Перегрузка (шахматы)
Перегрузка (также переутомление [1] ) — это шахматная тактика , в которой защитной фигуре дается дополнительное защитное задание, которое она не может выполнить, не отказавшись от своей первоначальной защитной задачи.
Примеры
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Красенков – Карпов , [2] в первом туре шахматного турнира Корус 2003 года достиг позиции, указанной на диаграмме, где играли черные. Поскольку белая ладья на f1 не позволяет черному ферзю дать мат, взяв пешку на f3, черные сразу же выиграли ходом
- 29... Лe1 !
дальнейшее привязывание белой ладьи к королю и перегрузка ладьи. Теперь белые не могут помешать черному ферзю взять пешку f: если белые попытаются защитить ладью ходами 30.Rxe1 или 30.Qc4, то 30...Qxf3 # . Если белые жертвуют ладью, играя 30.Kg2, то 30...Rxf1 31.Kxf1 Qxf3+ и теряют другую ладью ходом 32...Qxd5.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Ин Ливиу-Дитер Нисипяну - Аниш Гири [3] (см. схему), Гири (черные) сыграл
- 30... Сxh3 !
перегрузив пешку g2, поскольку на 31.gxh3 отвечает 31...f3 32.Re3 Qg5+. После 31.Qc3 ? Bg4, Нисипяну сдался.
также использовалась перегрузка В матче Ротлеви против Рубинштейна .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ренш, Дэниел. «Интернет-шахматный глоссарий для детей и родителей» . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «Красенков против Карпова, 2003» . Chessgames.com .
- ^ «Нисипяну против Гири, 2010» . Chessgames.com .