Шутка о шахматной задаче
Шуточная шахматная задача головоломка — это шахматная используется юмор , в которой в качестве элемента . Хотя большинство шахматных задач, как и другие творческие формы, ценятся за серьезные художественные темы (например, Гримшоу , Новотны и Лакни ), шуточные шахматные задачи ценятся за некоторую изюминку. В некоторых случаях составитель использует трюк, чтобы помешать решателю выполнить типичный анализ. В других случаях юмор проистекает из необычной финальной позиции. В отличие от обычных шахматных задач , шуточные задачи могут включать решение, нарушающее внутреннюю логику или правила игры.
Проблемы самостоятельного решения
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Некоторые шахматные головоломки вообще не являются головоломками. На диаграмме белым предлагается поставить мат черным за шесть ходов. Шутка в данном случае в том, что по правилам шахмат у белых нет выбора; единственные законные ходы ведут непосредственно к «решению»:
- 1. d4 b5 2. d5 b4 3. axb4 a3 4. b5 a2 5. b6 a1=любое 6. b7 #
Тим Краббе приводит и другие примеры на своем шахматном сайте. [1]
Необычные интерпретации правил шахмат.
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Некоторые композиторы полагались на реальные или предполагаемые двусмысленности или лазейки в правилах шахмат, создавая юмористические головоломки. На диаграмме справа показан один из таких примеров. Согласно шахматной легенде, композитор оговорил: «Белые дают мат в один ход». Кажется, что невозможно поставить мат за один ход, и сейчас это так, но когда оно было представлено, в правиле превращения не указывался цвет фигуры, на которую пешка может быть переведена ; таким образом, «решением» для белых является превращение черного коня на b8, что лишает черного короля потенциального поля для бегства (поскольку король не может захватить дружественные фигуры) и завершает игру обнаруженным матом белой ладьи. на с7. Аналогичные проблемы возникли с превращением в королей или пешек.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Более сложный пример был составлен Тимом Краббе и опирался на лазейку, которая предположительно существовала в определении рокировки . На диаграмме белые должны дать мат в три хода. Решение начинается с 1. e7 , затем есть два основных варианта:
- 1... Крd3 2. e8=Ф gxf3 (другие ходы допускают Фe2#) 3. 0-0-0#
- 1... Крxf3 2. e8=Л ! ( недостаточная реклама ), и теперь:
- 2... d4 3. 0-0#
- 2... Крg2 3. 0-0-0-0#!
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В последней линии белые «вертикально рокируются» со своей недавно выдвинутой ладьей (и обозначенной как «0-0-0-0»), перемещая короля на две горизонтали вверх до e3, а ладью вниз до e2 чуть ниже белого короля. мат черному королю. Краббе утверждал, что по правилам шахмат того времени этот ход был, возможно, законным, поскольку ладья еще не двинулась, и что впоследствии ФИДЕ внесла поправки в правила, требуя, чтобы рокирующая ладья занимала тот же ранг, что и король. На самом деле, однако, в первоначальных Правилах ФИДЕ 1930 года уже говорилось, что ладья и король должны занимать один и тот же ранг. [2]
На третьей диаграмме решение начинается с 1. e8=R Kb1 2. 0-0-0-0# , вертикальная рокировка путем перемещения короля на e3 и ладьи на e2, что очень похоже на пример Краббе выше.
Необычное расположение или движение фигуры
[ редактировать ]Некоторые задачи отличаются крайне необычным расположением фигур. Например, прямые маты и особенно помощники составлены из фигур в форме буквы, цифры или даже дерева.
«Задание по возвращению домой»
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этой задаче М. Киртли финальная позиция повторяет знакомую закономерность. Краббе называет эту проблему «задачей возвращения домой», поскольку все восемь белых фигур отступают на исходные позиции. Он пишет, что «Стратегия и глубокие темы отсутствуют, у черных есть только форсированные ходы, но это одна из самых забавных шахматных задач, которые я когда-либо видел». [3] Белые должны поставить мат самостоятельно за восемь ходов; т. е. они должны заставить черных поставить мат белым против воли черных. Решение:
- 1. Кb1+ Крb3 2. Фd1+ Лc2 3. Сc1 axb6 4. Лa1 b5 5. Лh1 bxc4 6. Крe1 c3 7. Кg1 f3 8. Сf1 f2#
«Гусеничная тема»
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Краббе назвал «темой гусеницы» задачи и этюды, в которых удвоенные или тройные пешки движутся одна за другой. На диаграмме справа белые форсируют мат за шесть ходов. Решение:
- 1. Сb1 b2 2. Лa2 b3 3. Лa3 b4 4. Лa4 b5 5. Лa5 b6 6. Сe4#
Краббе написал на тему гусениц целую статью, приведя около десяти примеров. [4]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Американский композитор Уильям А. Шинкман (1847–1933) известен тем, что составил задачу на диаграмме с шестикратными пешками на вертикали «а». Как пишет Краббе на своем сайте: «Решение, как и должно быть в анекдоте, несложное: 1. 0-0-0 Крxa7 2. Лd8 Крxa6 3. Лd7 Крxa5 4. Лd6 Крxa4 5. Лd5 Крxa3 6. Лd4 Крxa2 7. Лd3 Крa1 8. Лa3# ". [5]
Однако проблема « приготовлена » (испорчена, на языке шахматной композиции), потому что 1.Kd2 также приводит к мату за восемь ходов. Но эта задача не была задумана как надежный мат в восьмерке, а была задумана как доказательственная игра в 34 хода с семью последовательными взятиями черных. [5]
Юмор в более традиционных шахматных задачах
[ редактировать ]Юмор является компонентом некоторых традиционных тем, таких как гротеск и Эксельсиор .
В 2004 году Ханс Бём спонсировал турнир по шахматному сочинению юмористических эндшпилей . Две верхние записи с решениями появляются на веб-сайте Краббе. [6] [7]
Загадка о шахматах
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В задачах такого рода, хотя задача поставлена как стандартная шахматная задача, решение не имеет ничего общего с шахматными ходами. Примером может служить задача, составленная британским композитором Томасом Рейнером Доусоном :
В позиции на диаграмме черные решили сдаться (хотя сейчас была не его очередь). Уайт посоветовал сопернику не сдаваться так быстро. «Но я обречен проиграть, и я — или вы, если уж на то пошло, ничего не могу сделать», — сказал Блэк. Но Уайт настаивал: «Ставлю 100 долларов, что могу проиграть!» Итак, они сделали ставку, и белые фактически проиграли. Он не подал в отставку, не проиграл по времени или что-то в этом роде. Как он проиграл? [8]
Решение в словах (т.е. это загадка ) : белые проиграли не партию в шахматы (что невозможно в позиции на диаграмме, так как единственными допустимыми ходами являются 1.g7+ Qxg7+ 2.hxg7#), а скорее ставка.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 261-280» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. ст. 276, 267 и 265)
- ^ «Правила шахмат ФИДЕ (официальное издание 1930 г.)» . Викиисточник . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 281-300» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. п. 289)
- ^ Статья недоступна по прямой ссылке, но ее можно скачать в архиве (krabbe08.pdf).
- ^ Jump up to: а б «Бессмертный Кувейт» . Xs4all.nl . Проверено 7 декабря 2011 г.
- ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 261-280» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. п. 276)
- ^ Краббе, Тим. «Открытый шахматный дневник 281-300» . Сайт Тима Краббе . Проверено 8 мая 2023 г. (см. пункт 281)
- ^ «Рождественские головоломки ChessBase 2014 – решения» . 25 января 2015 года . Проверено 7 сентября 2015 г.