Jump to content

Шахматная стратегия

Шахматная стратегия — это аспект шахматной игры, связанный с оценкой шахматных позиций, постановкой целей и долгосрочных планов на будущую игру. Стратегически оценивая позицию, игрок должен учитывать такие факторы, как относительная ценность фигур на доске, пешечная структура , безопасность короля , положение фигур, а также контроль ключевых полей и групп полей (например, диагоналей, открытых вертикалей). , и отдельные квадраты). Шахматная стратегия отличается от шахматной тактики , которая представляет собой аспект игры, связанный с пошаговой установкой угроз и защиты. Некоторые авторы различают статические стратегические дисбалансы (например, наличие более ценных фигур или лучшей пешечной структуры), которые имеют тенденцию сохраняться на протяжении многих ходов, от динамических дисбалансов (например, когда один игрок имеет преимущество в развитии фигур ), которые носят временный характер. [1] Это различие влияет на оперативность, с которой желаемый план должен вступить в силу. Пока игроки не достигнут уровня « мастера », шахматная тактика в конечном итоге решает исход игры чаще, чем стратегия. Поэтому многие шахматные тренеры подчеркивают изучение тактики как наиболее эффективный способ улучшить свои результаты в серьезной шахматной игре.

Самый простой способ оценить свою позицию — подсчитать общую стоимость фигур с обеих сторон. Используемые для этой цели значения баллов основаны на опыте. Обычно пешки считается, что приносят одно очко, кони и слоны — по три очка, ладьи — пять очков, а ферзи — девять очков. Боевая ценность короля в эндшпиле составляет примерно четыре очка. Эти базовые значения изменяются под воздействием других факторов, таких как положение фигур (например, продвинутые пешки обычно более ценны, чем пешки на своих стартовых полях), координация между фигурами (например, пара слонов обычно координируется лучше, чем слон плюс конь), и тип позиции (кони обычно лучше в закрытых позициях с большим количеством пешек, а слоны более сильны в открытых позициях ).

Еще одним важным фактором при оценке шахматных позиций является пешечная структура или пешечный скелет. Поскольку пешки являются наиболее неподвижными и наименее ценными фигурами, пешечная структура относительно статична и во многом определяет стратегический характер позиции. Слабые места в пешечной структуре, такие как изолированные , сдвоенные или отсталые пешки и дыры , однажды созданные, обычно остаются постоянными. Поэтому необходимо проявлять осторожность, чтобы избежать их, если они не компенсируются другим ценным активом, таким как возможность развития атаки.

Основные понятия оценки совета директоров

[ редактировать ]

Материальное преимущество применимо как стратегически , так и тактически. Обычно больше фигур или совокупность более мощных фигур означает больше шансов на победу. Фундаментальное стратегическое и тактическое правило — захватывать фигуры противника, сохраняя при этом свои.

Слонов и коней называют второстепенными фигурами . Конь , но менее ценен , примерно так же ценен, как и слон чем ладья . Грачи и ферзь называются старшими фигурами . Слоны обычно считаются немного лучше, чем кони в открытых позициях, например, ближе к концу игры, когда многие фигуры взяты, тогда как кони имеют преимущество в закрытых позициях. Наличие двух слонов ( пара слонов ) является особенно мощным оружием, особенно если у противника нет одного или обоих слонов.

Три пешки , вероятно, будут более полезны, чем конь в эндшпиле , но в миттельшпиле конь часто оказывается более сильным. Две легкие фигуры сильнее одной ладьи, а две ладьи немного сильнее ферзя. Слон на полях того же цвета, что и король противника, немного более ценен в дебюте, поскольку может атаковать уязвимое поле f7 (для белых) или f2 (для черных). Ладья более ценна, если ее удвоить другой ладьей или ферзем; следовательно, сдвоенные ладьи стоят больше, чем две несвязанные ладьи .

Одна из наиболее часто используемых простых систем оценки:

Кусок Ценить
Пешка 1
Рыцарь 3
Епископ 3
ладья 5
Королева 9

В такой системе отдача коня или слона ради выигрыша ладьи («выигрыш качества ») выгодна и стоит примерно две пешки. При этом игнорируются такие сложности, как текущая позиция и свобода фигур, но это хорошая отправная точка. В открытой позиции слоны более ценны, чем кони (в некоторых ситуациях пара слонов может легко принести семь очков или больше); и наоборот, в закрытой позиции слоны менее ценны, чем кони. Однако рыцарь в центре доски, которого нельзя взять, известен как рыцарский аванпост и угрожает нескольким развилкам . В таком случае конь стоит гораздо больше, чем слон. Кроме того, у многих фигур есть партнер. Удваивая двух коней, две ладьи, ладью и ферзя или слона и ферзя, фигуры могут стать сильнее, чем сумма отдельных фигур. Когда фигура теряет партнера, ее ценность немного снижается. Король бесценен , поскольку его захват приводит к поражению этого игрока и завершает игру. Однако, особенно в эндшпиле, король также может быть боевой фигурой, и иногда его боевая ценность составляет три с половиной очка.

сторона, контролирующая больше места на доске. При прочих равных условиях преимущество имеет [2] Больше места означает больше возможностей, которые можно использовать как тактически, так и стратегически. Игрок, у которого развиты все фигуры и нет тактических уловок или многообещающего долгосрочного плана, должен попытаться найти ход, который увеличит его влияние, особенно в центре. Однако в некоторых дебютах один игрок на время принимает меньше места, чтобы организовать контратаку в миттельшпиле. Это одна из концепций гиперсовременной игры.

Самый простой способ получить пространство — подтолкнуть скелет пешки вперед. Однако нужно быть осторожным и не переусердствовать. Если противнику удастся получить защищенную фигуру в тылу врага, эта фигура может стать настолько серьезной проблемой, что, возможно, придется обменять на нее фигуру с более высокой ценностью.

а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
d8 черная королева
f8 черная ладья
g8 черный король
а7 черная пешка
b7 черный слон
c7 черная пешка
d7 черный рыцарь
e7 черный слон
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
b6 черная пешка
d6 черная пешка
f6 черный рыцарь
d5 белая пешка
e5 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
а3 белая пешка
c3 белый рыцарь
g3 белая пешка
b2 белая пешка
e2 белый рыцарь
f2 белая пешка
g2 белый слон
h2 белая пешка
а1 белая ладья
c1 белый слон
d1 белая королева
f1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
У белых преимущество в пространстве. [3]

Ларри Эванс предлагает метод оценки пространства. Метод (для каждой стороны) заключается в подсчете количества атакованных или занятых клеток на стороне доски противника. На этой диаграмме защиты Нимцовича черные атакуют четыре поля на стороне белых (d4, e4, f4 и g4). Белые атакуют семь полей на стороне черных (b5, c6, e6, f5, g5 и h6 – дважды считая b5) и занимают одно поле (d5). У белых преимущество в пространстве восемь к четырем, а черным тесно. [3]

Контроль центра

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
d7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d5 черный крест
е5 черный крест
d4 черный крест
е4 черный крест
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
d2 белая пешка
e2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Центральные квадраты отмечены знаком «X».

Стратегия состоит в размещении фигур так, чтобы они атаковали четыре центральных поля доски. Однако размещение фигуры на центральном поле не обязательно означает, что она контролирует центр; например, конь на центральном поле не атакует никакие центральные поля. И наоборот, фигура не обязательно должна находиться на центральном поле, чтобы контролировать центр. Например, слон может контролировать центр издалека.

Контроль над центром обычно считается важным, поскольку тактические сражения часто происходят вокруг центральных полей, откуда фигуры могут получить доступ к большей части доски. Центральный контроль позволяет больше двигаться и иметь больше возможностей для атаки и защиты.

Шахматные дебюты пытаются контролировать центр при развитии фигур. Гипермодернистские дебюты — это те, которые контролируют центр фигурами издалека (обычно сбоку, например, с фианкетто ); более старые классические (или современные) дебюты контролируют его с помощью пешек.

Инициатива

[ редактировать ]

Инициатива принадлежит игроку, который может сделать угрозы, которые невозможно игнорировать, например, шах короля противника. Таким образом, они ставят своего противника в положение, когда ему приходится использовать свои ходы, реагируя на угрозы, а не создавая свои собственные, препятствуя развитию своих фигур. [4] Игрок с инициативой обычно атакует, а другой игрок обычно защищается.

Защита фигур

[ редактировать ]

Важно защищать свои фигуры, даже если им не угрожает прямая угроза. Это помогает остановить возможные будущие кампании противника. Если защитника необходимо будет добавить позже, это может стоить темпа или даже оказаться невозможным из-за развилки или обнаруженной атаки. Подход постоянной защиты своих фигур имеет предшественников в теории Арона Нимцовича, который называл его «чрезмерной защитой». Точно так же, если кто-то заметил незащищенные фигуры противника, следует немедленно воспользоваться слабостью этих фигур.

Даже защищенная фигура может быть уязвимой. Если защищающаяся фигура одновременно защищает что-то еще, она называется переработанной фигурой и может быть не в состоянии выполнить свою задачу. При наличии более одной атакующей фигуры необходимо также увеличить количество защитников и принять во внимание их ценность. Помимо защиты фигур, также часто необходимо защищать ключевые поля, открытые вертикали и заднюю шеренгу . Подобные ситуации легко могут возникнуть, если пешечная структура слаба.

Обмен фигур

[ редактировать ]

Обменять фигуры означает захватить фигуру противника, а затем позволить захватить фигуру того же достоинства. Как правило, размен фигур облегчает задачу защитнику, у которого обычно меньше места для действий.

Размен фигур обычно желателен для игрока с существующим преимуществом в материале, поскольку он приближает эндшпиль и тем самым оставляет противнику меньше возможностей восстановить позиции. В эндшпиле даже преимущество в одну пешку может оказаться решающим. Размен также приносит пользу игроку, на которого нападают, игроку, который контролирует меньше пространства, и игроку с лучшей пешечной структурой. [ нужна ссылка ]

Играя против более сильных игроков, многие новички пытаются постоянно обмениваться фигурами, «чтобы упростить ситуацию». Однако более сильные игроки часто оказываются относительно сильнее в эндшпиле, тогда как ошибки более распространены в более сложном миттельшпиле.

Обратите внимание, что « размен » может также конкретно означать обмен ладьи на слона или коня. Фраза «вверх по качеству» означает, что игрок взял ладью в обмен на слона или коня - материально выгодная сделка. И наоборот, «вниз по качеству» означает потерю ладьи, но взятие слона или коня - материально невыгодная сделка.

Конкретные произведения

[ редактировать ]
Пример визуализации пешечных структур
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
e8 черная ладья
g8 черный король
а7 черная пешка
b7 черная пешка
d7 черный рыцарь
f7 черная пешка
g7 черный слон
h7 черная пешка
c6 черная пешка
d6 белая ладья
f6 черный рыцарь
g6 черная пешка
e5 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
c3 белый рыцарь
e3 белый слон
f3 белый рыцарь
h3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
c1 белый король
f1 белый слон
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
После 12...Re8 в партии Тарраш-Эйве, 1922 г. [5] ...
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
g6 черная пешка
e5 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
h3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
... и его пешечный скелет («формация Раузера»)

В эндшпиле проходные пешки пешки противника , которым не мешают продвигаться , сильны, особенно если они продвинуты или защищены другой пешкой. Проходная пешка на шестой горизонтали примерно так же сильна, как конь или слон, и часто решает исход игры. (Также см. изолированную пешку , сдвоенные пешки , обратную пешку , связанные пешки .)

Поскольку коней можно легко прогнать ходами пешек, коням часто бывает выгодно разместить их в ямах на позиции противника в качестве аванпостов - полей, где они не могут быть атакованы пешками. Такой рыцарь пятого ранга – сильный актив. Идеальная позиция для коня – третья горизонталь противника, когда его поддерживают одна или две пешки. [6] Конь на краю или в углу доски контролирует меньше полей, чем один на внутренней стороне доски, отсюда и поговорка: «Конь на краю тусклый!»

Короля и одного коня недостаточно, чтобы поставить мат противника одинокому королю (см. «Двухконевой эндшпиль »). Король и два коня могут поставить мат одинокому королю, но не могут заставить его.

Епископы

[ редактировать ]

Слон всегда остается на полях того цвета, с которого он начал игру, поэтому, как только один из них исчезает, поля этого цвета становится труднее контролировать. Когда это происходит, пешки, перемещенные на поля другого цвета, не блокируют слона, а пешки противника, находящиеся прямо перед ними, застревают на уязвимом цвете.

слон Фианкеттовидный , например, на g2 после пешки g2–g3, может обеспечить сильную защиту рокированного короля на g1 и часто оказывать давление на длинную диагональ h1–a8. После фианкетто отдача слона может ослабить дыры в пешечной цепочке; если вы сделаете это на глазах у короля, находящегося в замке, это может повлиять на его безопасность.

В общем, слон примерно равен коню. В определенных обстоятельствах один может оказаться сильнее другого. Если игра «закрыта» с множеством взаимосвязанных пешечных расстановок, конь имеет тенденцию быть сильнее, потому что он может перепрыгивать через пешки, пока они блокируют слона. Слон также слаб, если он ограничен собственными пешками, особенно если они заблокированы и на цвете слона. После потери слона оставшийся слон считается более слабым, поскольку теперь противник может планировать свои ходы, чтобы играть в игру белого или черного цвета.

В открытой позиции с действиями по обе стороны доски слон имеет тенденцию быть сильнее из-за своей большой дистанции. Это особенно верно в эндшпиле; Если проходные пешки бегут по противоположным сторонам доски, у игрока со слоном обычно больше шансов на победу, чем у игрока с конем.

Короля и слона недостаточно, чтобы поставить мат одинокому королю противника, но два слона и король легко могут поставить мат одинокому королю противника.

У ладей больше возможностей для передвижения по полуоткрытым вертикалям (без пешек своего цвета). Ладьи на седьмой горизонтали могут быть очень сильными, поскольку они атакуют пешки, которые могут защитить только другие фигуры, и могут ограничить вражеского короля его задней линией. Пара ладей на седьмой горизонтали у игрока часто является признаком выигрышной позиции.

В миттельшпиле и эндшпиле с проходной пешкой правило Тарраша гласит, что ладьи, как друзья, так и враги пешки, обычно сильнее всего за пешкой, а не перед ней.

Короля и ладьи достаточно, чтобы поставить мат одинокому королю противника, хотя это немного сложнее, чем поставить мат королем и ферзем; таким образом, ладья выделяется как главная фигура над конем и слоном.

Королева

[ редактировать ]

Ферзи – самые сильные фигуры. Они обладают большой мобильностью и могут представлять множество угроз одновременно. Они могут выступать в роли ладьи и слона одновременно. По этим причинам матовую атаку с участием ферзя осуществить легче, чем атаку без ферзя. Несмотря на свою мощь, королеву легко преследовать. Таким образом, обычно разумно отложить развитие ферзя до тех пор, пока не будут развиты кони и слоны, чтобы предотвратить нападение на ферзя второстепенных фигур и потерю темпа . Когда пешка превращается , в большинстве случаев она превращается в ферзя.

В миттельшпиле король зачастую лучше всего защищен в углу за пешками. Такая позиция для любого из игроков часто достигается рокировкой этого игрока. Однако, если ладьи и ферзь покидают первую шеренгу (обычно называемую задней шеренгой этого игрока ), вражеская ладья или ферзь могут поставить мат королю, вторгшись в первую шеренгу, что обычно называется матом на задней шеренге . Перемещение одной из пешек перед королем (создание люфта ) может позволить ей выйти из поля, но в противном случае может ослабить общую безопасность короля. Поэтому необходимо разумно балансировать между этими компромиссами.

Часто считается, что рокировка помогает защитить короля и часто «соединяет» две ладьи игрока вместе, чтобы две ладьи могли защищать друг друга. Это может уменьшить угрозу перекоса по задней шеренге , при котором король может быть проткнут с захватом ладьи позади него.

Король может стать сильной фигурой в эндшпиле. При уменьшении количества материала быстрый мат становится менее опасным, а перемещение короля к центру доски дает больше возможностей для угроз и активного влияния на игру.

Соображения

[ редактировать ]

Шахматная стратегия состоит из постановки и достижения долгосрочных целей во время игры (например, где разместить разные фигуры), тогда как тактика концентрируется на немедленном маневре. Эти две части шахматного мышления нельзя полностью разделить, поскольку стратегические цели в большинстве случаев достигаются средствами тактики, а тактические возможности основываются на предшествующей стратегии игры.

Из-за различных стратегических и тактических схем игра в шахматы обычно делится на три отдельные фазы: начало , обычно первые 10–25 ходов, когда игроки формируют свои армии и готовят почву для предстоящей битвы; миттельшпиль , развитая фаза игры; и эндшпиль , когда большая часть фигур исчезла и короли начинают принимать активное участие в борьбе.

Открытие

[ редактировать ]

Шахматный дебют — это группа начальных ходов игры («начальные ходы»). Признанные последовательности дебютных ходов называются дебютами и получили такие названия, как Руй Лопес или Сицилийская защита . Они каталогизированы в справочных изданиях, таких как Энциклопедия шахматных дебютов . Всем, кроме шахматистов, рекомендуется, когда у них есть выбор: изобрести новый вариант или следовать стандартному дебюту, выбирать последнее. [ нужна ссылка ]

Существуют десятки различных дебютов, сильно различающихся по своему характеру: от спокойной позиционной игры (например, дебют Рети ) до очень агрессивной игры (например, латвийский гамбит ). В некоторых дебютных вариантах последовательность, считающаяся лучшей для обеих сторон, рассчитана на 30–35 ходов и более. [7] Профессиональные игроки тратят годы на изучение дебютов и продолжают делать это на протяжении всей своей карьеры, поскольку теория дебютов продолжает развиваться.

Фундаментальные стратегические цели большинства дебютов схожи: [8]

  • Развитие: размещать (развивать) фигуры (особенно слонов и коней) на полезных полях, где они влияют на игру.
  • Контроль центра : контроль центральных полей позволяет относительно легко перемещать фигуры в любую часть доски, а также может оказывать сковывающее воздействие на противника.
  • Безопасность короля: правильный выбор времени рокировки может улучшить эту ситуацию.
  • Пешечная структура : игроки стараются избегать создания пешечных слабостей, таких как изолированные, удвоенные или отсталые пешки , а также пешечные острова .

Во время дебюта некоторые фигуры имеют признанное оптимальное поле, которого они стараются достичь. Следовательно, оптимальным вариантом развертывания может быть перемещение пешек короля и ферзя на два поля с последующим перемещением коней, чтобы они защищали центральные пешки и давали дополнительный контроль над центром. Затем можно развернуть слонов, защищенных конями, чтобы связать коней и пешки противника. Дебют может закончиться рокировкой, которая перемещает короля в безопасное место, создает более сильную заднюю линию и помещает ладью на центральную линию .

Помимо этих основ, в дебюте могут использоваться и другие стратегические планы или тактические последовательности.

Большинство игроков и теоретиков считают, что белые в силу первого хода начинают игру с небольшим перевесом . Черные обычно стремятся нейтрализовать преимущество белых и добиться равенства или развить динамичную контригру в несбалансированной позиции.

Мидтлшпиль

[ редактировать ]

Миттельшпиль — это та часть игры, в которой разработано большинство фигур. Поскольку дебютная теория закончилась, игрокам приходится оценивать позицию, чтобы формировать планы, исходя из особенностей позиции, и в то же время учитывать тактические возможности позиции. [9]

Типичные планы или стратегические темы - например, атака меньшинства , то есть атака пешек на ферзевом фланге против противника, у которого больше пешек на ферзевом фланге, - часто подходят только для некоторых пешечных структур , возникающих в результате определенной группы дебютов. Поэтому изучение дебютов должно быть связано с составлением планов, типичных для результирующих миттельшпилей.

Миттельшпиль также является фазой, когда возникает большинство комбинаций . [10] Комбинации в миттельшпиле часто связаны с атакой на короля противника; некоторые типичные паттерны имеют свои собственные названия, например, мат Бодена или комбинация Ласкера-Бауэра .

Другой важный стратегический вопрос в миттельшпиле заключается в том, можно ли и как сократить материал и превратить его в эндшпиль (т. е. упростить ). Например, незначительные материальные преимущества обычно могут быть преобразованы в победу только в эндшпиле, и поэтому более сильная сторона должна выбрать подходящий способ достижения эндшпиля. Не всякое сокращение материала годится для этой цели; например, если одна сторона сохраняет белопольного слона, а противник – чернопольного, то преобразование в слоново-пешечное окончание обычно выгодно только более слабой стороне, поскольку эндшпиль со слонами противоположных цветов, скорее всего, приведет к быть ничья, даже при перевесе в одну-две пешки.

а б с д и ж г час
8
c8 черный король
c7 белая пешка
d6 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Пример цугцванга : сторона, на которой нужно двигаться, имеет невыгодное положение.

Эндшпиль (или эндшпиль , или финал ) — это этап игры, когда на доске осталось мало фигур. Есть три основных стратегических различия между ранними стадиями игры и финалом: [11]

  • В эндшпиле пешки становятся более важными; эндшпиль часто вращается вокруг попытки продвинуть пешку, переместив ее на восьмую горизонталь.
  • Король, которого необходимо защищать в миттельшпиле из-за угрозы мата, в эндшпиле становится сильной фигурой и часто выводится в центр доски, где он может защитить свои пешки, атаковать пешки противоположного цвета, и препятствовать движению короля противника.
  • Цугцванг , недостаток, поскольку игрок должен сделать ход, часто является фактором в эндшпиле и редко на других этапах игры. Например, на соседней диаграмме черные на ходу должны сыграть 1...Kb7 и позволить белым получить ферзя после 2.Kd7, тогда как белые на ходу должны допустить ничью либо после пата 1.Kc6, либо потерять последнюю пешку, ходя куда угодно. еще.

Эндшпиль можно классифицировать по типу фигур, оставшихся на доске. Базовые маты - это позиции, в которых одна сторона имеет только короля, а другая сторона имеет одну или две фигуры и может поставить мат королю противника, при этом фигуры работают вместе со своим королем. Например, в королевско-пешечном эндшпиле участвуют только короли и пешки с одной или обеих сторон, и задача более сильной стороны - продвинуть одну из пешек. Другие, более сложные окончания, классифицируются в соответствии с фигурами на доске, кроме королей, например, « ладейный и пешка против ладейного эндшпиля ».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Силман, «Как переоценить свои шахматы»
  2. ^ «Позиционное преимущество — Шахматная стратегия онлайн» . www.chessstrategyonline.com . Проверено 3 апреля 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б Эванс (1958), стр. 103–04.
  4. ^ «Глоссарий: Инициатива» . Архивировано из оригинала 6 мая 2006 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  5. ^ «Тарраш против Эйве на Chessgames.com» . (нужна Java)
  6. ^ «Рыцарь» . www.thechessdrum.net . Проверено 3 апреля 2018 г.
  7. ^ Коллинз, Сэм (2005). Понимание шахматных дебютов . Публикации Гамбита. ISBN  1-904600-28-Х .
  8. ^ Тарраш, Зигберт (1987). Игра в шахматы . Публикации Courier Dover. ISBN  0-486-25447-Х .
  9. ^ Хардинг (2003), с. 32–151
  10. ^ «Шахматный мастер-класс: научитесь играть в шахматы!» . Skillshare.com . Проверено 9 ноября 2020 г.
  11. ^ Хардинг (2003), с. 187 и далее

Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd8e045e247043eefe1291fbb411b17f__1710870660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/7f/cd8e045e247043eefe1291fbb411b17f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chess strategy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)