Шахматная эстетика
Шахматная эстетика или красота в шахматах — это эстетическая оценка шахматных партий и задач как игроками, так и композиторами. Это видно, например, по призам за блестящие достижения. [1] [2] [3] присуждается за некоторые игры на определенных турнирах , а также в мире шахматной композиции . Издано множество книг, в которых представлены шахматные задачи или головоломки, подчеркивающие их эстетический аспект. [4] [5] [6] Один из самых ранних датируется 9 веком нашей эры. [7] Эстетика в шахматах может быть как источником удовольствия для человека, так и обучением, поскольку композиции или игры с ее участием обычно иллюстрируют оригинальные идеи или новые воплощения старых. Однако хороший составитель шахматных задач не обязательно является хорошим игроком.
Факторы игры или последовательности ходов (также называемые комбинацией ) , из-за которых большинство игроков могут считать ее «блестящей», включают, среди прочего: целесообразность, маскировка, жертвенность, правильность, подготовка, парадоксальность, единство и оригинальность. .
- Целесообразность относится к эффективности хода в достижении чего-то осязаемого, например, мата или решающей материальной выгоды.
- Маскировка возникает, когда сыгранный ход (обычно ключевой ) не сразу раскрывает решение.
- Жертва подразумевает обмен более мощной фигуры на более слабую, но может также означать обмен другими, менее ощутимыми преимуществами, такими как мобильность .
- Правильность просто означает, что решение должно работать против любой защиты. (Плюс, но не всегда возможно в реальных играх.)
- Подготовка означает, что воспринимаемая эстетика — скажем, в конкретной тактической комбинации — была достигнута во многом благодаря предшествующей ей стратегической игре. [8]
- Парадокс относится к ряду вещей, которые нарушают «хорошую практику» в шахматах, например, преднамеренное разоблачение своего короля.
- Единство означает сотрудничество между фигурами для достижения определенной цели (например, мат , выигрыш материала, контроль большего пространства ).
- Оригинальность означает нечто, чего наблюдатель раньше не видел, и поэтому он должен в значительной степени полагаться на личный опыт.
Условные обозначения композиции, такие как отсутствие каких-либо проверок или захватов в первом (то есть ключевом) ходе, а также использование вариаций для иллюстрации определенной темы (например, цугцванг , булавка ), также играют роль в эстетике игры.
Концептуально можно установить «общую основу» эстетики между областями реальных (например, турнирных) игр и композиций. Это характеристики красоты, которые примерно одинаково применимы к обеим областям; примеры включают эвристические нарушения, экономию и материальные жертвы. Эта общая основа полезна в вычислительных моделях эстетики игры, поскольку помогает в экспериментах по сравнению красоты композиций (в среднем считающихся более красивыми) с красотой реальных игр (в среднем считающихся менее красивыми). [9] Некоторые факторы, которые относятся исключительно к реальным играм (например, давление при контроле времени ) или композициям (например, избежание рокировок ), могут быть отнесены к эстетике игры — и, возможно, в некоторой степени это оправдано; [10] однако они выходят за рамки общей основы, описанной выше.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дамский, И. (2002). Шахматная гениальность. Издательство Everyman, Лондон, Англия.
- ^ Авни, А. (1998). Creative Chess, расширенное издание. Издательство Everyman, Лондон, Англия. ISBN 978-1-85744-149-9 .
- ^ Smirnov, A. (1925). Красота в шахматной игре, Beauty at the Chess Game, (in Russian), Leningrad, Russia.
- ^ Левитт Дж. и Фридгуд Д. (2008). Секреты зрелищных шахмат, 2-е издание (расширенное), 1 мая, Everyman Chess, Лондон, Англия. ISBN 978-1-85744-551-0
- ^ Ховард, К. (1967). Удовольствие от шахматных задач. Dover Publications, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
- ^ Липтон М., Мэтьюз РКО и Райс Дж. (1965). Шахматные задачи: введение в искусство, Citadel Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
- ^ Аль-Адли , «Книга шахмат» (на арабском языке, трактат о Шатрандже ), как указано в Nowakowski, RJ (1998). Игры без шансов. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Сухин, И. (2007). Шахматные жемчужины: 1000 комбинаций, которые вы должны знать, Mongoose Press, Массачусетс, США. ISBN 978-0-9791482-5-5
- ^ Икбал, МАМ (2008). Модель дискретной вычислительной эстетики для идеальной информационной игры с нулевой суммой, доктор философии. Диссертация, Малайский университет, Куала-Лумпур, Малайзия. PDF
- ^ Скромный, ПН (1995). Эстетика шахмат: ответ Равилиусу. Британский журнал эстетики, том. 35, нет. 4, стр. 390–94.