Тупик
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Пат - это ситуация в шахматах , когда игрок, чья очередь ходить, не находится под шахом и не имеет допустимого хода. Патовая ситуация приводит к ничьей . В эндшпиле пат — это ресурс, который может позволить игроку с худшей позицией сделать ничью, а не проиграть. [2] В более сложных позициях патовая ситуация встречается гораздо реже и обычно принимает форму мошенничества , которое удается только в том случае, если превосходящая сторона невнимательна. [ нужна ссылка ] Патовая ситуация также является распространенной темой в исследованиях эндшпиля и других шахматных задачах .
Исход патовой ситуации в XIX веке был стандартизирован как ничья ( вариантах и других играх шахматного семейства .
). До этой стандартизации его трактовка сильно различалась, в том числе считалась победой для игрока, зашедшего в тупик, полувыигрышем для этого игрока или поражением для этого игрока; не разрешено; и в результате зашедший в тупик игрок пропускает ход. Правила пата различаются вЭтимология и использование
[ редактировать ]Первое зарегистрированное использование термина «пат» относится к 1765 году. Это сочетание среднеанглийских слов «stale» и «mate» (что означает «мат» ). Stale , вероятно, происходит от англо-французского estale , означающего «остановка», родственного словам «стоять» и «стой», оба в конечном итоге произошли от протоиндоевропейского корня *sta- . Первое зарегистрированное использование в переносном смысле относится к 1885 году. [3] [4]
Тупиковая ситуация стала широко используемой метафорой для других ситуаций, когда существует конфликт или борьба между двумя сторонами, например, война или политические переговоры, и ни одна из сторон не может добиться победы, что приводит к тому, что также называется тупиком , тупиком или тупиком. Мексиканское противостояние . Писатели, занимающиеся шахматами, отмечают, что это использование является неправильным, потому что, в отличие от шахмат, ситуация часто носит временный характер и в конечном итоге разрешается, даже если в настоящее время она кажется неразрешимой. [5] [6] [7] [8] Термин «пат» иногда неправильно используется как общий термин для обозначения ничьей в шахматах. Хотя ничьи являются обычным явлением, они редко являются прямым результатом тупиковой ситуации. [9]
Примеры
[ редактировать ] Диаграмма 1
Ход черных зашел в тупик (см. Эндшпиль «Король и пешка против короля »). Берн против Пилсбери, 1898 г. | Диаграмма 2
Ход черных зашел в тупик. У слона нет законных ходов, поскольку он прижат к королю ладьей. | Диаграмма 3
Ход черных зашел в тупик (см. эндшпиль «ферзь против пешки» ). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаграмма 4
Ход черных зашел в тупик (см. Неправильный слон , Неправильная ладейная пешка ). | Диаграмма 5
Ход черных застопорился (тупик). |
Когда черные делают ход, черные оказываются в тупике на диаграммах 1–5. Патовая ситуация является важным фактором в эндшпиле – расстановка эндшпиля на диаграмме 1, например, довольно часто имеет значение в игре (см. Король и пешка против королевского эндшпиля ). Позиция на диаграмме 1 возникла в игре 1898 года между Амосом Бёрном и Гарри Пиллсбери. [10] а также в игре 1925 года между Савелли Тартаковером и Ришаром Рети . [11] Такая же позиция, за исключением смещения на электронную линию , имела место в игре 2009 года между Гатой Камским и Владимиром Крамником . [12]
Позиция на диаграмме 3 является примером ничьей пешки против ферзя . Патовые ситуации такого рода часто могут спасти игрока от потери очевидно безнадежной позиции (см. Ферзевый против пешки эндшпиль ).
Позиция на диаграмме 5 представляет собой особый вид пата, в котором ни один ход невозможен, даже если игнорировать необходимость избегать самопроверки. Джордж П. Джеллисс назвал такую тупиковую ситуацию тупиком . Добавление белого коня на f2 создаст шах : матовую позицию, в которой никакие ходы невозможны, даже если игнорировать необходимость избегать самопроверки. В общем, позиции, в которых ходы вообще отсутствуют (даже если игнорировать необходимость избегать самопроверки), называются локами . [13]
Примеры из игр
[ редактировать ]Ананд против Крамника
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этой позиции из партии Вишванатан Ананд — Владимир Крамник с чемпионата мира по шахматам 2007 года , [14] Черные сыграли 65...Крxf5, поставив белых в тупик. [15] (Любой другой ход черных проигрывает.)
Korchnoi versus Karpov
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Намеренная патовая ситуация произошла на 124-м ходу пятой партии матча на первенство мира 1978 года между Виктором Корчным и Анатолием Карповым . [16] По многим ходам игра была теоретической ничьей. [17] [18] Слон белых бесполезен; он не может защитить ферзевое поле а8 или атаковать черную пешку на светлом поле а4. Если белый король направится к черной пешке, черный король может пойти на а8 и построить крепость .
Однако игроки не разговаривали друг с другом, поэтому ни один из них не предложил ничью по соглашению . На своем 124-м ходу белые сыграли 124.Bg7, поставив партию в пат. Корчной заявил, что ему доставило удовольствие поставить Карпова в тупик и что это слегка унизительно. [19] До 2021 года это была самая длинная партия в финальном матче чемпионата мира по шахматам , а также единственная игра на первенство мира, завершившаяся ничьей до 2007 года. [20]
Bernstein versus Smyslov
[ редактировать ]
Черный, чтобы двигаться |
Позиция после 61...Rxb2 (анализ) |
Иногда неожиданная тупиковая ситуация спасает игру. В партии Осип Бернштейн – Василий Смыслов. [21] (первая диаграмма), черные могут выиграть, пожертвовав пешку «f» и используя короля для поддержки пешки «b». Однако Смыслов счел правильным продвинуть пешку «b», потому что он мог бы выиграть белую ладью вертелом, если бы она взяла пешку. Игра пошла:
Теперь 60...Rh2+ 61.Kf3! Rxb2 будет патовой ситуацией (вторая диаграмма). Смыслов сыграл 60...Kg4, и партия закончилась вничью после 61.Kf1 (см. ладейный эндшпиль против пешки и ладьи ). [22]
Матулович против Минева
[ редактировать ]
Белый ход |
Пат, если бы белые сыграли 4.Rxa6 |
Если в партии Бернштейн – Смыслов возможность патовой ситуации возникла из-за ошибки , то она может возникнуть и без нее, как в партии Милан Матулович – Николай Минев (первая диаграмма). Продолжение игры:
- 1. Лc6 Крg5 2. Крh3 Крh5 3. f4
Единственная значимая попытка добиться прогресса. Теперь все ходы черных (вроде 3...Ra3+ ? ) проигрышны, за одним исключением.
- 3... Лxa6!
Теперь 4.Rxa6 было бы патом. Вместо этого белые сыграли 4.Rc5+, и через несколько ходов партия закончилась вничью. [23]
Уильямс против Харрвица
[ редактировать ]
Позиция после 72.Ka1 |
Позиция после 84.Rb3! Если черные в любом случае возьмут ладью, результат будет пат. |
В игре Элайджа Уильямс – Дэниел Харрвиц [24] (первая диаграмма) в эндшпиле у черных был конь и пешка. Обычно это было бы решающим материальным преимуществом, но черные не могли найти способа добиться прогресса из-за различных патовых ресурсов, доступных белым. Игра продолжалась:
- 72... Лa8 73. Лc1
Избегая грозного 73...Nc2+.
- 73... Крe3 74. Лc4 Лa4 75. Лc1 Крd2 76. Лc4 Крd3
76...Nc2+ 77.Rxc2+! Kxc2 - пат.
- 77. Лc3+! Крd4
77...Kxc3 - пат.
- 78. Лc1 Лa3 79. Лd1+ Крc5
79...Rd3 80.Rxd3+! оставляет черным либо недостаточно материала для победы после 80...Nxd3 81.Kxa2, либо стандартную крепость в угловой ничьей после 80...Kxd3.
- 80. Лc1+ Крb5 81. Лc7 Кd5 82. Лc2 Кc3?? 83. Лb2+ Крc4 84. Лb3! (см. вторую схему)
Теперь игроки согласились на ничью , поскольку 84...Kxb3 или 84...Rxb3 - пат, как и 84...Ra8 85.Rxc3+! Крxc3.
Черные еще могли выиграть партию, пока не совершили критическую ошибку на 82-м ходу. Вместо 82...Nc3 выигрывает 82...Nb4; например, после 83.Rc8 Re3 84.Rb8+ Kc5 85.Rc8+ Kd5 86.Rd8+ Kc6 87.Ra8 Re1+ 88.Kb2 Kc5 89.Kc3 a1=Q+ черные побеждают. [ нужна ссылка ]
Карлсен против Ван Вели
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Игра 2007 года Магнус Карлсен – Люк ван Вели закончилась ничьей. [25] Белые использовали вторую защиту в эндшпиле ладья и слон против ладьи на протяжении 46 ходов. ничью . Вот-вот должно было вступить в силу правило пятидесяти ходов, согласно которому белые могли претендовать на Игра закончилась:
- 109. Лd2+ Сxd2 ½–½
Уайт оказался в тупике. [26]
Более сложные примеры
[ редактировать ]Хотя патовая ситуация обычно возникает в эндшпиле, она может возникнуть и при большем количестве фигур на доске. За исключением относительно простых эндшпильных позиций, таких как приведенные выше, патовая ситуация возникает редко, обычно когда сторона с превосходящей позицией упускает из виду возможность патовой ситуации. [27] Обычно это реализуется путем жертвования одной или нескольких фигур более слабой стороной, чтобы создать патовую ситуацию. Фигуру, которую приносят в жертву, чтобы добиться тупика, иногда называют отчаянием .
Эванс против Решевского
[ редактировать ]
Позиция перед 47-м ходом белых |
Позиция после 50.Rxg7+!, вечная ладья |
Одним из самых известных примеров отчаяния является игра Ларри Эванс – Сэмюэл Решевский. [28] это было названо « Аферой века». [29] Эванс пожертвовал ферзя на 49-м ходу и предложил ладью на 50-м ходу. Белую ладью называют вечной ладьей . Взятие его приводит к пату, но в противном случае он остается на седьмой горизонтали и проверяет черного короля до бесконечности (т.е. вечный шах ). Игра неизбежно закончилась бы ничьей по соглашению , трехкратному повторению или возможной претензии по правилу пятидесяти ходов . [30]
- 47. h4! Лe2+ 48. Крh1 Фxg3??
После 48...Qg6! 49.Rf8 Qe6! 50.Rh8+ Kg6, черные остаются впереди после 51.Qxe6 Nxe6 или форсируют мат после 51.gxf4 Re1+ и 52...Qa2+. [31]
- 49. Фg8+! Крxg8 50. Лxg7+!
Гельфанд против Крамника
[ редактировать ]
Позиция после 67.Re7 |
Возможная тупиковая ситуация |
Позиция справа произошла в матче Борис Гельфанд – Владимир Крамник 1994 года , матч претендентов ФИДЕ , партия 6, Санги Нагар , Индия. [32] Крамник, у которого осталось две пешки и который находится в обороне, был бы очень рад ничьей. Гельфанд только что сыграл 67. Лe4–e7 ? (первая диаграмма), сильный ход, который угрожает 68.Qxf6, выигрывая третью пешку, или 68.Rc7, еще больше сковывая черных. Черные ответили 67... Фc1 ! черных Если белые заберут незащищенную ладью ходом 68.Qxd8, отчаянный ферзь черных форсирует ничью ходом 68...Qh1+ 69.Kg3 Qh2+!, что приведет к патовой ситуации 70.Kxh2 (вторая диаграмма). Если белые избегут пата ходом 68.Rxg7+ Kxg7 69.Qxd8, черные сделают ничью вечным шахом ходом 69...Qh1+ 70.Kg3 Qg1+ 71.Kf4 Qc1+! 72.Ke4 Qc6+! 73.Крd3 !? (73.d5 Qc4+; 73.Qd5 Qc2+) Qxf3+! 74.Крd2 Фg2+! 75.Kc3 Qc6+ 76.Kb4 Qb5+ 77.Ka3 Qd3+. Вместо этого Гельфанд сыграл 68. d5 , но все равно сыграл вничью.
Троицкий против Фогта
[ редактировать ]
Белые на ходу ставят ловушку ходом 1.Rd1! |
Позиция после 3...Qxd1, пат |
В Троицком – Фогте [ необходимо уточнение : полное имя ] В 1896 году знаменитый композитор- эндшпиль Алексей Троицкий проделал изящную аферу в реальной игре. После хода Троицкого 1. Лd1! , черные попали в ловушку с, казалось бы, сокрушительным ходом 1... Bh3? , угрожая 2...Qg2#. Игра завершилась 2. Лxd8+ Крxd8 3. Фd1+! Qxd1 пат . Слон, конь и пешка «f» белых скованы и не могут двигаться. [33]
В учебе
[ редактировать ]
Белые играют и делают ничью |
Невероятно, но возможность патовой ситуации позволяет белым, потерявшим три фигуры, сделать ничью. |
Патовая ситуация — частая тема в исследованиях эндшпиля. [34] и другие шахматные композиции . Примером может служить этюд справа «Белые играть и рисовать», составленный американским мастером Фредериком Райном. [35] и опубликовано в 2006 году. [36] Белые спасают ничью ходом 1. Кe5+! Черные выигрывают после 1.Nb4+? Крb5! или 1.Qe8+? Bxe8 2.Ne5+ Kb5! 3.Лxb2+ Кb3. 1... Сxe5 После 1...Крb5? 2.Rxb2+ Nb3 3.Rxc4! Qxe3 (лучше всего; 3...Qb8+ 4.Kd7 Qxh8 5.Rxb3+ ставит мат ) 4.Rxb3+! Фxb3 5.Фh1! Bf5+ 6.Kd8!, белые выигрывают. 2. Фe8+! 2.Фxe5? Qb7+ 3.Kd8 Qd7#. 2... Сxe8 3. Лh6+ Сd6 3...Крb5 4.Лxb6+ Крxb6 5.Кxc4+ также приводит к ничейному эндшпилю. Не 5.Rxb2+? Bxb2 6.Nc4+ Kb5 7.Nxb2 Bh5! захват белого коня. 4. Лxd6+! Крxd6 5. Кxc4+! Кxc4 6. Лxb6+ Кxb6+ Ход короля на самом деле является лучшей попыткой, но получающийся в результате эндшпиль с двумя конями и слоном против ладьи представляет собой устоявшуюся теоретическую ничью. [37] [38] [39] [40] 7. Крd8! (крайняя правая диаграмма) Черные впереди на три фигуры, но если белым разрешено взять слона, двух коней будет недостаточно, чтобы поставить мат . Единственный способ спасти слона — переместить его, что приведет к патовой ситуации. Подобная идея иногда позволяет более слабой стороне спасти ничью в окончании слона, коня и короля против одинокого короля .
Белые играют и делают ничью |
Окончательное положение |
Справа — композиция А. Дж. Ройкрофта , опубликованная в британском журнале Chess Magazine в 1957 году. Белые делают ничью ходом 1. c7! после чего идут две основные строки:
- 1... f5 2. c8=Ф (если 2.c8=R? тогда 2...Bc3 3.Rxc3 Qg7#) 2... Bc3 3. Qxf5+ ничья в результате пата.
- 1... g5 (1...Ka1 2.c8=R переставляет) 2. c8=R !! (2.c8=Q? Ka1 3.Qc2 [или 3.Qc1+] b1=Q+ побеждает) 2... Ka1 (2...Ng6 3.Rc1+ заставляет черных брать взятие, ставя белых в тупик) 3. Rc2!! (не 3.Rc1+?? b1=Q+! 4.Rxb1+ Bxb1#; теперь белые угрожают 4.Rxb2 и 5.Rxa2+, вызывая пат или вечный шах) 3... Bc4 (пытаясь получить шах; 3.. .b1=Q, 3...b1=B и 3...Bb1 - все пат 3...Ng6 4.Rc1+!) 4. Rc1+ Ka2 5. Ra1+ Kb3 6. Ra3+ Kc2 7. Rc3+ Kd2 8 .Rc2+ (крайняя правая диаграмма). Как и в партии Эванса-Решевского, черным не уйти от «вечной ладьи». [41]
В проблемах
[ редактировать ]
Кратчайший пат |
Патовая ситуация со всеми фигурами на доске |
Некоторые шахматные задачи требуют, чтобы «белые сделали ход и поставили черных в тупик за n ходов» (вместо более распространенного «белые сделали ход и поставили мат черным за n ходов»). Проблемисты также пытались сконструировать как можно более короткую игру, заканчивающуюся патом. Сэм Лойд придумал один ход длиной всего десять ходов: 1.e3 a5 2.Qh5 Ra6 3.Qxa5 h5 4.Qxc7 Rah6 5.h4 f6 6.Qxd7+ Kf7 7.Qxb7 Qd3 8.Qxb8 Qh7 9.Qxc8 Kg6 10.Qe6 (первый диаграмма). Аналогичная патовая ситуация возникает после: 1.d4 c5 2.dxc5 f6 3.Qxd7+ Kf7 4.Qxd8 Bf5 5.Qxb8 h5 6.Qxa8 Rh6 7.Qxb7 a6 8.Qxa6 Bh7 9.h4 Kg6 10.Qe6 (Фредерик Рейн) .
Лойд также продемонстрировал, что пат может возникнуть при всех фигурах на доске: 1.d4 d6 2.Qd2 e5 3.a4 e4 4.Qf4 f5 5.h3 Be7 6.Qh2 Be6 7.Ra3 c5 8.Rg3 Qa5+ 9.Nd2 Bh4 10.f3 Bb3 11.d5 e3 12.c4 f4 (вторая диаграмма). Подобные игры иногда проводятся на турнирах по заранее оговоренной жеребьевке. [42]
Двойной тупик
[ редактировать ]
Двойная патовая ситуация |
Очередной двойной тупик |
Существуют шахматные композиции с двойным патом. Справа — две двойные патовые позиции, в которых ни одна из сторон не имеет законного хода. Ниже приведен пример реальной игры: [43]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белые сыграли 1. Кgxf6+ Фxf6+ (если 1...exf6, то 2.Кe7#) 2. Кxf6+ exf6 3. c4 c5 4. a4 a5 , оставив двойную патовую позицию. 1.Ndxf6+ не сработало бы, тогда возможно 1...exf6. [43]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Самая быстрая из известных партий, заканчивающаяся двойным патом, была обнаружена Энцо Минервой и опубликована в итальянской газете l'Unità 14 августа 2007 года: 1.c4 d5 2.Qb3 Bh3 3.gxh3 f5 4.Qxb7 Kf7 5.Qxa7 Kg6 6 .f3 c5 7.Qxe7 Rxa2 8.Kf2 Rxb2 9.Qxg7+ Kh5 10.Qxg8 Rxb1 11.Rxb1 Kh4 12.Qxh8 h5 13.Qh6 Bxh6 14.Rxb8 Be3+ 15.dxe3 Qxb8 16.Kg2 Qf4 17.exf4 d4 18.Be3 dxe3. [45]
История правила патовой ситуации
[ редактировать ]Правило патовой ситуации имеет запутанную историю. [46] Хотя сегодня патовая ситуация общепризнана как ничья, на протяжении большей части истории игры этого не было. В предшественниках современных шахмат, таких как чатуранга , постановка в тупик приводила к поражению. [47] Однако ситуация была изменена в Шатрандже , где тупиковая ситуация была победой. Эта практика сохранилась в шахматах, в которые играли в Испании начала 15 века. [48] Лусена (ок. 1497 г.), однако, рассматривал патовую ситуацию как низшую форму победы; [49] в играх на деньги он выигрывал лишь половину ставки, и так продолжалось в Испании вплоть до 1600 года. [50] Примерно с 1600 по 1800 год в Англии существовало правило, согласно которому пат считался проигрышем для игрока, управлявшего им, - правило, которое, по мнению выдающегося историка шахмат Х. Дж. Р. Мюррея , возможно, было заимствовано из русских шахмат. [51] Это правило исчезло в Англии до 1820 года, его заменило французское и итальянское правило, согласно которому патовая ситуация является ничьей. [52]
На протяжении всей истории тупиковая ситуация в разное время была:
- Победа зашедшего в тупик игрока в Аравии 10 века. [53] и части средневековой Европы. [54] [55]
- Полувыигрыш для игрока, зашедшего в тупик. В игре на ставки игрок, зашедший в тупик, выиграет половину ставки (Испания 18 века). [56]
- Победа зашедшего в тупик игрока в Индии 9 века. [57] Россия 17 века, [58] на Центральной равнине Европы в 17 веке, [59] и Англия 17–18 веков. [60] [61] Это правило продолжало публиковаться в Хойла «Улучшенных играх» даже в 1866 году. [62] [63]
- Незаконно . Если белые сделали ход, который поставил бы черных в тупик, им пришлось отказаться от него и сделать другой ход (Восточная Азия до начала 20 века). Мюррей также писал, что в шахматах хиндустани и шахматах на парси, двух из трех основных форм шахмат, в которые играли в Индии по состоянию на 1913 год, [64] игроку не разрешалось делать ход, который мог бы поставить противника в тупик. [65] То же самое можно сказать и о бирманских шахматах, еще одном варианте шахмат, на момент написания. [66] Патовая ситуация не допускалась в большинстве восточноазиатских форм игры (особенно в Бирме, Индии, Японии и Сиаме) до начала 20 века. [67]
- Лишение хода зашедшего в тупик игрока (средневековая Франция), [68] [69] хотя другие средневековые французские источники рассматривают тупиковую ситуацию как ничью. [70]
- Ничья . Таково было правило в Италии 13 века. [71] а также указано в немецкой Краковской поэме (1422 г.), в которой, однако, отмечается, что некоторые игроки рассматривают пат как эквивалент мата . [72] В конечном итоге это правило было принято по всей Европе, но только в Англии до 19 века, после того как оно было введено там Джейкобом Сарратом . [73] [74] [75]
Предлагаемое изменение правила
[ редактировать ]Периодически авторы утверждают, что патовая ситуация должна снова стать победой для стороны, вызвавшей патовую ситуацию, на том основании, что цель шахмат концептуально состоит в том, чтобы захватить короля, а мат просто прекращает ее, когда это неизбежно. [13] Гроссмейстер Ларри Кауфман пишет: «На мой взгляд, называть пат ничьей совершенно нелогично, поскольку он представляет собой окончательный цугцванг , где любой ход приведет к взятию вашего короля». [76] Британский мастер Т. Т. Тайлор утверждал в статье 1940 года в British Chess Magazine , что нынешнее правило, рассматривающее пат как ничью, «не имеет исторической основы и иррационально, и в первую очередь ответственно за огромный процент ничьих, и, следовательно, должно быть отменено». . [77] Спустя годы Фред Рейнфельд написал: «Когда Тайлор написал свою атаку на правило безвыходной ситуации, он выпустил в свою несчастную голову рой сварливых проклятий, которые звучат до сих пор». [78] Ларри Эванс называет предложение превратить пат в победу для игрока, зашедшего в тупик, «грубым предложением, которое ... радикально изменит многовековые традиции и сделает шахматы скучными». [79] Это изменение правила приведет к большему акценту на материале ; лишняя пешка была бы большим преимуществом, чем сегодня.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Тем не менее, Кауфман проверил идею оценки патов выше, чем ничьих, с помощью шахматного движка Komodo и обнаружил, что влияние довольно мало, поскольку редко удается вызвать пат, но не поставить мат: в то время как все эндшпили король и пешка против короля становятся выигрышными. когда пешка защищена (за исключением случаев, когда атакующий король оказывается в ловушке перед своей ладейной пешкой), это оказывается недостаточно распространенным явлением. Проблема в том, что король и единственная второстепенная фигура против короля не могут вообще вызвать пат. Эмануэль Ласкер и Ришар Рети предложили, чтобы и пат , и король, и минор против короля (с ходом незначительной стороны фигуры) давали 3/4 очка превосходящей стороне: это эффективно восстановило бы не только старое правило патовой ситуации, но и старое голого короля правило . . Кауфман и гроссмейстер по переписке Арно Никель предложили пойти еще дальше и дать только ¼ очка той стороне, которая вызывает трехкратное повторение (что также имеет прецеденты в сянци, сёги и Идти ). Согласно его тестам на Комодо, уровень ничьих в шахматах на уровне матча на первенство мира среди людей составит 65,6%; оценка патовой ситуации как ¾–¼ снижает процент ничьих до 63,4%; оценка патовой ситуации и голого короля как ¾–¼ доводит этот показатель до 55,9%; а пат, голый король и тройное повторение при ¾–¼ снижают этот показатель до 22,6%. (То же самое сокращение числа ничьих произошло бы, если бы пат, голый король и трехкратное повторение оценивались как 1–0 вместо 3/4–¼, но смысл счета 3/4–¼ состоит в том, чтобы позволить более слабой стороне по-прежнему получать выгоду от избегания мата. , одновременно давая более сильной стороне возможность играть, даже если мат не может быть достигнут.) [80]
Джеллисс предположил, что, исходя из логики, согласно которой пат должен быть победой (поскольку любой ход приведет к взятию короля), галочка должна быть ничьей. (В позиции шах-лока игра вперед невозможна, даже если проверка короля на шах допустима, поэтому король не может быть взят. Та же логика применима и к тупику.) [13]
Влияние на теорию эндшпиля
[ редактировать ]Если бы пат был проигрышем для игрока, неспособного двигаться, исход некоторых эндшпилей . это повлияло бы на [33] В некоторых ситуациях превосходящая сторона может поставить пат, но не поставить мат. В других случаях защищающийся игрок может использовать патовую ситуацию как защитную технику, чтобы избежать проигрыша (в соответствии с действующими правилами):
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
- Эндшпиль короля и пешки против короля всегда будет победой, если пешку можно защитить (за исключением единственного случая, когда король оказывается в ловушке перед своей ладейной пешкой). Во всех остальных случаях либо пешка может быть превращена, либо защищающийся король может быть поставлен в тупик ( Fine & Bko 2003 :8–10) (см. диаграмму 2 ниже).
- Необычное положение дано справа; по общепринятым правилам это ничья, но если пат считается победой, то черные выигрывают с преимуществом 1...Rh8! (Взятие ладьи ставит белых в тупик после 2.Kxh8 Kf7 или 2...Kf8, и если белые откажутся от жертвы, черные могут заставить белых отказаться от пешки с помощью 2.Kg6 Kf8 3.Kh6 Kf7 или 2.Kh6 Kf7, оставив обычный мат.) [81]
- Два коня и король могут поставить в тупик игру против одинокого короля ( Hooper &Whyld 1992 :32) (см. эндшпиль с двумя конями ).
- Ладийная пешка плюс слон цвета, противоположного ферзевому полю пешки, будут победой, а не ничьей, поскольку защищающийся король может оказаться в тупике ( Fine & Bko 2003 :133) (см. диаграмму 2 ниже). (См. Неправильная ладейная пешка ).
- Король и ладья против короля и слона будут победой для стороны с ладьей, потому что более сильная сторона может вызвать патовую ситуацию ( Fine & Bko 2003 :459–60) (см. диаграмму 3 ниже). (Этого нельзя сказать о ладье против коня.)
- Если защищающийся король загнан в угол, одинокий слон или конь может поставить короля в тупик, хотя, как правило, их невозможно заставить. [33]
- Техники защитного розыгрыша со слоновой пешкой или ладейной пешкой на седьмой горизонтали с королем поблизости против ферзя не сработают, потому что они основаны на пате ( Fine & Bko 2003 : 527–28). (См. Эндшпиль «Ферзь против пешки» .)
- Такие позиции, как позиция Сааведры , которая обычно требует пониженного повышения из-за того, что ферзь может поставить противника в тупик, больше не требуют пониженного повышения. (Фактически, в шахматах больше не будет необходимости в недостаточном повышении до ладьи или слона.)
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Эффект, если бы паты оценивались как ¾–¼, был бы аналогичным, но менее серьезным, поскольку тогда более слабая сторона все равно будет в некоторой степени вознаграждена за то, что избежала мата через пат, но не так сильно, как раньше. [80]
Правила в других вариантах шахмат
[ редактировать ]Не все варианты шахмат считают пат ничьей. Многие региональные варианты, а также некоторые варианты западных шахмат приняли свои собственные правила обращения с игроком, зашедшим в тупик. В чатуранге , которая считается общим предком всех разновидностей шахмат, патовая ситуация была победой игрока, зашедшего в тупик. [82] [83] Примерно в VII веке эта игра была принята на Ближнем Востоке как шатрандж с правилами, очень похожими на ее предшественницу; однако правило патовой ситуации было изменено на прямо противоположное: то есть это была победа игрока, создавшего пат. [84] Эта игра, в свою очередь, была представлена западному миру , где она в конечном итоге превратилась в современные западные шахматы , хотя правило патовой ситуации для западных шахмат не было стандартизировано как ничья до 19 века (см. Историю правила ).
Современные азиатские варианты
[ редактировать ]Чатуранга также превратилась в несколько других игр в различных регионах Азии , каждая из которых имеет разные правила выхода из тупика:
- В макруке (тайские шахматы) пат приводит к ничьей, как и в западных шахматах. [85]
- В сёги (японских шахматах) и большинстве их вариантов пат — это победа игрока, создавшего пат. [86] Однако в сёги (и в любом варианте игры, в котором есть выпадения ) патовые ситуации встречаются крайне редко, поскольку ни одна фигура никогда не выходит полностью из игры.
- В сянци (китайских шахматах) это приводит к немедленному проигрышу игрока, зашедшего в тупик (как в сёги), и нет явного различия между этим и матом. [87]
- В чанги (корейские шахматы), уникальном среди современных вариантов шахмат, игрокам разрешается пропустить свой ход в любое время. Следовательно, не существует тупиковых ситуаций, а есть только позиции, в которых единственным законным шагом является принятие решения. [88] (На самом деле, в корейских шахматах даже нет ничьих, и это единственная соревновательная версия шахмат, где это так: согласно официальным правилам турниров в Южной Корее, в позициях, которые в противном случае были бы ничьими, за фигуры подсчитываются очки. и пешки, оставшиеся на доске, причем игроку, ходящему вторым, дается 1,5 очка, чтобы компенсировать преимущество первого хода. Поскольку каждая фигура и пешка получают целое число очков, результат никогда не может быть ничейным.) [89]
- В ситтуине (мьянманские/бирманские шахматы) патовых ситуаций вообще избегают, поскольку их постановка является незаконной. Игрокам не разрешается оставлять противника без разрешенных ходов, не поставив короля под шах. [90]
- В шатаре (монгольские шахматы) пат — это проигрыш игрока, зашедшего в тупик, как в сянци и сёги. Жан-Луи Казо и Рик Ноултон объясняют это следующим образом: «Утрата свободы считается в монгольской кочевой культуре равной смерти». [91]
Варианты западных шахмат
[ редактировать ]Большинство вариантов западных шахмат не предусматривают каких-либо изменений правила пата. Однако есть некоторые варианты, в которых указано, что правило отличается от правила стандартных шахмат:
- При проигрыше в шахматах правило пата варьируется в зависимости от версии, в которую играют. [92] Согласно «международным» правилам, пат – это просто победа зашедшего в тупик игрока. Однако бесплатный шахматный сервер в Интернете дает победу игроку, у которого на доске осталось меньше фигур (независимо от того, кто поставил патовую ситуацию); если у обоих игроков одинаковое количество фигур, это ничья. [93] Существует также «совместное» правило FICS/международное правило, согласно которому пат считается победой только в том случае, если оба источника согласны с тем, что это победа (т. е. он считается победой для зашедшего в тупик игрока, если у этого игрока также меньше фигур). оставшийся); во всех остальных случаях ничья.
- В шестиугольных шахматах Глинского пат не является ни ничьей, ни полной победой. Вместо этого в турнирных играх игрок, создавший пат, зарабатывает ¾ очка, а игрок, зашедший в пат, получает ¼ очка. [94] Неизвестно, следует ли считать патовую ситуацию ничьей или победой в товарищеской игре .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Полгар и Труонг 2005 : 33
- ^ Хупер и Уилд 1992 : 387
- ^ Харпер, Дуглас. "патовая ситуация |" . Интернет-словарь этимологии . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ «Определение ПАТА» . www.merriam-webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Голомбек 1977 : 304
- ^ Солтис 1978 : 54
- ↑ Голомбек писал: «Слово «патовая ситуация» было введено в английский язык и означает (ошибочно) временное состояние тупика». Солтис написал:
Существует огромная разница между отсутствием выбора... и плохим выбором. Авторы редакционных статей часто говорят о политическом тупике, хотя аналогия, которую они, вероятно, имеют в виду, — это политический « цугцванг ». В патовой ситуации у игрока нет допустимых ходов, и точка. В цугцванге ему нечем заняться.
- ^ Пурник, Джойс (6 января 1988 г.). «Угроза Вагнера уйти в отставку разрешила тупиковую ситуацию в школах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ Британский шахматный журнал, сентябрь 1911 г., стр. 342. Тупик .
- ^ «Бёрн против Пиллсбери, 1898 год» . Chessgames.com .
- ^ «Тартаковер против Рети, 1925 год» . Chessgames.com .
- ^ «Камский против Крамника» . Chessgames.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джеллисс, Джордж П. (1990). «Королевская игра» (PDF) . Вариант шахмат . № 4. с. 37 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Ананд против Крамника, Мехико, 2007» . Chessgames.com .
- ^ Скамейка 2008 : 49
- ^ Karpov vs. Korchnoi
- ^ Кароли и Аплин 2007 : 170
- ^ Гриффитс 1992 : 43–46.
- ^ Каспаров 2006 : 120
- ^ Фокс и Джеймс 1993 : 236
- ^ «Бернштейн против Смыслова, Гронинген, 1946 год» . Chessgames.com .
- ^ В 2004 г .: 21
- ^ В 2004 г .: 22
- ^ «Уильямс против Харрвица, Лондон, 1846 год» . Chessgames.com .
- ^ «Карлсен против Ван Вели, Вейк-ан-Зее, 2007» . Chessgames.com .
- ^ Нанн 2009 : 200
- ^ Пахман 1973 : 17
- ^ «Эванс против Решевского, Нью-Йорк, 1963/64» . Chessgames.com .
- ^ Ларри Эванс , Шахматный катехизис , Саймон и Шустер, 1970, с. 66. СБН 671-21531-0. назвал эту игру «Аферой века» Похоже, что сам Эванс был первым, кто в своих аннотациях в журнале American Chess Quarterly , главным редактором которого он был, . American Chess Quarterly , Vol. 3, № 3 (Зима, 1964), с. 171. Ханс Кмох назвал завершение игры «веселым финалом». Ханс Кмох, «Чемпионат США», Chess Review , март 1964 г., стр. 76–79, стр. 79. Также доступно на DVD (стр. 89 PDF-файла «Chess Review 1964»).
- ^ Авербах 1996 : 80–81.
- ^ Ханс Кмох , «Чемпионат США», Chess Review , март 1964 г., стр. 76–79, стр. 79. Также доступно на DVD (стр. 89 PDF-файла «Chess Review 1964»).
- ^ «Гельфанд против Крамника, Санги Нагар 1994» . Chessgames.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с О'Киф, Джек (август – сентябрь 1973 г.). «Тапик!» . Мичиганские шахматы . стр. 4–6. Архивировано из оригинала 2 мая 2012 г. Получено 22 ноября 2016 г. - через веб-журнал Шахматной ассоциации Мичигана, июль 1999 г.
- ^ Хупер и Уилд 1992 : 388
- ^ Рейтинговая карточка Шахматной федерации США Фредерика С. Рейна
- ^ Скамейка 2006 : 49
- ^ Файн и Бенко 2003 : 524
- ^ Мюллер и Лампрехт 2001 : 403
- ^ Стонтон 1847 : 439
- ^ Это может быть подтверждено в отношении этой позиции шестичастной базой данных Shredder .
- ^ Ройкрофт 1972 : 294
- ^ Хомайстер против Франка, 1993 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдвард Винтер, «Безвыходная ситуация»
- ^ Балтийские шахматные ведомости , Том 4 , с. 307
- ^ Предыдущий рекорд (37 слоев, т.е. 18,5 ходов) принадлежал немецкому композитору Эдуарду Шильдбергу и был опубликован в Deutsches Wochenschach в 1915 году. Антонио Гарофало (2007). «Лучшие задачи» (PDF) . стр. 23 (под номером «95» внизу страницы) . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ Мюррей 1913 : 61
- ^ Мюррей 1913 : 229, 267.
- ^ Мюррей 1913 : 781
- ^ Мюррей 1913 : 461
- ^ Мюррей 1913 : 833
- ^ Мюррей 1913 : 60–61, 466.
- ^ Мюррей 1913 : 391
- ^ Дэвидсон 1981 : 65
- ^ Мюррей 1913 : 463–64, 781.
- ^ МакКрари 2004 : 26
- ^ Дэвидсон 1981 : 65
- ^ Мюррей 1913 : 56–57, 60–61.
- ^ Дэвидсон 1981 : 65
- ^ Мюррей 1913 : 388–89.
- ^ Мюррей 1913 : 60–61, 466.
- ^ Знаменитая игра Саула в шахматы (Лондон, 1614 г.) объяснила причину этого правила следующим образом: «Тот, кто поставил короля своего противника в тупик, проигрывает игру, потому что он нарушил ход игры, что может только закончится грандиозным матом». Мюррей, с. 466 и н. 32. МакКрари, с. 26. Мюррей высмеивает это правило как «нелогичное», Мюррей, с. 61, и объяснение Саула как «ребяческое», там же. , с. 466.
- ^ Sunnucks 1970 :
- ↑ Мюррей писал в 1913 году: «Правило все еще появлялось в изданиях после 1857 года, и я встречался с игроками, которые утверждали, что это правило было именно таким». Мюррей, с. 391 н. 47.
- ^ Мюррей 1913 : 78
- ^ Мюррей 1913 : 82, 84.
- ^ Мюррей 1913 : 113
- ^ Дэвидсон 1981 : 65
- ^ Мюррей 1913 : 464–66.
- ^ Дэвидсон 1981 : 64–65
- ^ Мюррей 1913 : 464–66.
- ^ Мюррей 1913 : 461–62.
- ^ Мюррей 1913 : 463–64.
- ^ Мюррей 1913 : 391
- ^ Дэвидсон 1981 : 64–66
- ^ Sunnucks 1970 :
- ^ Кауфман 2009 г.
- ^ Рейнфельд 1959 : 242–44.
- ^ Рейнфельд 1959 : 242
- ^ Эванс 2007 :
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ларри Кауфман. Варианты шахматной доски: воспоминания об игроках, играх и движках . Глава 31
- ^ Причард, Д.Б. (2007). «§10.1 Захват или обнажение короля». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. п. 81. ИСБН 978-0-9555168-0-1 .
- ^ Мюррей 1913 : 229, 267.
- ^ Чатуранги - Правила игры
- ^ Шатрандж
- ^ Макрук: Тайские шахматы
- ^ Правила - Японская игра сёги
- ^ BrainKing - Правила игры (китайские шахматы)
- ^ Чанги - Корейские шахматы
- ^ Кауфман, Ларри (2021). Варианты шахматной доски . Новое в шахматах. п. 104. ИСБН 978-9-056-91933-7 .
- ^ Как играть в Ситтуин - бирманские шахматы - шахматы Мьянмы
- ^ Казо, Жан-Луи и Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат , с. 43. МакФарланд. ISBN 9780786494279 .
- ^ Александр 1973 : 107
- ^ Проигрыш в шахматах
- ^ Шестиугольные шахматы Глинского
Ссылки
[ редактировать ]- Александр, ЧО'Д. (1973), Книга о шахматах , Нью-Йорк: Harper & Row, ISBN 978-0-0601-0048-3
- Авербах, Юрий (1996-08-01), Шахматные миттельшпили: основные знания , Cadogan Chess , ISBN 978-1-8574-4125-3
- Бенко, Пал (май 2006 г.), «Бафлеры Бенко», Chess Life (май): 49
- Бенко, Пал (январь 2008 г.), «Чемпионат мира 2007 года», Chess Life (январь): 48–49.
- Дэвидсон, Генри А. (1949), Краткая история шахмат , Гринберг, ISBN 978-0-307-82829-3 , LCCN 68-22441 , получено 22 ноября 2016 г.
- Эванс, Ларри (20 августа 1970 г.), Шахматный катехизис , Саймон и Шустер , ISBN 978-0-6712-0491-4
- Эванс, Ларри (6 ноября 2009 г.), Этот сумасшедший мир шахмат , Cardoza Publishing , ISBN 978-1580422185
- Хорошо, Рубен ; Бенко, Пал (2003) [1941], Основные шахматные концовки , Дэвид Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
- Фокс, Майк; Джеймс, Ричард (1993), The Even More Complete Chess Addict (2-е изд.), Лондон: Faber & Faber , ISBN 978-0-5711-7040-1
- Голомбек, Гарри (1977), Шахматная энциклопедия Голомбека , Crown Publishers, ISBN 0-517-53146-1
- Гриффитс, Питер (1992), Исследование эндшпиля , American Chess Promotions, ISBN 0-939298-83-Х
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), «патовая ситуация», The Oxford Companion to Chess (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
- Каройи, Тибор ; Аплин, Ник (2007), Виртуоз эндшпиля Анатолий Карпов , New In Chess , ISBN 978-90-5691-202-4
- Кауфман, Ларри (2009), «Мидлшпиль Цугцванг и ранее неизвестная партия Бобби Фишера», Chess Life (сентябрь): 35
- МакКрари, Джон (2004), «Эволюция специальных правил розыгрыша», Chess Life (ноябрь): 26–27.
- Минев, Николай (2004), Практическое руководство по ладейным эндшпилям , Russell Enterprises, ISBN 1-888690-22-4
- Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки , Gambit Publications, ISBN 1-901983-53-6
- Мюррей, HJR (1913), История шахмат , Oxford University Press, ISBN 0-19-827403-3
- Нанн, Джон (2009), Понимание шахматных эндшпилей , Gambit Publications , ISBN 978-1-906454-11-1
- Пахман, Людек (1973), Атака и защита в современной шахматной тактике , Дэвид Маккей
- Полгар, Сьюзен ; Труонг, Пол (2005), Путеводитель по шахматам для чемпиона мира , Random House , ISBN 978-0-8129-3653-7
- Рейнфельд, Фред , изд. (1959) [Впервые опубликовано в 1951 году Дэвидом Маккеем ], Сокровищница шахматных знаний , Нью-Йорк: Дувр , ISBN 978-0-4862-0458-1 , ОЛ 16542177М
- Ройкрофт, Эй-Джей (1972), Шахматы в пробирке , Stackpole Books, ISBN 0-8117-1734-8
- Солтис, Энди (1978), Шахматы для удовольствия , Штейн и Дэй, ISBN 978-0-8128-2331-8
- Стонтон, Ховард (1847), Справочник шахматиста , Лондон: Генри Г. Бон , ISBN 978-1-3434-0465-6 , получено 22 ноября 2016 г.
- Саннакс, Энн (1976) [впервые опубликовано 29 апреля 1970 г.], Энциклопедия шахмат (2-е изд.), Лондон: Robert Hale Ltd , ISBN 978-0-7091-4697-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]