Jump to content

Ничья (шахматы)

Пример ничьей
а б с д и ж г час
8
f7 белый король
d4 черный король
g4 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Рисуйте из-за недостаточного материала. Король и один слон против короля не могут поставить мат ни одному из игроков.

В шахматах есть несколько случаев, когда игра может закончиться вничью и ни один из игроков не выиграет. Ничьи кодифицированы различными правилами шахмат, включая пат (когда игрок, который должен сделать ход, не находится под шахом , но не имеет допустимого хода), трехкратное повторение (когда одна и та же позиция возникает три раза с одним и тем же игроком, который должен сделать ход) и пятидесятиходовый ход. Правило (когда последние пятьдесят последовательных ходов, сделанных обоими игроками, не содержат ни взятия , ни хода пешки ). Согласно стандартным правилам ФИДЕ , ничья также происходит в мертвой позиции (когда никакая последовательность правильных ходов не может привести к мату), чаще всего, когда ни у одного из игроков нет достаточного материала , чтобы поставить мат противнику.

Если правила турнира не запрещают это, игроки могут согласиться на ничью в любое время. Этические соображения могут сделать ничью необычной в ситуациях, когда хотя бы один игрок имеет разумные шансы на победу. Например, после одного-двух ходов можно было бы объявить ничью, но это, скорее всего, будет сочтено неспортивным.

В 19 веке некоторые турниры, особенно Лондон 1883 года , требовали переигрывания ничьих; однако было обнаружено, что это вызвало организационные проблемы из-за отставания. Сейчас стало стандартной практикой засчитывать решающую игру как одно очко победителю и ничью как половину очка каждому игроку.

Правила розыгрыша [ править ]

Правила допускают несколько видов ничьих: пат , трехкратное или пятикратное повторение позиции, если не было взятия или перемещения пешки за последние пятьдесят или семьдесят пять ходов , если мат невозможен или игроки согласны к ничьей . В играх с контролем времени ничья может закончиться при соблюдении дополнительных условий. [1] Пат – это автоматическая ничья, как и ничья из-за невозможности поставить мат. Ничья посредством трехкратного повторения или правила пятидесяти ходов может быть заявлена ​​одним из игроков вместе с арбитром (обычно используя свой протокол ), причем это требование не является обязательным. Ничья по пятикратному повторению или по правилу семидесяти пяти ходов является обязательной по решению арбитра.

Заявление о ничьей в первую очередь считается предложением о ничьей, и противник может принять ничью без рассмотрения арбитром заявления. После подачи заявки или предложения о розыгрыше оно не может быть отозвано. Если заявка подтверждена или предложение о розыгрыше принято, игра окончена. В противном случае предложение или требование аннулируется и игра продолжается; предложение о розыгрыше больше не действует.

Правильная процедура предложения ничьей – сначала сделать ход, устно предложить ничью, а затем нажать на часы . Другой игрок может отклонить предложение о розыгрыше, сделав ход, и в этом случае предложение о розыгрыше больше не действует, или же указать на согласие. Предложение о ничьей должно быть записано каждым игроком в своем протоколе с использованием символа (=) согласно Приложению C.12 ФИДЕ Правил шахмат .

Подсчет очков [ править ]

В ранних турнирах ничьи часто повторялись до тех пор, пока один из игроков не выигрывал; однако это оказалось непрактичным и вызвало организационные трудности. Турнир в Париже 1867 года даже вообще игнорировал ничьи, фактически рассматривая их как двойное поражение. Турнир в Данди 1867 года положил начало присуждению половины очка за ничью. [2] что сейчас является стандартной практикой. В меньшинстве турниров используется другая схема подсчета очков, например «футбольный подсчет очков», при котором победителю присуждаются 3 очка и по 1 очку каждому в случае ничьей. Для расчета рейтинга Эло эти турниры рассматриваются так, как если бы в них применялся стандартный подсчет очков.

Ничьи во всех играх [ править ]

В статье 5 ФИДЕ Правил шахмат 2018 года указаны основные способы, которыми игра может закончиться вничью; более сложные способы подробно описаны в статье 9: [3]

  • Патовая ситуация – если у игрока в свой ход нет допустимого хода, но он не находится под шахом , это патовая ситуация, и игра автоматически завершается вничью.
  • Правило тройного повторения – если идентичная позиция возникла как минимум три раза в течение игры, каждый раз ходил один и тот же игрок, и является текущей позицией на доске или возникнет после того, как игрок в свой ход сделает свой ход, игрок на ходу может потребовать ничью (арбитру ) . В таком случае розыгрыш не происходит автоматически – игрок должен заявить об этом, если он хочет розыгрыш. Когда позиция возникает в третий раз после запланированного следующего хода игрока, он записывает ход в свой протокол, но не делает ход на доске и заявляет о ничьей. Статья 9.2 гласит, что позиция считается идентичной другой, если один и тот же игрок ходит, фигуры одного и того же цвета занимают одни и те же поля и каждому игроку доступны одни и те же ходы; в частности, каждый игрок имеет одинаковые права на рокировку и захват на проходе . (Игрок может потерять право на рокировку, а взятие на проходе доступно только при первой возможности.) Если претензия не предъявлена ​​на том ходу, в котором происходит повторение, игрок лишается права предъявить претензию. Конечно, такая возможность может представиться снова.
    • Пятикратное повторение . Если одна и та же позиция встречается пять раз в ходе игры, игра автоматически считается ничьей (т. е. игрок не обязан заявлять об этом).
  • Правило пятидесяти ходов - если за предыдущие 50 ходов с каждой стороны ни одна пешка не двигалась и не ничьей было взято , любой игрок может претендовать на ничью. И здесь розыгрыш не является автоматическим и должен быть запрошен, если игрок хочет его. Если игрок, чья очередь делать ход, сделал только 49 таких ходов, он может записать свой следующий ход в протокол и заявить о ничьей. Как и в случае с трехкратным повторением, право требовать ничью теряется, если оно не используется в этом ходе, но такая возможность может возникнуть снова.
    • Правило семидесяти пяти ходов . Если за последние 75 ходов не произошло ни взятия, ни хода пешки (оба игрока), игра автоматически объявляется вничью (т. е. игрок не обязан требовать этого). Если последний ход был матом, мат остается в силе.
  • Невозможность поставить мат - если возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат серией правильных ходов, игра объявляется вничью. Такая позиция называется мертвой позицией . Обычно это происходит из-за того, что материала недостаточно, но это возможно и в других позициях, например, в блокированном короле и пешечном окончании, когда ни один король не может захватить пешки. К комбинациям с недостаточным материалом для мата относятся:
    • король против короля
    • король и слон против короля
    • король и рыцарь против короля
    • король и слон против короля и слона со слонами одного цвета.
  • Взаимное соглашение – игрок может предложить сопернику ничью на любом этапе игры. Если противник соглашается, игра завершается вничью.

Больше не существует правила, определяющего вечный шах — ситуацию, в которой один игрок дает серию шахов, от которых другой игрок не может уйти, — как ничью. Любая ситуация вечного шаха в конечном итоге будет считаться ничьей в соответствии с правилом трехкратного повторения или правилом пятидесяти ходов; чаще игроки просто соглашаются на ничью. [4] К 1965 году вечный чек уже не был в правилах. [5]

Хотя эти правила установлены ФИДЕ и, как таковые, используются почти на всех турнирах высшего уровня, на более низких уровнях могут действовать другие правила, особенно в отношении положений о быстром завершении игры .

Примеры [ править ]

Ничьи в играх на время [ править ]

В играх с контролем времени возможны и другие варианты ничьей. [12] [13]

а б с д и ж г час
8
a8 белый король
е8 черный круг
g8 белый слон
h8 белый король
a7 белый рыцарь
b7 черный слон
c7 черный король
е7 черный круг
g7 черный слон
е6 черный круг
g6 черный король
е5 черный круг
А4 черный круг
b4 черный круг
c4 черный круг
d4 черный круг
е4 черный круг
f4 черный круг
g4 черный круг
h4 черный круг
b3 черный король
е3 черный круг
g3 черный рыцарь
h3 черный король
c2 черный рыцарь
е2 черный круг
а1 белый король
b1 белый рыцарь
е1 черный круг
g1 белый слон
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Возможные позиции мата для черных. Если у белых закончится время с одной из этих комбинаций материала, черные выиграют из-за возможного мата. Однако при контроле внезапной смерти, если белые смогут убедить арбитра до истечения времени, что черные просто тянут время, чтобы выиграть вовремя, партия, тем не менее, объявляется ничьей.
  • При контроле времени внезапной смерти (у игроков есть ограниченное время для выполнения всех своих ходов), если обнаруживается, что оба игрока превысили отведенное им время, игра объявляется вничью. (Игра продолжается, если это не контроль времени внезапной смерти.)
  • Если только один игрок превысил лимит времени, а у другого игрока недостаточно материала для мата, игра все равно считается ничьей. Правило 6.9 Правил шахмат ФИДЕ гласит: «Если игрок не выполняет предписанное количество ходов за отведенное время, игра проигрывается игроком. Однако игра объявляется вничью, если позиция такова, что противник не может поставить мат королю игрока любой возможной серией допустимых ходов, даже при самой неумелой контригре». Все еще возможно проиграть вовремя в позициях, где мат крайне маловероятен, но не теоретически невозможен, как, например, в случае с королем и слоном против короля и коня. (Согласно правилам USCF , король и слон, король и конь или король и 2 коня без пешек на доске не считаются достаточным материалом для мата, если только у противника нет принудительной победы, хотя теоретически мат возможен (но крайне вряд ли произойдет) в таких ситуациях, как K+B против K+N). Существуют различия между правилами USCF и ФИДЕ: USCF требует, чтобы мат был принудительным, а ФИДЕ требует, чтобы это было возможно только с юридической точки зрения.
  • Из-за этой последней возможности статья 10 законов шахмат ФИДЕ гласит, что, когда на часах игрока остается менее двух минут во время быстрого завершения игры (конец игры, когда все оставшиеся ходы должны быть завершены в течение ограниченного времени) времени), они могут заявить о ничьей, если их противник не пытается выиграть игру «обычными способами» или не может выиграть игру «обычными способами». «Нормальные средства» можно понимать как постановку мата или выигрыш материала. Другими словами, ничья возможна, если противник просто пытается выиграть вовремя или не может выиграть, кроме как вовремя. Арбитр должен решить, будет ли удовлетворено такое требование или нет.

Частота розыгрышей [ править ]

В шахматных партиях, проводимых на высшем уровне, ничья является наиболее распространенным исходом игры: из примерно 22 000 партий, опубликованных в «Неделе шахмат» в период с 1999 по 2002 год игроками с ФИДЕ рейтингом Эло 2500 или выше, 55 процентов были рисует. По словам шахматного аналитика Джеффа Сонаса , хотя с начала 20-го века в игре на уровне мастеров можно наблюдать тенденцию к росту, в настоящее время она «удерживается довольно стабильно на уровне около 50% и увеличивается только очень медленными темпами». ". [14] Однако процент розыгрышей элитных гроссмейстеров с рейтингом более 2750 Эло значительно выше, превысив 70% в 2017 и 2018 годах. [15]

высшего уровня В заочных шахматах ICCF , , где разрешена помощь компьютера, процент ничьих значительно выше, чем в заочных шахматах: из 1512 партий, сыгранных в финалах чемпионатов мира и секциях претендентов в период с 2010 по 2013 гг. 82,3% завершились вничью. [16] С тех пор процент ничьих в заочной игре на высшем уровне неуклонно растет, достигнув в 2019 году 97%. [17] Тесты движка убедительно показывают, что результатом идеально сыгранной игры является ничья, и что запас ничьи довольно велик: белые не могут добиться победы без серьезных ошибок черных. [18]

Высокая частота ничьих часто приводила к опасениям «смерти ничьей», поскольку лучшие игроки в своих партиях делают ничью в постоянно возрастающем проценте, и игра становится разыгранной: такие настроения выражали чемпионы мира Эмануэль Ласкер , Хосе Рауль Капабланка , Бобби Фишер и Владимир Крамник . [19] [20] [21] [22] Все четверо выступали за изменение правил игры в шахматы, чтобы избежать этой проблемы, и с появлением современных шахматных движков, играющих на чрезвычайно высоком уровне, их идеи были проверены. Основываясь на тестах по переписке и движковой игре, гроссмейстер Ларри Кауфман (один из первоначальных авторов Комодо ) и гроссмейстер по переписке Арно Никель предложили расширить предложение Ласкера, согласно которому будет засчитываться пат, король и второстепенная фигура против короля с превосходящей стороной. ход (аналогично старому правилу голого короля ) и трехкратное повторение как ¾–¼, а не ничья – для трехкратного повторения это означает наложение штрафа на игрока, вызвавшего повторение, на ¼ очка, что аналогично тому, как повторяются иногда запрещены в сянци , сёги и го . [18] (Первоначальное предложение Ласкера касалось только пата и голого короля; его поддержал Рихард Рети счел его безвредным, хотя и ненужным , а Макс Эйве . Капабланка считал, что сделать это для тупика будет достаточно.) [23] Испытания двигателя, проведенные Кауфманом с использованием Komodo, показывают, что на уровне чемпионата мира среди людей это снизит коэффициент вытяжки с 65,6% до всего лишь 22,6%. [18]

Были предложены и другие идеи, такие как «футбольный счет»: 0 за поражение, 1 за ничью и 3 за победу, что эквивалентно подсчету ничьих как ⅓–⅓, а не ½–½. Однако это подверглось критике. Кауфман утверждает, что это решение упускает из виду суть: оно снижает стимул к ничьей, но причина высокой скорости ничьи не в стимулах, а в том, что преимущества первого хода белых недостаточно для победы. Так, Кауфман называет это решение «ужасным», противоречащим «самой природе игры»: он пишет, что «проигрывающая сторона должна пытаться сделать ничью, а наказывать черных за хороший результат — безумие. Это делает шахматы похожими на игра в « цыпленка »; кто первым «моргнет» и сделает неверный ход, чтобы избежать взаимно плохого результата в виде ничьей?» [18] Никель также раскритиковал эту идею как «совершенно неадекватную», создающую «в лучшем случае искусственное и пустое давление», а также создающую несправедливость и стимулирующую «игровые манипуляции» в командных соревнованиях или двойных круговых турнирах. [16] Кауфман более благосклонно отзывается об идее Эда Эппа, заключающейся в том, чтобы засчитывать ничьи со счетом 0,4–0,6, уравнивая ожидаемый счет белых и черных; но хотя он пишет, что «полностью поддерживает эту идею», он также признает, что «выгода будет небольшой, большинство игр будут иметь одинаковый результат». [18]

Комбинации рисунков [ править ]

Юрий Авербах дает такие комбинации для более слабой стороны:

Терминология [ править ]

а б с д и ж г час
8
h8 белая ладья
g4 черный слон
g3 черный король
e2 черная ладья
f1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 123...Kg3, только 124.Rf8 ! рисует.

Энди Солтис обсуждает расплывчатость терминов «рисование», «рисование», «рисование», «книжный розыгрыш», «легкий розыгрыш» и «мертвый розыгрыш». В книгах и теории шахмат позиция считается ничьей, если лучшая игра приводит к ничьей – сложность защиты не учитывается. Солтис называет эти позиции «вытягиваемыми». Например, согласно этому критерию эндшпиль ладья и слон против ладьи обычно представляет собой теоретическую ничью или книжную ничью, но на практике часто побеждает сторона со слоном. В этой позиции из реальной партии единственный ход, приводящий к ничьей, - 124.Rf8! На самом деле белые сыграли 124.Rd8 ?? и проиграл после 124...Re3 с угрозой выигрыша 125...Bh3+ 126.Kg1 Re1#. [25]

См. также [ править ]

Статьи о правилах розыгрыша [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ ( Шиллер 2003 : 26–29)
  2. ^ ( Саннакс 1970 : 100)
  3. ^ ( Шиллер 2003 : 26–29)
  4. ^ ( Хупер и Уайлд, 1992 )
  5. ^ ( Харкнесс 1967 )
  6. ^ Karpov vs. Korchnoi
  7. ^ Фишер против Петросяна, 1971 г.
  8. ^ Тимман против Лутца
  9. ^ Видмар против. Марокко
  10. ^ ( Меднис 1990 :43)
  11. ^ Петросян против Фишера, 1958 г.
  12. ^ ( Шиллер 2003 : 29)
  13. ^ ( Just & Burg 2003 )
  14. ^ Сонас, Джефф (6 сентября 2011 г.). «Сонас: в чем именно проблема?» . ru.chesbase.com . Шахматная база . Проверено 9 октября 2015 г.
  15. ^ «Классические шахматы мертвы от ничьих?» . Chess.com . 8 января 2019 года . Проверено 18 августа 2020 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Никель, Арно (20 июня 2015 г.). «Заочные шахматы – проблема ничьей» . ru.chessbase.com . Шахматная база . Проверено 9 октября 2015 г.
  17. ^ Любичич, Леонардо [@LeoLjubicic66] (1 августа 2020 г.). «Коэффициент розыгрыша по годам на #ICCF по рейтинговым группам» ( Твит ) . Проверено 18 августа 2020 г. - через Twitter .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кауфман, Ларри (2021). Варианты шахматной доски . Новое в шахматах. стр. 211–217. ISBN  978-9-056-91933-7 .
  19. ^ Ласкер, Эд. (апрель 1974 г.). «Нью-Йоркский турнир 1924 года». Шахматная жизнь и обзор . п. 263.
  20. ^ Саиди 1975, с. 24.
  21. ^ «Кстати о Фишере...» ChessBase.com. 4 ноября 2006 г. Проверено 8 июля 2008 г.
  22. ^ Крамник (VladimirKramnik), Владимир (2 декабря 2019). «Крамник и AlphaZero: как переосмыслить шахматы» . Chess.com . Проверено 9 июля 2023 г.
  23. ^ Винтер, Эдвард (27 сентября 2023 г.). «Варианты шахмат и изменения правил» . www.chesshistory.com . Проверено 28 сентября 2023 г.
  24. ^ ( Авербах 1996 : 79–86)
  25. ^ ( Солтис 2010 : 12–13)

Библиография

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51cee8221a511c579cbfaa85695175e6__1708062000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/e6/51cee8221a511c579cbfaa85695175e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Draw (chess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)