Jump to content

Шутка о шахматной задаче

Шуточная шахматная задача головоломка — это шахматная используется юмор , в которой в качестве элемента . Хотя большинство шахматных задач, как и другие творческие формы, ценятся за серьезные художественные темы (например, Гримшоу , Новотны и Лакни ), шуточные шахматные задачи ценятся за некоторую изюминку. В некоторых случаях составитель использует трюк, чтобы помешать решателю выполнить типичный анализ. В других случаях юмор проистекает из необычной финальной позиции. В отличие от обычных шахматных задач , шуточные задачи могут включать решение, нарушающее внутреннюю логику или правила игры.

Проблемы самостоятельного решения

[ редактировать ]
V. Ropke, Skakbladet 1942
а б с д и ж г час
8
a8 белый король
c8 черный король
а7 белая пешка
c7 белая пешка
черная пешка d7
b6 черная пешка
d6 белая пешка
а4 черная пешка
а3 белая пешка
d3 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в 6-м ходу.

Некоторые шахматные головоломки вообще не являются головоломками. На диаграмме белым предлагается поставить мат черным за шесть ходов. Шутка в данном случае в том, что по правилам шахмат у белых нет выбора; единственные законные ходы ведут непосредственно к «решению»:

1. d4 b5 2. d5 b4 3. axb4 a3 4. b5 a2 5. b6 a1=любое 6. b7 #

Тим Краббе приводит и другие примеры на своем шахматном сайте. [1]

Необычные интерпретации правил шахмат.

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
а7 черный король
b7 белая пешка
c7 белая ладья
a5 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Мат в 1

Некоторые композиторы полагались на реальные или предполагаемые двусмысленности или лазейки в правилах шахмат, создавая юмористические головоломки. На диаграмме справа показан один из таких примеров. Согласно шахматной легенде, композитор оговорил: «Белые дают мат в один ход». Кажется, что невозможно поставить мат за один ход, и сейчас это так, но когда оно было представлено, в правиле превращения не указывался цвет фигуры, на которую пешка может быть переведена ; таким образом, «решением» для белых является превращение черного коня на b8, что лишает черного короля потенциального поля для бегства (поскольку король не может захватить дружественные фигуры) и завершает игру обнаруженным матом белой ладьи. на с7. Аналогичные проблемы возникли с превращением в королей или пешек.

Тим Краббе, 1972 год.
а б с д и ж г час
8
e6 белая пешка
черная пешка d5
c4 черная пешка
g4 черная пешка
b3 черная пешка
c3 белая пешка
е3 черный король
f3 белая пешка
g3 белая пешка
h3 черная пешка
b2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
e1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Мат в 3

Более сложный пример был составлен Тимом Краббе и опирался на лазейку, которая предположительно существовала в определении рокировки . На диаграмме белые должны дать мат в три хода. Решение начинается с 1. e7 , затем есть два основных варианта:

Йозеф Клингер, 1980-е.
а б с д и ж г час
8
e7 белая пешка
g7 белый слон
g3 белая ладья
а2 черный король
e1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Мат в 2

В последней линии белые «вертикально рокируются» со своей недавно выдвинутой ладьей (и обозначенной как «0-0-0-0»), перемещая короля на две горизонтали вверх до e3, а ладью вниз до e2 чуть ниже белого короля. мат черному королю. Краббе утверждал, что по правилам шахмат того времени этот ход был, возможно, законным, поскольку ладья еще не двинулась, и что впоследствии ФИДЕ внесла поправки в правила, требуя, чтобы рокирующая ладья занимала тот же ранг, что и король. На самом деле, однако, в первоначальных Правилах ФИДЕ 1930 года уже говорилось, что ладья и король должны занимать один и тот же ранг. [2]

На третьей диаграмме решение начинается с 1. e8=R Kb1 2. 0-0-0-0# , вертикальная рокировка путем перемещения короля на e3 и ладьи на e2, что очень похоже на пример Краббе выше.

Необычное расположение или движение фигуры

[ редактировать ]

Некоторые задачи отличаются крайне необычным расположением фигур. Например, прямые маты и особенно помощники составлены из фигур в форме буквы, цифры или даже дерева.

«Задание по возвращению домой»

[ редактировать ]
М. Киртли, Проблемист , 1986 г.
а б с д и ж г час
8
d8 белая королева
а7 черная пешка
а6 белая пешка
b6 белая пешка
f6 черная пешка
a5 белая ладья
f5 белая пешка
b4 черная пешка
c4 белая пешка
f4 черная пешка
h4 белая пешка
а3 белый рыцарь
e3 белый слон
f3 белый рыцарь
а2 черный король
b2 черная ладья
e2 белый слон
f2 белый король
h2 белая пешка
e1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Совместитель в 8

В этой задаче М. Киртли финальная позиция повторяет знакомую закономерность. Краббе называет эту проблему «задачей возвращения домой», поскольку все восемь белых фигур отступают на исходные позиции. Он пишет, что «Стратегия и глубокие темы отсутствуют, у черных есть только форсированные ходы, но это одна из самых забавных шахматных задач, которые я когда-либо видел». [3] Белые должны поставить мат самостоятельно за восемь ходов; т. е. они должны заставить черных поставить мат белым против воли черных. Решение:

 1. Кb1+ Крb3 2. Фd1+ Лc2 3. Сc1 axb6 4. Лa1 b5 5. Лh1 bxc4 6. Крe1 c3 7. Кg1 f3 8. Сf1 f2#

«Гусеничная тема»

[ редактировать ]
Дж. Бриджуотер, шахматы , 1936 г.
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
а7 белая пешка
b7 черная пешка
b6 черная пешка
b5 черная пешка
f5 белый слон
b4 черная пешка
f4 белый король
b3 черная пешка
а1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Мат в 6

Краббе назвал «темой гусеницы» задачи и этюды, в которых удвоенные или тройные пешки движутся одна за другой. На диаграмме справа белые форсируют мат за шесть ходов. Решение:

1. Сb1 b2 2. Лa2 b3 3. Лa3 b4 4. Лa4 b5 5. Лa5 b6 6. Сe4#

Краббе написал на тему гусениц целую статью, приведя около десяти примеров. [4]

В. А. Шинкман, 1887 г.
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
а7 белая пешка
а6 белая пешка
а5 белая пешка
а4 белая пешка
а3 белая пешка
а2 белая пешка
а1 белая ладья
e1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Мат в 8

Американский композитор Уильям А. Шинкман (1847–1933) известен тем, что составил задачу на диаграмме с шестикратными пешками на вертикали «а». Как пишет Краббе на своем сайте: «Решение, как и должно быть в анекдоте, несложное: 1. 0-0-0 Крxa7 2. Лd8 Крxa6 3. Лd7 Крxa5 4. Лd6 Крxa4 5. Лd5 Крxa3 6. Лd4 Крxa2 7. Лd3 Крa1 8. Лa3# ". [5]

Однако проблема « приготовлена » (испорчена, на языке шахматной композиции), потому что 1.Kd2 также приводит к мату за восемь ходов. Но эта задача не была задумана как надежный мат в восьмерке, а была задумана как доказательственная игра в 34 хода с семью последовательными взятиями черных. [5]

Юмор в более традиционных шахматных задачах

[ редактировать ]

Юмор является компонентом некоторых традиционных тем, таких как гротеск и Эксельсиор .

В 2004 году Ханс Бём спонсировал турнир по шахматному сочинению юмористических эндшпилей . Две верхние записи с решениями появляются на веб-сайте Краббе. [6] [7]

Загадка о шахматах

[ редактировать ]
Т. Р. Доусон
а б с д и ж г час
8
f8 черный король
h8 белый король
e7 черная пешка
g6 белая пешка
h6 белая пешка
e5 черная королева
g5 черный конь
h5 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые для игры

В задачах такого рода, хотя задача поставлена ​​как стандартная шахматная задача, решение не имеет ничего общего с шахматными ходами. Примером может служить задача, составленная британским композитором Томасом Рейнером Доусоном :

В позиции на диаграмме черные решили сдаться (хотя сейчас была не его очередь). Уайт посоветовал сопернику не сдаваться так быстро. «Но я обречен проиграть, и я — или вы, если уж на то пошло, ничего не могу сделать», — сказал Блэк. Но Уайт настаивал: «Ставлю 100 долларов, что могу проиграть!» Итак, они сделали ставку, и белые фактически проиграли. Он не подал в отставку, не проиграл по времени или что-то в этом роде. Как он проиграл? [8]

Решение в словах (т.е. это загадка ) : белые проиграли не партию в шахматы (что невозможно в позиции на диаграмме, так как единственными допустимыми ходами являются 1.g7+ Qxg7+ 2.hxg7#), а скорее ставка.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 261-280» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. ст. 276, 267 и 265)
  2. ^ «Правила шахмат ФИДЕ (официальное издание 1930 г.)» . Викиисточник . Проверено 8 мая 2023 г.
  3. ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 281-300» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. п. 289)
  4. ^ Статья недоступна по прямой ссылке, но ее можно скачать в архиве (krabbe08.pdf).
  5. ^ Jump up to: а б «Бессмертный Кувейт» . Xs4all.nl . Проверено 7 декабря 2011 г.
  6. ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 261-280» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. п. 276)
  7. ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 281-300» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. пункт 281)
  8. ^ «Рождественские головоломки ChessBase 2014 – решения» . 25 января 2015 года . Проверено 7 сентября 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a5fa60e8633b4b5db535d6a34c50dfb__1710225360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/fb/3a5fa60e8633b4b5db535d6a34c50dfb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joke chess problem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)