Jump to content

Безпешечный шахматный эндшпиль

Безпешечный шахматный эндшпиль — это шахматный эндшпиль , в котором остается всего несколько фигур и нет пешек . Основные маты - это разновидности безпешечных эндшпилей. Эндшпиль без пешек на практике встречается нечасто, за исключением основных матов: король и ферзь против короля, король и ладья против короля и ферзь против ладьи. [1] Иногда случаются и другие случаи: (1) ладья и второстепенная фигура против ладьи и (2) ладья против второстепенной фигуры, особенно если второстепенная фигура является слоном . [2]

Изучение некоторых безпешечных эндшпилей насчитывает столетия такими игроками, как Франсуа-Андре Даникан Филидор (1726–1795) и Доменико Лоренцо Понциани (1719–1796). С другой стороны, многие детали и недавние результаты обусловлены построением таблиц эндшпиля . Гроссмейстер Джон Нанн написал книгу ( «Секреты безпешечных окончаний »), в которой обобщаются исследования таблиц эндшпиля для нескольких типов безпешечных окончаний.

Оценка позиций в эндшпиле предполагает оптимальную игру обеих сторон. В некоторых случаях одна из сторон этих эндшпилей может привести к победе ; в остальных случаях игра заканчивается вничью ( т.е. ничья в книге ).

Терминология

[ редактировать ]

Когда указано количество ходов для победы, оптимальная игра предполагается обеих сторон. Количество ходов, отдаваемых на победу, действует до тех пор, пока не будет поставлен мат или позиция не будет преобразована в более простую позицию, которая, как известно, является выигрышной. Например, в случае с ферзем против ладьи это будет происходить до тех пор, пока не будет поставлен мат или ладья , что приведет к позиции, которая приведет к элементарному мату.

Основные маты

[ редактировать ]

Мат можно поставить против одинокого короля с помощью короля плюс (1) ферзя, (2) ладьи, (3) двух слонов или (4) слона и коня . Мат возможен двумя конями , но его нельзя форсировать.

Ферзь против ладьи

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
d8 черный король
f7 белый ферзь
b6 черная ладья
d5 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные используют защиту третьего ряда . При правильной игре белые могут выиграть эту позицию всего за 19 ходов, начиная с 1. Фf4.

Ферзь выигрывает у одинокой ладьи, если только не произойдет немедленная ничья из- за пата или вечного шаха. [3] (или если ладья или король могут сразу взять ферзя). В 1895 году Эдвард Фриборо отредактировал целую 130-страничную книгу анализа этого эндшпиля под названием « Шахматный финал, король и ферзь против короля и ладьи» . Обычно процесс победы включает в себя сначала выигрыш ладьи ферзем с помощью вилки , а затем мат королем и ферзем, но принудительный мат с ладьей, все еще на доске, возможен в некоторых позициях или при неправильной защите. При идеальной игре, в худшей выигрышной позиции, ферзь может выиграть ладью или мат за 31 ход. [4]

Защита третьей шеренги – это когда ладья находится на третьей шеренге или вертикали от края доски, ее король находится ближе к краю, а король противника – на другой стороне (см. схему). Эту защиту человеку трудно преодолеть. Например, выигрышным ходом в показанной позиции является нелогичный отвод ферзя с седьмой горизонтали в более центральное положение, 1. Qf4 , поэтому ферзь может совершить проверочные маневры, чтобы выиграть ладью с помощью вилки, если она двинется по третий ранг. Если черный король выйдет из задней шеренги, 1... Крd7 , то 2. Фa4+ Крc7; 3. Фa7+ вынуждает черных занять вторую линию защиты (защита короля на краю доски и ладьи на соседней вертикали) после 3... Лb7 . Эта позиция является стандартной победой, поскольку белые направляются к позиции Филидора с ферзем против ладьи (в следующем разделе). [5] Возможное продолжение: 4. Фc5+ Крb8 5. Крd6 Лg7 6. Фe5 Лc7 7. Фf4 Крc8 8. Фf5+ Крb8 9. Фe5 Лb7 10. Крc6+ Крa8 11. Фd5 Крb8 12. Фa5 [Филидор — мат в 7] .

позиция Филидора

[ редактировать ]
Филидор, 1777 г.
а б с д и ж г час
8
b8 черный король
b7 черная ладья
c6 белый король
a5 белая королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают, если любая из сторон делает ход.

Позиция Филидора — это позиция ферзя против ладьи.

Если черные сделают ход в этой позиции, они быстро потеряют ладью из-за вилки (или получат мат). Например,

1... Лb1
2. Фd8+ Крa7
3. Фd4+ Фa8
4. Фh8+ Крa7
5. Фh7+

таким образом раздваивая ладью на b1.

С другой стороны, если белые должны пойти в этой позиции, они хотели бы оказаться в этой позиции, за исключением того, что ход черных. Этого можно добиться с помощью триангуляции :

1. Фe5+ Фa8
2. Фa1+ Крb8
3.Фa5

и теперь снова та же расстановка, но черным приходится ходить, и они находятся в цугцванге . [6] [7] Нанн описывает, что, когда фигуры находятся в центре доски, ферзь должен подтолкнуть ладью к позиции Филидора . Нанн описывает различные позиции отступления ладьи, защиту «четвертого, третьего, второго» ранга, а затем «позицию Филидора». Белым обычно легко заставить черных занять позицию Филидора. [8] Когда наступает очередь черных играть в позиции Филидора, ладью можно выиграть за несколько ходов. [9]

Пример из игры

[ редактировать ]
Гельфанд против Свидлера, 2001 г.
а б с д и ж г час
8
e8 черная королева
g7 белый король
h7 белая ладья
g5 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные могут выиграть эту позицию всего за 13 ходов при оптимальной игре с обеих сторон.

В этой игре 2001 года [10] между Борисом Гельфандом и Петром Свидлером , [11] игрок с ферзем должен был выиграть, но игра закончилась вничью из-за правила пятидесяти ходов после того, как черные не смогли найти выигрышный маневр для развилки и взятия ладьи.

Такая же позиция, но с обратными цветами, была в партии 2006 года между Александром Морозевичем и Дмитрием Яковенко – она тоже была ничьей. [12] [13] В конце той партии ладья стала отчаянной , и игра закончилась патом после взятия ладьи (в противном случае партия в конечном итоге закончилась бы ничьей из-за трехкратного повторения ).

Браун против Белль

[ редактировать ]

Эндшпиль ферзь против ладьи был одним из первых эндшпилей, полностью решенных с помощью компьютеров, создающих базу таблицы эндшпиля . был брошен вызов: В 1978 году гроссмейстеру Уолтеру Брауну Браун поставил ферзя в сложную позицию, которую Белль защищала с использованием таблицы «ферзь против ладьи». Браун мог выиграть ладью или поставить мат за 31 ход при идеальной игре. После 45 ходов Браун понял, что по правилу пятидесяти ходов ему не удастся выиграть за 50 ходов. [14] Браун изучил эндшпиль и позже в том же месяце сыграл еще одну игру с другой стартовой позиции. На этот раз он выиграл, взяв ладью на 50-м ходу. [3] [15]

Браун против Белль
Игра 1
а б с д и ж г час
8
a8 белый король
e8 черная ладья
f6 черный король
a5 белая королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
У белых была выигрышная позиция, но они сыграли вничью.
Игра 2
а б с д и ж г час
8
c8 белый король
d8 белая королева
c4 черная ладья
c3 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые победили.

Ферзь против двух второстепенных фигур

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
f7 белый ферзь
b4 черный король
a3 черный слон
c3 черный рыцарь
а1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Искусственная позиция, в которой находится атакующий король, сделайте ничью.
Пахман против Гимара , 1955 год. [16]
а б с д и ж г час
8
d7 черный король
d4 белый рыцарь
e4 белый король
e3 белый слон
а1 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 68.Nd4, черные выигрывают

Оборонительные крепости существуют для любой из двух второстепенных фигур против ферзя. Однако, за исключением случая с двумя рыцарями, крепость обычно невозможно достичь при оптимальной игре. ( см. в крепости Подробнее об этих концовках .)

  • Ферзь против слона и коня : ферзь обычно побеждает слона и коня, но есть одна позиция- крепость , образующая барьер на пути подхода вражеского короля. [17] Другая позиция, выдвинутая Понциани в 1782 году, более искусственна: король королевы заперт в углу слоном и рыцарем, которых защищает их король. [18]
  • Ферзь против двух слонов : ферзь имеет теоретическую вынужденную победу над двумя слонами в большинстве позиций, но для победы может потребоваться до семидесяти одного хода (ничья может быть запрошена после пятидесяти ходов в соответствии с правилом пятидесяти ходов); для двух слонов есть одна позиция крепости. [17]
  • Ферзь против двух коней : два коня обычно могут сыграть вничью с ферзем, если король находится рядом со своими конями и они находятся в разумной позиции, создав крепость. [17]

Распространенные безпешечные окончания (ладья и легкие фигуры)

[ редактировать ]

Джон Нанн называет эти типы безпешечных эндшпилей распространёнными: (1) ладья против лёгкой фигуры и (2) ладья и лёгкая фигура против ладьи. [2]

  • Ладья против слона : Обычно это ничья. Основное исключение - когда защищающийся король заперт в углу поля того же цвета, что и его слон. [19] (см. Неправильный слон#Ладья против слона ). Если защищающийся король заперт в углу, цвет которого противоположен цвету его слона, он делает ничью (см. Крепость (шахматы)#Крепость в углу ). Посмотрите игру Веселина Топалова против Юдит Полгар , где Топалов защищался и сыграл вничью, одержав победу в матче с Дос Эрманасом в 2008 году . [20]
  • Ладья против коня : Обычно это ничья. Есть два основных исключения: конь отделен от короля и может быть пойман в ловушку и выигран, или король и конь расположены неудачно. [21] [22] Камский против Бакро, 2006 год - пример окончания ладья против коня, приведшего к победе. В этой игре черные перевели пешку в коня, чтобы избежать мата, и в конечном итоге проиграли игру, позволив своему коню отделиться от короля. [23]
  • Ладья и слон против ладьи : это один из наиболее распространенных безпешечных эндшпилей, который обычно представляет собой теоретическую ничью. Однако на практике ладья и слон имеют хорошие шансы на победу, поскольку защита сложна. Есть некоторые выигрышные позиции, такие как позиция Филидора, которая встречается относительно часто. Существует два основных метода защиты: защита Кокрейна и «защита второго ранга». [24] Принудительные победы требуют до 59 ходов. В результате ФИДЕ расширила правило пятидесяти ходов до 100 ходов, а затем до 75 ходов для этого эндшпиля, прежде чем вернуться к 50 ходам. [25] Для получения дополнительной информации см. эндшпиль «ладья и слон против ладьи» .
  • Ладья и конь против ладьи : обычно это простая ничья с небольшим количеством выигрышных позиций. Выигрышные позиции требуют, чтобы защищающийся король был неудачно расположен возле угла; это невозможно заставить вообще. [26] Можно использовать Кокрейновскую защиту. [27]
Топалов против. Дж. Полгар, 2008 г. [28]
а б с д и ж г час
8
h7 белый слон
e6 черная ладья
d4 черный король
b3 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, ничья
Ладья против коня
а б с д и ж г час
8
b8 белая ладья
а7 черный рыцарь
а5 черный король
c5 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 92...Кра5, ничья
Карпов против. Фтачник , 1988 г. [29]
а б с д и ж г час
8
f7 белая ладья
b6 черный рыцарь
e6 белый король
h3 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный, чтобы двигаться. Эта комбинация обычно ничья, но здесь выигрывают белые, потому что черный король и конь находятся далеко друг от друга. [30] [31] [32]
Ладья и слон против ладьи
Филидор, 1749 г.
а б с д и ж г час
8
d8 черный король
e7 черная ладья
d6 белый король
d5 белый слон
f1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых выигрывает, ход черных — ничья. [33]
Тимман против Лутца , 1995 г. [34]
а б с д и ж г час
8
e6 черный король
b5 белый король
c5 белый слон
h4 черная ладья
g3 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных, ничья через 52 хода. [35]
Ладья и конь против ладьи
Дж. Полгар против. Каспаров, 1996 г. [36]
а б с д и ж г час
8
e8 белая ладья
h4 белый король
f3 черный король
e2 черный рыцарь
g1 черная ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция перед 70-м ходом белых, ничья при правильной игре. Полгар допустила грубую ошибку на 79-м ходу и сдалась после 90-го хода.
а б с д и ж г час
8
a7 черная ладья
d7 черный рыцарь
d6 черный король
d4 белый король
b2 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, через двенадцать ходов игра была сделана вничью. Белого короля невозможно довести до края.

Разные безпешковые концовки

[ редактировать ]

Изучены и другие типы безпешковых окончаний. [38] Конечно, есть позиции, которые являются исключениями из этих общих правил, изложенных ниже.

Правило пятидесяти ходов не принимается во внимание, и оно часто применимо на практике. Если у одной стороны есть два слона, предполагается, что они находятся на полях разного цвета, если не указано иное. Когда у каждой стороны есть один слон, результат часто зависит от того, находятся ли слоны одного цвета или нет, поэтому их цвета всегда будут указаны.

Только Квинс

[ редактировать ]
Граф против. Ле Руа, Франция, 1997 г.
а б с д и ж г час
8
h8 белая королева
a7 черная королева
b4 черный король
e3 белая королева
f2 белый король
а1 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Побеждает тот, кто сделает первый шаг (Нанн)
  • Ферзь против ферзя: обычно ничья, но сторона, которая сделает ход первой, побеждает в 41,75% позиций. [4] Бывают победы, когда один ферзь находится в углу, например, в результате продвижения пешки ладьи или слона . [39]
  • Два ферзя против одного ферзя: почти всегда победа. пример Перекрестная Может потребоваться перекрестная проверка, см. (шахматы)#Два ферзя против одного . проверка [4] Ничья возможна в некоторых исключительных позициях, если более слабая сторона имеет немедленный вечный шах , например, с белым королем на a1 и белыми ферзями на a2 и b1, черным королем на e8 и черным ферзем, дающим шах на d4. У черных неограниченный запас шахов на d4, a4 ​​и d1, а белый король не может уйти из угла.
  • Два ферзя против двух ферзей: тот, кто сделает ход первым, выигрывает в 83% позиций (пример см. на диаграмме Конт против Ле Руа). Для победы требуется до 44 ходов. [40] [41] [42]

Только основные произведения

[ редактировать ]
Чентурини 1885 г.
(Диаграмма Файна и Бенко 1096)
а б с д и ж г час
8
g8 черная ладья
h8 черный король
g7 черная ладья
а1 белая королева
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных делает ничью. Вместо этого черные выиграли бы с королем на h7.
  • Ферзь против ладьи : см. выше .
  • Ферзь против двух ладей : обычно это ничья, но победа может быть у любой стороны. [43]
  • Ферзь против трех ладей : почти всегда это победа ладей. Это редкость в серьезной игре и происходит, когда повышение до ферзя приведет к патовой ситуации, но три ладьи против ферзя обычно являются прямой победой, особенно когда защищающийся король должен быть достаточно хорошо ограничен, чтобы пат стал проблемой для QRR против Q. . [44]
  • Ферзь и ладья против ферзя и ладьи : несмотря на равенство материала , в 83% позиций побеждает игрок, сделавший ход первым. [41] [45] В ладейно-пешечном окончании, если обе стороны ферзя пешки, часто побеждает та сторона, которая первой дает шах. [46]
  • Ферзь и ладья против ферзя : это победа. [47]
  • Две ладьи против ладьи : обычно это победа, поскольку атакующий король обычно может избежать шаха со стороны ладьи противника (о чем трудно судить заранее). [48]
  • Ладья против ладьи : обычно это ничья, но победа возможна в некоторых позициях, когда один из королей находится в углу или на краю доски и находится под угрозой мата. [49] См., например, позицию Сааведры .

Ферзи и ладьи с легкими фигурами

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
b7 белый король
a6 белая ладья
а3 белый рыцарь
d3 черная королева
c1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белый конь захвачен черным ферзем, но белую ладью невозможно выбить из-под его защиты. Эта позиция является ничьей.
  • Ферзь против ладьи и легкой фигуры : обычно это ничья. [50] Ферзь имеет хорошие шансы на победу, если король и ладья находятся рядом с одним краем, а второстепенная фигура - возле противоположного края. В случае с конем ферзь может поймать его на ребре; тогда король помогает выиграть его. Против слона ферзь делает ходы, в конечном итоге вынуждая слона оказаться на поле, где его можно выиграть. [51]
  • Две ладьи и легкая фигура против ферзя : обычно это победа трех фигур, но это может занять более пятидесяти ходов. [52]
  • Ферзь и второстепенная фигура против ладьи и легкой фигуры : обычно это победа ферзя. [53]
  • Ладья и две легкие фигуры против ферзя : ничья. [54]
  • Ферзь и легкая фигура против двух ладей : обычно это ничья коня и победа слона, хотя на победу уходит до восьмидесяти пяти ходов. Лучший метод защиты - удвоить ладьи на третьей горизонтали с королем противника на другой стороне и держать короля за ладьями, хотя это не всегда гарантирует ничью. [55] Этот случай с слоном и ферзем против ладей необычен тем, что столь небольшое материальное преимущество приводит к победе. Человеческий анализ счел, что это была ничья, но компьютерный анализ показал длительную вынужденную победу. [56] [57]
  • Ферзь и второстепенная фигура против ладьи и двух второстепенных фигур . В типичной стабильной позиции ферзь и конь побеждают ладью, слона и коня, но для матирования требуется до 545 ходов . [58] Другие комбинации фигур представляют собой ничью, за исключением того, что ферзь и второстепенная фигура выигрывают у ладьи и пары слонов того же цвета. Победа KQN против KRBN удивительна, поскольку разница в материале составляет всего одно очко (другие безпешечные комбинации до семи фигур требуют большей разницы для победы), а ферзь и второстепенная фигура играют вничью с ферзем. Однако по сравнению с KQ, KRBN уязвим для вилки и взятия ферзем противника, а KRBN постепенно переигрывает KQN, пока KQN не выиграет фигуру или размен ладьи на коня. Кроме того, хотя в большинстве открытых эндшпилей конь слабее слона, ферзь и конь составляют сильную атакующую комбинацию. Кроме того, два коня создают сильную защиту, если у превосходящей стороны нет дополнительной фигуры, которую можно обменять на двух коней, и у нас есть ничья KQ против KNN (и, следовательно, ничья KQN против KRNN), несмотря на победу KRB против KNN.
  • Ферзь, ладья и второстепенная фигура против ферзя и ладьи : по состоянию на 2006 год не анализировался, но считался слишком нестабильным, чтобы делать общие выводы. [59]

В эндшпилях с ферзями незначительное преимущество фигур не всегда является решающим. В таких ситуациях темп зачастую важнее материала. Два ферзя могут выиграть у двух ферзей и коня примерно в половине случаев, когда у них есть ход. [60]

Ферзи и второстепенные фигуры

[ редактировать ]
Клинг и Горовиц, 1851 г.
а б с д и ж г час
8
f8 белый слон
h8 черный король
f7 белый слон
f6 белый король
e5 белый рыцарь
f5 белый конь
f1 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные не могут предотвратить мат
  • Ферзь против одной незначительной фигуры : победа ферзя. [1]
  • Ферзь против двух второстепенных фигур : см. выше .
  • Ферзь против трех второстепенных фигур : ничья, за исключением ферзя против трех слонов одного цвета, что во многих позициях является победой ферзя. [61]
  • Четыре второстепенные фигуры против ферзя : выигрыш фигур, если это обычные четыре второстепенные фигуры (см. позицию Клинга и Горовица ). [62] [63] Алексей Троицкий показал, что четыре коня побеждают ферзя. [64]
  • Ферзь и второстепенная фигура против ферзя : обычно это ничья, если более сильная сторона не может быстро победить (см. Нязова против Леванта и Спасский против Карпова). [65] [66] Однако с конем более сильная сторона на практике имеет хорошие шансы на победу, поскольку конь может создавать нелинейные угрозы, чтобы расколоть фигуры противника, и от защитника требуется очень точная игра, чтобы удержать позицию. Существует 38 позиций взаимного цугцванга , а самый длинный выигрыш занимает 35 ходов, пока конь не раздвоит ферзя и короля. [67]
  • Ферзь и две второстепенные фигуры против ферзя и одной второстепенной фигуры : обычно ничья, за исключением случая QBB против QN (выигрыш слонов). [ нужна ссылка ] Многие комбинации включают в себя чрезвычайно длинные выигрышные линии. [59]

Примеры из игр

[ редактировать ]
Ниязова против Леванта, СССР, 1976 г.
а б с д и ж г час
8
e8 белая королева
f7 белый король
h5 белый рыцарь
g4 черный король
h1 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых выигрывает с помощью 1.Qg8+ или 1.Qe6+.

Обычно разыгрывается эндшпиль с ферзем и конем против ферзя, но есть некоторые исключения, когда одна сторона может быстро выиграть материал. В партии Ниязова – Левант белые выиграли:

1. Фe6+ Крh4

Если 1...Крxh5 ? затем 2.Qg6+ Kh4 3.Qh6+ пронзает черного ферзя.

2. Фf6+ Крh3
3. Фc3+ Крg2
4. Фd2+ Крg1
5. Фe3+ Крg2
6. Кf4+ 1–0

Если 6...Kf1, то 7.Qe2+ Kg1 8.Qe1+ Kh2 9.Qf2+ Qg2 10.Qxg2#.

Белые могли выиграть быстрее путем 1.Qg8+ Kh4 2.Qg3+ Kxh5 3.Qg6+ Kh4 4.Qh6+, и белые пронзают черного ферзя. [65]

Спасский против. Карпов, 1982 г.
а б с д и ж г час
8
b6 черный король
b4 черная королева
b3 белый рыцарь
d3 белый король
b2 белая королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 68.Nxb3, теоретическая ничья


Вторая позиция взята из игры 1982 года между бывшим чемпионом мира Борисом Спасским и тогдашним чемпионом мира Анатолием Карповым . [68] Позиция теоретическая ничья, но позже Карпов допустил ошибку в цейтноте и сдался на 84-м ходу.

Пример из исследования

[ редактировать ]
В. Хальберштадт, 1967 г.
а б с д и ж г час
8
b8 черный король
f7 черная королева
f6 белый слон
e3 белый король
f1 белая королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые идут и выигрывают

В исследовании Виталия Хальберштадта 1967 года побеждают белые. Решение:

1. Сe5+ Крa8
2. Фb5 !

Не 2.Qxf7 ?? тупик.

2...Фа7+! 3. Крe2! Фb6! 4. Фd5+ Фb7 5. Фa5+ Фa7 6. Фb4! Фa6+ 7. Крd2! Фc8 8. Фa5+ Крb7 9. Фb5+ Крa8 10. Сd6! Фb7 11. Фe8+ Крa7 12. Сc5+ Крa6 13. Фa4# . [69]

Грачи и легкие фигуры

[ редактировать ]
Хорвиц и Клинг, 1851 г.
а б с д и ж г час
8
f7 черный король
g6 черный слон
e5 черный слон
d2 белая ладья
c1 белый король
d1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых побеждает
  • Две ладьи против двух легких фигур : обычно это победа ладей. [54] Анри Ринк обнаружил более 100 позиций, являющихся исключениями. [70]
  • Два слона и конь против ладьи : обычно это победа трёх фигур, но на это уходит до шестидесяти восьми ходов. [56] Говард Стонтон проанализировал позицию этого типа в 1847 году и правильно пришел к выводу, что нормальным результатом этого окончания является победа трех второстепенных фигур. [71]
Karpov vs. Kasparov, Tilburg, 1991 [72]
а б с д и ж г час
8
d8 черная ладья
c6 белый слон
f6 черный король
f4 белый рыцарь
h4 белый король
d3 белый рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 63. Крxh4. Партия завершилась вничью на 115-м ходу.
  • Слон и два коня против ладьи : обычно это ничья, но бывают победы для трех фигур, требующие до сорока девяти ходов. [73] Стонтон в 1847 году правильно пришел к выводу, что нормальным результатом этого эндшпиля является ничья. [74] Бернхард Хорвиц и Йозеф Клинг дали такую ​​же оценку в 1851 году. [75] Во время перерыва в игре Карпов Каспаров Каспаров (первоначально не уверенный в том, что это ничья) проанализировал, что успешная защита — это когда король находится рядом с углом, который слон не контролирует, удерживает ладью далеко, чтобы предотвратить вилки , и угрожает пожертвуйте его (для пата или для слона, что приводит к ничьей, см. двухконевый эндшпиль ). Таблицы показывают, что обычно это ничья, независимо от того, в каком углу находится защищающийся король. [76] (Смотрите ничейную позицию в партии Карпов против Каспарова и см. Правило пятидесяти ходов # Карпов против Каспарова, 1991, где более подробно обсуждается эта партия.) Любопытно, что гроссмейстер Джеймс Пласкетт также отложил игру Лондонской лиги . в то же время против Дэвида Окике; последняя неделя октября 1991 года. После возобновления все быстро закончилось тем же безпешковым финалом. Эта игра тоже закончилась вничью.
  • Ладья и слон против двух коней : обычно это победа ладьи и слона, но на это уходит до 223 ходов. [56] Результат этого эндшпиля был неизвестен, пока компьютерный анализ не подтвердил вынужденную победу.
  • Ладья и конь против двух коней : обычно это ничья, но бывают случаи выигрыша ладьи и коня, требующие до 243 ходов. [77]
  • Ладья и конь против слона и коня : обычно это ничья, но бывают случаи выигрыша ладьи и коня, требующие до 190 ходов. [78]
  • Ладья и слон против слона и коня : обычно это ничья, если слоны одного цвета. Обычно это победа ладьи и слона, если слоны находятся на противоположных цветах, но для победы требуется до девяноста восьми ходов. [56] Магнус Карлсен успешно реализовал эту конфигурацию с разноцветными слонами в пределах 50 ходов против Франсиско Вальехо Понса в 2019 году. Даже при лучшей игре из стартовой позиции RB против BN более сильная сторона выиграла бы фигуру за 50 ходов. [79]
  • Ладья и слон против двух слонов : обычно это ничья, но бывают и длинные победы, если защищающиеся слоны одного цвета. [56]
  • Ладья и конь против двух слонов : обычно это ничья, если защищающиеся слоны находятся на противоположных цветах. Это победа, если защищающиеся слоны одного цвета, но это может занять до 140 ходов. [80]
  • Ладья против двух легких фигур : обычно это ничья. [1]
  • Две ладьи против трёх лёгких фигур : обычно это ничья. [1]
  • Ладья и две легкие фигуры против ладьи : победа трех фигур. [1] С двумя конями белые не должны размениваться ладьями и не терять коня, но три фигуры обладают большой матовой силой. [81]
  • Ладья и две легкие фигуры против ладьи и одной легкой фигуры : победа трех фигур, [60] см. § Примеры с дополнительной второстепенной пьесой ниже.
  • Две ладьи и второстепенная фигура против двух ладей : победа, если второстепенная фигура — слон. [59] Обычно ничья, если второстепенная фигура - конь, но бывают и очень длинные победы. [59] [82] При этом, при таком большом количестве крупных фигур на доске, большинство позиций не являются тактически спокойными, поэтому общие выводы сделать сложно. [59]
  • Две ладьи против четырех слонов : обычно ничья (если слоны в двух парах). [60]

Только мелкие детали

[ редактировать ]
  • Тривиальные случаи : в целом это тривиальные ничьи : только слон, только конь, слон против коня, слон против слона, конь против коня.
  • Две небольшие детали :
  • Две второстепенные пьесы против одной второстепенной пьесы :
а б с д и ж г час
8
f8 белый слон
b7 черный рыцарь
b6 черный король
d5 белый король
a4 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Это полукрепость , но белые выигрывают за 45 ходов.
Энциклопедия шахматных концовок (ECE) № 1907, Belle
а б с д и ж г час
8
b5 белый слон
e2 черный рыцарь
b1 белый король
c1 белый слон
d1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
1.Ba4+ выигрывает (единственный ход, обеспечивающий победу). Белые выигрывают коня на 66-м ходу, превращая позицию в простой мат. [84]
    • Два слона против коня : это победа (за исключением нескольких тривиальных позиций, где черные могут сразу форсировать ничью), но она может занять до 66 ходов. [85] См. «Влияние настольных баз на теорию эндшпиля» , «Крепость (шахматы)#Полукрепость в игре двух слонов против коня» и пример из партии Ботвинник против Таля ниже. Также смотрите турнирную игру Манотас против ван Римсдейка, [86] где черные (сторона слонов) сломали полукрепость Клинга и Горвица и выиграли коня.
    • Другие случаи : во всех остальных случаях обычно ничья. [50] [1] Эдмар Меднис рассмотрел сложность защиты этих позиций:
      • Два слона против одного слона : защитнику легче всего сделать ничью, если только защищающийся король не зажат в углу.
      • Два коня против одного слона : любая нормальная позиция – это легкая ничья.
      • Два коня против одного коня : легкая ничья, если защищающийся король не оказался в ловушке на краю. Однако, если король застрял на краю, может быть победа, подобная победе двух коней против пешки .
      • Слон и конь против слона одного цвета : может быть проигран, если защищающийся король находится на грани; в противном случае легкая ничья.
      • Слон и конь против слона противоположного цвета : обычно ничья, но защита может быть затруднена, если защищающийся король ограничен вблизи угла, который контролирует атакующий слон.
      • Слон и конь против коня : лучшие шансы на победу (кроме двух слонов против коня). Сложность защиты неясна, и защищающийся конь может быть потерян, если его отделить от короля. [87]
  • Три второстепенные фигуры против одной второстепенной фигуры : победа, за исключением некоторых необычных ситуаций, связанных с недостаточным повышением до слона того же цвета, что и существующий слон игрока. Для победы может потребоваться более пятидесяти ходов. [88] Три коня побеждают одного коня (см., например, Бранка Вуйич-Катанич против Марии Петрович, 1985 г. ). [89]
  • Три второстепенных фигуры против двух второстепенных фигур : если ни у одного из игроков нет пары слонов одного цвета, это выигранный эндшпиль именно тогда, когда у более сильной стороны есть пара слонов, а у более слабой стороны ее нет (т. е. BBN против BN или BBN против NN). . В противном случае ничья. [59] [60] Необычные ситуации, когда недостаточная реклама приводит к тому, что у одного игрока два слона ходят на одних и тех же цветах, более сложны: например, BBN (разные цвета) против BB (одни и те же цвета) не является общим выигрышем, но содержит несколько очень длинных выигрышных линий. [60]
  • Три коня могут поставить мат одинокому королю в течение 20 ходов (если только защищающийся король не сможет выиграть одного из коней), но такая комбинация фигур может произойти только в том случае, если атакующая сторона недостаточно превратила пешку в коня. [90]

Пример из игры

[ редактировать ]
Ботвинник против Таля, 1961 год. [91]
а б с д и ж г час
8
a6 белый король
e6 черный король
b4 черный слон
b3 белый рыцарь
g2 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 77.Крxa6, черные выигрывают

Концовка с двумя слонами против коня произошла в семнадцатой партии матча на первенство мира по шахматам 1961 года между Михаилом Ботвинником и Михаилом Талем . Позиция возникла после того, как на 77-м ходу белые взяли пешку на а6, а на 84-м ходу белые сдались. [92]

77... Сf1+
78. Крb6 Крd6
79. Кa5

Ходом белые могли достичь полукрепости из этой позиции: 1.Nb7+ Kd5 2.Kc7 Bd2 3.Kb6 Bf4 4.Nd8 Be3+ 5.Kc7. [93] Белые переводят своего коня на b7, а рядом с ним - короля, образуя долговременную крепость . [94]

79... Сc5+
80. Крb7 Сe2
81. Кb3 Сe3
82. Кa5 Крc5
83. Крc7 Сf4+ 0–1

Игра может продолжиться 84.Kd7 Kb6 85.Nb3 Be3 с последующими ...Bd1 и ...Bd4, [95] например 86.Kd6 Bd1 87.Na1 Bd4 88.Kd5 Bxa1. [93]

Примеры с дополнительной минорной пьесой

[ редактировать ]

Дополнительная второстепенная фигура на одной стороне с эндшпилем ферзь против ферзя или эндшпилем ладья против ладьи обычно является теоретической ничьей. Также разыгрывается эндшпиль с двумя легкими фигурами против одной, за исключением случая, когда два слона против коня. Но ладья и две легкие фигуры против ладьи и одной легкой фигуры — это другое. В этих двух примерах из игр для победы достаточно дополнительной незначительной фигуры.

Р. Блау против Унцикера , 1949 год.
а б с д и ж г час
8
e6 черный король
d5 черный рыцарь
e5 белый слон
g5 белая ладья
c4 черный слон
h3 черная ладья
b2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных, победа

В этой позиции, если бы слоны были одного цвета, у белых был бы шанс разменять слонов и получить легко ничейную позицию. (Размен ладей также приведет к ничьей.) Черные выигрывают:

1...Лe3
2. Сd4 Лe2+
3. Крc1 Кb4
4. Сg7 Лc2+
5. Крd1 Сe2+
6. сдается , потому что 6. Крe1 Кd3 — мат. [96]
Владимиров против. Палатник , 1977 г.
а б с д и ж г час
8
e8 белая ладья
b7 черный слон
e7 черный слон
e6 черный король
b4 черная ладья
f4 белый слон
g3 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных, победа

В этой позиции, если бы белые могли разменять слонов (или ладей), они достигли бы ничейной позиции. Однако у черных выигрышная атака:

1...Лb3+
2. Крh2 Сc6
3. Лb8 Лc3
4. Лb2 Крf5
5. Сg3 Сe4
6. Лe2 Сg5
7. Лb2 Крg4
8. Лf2 Лc1
9. уходит в отставку [97]

Спилман сделал такие выводы в 1981 году:

  • Ладья и два слона против ладьи и слона – считается победой
  • Ладья, слон и конь против ладьи и слона – хорошие шансы на победу, возможна победа, если слоны разных цветов.
  • Ладья, слон и конь против ладьи и коня – считается победой. [98]

Более поздний анализ таблицы подтвердил, что ладья и две легкие фигуры против ладьи и одной легкой фигуры являются общей победой. [60]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Гроссмейстер Ян Роджерс суммировал некоторые из этих эндшпилей. [99]

Обзор некоторых безпешечных эндшпилей
Злоумышленник Защитник Статус Оценка
Победить Трудный [100]
Рисовать Легко, если защитник идет в правильный угол
Рисовать Легкий
Рисовать Легко, если защиту Кокрейна. использовать [101]
Рисовать Легкий
Рисовать Легко, но будьте осторожны [102]
Победить Легкий
Рисовать Легкий
Рисовать Трудный
Рисовать Легкий
Общий результат

Джон Нанн также рассматривает в своей книге множество безпешечных шахматных окончаний. Он дает «общий результат», который он описывает как «полученный... не путем рассмотрения статистики процентов выигрышей, которая может вводить в заблуждение, а путем личного изучения соответствующих концовок». [103]

Правило Файна

[ редактировать ]

В своей знаменательной книге 1941 года «Основные шахматные окончания » Рубен Файн неточно заявил: «Без пешек нужно быть как минимум на ладью впереди, чтобы иметь возможность дать мат. Единственными исключениями из этого правила, которые справедливы во всех случаях, являются выигрыши при двойном качестве и что ферзь не может успешно защититься от четырех второстепенных фигур». [104] Кеннет Харкнесс также сформулировал это «правило». [105] Файн также заявил: «Существует основное правило: в эндшпилях без пешек нужно быть как минимум на ладью впереди, чтобы иметь возможность выиграть в целом». [106] Это неточное утверждение было повторено в издании 2003 года, отредактированном гроссмейстером Палом Бенко . [107] Однако в другом месте своей книги Файн признал, что ферзь побеждает ладью. [108] и что ферзь обычно бьет коня и слона (за исключением одной крепости). [109] Преимущество ладьи соответствует материальному преимуществу в пять пунктов при использовании традиционного относительного достоинства фигур (пешка = 1, конь = 3, слон = 3, ладья = 5, ферзь = 9). Оказывается, есть еще несколько исключений, но это эндшпили, которые редко встречаются в реальных играх. Заявление Файна было заменено компьютерным анализом. [110]

Материального преимущества в четыре очка часто бывает достаточно для победы в некоторых окончаниях без пешек. Например, у ладьи выигрывает ферзь (как уже говорилось выше, но может потребоваться 31 ход); а также когда с обеих сторон имеется соответствующий дополнительный материал, т. е.: ферзь и любая второстепенная фигура против ладьи и любой второстепенной фигуры; ферзь и ладья против двух ладей; и два ферзя против ферзя и ладьи. Другой тип победы с материальным перевесом в четыре очка – это двойной размен – две ладьи против любых двух легких фигур. Есть и другие эндшпили с существенной разницей в четыре очка, которые, как правило, являются длинными теоретическими победами. На практике вступает в силу правило пятидесяти ходов, поскольку часто требуется более пятидесяти ходов, чтобы либо поставить мат, либо свести эндшпиль к более простому случаю: два слона и конь против ладьи (требуется до 68 ходов); и две ладьи и легкая фигура против ферзя (требуется до 82 ходов слону, 101 ход коню).

В некоторых случаях материальное преимущество в три очка также может привести к вынужденной победе. Например, такими позициями являются некоторые случаи игры ферзя против двух второстепенных фигур (как упоминалось выше). Кроме того, четыре второстепенные фигуры выигрывают у ферзя. Два слона побеждают коня, но на это уходит до 66 ходов, если слон изначально заперт в углу. [111]

Бывают длинные общетеоретические победы с материальным преимуществом всего в два или три очка, но правило пятидесяти ходов обычно вступает в силу из-за количества необходимых ходов: два слона против коня (66 ходов); ферзь и слон против двух ладей (материальное преимущество в два очка, может потребоваться 84 хода); ладья и слон против слона противоположного цвета и коня (материальное преимущество в два очка, требуется до 98 ходов); и ладья и слон против двух коней (материальное преимущество в два очка, но для этого требуется до 222 ходов). [112] [113]

Наконец, из правила Файна есть еще несколько необычных исключений, касающихся недостаточного продвижения по службе . Некоторые из них: (1) ферзь побеждает трех слонов одного цвета (без разницы в материальных очках), требуется до 51 хода; (2) победа ладьи и коня над двумя слонами одного цвета (разница в два очка), необходимо до 140 ходов; и (3) три слона (два одного цвета) выигрывают у ладьи (разница в четыре очка), требуя до 69 ходов, и (4) четыре коня выигрывают у ферзя (85 ходов). Это было доказано компьютером в 2005 году и стало первым финалом из семи фигур, который был полностью решен. (См. таблицу эндшпиля .)

Общие замечания об этих концовках

[ редактировать ]

Многие из этих концовок указаны как победа за определенное количество ходов. Это предполагает идеальную игру обеих сторон, чего редко можно достичь, если количество ходов велико. Кроме того, поиск правильных ходов может быть чрезвычайно трудным для одной или обеих сторон. Когда принудительная победа длится более пятидесяти ходов, некоторые позиции можно выиграть в пределах лимита в пятьдесят ходов (для заявки на ничью), а другие - нет. Кроме того, как правило, все комбинации фигур, которые обычно представляют собой теоретическую ничью, имеют некоторые нетривиальные позиции, которые приносят победу одной стороне. Точно так же комбинации, которые обычно являются выигрышными для одной стороны, часто имеют нетривиальные позиции, которые приводят к ничьей.

В этой таблице перечислены несколько безпешковых окончаний, количество ходов при самом длинном выигрыше и процент выигрыша для первого игрока. Процент выигрышей может ввести в заблуждение — это процент выигрышей из всех возможных позиций, даже если фигуру можно сразу захватить или выиграть с помощью шампура , булавки или вилки . Наибольшее количество ходов до победы – это количество ходов до мата или перехода в более простую позицию за счет выигрыша фигуры. Также не учитывается правило пятидесяти ходов. [114]

Распространенные безпешечные эндшпили
Attacking piecesDefending piecesLongest winWinning %
10100
16100
1042
3199
1835
2748
1999.97
3399.5
3094
6792.1
3353.4
4148.4
7192.1
4293.1
6389.7
5940.1
3335.9
6691.8
Шестифигурные эндшпили [115]
Attacking piecesDefending piecesLongest winWinning %
243[116]78
22396
19072
15386
14077
10194
9969
9887
9286
9283
8694
8592
8296
7572
7387
7381
7294
7190
6980
6895
6598
6385
5473
5265
5182
4953
4892
4666
4483
4475
3863
3794
3668
3575
3262
3261
3199
2963
2757
1867
1262
Семифигурные эндшпили (из настольных баз Ломоносова)
Attacking piecesDefending piecesLongest win (distance to mate)Winning %
54562.79 (85.6 with White to move, 39.98 with Black to move)
304?
262?
262?
246?
246?
238?
232?
229?
212?
210?
197?
195?
192?
182?
176?
176?
169?
154?
152?
150?
149?
140?
136?
134?
122?
120?
117?
115?
112?
106?
105?
102?
98?
88?
86?
77?
70?
  • Многие из перечисленных комбинаций включают захват одной фигуры и перемещение на территорию шести фигур почти сразу же из исходной позиции.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж ( Хупер 1970 :4)
  2. ^ Перейти обратно: а б ( Нанн 2007 : 156–65)
  3. ^ Перейти обратно: а б ( Нанн 2002a : 49)
  4. ^ Перейти обратно: а б с ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 400)
  5. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 331–33)
  6. ^ ( Нанна 2002 : 50–51)
  7. ^ ( Мюллер и Паджекен 2008 : 178)
  8. ^ ( Нанна 2002 :51)
  9. ^ ( Нанна 2002 :50)
  10. ^ Гельфанд против Свидлера
  11. ^ ChessBase и ChessGames.com называют Гельфанда белыми, но Макаров называет Свидлера белыми. Макаров также допускает ошибку белых/черных при обсуждении партии.
  12. ^ ( Макаров 2007 :170)
  13. ^ Morozevich vs. Jakovenko
  14. ^ Браун против Белль, игра 1
  15. ^ Браун против Белль, игра 2
  16. ^ Пахман против Гимара
  17. ^ Перейти обратно: а б с ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 339–41)
  18. ^ ( Хупер и Уилд 1992 : 46)
  19. ^ ( Нанн 2002a : 31)
  20. ^ Топалов против. Полгар
  21. ^ ( Нанн 2002a : 9)
  22. Этот финал был предметом старейшего задокументированного исследования эндшпиля, проведенного аль-Алди в 9 веке нашей эры. Исследования этого периода с участием других произведений больше не действительны, поскольку правила изменились. Хокинс, Джонатан, любитель ММ , 2012, с. 179, ISBN   978-1-936277-40-7
  23. ^ «Гата Камский против Этьена Бакро (2006)» .
  24. ^ ( Нанн 2007 : 161–65)
  25. ^ ( Спилман, Тисдалл и Уэйд 1993 : 382)
  26. ^ ( Нанн 2007 : 159–61)
  27. самая длинная решающая партия (210 ходов) между мастерами при стандартном контроле времени Кстати, на этом материале завершилась , см. Неверов против Богдановича . Энди Солтис , «Шахматы для удовольствия», Chess Life , с. 12 декабря 2013 г. и статья в шахматной базе: «Драма в 210 ходов в Киеве» .
  28. ^ Топалов против. Дж. Полгар, 2008 г.
  29. ^ Карпов против. Фтачник 1988 г.
  30. ^ ( Мюллер и Паджекен 2008 : 237)
  31. ^ ( Кароли и Аплин 2007 : 320–22)
  32. ^ ( Нанн 2007 : 158–59)
  33. ^ ( Нанна 2002a : 178)
  34. ^ Тимман против Лутца, 1995 г.
  35. ^ ( Лутц 1999 : 129–31)
  36. ^ Дж. Полгар против. Каспаров, 1996 г.
  37. ^ Алехин против. Капабланка, 1927 год.
  38. ^ ( Нанн 2002a )
  39. ^ ( Хупер 1970 : 17–19)
  40. ^ ( Нанн 2002a : 329, 379)
  41. ^ Перейти обратно: а б ( Стиллер 1996 :175)
  42. ^ «В битве, где у обеих сторон есть два ферзя и ничего больше, игрок, начавший с шаха, может победить, потому что ферзи имеют подавляющую силу против голого короля». . ( Бенко 2007 :70)
  43. ^ ( Нанн 2002a : 311)
  44. Такое понижение произошло в матче Динара Дорджиева против Александры Костенюк , Командный чемпионат России (женщины) R6, (7 мая 2018), Сочи . [1] Это не был строго безпешечный эндшпиль, потому что на вертикали «а» было две заблокированные пешки, но они не меняли заложенного принципа.
  45. ^ «Эмпирическое правило, которое регулирует такие эндшпили, как ферзь и ладья против ферзя и ладьи или два ферзя против двух ферзей, гласит: «Побеждает тот, кто первым сделает чек ». Во многих случаях это действительный принцип, и, конечно, если атакующие силы хорошо скоординированы. , он обычно может заставить поставить мат или выиграть материал серией проверок. Однако во многих случаях выиграть не так-то просто... Последовательность проверок должна быть достаточно точной...". ( Нанн 2002a :379)
  46. ^ ( Мюллер и Паджекен 2008 : 223)
  47. ^ ( Нанн 2002a : 317)
  48. ^ ( Нанн 2002a : 320)
  49. ^ ( Levenfish & Smyslov 1971 :13)
  50. ^ Перейти обратно: а б ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 402)
  51. ^ ( Меднис 1996 : 120–29)
  52. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 406)
  53. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 403–4)
  54. ^ Перейти обратно: а б ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 405)
  55. ^ Еще немного о ферзе и коне против двух ладей , Дж. Бисли, 8 сентября 2021 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 404)
  57. ^ ( Нанна 2002a : 328–29, 367, 372)
  58. ^ Однако большинство позиций в этом эндшпиле имеют непосредственные угрозы, и в значительной части случайных позиций KRBN может сыграть вничью, поймав / захватив / обменяв коня противника или используя эту и другие угрозы для принудительного повторения ходов; есть также ничья-крепостная позиция (с Na2 Bc3 Rd4).
  59. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бизли, Джон (июнь 2006 г.). «Одного небольшого фрагмента вперед может быть достаточно» (PDF) . Новости британского исследования эндшпиля . Харпенден : Джон Бизли . Проверено 15 ноября 2021 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сообщение Марка Бурзучки, специалиста по эндшпильным таблицам . РыбкаФорум, 31 июля 2012 г.
  61. ^ ( Нанн 2002a : 328)
  62. ^ ( Файн и Бенко 2003 : 583)
  63. ^ ( Хорвиц и Клинг 1986 : 207)
  64. ^ ( Ройкрофт 1972 : 209)
  65. ^ Перейти обратно: а б ( Спилман 1981 : 108)
  66. ^ «Королева и слон против королевы» . 7 марта 2006 г.
  67. ^ ( Нанна 2002a : 70–122)
  68. ^ Спасский против. Карпов, 1982 г.
  69. ^ ( Нанн 2002b : 48, 232)
  70. ^ ( Ройкрофт 1972 : 203)
  71. ^ ( Стонтон 1848 : 439–40)
  72. ^ Karpov vs. Kasparov, 1991
  73. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 403)
  74. ^ ( Стонтон 1848 : 439)
  75. ^ ( Хорвиц и Клинг 1986 : 142)
  76. ^ ( Каспаров 2010 :303)
  77. ^ ( Нанн 2002a : 330)
  78. ^ ( Стиллер 1996 )
  79. Франсиско Вальехо Понс против Магнуса Карлсена , GRENKE Chess Classic, Карлсруэ, Германия, 2-е место, 21 апреля 2019 г.
  80. ^ ( Стиллер 1996 )
  81. ^ ( Ройкрофт 1972 : 195, 203)
  82. Открытый шахматный дневник Тима Краббе , запись 298, 17 октября 2005 г.
  83. ^ ( Матанович 1993 : 512, 514)
  84. ^ ( Матанович 1993 : 512–13)
  85. ^ ( Нанн 1995 : 267)
  86. ^ Манотас против ван Римсдейка, Американский континентальный чемпионат, 2001 г.
  87. ^ ( Меднис 1996 : 36–40)
  88. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 403,406).
  89. ^ ( Дворецкий 2011 : 283)
  90. ^ ( Fine 1941 : 5–6)
  91. ^ Ботвинник против Таля, 1961 г.
  92. ^ 17-й игры чемпионата мира 1961 года Ботвинник против Таля, результат на сайте Chessgames.com
  93. ^ Перейти обратно: а б ( Хупер 1970 :5)
  94. В то время было известно, что эту крепость можно разрушить после многих ходов, но считалось, что тогда защитник, вероятно, сможет снова сформировать крепость в другом углу. Компьютерный анализ, проведенный позже, показал, что атакующий может помешать обороняющемуся перестроить крепость, но в этом случае может быть применимо правило пятидесяти ходов.
  95. ^ ( Спилман 1981 : 109–10)
  96. ^ ( Спилман 1981 : 108–9)
  97. ^ ( Спилман 1981 : 109)
  98. ^ ( Спилман 1981 : 170)
  99. ^ ( Роджерс 2010 : 37–39)
  100. Роджерс говорит, что этот эндшпиль имеет незаслуженную репутацию сложного, но с ферзем трудно ошибиться. Нанн отмечает, что человеку трудно идеально играть на любой из сторон. Капабланка говорит, что эту позицию очень трудно выиграть с ферзем; когда защита умела, только очень хороший игрок может победить. Пандольфини говорит, что это непросто. ( Пандольфини 2009 : 67)
  101. Нанн говорит, что в этом эндшпиле сложно защититься, и существует множество маргинальных позиций, для построения которых требуется очень точная защита.
  102. Нанн отмечает, что ничья-крепость всего одна, но победа ферзя долгая и трудная (часто требует более пятидесяти ходов).
  103. ^ ( Нанн 2002a : 324)
  104. ^ ( Файн 1941 : 572)
  105. ^ ( Харкнесс 1967 :49)
  106. ^ ( Файн 1941 : 553)
  107. ^ ( Файн и Бенко 2003 : 585)
  108. ^ ( Файн 1941 : 561)
  109. ^ ( Файн 1941 : 570–71)
  110. ^ ( Хауэлл 1997 : 136)
  111. ^ ( Нанн 1995 : 265 и далее)
  112. ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 400–6)
  113. ^ ( Нанн 2002a : 325–29)
  114. ^ ( Спилман, Тисдалл и Уэйд 1993 : 7–8)
  115. ^ ( Стиллер 1996 )
  116. Стиллер и Нанн говорят, что 243, но Мюллер и Лампрехт говорят, что 242.

Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff39bd9463cb0f689b7034302dec30bb__1720918620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/bb/ff39bd9463cb0f689b7034302dec30bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pawnless chess endgame - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)