Темп (шахматы)
Пример
Перемещение ладьи на h5, а затем на h8 приведет к потере темпа. | Эйве и Хупер, 1959 год.
Важен темп – кто двинется, тот и победит. [1] |
В шахматах и других шахматоподобных играх темп (от итальянского tempo , , букв. «время») — это «ход» или одиночный ход (полуход или ход сделанный белыми или черными). Когда игрок достигает желаемого результата за один ход меньше, говорят, что игрок «набирает темп»; и наоборот, когда игрок делает на один ход больше, чем необходимо, говорят, что игрок «теряет темп». Точно так же, когда игрок заставляет своего противника делать ходы не в соответствии с его первоначальным планом, говорят, что он «набирает темп», потому что противник тратит ходы впустую. Ход, набирающий темп, часто называют «ходом с темпом».
Простым примером потери темпа может быть перемещение ладьи с поля h1 на поле h5, а оттуда на h8 на первой диаграмме; простой переход с h1 на h8 дал бы тот же результат, но с запасом темпа. Однако такие маневры не всегда теряют темп — ладья на h5 может представлять угрозу, на которую нужно ответить. В этом случае, поскольку оба игрока «потеряли» темп, общий результат по времени равен нулю, но изменение позиции может принести пользу одному игроку больше, чем другому.
Набираем темп
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Выигрыша темпа можно добиться, например, развивая фигуру при нанесении шаха , но и здесь, если шах можно парировать развитием фигуры, конечный результат может быть нулевым. Если шах может быть заблокирован полезным ходом пешки , который также отбрасывает шашку, шах может даже потерять темп.
В целом желательно делать ходы с увеличением темпа. Говорят, что игрок обладает инициативой , если он может продолжать делать ходы, которые вынуждают противника реагировать определенным образом или ограничивают его реакцию. Игрок с инициативой имеет больший выбор ходов и может в некоторой степени контролировать направление игры, хотя это преимущество лишь относительное и может не иметь большого значения (например, наличие небольшой инициативы, когда ладья в материале может оказаться бесполезным).
Ход, который происходит «с темпом фигуры», - это ход, который получает темп за счет атаки этой фигуры. Например, в скандинавской защиты дебюте после 1.e4 d5 2.exd5 Qxd5 ход белых 3.Nc3 идет «с темпом на ферзя»: конь атакует черного ферзя , заставляя его снова двигаться, и белые получают темп. . Подобный ход приобретает темп в Центральной игре .
Потеря темпа
[ редактировать ]В некоторых эндшпильных ситуациях игроку фактически приходится терять темп, чтобы добиться прогресса. Например, когда два короля стоят в оппозиции (разновидность цугцванга ), игрок, которому нужно двигаться, часто оказывается в невыгодном положении, потому что он должен двигаться. Игрок, который должен двигаться, может иметь возможность выполнить триангуляцию , чтобы потерять темп и вернуться в ту же позицию, но с перемещением противника (и поставить его в цугцванг). Короли, ферзи, слоны и ладьи могут потерять темп; рыцарь не может . [2]
Timofeev vs. Inarkiev, 2008
Позиция после 117.Rd8 с угрозой 118.Rh8. Блэк подал в отставку. | Тимофеев против Инаркиева, анализ
Анализ позиции после 117...Be2 118.Rh8+ Bh5. Теперь 119.Rh7 (или 119.Rh6) – темповый ход. |
В позиции от Артёма Тимофеева — Эрнесто Инаркиев , 2008 г. [3] [4] Черные сдались, потому что белые выиграют темповым ходом. (Этой партией Тимофеев выиграл турнир Moscow Open 2008.) Белые угрожают 118.Rh8+. Если черные сделают ход королем на 117-м ходу, белые выиграют слона ходом 118.Rh8+, что приведет к позиции с элементарным матом . Если черные пойдут 117...Bh5, то 118.Rh8 и черные попадут в цугцванг и проиграют. Поэтому черным необходимо пойти 117...Be2, чтобы сразу не оказаться в проигрышной позиции. Но затем наступает 118.Rh8+ Bh5, и теперь белые делают темповый ход 119.Rh7 (или 119.Rh6), сохраняя связку на слоне, и наступает очередь хода черных, и черные должны потерять слона.
Свободное время
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Запасной темп в эндшпиле возникает, когда у игрока есть ход пешки, который по существу не меняет позицию, но теряет темп, чтобы поставить противника в цугцванг . В этом примере, если бы учитывались только фигуры ферзевого фланга , это был бы случай взаимного цугцванга с полным очком - игрок, который должен был сделать ход, проиграл бы. В полной позиции у белых есть два запасных темпа (f2–f3 и h2–h3), тогда как у черных только один (...f7–f6), поэтому у белых есть запасной темп. Используя эти ходы, он может заставить черных выполнить фатальный цугцванг:
- 1. h3 f6
- 2. f3
и любой ход черных будет проигрышным.
Если бы черная пешка стояла на h7, а не на h6, у белых и черных было бы равное количество запасных темпов, поэтому игрок, который должен был сделать ход, проиграл бы. [5]
Резервный темп
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Пешка может иметь резервный темп , главным образом в эндшпилях, в которых участвуют только короли и пешки. Особенно это касается пешки на второй горизонтали , где у нее есть возможность перемещения на одно или два поля. Ходы пешек, хранящиеся в резерве, могут быть использованы для победы в игре.
В этой позиции из игры 1986 года между Джоном Нанном и Клаусом Бишоффом , [6] Черные сдались , потому что они должны потерять пешку по линии «d», поскольку у белых есть резервный темп с пешкой «а». Например, после
- 39... Крc6
- 40. Крd4 a5
- 41. a4
или
- 39...Крc7
- 40. Крd4 Крc6
- 41. а3 а5
- 42. a4 [7]
Теперь черные должны отказаться от пешки d5 (или сделать первый ход и потерять пешку f7). Белые могут поставить черных в цугцванг, поскольку у них есть возможность переместить пешку а2 на одно или два поля.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ( Эйве и Хупер 1959 : 137)
- ^ ( Мюллер и Паджекен 2008 : 40, 175, 189)
- ^ «Артем Тимофеев против Эрнесто Инаркиева, Moscow Open (2008)» . Chessgames.com .
- ^ Отчет Chessbase об игре
- ^ ( Берджесс 2009 : 533)
- ^ Нанн против Бишоффа
- ^ ( Хупер и Уилд 1992 : 416)
Библиография
- Берджесс, Грэм (2009), Гигантская книга шахмат (3-е изд.), Издательство Running Press Book Publishers, ISBN 978-0-7624-3726-9
- Эйве, Макс ; Хупер, Дэвид (1959), Путеводитель по шахматным концовкам , Дувр (переиздание 1976 года), ISBN 0-486-23332-4
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), «Темп», Оксфордский справочник по шахматам (2-е изд.), Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , ISBN 978-0-19-866164-1
- Мюллер, Карстен ; Паджекен, Вольфганг (2008), Как играть в шахматные концовки , Лондон: Gambit Publications , ISBN 978-1-904600-86-2 , OCLC 212407634 , пер. с немецкого Фила Адамса.