Ферзевый против пешки эндшпиль
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Шахматный королей эндшпиль ферзь против пешки (когда у обеих сторон нет других фигур, кроме ) обычно является легкой победой для стороны с ферзем . Однако, если пешка поднялась на седьмую горизонталь, у нее есть возможность достичь ничьей , и есть несколько ничьих позиций с пешкой на шестой горизонтали. Этот эндшпиль чаще всего возникает из-за гонки пешек за продвижение .
Сторона с ферзем – нападающая , сторона с пешкой – защитник . Предположим, что атакующий имеет ход.Если пешка не выходит за пределы своей шестой горизонтали, атакующий (ходя) обычно легко побеждает, но есть несколько исключений. Процесс победы состоит в том, чтобы либо поставить ферзя на поле перед пешкой и переместить короля, чтобы помочь выиграть пешку, либо остановить защищающегося короля до тех пор, пока он не окажется перед пешкой, и использовать этот темп , чтобы вывести короля. ближе, пока не поможет выиграть пешку. [1] После выигрыша пешки нападающий получает элементарный мат . [2]
Ферзь против пешки на шестой горизонтали
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Ферзь обычно легко побеждает, если пешка находится на шестой горизонтали. В первой позиции ход чёрных, но выигрывают белые.
- 1... Крg2
- 2. Фg4+ Крf2
- 3.Kb7Ke3
Если черные сыграют 3...Ke2, белые отвечают 4.Qe4+, заставляя черного короля отступить перед пешкой, а затем продвигают своего короля.
- 4. Крc6 f2
- 5. Фd1 Крf4
- 6. Фf1 и белые побеждают. [3]
Исключения
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Исключения могут возникнуть, когда король блокирует ферзя по вертикали или диагонали, как в этой позиции.
- 1. Фh1+ Крb2!
Белым необходимо связать пешку ходом 2. Фh8, но король блокирует связку.
- 2. Фb7+
Это был единственный шах белых, который не дает пешке продвинуться, и черные отвечают
- 2... Крc1!
повторение позиции. Если белый король находится где-то еще (кроме g7 и h8), ферзь может связать пешку и позволить ферзю, а затем и королю приблизиться. [4]
Пример
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Самая большая проблема для ферзя против пешки на шестой горизонтали – это когда ей мешает собственный король. В этой позиции белый король не позволяет ферзю попасть на диагональ от a1 до h8, чтобы связать пешку и не дать ей продвинуться. Белые фактически выигрывают благодаря:
- 1. Фh6!!
Теперь, если
- 1... с2
затем
- 2. Фc1+
побеждает. Если черные не продвинут пешку, белый ферзь сможет маневрировать, чтобы связать пешку по диагонали, и легко выиграет.
Если вместо этого белые попытаются сделать то, что может показаться правильным:
- 1. Фh1+?
при правильной игре получается ничья (но есть много шансов на проигрыш ходов).
- 1... Крb2! (1...Ka2 быстро проигрывает Qc1.)
- 2. Фb7+ (иначе 2...c2 ничья.)
- 2... Крc1!
- 3. Крf6! (Белые используют свой лучший шанс.)
- 3... с2
- 4. Крe5 Крd2
- 5. Фd5+!
У Блэка пять ответов. Четверо из них проигрывают, но
- 5... Кр1! рисует.
- 6. Фa5+ Крd1 (6...Крe2 проигрывает 7.Фa2.)
- 7. Фa4 Крd2 (7...Крc1 проигрывает 8.Фa2.)
- 8. Фa2 Крc3!!
и белые не могут добиться прогресса. [5]
Пример из игры
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этой игре 1937 года между Владимиром Алаторцевым и Виталием Чеховером [6] Белые выигрывают:
- 71... Крe3
- 72. Фd5 Крf2
Если 72...Ke2, то 73.Qe4+ Kf2 заставляет черного короля оказаться перед пешкой.
- 73. Крd7 Крg3
- 74. Крe6 f2
- 75. Фh1! 1-0 [7]
Ферзь против пешки на седьмой горизонтали
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Чтобы у защищающейся стороны был шанс на ничью (при ходе другой стороны), пешка должна находиться на седьмой горизонтали, а король должен быть рядом (плюс несколько ничьих позиций с пешкой на шестой горизонтали, как указано выше). За исключением исключительных случаев, атакующая сторона побеждает, если пешка является коневой b или g ( вертикали ) или центральной пешкой (вертикали d или e). Для слоновых и ладейных пешек результат также зависит от расположения атакующего короля. Если атакующий король находится достаточно близко к пешке, он побеждает; в противном случае происходит ничья. [8]
Прежде всего отметим, что атакующий может легко победить, в зависимости от расположения королей. В этой позиции белые выигрывают с преимуществом 1. Фg5! за ним следует 2. Фc1 , а затем белый король приближается, чтобы выиграть пешку. Если черный король находится на любом другом поле вокруг пешки, позиция ничья, см. ниже (позиция немного изменена). [9]
Центральная пешка или коневая пешка
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Если пешка является центральной или коневой пешкой (т.е. на вертикали b, d, e или g), ферзь легко выигрывает, за исключением нескольких необычных позиций. В позиции справа выигрывают белые. Это займет несколько ходов, но это не сложно.
- 1... Кр3
Черные грозят сделать пешку ферзем . Белые предотвращают это, вытесняя черного короля перед пешкой.
- 2. Фh4 Крd2 3. Фd4+ Крc2 4. Фe3 Крd1 5. Фd3+ Крe1
Без непосредственной угрозы продвижения белые набрали темп, который можно использовать для сближения своего короля. Этот процесс повторяется.
- 6. Крc6 Крf2 7. Фd2 Крf1 8. Фf4+ Крg1 9. Фe3+ Крf1 10. Фf3+ Крe1
И теперь белые снова могут приблизить своего короля.
- 11. Крd5 Крd2 12. Фf2 Крd1 13. Фd4+ Крc2 14. Фe3 Крd1 15. Фd3+ Крe1 16. Крe4! Крf2 17. Фf3+ Крe1 18. Крd3
и белые выигрывают пешку, а затем ставят мат. Процесс победы коневой пешкой такой же. [10]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В некоторых случаях атакующий король может заблокировать своего ферзя, как на второй схеме. Если белый король находится на d5, d6 или d7, ферзь не может приблизиться к пешке, и результат — ничья. [11]
Ладейная пешка
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Описанный выше процесс не работает против ладейной пешки. Причина в том, что когда король был вынужден оказаться перед своей пешкой в других местах, он мог перейти на другую сторону на следующем ходу. При ладейной пешке эта линия недоступна, и может возникнуть пат .
В первой позиции, если опробовать описанную выше процедуру,
- 1. Фd4+ Крb1
- 2. Фb4+ Крc2
- 3. Фa3 Крb1
- 4. Фb3+Кра1!
и теперь позиция патовая, если только белые не позволят черному королю вернуться на линию «b». Белые не могут добиться прогресса. [12]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белые могут выиграть аналогичные позиции, если их король находится достаточно близко к пешке. Во второй позиции белый король достаточно близок к победе – позволив пешке сделать продвижение, но затем поставив мат королю. [13] Белые выигрывают, если король окажется достаточно близко, чтобы за два хода переместиться на одно из полей, отмеченных точками. [14]
- 1. Фf6+ Крb1 (если 1...Крc2, то выигрывает 2.Фa1)
- 2. Фf1+ Крb2
- 3. Фe2+ Крb1 (3...Крb3 допускает 4.Фe5 с последующим 5.Фа1)
- 4. Крc4! а1=Q
- 5. Крb3
и белые маты.
Если белый король стоял на e3, выигрыш прост:
- 1. Фd2+ Крb1
- 2. Крd3 a1=Ф
- 3. Фc2#
Слоновая пешка
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Слоновая пешка тоже может сделать ничью, но по другой причине (другая патовая позиция).
- 1. Фb6+ Крa1!
- 2. Фd4+ Крb1
- 3. Фb4+ Крa1
- 4. Фc3+ Крb1
- 5. Фb3+ Крa1!
и белые не могут взять пешку, потому что это приведет к патовой ситуации. [15] Правило таково: белые побеждают, если их король находится достаточно близко, чтобы добраться до b3 или d2 за один ход, потому что это может помочь в постановке мата. [16]
Если защищающийся король не находится на стороне пешки возле угла, а атакующий король находится достаточно близко, игру все равно можно выиграть - часто позволяя пешке сделать продвижение, а затем поставить мат.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Вторая позиция — этюд эндшпиля 1763 года Джамбаттисты Лолли . Необходимо не допустить, чтобы черный король перешел на другую сторону своей пешки, иначе он может использовать патовую защиту.
- 1. Фb3! Крd2
- 2. Фb2 Крd1
- 3. Крf3! Kd2 (3...c1=Q 4.Qe2# или 3...c1=N и белые ставят мат в три хода: 4.Ke3 Nb3 5.Qc3 и мат на следующем ходу.)
- 4. Крf2 Крd1
- 5. Фd4+ Крc1
- 6. Фb4! Черные находятся под давлением
- 6... Крd1
- 7. Фe1# [17] [18]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Третья позиция показывает еще одну победу нападающего, поскольку их король близок, а защищающийся король (еще) не находится рядом с углом.
- 1. Фc4+ Крe1
- 2. Фe4+ Крf1
- 3. Крf4 Крg1 (черный король попадает в угол, но белые переместили своего короля достаточно близко, чтобы поставить мат.)
- 4. Фd4 Крh1
- 5. Крg3 (конечно, не пат 5. Фxf2)
- 5... f1=Ф
- 6. Фh8+
и белые ставят мат еще в два хода. [19] Обратите внимание, что можно выиграть у слоновой пешки на седьмой горизонтали и короля в углу, если атакующие король и ферзь находятся в правильном положении. Белые выигрывают, если король окажется достаточно близко, чтобы за два хода переместиться на одно из полей, отмеченных точками. [20]
Пример из игры
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Эта позиция из партии 1996 года между Люком ван Вели и Петером Леко была ничьей из-за пешки слона. [21]
Петросян против Фишера
[ редактировать ]
Окончательная позиция после 67.f7 |
Анализ позиции после 69...c2 |
Первая позиция взята из конца игры 1958 года между будущими чемпионами мира Тиграном Петросяном и Бобби Фишером . [22] Игроки согласились на ничью из-за патовой ситуации в защите (вверху). Игра могла продолжиться 67...Rxg6+ 68.Kxg6 Kb1 69.f8=Q c2 на вторую позицию, что является ничьей. [23]
Ловушки
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В эндшпиле со слоновой пешкой возникают некоторые ловушки, когда атакующий король не находится достаточно близко, чтобы добиться победы. В этой позиции игра может пойти:
- 1. Фb3+ Крa1! 2. Фe3 Крb1 3. Фe4 Крb2
3...Ka1 тоже ничья.
- 4. Фe2
Установка ловушки, и теперь
- 4...Ка1!
это единственный ход для рисования. Альтернативный ход 4...Kb1?? типичная ошибка, позволяющая 5.Kc4!! c1=Q+ 6.Kb3, выигрыш. Если вместо этого 4...Kc3??, то 5.Qe5+!, заставляя черного короля оказаться не на той стороне от пешки, и тогда белый король окажется достаточно близко, чтобы помочь. [24]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Тот же трюк можно проделать с королем по другую сторону пешки. Белый король недостаточно близок, чтобы добиться победы в этой позиции, но защита сложна.
- 1. Фb2 Крd1 2. Фb3 Крd2 3. Фa2!?
Установка ловушки.
- 3... Крc3!
Единственный ход — рисовать.
- 4. Фa1+ Крd2 , ничья
Если вместо 3...Крd1??, то 4.Крd4! c1=Q 5.Kd3 побеждает. Если 3...Kd3??, то 4.Qb2 и черные должны позволить связку избежать 5.Qc1. После 4...Kd2 белый король подбирается достаточно близко, чтобы выиграть ходом 5.Ke4. [25]
Дополнительная пешка для защиты
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Лишняя пешка для защиты может быть недостатком, поскольку лишает защитника патовой защиты. В этой позиции белые выигрывают:
- 1. Фg4+ Крh2
- 2. Фf3! кг1
- 3. Фg3+! Крf1
3...Kh1 проигрывает после 4.Qxf2. Если бы у черных не было лишней пешки, это был бы пат.
- 4. Крc4
и белые побеждают. [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ( Файн и Бенко 2003 : 529)
- ^ ( Сейраван 2003 : 49–53)
- ^ ( Файн и Бенко 2003 : 530)
- ^ ( Файн и Бенко 2003 : 530)
- ^ ( Горовиц 1957 : 176–9)
- ^ Alatortsev vs. Chekhover
- ^ ( Гиддинс 2012 : 123)
- ^ ( Сейраван 2003 : 49–53)
- ^ ( Флир 2004 : 155)
- ^ ( Сейраван 2003 : 49–53)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2001 : 313)
- ^ ( Сейраван 2003 : 49–53)
- ^ ( Сейраван 2003 : 49–53)
- ^ ( де ла Вилья 2008 : 61)
- ^ ( Сейраван 2003 : 49–53)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :41)
- ^ ( Файн и Бенко 2003 : 526–29)
- ^ ( Ангос 2005 : 144)
- ^ ( Снейп 2003 :88)
- ^ ( де ла Вилья 2008 : 64)
- ^ Ван Вели против. Леко
- ^ Петросян против Фишера
- ^ ( Фишер 2008 :31)
- ^ ( де ла Вилья 2008 : 65–66)
- ^ ( де ла Вилья 2008 : 66)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 42)
Ссылки
[ редактировать ]- Ангос, Алекс (2005), Вы двигаетесь ... Я побеждаю!: Урок цугцванга , Thinkers 'Press, Inc., ISBN 978-1-888710-18-2
- де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать , Новое в шахматах , ISBN 978-90-5691-244-4
- Хорошо, Рубен ; Бенко, Пал (2003) [1941], Основные шахматные концовки , Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
- Фишер, Бобби (2008) [1969], Мои 60 памятных игр , Бэтсфорд, ISBN 978-1-906388-30-0
- Флир, Гленн (2004), Начало: пешечное окончание , Everyman Chess , ISBN 1-85744-362-4
- Гиддинс, Стив (2012), Величайшие шахматные эндшпили в истории , Everyman Chess , ISBN 978-1-85744-694-4
- Горовиц, Айова (1957), Как победить в шахматных концовках , Маккей
- Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки , Gambit Publications , ISBN 1-901983-53-6
- Мюллер, Карстен; Лампрехт, Франк (2007), Секреты пешечных окончаний , Gambit Publications, ISBN 978-1-904600-88-6
- Сейраван, Ясир (2003), Победные шахматные концовки , Everyman Chess, ISBN 1-85744-348-9
- Снейп, Ян (2003), Упрощенные шахматные концовки: как уверенно подойти к эндшпилю , Gambit Publications, ISBN 1-901983-97-8