Jump to content

Ферзевый против пешки эндшпиль

Шахматный королей эндшпиль ферзь против пешки (когда у обеих сторон нет других фигур, кроме ) обычно является легкой победой для стороны с ферзем . Однако, если пешка поднялась на седьмую горизонталь, у нее есть возможность достичь ничьей , и есть несколько ничьих позиций с пешкой на шестой горизонтали. Этот эндшпиль чаще всего возникает из-за гонки пешек за продвижение .

Сторона с ферзем – нападающая , сторона с пешкой – защитник . Предположим, что атакующий имеет ход.Если пешка не выходит за пределы своей шестой горизонтали, атакующий (ходя) обычно легко побеждает, но есть несколько исключений. Процесс победы состоит в том, чтобы либо поставить ферзя на поле перед пешкой и переместить короля, чтобы помочь выиграть пешку, либо остановить защищающегося короля до тех пор, пока он не окажется перед пешкой, и использовать этот темп , чтобы вывести короля. ближе, пока не поможет выиграть пешку. [1] После выигрыша пешки нападающий получает элементарный мат . [2]

Ферзь против пешки на шестой горизонтали

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 белый король
c8 белая королева
f3 черная пешка
f2 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных, белые выигрывают

Ферзь обычно легко побеждает, если пешка находится на шестой горизонтали. В первой позиции ход чёрных, но выигрывают белые.

1... Крg2
2. Фg4+ Крf2
3.Kb7Ke3

Если черные сыграют 3...Ke2, белые отвечают 4.Qe4+, заставляя черного короля отступить перед пешкой, а затем продвигают своего короля.

4. Крc6 f2
5. Фd1 Крf4
6. Фf1 и белые побеждают. [3]

Исключения

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
b7 белый ферзь
g7 белый король
c3 черная пешка
c1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, ничья (редкое исключение, поскольку белый король блокирует ферзя)

Исключения могут возникнуть, когда король блокирует ферзя по вертикали или диагонали, как в этой позиции.

1. Фh1+ Крb2!

Белым необходимо связать пешку ходом 2. Фh8, но король блокирует связку.

2. Фb7+

Это был единственный шах белых, который не дает пешке продвинуться, и черные отвечают

2... Крc1!

повторение позиции. Если белый король находится где-то еще (кроме g7 и h8), ферзь может связать пешку и позволить ферзю, а затем и королю приблизиться. [4]

Горовиц, 1957 год.
а б с д и ж г час
8
g7 белый король
h7 белая королева
c3 черная пешка
а1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, победа 1.Qh6

Самая большая проблема для ферзя против пешки на шестой горизонтали – это когда ей мешает собственный король. В этой позиции белый король не позволяет ферзю попасть на диагональ от a1 до h8, чтобы связать пешку и не дать ей продвинуться. Белые фактически выигрывают благодаря:

1. Фh6!!

Теперь, если

1... с2

затем

2. Фc1+

побеждает. Если черные не продвинут пешку, белый ферзь сможет маневрировать, чтобы связать пешку по диагонали, и легко выиграет.

Если вместо этого белые попытаются сделать то, что может показаться правильным:

1. Фh1+?

при правильной игре получается ничья (но есть много шансов на проигрыш ходов).

1... Крb2! (1...Ka2 быстро проигрывает Qc1.)
2. Фb7+ (иначе 2...c2 ничья.)
2... Крc1!
3. Крf6! (Белые используют свой лучший шанс.)
3... с2
4. Крe5 Крd2
5. Фd5+!

У Блэка пять ответов. Четверо из них проигрывают, но

5... Кр1! рисует.
6. Фa5+ Крd1 (6...Крe2 проигрывает 7.Фa2.)
7. Фa4 Крd2 (7...Крc1 проигрывает 8.Фa2.)
8. Фa2 Крc3!!

и белые не могут добиться прогресса. [5]

Пример из игры

[ редактировать ]
Alatortsev vs. Chekhover
а б с д и ж г час
8
a8 белая королева
c8 белый король
f3 черная пешка
f2 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 71.a8=Q

В этой игре 1937 года между Владимиром Алаторцевым и Виталием Чеховером [6] Белые выигрывают:

71... Крe3
72. Фd5 Крf2

Если 72...Ke2, то 73.Qe4+ Kf2 заставляет черного короля оказаться перед пешкой.

73. Крd7 Крg3
74. Крe6 f2
75. Фh1! 1-0 [7]

Ферзь против пешки на седьмой горизонтали

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
g8 белый ферзь
h5 белый король
d3 черный король
c2 черная пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают ходом 1.Qg5!, за которым следует 2.Qc1.

Чтобы у защищающейся стороны был шанс на ничью (при ходе другой стороны), пешка должна находиться на седьмой горизонтали, а король должен быть рядом (плюс несколько ничьих позиций с пешкой на шестой горизонтали, как указано выше). За исключением исключительных случаев, атакующая сторона побеждает, если пешка является коневой b или g ( вертикали ) или центральной пешкой (вертикали d или e). Для слоновых и ладейных пешек результат также зависит от расположения атакующего короля. Если атакующий король находится достаточно близко к пешке, он побеждает; в противном случае происходит ничья. [8]

Прежде всего отметим, что атакующий может легко победить, в зависимости от расположения королей. В этой позиции белые выигрывают с преимуществом 1. Фg5! за ним следует 2. Фc1 , а затем белый король приближается, чтобы выиграть пешку. Если черный король находится на любом другом поле вокруг пешки, позиция ничья, см. ниже (позиция немного изменена). [9]

Центральная пешка или коневая пешка

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
d8 белая королева
b7 белый король
d2 черный король
e2 черная пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход черных, белые выигрывают. Белые также выигрывают у коневой пешки.

Если пешка является центральной или коневой пешкой (т.е. на вертикали b, d, e или g), ферзь легко выигрывает, за исключением нескольких необычных позиций. В позиции справа выигрывают белые. Это займет несколько ходов, но это не сложно.

1... Кр3

Черные грозят сделать пешку ферзем . Белые предотвращают это, вытесняя черного короля перед пешкой.

2. Фh4 Крd2 3. Фd4+ Крc2 4. Фe3 Крd1 5. Фd3+ Крe1

Без непосредственной угрозы продвижения белые набрали темп, который можно использовать для сближения своего короля. Этот процесс повторяется.

6. Крc6 Крf2 7. Фd2 Крf1 8. Фf4+ Крg1 9. Фe3+ Крf1 10. Фf3+ Крe1

И теперь белые снова могут приблизить своего короля.

11. Крd5 Крd2 12. Фf2 Крd1 13. Фd4+ Крc2 14. Фe3 Крd1 15. Фd3+ Крe1 16. Крe4! Крf2 17. Фf3+ Крe1 18. Крd3

и белые выигрывают пешку, а затем ставят мат. Процесс победы коневой пешкой такой же. [10]

а б с д и ж г час
8
c8 белая королева
d7 черный круг
d6 черный круг
d5 белый король
d2 черный король
e2 черная пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белый ход. Если белый король находится на d5 (или на отмеченных полях d6 или d7), игра заканчивается вничью, поскольку король мешает ферзю сделать чек.

В некоторых случаях атакующий король может заблокировать своего ферзя, как на второй схеме. Если белый король находится на d5, d6 или d7, ферзь не может приблизиться к пешке, и результат — ничья. [11]

Ладейная пешка

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
d8 белая королева
b7 белый король
а2 черная пешка
b2 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, ничья

Описанный выше процесс не работает против ладейной пешки. Причина в том, что когда король был вынужден оказаться перед своей пешкой в ​​других местах, он мог перейти на другую сторону на следующем ходу. При ладейной пешке эта линия недоступна, и может возникнуть пат .

В первой позиции, если опробовать описанную выше процедуру,

1. Фd4+ Крb1
2. Фb4+ Крc2
3. Фa3 Крb1
4. Фb3+Кра1!

и теперь позиция патовая, если только белые не позволят черному королю вернуться на линию «b». Белые не могут добиться прогресса. [12]

а б с д и ж г час
8
d8 белая королева
а6 черный крест
b6 черный крест
c6 черный крест
d6 черный крест
е6 черный крест
d5 белый король
е5 черный крест
f4 черный крест
b3 черный круг
f3 черный крест
а2 черная пешка
b2 черный король
c2 черный круг
f2 черный крест
f1 черный крест
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых. Белые выигрывают, если их король находится внутри области, отмеченной знаком «X».

Белые могут выиграть аналогичные позиции, если их король находится достаточно близко к пешке. Во второй позиции белый король достаточно близок к победе – позволив пешке сделать продвижение, но затем поставив мат королю. [13] Белые выигрывают, если король окажется достаточно близко, чтобы за два хода переместиться на одно из полей, отмеченных точками. [14]

1. Фf6+ Крb1 (если 1...Крc2, то выигрывает 2.Фa1)
2. Фf1+ Крb2
3. Фe2+ Крb1 (3...Крb3 допускает 4.Фe5 с последующим 5.Фа1)
4. Крc4! а1=Q
5. Крb3

и белые маты.

Если белый король стоял на e3, выигрыш прост:

1. Фd2+ Крb1
2. Крd3 a1=Ф
3. Фc2#

Слоновая пешка

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
d8 белая королева
а5 черный крест
b5 черный крест
c5 черный крест
d5 черный крест
d4 черный крест
e4 белый король
f4 черный крест
b3 черный круг
f3 черный крест
b2 черный король
c2 черная пешка
d2 черный круг
f2 черный крест
f1 черный крест
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, ничья; выиграть, если король находится внутри области

Слоновая пешка тоже может сделать ничью, но по другой причине (другая патовая позиция).

1. Фb6+ Крa1!
2. Фd4+ Крb1
3. Фb4+ Крa1
4. Фc3+ Крb1
5. Фb3+ Крa1!

и белые не могут взять пешку, потому что это приведет к патовой ситуации. [15] Правило таково: белые побеждают, если их король находится достаточно близко, чтобы добраться до b3 или d2 за один ход, потому что это может помочь в постановке мата. [16]

Если защищающийся король не находится на стороне пешки возле угла, а атакующий король находится достаточно близко, игру все равно можно выиграть - часто позволяя пешке сделать продвижение, а затем поставить мат.

Дурак, 1763 г.
а б с д и ж г час
8
g4 белый король
g3 белый ферзь
c2 черная пешка
d1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых, белые выигрывают

Вторая позиция — этюд эндшпиля 1763 года Джамбаттисты Лолли . Необходимо не допустить, чтобы черный король перешел на другую сторону своей пешки, иначе он может использовать патовую защиту.

1. Фb3! Крd2
2. Фb2 Крd1
3. Крf3! Kd2 (3...c1=Q 4.Qe2# или 3...c1=N и белые ставят мат в три хода: 4.Ke3 Nb3 5.Qc3 и мат на следующем ходу.)
4. Крf2 Крd1
5. Фd4+ Крc1
6. Фb4! Черные находятся под давлением
6... Крd1
7. Фe1# [17] [18]
а б с д и ж г час
8
g8 белый ферзь
е6 черный крест
f6 черный крест
g6 черный крест
h6 черный крест
b5 черный крест
c5 черный крест
d5 черный крест
e5 белый король
а4 черный крест
а3 черный крест
g3 черный круг
а2 черный крест
d2 черный круг
e2 черный король
f2 черная пешка
а1 черный крест
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых выигрывает, поскольку король находится внутри области.

Третья позиция показывает еще одну победу нападающего, поскольку их король близок, а защищающийся король (еще) не находится рядом с углом.

1. Фc4+ Крe1
2. Фe4+ Крf1
3. Крf4 Крg1 (черный король попадает в угол, но белые переместили своего короля достаточно близко, чтобы поставить мат.)
4. Фd4 Крh1
5. Крg3 (конечно, не пат 5. Фxf2)
5... f1=Ф
6. Фh8+

и белые ставят мат еще в два хода. [19] Обратите внимание, что можно выиграть у слоновой пешки на седьмой горизонтали и короля в углу, если атакующие король и ферзь находятся в правильном положении. Белые выигрывают, если король окажется достаточно близко, чтобы за два хода переместиться на одно из полей, отмеченных точками. [20]

Пример из игры

[ редактировать ]
Ван Вели против. Леко, 1996 г.
а б с д и ж г час
8
g8 белый ферзь
h7 белый король
c2 черная пешка
а1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 60...c2, ничья

Эта позиция из партии 1996 года между Люком ван Вели и Петером Леко была ничьей из-за пешки слона. [21]

Петросян против Фишера

[ редактировать ]
Петросян против Фишера, 1958 год.
а б с д и ж г час
8
g8 черная ладья
f7 белая пешка
g6 белая пешка
g5 белый король
c3 черная пешка
c2 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Окончательная позиция после 67.f7
а б с д и ж г час
8
f8 белая королева
g6 белый король
c2 черная пешка
b1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Анализ позиции после 69...c2

Первая позиция взята из конца игры 1958 года между будущими чемпионами мира Тиграном Петросяном и Бобби Фишером . [22] Игроки согласились на ничью из-за патовой ситуации в защите (вверху). Игра могла продолжиться 67...Rxg6+ 68.Kxg6 Kb1 69.f8=Q c2 на вторую позицию, что является ничьей. [23]

де ла Вилья, позиция 4.10
а б с д и ж г час
8
d5 белый король
e3 белая королева
c2 черная пешка
b1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ловушка для черных

В эндшпиле со слоновой пешкой возникают некоторые ловушки, когда атакующий король не находится достаточно близко, чтобы добиться победы. В этой позиции игра может пойти:

1. Фb3+ Крa1! 2. Фe3 Крb1 3. Фe4 Крb2

3...Ka1 тоже ничья.

4. Фe2

Установка ловушки, и теперь

4...Ка1!

это единственный ход для рисования. Альтернативный ход 4...Kb1?? типичная ошибка, позволяющая 5.Kc4!! c1=Q+ 6.Kb3, выигрыш. Если вместо этого 4...Kc3??, то 5.Qe5+!, заставляя черного короля оказаться не на той стороне от пешки, и тогда белый король окажется достаточно близко, чтобы помочь. [24]

де ла Вилья, позиция 4.12
а б с д и ж г час
8
e5 белый король
b3 белая королева
c2 черная пешка
d2 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ловушка по другую сторону пешки

Тот же трюк можно проделать с королем по другую сторону пешки. Белый король недостаточно близок, чтобы добиться победы в этой позиции, но защита сложна.

1. Фb2 Крd1 2. Фb3 Крd2 3. Фa2!?

Установка ловушки.

3... Крc3!

Единственный ход — рисовать.

4. Фa1+ Крd2 , ничья

Если вместо 3...Крd1??, то 4.Крd4! c1=Q 5.Kd3 побеждает. Если 3...Kd3??, то 4.Qb2 и черные должны позволить связку избежать 5.Qc1. После 4...Kd2 белый король подбирается достаточно близко, чтобы выиграть ходом 5.Ke4. [25]

Дополнительная пешка для защиты

[ редактировать ]
Мюллер и Лампрехт
а б с д и ж г час
8
c8 белая королева
h7 черная пешка
b5 белый король
f2 черная пешка
g1 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых выигрывает – лишняя пешка лишает черных патовой защиты.

Лишняя пешка для защиты может быть недостатком, поскольку лишает защитника патовой защиты. В этой позиции белые выигрывают:

1. Фg4+ Крh2
2. Фf3! кг1
3. Фg3+! Крf1

3...Kh1 проигрывает после 4.Qxf2. Если бы у черных не было лишней пешки, это был бы пат.

4. Крc4

и белые побеждают. [26]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Ангос, Алекс (2005), Вы двигаетесь ... Я побеждаю!: Урок цугцванга , Thinkers 'Press, Inc., ISBN  978-1-888710-18-2
  • де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать , Новое в шахматах , ISBN  978-90-5691-244-4
  • Хорошо, Рубен ; Бенко, Пал (2003) [1941], Основные шахматные концовки , Маккей, ISBN  0-8129-3493-8
  • Фишер, Бобби (2008) [1969], Мои 60 памятных игр , Бэтсфорд, ISBN  978-1-906388-30-0
  • Флир, Гленн (2004), Начало: пешечное окончание , Everyman Chess , ISBN  1-85744-362-4
  • Гиддинс, Стив (2012), Величайшие шахматные эндшпили в истории , Everyman Chess , ISBN  978-1-85744-694-4
  • Горовиц, Айова (1957), Как победить в шахматных концовках , Маккей
  • Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки , Gambit Publications , ISBN  1-901983-53-6
  • Мюллер, Карстен; Лампрехт, Франк (2007), Секреты пешечных окончаний , Gambit Publications, ISBN  978-1-904600-88-6
  • Сейраван, Ясир (2003), Победные шахматные концовки , Everyman Chess, ISBN  1-85744-348-9
  • Снейп, Ян (2003), Упрощенные шахматные концовки: как уверенно подойти к эндшпилю , Gambit Publications, ISBN  1-901983-97-8
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c50cd8f6fab1799c5a38acf31699b603__1680460500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/03/c50cd8f6fab1799c5a38acf31699b603.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Queen versus pawn endgame - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)