые должны отыграться 2.Kf7 Kh8 и действовать, как указано выше, потому что 2.g6+? Х8! 3.Kf7 - пат. [22]

Случай 3, условия (а) и (б) выполнены.

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
e6 черный король
e4 белый король
e3 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выиграют, если черные сделают ход.

На этой диаграмме условия (a) и (b) выполняются, если черным предстоит ход. Игра может продолжаться

1... Крd6 2. Крf5 Крd7 3. Крf6 Крd8 4. e4 Крd7 5. e5 Крe8 6. Крe6

Белые берут оппозицию. Белый король дошёл до шестой горизонтали перед пешкой; 6.e6?? Крf8 ничья.

6...Крd8 7.Крf7

и белые побеждают. [23] Есть еще несколько вариантов, в зависимости от ходов черных.

Пример из Мароци против Маршалла

[ редактировать ]
Мароци против Маршалла, 1903 год.
а б с д и ж г час
8
g5 черная пешка
h4 черный король
g2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных побеждает

В этом примере из Гезы Мароци Фрэнка Маршалла , Монте-Карло, 1903 г., [24] Ход черных ставит короля перед пешкой с оппозицией:

1... Крg4! 2. Крh2 Крf3 3. Крh3 g4+ 4. Крh2 Крf2! 5. Крh1 Крg3 6. Крg1 Крg3!

и игра может продолжаться:

7. Х1 g3 8. Кg1 g2 0–1 . [25]

Случай 4, все три условия выполнены.

[ редактировать ]
Из Флер, стр. 21.
а б с д и ж г час
8
c8 черный король
c6 белый король
c5 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают, если любая из сторон ходит, идеальная ситуация.

Конечно, идеальная ситуация – это когда все три условия соблюдены. На этой диаграмме, если черные должны сделать ход, все три условия соблюдены и белые легко выиграют:

1...Крd8 2.Крb7

и пешка сделает продвижение (например, 2...Kd7 3.c6+ с последующими 4.c7 и 5.c8).

Если белым предстоит ход в этой позиции, то условия (а) и (в) выполнены, поэтому белые выигрывают:

1. Крd6 Крd8 2. c6 Крc8 3. c7 Крb7 4. Крd7

и т. д., как указано выше.

Это подчеркивает важность перевода короля на шестую горизонталь перед пешкой . Если такая конфигурация будет достигнута, белые выиграют независимо от того, на чьей стороне будет ход. [26]

Исключение – ладейная пешка.

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
a6 белый король
а5 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ничья, независимо от того, с кем играть.

В случае ладейной пешки черные могут сделать ничью, даже если соблюдены все три условия. На диаграмме все три условия выполнены (оппозиция удовлетворена, если настал ход черных), но это ничья, независимо от того, чей это ход.

Если ход чёрных:

1... Крb8 2. Крb6 Крa8 3. a6 Крb8 4. a7+ Крa8

приводит либо к пату, либо к отдаче пешки белыми. Или если

1... Крb8 2. Крb5 Крa8 3. Крb6 Крb8 4. a6 Крa8

приводит к ничьей. Если ход белых:

1. Крb6 Крb8 2. a6 Крa8 3. a7

находится в тупике. Или:

1. Крb6 Крb8 2. Крb5 Крa8 3. Крb6 Крb8 4. a6 Крa8

приводит либо к тому, что белые отдают пешку, либо к патовой ситуации.

В обоих случаях, когда ход белых или ход черных, все, что нужно сделать черным, — это перетасовать места между a8 и b8, и белый король никогда не сможет добраться до ключевого поля b7 или b8.

а б с д и ж г час
8
f7 черный король
h7 белый король
h6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ничья, независимо от того, с кем играть.

На второй диаграмме снова ничья, независимо от того, чей ход.

Если настал ход белых:

1. Kh8 Kf8 2. h7 Kf7

и на этот раз белые оказались в тупике. Если настал ход черных:

1...Крf8 2. Крg6 Крg8

и достигается позиция на предыдущей диаграмме, которая является ничьей независимо от того, кто будет играть. [27]

Защита ничейных позиций

[ редактировать ]

Теперь рассмотрим защиту позиции, когда выполнено только одно из условий Правила 2, чего недостаточно для победы, если защищающийся способен помешать нападающему получить позицию, отвечающую хотя бы двум условиям.

Король стоит перед пешкой

[ редактировать ]
ЕЭК, том 1, № 17 (перевернутый)
а б с д и ж г час
8
b5 черная пешка
b4 черный король
b1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Король перед пешкой, белые делают ничейный ход

Если король находится перед пешкой и ни одно из двух других условий не выполнено, защита будет легкой. [28]

На этой диаграмме, когда белые делают ход, черный король находится перед пешкой, но не на шестой горизонтали и не имеет сопротивления. Белые тянут

1. Крb2

взять оппозицию и не дать черному королю получить оппозицию или продвинуться на шестой ранг. (Действительно, это единственный ход, который приводит к ничьей. Иногда эта позиция достигается после того, как черные взяли пешку. Чтобы сделать ничью, белые должны быть в состоянии переместить своего короля, чтобы противостоять этому прямому противодействию.) Тогда, если черный король сделает шаг стороны, белые просто поддерживают оппозицию:

1... Крc4 2. Крc2

Если пешка теперь продвигается вперед, белые попадают в ничейную позицию, двигаясь перед пешкой. (Напомним, что если король противника находится на поле перед пешкой или на поле перед ней, позиция ничья, за одним исключением.)

2... b4 3. Крb2 (следующая диаграмма)
а б с д и ж г час
8
b4 черная пешка
c4 черный король
b2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 3.Kb2, ход черных, ничья

Обратите внимание, что 3.Kb1 проиграет 3...Kb3, поскольку черные теперь выполнили все три условия правила 2.

Ход черных не может добиться никакого прогресса из этой позиции; белый король просто остается на b2 или b3, если черные снова не продвинут пешку, и в этом случае король перемещается между b1 и b2. Черные не могут нарушить это без пата, например 3...b3 4.Kb1 Kc3 5.Kc1 b2+ 6.Kb1 Kb3 пат.

У короля есть оппозиция

[ редактировать ]
ЕЭК, том 1, № 8 (перевернутый)
а б с д и ж г час
8
черная пешка d4
e4 черный король
e2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ничья белыми для хода

На этой диаграмме, когда белые делают ход, у черного короля есть оппозиция, но нет ни одного из других условий. Белые для хода просто ходят

1. Крd2

и черные не могут сделать пешку, например:

1… d3 2. Крd1

Защищающийся король должен отступить вертикально.

2... Крe3 3. Крe1 d2+ 4. Крd1

и теперь король должен либо отойти от пешки и позволить ее взять, либо сыграть 4...Крd3 и поставить пат. [29]

Король находится на шестом ранге

[ редактировать ]
ЕЭК, том 1, № 2 (перевернутый)
а б с д и ж г час
8
d3 черная пешка
е3 черный король
e1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ничья черными для хода

На этой диаграмме черный король находится на шестой горизонтали, но пока идут черные, у него нет сопротивления. Если черный король пойдет, белый король просто пойдет на d2 (лучшее) или d1. Если пешка продвигается на d2, белый король перемещается на d1, и получается ничья, как указано выше. [30]

Игрок должен быть знаком как с атакующей, так и с оборонительной ролью, поскольку неправильный ход защищающегося может позволить атакующему занять выигрышную позицию, а неправильный ход атакующего может привести к отказу от одного из условий правила 2, что приведет к ничья.

Пример из матча Глигорича против Фишера

[ редактировать ]
Глигорич против Фишера, 1959 год.
а б с д и ж г час
8
c8 черный король
b4 белая пешка
c4 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный ход, ничья. (Позиция также ничья с ходом белых.)

В игре Светозар Глигорич Бобби Фишер , Югославия, 1959 год. [31] Белые могут поставить короля перед пешкой, но у них нет оппозиции и они не находятся на шестой горизонтали. Черные должны позаботиться о том, чтобы белые не получили оппозицию или не довели короля до шестой горизонтали:

1... Крb8!

Любой ход черных на седьмую горизонталь проигрышный, потому что белые могут взять противника и достичь ключевого поля. (Ход 1...Kd8 позволяет белому королю добраться до ключевого поля a6.) После 1...Kb8 черные делают ничью, принимая сопротивление, если белый король продвигается, например 2.Kc5 Kc7! ничья или 2.Kb5 Kb7! рисует. [32] [33]

Рекомендации

[ редактировать ]
Из Медниса
а б с д и ж г час
8
e8 черный король
e6 белый король
f6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые делают ход ничьими; Ход черных проигрывает.

Эдмар Меднис дал следующие рекомендации:

  • Ладийная пешка – худшая пешка. Защищающийся король делает ничью, если может оказаться перед пешкой или дойти до поля, диагонально примыкающего к полю превращения.
  • Для остальных пешек позиция справа является ключевой. Белые делают ход ничьими; Ход черных проигрывает (правило 2, части b и c выше).
  • Всегда полезно иметь оппозицию.
  • Если атакующий король находится на шестой горизонтали перед пешкой, он всегда побеждает (правило 2, части a и c).
  • Всегда выгодно иметь короля перед пешкой. В противном случае ключевой момент заключается в том, сможет ли король оказаться перед пешкой в ​​выгодной позиции.
  • Если атакующий король находится на третьей, четвертой или пятой горизонтали перед пешкой, он побеждает, если у него есть оппозиция (правило 2, части a и b).
  • Король и сдвоенные пешки (кроме ладейных) выигрывают во всех обычных обстоятельствах. Дополнительная пешка используется только для того, чтобы сделать темповый ход, чтобы завоевать сопротивление (чего она не может сделать, если пешки находятся на соседних рядах). [34]
Из Авербаха
а б с д и ж г час
8
c5 черный король
b4 черный круг
c4 черный круг
d4 черный круг
c3 белый король
c2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных, белые выигрывают, ходя на ключевое поле.

Если ход черных, белые выигрывают, сначала заняв ключевое поле, а затем выполнив два из вышеперечисленных условий:

1... Крb5 2. Крd4 (ключевое поле) Крc6 3. Крc4 (оппозиция) Крb6 4. Крd5 (поворотный маневр) Крc7 5. Крc5 (оппозиция) Крd7 6. Крb6

Белый король находится на шестой горизонтали (условие в) впереди пешки (условие а), и белые могут продвинуть пешку.

Если белые должны сделать ход, черные делают ничью:

1. Крb3 Крb5 (оппозиция) 2. c4+ Крc5 3. Крc3 Крc6

Альтернативы 3...Крd6 и 3...Крb6 также ничьи.

4. Крd4 Крd6 5. c5+ Крd7 6. Крd5 Крc7 7. c6 Крc8!

Если 7...Крd8, то побеждает 8.Крd6, беря оппозицию.

8. Крd6 Крd8!

и черные рисуют. [35]

Камский против. Крамник

[ редактировать ]
Камский против. Крамник, 2009 г.
а б с д и ж г час
8
f8 черный король
c6 белый король
e6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 125.Kxc6

Эта позиция от Гаты Камского Владимира Крамника , Ницца, 2009 г., была достигнута после размена ладей в ладейно-пешечном эндшпиле против ладьи . Черные легко рисуют: [36]

125... Крe7

Ke8 тоже ничья.

126. Крd5 Крe8 127. Крd6 Крd8

Принятие оппозиции.

128. e7+ Крe8 129. Крe6 пат . [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ( Ласкер 1915 )
  2. ^ ( Гриффитс 1976 : 1).
  3. ^ ( Леви и Ньюборн 1991 : 144)
  4. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :15)
  5. ^ ( Фишбейн 1993 : 2)
  6. ^ ( Дворецкий 2011 : 29)
  7. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 20–22)
  8. ^ ( Силман 2007 : 105–6)
  9. ^ «Панно против Найдорфа, Буэнос-Айрес, 1968» . Chessgames.com .
  10. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :22)
  11. ^ «Барча против Фишера, Цюрих, 1959» . Chessgames.com .
  12. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 16–18)
  13. ^ ( Хокинс 2012 : 35)
  14. ^ ( Макаров 2007 : 14–15)
  15. ^ Вторая мысль об асимметрии , Дж. Бизли, 6 июля 2013 г.
  16. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :20)
  17. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 16, 21)
  18. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :21)
  19. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 22)
  20. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 22)
  21. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 22–23)
  22. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 22)
  23. ^ ( Файн и Бенко 2003 : 9)
  24. ^ «Мароци против Маршалла, Монте-Карло, 1903 год» . Chessgames.com .
  25. ^ ( Матанович 1982 : 19, 21)
  26. ^ ( Флир 2004 : 21)
  27. ^ ( Нанн, 2009 )
  28. ^ ( Матанович 1982 :19)
  29. ^ ( Матанович 1982 :18)
  30. ^ ( Матанович 1982 :18)
  31. ^ «Глигорич против Фишера, кандидаты Блед-Загреб-Белград (1959)» . Chessgames.com .
  32. ^ ( Матанович 1982 : 19, 21)
  33. ^ ( Фишер 2008 : 86)
  34. ^ ( Меднис 1978 : 253–69)
  35. ^ ( Авербах 1993 : 36–37)
  36. ^ «Камский против Крамника, Ницца 2009, Янтарный турнир (с завязанными глазами)» . Chessgames.com .
  37. ^ ( Нанн 2010 : 92)

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b585a90210db525bbe2ecdb18b41b9b3__1688173200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/b3/b585a90210db525bbe2ecdb18b41b9b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
King and pawn versus king endgame - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)