Jump to content

Ферзь и пешка против ферзевого эндшпиля

Мюллер и Лампрехт, диаграмма 9.12А
а б с д и ж г час
8
f7 белый ферзь
g7 белый король
c6 черный король
h5 белая пешка
e2 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые выигрывают; Черные играют вничью

Эндшпиль «ферзь и пешка против ферзя» — это шахматный эндшпиль , в котором у обеих сторон есть ферзь , а у одной — пешка , которую пытаются передвинуть . Играть очень сложно и трудно. Перекрестные проверки часто используются как способ выиграть игру путем принудительного обмена ферзей. Почти всегда ничья , если защищающийся король находится перед пешкой. [1]

Карстен Мюллер и Франк Лампрехт говорят, что этот эндшпиль встречается довольно часто, но Марк Дворецкий говорит, что он встречается довольно редко. [2] [3] Это второй по распространенности эндшпиль «фигура и пешка против фигуры» после эндшпиля «ладья и пешка против ладьи » . [4]

Примерно до 1940 г. все, что было известно об этом эндшпиле, основывалось на поверхностном анализе некоторых позиций времен Филидора (1726–1795). Аналитики постепенно начали анализировать эндшпиль. Финал произошел в игре 1944 года между Ботвинником и Равинским (внизу), после чего последовал долгий анализ. Пауль Керес опубликовал большое количество аналитических работ в 1947–49 годах. Этот анализ был проверен в игре 1954 года между Ботвинником и Миневым (ниже). Минев последовал предложениям Кереса и проиграл, обнаружив серьезные ошибки в анализе. В 1955 году «Шахматы против СССР» объявил конкурс на лучший анализ этого эндшпиля. К моменту окончания соревнований в 1959 году несколько теоретиков внесли полезный анализ. Ранние аналитики считали, что финал почти всегда заключался вничью с коневой пешкой , но Юрий Авербах усомнился в этом в 1950-х годах. Авербах, работая над предыдущим анализом, опубликовал свой обширный анализ в 1962 году. [5]

Полный анализ не проводился до появления таблиц эндшпиля , которые показали, что можно выиграть больше позиций, чем считалось ранее. До таблаз лучше всего освещал Авербах, но 70 страниц анализа в Comprehensive Chess Endgames в основном охватывали только простые позиции с пешкой уже на седьмой горизонтали . [6] Джон Нанн написал три книги, основанные на наиболее важных эндшпилях в таблицах эндшпилей из пяти фигур, но опустил этот эндшпиль, потому что «... его оказалось слишком сложно понять». [7] Он также прокомментировал: «Это самая сложная из всех концовок для пяти человек, что прискорбно, поскольку это одна из наиболее распространенных концовок на практике». [8]

Общие соображения

[ редактировать ]

Согласно Рубену Файну и Палу Бенко , это окончание является ничьей, если только пешка не является слоновой пешкой или центральной пешкой (т.е. королевской или ферзевой пешкой ), а пешка находится на седьмой горизонтали и поддерживается своим королем . Если защищающийся король может оказаться перед пешкой, игра заканчивается вничью; в противном случае защитнику лучше держать короля подальше от пешки. Защитнику следует продолжать шах до тех пор, пока у него не закончатся шахи, а затем, если возможно, связать пешку. [9] На основании компьютерного анализа Мюллер и Лампрехт дают другое описание. По их мнению, обычно защищающийся король должен находиться перед пешкой. пешки Пешка ладьи или коня является теоретической ничьей, если защищающийся король находится перед пешкой или рядом с ней, или если король находится в углу напротив поля продвижения . Коневая пешка имеет больше практических шансов на победу, чем ладейная пешка. Пешка слона или центральная пешка является победой, если защищающийся король не находится перед пешкой. Пешка слона имеет больше шансов на победу, чем центральная пешка. Позиция защищающегося короля особенно важна. [10] Джон Нанн утверждает, что анализ, проведенный со времени первой работы Файна (опубликованной в 1941 году в журнале Basic Chess Endings ), показал, что существует гораздо больше выигрышных позиций, чем было известно в то время (в некоторых случаях игнорируя правило пятидесяти ходов ). [11] Победа пешкой занимает до 59 ходов. [12] перекрестная проверка Для победы может потребоваться .

Эдмар Меднис описал ситуацию, когда защищающийся король не может помочь:

  • Пешка слона – лучшая пешка. Его относительно легко продвигать, и он становится победой, когда достигает седьмого ранга.
  • Центральная пешка выигрывает, если доходит до седьмой горизонтали, но доставить ее туда сложно. Даже если пешка достигает шестой горизонтали, позиция обычно ничья.
  • Коневую пешку относительно легко добраться до седьмой горизонтали, но теоретическая позиция может оказаться ничьей.
  • Позиции с ладейными пешками представляют собой теоретическую ничью, но на практике ее может оказаться затруднительной. [13]

Джон Нанн приводит такое резюме для защиты:

  • с центральной пешкой у защиты есть две возможности: поставить короля перед пешкой или поставить короля в угол, ближайший к полю продвижения пешки.
  • со слоновой пешкой единственный шанс защитника - поставить короля перед пешкой
  • с коневой пешкой защитник должен поставить короля перед пешкой или в дальний от поля продвижения угол
  • ладейная пешка обычно является ничьей, и правила защиты такие же, как и для коневой пешки.

Естественно, чем менее продвинута пешка, тем больше шансов на защиту. [14]

Ладейная пешка

[ редактировать ]
Нанн, 2007, с. 150
а б с д и ж г час
8
f8 белый круг
g8 черный круг
h8 черный круг
g7 белый круг
h7 черный круг
а6 белый круг
f6 белый круг
g6 белый круг
h6 белый круг
а5 белая пешка
а4 белый король
b3 белая королева
а2 черный круг
b2 черный круг
а1 белый круг
b1 черный круг
c1 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный король на белых точках: победа ходом белых, ничья ходом черных; на черных точках – победа любым ходом; остальные квадраты – ничья

В 1985 году шахматный компьютер Belle завершил создание таблицы эндшпиля для этого финала. Ладийная пешка является наиболее важной для реальных игр, поскольку она возникает чаще всего, поскольку вероятность размена ее меньше всего. [15] Чтобы иметь приличные шансы на победу, ладейная пешка должна находиться как минимум на шестой горизонтали. [16]

Меднис дал следующие рекомендации, основанные на его анализе базы данных. Предположим, что у белых есть пешка на линии «h» .

Чтобы нарисовать:

  • Лучшее место для короля - в углу напротив поля продвижения пешки. Это не позволяет ему блокировать шахи своего ферзя.
  • Когда белый ферзь централизован, самым безопасным местом для черного короля, вероятно, будет b3.
  • Как только король окажется в дальнем углу, он должен оставаться там.
  • В определенные моменты король может оказаться на других полях и при этом сыграть вничью, но правильно играть гораздо сложнее.
  • Королева должна быть централизована.
  • Ферзь проверяет центральные поля для большей гибкости в будущих ходах.
  • Ферзь делает шах таким образом, чтобы белый ферзь не мог быть централизован.
  • Ферзь используется, чтобы удерживать короля перед пешкой.
  • Ферзь используется для предотвращения активности белого ферзя.
  • Если ферзь находится на e5, он сыграет вничью с пешкой на h7 и ферзем на g6 или f7, если черный король находится в дальнем углу.
  • Королева остается активной и гибкой. Он будет более активен на c2, чем на h7.
  • Ферзь на h7 часто достаточно хорош, чтобы сделать ничью.

Чтобы выиграть:

  • Худшее место для короля – перед пешкой.
  • Есть два хороших места для короля:
    • на сторону пешки, например f7, f8 или e8.
    • близко к черному королю, что позволяет проводить контршахи.
  • Пешка продвигается на седьмую горизонталь только в том случае, если ферзь находится на месте, чтобы предотвратить вечный шах .
  • Если пешка находится на h7, лучшее поле для ферзя — e4. При благоприятных обстоятельствах выигрывают и другие поля (например, f5, d7). [17]
Пример длинной теоретической победы с участием ладейной пешки. [18]
а б с д и ж г час
8
a7 черная королева
а6 белая пешка
h6 черный король
a5 белая королева
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после ...Qa7+. Мат можно получить за 235 ходов , но по правилу пятидесяти ходов позиция ничья. [19]

Рыцарская пешка

[ редактировать ]
Нанн, 2007, с. 151
а б с д и ж г час
8
d8 белый круг
е8 черный круг
f8 черный круг
g8 черный круг
h8 черный круг
d7 белый круг
е7 черный круг
f7 черный круг
g7 черный круг
h7 черный круг
d6 белый круг
е6 черный круг
f6 черный круг
g6 черный круг
h6 черный круг
b5 белая пешка
d5 черный круг
е5 черный круг
f5 черный круг
g5 черный круг
h5 белый круг
b4 белый король
d4 черный круг
е4 черный круг
f4 белый круг
g4 белый круг
h4 белый круг
c3 белая королева
d3 черный круг
а2 белый круг
b2 черный круг
c2 черный круг
d2 черный круг
e2 белый круг
а1 черный круг
b1 черный круг
c1 черный круг
d1 черная королева
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час

Коневая пешка должна находиться как минимум на пятой горизонтали, чтобы иметь хорошие шансы на победу. Коневая пешка на пятой горизонтали имеет больше шансов на победу, чем ладейная пешка на шестой горизонтали. Для этого есть две причины:

Лучшее место для защищающегося короля — перед пешкой, а второе лучшее место — в углу напротив поля превращения. [20]

Слоновая пешка

[ редактировать ]
Нанн, 2007, с. 152
а б с д и ж г час
8
е8 белый круг
f8 черный круг
g8 черный круг
h8 черный круг
e7 белый круг
f7 черный круг
g7 черный круг
h7 черный круг
е6 черный круг
f6 черный круг
g6 черный круг
h6 черный круг
а5 белый круг
c5 белая пешка
е5 черный круг
f5 черный круг
g5 черный круг
h5 черный круг
белый круг а4
c4 белый король
е4 черный круг
f4 черный круг
g4 черный круг
h4 черный круг
а3 черный круг
d3 белая королева
е3 черный круг
f3 черный круг
g3 черный круг
h3 черный круг
а2 черный круг
b2 черный круг
c2 черный круг
d2 черный круг
е2 черный круг
f2 черный круг
g2 черный круг
h2 черный круг
а1 черный круг
b1 черный круг
c1 черный круг
d1 черный круг
e1 черная королева
f1 черный круг
g1 черный круг
h1 черный круг
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час

Пешка слона дает лучшие шансы на победу. Одна из причин заключается в том, что в противоположном углу для черного короля нет зоны ничьи, если пешка находится как минимум на четвертой горизонтали. Если пешка находится на пятой горизонтали, шансы защитника невелики, если только король не находится перед пешкой. Пешка на шестой горизонтали выигрывает, если защищающийся король не находится перед пешкой. [21]

Центральная пешка

[ редактировать ]
Нанн, 2007, с. 152
а б с д и ж г час
8
g8 белый круг
h8 черный круг
f7 белый круг
g7 белый круг
h7 черный круг
f6 белый круг
g6 белый круг
h6 черный круг
d5 белая пешка
f5 белый круг
g5 черный круг
h5 черный круг
белый круг а4
d4 белый король
f4 черный круг
g4 черный круг
h4 черный круг
e3 белая королева
f3 черный круг
g3 черный круг
h3 черный круг
а2 черный круг
b2 черный круг
c2 черный круг
d2 черный круг
е2 черный круг
f2 черный круг
g2 черная королева
h2 черный круг
а1 черный круг
b1 черный круг
c1 черный круг
d1 черный круг
е1 черный круг
f1 черный круг
g1 черный круг
h1 черный круг
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час

Центральная пешка имеет больше шансов на победу, чем пешка ладьи или коня, но не так хороша, как пешка слона. Как и в случае с пешкой слона, для защищающегося короля в противоположном углу нет зоны ничьей. Защищающемуся королю лучше находиться на «короткой стороне» пешки, а не на «длинной стороне». [22]

Пример длинной теоретической победы с участием центральной пешки. [23]
а б с д и ж г час
8
e8 белая королева
h6 черная королева
а2 черный король
e2 белая пешка
c1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после ...Qh6+. Мате может быть выполнено в 247 слоев . [24]

Примеры из игр

[ редактировать ]

Ботвинник против Равинского, Москва (Ч-СССР), 1944 г.

[ редактировать ]
Ботвинник против Равинского, 1944 год.

В 1944 году Ботвинник разыграл идеальный эндшпиль против Григория Равинского . [25] Стартовая позиция после 86...b1=Q является выигрышной.

87.Фa7+! [Единственный ход, который выигрывает! [26] ] 87...Kf6 88.Qf7+ Ke5 89.Kh6 Qh1+ 90.Kg7 Kd4 91.Qf6+ Kc5 92.Kg8 Kb5 93.g7 Ka4 94.Kf7 Qh5+ 95.Ke7 Qc5+ 96.Qd6 Qg5+ 97.Kf8 Qf5+ 98.Ke8 + 99.Kf8 Qf5+ 100.Ke7 Qg5+ 101.Qf6 Qc5+ 102.Kd7 Qd5+ 103.Kc7 Qa5+ 104.Kb7 Qb5+ 105.Qb6 Qd7+ 106.Qc7! Qb5+ 107.Ka7 Qd5 108.Kb8 Qg8+ 109.Ka7 Qd5 110.Qf4+ Ka5 111.Qf6 Qc5+ 112.Kb7 Qb5+ 113.Kc7 Qc5+ 114.Kd7 Qd5+ 115.Ke7 Qc5+ 116.Kf7 Qc4+ 1 17. Крe7 Фc5+ 118.Кре6 Фc8+ 119 .Ke5 Qc3+ 120.Kf5 Qd3+ 121.Kg5 Qe3+ 122.Kg6 Qe8+ 123.Kh6 Qg8 124.Qe5+ Ka4 125.Kg6 Qc8 126.Qf4+ 1–0

Возможным продолжением с помощью endgame tablebases могло бы быть:

126 ... KB3 127.QF7+ KA4 128.G8 = Q QG4+ 129.KH6 QH4+ 130.KG7 QG3+ 131.KF8 QD6+ 132.QE7 QH6+ 133.QGG7 QF4+ 134.QGF7 QB8+ 135.QFE8 ++-[Обмен QUEENS.]

а б с д и ж г час
8
b8 черная королева
e8 белая королева
f8 белый король
e7 белая королева
а4 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
После 135.Qfe8+

Ботвинник против. Гоинг, Амстердам (старый), 1954 г.

[ редактировать ]
Ботвинник против. Иду, 1954 год.

Десять лет спустя, анализируя отложенную партию с Николаем Миневым , [27] Ботвинник усовершенствовал метод победы. [28] Но и тогда он ошибся дважды (в 61 и 77 лет). Позиция после 55...a1=Q ничья. Игра продолжалась:

56.Фg4+ [26] Ka5 57.Qxe6 Qh8+ 58.Kg6 Qc3 59.g4 Qd2 60.g5 Qd4? [60...Ka4=] 61.Qf5+? [61.Kh7!+-] 61...Ka4= 62.Kh5 Qh8+ 63.Kg4 Qh1? [63...Ka3=] 64.Qf4++- Ka5 65.Qe5+ Ka4 66.g6 Qd1+ 67.Kg5 Qd8+ 68.Kf5 Qc8+ 69.Kf4 Qc1+ 70.Qe3 Qc7+ 71.Qe5 Qc1+ 72.Kf5 Qc8+ 73.Kg5 Qd8+ 74 .Qf6 Qd5+ 75.Qf5! Qd8+ 76.Kh5 Qe8 77.Qf4+? [77.Kg4+-] 77...Ka5? [77...Ka3!=] 78.Qd2++- Ka4 79.Qd4+ Ka5 80.Kg5 Qe7+ 81.Kf5 Qf8+ 82.Ke4 Qh6 83.Qe5+ Ka4 84.g7 Qh1+ 85.Kd4 Qd1+ 86.Kc5 Qc1+ 87.Kd6 Qd2+ 88.Ke6 Qa2+ 89.Qd5 Qe2+ 90.Kd6 Qh2+ 91.Kc5 1–0

Теперь либо перекрестная проверка приведет к размену ферзей, либо пешка сделает продвижение .

Ферзь и две пешки против ферзя

[ редактировать ]

Обычно это победа двух пешек, но добиться победы бывает сложно даже в выигрышных позициях, так как даже малейшая неточность может привести к вечному шаху . Позиции, в которых одна из пешек уязвима для нападения, могут быть ничейными, но они необычны. [29]

Есть ряд других исключений из розыгрыша, в первую очередь связанных с ладейными и коневыми пешками (пешки a и b или пешки g и h), в которых защищающийся король опережает пешки. [30]

Лпутян против Арутжуняна, 2001 г.

Пример – Смбат Лпутян против Геворга Арутджуняна, 2001 год. [32] Позиция после 86.h6 (последний ход пешки в игре) ничья. Игра продолжалась до 142-го хода, причем неточности с обеих сторон переводили позицию от ничьей к вынужденной победе и обратно. Интересно, что черные могли претендовать на ничью по правилу пятидесяти ходов на протяжении последних нескольких ходов, включая финальную позицию, в которой они сдались, но они этого не сделали. [33]

Ферзь и две пешки против ферзя и пешки

[ редактировать ]

Обычно это победа двух пешек, но удивительным результатом таблиц Ломоносова из семи фигур является то, что для максимально продолжительного выигрыша требуется 594 хода . Однако в игре «Каспаров против мира» Каспаров был стороной с единственной пешкой, но победил, потому что его пешка была намного более продвинутой, чем пешки сборной мира, что также препятствовало их постоянным шахам.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Нанн 2007 , с. 148
  2. ^ Мюллер и Лампрехт 2001 , с. 316
  3. ^ Dvoretsky 2006 , p. 250
  4. ^ Нанн 2007 , с. 148
  5. ^ Авербах, Хенкин и Чеховер 1986 , стр. 29–30
  6. ^ Нанн 2007 , с. 148
  7. ^ Нанн 1995 , с. 265
  8. ^ Нанн 2010 , с. 299
  9. ^ Файн и Бенко 2003 , с. 538
  10. ^ Мюллер и Лампрехт 2001 , с. 316
  11. ^ Нанн 2007 , стр. 148–153, 248–249.
  12. ^ Спилман, Тисдалл и Уэйд 1993 , стр. 7
  13. ^ Меднис 1987 , стр. 126–127, 134
  14. ^ Нанн 2010 , с. 299
  15. ^ Меднис 1996 , с. 93
  16. ^ Нанн 2007 , с. 150
  17. ^ Меднис 1996 , стр. 115–117
  18. ^ Томпсон 1986 , стр. 138.
  19. ^ Базы таблиц эндшпиля Syzygy 2020a
  20. ^ Нанн 2007 , стр. 150–151.
  21. ^ Нанн 2007 , стр. 151–152.
  22. ^ Нанн 2007 , стр. 152–153.
  23. ^ See Kryukov (2008) .
  24. ^ Базы таблиц эндшпиля Syzygy 2020b
  25. ^ «Михаил Ботвинник против Григория Равинского» . Chessgames.com . ООО «Чессгеймс Сервисез» . Проверено 2 марта 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б соглашение об аннотациях Нанна. используется
  27. ^ «Михаил Ботвинник против Николая Минева» . Chessgames.com . ООО «Чессгеймс Сервисез» . Проверено 2 марта 2023 г.
  28. ^ Dvoretsky 2006 , pp. 250–251
  29. ^ Нанн 2010 , с. 307
  30. ^ Нанн 2010 , с. 303
  31. ^ Нанн 2010 , с. 303
  32. ^ Лпутян против Арутджуняна, Ереван (ch-ARM) 2001 г.
  33. ^ Нанн 2010 , стр. 303–307.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fa1b2f3ed3e915984533125d3f92a32__1715439960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/32/7fa1b2f3ed3e915984533125d3f92a32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Queen and pawn versus queen endgame - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)