Школа шахмат
обозначает Шахматная школа шахматиста или группу игроков, которые разделяют общие представления о стратегии игры . В истории современных шахмат было несколько школ. Сегодня меньше зависимости от школ – игроки опираются на множество источников и играют в соответствии со своим личным стилем.
Эпоха Филидора
[ редактировать ]
В 1749 году Франсуа-Андре Даникан Филидор опубликовал «Анализ игры в школе» . Это была первая книга, в которой подробно обсуждалась стратегия игры в шахматы. Он также был первым, кто обсуждал взаимодействие фигур и пешек в игре. Филидор считал, что поддержание подвижности пешек является наиболее важным стратегическим фактором шахмат, и он обсуждал пешечную структуру , особенно изолированные пешки , сдвоенные пешки и отсталые пешки .
Сочинения Филидора широко хвалили и неправильно понимали в течение 90 лет. Его идеи были подхвачены английской школой в 1840-х годах. В 1925 году Арон Нимцович осознал важность мобильности пешек. Филидора все больше признают основателем современной шахматной стратегии. [1]
Моденская школа
[ редактировать ]Моденская школа возникла благодаря трем игрокам 18-го века, известным как моденские мастера : Доменико Лоренцо Понциани , Джамбаттиста Лолли и Эрколе дель Рио . Они рекомендовали сыграть Итальянской игры дебют . В отличие от идеи Филидора о пешечной структуре и подвижности, моденская школа подчеркивала быстрое развитие фигур для атаки на короля противника с самого начала, стремясь к мату или материальному преимуществу в процессе, часто за счет пешечной эффективности. или даже целые пешки. Этот стиль игры использовали Джоаккино Греко , Алессандро Сальвио и другие итальянские игроки 16 века. [2]
английская школа
[ редактировать ]
Английскую школу основал Говард Стонтон в 1840-х годах. Его последователи включали Бернхарда Хорвица , Элайджу Уильямса , Мармадьюка Уивилла и в некоторой степени Адольфа Андерсена и Дэниела Харрвица . В этом стиле не было быстрой атаки на короля противника. Вместо этого атаки были подготовлены, поскольку сначала были получены стратегические преимущества, такие как контроль над центром и ключевыми точками. Фигуры были построены за пешками, чтобы поддержать их продвижение. пионером в использовании фланговых отверстий и фианкетировании слона Стонтон был . После того, как Стонтон практически вышел на пенсию в 1853 году, этими идеями по большей части пренебрегали.
Романтические шахматы
[ редактировать ]
Романтические шахматы — стиль игры, распространенный в 19 веке. Для него характерны дерзкие жертвы и открытые тактические игры. Победа была второстепенной по сравнению с победой со стилем - настолько, что отказ от гамбита ( жертвы пешки или фигуры для получения атаки) считался неспортивным. Не случайно самыми популярными дебютами романтиков были принятый королевский гамбит и принятый гамбит Эванса . Некоторыми из крупнейших игроков эпохи романтизма были Адольф Андерсен , Пол Морфи и Генри Блэкберн . Знаменитая партия этого времени — « Бессмертная игра» между Андерсеном и Лионелем Кизерицким , воплощающая романтический стиль. Этот стиль был фактически положен на высшем уровне Вильгельмом Стейницем , который своим более позиционным подходом победил многих своих современников и открыл современную эпоху шахмат.
Классическая школа
[ редактировать ]
Примерно в 1860 году Луи Полсен понял, что многие нападения на короля увенчались успехом из-за плохой защиты. Вильгельм Стейниц согласился с этим и отверг преобладающее мнение, что нападение более почетно, чем защита. Стейниц, который в юности придерживался романтического стиля игры середины века, начал переключать свое внимание на построение сильной пешечной структуры и поиск небольших преимуществ, которыми можно было бы воспользоваться, а не на радикальные атаки на вражеского короля. Позиционная игра не была новой идеей, и существует множество примеров таких игр из эпохи романтизма, однако она не стала популярной и широко признанной до тех пор, пока Стейниц не выиграл Венский турнир 1873 года со своими идеями шахмат, основанных на защите. Он считается первым настоящим чемпионом мира по шахматам и оставался им в течение 21 года, несмотря на то, что почти 15 из них он не играл активно. Кроме того, он стал первым шахматным мастером, который зарабатывал на жизнь исключительно профессиональными шахматами, в то время как большинство игроков до этого времени играли в эту игру просто как хобби или способ подзаработать, имея при этом другие профессии в качестве основного занятия.
Идеи Стейница вызывали споры и широко критиковались — некоторые игроки старшего возраста, такие как Адольф Андерсен, никогда полностью не принимали их. Он написал множество статей в шахматных изданиях, защищая свои идеи, и к 1890-м годам их поддержало новое поколение молодых игроков, таких как Зигберт Тарраш и Эмануэль Ласкер . Эти игроки также взяли идеи Стейница, улучшили их и сделали более рациональными и доступными. В 1894 году эстафета фактически перешла к ученикам Стейница, когда он потерпел поражение от Ласкера на чемпионате мира.
В результате развития классической школы многие шахматные дебюты, которые были отличительными чертами романтических шахмат, такие как королевский гамбит и защита Филидора, вышли из употребления среди элитных игроков, а ферзевый гамбит, ранее редкий, стал основным продуктом высококлассных шахмат. уровень шахмат.
К началу 20 века за пределами Европы начали появляться шахматные мастера (ранее Пол Морфи был единственным известным неевропейским игроком). В их число входили американцы Гарри Нельсон Пиллсбери и Фрэнк Маршалл , а позже кубинец Хосе Рауль Капабланка . Эмануэль Ласкер продержался на первенстве мира рекордные 27 лет, хотя в шахматы долгое время не играл из-за своей карьеры профессора математики.
Ультрасовременная школа
[ редактировать ]
Гипермодернистская школа была основана Ароном Нимцовичем , Рихардом Рети , Савелли Тартаковером , Дьюлой Брейером и Эрнстом Грюнфельдом в 1920-х годах. [3] Гипермодернисты отвергли идею важности оккупации центра. Вместо этого гипермодернистская школа подчеркивает контроль над центром, атакуя его фигурами – особенно с периферии. Гипермодернистская школа также отрицала превосходство двух слонов во всех типах позиций и утверждала, что пара слонов сильна только в открытых или полуоткрытых позициях. [4] [5]
Хотя дебюты e4 и тактическая игра все еще были распространены в классическую эпоху, в период после Первой мировой войны произошли значительные изменения, поскольку любые дебюты e4 стали немодными за пределами любительского уровня. Ришар Рети зашел так далеко, что объявил e4 «решающей ошибкой» и утверждал, что d4 был единственным рациональным способом начать игру, в то время как сицилианская и французская защита были единственными рациональными ответами на 1. e4. Такие игроки, как Фрэнк Маршалл и Хосе Рауль Капабланка (отвоевавший чемпионство мира у Ласкера в 1921 году), ранее известные как тактические игроки и пользователи дебютов е4, начали переключать свой репертуар на пешечные дебюты на ферзевом фланге и более позиционный стиль игры в 1920-е годы.
В 1927 году Александр Алехин бросил вызов Капабланке на первенство мира. Матч, длившийся 34 партии, проходил в Буэнос-Айресе, Аргентина, и получил позорную известность из-за чрезмерного использования ортодоксальной защиты отклоненного ферзевого гамбита, которая использовалась во всех играх, кроме двух (остальные две включали французскую защиту и королевскую индийскую защиту). ). Алехин победил Капабланку и стал четвертым чемпионом мира по шахматам, который он сохранял до своей смерти в 1946 году (за исключением двух лет, когда он уступил титул Максу Эйве ).
Чрезмерное использование отклоненной ортодоксальной защиты ферзевого гамбита в матче за первенство 1927 года привело к более широкому распространению гиперсовременных дебютов, которые стали основой соревновательных шахмат в 1930-х годах. Кроме того, элитные игроки начали изучать Славянскую защиту и другие варианты QGD.
Советская гегемония
[ редактировать ]
В 1940-е годы Советский Союз начал долгое доминирование в шахматах. Советская школа согласилась с Таррашем и делала упор на мобильность. Слабость, которую нельзя было атаковать, не была настоящей слабостью. Советская школа основывалась на учении Михаила Чигорина (1850–1908).
Михаил Ботвинник был первым по-настоящему доминирующим советским гроссмейстером, подготовленным к этой роли благодаря своей молодости и преданности коммунизму. В 1937 году он выиграл чемпионат СССР, но чемпионата мира пришлось ждать более десяти лет, пока не закончилась Вторая мировая война. Действующий чемпион мира Александр Алехин умер в 1946 году, оставив чемпионство вакантным. Ботвинник стал чемпионом мира, выиграв турнир пяти лучших игроков — чемпионат мира по шахматам 1948 года .
После Второй мировой войны гиперсовременные дебюты, такие как Индийская защита, стали основой шахмат высокого уровня и остаются таковыми до сих пор. Кроме того, в этот период произошел стремительный взлет сицилийской защиты, о которой писали с 16 века, но которая была редкостью до 1950-х годов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ( Хупер и Уилд 1992 : 359)
- ^ ( Саннакс 1970 : 309–10)
- ^ ( Авербах 2012 :81)
- ^ Арон Нимцович, Моя система
- ^ ( Авербах 2012 :81)
Библиография
- Авербах, Юрий (2012), История шахмат от Чатуранги до наших дней , Russell Enterprises, ISBN 978-1-936490-44-8
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), «шахматные школы», The Oxford Companion to Chess (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
- Саннакс, Энн (1970), «Моденские мастера», Шахматная энциклопедия , St. Martins Press, ISBN 978-0-7091-4697-1