Jump to content

Пешечная структура

В игре в шахматы пешечная структура (иногда называемая пешечным скелетом ) представляет собой конфигурацию пешек на шахматной доске . Поскольку пешки являются наименее подвижными из шахматных фигур, пешечная структура относительно статична и, таким образом, играет большую роль в определении стратегического характера позиции.

Общие замечания

[ редактировать ]

Слабые места в пешечной структуре, такие как изолированные , сдвоенные или отсталые пешки и дыры , однажды созданные, обычно остаются постоянными. Поэтому необходимо проявлять осторожность, чтобы избежать их (но есть исключения — например, см. дыру Болеславского ниже). При отсутствии этих структурных недостатков невозможно оценить пешечную расстановку как хорошую или плохую — многое зависит от положения фигур. Однако пешечное формирование в значительной степени определяет общие стратегии игроков, даже если оно возникает из-за несвязанных дебютов. Пешечные образования, симметричные относительно вертикальной линии (например, цепочка e5 и цепочка d5 ), могут показаться похожими, но они, как правило, имеют совершенно разные характеристики из-за склонности королей к рокировке на королевском фланге .

Пешечные структуры часто переходят одна в другую, например, изолани в висячие пешки и наоборот. К таким транспозициям следует относиться внимательно, и они часто отмечают изменения в игровой стратегии.

Основные пешечные образования

[ редактировать ]

В своей книге «Шахматы с пешечной структурой» 1995 года Эндрю Солтис классифицировал основные пешечные образования на 17 категорий. В 2015 году книга «Шахматные структуры » Маурисио Флореса Риоса дала дальнейшее изучение этого предмета, разделив пешечные структуры на 28 наиболее важных. Чтобы формация попала в определенную категорию, она не обязательно должна иметь позицию пешки, идентичную соответствующей диаграмме, а лишь достаточно близкую, чтобы характер игры и основные темы не изменились. Обычно положение центральных пешек больше всего влияет на характер игры.

Говорят, что структуры с взаимно атакующими пешками обладают напряжением . Они обычно нестабильны и имеют тенденцию превращаться в устойчивую формацию при движении пешки или размене. Игра часто вращается вокруг того, чтобы осуществить транспозицию при благоприятных обстоятельствах. Например, в отклоненном ферзевом гамбите черные ждут, пока белые разовьют королевского слона , чтобы взять d5xc4, переходя к славянской схеме (см. ниже).

Формирование Каро

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
e6 черная пешка
d4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование Каро

Вакансии : Первичный: Каро-Канн . Другие: французский , скандинавский (в основном варианте, где белые должны вернуть ферзя с а5), Тромповский (перевернутый цвет), Алехин .

Характер : Медленная игра.

Темы для белых : аванпост на e5, преимущество пространства d4–d5 на королевском фланге, прорыв , возможность на ферзевом фланге большинства в эндшпиле (обычно после обмена белой пешки d на черную пешку c).

Темы для черных : слабость пешки d4, прорывы c6–c5 и e6–e5. Последний прорыв обычно предпочтительнее, но черным его труднее добиться.

Славянское образование

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
e6 черная пешка
d4 белая пешка
e3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Славянская формация

Дебюты : Первичный: Ферзевый гамбит . Другие: каталонская , нимцо-индийская , система Колле , лондонская система и Тромповский (у последних трёх цвета поменялись местами).

Характер : Медленная игра.

Темы для белых : давление на линию «c», слабость черной пешки «c» (либо после хода черных ...b7–b5, либо после d4–d5xc6 в ответ на ...e6–e5), прорыв d4–d5.

Темы для черных : прорывы e6–e5 и c6–c5.

Сицилийский – Схевенинген

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
e6 черная пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Схевенингенская формация

Дебюты : Основные: сицилийский ( вариации Найдорфа , Рихтера-Раузера и Созина), сицилийский Схевенинген и несколько других сицилийских вариаций. Другое: King's English (цвета перевернуты).

Характер : Сложный, динамичный, острый миттельшпиль .

Темы для белых : давление на линию d, преимущество в пространстве, прорыв e4–e5 (часто подготовленный с помощью f2–f4), толчок f2–f4–f5, блиц g2–g4–g5 (см. «Атака Кереса» ).

Темы для черных : давление на линию «c», атака меньшинства (и контригра в целом) на ферзевом фланге, давление на белую пешку на e4 или e5, прорыв d6–d5, перенос e6–e5 в дыру Болеславского (см. ниже).

Раньше считалось неразумным размен фигуры на с6, позволяющий отбить bxc6, поскольку считалось, что фаланга центральных пешек черных становится очень сильной; однако современные шахматные движки показали, как белые могут сохранить небольшое преимущество даже с пешкой черных на с6.

Сицилийский – Дракон

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
g6 черная пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование Дракона

Вакансии : Основное: Сицилийский дракон . Другое: Pirc , King's English (с перевернутыми цветами).

Характер : Либо острый миттельшпиль с рокировкой на противоположные стороны, либо умеренно острая игра с рокировкой на одну и ту же сторону. Для правильной игры «Сицилийский дракон» требуется высокий уровень дебютного запоминания. Это особенно верно, когда речь идет о югославской атаке, в которой белые играют ходы Be3, f3, Qd2 и 0-0-0. Другие варианты включают следующее: Классический дракон, где белые играют Сe2 и 0–0; Атака Таль, определяемая Bc4 и 0-0; и защита Фианкетто, где белые играют g3, Bg2 и 0-0. Эти менее распространенные варианты приводят к менее тактическим позициям с потенциально техническим эндшпилем.

Темы для белых черных на ферзевом фланге : аванпост на d5, атака на королевском фланге (либо f2–f4–f5 с рокировкой на королевский фланг, либо h2–h4–h5 с рокировкой на ферзевый фланг), слабость пешечного меньшинства в эндшпиле.

Темы для черных : Давление на длинной диагонали, контригра на ферзевом фланге, использование часто перетянутых пешек королевского фланга белых в эндшпиле .

Вступительные строки : Самый распространенный вариант Сицилийского Дракона — Югославская Атака. 1. e4 c5 2.Кf3 d6 3. d4 cxd4 4. Кxd4 Кf6 5. Кc3 g6 6. Сe3 (определяющий ход югославской атаки) 6... Сg7 7. Фd2 0-0 8. f3 (необходимо предотвратить Черные от игры 8...Ng4 для атаки чернопольного слона белых также дают e4 дополнительную защиту и готовятся к пешечному штурму ходом g4) 8... Nc6 9. 0-0-0 (9) .Bc4 также очень распространен в этой позиции) 9... d5 (основной вариант; другие идеи включают 9...Nxd4 и 9...Bd7).

Болеславские палочки

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
e5 черная пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формация Болеславской дыры

Дебюты : Основные: Сицилиан Найдорф , Классик, Свешников, Калашников. Другие: Сицилиан Принс, Москва, О'Келли (2...а6), Королевский Индийский , Королевский Английский (с перевернутыми цветами), Пирц , Филидор , Руй Лопес (испанский), Итальянский .

Характер : Открытая, динамичная игра.

Темы для белых d5 : взятие под контроль дыры , использование отсталой пешки d6, прорыв f2–f4.

Темы для черных : прорыв d6–d5, атака меньшинства на ферзевом фланге, поле c4.

Парадоксальна идея, что черные могут добиться равенства, добровольно создав дыру на d5. Вся игра вращается вокруг контроля поля d5. Черным следует играть очень осторожно, иначе белые поставят коня на d5 и получат значительное позиционное преимущество. Черные почти всегда уравнивают счет и могут даже получить небольшой перевес, если удастся сделать прорыв d6–d5. У черных есть два варианта ферзевого слона : на e6 и на b7 (после a7–a6 и b7–b5). Что необычно для открытой формации, слоны уступают коням из-за всеобъемлющей важности d5: белые часто меняют Bg5xf6, а черные обычно предпочитают отдать ферзевого слона, а не коня в обмен на белого коня, если они доберутся до d5. . Этой формации можно достичь из цепочки d5 после того, как черные получат прорыв c7–c6 и обменяют пешку c на пешку d белых.

Когда белые рокируют на ферзевом фланге, черные часто откладывают рокировку, потому что их король в центре находится в полной безопасности .

Мароци Бинд

[ редактировать ]

Дебюты : Основные: сицилианская , староиндийская защита . Другое: симметричный английский , королевский английский (с перевернутыми цветами), королевская индийская защита , нимцо-индийская защита .

Характер : Полуоткрытая игра.

Темы для белых : Nd4–c2–e3, фианкетирование одного или обоих слонов, прыжок Мароци (Nc3–d5, за которым следует e4xd5 с огромным давлением на линию e), атака на королевском фланге, прорывы c4–c5 и e4–e5.

Темы для черных : прорыв b7–b5, прорыв f7–f5 (особенно с фианкетированным королевским слоном), прорыв d6–d5 (подготовленный с помощью e7–e6).

Привязка Мароци, названная в честь Гезы Мароци , имеет устрашающую репутацию. Шахматные мастера когда-то считали, что допускать ничью было ошибкой, поскольку черные всегда давали белым значительное преимущество. Действительно, если черные не сделают быстро прорыв пешки , их легкие фигуры задохнутся , поскольку у легких фигур не будет полей для движения, и они, возможно, будут загнаны в угол или прижаты к слабой защите. И наоборот, формирование формации требует времени для подготовки и ограничивает активность белопольного слона белых, который может дать черным немного передышки для осуществления этого прорыва.

а б с д и ж г час
8
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
а6 черная пешка
b6 черная пешка
d6 черная пешка
e6 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование ежа

Вакансии : Первичный: симметричный английский , сицилийский . Другое: Королевский английский (с перевернутыми цветами), Королевско-индийская защита (Сэмиш), Королево-индийская защита , Нимцо-индийская защита , Атака Нимцо-Ларсена .

Характер : Закрытая, Полуоткрытая игра.

«Еж» — это формация, похожая на связку Мароци , и разделяет стратегические идеи с этой формацией. Обычно связка Мароци трансформируется в формацию Ежа.

Формирование Раузера

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
e5 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование Раузера (цвета перевернуты)

Дебюты : Основные: староиндийская (перевернутые цвета), староиндийская (перевернутые цвета), испанская игра , итальянская игра . Другие: Руй Лопес (цвета перевернуты), Итальянская игра (цвета перевернуты), Сицилийский Крамник. Обозначения в оставшейся части этого раздела относятся к версии с перевернутыми цветами.

Характер : Полуоткрытая игра.

Темы для белых : слабость d6, толчок c4–c5, диагональ a3–f8, штурм пешки на ферзевом фланге.

Темы для черных : слабость d4, диагональ a1–h8, поле f4, атака на королевском фланге, размен фигур для превосходного эндшпиля.

Формация Раузера названа в честь Раузера, который представил ее в испанской партии. Это также может редко встречаться в Испании с перевернутыми цветами.

а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
e8 черная ладья
g8 черный король
а7 черная пешка
b7 черная пешка
d7 черный рыцарь
f7 черная пешка
g7 черный слон
h7 черная пешка
c6 черная пешка
d6 белая ладья
f6 черный рыцарь
g6 черная пешка
e5 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
c3 белый рыцарь
e3 белый слон
f3 белый рыцарь
h3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
c1 белый король
f1 белый слон
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Тарраш против. Эйве, Пистян 1922 г.

Считается, что это дает черным отличные шансы, поскольку d6 представляет собой гораздо меньшую дыру, чем d4 белых. Если слон черного короля фианкетирован, то обычно можно увидеть, что он не развит до f8, чтобы контролировать жизненно важные поля c5 и d6 или удалить чернопольного слона белых, стража лунки.

Новички часто неправильно оценивают формацию Раузера. В позиции слева белые, похоже, имеют преимущество в развитии, в то время как позиция черных, похоже, пронизана дырами. На самом деле именно черные стоят явно лучше, потому что у белых нет реального способа улучшить свою позицию, в то время как черные могут улучшить свою позицию, используя поле d4 ( см. Полную игру на доске Java (Applet) ).

Болеславская стена

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
d6 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Образование Болеславского вала.

Вакансии : Начальная школа: Староиндийская . Другие: Англичанин , Пирц , Руй Лопес , Филидор , Итальянский Гейм .

Характер : Полуоткрытая игра, медленная раскачка.

Происходит после размена пешек на d4. Имя дано Гансом Кмохом .

Темы для белых : использование слабости d6, прорывы e4–e5 и c4–c5, атака меньшинства с помощью b2–b4–b5.

Темы для черных : атака пешек e4 и c4, прорывы d6–d5 и f7–f5, игра на ферзевом фланге с помощью a7–a5–a4.

Стена — это еще одна структура, которая оставляет черным слабость пешки d, но не позволяет белым взять под контроль центр и дает черным активную игру фигур и возможность играть по обе стороны доски.

d5-цепочка

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
d5 белая пешка
e5 черная пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Образование d5-цепи

Вакансии : Первичные: King's Indian , Руй Лопес (испанский), Пирц . Другое: Бенони , Филидор , Тромповский , Английская , Итальянская игра , Игра четырех коней (шотландский вариант).

Характер : Закрытая игра с противоположной стороной деятельности.

Темы для белых : огромное преимущество в пространстве на ферзевом фланге, прорыв c2–c4–c5 (возможно, подготовленный с помощью b2–b4), профилактика с помощью g2–g4 (после f2–f3), прорыва f2–f4.

Темы для черных : атака на королевском фланге, прорыв f7–f5, прорыв g7–g5–g4 (после f2–f3), прорыв c7–c6, профилактика с помощью c6–c5 или c7–c5, трансформирующаяся в полную формацию Бенони.

Цепочка возникает из множества дебютов, но чаще всего в тщательно анализируемой староиндийской классической вариации. Тема - борьба за прорыв на противоположных флангах: черные должны попытаться организовать атаку на королевском фланге, прежде чем тяжелые фигуры белых прорвутся с разрушительным эффектом по линии "c". Считалось, что позиция в пользу белых до тех пор, пока не произошла плодотворная партия ( Тайманов Найдорф 1953), в которой черные использовали маневр Rf8–f7, Bg7–f8, Rf7–g7. Когда возникает цепочка в испанской партии, игра идет намного медленнее, темп не имеет большого значения и предполагает маневрирование фигур с обеих сторон: черные сосредотачиваются на прорыве c7–c6, а белые часто пытаются играть на королевском фланге с прорывом f2–f4. . Это может трансформироваться в дырку Болеславского или связку Мароци после того, как черные разыграют прорыв c7-c6 и обменяют пешку c на пешку d белых.

e5-цепочка

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
e6 черная пешка
черная пешка d5
e5 белая пешка
d4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Образование цепи e5

Вакансии : Первичный: французский . Другое: Нимцович , Тромповский , Каро-Канн (продвинутый вариант), Бого-Индийский , Лондонская система , Система Колле , Сицилийский (Россолимо, Алапин , Закрытый , О'Келли), Атака Нимцо-Ларсена (цвета перевернуты), Королевский английский (цвета) перевернутый).

Характер : Закрытая/полуоткрытая, но острая игра.

Темы для белых : матовая атака на королевском фланге, прорыв f2–f4–f5.

Темы для черных : Размен зажатого ферзевого слона, прорывы c7–c5 и f7–f6.

Из-за преимущества белых в пространстве на королевском фланге и преимущества в развитии черные должны создать контригру или получить мат. Новички часто проигрывают сверкающей греческой даровой жертве . Атака головы пешечной цепочки ходами f7–f6 встречается так же часто, как и атака ее основания, поскольку белым тяжелее защитить главу цепочки, чем в цепочке d5. В ответ на exf6 черные принимают обратную пешку e6 в обмен на освобождение своей позиции (диагональ b8–h2 и полуоткрытая линия f) и возможность дальнейшего прорыва e6–e5. Если белые размениваются d4xc5, это называется клином. Белые получают форпост на d4 и возможность использовать темные поля, а черные получают перерастянутую пешку е5, над которой нужно работать.

Современное образование Бенони

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
c5 черная пешка
d5 белая пешка
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Современная формация Бенони

Дебюты : Основные: Модерн Бенони , Староиндийская защита , Руй Лопес . Другое: Итальянская игра , Современная защита , Королево-индийская защита , Тромповский , Испанская партия (цвета перевернуты), Итальянская игра (цвета перевернуты), Дебют Рети (цвета перевернуты), Староиндийская атака (перевернуты цвета), Сицилийская защита (Москва, Россолимо) .

Характер : Полуоткрытая игра.

Темы для белых : большинство пешек в центре, прорыв e4–e5.

Темы для черных : пешечное большинство на ферзевом фланге.

Джуоко Фортепиано – формирование Исолани

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование «Айлендерс» в плане игры

Вакансии : Начальная школа: Джуоко Фортепиано . Другое: французский (Штайнер, размен), Руй Лопес (Берлин, Мёллер, Анти-Маршалл), Петров , королевский английский , французский (перевернутые цвета), сицилийский алапин (перевернутые цвета), принятый ферзевый гамбит (вариант 3.e3).

Персонаж : Открытая игра.

Темы для белых : Развитие активной игры фигур или активности фигур на одной или обеих открытых вертикалях, прилегающих к изолированной ферзевой пешке. Сохранение контроля над слабым полем перед изолированной ферзевой пешкой по мере ее продвижения, чтобы предотвратить вражескую блокаду с конечной угрозой и целью продвижения.

Темы для черных : Блокада изолани, размен фигур для выгодного эндшпиля.

Ферзевый гамбит – формирование Исолани

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
e6 черная пешка
d4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование Исолани в ферзевом гамбите

Дебюты : Первичные: Ферзевый гамбит , Нимцович-Индиан . Другое: французский , сицилийский алапинский , симметричный английский , Каро-Канн , ферзевый гамбит (цвета перевернуты), нимцо-индийский (цвета перевернуты).

Персонаж : Открытая игра .

Темы для белых : прорыв d4–d5, жертва изолани, форпост на e5, атака на королевском фланге.

Темы для черных : Блокада изолани, размен фигур для выгодного эндшпиля.

Изолани приводит к оживленной игре, вращающейся вокруг поля d5. Если черные смогут подавить пешку, их позиционная сила и угроза разменов дадут им преимущество. В противном случае угроза прорыва d4–d5 всегда присутствует, и иногда можно пожертвовать изолани, чтобы раскрыть потенциал белых фигур, что позволит белым организовать вихревую атаку. Гарри Каспаров известен спекулятивной жертвой d4–d5.

Висячие пешки

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
e6 черная пешка
c4 белая пешка
d4 белая пешка
а2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование висячих пешек

Дебюты : Первичные: отклоненный ферзевый гамбит , Нимцович-Индиан . Другое: королевская индийская защита , симметричный английский , сицилийский (алапинский).

Персонаж : Открытая игра.

Темы для белых : продвижение линии в центр, атака на королевском фланге.

Темы для черных : Форсирование пешки и блокировка пары, переход в изолани.

Этот термин используется почти исключительно для пешек на вертикалях «c» и «d» и обычно для двух пешек одного ранга (рядом). Они могут быть сильными, слабыми или нейтральными, в зависимости от позиции. Обычно они являются атакующим, а не защитным активом. [1] Как и изолани, висячие пешки являются структурным недостатком, но вместе с ними обычно компенсируется повышенная активность фигур. Игра вращается вокруг попыток черных заставить одну из пешек продвинуться вперед. Если черные смогут установить постоянную блокаду, игра будет позиционно выиграна. С другой стороны, белые стремятся удержать пешки висящими, пытаясь организовать атаку на королевском фланге, используя превосходный контроль над центром. Другие темы для белых включают тактические возможности и прорывы линий в центре.

Карловарское образование

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
черная пешка d5
d4 белая пешка
e3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Карловарское образование

Дебют : Первичный: отклоненный ферзевый гамбит . Другое: Каро-Канн (цвета перевернуты), Система Колле (цвета перевернуты), Лондонская система (цвета перевернуты).

Характер : Полуоткрытая игра.

Темы для белых : атака меньшинства, прорыв e3–e4.

Темы для черных : форпост e4, атака на королевском фланге.

Panov formation

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
e6 черная пешка
c5 белая пешка
черная пешка d5
d4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Пановская формация

Дебюты : Первичные: отклоненный ферзевый гамбит , Каро-Канн (Атака Панова). Другое: Защита Алехина , Защита QGD Тарраша (цвета перевернуты), Симметричный английский (цвета перевернуты).

Характер : Полуоткрытая, динамичная игра.

Темы для белых : Использование темных полей, аванпост d6; Большинство на ферзевом фланге в эндшпиле с продвинутой пешкой.

Темы для черных : форпост e4, атака на королевском фланге, перетянутая пешка белых, прорывы e6–e5 и b7–b6.

Формирование Стоунволла

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
e6 черная пешка
черная пешка d5
f5 черная пешка
d4 белая пешка
f4 белая пешка
e3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Формирование Стоунволла

Дебюты : Основные: Голландская защита , Атака «Стоунволл» . Другое: Colle System , Bird's Opening .

Персонаж : Закрытая игра, несложная стратегия.

Темы : Размен плохого слона, аванпосты e4/e5, прорывы по вертикалям c и g.

Игроки должны тщательно продумать, как отбить удар на поле e4/e5, поскольку это меняет симметричное пешечное построение и создает стратегические тонкости.

система Ботвинника

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
c5 черная пешка
e5 черная пешка
c4 белая пешка
e4 белая пешка
d3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Система Ботвинника

Вступительные курсы : Первичные: английский , голландский , King's Indian Attack . Прочие: Сицилианка (Закрытая, Москва), Венская партия , Испанская партия , Дебют слона .

Персонаж : Закрытая игра, несложная стратегия.

Темы : Размен плохого слона, аванпосты d4/d5, прорывы по вертикалям b и f.

Эта структура появляется в одной из трактовок английского языка Ботвинником. Игроки должны тщательно продумать, как отбить удар на поле d4/d5, поскольку это меняет симметричное пешечное построение и создает стратегические тонкости. Добавление к этой структуре типичного белого фианкетто королевского слона обеспечивает значительное давление по длинной диагонали и обычно подготавливает прорыв f2–f4–f5.

Закрытая сицилийская формация

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а7 черная пешка
b7 черная пешка
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
c5 черная пешка
e4 белая пешка
d3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Закрытая сицилийская формация

Условия открытия : Первичные: закрытый сицилийский , закрытый английский (цвета перевернуты).

Характер : Закрытая, сложная позиция.

Темы для белых : штурм пешек на королевском фланге, прорыв c2–c3 и d3–d4.

Темы для черных : штурм пешки на ферзевом фланге, диагональ a1–h8.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Силман 1999, с. 434

Библиография

  • Флорес Риос, Маурисио (2015). Шахматные структуры – руководство для гроссмейстеров . Качественные шахматы. ISBN  978-1-78483-000-7 .
  • Солтис, Энди (1995). Пешечная структура в шахматах . Маккей. ISBN  0-8129-2529-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бабурин, Александр (2003). Выигрышные пешечные структуры . Бэтсфорд. ISBN  978-0713480092 .
  • Гривас, Эфстратиос (2006). Шахматный колледж 2. Игра пешками . Гамбит. ISBN  978-1904600473 .
  • Марович, Дражен (2000). Понимание пешечной игры в шахматах . Гамбит. ISBN  1-901983-31-5 .
  • Сакаев Константин; Ланда, Константин (2017). Полное руководство по позиционным шахматам: Русская шахматная школа 2.0 - Структуры и динамика миттельшпиля . Новое в шахматах. ISBN  978-9056917425 .
  • Соколов, Иван (2008). Выигрыш в шахматных миттельшпилях: основное руководство по пешечным структурам . Новое в шахматах. ISBN  978-9056917500 .
  • Юсупов, Артур (2009). Повышайте свое мастерство в шахматах 3 . Качественные шахматы. ISBN  978-1906552268 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e03cb8dbeb5bcb5587ba694ebedf8ceb__1700869200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/eb/e03cb8dbeb5bcb5587ba694ebedf8ceb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pawn structure - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)