Jump to content

шахматный движок

(Перенаправлено из шахматных движков )

В компьютерных шахматах шахматный движок это компьютерная программа , которая анализирует позиции в шахматах или шахматных вариантах и ​​генерирует ход или список ходов, которые она считает сильнейшими. [1]

Шахматный движок обычно представляет собой серверную часть с интерфейсом командной строки без графики или окон . Движки обычно используются с внешним интерфейсом, оконным графическим пользовательским интерфейсом, таким как Chessbase или WinBoard , с которым пользователь может взаимодействовать с помощью клавиатуры, мыши или сенсорного экрана. Это позволяет пользователю играть против нескольких движков, не изучая новый пользовательский интерфейс для каждого, а также позволяет различным движкам играть друг против друга.

Многие шахматные движки теперь доступны для мобильных телефонов и планшетов, что делает их еще более доступными.

Значение термина «шахматный двигатель» со временем менялось. В 1986 году Линда и Тони Шерцер представили свою программу Bebe на 4-м чемпионате мира по компьютерным шахматам , запустив ее на «Chess Engine», их торговой марке шахматного компьютерного оборудования. [2] производится и продается их компанией Sys-10, Inc. [3] К 1990 году разработчики Deep Blue Фэн -сюн Сюй и Мюррей Кэмпбелл писали о том, чтобы придать своей программе «поисковую систему», очевидно, имея в виду программное обеспечение, а не аппаратное обеспечение. [4] В декабре 1991 года Computer-schach & Spiele назвала от Chessbase недавно выпущенный Fritz «Schach-motor», что в переводе с немецкого означает «шахматный движок». [5] К началу 1993 года Марти Хирш проводил различие между коммерческими шахматными программами, такими как Chessmaster 3000 или Battle Chess, с одной стороны, и «шахматными движками», такими как ChessGenius или его собственная MChess Pro , с другой. По его характеристике, коммерческие шахматные программы были дешевы, имели красивую графику, но не занимали высоких мест в рейтинговых списках SSDF ( Шведской шахматной компьютерной ассоциации ), в то время как движки были более дорогими и имели высокие рейтинги. [6]

В 1994 году Шей Бушинский работал над ранней версией своей программы для юниоров . Он хотел сосредоточиться на игровой части шахмат, а не на графике, и поэтому спросил Тима Манна, как ему заставить Джуниора общаться с Winboard . Ответ Тима лег в основу того, что стало известно как протокол связи Chess Engine или механизмы Winboard, первоначально являвшиеся подмножеством интерфейса командной строки GNU Chess . [7]

Также в 1994 году Стивен Дж. Эдвардс выпустил спецификацию Portable Game Notation (PGN). В нем упоминается, что программам чтения PGN не требуется «полноценный шахматный движок». В нем также упоминаются три «графических пользовательских интерфейса» (GUI): XBoard , pgnRead и база данных Slappy. [8]

К середине 2000-х годов движки стали настолько сильными, что смогли победить даже лучших игроков-людей. За исключением развлекательных целей, особенно с использованием двигателей ограниченной мощности, матчи между людьми и двигателями теперь редки; движки все чаще рассматриваются как инструменты анализа, а не как противники.

Протокол интерфейса

[ редактировать ]

Распространенные движки Winboard включают Crafty , ProDeo (на базе Rebel ), Chenard, Zarkov и Phalanx.

В 1995 году Chessbase выпустила версию своей программы управления базами данных, включающую Fritz 4 в качестве отдельного движка. Это было первое появление протокола Chessbase. движки Junior и Shredder Вскоре после этого они добавили в свою линейку продуктов , включая движки с протоколом CB в качестве отдельных программ, которые можно было установить в программу Chessbase или в один из других графических интерфейсов в стиле Fritz. Fritz 1-14 выпускались только как движки Chessbase, в то время как Hiarcs , Nimzo, Chess Tiger и Crafty были портированы в формат Chessbase, хотя они были движками UCI или Winboard. Недавно Chessbase начала включать движки Universal Chess Interface (UCI) в свои игровые программы, такие как Komodo , Houdini , Fritz 15–16 и Rybka, вместо того, чтобы конвертировать их в движки Chessbase.

В 2000 году Стефан Мейер-Кален и Франц Хубер выпустили Universal Chess Interface — более подробный протокол, который представил более широкий набор функций. Вскоре после этого Chessbase отказалась от поддержки движков Winboard и добавила поддержку UCI в графический интерфейс своего движка и программы Chessbase . Большинство топовых движков в наши дни принадлежат UCI: Stockfish , Komodo , Leela Chess Zero , Houdini , Fritz 15-16, Rybka , Shredder , Fruit , Critter , Ivanhoe и Ruffian.

С 1998 года немецкая компания Millenium 2000 ненадолго перешла от специализированных шахматных компьютеров к рынку программного обеспечения, разработав протокол Millennium Chess System (MCS) для серии компакт-дисков, содержащих ChessGenius или Shredder , но после 2001 года прекратила выпуск нового программного обеспечения. [9] Более давний протокол движка используется голландской компанией Lokasoft. [10] которая в конечном итоге взяла на себя маркетинг « Бунтаря » Эда Шредера .

Увеличение силы

[ редактировать ]

Шахматные движки постоянно увеличивают игровую силу. Частично это связано с увеличением вычислительной мощности, которая позволяет выполнять вычисления на все большей глубине за заданное время. Кроме того, усовершенствовались методы программирования, что позволило двигателям более избирательно подходить к анализируемым строкам и лучше понимать позиционирование. Шахматный движок часто использует обширную заранее рассчитанную дебютную «книгу», чтобы увеличить свою игровую силу в течение первых нескольких ходов, возможно, до 20 или более ходов в глубоко проанализированных линиях. [ нужна ссылка ]

Некоторые шахматные движки поддерживают базу данных шахматных позиций, а также ранее вычисленных оценок и лучших ходов - по сути, своего рода «словарь» повторяющихся шахматных позиций. Поскольку эти позиции заранее вычисляются, движок просто выполняет один из указанных ходов в базе данных, тем самым экономя вычислительное время, что приводит к более сильной и быстрой игре.

Некоторые шахматные движки используют базы таблиц эндшпиля , чтобы увеличить свою игровую силу в эндшпиле . База таблиц эндшпиля включает в себя все возможные позиции эндшпиля с небольшим количеством материала. Каждая позиция окончательно определяется как победа, поражение или ничья для игрока, чья очередь делать ход, а также количество ходов до конца с лучшей игрой обеих сторон. База таблиц определяет для каждой позиции ход, который принесет самый быстрый выигрыш против оптимальной защиты, или ход, который проиграет медленнее всего против оптимального нападения. Такие базы таблиц доступны для всех шахматных эндшпилей с семью фигурами или меньше (исключаются тривиальные позиции в эндшпиле, такие как шесть белых фигур против одинокого черного короля ). [11] [12]

Когда маневрирование в концовке для достижения необратимого улучшения занимает больше ходов, чем горизонт расчета шахматного движка, движок не гарантирует, что найдет лучший ход без использования базы таблицы эндшпиля, и во многих случаях может не соответствовать правило пятидесяти ходов в результате появилось . Многие двигатели используют постоянный мозг (продолжающий рассчитывать во время хода противника) как метод увеличения своей силы.

Распределенные вычисления также используются для улучшения программного кода шахматных движков. В 2013 году разработчики шахматной программы Stockfish начали использовать распределенные вычисления для улучшения программного кода. [13] [14] [15] По состоянию на июнь 2017 г. В общей сложности более 745 лет процессорного времени было использовано для игры в более чем 485 миллионов шахматных партий, а результаты использовались для небольших и постепенных улучшений программного обеспечения для игры в шахматы. [16] В 2019 году автор Ethereal Эндрю Грант запустил среду тестирования распределенных вычислений OpenBench, основанную на платформе тестирования Stockfish. [17] [18] и сейчас это наиболее широко используемая среда тестирования шахматных движков. [ нужна ссылка ]

Ограничение мощности двигателя

[ редактировать ]

К концу 1990-х лучшие движки стали настолько сильными, что лишь немногие игроки имели шанс выиграть у них игру. Чтобы дать игрокам больше шансов, движки стали включать настройки, позволяющие регулировать или ограничивать их силу. В 2000 году, когда Стефан Мейер-Кален и Франц Хубер выпустили протокол универсального шахматного интерфейса , они включили параметры uci_limitstrength и uci_elo, позволяющие авторам движка предлагать различные уровни, оцененные в соответствии с рейтингом Эло , откалиброванным одним из рейтинговых списков. Большинство графических интерфейсов для двигателей UCI позволяют пользователям устанавливать этот рейтинг Elo в меню. Даже двигатели, которые не приняли этот параметр, иногда имеют регулируемый параметр мощности (например, Stockfish 11). К движкам, имеющим параметр uci_elo, относятся Houdini , Fritz 15–16, Rybka , Shredder , Hiarcs , Junior , Zappa и Sjeng . графические интерфейсы, такие как Shredder , Chess Assistant , Convekta Aquarium, [19] Hiarcs Chess Explorer и арена Мартина Блюма [20] имеют раскрывающиеся меню для настройки параметра uci_elo движка. Графические интерфейсы семейства Fritz, Chess Assistant и Aquarium также имеют независимые средства ограничения мощности движка, очевидно, основанные на способности движка генерировать ранжированные списки ходов (называемые multipv для «принципиальной вариации»).

Сравнения

[ редактировать ]

Результаты компьютерных турниров дают представление об относительной силе шахматных движков. Однако в турнирах не проводится статистически значимое количество игр для точного определения силы. На самом деле, количество игр, которые необходимо сыграть между достаточно равными движками, чтобы добиться значимости, исчисляется тысячами и, следовательно, нецелесообразно в рамках турнира. [21] Большинство турниров также допускают использование любых типов оборудования, поэтому сравниваются только комбинации движка и оборудования.

Исторически коммерческие программы были самыми мощными двигателями. Если любительский движок выигрывает турнир или показывает хорошие результаты (например, Заппа в 2005 году), то он быстро коммерциализируется. Титулы, полученные на этих турнирах, приносят большой престиж программам-победителям и поэтому используются в маркетинговых целях. Однако после появления в конце 2010-х годов добровольных проектов распределенных вычислений , таких как Leela Chess Zero и Stockfish, а также систем тестирования, таких как FishTest и OpenBench, бесплатные программы с открытым исходным кодом в значительной степени вытеснили коммерческие программы в качестве самых мощных двигателей в турнирах.

Список турниров

[ редактировать ]

Текущие турниры включают в себя:

Исторические турниры включают:

Рейтинги

[ редактировать ]

Списки рейтингов шахматных двигателей призваны предоставить статистически значимые показатели относительной мощности двигателей. Эти списки играют несколько игр между движками. Некоторые также стандартизируют дебютные книги, контроль времени и компьютерное оборудование , используемое двигателями, пытаясь измерить только разницу в мощности двигателей. Эти списки предоставляют не только рейтинг, но и погрешность данных рейтингов.

Рейтинги в рейтинговых списках, хотя и рассчитываются с использованием системы Эло (или аналогичных рейтинговых методов), не имеют прямого отношения к рейтингам Эло ФИДЕ или к рейтингам игроков других шахматных федераций. За исключением некоторых игр «человек против машины», которые SSDF организовал много лет назад (когда двигатели были далеки от сегодняшних возможностей), нет никакой калибровки между этими рейтинговыми списками и пулами игроков . Следовательно, результаты, которые имеют значение, — это ранги и различия между рейтингами, а не абсолютные значения.

Во многих рейтинговых списках отсутствуют ИППОЛИТ и его производные. Несмотря на то, что они очень надежны и имеют открытый исходный код , есть утверждения со стороны представителей коммерческого программного обеспечения, что они были получены из дизассемблированного двоичного файла Rybka . [22] Из-за разногласий все эти движки были занесены в черный список многих турниров и рейтинговых списков. Рыбку в свою очередь обвинили в том, что она основана на Fruit . [23] а в июне 2011 года ICGA официально заявила, что Рыбка произошла от Fruit and Crafty, запретила Рыбке участвовать в чемпионате мира по компьютерным шахматам Международной ассоциации компьютерных игр и отозвала ее предыдущие победы (2007, 2008, 2009 и 2010 годы). [24] ICGA подверглась некоторой критике за это решение. [25] Несмотря на все это, Рыбка до сих пор входит во многие рейтинговые списки, такие как CCRL и CEGT, помимо Houdini , производного от IPPOLIT производного Robbolito, [26] и Огонь, производное от Гудини. Кроме того, Fat Fritz 2 , производная от Stockfish, [27] также включен в большинство рейтинговых списков.

Различия между рейтинговыми списками

[ редактировать ]

Существует ряд факторов, которые различаются в рейтинговых списках шахматных движков:

  • Количество игр. Большее количество игр при тестировании каждого движка приводит к более высокой статистической значимости .
  • Формулы, используемые для расчета эло каждого двигателя.
  • Контроль времени :
    • Более длительный контроль времени лучше подходит для определения силы турнирной игры, но также либо делает тестирование более трудоемким, либо результаты становятся менее статистически значимыми.
    • Дополнительный контроль времени лучше подходит для определения силы турнирной игры, поскольку в турнирах обычно используется дополнительный контроль времени, но во многих рейтинговых списках вместо этого используется циклический/повторяющийся контроль времени.
    • Последовательный контроль времени по всему рейтинговому списку или разный контроль времени для каждого теста. Последнее приводит к меньшей статистической значимости , чем первое, поскольку различный контроль времени является потенциальной помехой . Это особенно проблематично для CCRL, поскольку CCRL использует как циклические/повторяющиеся элементы управления временем (40/15), так и элементы управления временем с приращением (15"+10') в своем списке CCRL 40/15, но сохраняет оба контроля времени в одном списке. [28]
  • Оппоненты, используемые при тестировании двигателей.
    • Некоторые рейтинговые списки тестируют движок только по самой последней версии каждого движка-противника, в то время как другие рейтинговые списки проверяют движок по версии (версиям) каждого движка-противника, наиболее близкому по эло к тестируемому движку.
    • В большинстве рейтинговых списков не проводится тестирование каждого двигателя из рейтингового списка по сравнению с каждым другим двигателем из рейтингового списка в формате турнира по круговой системе . Это вызывает искажения в рейтинговых списках, особенно CCRL и CEGT. [29]
  • Используемое оборудование:
    • Более быстрое оборудование с большим объемом памяти приводит к более сильной игре.
    • 64-битное (по сравнению с 32-битным) оборудование и операционные системы предпочитают битбордов. программы на основе
    • Аппаратное обеспечение, использующее современные наборы инструкций, такие как AVX2 или AVX512, предпочитает механизмы, использующие в своем коде векторы и внутренние функции векторов, что часто встречается в нейронных сетях .
    • Графические процессоры предпочитают программы с глубокими нейронными сетями .
    • Многопроцессорное и однопроцессорное оборудование.
    • Одинаковое оборудование во всем рейтинговом списке или разное оборудование для каждого теста. Последнее приводит к меньшей статистической значимости , чем первое, поскольку различное оборудование является потенциальной помехой . Это особенно проблематично для CEGT , поскольку в тестировании каждого двигателя в CEGT участвуют несколько тестировщиков, каждый со своим уникальным оборудованием. [30] Та же проблема возникает и в CCRL . [31]
  • Настройки обдумывания (спекулятивный анализ, пока оппонент думает) он же Постоянный Мозг.
  • Размеры таблицы транспонирования.
  • Настройки графического интерфейса.
  • Открытие настроек книги.

Эти различия влияют на результаты и затрудняют прямое сравнение рейтинговых списков.

Список рейтинговых списков

[ редактировать ]

Текущие рейтинговые списки и организации рейтинговых списков включают:

Исторические рейтинговые списки и организации рейтинговых списков включают:

Наборы тестов

[ редактировать ]

Двигатели можно тестировать, измеряя их производительность в определенных положениях. Типичным является использование наборов тестов, в которых для каждой заданной позиции нужно найти один лучший ход. Эти позиции могут быть ориентированы на позиционную, тактическую или эндшпильную игру. жертвах . Например, набор тестов Nolot фокусируется на серьезных [32] Наборы тестов BT2450 и BT2630 измеряют тактические возможности шахматного движка и используются компанией REBEL . [33] [34] Существует также общий набор тестов под названием Brilliancy, который в основном был составлен из книги « Как переоценить свою шахматную тетрадь» . [35] Пакет стратегических тестов (STS) проверяет стратегическую мощь двигателя. [36] Еще один современный набор тестов — Nightmare II, содержащий 30 шахматных головоломок. [37] [ неуместная цитата ]

Каспаров против мира (шахматная партия, играемая с помощью компьютера)

[ редактировать ]

В 1999 году Гарри Каспаров шахматную партию под названием «Каспаров против всего мира» сыграл через Интернет , организованную MSN Gaming Zone . Обе стороны использовали компьютерную помощь (шахматный движок). В «Мировую команду» вошли более 50 000 человек из более чем 75 стран, принимавших решения большинством голосов . Игра длилась четыре месяца и завершилась после 62-го хода Каспарова, когда он объявил вынужденный мат в 28 ходов, найденный с помощью компьютерной программы Deep Junior . Избиратели сборной мира подали в отставку 22 октября. После игры Каспаров заявил: «Это величайшая партия в истории шахмат. Огромное количество идей, сложность и вклад, который она внесла в шахматы, делают ее самой важной». игра, в которую когда-либо играли». [38]

Двигатели для шахматных вариантов

[ редактировать ]

Некоторые шахматные движки были разработаны для игры в варианты шахмат с добавлением необходимого кода для моделирования нестандартных шахматных фигур или анализа игры на нестандартных досках. Например, ChessV и Fairy-Max способны играть в различные варианты шахматной доски размером до 12×8, например, в шахматы Капабланки (доска 10×8).

Однако для больших досок мало шахматных движков, которые могут эффективно играть, и действительно, шахматные игры, играемые на неограниченной шахматной доске ( бесконечные шахматы ), практически не затрагиваются шахматным программным обеспечением, хотя теоретически программа, использующая алгоритм, основанный на MuZero, могла бы справиться с этой задачей. неограниченное пространство состояний .

Графические пользовательские интерфейсы

[ редактировать ]

XBoard / Winboard был одним из первых графических пользовательских интерфейсов (GUI). Тим Манн создал его, чтобы предоставить графический интерфейс для движка GNU Chess , но после этого появились другие движки, такие как Crafty , которые использовали протокол Winboard. В конце концов, программа Chessmaster включила возможность импортировать другие движки Winboard в дополнение к движку King, который был включен.

В 1995 году Chessbase начала предлагать движок Fritz как отдельную программу в программе базы данных Chessbase и в графическом интерфейсе Fritz. Вскоре после этого они добавили в свою линейку продуктов двигатели Junior и Shredder , упаковав их в тот же графический интерфейс, который использовался для Fritz. В конце 1990-х годов графический интерфейс Fritz мог запускать движки Winboard через адаптер, но после 2000 года Chessbase просто добавила поддержку движков UCI и больше не вкладывала особых усилий в Winboard.

В 2000 году Стефан Мейер-Кален начал продавать Shredder в отдельном графическом интерфейсе UCI собственной разработки, позволяющем импортировать в него движки UCI или Winboard.

от Convekta Chess Assistant и ChessPartner от Lokasoft также добавили возможность импортировать движки Winboard и UCI в свои продукты. Шейн Хадсон разработал Информационную базу данных Шейна по шахматам , бесплатный графический интерфейс для Linux, Mac и Windows. Мартин Блюм разработал Arena, [20] еще один бесплатный графический интерфейс для Linux и Windows. Лукас Монж вышел на поле с бесплатным графическим интерфейсом Lucas Chess. [39] Все три могут работать с двигателями UCI и Winboard.

На Android Аарт Бик выпустил Chess for Android, [40] еще один бесплатный графический интерфейс и Chess PGN Master Герхарда Калаба. [41] и Droidfish Питера Остерлунда [42] также может служить графическим интерфейсом для движков.

В Wiki Computer Chess перечислено множество шахматных графических интерфейсов. [43]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ blog.chess.com Создание шахматного движка с нуля (Часть 1: Основы). Архивировано 8 марта 2012 г. на Wayback Machine , дата ссылки 28 июня 2012 г.
  2. ^ «4-й чемпионат мира по компьютерным шахматам — Нью-Йорк, 1983 г. (турниры ICGA)» . Game-ai-forum.org . Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 г. Проверено 2 декабря 2018 г.
  3. ^ «Новый СИС-10» . Sys-10.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  4. ^ Фэн-сюн Сюй, Томас Анантараман, Мюррей Кэмпбелл и Андреас Новацик. «Гроссмейстерская шахматная машина». Научный американец. Октябрь 1990 года.
  5. ^ Computer-schach & Spiele позже начали использовать английское слово «двигатель», например. 1997 № 6 при описании Фрица или Хиаркса .
  6. ^ «Истинная ценность шахматного программного обеспечения». Компьютерные шахматные отчеты. 1992-3. том. 3 нет. 2 р. 22
  7. ^ «История проекта XBoard» . Тим-манн.org . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 г. Проверено 29 ноября 2018 г.
  8. ^ «Стандарт: Спецификация и руководство по нотации портативных игр» (TXT) . Thechessdrum.net . Архивировано из оригинала 22 августа 2007 г. Проверено 26 июня 2022 г.
  9. ^ Компьютерные шахматы и игры.
  10. ^ «Главная — Lokasoft — Дом ChessPartner» . Lokasoft.nl . Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  11. ^ http://tb7.chessok.com. Архивировано 1 декабря 2020 г. на веб-сайте Wayback Machine Lomonosov, предоставляющем зарегистрированному пользователю доступ к базе таблиц из 7 частей и форуму с найденными позициями.
  12. ^ «Кто от этого выиграет? (шахматная головоломка)». Архивировано 11 ноября 2020 г. в Wayback Machine. Пример шахматной позиции, найденный в базе шахматных таблиц Ломоносова.
  13. ^ «Среда тестирования Stockfish» . Tests.stockfishchess.org . Архивировано из оригинала 22 марта 2014 года . Проверено 7 марта 2014 г.
  14. ^ «Принимайте участие» . Stockfishchess.org . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 8 марта 2014 г.
  15. ^ Костальба, Марко (1 мая 2013 г.). «Среда распределенного тестирования Fishtest» . Talkchess.com . Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года . Проверено 18 апреля 2014 г.
  16. ^ «Среда тестирования Stockfish — Пользователи» . Test.stockfishchess.org . Архивировано из оригинала 25 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2017 г.
  17. ^ «Github — AndyGrant/OpenBench: OpenBench — это среда распределенного тестирования SPRT для шахматных движков» . Гитхаб.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
  18. ^ «ОпенБенч» . Chess.grantnet.us . Архивировано из оригинала 16 февраля 2022 г. Проверено 16 февраля 2022 г.
  19. ^ "Магазин ChessOK, Программное обеспечение, Обучение, Оборудование, Книги" . Магазин.chessok.com . Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Бесплатный шахматный графический пользовательский интерфейс (GUI) Arena для шахматных движков» . Архивировано из оригинала 14 марта 2007 г. Проверено 29 ноября 2018 г.
  21. ^ «mizarchessengine.com» . Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
  22. ^ «Спор о шахматном движке на Chessvibes.com, получено 28 мая 2010 г.» . Архивировано из оригинала 28 мая 2010 г. Проверено 28 мая 2010 г.
  23. ^ "Оценка" . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
  24. ^ «Рыбка дисквалифицирована и исключена из чемпионата мира по компьютерным шахматам | ChessVibes» . Архивировано из оригинала 2 марта 2012 г. Проверено 30 июня 2011 г.
  25. ^ Риис, доктор Сорен (2 января 2012 г.). «Грубая судебная ошибка в компьютерных шахматах (часть первая)» . Новости Chessbase . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 19 февраля 2012 г.
  26. ^ «Свободный Гудини превосходит рекламную Рыбку 23,5-16,5» . Шессвибы. 10 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 10 апреля 2014 года . Проверено 25 октября 2013 г.
  27. ^ Команда Stockfish (21 июля 2021 г.). «Наш иск против ChessBase» . Stockfishchess.org . Архивировано из оригинала 21 июля 2021 г. Проверено 18 августа 2021 г.
  28. ^ «Обновлены списки CCRL 40/15, 2m1s и FRC 40/2 (21 октября 2023 г.)» . talkchess.com . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 22 октября 2023 г.
  29. ^ «Экспериментальные тесты Stockfish/Torch» . talkchess.com . Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 29 мая 2024 г.
  30. ^ «Тестеры CEGT» . Cegt.net . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  31. ^ Рэй Бэнкс (Новые времена). «ШашЧесс» . talkchess.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2024 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
  32. ^ «Тестовый набор Nolot» . Архивировано из оригинала 17 августа 2007 г. Проверено 4 августа 2007 г.
  33. ^ «Набор тестов BT2450» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2007 г. Проверено 10 октября 2007 г.
  34. ^ Розенбум, Манфред. «Часто задаваемые вопросы по Rebel Century: 3. Использование Rebel» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
  35. ^ «ТЕСТОВЫЙ НАБОР БРЕЛАНТИВНОСТИ (2 мин/ход)» . Talkchess.com . Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  36. ^ «Стратегический тестовый набор» . Сайты.google.com . Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  37. ^ «Упс-упс: ошибки ссылок и перенаправление URL-адресов» . Glarean-magazin.ch . 10 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2024 г. . Проверено 26 июня 2022 г.
  38. ^ Хардинг, Т. (2002). 64 великие шахматные партии , Дублин: Chess Mail. ISBN   0-9538536-4-0 .
  39. ^ «Лукас Чесс» . Lucaschess.pythonanywhere.com . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  40. ^ «Сайт Аарта Бика» . Aartbik.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 г. Проверено 29 ноября 2018 г.
  41. ^ «Шахматный мастер PGN» . Pgnmaster.kalab.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  42. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 29 ноября 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  43. ^ «Computer_chess:wiki:lists:gui_protocol_support_list — Компьютерная шахматная вики» . Компьютер-шахматы.org . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 г. Проверено 29 ноября 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a423bba8b922e3f28512c5625725617a__1718428500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/7a/a423bba8b922e3f28512c5625725617a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chess engine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)