Комбинация (шахматы)
В шахматах комбинация — это последовательность ходов, часто инициируемая жертвой , которая оставляет противнику мало вариантов и приводит к ощутимому выигрышу. В большинстве моментов шахматной игры у каждого игрока есть несколько разумных вариантов выбора, что затрудняет планирование заранее, за исключением стратегических . Комбинации, в отличие от нормы, достаточно форсирующие, поэтому можно точно рассчитать, какое преимущество будет достигнуто против любой защиты. Действительно, обычно необходимо точно предвидеть несколько ходов вперед, прежде чем запускать комбинацию, иначе не следует предпринимать первоначальную жертву.
Определение
[ редактировать ]В 1952/53 году редакция журнала «Шахматы против СССР» пришла к такому определению: « Комбинация – это вынужденная последовательность ходов, в которой используются тактические средства и используются специфические особенности позиции для достижения определенной цели». ( Голомбек 1977 )
Ирвинг Чернев писал:
Что такое комбинация? Комбинация представляет собой смесь идей – кеглей, вилок, открытых шашек, двойных атак – которые наделяют фигуры магической силой. Это серия ошеломляющих ударов перед нокаутом. Это кульминационная сцена пьесы, появляющаяся на доске. Это прикосновение волшебства, которое дает жизнь неодушевленным предметам. Это все и даже больше. Комбинация — сердце шахмат ( Чернев, 1960 ).
Пример
[ редактировать ]Комбинация обычно строится из двух или более фундаментальных шахматных тактик , таких как вилки , кегли , шампуры , подрывы , обнаруженные атаки и т. д. Таким образом, длина комбинации обычно составляет не менее трех ходов, но чем больше времени требуется для возмещения первоначальной жертвы, тем больше времени требуется для возмещения первоначальной жертвы. тем более впечатляющее сочетание.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Показанная позиция взята из работы Г. Степанова – Петра Романовского , Ленинград, 1926 г., и начинается комбинацией, иллюстрирующей несколько вилок и шампуров. [1] Черные только что сыграли
- 1...Лxf3+
Отступление с помощью 2.Ke2 позволило бы 2...Nd4+, королевскую вилку, атакующую короля и ферзя белых и выигрывающую ферзя. Аналогично, 2.Kd2 позволяло бы 2...Rf2+ (пронзая белых короля и ферзя) 3.Be2 Rxe2+! 4.Kxe2 Nd4+, снова выигрывая ферзя. Соответственно, белые выбрали
- 2. Крe4
но после
- 2... d5+ !
Уайт подал в отставку. Белые не могут взять черную ладью, так как при этом теряется ферзь на вилке 3...Nd4+, но альтернатива 3.cxd5 exd5+ 4.Kxd5 (опять же, взятие ладьи приводит к потере ферзя на вилке 4...Nd4+) Be6+ оставить белых без хорошей защиты. Взятие слона ходом 5.Kxe6 позволяет получить опасную вилку 5...Nd4+, а взятие коня ходом 5.Kxc6 позволяет сделать перекос 5...Rc8+ с последующим 6...Rxc2. Отступление ходом 5.Ke4 позволяет черному слону пронзить белых короля и ферзя ходом 5...Bf5+, поэтому у белых остается только один вариант: 5.Kd6.
После 5.Kd6 черные сыграли бы 5...Rd8+. Белые по-прежнему не могут взять коня по той же причине, что и раньше, а 6.Kxe6 позволяет поставить мат в один ход ходом 6...Rf6#, что оставляет один законный ход, а именно 6.Kc7, но тогда 6...Rf7+ абсолютно вынуждает белого короля взять черного коня, позволяя сделать вертел 7...Rc8+ с последующим 8...Rxc2.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
- «Что такое шахматная комбинация?» Эдвард Винтер
- Чернев, Ирвинг (1960), Комбинации: сердце шахмат , Thomas Y. Crowell Co.
- Голомбек, Гарри (1977), Шахматная энциклопедия Голомбека , Crown Publishing, ISBN 0-517-53146-1
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский компаньон по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press , ISBN 0-19-866164-9