Jump to content

Тупик

Пример тупиковой ситуации
а б с д и ж г час
8
h8 черный король
g6 белый ферзь
а1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных зашел в тупик. У черных нет шаха и нет возможности сделать ход, поскольку каждое поле, на которое может пойти король , подвергается атаке белых. [1]

Пат - это ситуация в шахматах , когда игрок, чья очередь ходить, не находится под шахом и не имеет допустимого хода. Патовая ситуация приводит к ничьей . В эндшпиле пат — это ресурс, который может позволить игроку с худшей позицией сделать ничью, а не проиграть. [2] В более сложных позициях патовая ситуация встречается гораздо реже и обычно принимает форму мошенничества , которое удается только в том случае, если превосходящая сторона невнимательна. [ нужна ссылка ] Патовая ситуация также является распространенной темой в исследованиях эндшпиля и других шахматных задачах .

Исход патовой ситуации в XIX веке был стандартизирован как ничья ( см. § Историю правила патовой ситуации ниже ). До этой стандартизации его трактовка сильно различалась, в том числе считалась победой для игрока, зашедшего в тупик, полувыигрышем для этого игрока или поражением для этого игрока; не разрешено; и в результате зашедший в тупик игрок пропускает ход. Правила пата различаются в вариантах и ​​других играх шахматного семейства .

Этимология и использование

[ редактировать ]

Первое зарегистрированное использование термина «пат» относится к 1765 году. Это сочетание среднеанглийских слов «stale» и «mate» (что означает «мат» ). Stale , вероятно, происходит от англо-французского estale , означающего «остановка», родственного словам «стоять» и «стой», оба в конечном итоге произошли от протоиндоевропейского корня *sta- . Первое зарегистрированное использование в переносном смысле относится к 1885 году. [3] [4]

Тупиковая ситуация стала широко используемой метафорой для других ситуаций, когда существует конфликт или борьба между двумя сторонами, например, война или политические переговоры, и ни одна из сторон не может добиться победы, что приводит к тому, что также называется тупиком , тупиком или тупиком. Мексиканское противостояние . Писатели, занимающиеся шахматами, отмечают, что это использование является неправильным, потому что, в отличие от шахмат, ситуация часто носит временный характер и в конечном итоге разрешается, даже если в настоящее время она кажется неразрешимой. [5] [6] [7] [8] Термин «пат» иногда неправильно используется как общий термин для обозначения ничьей в шахматах. Хотя ничьи являются обычным явлением, они редко являются прямым результатом тупиковой ситуации. [9]

Диаграмма 1
а б с д и ж г час
8
f8 черный король
f7 белая пешка
f6 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных зашел в тупик (см. Эндшпиль «Король и пешка против короля »).
Берн против Пилсбери, 1898 г.
Диаграмма 2
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
b8 черный слон
h8 белая ладья
b6 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных зашел в тупик. У слона нет законных ходов, поскольку он прижат к королю ладьей.
Диаграмма 3
а б с д и ж г час
8
g5 белый король
b3 белая королева
а2 черная пешка
а1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных зашел в тупик (см. эндшпиль «ферзь против пешки» ).
Диаграмма 4
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
а7 белая пешка
a6 белый король
f4 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Диаграмма 5
а б с д и ж г час
8
e2 черная пешка
g2 черная пешка
h2 черная пешка
e1 белый король
f1 черный слон
g1 черная ладья
h1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных застопорился (тупик).

Когда черные делают ход, черные оказываются в тупике на диаграммах 1–5. Патовая ситуация является важным фактором в эндшпиле – расстановка эндшпиля на диаграмме 1, например, довольно часто имеет значение в игре (см. Король и пешка против королевского эндшпиля ). Позиция на диаграмме 1 возникла в игре 1898 года между Амосом Бёрном и Гарри Пиллсбери. [10] а также в игре 1925 года между Савелли Тартаковером и Ришаром Рети . [11] Такая же позиция, за исключением смещения на электронную линию , имела место в игре 2009 года между Гатой Камским и Владимиром Крамником . [12]

Позиция на диаграмме 3 является примером ничьей пешки против ферзя . Патовые ситуации такого рода часто могут спасти игрока от потери очевидно безнадежной позиции (см. Ферзевый против пешки эндшпиль ).

Позиция на диаграмме 5 представляет собой особый вид пата, в котором ни один ход невозможен, даже если игнорировать необходимость избегать самопроверки. Джордж П. Джеллисс назвал такую ​​тупиковую ситуацию тупиком . Добавление белого коня на f2 создаст шах : матовую позицию, в которой никакие ходы невозможны, даже если игнорировать необходимость избегать самопроверки. В общем, позиции, в которых ходы вообще отсутствуют (даже если игнорировать необходимость избегать самопроверки), называются локами . [13]

Примеры из игр

[ редактировать ]

Ананд против Крамника

[ редактировать ]
Ананд против Крамника, 2007 г.
а б с д и ж г час
8
g7 черная пешка
f6 черная пешка
f5 белая пешка
h5 белый король
e4 черный король
h4 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
До 65...Крxf5, пат

В этой позиции из партии Вишванатан Ананд Владимир Крамник с чемпионата мира по шахматам 2007 года , [14] Черные сыграли 65...Крxf5, поставив белых в тупик. [15] (Любой другой ход черных проигрывает.)

Korchnoi versus Karpov

[ редактировать ]
Korchnoi vs. Karpov, 1978
а б с д и ж г час
8
f7 белый король
g7 белый слон
h7 черный король
а4 черная пешка
а3 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 124.Bc3–g7

Намеренная патовая ситуация произошла на 124-м ходу пятой партии матча на первенство мира 1978 года между Виктором Корчным и Анатолием Карповым . [16] По многим ходам игра была теоретической ничьей. [17] [18] Слон белых бесполезен; он не может защитить ферзевое поле а8 или атаковать черную пешку на светлом поле а4. Если белый король направится к черной пешке, черный король может пойти на а8 и построить крепость .

Однако игроки не разговаривали друг с другом, поэтому ни один из них не предложил ничью по соглашению . На своем 124-м ходу белые сыграли 124.Bg7, поставив партию в пат. Корчной заявил, что ему доставило удовольствие поставить Карпова в тупик и что это слегка унизительно. [19] До 2021 года это была самая длинная партия в финальном матче чемпионата мира по шахматам , а также единственная игра на первенство мира, завершившаяся ничьей до 2007 года. [20]

Bernstein versus Smyslov

[ редактировать ]
Bernstein vs. Smyslov, 1946
а б с д и ж г час
8
b8 белая ладья
f5 черный король
f4 черная пешка
b3 черная пешка
h3 черная ладья
e2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный, чтобы двигаться
а б с д и ж г час
8
f5 черный король
f4 черная пешка
f3 белый король
b2 черная ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 61...Rxb2 (анализ)

Иногда неожиданная тупиковая ситуация спасает игру. В партии Осип Бернштейн Василий Смыслов. [21] (первая диаграмма), черные могут выиграть, пожертвовав пешку «f» и используя короля для поддержки пешки «b». Однако Смыслов счел правильным продвинуть пешку «b», потому что он мог бы выиграть белую ладью вертелом, если бы она взяла пешку. Игра пошла:

59... b2 ?? 60. Лxb2 !

Теперь 60...Rh2+ 61.Kf3! Rxb2 будет патовой ситуацией (вторая диаграмма). Смыслов сыграл 60...Kg4, и партия закончилась вничью после 61.Kf1 (см. ладейный эндшпиль против пешки и ладьи ). [22]

Матулович против Минева

[ редактировать ]
Матулович против. Минев, 1956 г.
а б с д и ж г час
8
а6 белая пешка
b6 белая ладья
f5 черный король
f3 белая пешка
g3 белый король
а2 черная ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белый ход
а б с д и ж г час
8
a6 белая ладья
h5 черный король
f4 белая пешка
h3 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Пат, если бы белые сыграли 4.Rxa6

Если в партии Бернштейн – Смыслов возможность патовой ситуации возникла из-за ошибки , то она может возникнуть и без нее, как в партии Милан Матулович Николай Минев (первая диаграмма). Продолжение игры:

1. Лc6 Крg5 2. Крh3 Крh5 3. f4

Единственная значимая попытка добиться прогресса. Теперь все ходы черных (вроде 3...Ra3+ ? ) проигрышны, за одним исключением.

3... Лxa6!

Теперь 4.Rxa6 было бы патом. Вместо этого белые сыграли 4.Rc5+, и через несколько ходов партия закончилась вничью. [23]

Уильямс против Харрвица

[ редактировать ]
Уильямс против Харрвица, 1846 г.
а б с д и ж г час
8
b8 черная ладья
b4 черный рыцарь
f4 черный король
а2 черная пешка
а1 белый король
g1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 72.Ka1
а б с д и ж г час
8
c4 черный король
а3 черная ладья
b3 белая ладья
c3 черный рыцарь
а2 черная пешка
а1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 84.Rb3! Если черные в любом случае возьмут ладью, результат будет пат.

В игре Элайджа Уильямс Дэниел Харрвиц [24] (первая диаграмма) в эндшпиле у черных был конь и пешка. Обычно это было бы решающим материальным преимуществом, но черные не могли найти способа добиться прогресса из-за различных патовых ресурсов, доступных белым. Игра продолжалась:

72... Лa8 73. Лc1

Избегая грозного 73...Nc2+.

73... Крe3 74. Лc4 Лa4 75. Лc1 Крd2 76. Лc4 Крd3

76...Nc2+ 77.Rxc2+! Kxc2 - пат.

77. Лc3+! Крd4

77...Kxc3 - пат.

78. Лc1 Лa3 79. Лd1+ Крc5

79...Rd3 80.Rxd3+! оставляет черным либо недостаточно материала для победы после 80...Nxd3 81.Kxa2, либо стандартную крепость в угловой ничьей после 80...Kxd3.

80. Лc1+ Крb5 81. Лc7 Кd5 82. Лc2 Кc3?? 83. Лb2+ Крc4 84. Лb3! (см. вторую схему)

Теперь игроки согласились на ничью , поскольку 84...Kxb3 или 84...Rxb3 - пат, как и 84...Ra8 85.Rxc3+! Крxc3.

Черные еще могли выиграть партию, пока не совершили критическую ошибку на 82-м ходу. Вместо 82...Nc3 выигрывает 82...Nb4; например, после 83.Rc8 Re3 84.Rb8+ Kc5 85.Rc8+ Kd5 86.Rd8+ Kc6 87.Ra8 Re1+ 88.Kb2 Kc5 89.Kc3 a1=Q+ черные побеждают. [ нужна ссылка ]

Карлсен против Ван Вели

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
d3 черный король
e3 черный слон
c2 белая ладья
d1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые делают свой 109-й ход

Игра 2007 года Магнус Карлсен Люк ван Вели закончилась ничьей. [25] Белые использовали вторую защиту в эндшпиле ладья и слон против ладьи на протяжении 46 ходов. ничью . Вот-вот должно было вступить в силу правило пятидесяти ходов, согласно которому белые могли претендовать на Игра закончилась:

 109. Лd2+ Сxd2 ½–½

Уайт оказался в тупике. [26]

Более сложные примеры

[ редактировать ]

Хотя патовая ситуация обычно возникает в эндшпиле, она может возникнуть и при большем количестве фигур на доске. За исключением относительно простых эндшпильных позиций, таких как приведенные выше, патовая ситуация возникает редко, обычно когда сторона с превосходящей позицией упускает из виду возможность патовой ситуации. [27] Обычно это реализуется путем жертвования одной или нескольких фигур более слабой стороной, чтобы создать патовую ситуацию. Фигуру, которую приносят в жертву, чтобы добиться тупика, иногда называют отчаянием .

Эванс против Решевского

[ редактировать ]
Эванс против Решевского, 1963 год.
а б с д и ж г час
8
c8 белая королева
f7 белая ладья
g7 черная пешка
h7 черный король
b5 черная пешка
e5 черная пешка
g5 черный ферзь
h5 черная пешка
b4 белая пешка
e4 белая пешка
f4 черный рыцарь
e3 черная ладья
f3 белая пешка
g3 белая пешка
h3 белая пешка
h2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция перед 47-м ходом белых
а б с д и ж г час
8
g8 черный король
g7 белая ладья
b5 черная пешка
e5 черная пешка
h5 черная пешка
b4 белая пешка
e4 белая пешка
f4 черный рыцарь
h4 белая пешка
f3 белая пешка
g3 черная королева
e2 черная ладья
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 50.Rxg7+!, вечная ладья

Одним из самых известных примеров отчаяния является игра Ларри Эванс Сэмюэл Решевский. [28] это было названо « Аферой века». [29] Эванс пожертвовал ферзя на 49-м ходу и предложил ладью на 50-м ходу. Белую ладью называют вечной ладьей . Взятие его приводит к пату, но в противном случае он остается на седьмой горизонтали и проверяет черного короля до бесконечности (т.е. вечный шах ). Игра неизбежно закончилась бы ничьей по соглашению , трехкратному повторению или возможной претензии по правилу пятидесяти ходов . [30]

47. h4! Лe2+ 48. Крh1 Фxg3??

После 48...Qg6! 49.Rf8 Qe6! 50.Rh8+ Kg6, черные остаются впереди после 51.Qxe6 Nxe6 или форсируют мат после 51.gxf4 Re1+ и 52...Qa2+. [31]

49. Фg8+! Крxg8 50. Лxg7+!

Гельфанд против Крамника

[ редактировать ]
Гельфанд против. Крамник, 1994 г.
а б с д и ж г час
8
c8 черная королева
d8 черная ладья
e7 белая ладья
g7 черная пешка
h7 черный король
а6 черная пешка
b6 белый ферзь
f6 черная пешка
h6 черная пешка
а5 белая пешка
f5 белая пешка
h5 белая пешка
d4 белая пешка
g4 белая пешка
f3 белая пешка
h3 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 67.Re7
а б с д и ж г час
8
d8 белая королева
e7 белая ладья
g7 черная пешка
h7 черный король
а6 черная пешка
f6 черная пешка
h6 черная пешка
а5 белая пешка
f5 белая пешка
h5 белая пешка
d4 белая пешка
g4 белая пешка
f3 белая пешка
h2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Возможная тупиковая ситуация

Позиция справа произошла в матче Борис Гельфанд Владимир Крамник 1994 года , матч претендентов ФИДЕ , партия 6, Санги Нагар , Индия. [32] Крамник, у которого осталось две пешки и который находится в обороне, был бы очень рад ничьей. Гельфанд только что сыграл 67. Лe4–e7 ? (первая диаграмма), сильный ход, который угрожает 68.Qxf6, выигрывая третью пешку, или 68.Rc7, еще больше сковывая черных. Черные ответили 67... Фc1 ! черных Если белые заберут незащищенную ладью ходом 68.Qxd8, отчаянный ферзь черных форсирует ничью ходом 68...Qh1+ 69.Kg3 Qh2+!, что приведет к патовой ситуации 70.Kxh2 (вторая диаграмма). Если белые избегут пата ходом 68.Rxg7+ Kxg7 69.Qxd8, черные сделают ничью вечным шахом ходом 69...Qh1+ 70.Kg3 Qg1+ 71.Kf4 Qc1+! 72.Ke4 Qc6+! 73.Крd3 !? (73.d5 Qc4+; 73.Qd5 Qc2+) Qxf3+! 74.Крd2 Фg2+! 75.Kc3 Qc6+ 76.Kb4 Qb5+ 77.Ka3 Qd3+. Вместо этого Гельфанд сыграл 68. d5 , но все равно сыграл вничью.

Троицкий против Фогта

[ редактировать ]
Троицкий против Фогта, 1896 г.
а б с д и ж г час
8
c8 черный король
d8 черная ладья
b7 черная пешка
c7 черная пешка
d7 черный слон
f7 черная пешка
g7 черная пешка
b6 черный слон
g6 черная ладья
а5 черная пешка
b5 белая пешка
e5 черная пешка
а4 белая пешка
e4 белая пешка
f3 черная королева
g3 белый конь
c2 белая королева
f2 белая пешка
h2 белая пешка
c1 белая ладья
e1 белый слон
g1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые на ходу ставят ловушку ходом 1.Rd1!
а б с д и ж г час
8
d8 черный король
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
b6 черный слон
g6 черная ладья
а5 черная пешка
b5 белая пешка
e5 черная пешка
а4 белая пешка
e4 белая пешка
g3 белый конь
h3 черный слон
f2 белая пешка
h2 белая пешка
d1 черная королева
e1 белый слон
g1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 3...Qxd1, пат

В Троицком Фогте [ необходимо уточнение : полное имя ] В 1896 году знаменитый композитор- эндшпиль Алексей Троицкий проделал изящную аферу в реальной игре. После хода Троицкого 1. Лd1! , черные попали в ловушку с, казалось бы, сокрушительным ходом 1... Bh3? , угрожая 2...Qg2#. Игра завершилась 2. Лxd8+ Крxd8 3. Фd1+! Qxd1 пат . Слон, конь и пешка «f» белых скованы и не могут двигаться. [33]

Рейн, 2006 г.
а б с д и ж г час
8
c8 белый король
h8 белая королева
b6 черная королева
c6 черный король
d6 черный слон
g6 черный слон
c5 черный рыцарь
c4 черная пешка
h4 белая ладья
d3 белый рыцарь
e3 белый рыцарь
b2 черный рыцарь
b1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и делают ничью
а б с д и ж г час
8
d8 белый король
e8 черный слон
b6 черный рыцарь
d6 черный король
c5 черный рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Невероятно, но возможность патовой ситуации позволяет белым, потерявшим три фигуры, сделать ничью.

Патовая ситуация — частая тема в исследованиях эндшпиля. [34] и другие шахматные композиции . Примером может служить этюд справа «Белые играть и рисовать», составленный американским мастером Фредериком Райном. [35] и опубликовано в 2006 году. [36] Белые спасают ничью ходом 1. Кe5+! Черные выигрывают после 1.Nb4+? Крb5! или 1.Qe8+? Bxe8 2.Ne5+ Kb5! 3.Лxb2+ Кb3. 1... Сxe5 После 1...Крb5? 2.Rxb2+ Nb3 3.Rxc4! Qxe3 (лучше всего; 3...Qb8+ 4.Kd7 Qxh8 5.Rxb3+ ставит мат ) 4.Rxb3+! Фxb3 5.Фh1! Bf5+ 6.Kd8!, белые выигрывают. 2. Фe8+! 2.Фxe5? Qb7+ 3.Kd8 Qd7#. 2... Сxe8 3. Лh6+ Сd6 3...Крb5 4.Лxb6+ Крxb6 5.Кxc4+ также приводит к ничейному эндшпилю. Не 5.Rxb2+? Bxb2 6.Nc4+ Kb5 7.Nxb2 Bh5! захват белого коня. 4. Лxd6+! Крxd6 5. Кxc4+! Кxc4 6. Лxb6+ Кxb6+ Ход короля на самом деле является лучшей попыткой, но получающийся в результате эндшпиль с двумя конями и слоном против ладьи представляет собой устоявшуюся теоретическую ничью. [37] [38] [39] [40] 7. Крd8! (крайняя правая диаграмма) Черные впереди на три фигуры, но если белым разрешено взять слона, двух коней будет недостаточно, чтобы поставить мат . Единственный способ спасти слона — переместить его, что приведет к патовой ситуации. Подобная идея иногда позволяет более слабой стороне спасти ничью в окончании слона, коня и короля против одинокого короля .

Ройкрофт, 1957 год.
а б с д и ж г час
8
e8 черная ладья
f8 черная королева
g8 черная ладья
h8 черный рыцарь
b7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черный слон
h7 белый король
b6 черная пешка
c6 белая пешка
d6 черная пешка
f6 черная пешка
g6 черная пешка
h6 черный рыцарь
а2 черный слон
b2 черная пешка
b1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и делают ничью
а б с д и ж г час
8
e8 черная ладья
f8 черная королева
g8 черная ладья
h8 черный рыцарь
b7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черный слон
h7 белый король
b6 черная пешка
d6 черная пешка
f6 черная пешка
h6 черный рыцарь
g5 черная пешка
c4 черный слон
b2 черная пешка
c2 белая ладья
d2 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Окончательное положение

Справа — композиция А. Дж. Ройкрофта , опубликованная в британском журнале Chess Magazine в 1957 году. Белые делают ничью ходом 1. c7! после чего идут две основные строки:

  • 1... f5 2. c8=Ф (если 2.c8=R? тогда 2...Bc3 3.Rxc3 Qg7#) 2... Bc3 3. Qxf5+ ничья в результате пата.
  • 1... g5 (1...Ka1 2.c8=R переставляет) 2. c8=R !! (2.c8=Q? Ka1 3.Qc2 [или 3.Qc1+] b1=Q+ побеждает) 2... Ka1 (2...Ng6 3.Rc1+ заставляет черных брать взятие, ставя белых в тупик) 3. Rc2!! (не 3.Rc1+?? b1=Q+! 4.Rxb1+ Bxb1#; теперь белые угрожают 4.Rxb2 и 5.Rxa2+, вызывая пат или вечный шах) 3... Bc4 (пытаясь получить шах; 3.. .b1=Q, 3...b1=B и 3...Bb1 - все пат 3...Ng6 4.Rc1+!) 4. Rc1+ Ka2 5. Ra1+ Kb3 6. Ra3+ Kc2 7. Rc3+ Kd2 8 .Rc2+ (крайняя правая диаграмма). Как и в партии Эванса-Решевского, черным не уйти от «вечной ладьи». [41]

В проблемах

[ редактировать ]
Сэм Ллойд
а б с д и ж г час
8
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
e7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная королева
e6 белая королева
f6 черная пешка
g6 черный король
h6 черная ладья
h5 черная пешка
h4 белая пешка
e3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
d2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
e1 белый король
f1 белый слон
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Кратчайший пат
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
e8 черный король
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
a5 черная королева
c5 черная пешка
d5 белая пешка
а4 белая пешка
c4 белая пешка
f4 черная пешка
h4 черный слон
b3 черный слон
e3 черная пешка
f3 белая пешка
g3 белая ладья
h3 белая пешка
b2 белая пешка
d2 белый рыцарь
e2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая королева
c1 белый слон
e1 белый король
f1 белый слон
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Патовая ситуация со всеми фигурами на доске

Некоторые шахматные задачи требуют, чтобы «белые сделали ход и поставили черных в тупик за n ходов» (вместо более распространенного «белые сделали ход и поставили мат черным за n ходов»). Проблемисты также пытались сконструировать как можно более короткую игру, заканчивающуюся патом. Сэм Лойд придумал один ход длиной всего десять ходов: 1.e3 a5 2.Qh5 Ra6 3.Qxa5 h5 4.Qxc7 Rah6 5.h4 f6 6.Qxd7+ Kf7 7.Qxb7 Qd3 8.Qxb8 Qh7 9.Qxc8 Kg6 10.Qe6 (первый диаграмма). Аналогичная патовая ситуация возникает после: 1.d4 c5 2.dxc5 f6 3.Qxd7+ Kf7 4.Qxd8 Bf5 5.Qxb8 h5 6.Qxa8 Rh6 7.Qxb7 a6 8.Qxa6 Bh7 9.h4 Kg6 10.Qe6 (Фредерик Рейн) .

Лойд также продемонстрировал, что пат может возникнуть при всех фигурах на доске: 1.d4 d6 2.Qd2 e5 3.a4 e4 4.Qf4 f5 5.h3 Be7 6.Qh2 Be6 7.Ra3 c5 8.Rg3 Qa5+ 9.Nd2 Bh4 10.f3 Bb3 11.d5 e3 12.c4 f4 (вторая диаграмма). Подобные игры иногда проводятся на турнирах по заранее оговоренной жеребьевке. [42]

Двойной тупик

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 белый рыцарь
b8 белый слон
c8 черный король
а7 белая пешка
b7 черная пешка
c7 белая пешка
e7 черная пешка
b6 белая пешка
e6 белая пешка
d3 черная пешка
f3 черная пешка
d2 белая пешка
e2 черная пешка
f2 белая пешка
g2 черная пешка
h2 черная пешка
e1 белый король
f1 черный слон
g1 черная ладья
h1 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Двойная патовая ситуация
а б с д и ж г час
8
b7 черная пешка
a6 черный слон
b6 черная пешка
a5 черная ладья
b5 черная пешка
а4 черная королева
b4 черная пешка
а3 черный король
b3 черная пешка
b2 черная пешка
b1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Очередной двойной тупик

Существуют шахматные композиции с двойным патом. Справа — две двойные патовые позиции, в которых ни одна из сторон не имеет законного хода. Ниже приведен пример реальной игры: [43]

а б с д и ж г час
8
g8 черный король
а7 черная пешка
c7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 белая пешка
f6 черный слон
h6 белый король
d5 белый конь
f5 белая пешка
h5 белая пешка
g4 белый конь
h4 черная королева
а2 белая пешка
c2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час

Белые сыграли 1. Кgxf6+ Фxf6+ (если 1...exf6, то 2.Кe7#) 2. Кxf6+ exf6 3. c4 c5 4. a4 a5 , оставив двойную патовую позицию. 1.Ndxf6+ не сработало бы, тогда возможно 1...exf6. [43]

а б с д и ж г час
8
c5 черная пешка
f5 черная пешка
h5 черная пешка
c4 белая пешка
f4 белая пешка
h4 черный король
e3 черная пешка
f3 белая пешка
h3 белая пешка
e2 белая пешка
g2 белый король
h2 белая пешка
f1 белый слон
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Самый быстрый известный двойной пат: после 18...dxe3.

Самая быстрая из известных партий, заканчивающаяся двойным патом, была обнаружена Энцо Минервой и опубликована в итальянской газете l'Unità 14 августа 2007 года: 1.c4 d5 2.Qb3 Bh3 3.gxh3 f5 4.Qxb7 Kf7 5.Qxa7 Kg6 6 .f3 c5 7.Qxe7 Rxa2 8.Kf2 Rxb2 9.Qxg7+ Kh5 10.Qxg8 Rxb1 11.Rxb1 Kh4 12.Qxh8 h5 13.Qh6 Bxh6 14.Rxb8 Be3+ 15.dxe3 Qxb8 16.Kg2 Qf4 17.exf4 d4 18.Be3 dxe3. [45]

История правила патовой ситуации

[ редактировать ]

Правило патовой ситуации имеет запутанную историю. [46] Хотя сегодня патовая ситуация общепризнана как ничья, на протяжении большей части истории игры этого не было. В предшественниках современных шахмат, таких как чатуранга , постановка в тупик приводила к поражению. [47] Однако ситуация была изменена в Шатрандже , где тупиковая ситуация была победой. Эта практика сохранилась в шахматах, в которые играли в Испании начала 15 века. [48] Лусена (ок. 1497 г.), однако, рассматривал патовую ситуацию как низшую форму победы; [49] в играх на деньги он выигрывал лишь половину ставки, и так продолжалось в Испании вплоть до 1600 года. [50] Примерно с 1600 по 1800 год в Англии существовало правило, согласно которому пат считался проигрышем для игрока, управлявшего им, - правило, которое, по мнению выдающегося историка шахмат Х. Дж. Р. Мюррея , возможно, было заимствовано из русских шахмат. [51] Это правило исчезло в Англии до 1820 года, его заменило французское и итальянское правило, согласно которому патовая ситуация является ничьей. [52]

На протяжении всей истории тупиковая ситуация в разное время была:

  • Победа зашедшего в тупик игрока в Аравии 10 века. [53] и части средневековой Европы. [54] [55]
  • Полувыигрыш для игрока, зашедшего в тупик. В игре на ставки игрок, зашедший в тупик, выиграет половину ставки (Испания 18 века). [56]
  • Победа зашедшего в тупик игрока в Индии 9 века. [57] Россия 17 века, [58] на Центральной равнине Европы в 17 веке, [59] и Англия 17–18 веков. [60] [61] Это правило продолжало публиковаться в Хойла «Улучшенных играх» даже в 1866 году. [62] [63]
  • Незаконно . Если белые сделали ход, который поставил бы черных в тупик, им пришлось отказаться от него и сделать другой ход (Восточная Азия до начала 20 века). Мюррей также писал, что в шахматах хиндустани и шахматах на парси, двух из трех основных форм шахмат, в которые играли в Индии по состоянию на 1913 год, [64] игроку не разрешалось делать ход, который мог бы поставить противника в тупик. [65] То же самое можно сказать и о бирманских шахматах, еще одном варианте шахмат, на момент написания. [66] Патовая ситуация не допускалась в большинстве восточноазиатских форм игры (особенно в Бирме, Индии, Японии и Сиаме) до начала 20 века. [67]
  • Лишение хода зашедшего в тупик игрока (средневековая Франция), [68] [69] хотя другие средневековые французские источники рассматривают тупиковую ситуацию как ничью. [70]
  • Ничья . Таково было правило в Италии 13 века. [71] а также указано в немецкой Краковской поэме (1422 г.), в которой, однако, отмечается, что некоторые игроки рассматривают пат как эквивалент мата . [72] В конечном итоге это правило было принято по всей Европе, но только в Англии до 19 века, после того как оно было введено там Джейкобом Сарратом . [73] [74] [75]

Предлагаемое изменение правила

[ редактировать ]

Периодически авторы утверждают, что патовая ситуация должна снова стать победой для стороны, вызвавшей патовую ситуацию, на том основании, что цель шахмат концептуально состоит в том, чтобы захватить короля, а мат просто прекращает ее, когда это неизбежно. [13] Гроссмейстер Ларри Кауфман пишет: «На мой взгляд, называть пат ничьей совершенно нелогично, поскольку он представляет собой окончательный цугцванг , где любой ход приведет к взятию вашего короля». [76] Британский мастер Т. Т. Тайлор утверждал в статье 1940 года в British Chess Magazine , что нынешнее правило, рассматривающее пат как ничью, «не имеет исторической основы и иррационально, и в первую очередь ответственно за огромный процент ничьих, и, следовательно, должно быть отменено». . [77] Спустя годы Фред Рейнфельд написал: «Когда Тайлор написал свою атаку на правило безвыходной ситуации, он выпустил в свою несчастную голову рой сварливых проклятий, которые звучат до сих пор». [78] Ларри Эванс называет предложение превратить пат в победу для игрока, зашедшего в тупик, «грубым предложением, которое ... радикально изменит многовековые традиции и сделает шахматы скучными». [79] Это изменение правила приведет к большему акценту на материале ; лишняя пешка была бы большим преимуществом, чем сегодня.

а б с д и ж г час
8
e2 черная пешка
f2 белый рыцарь
g2 черная пешка
h2 черная пешка
e1 белый король
f1 черный слон
g1 черная ладья
h1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Checklock: победа по действующим правилам, но не в том случае, если цель была изменена на захват короля. [13]

Тем не менее, Кауфман проверил идею оценки патов выше, чем ничьих, с помощью шахматного движка Komodo и обнаружил, что влияние довольно мало, поскольку редко удается вызвать пат, но не поставить мат: в то время как все эндшпили король и пешка против короля становятся выигрышными. когда пешка защищена (за исключением случаев, когда атакующий король оказывается в ловушке перед своей ладейной пешкой), это оказывается недостаточно распространенным явлением. Проблема в том, что король и единственная второстепенная фигура против короля не могут вообще вызвать пат. Эмануэль Ласкер и Ришар Рети предложили, чтобы и пат , и король, и минор против короля (с ходом незначительной стороны фигуры) давали 3/4 очка превосходящей стороне: это эффективно восстановило бы не только старое правило патовой ситуации, но и старое голого короля правило . . Кауфман и гроссмейстер по переписке Арно Никель предложили пойти еще дальше и дать только ¼ очка той стороне, которая вызывает трехкратное повторение (что также имеет прецеденты в сянци, сёги и Идти ). Согласно его тестам на Комодо, уровень ничьих в шахматах на уровне матча на первенство мира среди людей составит 65,6%; оценка патовой ситуации как ¾–¼ снижает процент ничьих до 63,4%; оценка патовой ситуации и голого короля как ¾–¼ доводит этот показатель до 55,9%; а пат, голый король и тройное повторение при ¾–¼ снижают этот показатель до 22,6%. (То же самое сокращение числа ничьих произошло бы, если бы пат, голый король и трехкратное повторение оценивались как 1–0 вместо 3/4–¼, но смысл счета 3/4–¼ состоит в том, чтобы позволить более слабой стороне по-прежнему получать выгоду от избегания мата. , одновременно давая более сильной стороне возможность играть, даже если мат не может быть достигнут.) [80]

Джеллисс предположил, что, исходя из логики, согласно которой пат должен быть победой (поскольку любой ход приведет к взятию короля), галочка должна быть ничьей. (В позиции шах-лока игра вперед невозможна, даже если проверка короля на шах допустима, поэтому король не может быть взят. Та же логика применима и к тупику.) [13]

Влияние на теорию эндшпиля

[ редактировать ]

Если бы пат был проигрышем для игрока, неспособного двигаться, исход некоторых эндшпилей . это повлияло бы на [33] В некоторых ситуациях превосходящая сторона может поставить пат, но не поставить мат. В других случаях защищающийся игрок может использовать патовую ситуацию как защитную технику, чтобы избежать проигрыша (в соответствии с действующими правилами):

а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
e7 черный король
g7 белый король
h7 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный, чтобы играть
  • Эндшпиль короля и пешки против короля всегда будет победой, если пешку можно защитить (за исключением единственного случая, когда король оказывается в ловушке перед своей ладейной пешкой). Во всех остальных случаях либо пешка может быть превращена, либо защищающийся король может быть поставлен в тупик ( Fine & Bko 2003 :8–10) (см. диаграмму 2 ниже).
    • Необычное положение дано справа; по общепринятым правилам это ничья, но если пат считается победой, то черные выигрывают с преимуществом 1...Rh8! (Взятие ладьи ставит белых в тупик после 2.Kxh8 Kf7 или 2...Kf8, и если белые откажутся от жертвы, черные могут заставить белых отказаться от пешки с помощью 2.Kg6 Kf8 3.Kh6 Kf7 или 2.Kh6 Kf7, оставив обычный мат.) [81]
  • Два коня и король могут поставить в тупик игру против одинокого короля ( Hooper &Whyld 1992 :32) (см. эндшпиль с двумя конями ).
  • Ладийная пешка плюс слон цвета, противоположного ферзевому полю пешки, будут победой, а не ничьей, поскольку защищающийся король может оказаться в тупике ( Fine & Bko 2003 :133) (см. диаграмму 2 ниже). (См. Неправильная ладейная пешка ).
  • Король и ладья против короля и слона будут победой для стороны с ладьей, потому что более сильная сторона может вызвать патовую ситуацию ( Fine & Bko 2003 :459–60) (см. диаграмму 3 ниже). (Этого нельзя сказать о ладье против коня.)
  • Если защищающийся король загнан в угол, одинокий слон или конь может поставить короля в тупик, хотя, как правило, их невозможно заставить. [33]
  • Техники защитного розыгрыша со слоновой пешкой или ладейной пешкой на седьмой горизонтали с королем поблизости против ферзя не сработают, потому что они основаны на пате ( Fine & Bko 2003 : 527–28). (См. Эндшпиль «Ферзь против пешки» .)
  • Такие позиции, как позиция Сааведры , которая обычно требует пониженного повышения из-за того, что ферзь может поставить противника в тупик, больше не требуют пониженного повышения. (Фактически, в шахматах больше не будет необходимости в недостаточном повышении до ладьи или слона.)
Диаграмма 1
а б с д и ж г час
8
f7 черный король
h7 белый король
h6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, ничья даже с изменением правила патовой ситуации
Диаграмма 2
а б с д и ж г час
8
c8 черный король
c7 белая пешка
c6 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный двигаться, тупик
Диаграмма 3
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
а7 белая пешка
b6 белый король
d6 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный двигаться, тупик
Диаграмма 4
а б с д и ж г час
8
d8 белая ладья
g8 черный слон
h8 черный король
g6 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный двигаться, тупик

Эффект, если бы паты оценивались как ¾–¼, был бы аналогичным, но менее серьезным, поскольку тогда более слабая сторона все равно будет в некоторой степени вознаграждена за то, что избежала мата через пат, но не так сильно, как раньше. [80]

Правила в других вариантах шахмат

[ редактировать ]

Не все варианты шахмат считают пат ничьей. Многие региональные варианты, а также некоторые варианты западных шахмат приняли свои собственные правила обращения с игроком, зашедшим в тупик. В чатуранге , которая считается общим предком всех разновидностей шахмат, патовая ситуация была победой игрока, зашедшего в тупик. [82] [83] Примерно в VII веке эта игра была принята на Ближнем Востоке как шатрандж с правилами, очень похожими на ее предшественницу; однако правило патовой ситуации было изменено на прямо противоположное: то есть это была победа игрока, создавшего пат. [84] Эта игра, в свою очередь, была представлена ​​западному миру , где она в конечном итоге превратилась в современные западные шахматы , хотя правило патовой ситуации для западных шахмат не было стандартизировано как ничья до 19 века (см. Историю правила ).

Современные азиатские варианты

[ редактировать ]

Чатуранга также превратилась в несколько других игр в различных регионах Азии , каждая из которых имеет разные правила выхода из тупика:

  • В макруке (тайские шахматы) пат приводит к ничьей, как и в западных шахматах. [85]
  • В сёги (японских шахматах) и большинстве их вариантов пат — это победа игрока, создавшего пат. [86] Однако в сёги (и в любом варианте игры, в котором есть выпадения ) патовые ситуации встречаются крайне редко, поскольку ни одна фигура никогда не выходит полностью из игры.
  • В сянци (китайских шахматах) это приводит к немедленному проигрышу игрока, зашедшего в тупик (как в сёги), и нет явного различия между этим и матом. [87]
  • В чанги (корейские шахматы), уникальном среди современных вариантов шахмат, игрокам разрешается пропустить свой ход в любое время. Следовательно, не существует тупиковых ситуаций, а есть только позиции, в которых единственным законным шагом является принятие решения. [88] (На самом деле, в корейских шахматах даже нет ничьих, и это единственная соревновательная версия шахмат, где это так: согласно официальным правилам турниров в Южной Корее, в позициях, которые в противном случае были бы ничьими, за фигуры подсчитываются очки. и пешки, оставшиеся на доске, причем игроку, ходящему вторым, дается 1,5 очка, чтобы компенсировать преимущество первого хода. Поскольку каждая фигура и пешка получают целое число очков, результат никогда не может быть ничейным.) [89]
  • В ситтуине (мьянманские/бирманские шахматы) патовых ситуаций вообще избегают, поскольку их постановка является незаконной. Игрокам не разрешается оставлять противника без разрешенных ходов, не поставив короля под шах. [90]
  • В шатаре (монгольские шахматы) пат — это проигрыш игрока, зашедшего в тупик, как в сянци и сёги. Жан-Луи Казо и Рик Ноултон объясняют это следующим образом: «Утрата свободы считается в монгольской кочевой культуре равной смерти». [91]

Варианты западных шахмат

[ редактировать ]

Большинство вариантов западных шахмат не предусматривают каких-либо изменений правила пата. Однако есть некоторые варианты, в которых указано, что правило отличается от правила стандартных шахмат:

  • При проигрыше в шахматах правило пата варьируется в зависимости от версии, в которую играют. [92] Согласно «международным» правилам, пат – это просто победа зашедшего в тупик игрока. Однако бесплатный шахматный сервер в Интернете дает победу игроку, у которого на доске осталось меньше фигур (независимо от того, кто поставил патовую ситуацию); если у обоих игроков одинаковое количество фигур, это ничья. [93] Существует также «совместное» правило FICS/международное правило, согласно которому пат считается победой только в том случае, если оба источника согласны с тем, что это победа (т. е. он считается победой для зашедшего в тупик игрока, если у этого игрока также меньше фигур). оставшийся); во всех остальных случаях ничья.
  • В шестиугольных шахматах Глинского пат не является ни ничьей, ни полной победой. Вместо этого в турнирных играх игрок, создавший пат, зарабатывает ¾ очка, а игрок, зашедший в пат, получает ¼ очка. [94] Неизвестно, следует ли считать патовую ситуацию ничьей или победой в товарищеской игре .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Полгар и Труонг 2005 : 33
  2. ^ Хупер и Уилд 1992 : 387
  3. ^ Харпер, Дуглас. "патовая ситуация |" . Интернет-словарь этимологии . Проверено 6 июля 2022 г.
  4. ^ «Определение ПАТА» . www.merriam-webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 июля 2022 г.
  5. ^ Голомбек 1977 : 304
  6. ^ Солтис 1978 : 54
  7. Голомбек писал: «Слово «патовая ситуация» было введено в английский язык и означает (ошибочно) временное состояние тупика». Солтис написал:

    Существует огромная разница между отсутствием выбора... и плохим выбором. Авторы редакционных статей часто говорят о политическом тупике, хотя аналогия, которую они, вероятно, имеют в виду, — это политический « цугцванг ». В патовой ситуации у игрока нет допустимых ходов, и точка. В цугцванге ему нечем заняться.

  8. ^ Пурник, Джойс (6 января 1988 г.). «Угроза Вагнера уйти в отставку разрешила тупиковую ситуацию в школах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 июля 2013 г.
  9. ^ Британский шахматный журнал, сентябрь 1911 г., стр. 342. Тупик .
  10. ^ «Бёрн против Пиллсбери, 1898 год» . Chessgames.com .
  11. ^ «Тартаковер против Рети, 1925 год» . Chessgames.com .
  12. ^ «Камский против Крамника» . Chessgames.com .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джеллисс, Джордж П. (1990). «Королевская игра» (PDF) . Вариант шахмат . № 4. с. 37 . Проверено 20 октября 2023 г.
  14. ^ «Ананд против Крамника, Мехико, 2007» . Chessgames.com .
  15. ^ Скамейка 2008 : 49
  16. ^ Karpov vs. Korchnoi
  17. ^ Кароли и Аплин 2007 : 170
  18. ^ Гриффитс 1992 : 43–46.
  19. ^ Каспаров 2006 : 120
  20. ^ Фокс и Джеймс 1993 : 236
  21. ^ «Бернштейн против Смыслова, Гронинген, 1946 год» . Chessgames.com .
  22. ^ В 2004 г .: 21
  23. ^ В 2004 г .: 22
  24. ^ «Уильямс против Харрвица, Лондон, 1846 год» . Chessgames.com .
  25. ^ «Карлсен против Ван Вели, Вейк-ан-Зее, 2007» . Chessgames.com .
  26. ^ Нанн 2009 : 200
  27. ^ Пахман 1973 : 17
  28. ^ «Эванс против Решевского, Нью-Йорк, 1963/64» . Chessgames.com .
  29. ^ Ларри Эванс , Шахматный катехизис , Саймон и Шустер, 1970, с. 66. СБН 671-21531-0. назвал эту игру «Аферой века» Похоже, что сам Эванс был первым, кто в своих аннотациях в журнале American Chess Quarterly , главным редактором которого он был, . American Chess Quarterly , Vol. 3, № 3 (Зима, 1964), с. 171. Ханс Кмох назвал завершение игры «веселым финалом». Ханс Кмох, «Чемпионат США», Chess Review , март 1964 г., стр. 76–79, стр. 79. Также доступно на DVD (стр. 89 PDF-файла «Chess Review 1964»).
  30. ^ Авербах 1996 : 80–81.
  31. ^ Ханс Кмох , «Чемпионат США», Chess Review , март 1964 г., стр. 76–79, стр. 79. Также доступно на DVD (стр. 89 PDF-файла «Chess Review 1964»).
  32. ^ «Гельфанд против Крамника, Санги Нагар 1994» . Chessgames.com .
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с О'Киф, Джек (август – сентябрь 1973 г.). «Тапик!» . Мичиганские шахматы . стр. 4–6. Архивировано из оригинала 2 мая 2012 г. Получено 22 ноября 2016 г. - через веб-журнал Шахматной ассоциации Мичигана, июль 1999 г.
  34. ^ Хупер и Уилд 1992 : 388
  35. ^ Рейтинговая карточка Шахматной федерации США Фредерика С. Рейна
  36. ^ Скамейка 2006 : 49
  37. ^ Файн и Бенко 2003 : 524
  38. ^ Мюллер и Лампрехт 2001 : 403
  39. ^ Стонтон 1847 : 439
  40. ^ Это может быть подтверждено в отношении этой позиции шестичастной базой данных Shredder .
  41. ^ Ройкрофт 1972 : 294
  42. ^ Хомайстер против Франка, 1993 г.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдвард Винтер, «Безвыходная ситуация»
  44. ^ Балтийские шахматные ведомости , Том 4 , с. 307
  45. ^ Предыдущий рекорд (37 слоев, т.е. 18,5 ходов) принадлежал немецкому композитору Эдуарду Шильдбергу и был опубликован в Deutsches Wochenschach в 1915 году. Антонио Гарофало (2007). «Лучшие задачи» (PDF) . стр. 23 (под номером «95» внизу страницы) . Проверено 1 сентября 2008 г.
  46. ^ Мюррей 1913 : 61
  47. ^ Мюррей 1913 : 229, 267.
  48. ^ Мюррей 1913 : 781
  49. ^ Мюррей 1913 : 461
  50. ^ Мюррей 1913 : 833
  51. ^ Мюррей 1913 : 60–61, 466.
  52. ^ Мюррей 1913 : 391
  53. ^ Дэвидсон 1981 : 65
  54. ^ Мюррей 1913 : 463–64, 781.
  55. ^ МакКрари 2004 : 26
  56. ^ Дэвидсон 1981 : 65
  57. ^ Мюррей 1913 : 56–57, 60–61.
  58. ^ Дэвидсон 1981 : 65
  59. ^ Мюррей 1913 : 388–89.
  60. ^ Мюррей 1913 : 60–61, 466.
  61. ^ Знаменитая игра Саула в шахматы (Лондон, 1614 г.) объяснила причину этого правила следующим образом: «Тот, кто поставил короля своего противника в тупик, проигрывает игру, потому что он нарушил ход игры, что может только закончится грандиозным матом». Мюррей, с. 466 и н. 32. МакКрари, с. 26. Мюррей высмеивает это правило как «нелогичное», Мюррей, с. 61, и объяснение Саула как «ребяческое», там же. , с. 466.
  62. ^ Sunnucks 1970 :
  63. Мюррей писал в 1913 году: «Правило все еще появлялось в изданиях после 1857 года, и я встречался с игроками, которые утверждали, что это правило было именно таким». Мюррей, с. 391 н. 47.
  64. ^ Мюррей 1913 : 78
  65. ^ Мюррей 1913 : 82, 84.
  66. ^ Мюррей 1913 : 113
  67. ^ Дэвидсон 1981 : 65
  68. ^ Мюррей 1913 : 464–66.
  69. ^ Дэвидсон 1981 : 64–65
  70. ^ Мюррей 1913 : 464–66.
  71. ^ Мюррей 1913 : 461–62.
  72. ^ Мюррей 1913 : 463–64.
  73. ^ Мюррей 1913 : 391
  74. ^ Дэвидсон 1981 : 64–66
  75. ^ Sunnucks 1970 :
  76. ^ Кауфман 2009 г.
  77. ^ Рейнфельд 1959 : 242–44.
  78. ^ Рейнфельд 1959 : 242
  79. ^ Эванс 2007 :
  80. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ларри Кауфман. Варианты шахматной доски: воспоминания об игроках, играх и движках . Глава 31
  81. ^ Причард, Д.Б. (2007). «§10.1 Захват или обнажение короля». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. п. 81. ИСБН  978-0-9555168-0-1 .
  82. ^ Мюррей 1913 : 229, 267.
  83. ^ Чатуранги - Правила игры
  84. ^ Шатрандж
  85. ^ Макрук: Тайские шахматы
  86. ^ Правила - Японская игра сёги
  87. ^ BrainKing - Правила игры (китайские шахматы)
  88. ^ Чанги - Корейские шахматы
  89. ^ Кауфман, Ларри (2021). Варианты шахматной доски . Новое в шахматах. п. 104. ИСБН  978-9-056-91933-7 .
  90. ^ Как играть в Ситтуин - бирманские шахматы - шахматы Мьянмы
  91. ^ Казо, Жан-Луи и Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат , с. 43. МакФарланд. ISBN   9780786494279 .
  92. ^ Александр 1973 : 107
  93. ^ Проигрыш в шахматах
  94. ^ Шестиугольные шахматы Глинского
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f0b5468b49e1e556e6438d6d8f6aa69__1720454580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/69/6f0b5468b49e1e556e6438d6d8f6aa69.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stalemate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)