Jump to content

мат

(Перенаправлено из «Мат двумя слонами» )
Черные получают мат и проигрывают игру.

Мат (часто сокращается до мата ) — это любая игровая позиция в шахматах и ​​других шахматоподобных играх, в которой король игрока находится под шахом (угрожает взятием ) и нет возможности уйти. Поставив мат противнику, вы выигрываете игру.

В шахматах король никогда не захватывается — игрок проигрывает, как только королю игрока ставится мат. В официальных играх обычно считается хорошим этикетом отказаться от неизбежно проигранной игры до того, как ей поставят мат. [1] [2]

Если игрок не находится под шахом, но не имеет допустимых ходов, то наступает пат , и игра немедленно заканчивается вничью . Матовый ход записывается в алгебраической записи с использованием символа решетки «#», например: 34.Qg3#.

Мат может возникнуть всего за два хода с одной стороны, когда все фигуры все еще находятся на доске (как в мате дурака в начальной фазе игры), в позиции миттельшпиля (как в игре 1956 года под названием « Игра»). века между Дональдом Бирном и Бобби Фишером ), [3] или после многих ходов всего с тремя фигурами в эндшпиле .

Этимология

[ редактировать ]

словарю Барнхарта, термин «мат» Согласно Этимологическому является изменением персидской фразы «шах мат» ( شاه مات ), что означает «король беспомощен». [7] Персидское слово «мат» относится к царю, но на санскрите «мата», также произносимое как «мат», применяется к его королевству, «пройденному, измеренному поперек и тщательно отмеренному» его противником; «мата» — это причастие прошедшего времени от глагольного корня «ма». [8] Другие утверждают, что это означает «король мертв», поскольку шахматы достигли Европы через арабский мир , а арабское мата ( مَاتَ ) означает «умер» или «мертв». [9] [10] Могадам проследил этимологию слова мат . Оно происходит от персидского глагола мандан ( ماندن ), означающего «оставаться», родственного латинскому слову maneō и греческому menō ( μένω , что означает «я остаюсь»). Оно означает «оставшийся» в смысле «брошенный», а формальный перевод — «застигнутый врасплох», в военном смысле «попавший в засаду». [11] «Шах» ( شاه ) — персидское слово, обозначающее монарха. Игроки объявляли «Шах», когда король был под шахом. «Мат» ( مات ) — персидское прилагательное, означающее «растерянный», «беспомощный» или «побежденный». Итак, король находится в мате , когда он попадает в засаду, находится в растерянности, беспомощен, побежден или брошен на произвол судьбы. [12]

В современном персидском языке слово «мат» обозначает человека, который застыл, с открытым ртом, смотрит, растерян и не отвечает. Слова «ошеломленный» или «ошеломленный» имеют тесную корреляцию. Таким образом, возможной альтернативой было бы интерпретировать мат как «неспособный ответить». Если король находится в мате (шах-мат), это означает, что король не может ответить, что соответствует отсутствию ответа, который король игрока может дать на последний ход противника. Эта интерпретация намного ближе к первоначальной цели игры: не убивать короля, а оставить его без какого-либо реального ответа, кроме капитуляции, что лучше соответствует истории происхождения, подробно описанной в «Шахнаме» .

Говоря современным языком, термин «мат» — это метафора неопровержимой и стратегической победы. [13]

В ранних санскритских шахматах ( ок. 500–700) короля можно было схватить , и на этом игра заканчивалась. Персы (ок . 700–800) ввели идею предупреждения о нападении на царя (объявив о проверке в современной терминологии). Это было сделано во избежание досрочного и случайного завершения игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя было поставить под шах или оставить под шахом. В результате короля не удалось взять в плен. [14] и мат был единственным решающим способом закончить игру. [15]

Примерно до 1600 года игру можно было выиграть, захватив все фигуры противника, оставив только голого короля . Этот стиль игры теперь называется аннигиляция или робадо . [16] Во времена Средневековья игроки стали считать благороднее побеждать матом, поэтому уничтожение на какое-то время стало полувыигрышем, пока от него не отказались. [15]

Две основные пьесы

[ редактировать ]

Две основные фигуры ( ферзи или ладьи ) могут легко поставить мат на краю доски, используя технику, известную как мат по лестнице . [17] Процесс состоит в том, чтобы поместить две фигуры в соседние ряды или вертикали и заставить короля отойти в сторону доски, используя одну фигуру, чтобы остановить короля, а другую, чтобы отрезать ему путь вверх по доске. [18] На иллюстрации белые ставят мат, вытесняя черного короля на край, по одному ряду за раз. Лестничный мат можно использовать для того, чтобы поставить мат двумя ладьями, двумя ферзями или ладьей и ферзем. [18]

Мат с использованием ферзя и ладьи. 1.Qg5+ Ke4 2.Rf4+ Ke3 3.Qg3+ Ke2 4.Rf2+ Ke1 5.Qg1# [19]

Основные маты

[ редактировать ]

Существует четыре основных мата, когда у одной стороны есть только король , а у другой стороны есть только минимум материала, необходимого для того, чтобы поставить мат, т.е. (1) один ферзь , (2) одна ладья , (3) два слона на полях разного цвета, или (4) слон и конь . Король должен помочь в выполнении всех этих матов. [20] Если у победившей стороны больше материала, поставить мат будет проще.

Мат ферзем является наиболее распространенным и простым в исполнении. Это часто происходит после того, как пешка стала ферзем . Мат ладьей также распространен, но мат двумя слонами или слоном и конем встречается нечасто. Мат двумя слонами выполнить довольно легко, но мат слоном и конем сложен и требует точности.

Король и королева

[ редактировать ]

На первых двух диаграммах показаны представители основных позиций мата с ферзем , который может возникнуть на любом краю доски. Естественно, точное положение может отличаться от схемы. В первой из матовых позиций ферзь находится прямо перед королем противника, а белый король защищает своего ферзя. Во второй позиции мата короли находятся в оппозиции , а ферзь дает мат по рангу (или ряду ) короля.

а б с д и ж г час
8
e4 черный король
а1 белая королева
b1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые легко ставят мат.

Когда идет сторона с ферзем, мат можно поставить не более чем за десять ходов из любой стартовой позиции, при оптимальной игре обеих сторон, но обычно требуется меньше ходов. [23] [24] В позициях, в которых пешка только что превратилась в ферзя, требуется не более девяти ходов. [25]

В позиции, показанной на диаграмме, белые легко ставят мат, ограничивая черного короля прямоугольником и сжимая прямоугольник, чтобы вытеснить короля к краю доски:

 1. Фf6 Крd5 2. Фe7 Крd4 3. Крc2 Крd5 4. Крc3 Крc6 5. Крc4 Крb6 6. Фd7 Крa6 7. Фb5+ [а] Крa7 8. Крc5 Крa8 9. Крc6 Крa7 10. Фb7 # [26]

Избегайте тупиковой ситуации Победившая сторона должна быть осторожна, чтобы не поставить в тупик короля противника, тогда как обороняющийся хотел бы оказаться в такой позиции. Существует пять основных типов патовых ситуаций, которых более сильная сторона должна избегать. Первые два встречаются чаще. [27]

Король и ладья

[ редактировать ]

На первой диаграмме показана базовая позиция мата ладьей , которая может возникнуть на любом краю доски. Черный король может находиться на любом поле на краю доски, белый король находится в оппозиции к нему, а ладья может делать чек с любого поля по ряду или вертикали (при условии, что ее невозможно взять). Вторая диаграмма показывает немного другую позицию, где короли не противостоят друг другу, но защищающийся король должен находиться в углу.

Если сторона с ладьей ходит, мат можно поставить не более чем за шестнадцать ходов из любой исходной позиции. [27] Опять же, см. Wikibooks – Chess/The Endgame, чтобы продемонстрировать, как достигается игра короля и ладьи против короля.

В третьей позиции на диаграмме белые ставят мат, ограничивая черного короля прямоугольником и сжимая его, чтобы прижать короля к краю доски:

1. Крd3+ Крd5 2. Лe4 Крd6 3. Крc4 ! Крc6 4. Лe6+ Крc7 5. Крc5 Крd7 6. Крd5 Крc7 7. Лd6 Крb7 8. Лc6 Крa7 9. Крc5 Крb7 10. Крb5 Крa7 11. Лb6 Крa8 12. Крc6 Крa7 13. Крc7 Крa8 14. Лa6# (вторая позиция мата, повернут). [29]

Избегайте тупиковой ситуации

Есть две патовые модели: [30]

Король и два епископа

[ редактировать ]

Мат двумя слонами - это мат одинокому королю двумя слонами и королем противника. [б] Превосходящая сторона может загнать одинокого короля в угол и заставить дать мат, используя совместно двух слонов и короля. Единственное условие: два слона должны ходить по полям разного цвета. [с] [32] Для достижения мата требуется максимум 19 ходов.

Мат с двумя слонами

Король и слоны сотрудничают, чтобы отогнать вражеского короля к краю доски, а затем в угол, чтобы поставить мат. [31] «Этот процесс, хотя и немного длительный, увлекателен, потому что дает нам представление о силе двух слонов на открытой доске». [33]

Через мат двумя слонами возможны три основные позиции мата. [34] Первый – мат в углу. Вторая позиция — это мат на боковом поле рядом с угловым полем (эта позиция теоретически может возникнуть в любом месте вдоль края, но ее можно принудительно поставить только рядом с углом). Если ходит сторона со слонами, мат можно поставить не более чем за девятнадцать ходов. [35] за исключением некоторых очень редких позиций (0,03% возможных позиций). [36] Третья позиция мата возможна, но не обязательна. [34]

Двум слонам не так уж сложно поставить мат с помощью своего короля. Применяются два принципа:

  • Слоны лучше всего, когда они находятся рядом с центром доски и на соседних диагоналях. Это отрезает короля противника.
  • Короля необходимо использовать агрессивно, в сочетании с епископами.
Из Сейравана
а б с д и ж г час
8
d4 черный король
c1 белый слон
d1 белый король
f1 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Два слона и король могут форсировать мат.

В позиции Сейравана белые выигрывают, сначала оттесняя черного короля на край доски, затем в угол, а затем ставя мат. Это может быть любая сторона доски и любой угол. Процесс:

1. Крe2 Крe4 (черные стараются удержать короля ближе к центру) 2. Сe3 Крe5 (оттесняет короля назад, что делается часто) 3. Крd3 Крd5 4. Сd4 Крe6 5. Крe4 Крd6 (черные пробуют другой подход, чтобы остаться недалеко от центра) 6. Сc4 (у белых хорошая позиция; слоны централизованы, король активен) 6... Крc6 (Черные избегают движения в сторону) 7. Крe5 Крd7 (Черные стараются избежать а8- угол) 8. Сd5 (удерживая черного короля от c6) 8... Крc7 9. Сc5 Крd7 10. Сd6! (важный ход, который вынуждает короля оказаться на краю доски) 10... Крe8 (черные все еще избегают угла) 11. Крe6 (теперь черный король не может сойти с края доски) 11... Крd8 12. Сc6 (оттесняя короля в угол) 12... Крc8 (черный король ограничен с8 и d8; белый король должен прикрывать а7 и b7) 13. Крd5 (13. Крe7 пат ) ? 13 ... Крd8 14. Крc5 Крc8 15. Крb6 Крd8 (теперь белые должны позволить королю уйти в угол) 16. Сc5 Крc8 17. Сe7! (важный ход, заставляющий короля повернуть в угол) 17... Крb8 18. Сd7! (тот же принцип, что и предыдущий ход) 18... Крa8 19. Сd8 (белые должны сделать ход, теряющий темп ; этот ход является таким ходом вместе с Сc5, Сf8, Сe6 или Крa6) 19... Крb8 20. Сc7+ Крa8 21. Сc6 # (как первая диаграмма в этом разделе). [37]

Это не самый короткий вынужденный мат из этой позиции. Мюллер и Лампрехт предлагают решение из пятнадцати ходов; однако в нем содержится неточный ход черных (согласно таблицам эндшпиля ). [35]

Избегайте тупиковой ситуации

Из Силмана
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
c7 белый слон
b6 черный крест
c6 белый король
c4 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
1.Kb6 было бы патом.


Одним из примеров патовой ситуации является эта позиция, где 1.Kb6 (отмечено знаком x) будет патовой ситуацией. [38]

Король, епископ и рыцарь

[ редактировать ]

Из основных матов этот мат труднее всего форсировать , поскольку эти две фигуры не могут образовать линейный барьер для вражеского короля на расстоянии. Кроме того, мат можно поставить только в углу, контролируемом слоном. [36] [39]

Мат слоном и конем

Показаны две основные позиции мата: слон и конь или мат слоном и конем . [40] Первая позиция – мат слоном с черным королем в углу. Слон может находиться на других полях по диагонали, белый король и конь должны находиться на полях, атакующих g8 и h7. Вторая позиция представляет собой мат конем с черным королем на боковом поле рядом с углом. Конь может находиться на других полях, проверяющих черного короля. Белый король должен находиться на поле, чтобы защищать слона и прикрывать поле, не прикрытое конем.

Если ходит сторона со слоном и конем, мат можно поставить не более чем за тридцать три хода из любой начальной позиции. [41] за исключением тех, в которых защищающийся король изначально раздваивает слона и коня, и защитить обоих невозможно. Однако процесс мата требует точной игры, поскольку несколько ошибок могут привести к ничьей либо по правилу пятидесяти ходов , либо к патовой ситуации .

Мнения относительно того, следует ли игроку изучать эту процедуру мата, расходятся. Джеймс Хауэлл опускает в своей книге мат двумя слонами, потому что он встречается редко, но включает мат слоном и конем. Хауэлл говорит, что у него это было трижды (всегда на стороне защиты) и что это происходит чаще, чем мат двумя слонами. [42] С другой стороны, Джереми Силман включает мат двумя слонами, но не мат слоном плюс конем, потому что у него он был только один раз, а у его друга Джона Ватсона никогда не было. [43] Силман говорит: «...овладение им потребует значительного количества времени. Если претендент на шахматы действительно потратит много своих драгоценных часов, которые он отвел на изучение шахмат, на изучение эндшпиля, которого он достигнет (самое большее) только один или два раза в своей продолжительность жизни?"

Избегайте тупиковой ситуации

а б с д и ж г час
8
а3 белый рыцарь
c3 белый король
b1 черный король
d1 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
После 1.Na3+?, 1...Kc1! рисует.

Эта позиция является примером тупиковой ситуации, взятой из исследования эндшпиля, проведенного А. Х. Брэнтоном в 1966 году. Белые только что сделали ход 1.Na3+? Если черные пойдут 1...Крc1!, то белые должны сделать ход своим слоном, чтобы спасти его, потому что, если слон будет взят , позиция будет ничейной из-за правила недостаточного материала . Но после любого хода слона ситуация оказывается патовой. [44]

Обычные маты

[ редактировать ]

Товарищ заднего ранга

[ редактировать ]
Из Берджесса, стр. 16
а б с д и ж г час
8
d8 черный крест
g8 черный король
d7 белая ладья
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают ходом 1.Rd8#.


Мат на задней горизонтали - это мат, поставленный ладьей или ферзем по задней горизонтали (то есть ряду, на котором стоят фигуры [не пешки] в начале игры), в котором матовый король не может подняться вверх. на доске, потому что король заблокирован дружественными фигурами (обычно пешками) на второй горизонтали. [45] Пример мата на задней линии показан на схеме. Он также известен как помощник по коридору .

Товарищ ученого

[ редактировать ]

( Мат ученого также известный как мат в четыре хода) - это мат, достигнутый ходами:

1. e4 e5 2. Фh5 Кc6 3. Сc4 Кf6?? 4. Фxf7#

Ходы могут быть сыграны в другом порядке или с небольшими вариациями, но основная идея одна: ферзь и слон объединяются в простой матовой атаке на f7 (или f2, если черные выполняют мат). [46] Есть и другие способы поставить мат в четыре хода.

приятель дурака

[ редактировать ]

, Мат дурака также известный как мат в два хода, является самым быстрым возможным матом. Яркий пример состоит из ходов:

1. f3 e5 2. g4 Фh4#

в результате чего появится показанная позиция. [47] (Шаблон может иметь небольшие вариации, например, белые могут сыграть f4 вместо f3 или сначала переместить пешку g , а черные могут сыграть ...e6 вместо ...e5.)

Спертый мат

[ редактировать ]
Тимман против Шорта, 1990 г. [48]

Удушающий мат — это мат, поставленный конем , при котором матовый король не может двигаться, потому что он окружен (или задушен ) своими фигурами. [49]

Мат обычно находится в углу доски, поскольку там нужно меньше фигур, чтобы окружить короля. Наиболее распространенная форма удушающего мата показана на диаграмме рядом. Конь на f7 дает мат королю на h8, которому не позволяют избежать шаха ладья на g8 и пешки на g7 и h7. Точно так же белые могут поставить мат белому королю на h1 и коню на f2. Аналогичные маты на а1 и а8 встречаются реже, потому что на королевский фланг рокировка более распространена, поскольку она безопасно помещает короля ближе к углу по сравнению с рокировкой на ферзевый фланг.

Редкие маты

[ редактировать ]

В некоторых редких позициях можно поставить мат королем и конем против короля и пешки.

Товарищ по племени

[ редактировать ]
Товарищ по племени
а б с д и ж г час
8
а3 черная пешка
d3 белый рыцарь
а2 черный король
c2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают, если любая из сторон делает ход.

На диаграмме, показывающей мат Стаммы (названный в честь Филиппа Стаммы ), ход белых выигрывает: [50]

1. Кb4+ Крa1
2. Крc1 a2
3.Кc2#

Белые также выиграют, если черные сделают ход первыми:

1...Ка1
2. Кc1 a2
3. Кb3#
Ореховые деревья против. Гонгора, 2001 г.
а б с д и ж г час
8
d7 белый конь
а3 черная пешка
а2 черный король
d2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых выигрывает.

Этот мат произошел в матче Хесус Ногейрас Майкель Гонгора , чемпионат Кубы 2001 года. [51] (см. схему), которая продолжалась:

81. Крc2 Крa1
82. Кc5 Крa2

Если 82...a2, то 83.Nb3#.

83. Кd3

Достижение позиции на первой диаграмме с ходом черных.

83...Ка1
84. Кc1 1–0

Здесь Блэк сдался ; игра продолжалась бы 84...a2 85.Nb3#. [52]

а б с д и ж г час
8
а3 черная пешка
а2 черный король
c2 белый король
d2 белый рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых выигрывает.

Подобная позиция с конем на d2 существует более 500 лет и обозначена Лукой Пачоли как «Partito n. 23» в его MS De ludo sachorum (лат. «Игра в шахматы»), датированной 1498 годом и недавно переизданной ( Gli scacchi) от Aboca Museum Edizioni.

1. Кf3 Крa1
2. Кd4 Крa2
3. Кe2 Ка1
4. Кc1 a2
5. Кb3#

Необычные товарищи

[ редактировать ]

Есть также позиции, в которых король и конь могут поставить мат королю и слону, коню или ладье; или король и слон могут поставить мат королю слоном на полях другого цвета или конем, но мат нельзя поставить форсированным, если на доске нет другого материала (некоторые примеры см. на диаграммах). [53] Тем не менее, это не позволяет этим материальным комбинациям быть признаны ничьими из -за «недостаточного материала для мата» или «невозможности поставить мат» в соответствии с ФИДЕ правилами шахмат . Правила Шахматной федерации США другие. В типичной позиции с второстепенной фигурой против второстепенной фигуры игрок может претендовать на ничью, если у него осталось ограниченное количество времени. [54]

Два и три рыцаря

[ редактировать ]
Два рыцаря

невозможно Форсировать мат королем и двумя конями , хотя матовые позиции возможны (см. первую схему). На второй диаграмме, если черные сыграют 1...Ka8 ?? Белые могут поставить мат ходом 2.Nbc7#, но черные могут сыграть 1...Kc8 и избежать угрозы. Задача защитника проста – ему просто нужно избегать перехода в позицию, в которой ему могут поставить мат на следующем ходу, и в таких ситуациях у него всегда есть другой ход. [55]

На третьей диаграмме один конь охраняет c1, а другой конь пытается поставить мат. После 1.Ndc3+ Ka1 белым необходимо перевести коня с e2 на c2. Но если белые сыграют 2.Nd4, черные окажутся в тупике . [56]

При некоторых обстоятельствах два коня и король могут поставить мат королю и пешке (или, реже, нескольким пешкам). Победный план, который довольно сложно реализовать на практике, состоит в том, чтобы заблокировать вражескую пешку (пешки) одним из коней, вывести вражеского короля в патовую позицию, а затем поставить другого коня, чтобы поставить мат. [56] (См. «Эндшпиль с двумя конями» .)

Три рыцаря

Три коня и король могут поставить мат одинокому королю за двадцать ходов (при условии, что одинокий король не может быстро выиграть коня). [57] Такие ситуации обычно наблюдаются только в шахматных задачах , поскольку хотя бы один из коней должен быть превращенной фигурой , и редко бывает причина перевести пешку в другую фигуру, кроме ферзя (см. Недостаточное повышение ).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 7.Kc5 выигрывает на два хода быстрее.
  2. ^ «Против одного коня или одного слона защитник не может проиграть, даже если захочет». [31]
  3. ^ Только недостаточное продвижение может привести к тому, что слоны будут стоять на полях одного цвета.
  1. ^ Хупер и Уилд 1992 , с. 336
  2. ^ Берджесс 2009 , с. 526
  3. ^ «Д. Бирн против Фишера, Нью-Йорк, 1956» . Chessgames.com . Проверено 17 сентября 2022 г.
  4. ^ Курцдорфер 2003 , с. 92
  5. ^ Берджесс, Нанн и Эммс 2004 , стр. 216
  6. ^ Курцдорфер 2003 , с. 144
  7. ^ Харпер, Дуглас; Дэн МакКормак. «Онлайн-этимологический словарь» . Проверено 29 мая 2010 г.
  8. ^ Санскритский словарь Монье-Вильямса
  9. ^ Хупер и Уайлд, 1992 г.
  10. ^ Дэвидсон 1949 , с. 70
  11. ^ Дэвидсон 1949 , стр. 70–71.
  12. ^ Мюррей 2012 , с. 159
  13. ^ «Мат – определение и многое другое из бесплатного словаря Merriam-Webster» . Merriam-webster.com. 13 августа 2010 г. Проверено 18 июня 2012 г.
  14. ^ Дэвидсон 1949 , с. 22
  15. ^ Jump up to: а б Дэвидсон 1949 , стр. 63–64.
  16. ^ Дэвидсон, Генри (2012). Краткая история шахмат . Три Риверс Пресс. ISBN  9780307828293 .
  17. ^ Назад, Боноусину #chess • 3 года (26 октября 2017 г.). «Уроки шахмат для начинающих №1 - Мат по лестнице!» . Стимит . Проверено 5 июня 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Jump up to: а б Пандольфини 1988 , стр. 18–20
  19. ^ Силман 2007 , стр. 7–8.
  20. ^ Силман 2007 , с. 33
  21. ^ Пандольфини 2009 , с. 22
  22. ^ Jump up to: а б Пандольфини 2009 , с. 23
  23. ^ Файн и Бенко 2003 , стр. 1–2.
  24. ^ Мюллер и Лампрехт 2001 , с. 16
  25. ^ Леви и Ньюборн 1991 , с. 144
  26. ^ Сейраван 2003 , стр. 4–5
  27. ^ Jump up to: а б Файн и Бенко 2003 , с. 2
  28. ^ Пандольфини 2009 , с. 36
  29. ^ Сейраван 2003 , стр. 1–4
  30. ^ Файн и Бенко 2003 , стр. 2–3.
  31. ^ Jump up to: а б Файн 1979 , с. 1.
  32. ^ Файн 1979 , с. 4: «Два слона одного цвета не могут дать мат; матовая позиция даже немыслима. То же самое справедливо и для девяти (или более!) Слонов одного цвета».
  33. ^ Рейнфельд, Фред (1959). Полный курс шахмат . Даблдей и Компания, Инк . п. 330. ИСБН  0385004648 .
  34. ^ Jump up to: а б Файн 1979 , с. 3.
  35. ^ Jump up to: а б Мюллер и Лампрехт 2001 , с. 17
  36. ^ Jump up to: а б Спилман, Тисдалл и Уэйд, 1993 , с. 7
  37. ^ Сейраван 2003 , стр. 5–7
  38. ^ Силман 2007 , с. 191
  39. ^ Мюллер и Лампрехт 2001 , с. 18
  40. ^ Курцдорфер 2003 , с. 155
  41. ^ Мюллер и Лампрехт 2001 , с. 19
  42. ^ Хауэлл 1997 , с. 138
  43. ^ Силман 2007 , стр. 33, 188.
  44. ^ Ройкрофт 1972 , с. 246
  45. ^ Берджесс 2009 , с. 16
  46. ^ Хупер и Уилд 1992 , стр. 358–59.
  47. ^ Хупер и Уилд 1992 , с. 143
  48. ^ «Тимман против Шорта, Тилбург, 1990» . Chessgames.com .
  49. ^ Хупер и Уилд 1992 , с. 376
  50. ^ Эммс 2004 , с. 122
  51. ^ «Ногейрас против Гонгоры, Лас-Тунас, 2001» . Chessgames.com . 08 февраля 2005 г. Проверено 18 июня 2012 г.
  52. ^ Снейп 2003 , с. 55
  53. ^ Пандольфини 2009 , с. 63
  54. ^ Just & Burg 2003 , стр. 49, 291.
  55. ^ Спилман, Тисдалл и Уэйд 1993 , стр. 11
  56. ^ Jump up to: а б Пандольфини 2009 , с. 59
  57. ^ Файн 1941 , стр. 5–6.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a5c7e432972b43a03f75be17d48b067__1720617900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/67/9a5c7e432972b43a03f75be17d48b067.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Checkmate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)