Deep Blue (шахматный компьютер)
Активный | 1995 г. (прототип) 1996 (выпуск) 1997 (обновление) |
---|---|
Архитектура |
|
Операционная система | IBM AIX |
Космос | 2 шкафа |
Скорость | 11,38 гфлопс (1997 г.) |
Цель | игра в шахматы |
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Шахматное программирование |
---|
Deep Blue представляла собой для игры в шахматы экспертную систему , работающую на уникальном специально созданном IBM суперкомпьютере . Это был первый компьютер, выигравший игру, и первый компьютер, выигравший матч против действующего чемпиона мира при обычном контроле времени. Разработка началась в 1985 году в Университете Карнеги-Меллон под названием ChipTest . Затем она перешла в IBM, где сначала была переименована в Deep Thought , а затем в 1989 году снова в Deep Blue. Впервые она сыграла с чемпионом мира Гарри Каспаровым в матче из шести игр в 1996 году, где проиграла четыре игры против двух. Он был модернизирован в 1997 году и в матче-реванше из шести игр победил Каспарова, выиграв две игры и сыграв вничью три. Победа Deep Blue считается важной вехой в истории искусственного интеллекта и стала предметом нескольких книг и фильмов.
История [ править ]
Будучи докторантом Университета Карнеги-Меллон , Фэн-сюн Сюй начал разработку шахматного суперкомпьютера под названием ChipTest . Машина выиграла чемпионат Северной Америки по компьютерным шахматам в 1987 году, а Сюй и его команда в 1988 году создали преемника, Deep Thought . [2] [3] Получив докторскую степень в 1989 году, Сюй и Мюррей Кэмпбелл присоединились к IBM Research , чтобы продолжить проект по созданию машины, способной победить чемпиона мира по шахматам. [4] Их коллега Томас Анантараман ненадолго присоединился к ним в IBM, прежде чем уйти в финансовую отрасль, и его заменил программист Артур Джозеф Хоан. [5] [6] Джерри Броуди, давний сотрудник IBM Research, впоследствии присоединился к команде в 1990 году. [7]
После поражения Дип Сот от Каспарова в двух партиях в 1989 году, IBM провела конкурс на переименование шахматной машины: победителем стало имя «Дип Блю», предложенное Питером Фитцхью Брауном . [8] был игрой на прозвище IBM «Big Blue». [а] После того, как уменьшенную версию Deep Blue сыграл гроссмейстер Джоэл Бенджамин , [10] Сюй и Кэмпбелл решили, что Бенджамин был тем экспертом, которого они искали для помощи в разработке дебютной книги Deep Blue , поэтому наняли его для помощи в подготовке к матчам Deep Blue против Гарри Каспарова. [11] В 1995 году прототип Deep Blue участвовал в восьмом чемпионате мира по компьютерным шахматам , сыграв в шахматы вничью, прежде чем в конечном итоге проиграл Фрицу в пятом туре, несмотря на то, что играл белыми . [12]
В 1997 году газета Chicago Tribune ошибочно сообщила, что Deep Blue была продана United Airlines , путаница, вызванная физическим сходством с основными системами IBM RS6000/SP2 . [13]
Сегодня одна из двух стоек, составлявших Deep Blue, хранится в Национальном музее американской истории , ранее она была выставлена на выставке, посвященной информационной эпохе . [14] другая стойка была приобретена Музеем истории компьютеров в 1997 году и выставлена в галерее «Искусственный интеллект и робототехника» выставки Revolution. [15] О Deep Blue было написано несколько книг, в том числе « За Deep Blue: создание компьютера, победившего чемпиона мира по шахматам» разработчика Deep Blue Фэн-сюна Сюя. [16]
Deep Каспарова против Blue
После поражения своего предшественника Deep Thought от Гарри Каспарова в 1989 году Deep Blue еще дважды играл с Каспаровым. В первой игре первого матча, проходившего с 10 по 17 февраля 1996 года, Deep Blue стала первой машиной, выигравшей шахматную партию у действующего чемпиона мира при обычном контроле времени . Тем не менее, Каспаров выиграл три и сыграл вничью две из следующих пяти игр, победив Deep Blue со счетом 4–2 в конце матча. [17]
Аппаратное обеспечение Deep Blue впоследствии было модернизировано. [3] [18] [б] удвоив свою скорость, прежде чем снова встретиться с Каспаровым в мае 1997 года, когда они выиграли матч-реванш из шести игр со счетом 3½–2½. Deep Blue выиграла решающую партию после того, как Каспарову не удалось обеспечить свою позицию в дебюте, став тем самым первой компьютерной системой, победившей действующего чемпиона мира в матче со стандартным контролем времени шахматного турнира. [20] [21] Версия Deep Blue, которая победила Каспарова в 1997 году, обычно искала глубину от шести до восьми ходов, а в некоторых ситуациях - до двадцати и более ходов. [22] Дэвид Леви и Монти Ньюборн подсчитали, что каждый дополнительный ход (полуход) проницательности вперед увеличивает игровую силу на 50–70 Эло . очков [23]
На 44-м ходу первой партии их второго матча неизвестная Каспарову ошибка в коде Deep Blue привела к тому, что он вошел в непреднамеренный цикл , из которого он вышел, сделав случайно выбранный действительный ход. [24] Каспаров не учел эту возможность и ошибочно приписал этот, казалось бы, бессмысленный шаг «превосходному интеллекту». [21] Впоследствии Каспаров испытал снижение результативности в следующей партии: [24] хотя он отрицает, что это произошло из-за беспокойства, вызванного загадочным шагом Deep Blue. [25]
После своего поражения Каспаров сказал, что иногда видел необычайную креативность в движениях машины, предполагая, что во второй партии шахматисты-люди вмешивались от имени машины. IBM опровергла это, заявив, что единственное вмешательство человека происходило между играми. [26] [27] Каспаров потребовал матча-реванша, но IBM разобрала Deep Blue после победы и отказалась от матча-реванша. [28] Правила позволяли разработчикам модифицировать программу между играми, и, по их словам, эту возможность они использовали для устранения недостатков в компьютерной игре, которые были выявлены в ходе матча. Каспаров запросил распечатки файлов журналов машины, но IBM отказалась, хотя позже компания опубликовала журналы в Интернете. [29]
На турнире 1997 года команда Deep Blue получила первый приз в размере 700 000 долларов США, а Каспарову - второй приз в размере 400 000 долларов США. Университет Карнеги-Меллона выделил команде Deep Blue дополнительные 100 000 долларов — приз, учрежденный профессором компьютерных наук Эдвардом Фредкиным в 1980 году за первую компьютерную программу, победившую действующего чемпиона мира по шахматам. [30]
Последствия [ править ]
шахматы [ править ]
Каспаров сначала назвал Deep Blue «инопланетным противником», но позже преуменьшил его значение, заявив, что он «такой же умный, как ваш будильник». [31] По словам Мартина Эмиса , два гроссмейстера, игравшие в Deep Blue, согласились, что это «как стена, приближающаяся к вам». [32] [33] Сюй имел право использовать дизайн Deep Blue независимо от IBM, но также самостоятельно отклонил предложение Каспарова о реванше. [34] В 2003 году документальный фильм «Игра окончена: Каспаров и машина» исследовал утверждения Каспарова о том, что IBM обманула. В фильме некоторые собеседники описывают инвестиции IBM в Deep Blue как попытку повысить стоимость ее акций. [35]
Другие игры [ править ]
После победы Deep Blue специалист по искусственному интеллекту Омар Сайед разработал новую игру Arimaa , которая должна была быть очень простой для людей, но очень сложной для освоения компьютерами; [36] [37] однако в 2015 году компьютеры доказали, что способны победить сильных игроков Аримаа. [38] После победы Deep Blue ученые-компьютерщики разработали программное обеспечение для других сложных настольных игр с конкурентными сообществами. AlphaGo победила лучших игроков в го в 2010-х годах. [39] [40]
Информатика [ править ]
Ученые-компьютерщики, такие как разработчик Deep Blue Кэмпбелл, считали, что игра в шахматы является хорошим показателем эффективности искусственного интеллекта, и, победив чемпиона мира по шахматам, IBM продемонстрировала, что они добились значительного прогресса. [3] Deep Blue также отвечает за популярность использования игр в качестве средства отображения искусственного интеллекта, как в случае с IBM Watson или AlphaGo . [41]
В то время как Deep Blue с его способностью оценивать 200 миллионов позиций в секунду, [42] был первым компьютером, сразившимся с чемпионом мира по шахматам в официальном матче. [3] это была самая современная на тот момент экспертная система , опиравшаяся на правила и переменные, определенные и отлаженные шахматными мастерами и учеными-компьютерщиками. Напротив, современные шахматные движки, такие как Leela Chess Zero, обычно используют с подкреплением машинного обучения системы , которые обучают нейронную сеть игре, разрабатывая ее собственную внутреннюю логику, а не полагаясь на правила, определенные экспертами-людьми. [39]
В матче ноября 2006 года между Дипом Фрицем и чемпионом мира по шахматам Владимиром Крамником программа работала на компьютерной системе, содержащей двухъядерный процессор Intel Xeon 5160 , способный оценивать только 8 миллионов позиций в секунду, но осуществляя поиск на среднюю глубину 17. до 18 ходов (полуходов) в миттельшпиле благодаря эвристике ; он выиграл 4–2. [43] [44]
Дизайн [ править ]
Программное обеспечение [ править ]
Deep Blue Оценочная функция изначально была написана в обобщенной форме со многими параметрами, которые еще предстоит определить (например, насколько важна безопасная позиция короля по сравнению с пространственным преимуществом в центре и т. д.). Значения этих параметров были определены путем анализа тысяч мастер-игр. Затем функция оценки была разделена на 8000 частей, многие из которых были предназначены для специальных должностей. Дебютная книга содержала более 4000 позиций и 700 000 гроссмейстерских партий, а база данных эндшпиля содержала множество шестифигурных эндшпилей и все пяти- и менее фигурные эндшпили. Дополнительная база данных, названная «расширенная книга», суммирует все партии, сыгранные гроссмейстерами. Система сочетает в себе способность поиска (200 миллионов шахматных позиций в секунду) со сводной информацией в расширенной книге для выбора первых ходов. [45]
Перед вторым матчем правила программы доработал гроссмейстер Джоэл Бенджамин . Дебютную библиотеку предоставили гроссмейстеры Мигель Ильескас , Джон Федорович и Ник де Фирмиан . [46] Когда Каспаров попросил разрешить ему изучить другие игры, в которые играл Deep Blue, чтобы лучше понять своего противника, IBM отказалась, что побудило Каспарова изучить многие популярные шахматные игры для ПК, чтобы ознакомиться с компьютерным игровым процессом. [47]
Аппаратное обеспечение [ править ]
Deep Blue использовала специальные СБИС чипы для распараллеливания алгоритма альфа-бета-поиска . [48] пример символического ИИ . [49] Система черпала свою игровую силу в основном за счет грубой вычислительной мощности. Это был с массовым параллелизмом, IBM RS/6000 SP суперкомпьютер состоящий из 30 процессоров PowerPC 604e и 480 специальных «шахматных чипов» СБИС CMOS 600 мкм , предназначенных для выполнения экспертной системы, играющей в шахматы, а также FPGA, предназначенных для внесения исправлений в СБИС (которые в итоге остался неиспользованным) все разместилось в двух шкафах. Шахматный чип состоит из четырех частей: генератора ходов, стека интеллектуальных ходов, функции оценки и управления поиском. Генератор ходов представляет собой комбинационную логическую схему 8x8, шахматную доску в миниатюре. [50] [51] [52] [53]
Его программа игры в шахматы была написана на языке C и работала под операционной системой AIX . Он был способен оценивать 200 миллионов позиций в секунду, что вдвое быстрее, чем версия 1996 года.
В 1997 году Deep Blue снова был повышен и стал 259-м по мощности суперкомпьютером в списке TOP500 , достигнув 11,38 GFLOPS в параллельном высокопроизводительном тесте LINPACK. [54]
См. также [ править ]
- Антикомпьютерная тактика , использующая повторяющиеся привычки компьютеров.
- IBM Watson , способный умело отвечать на вопросы на человеческом языке
- Механический турок , мистификация 18-19 веков, якобы являвшаяся шахматной машиной.
- X3D Fritz , который тоже связал Каспарова
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ IBM переименовала «Deep Thought», потому что это название напоминало название популярного порнографического фильма « Глубокая глотка » . [9]
- ^ Неофициально прозванный «Deeper Blue». [19]
Цитаты [ править ]
- ^ «Глубокая мысль (Шахматы)» . Турниры ICGA . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Новорожденный, 2002 г. , стр. 11–20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гринмайер, Ларри (2 июня 2017 г.). «20 лет после Deep Blue: как продвинулся искусственный интеллект с момента завоевания шахмат» . Научный американец . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г.
- ^ Сюй 2002 , стр. 92–95.
- ^ Сюй 2002 , с. 107
- ^ Сюй 2002 , с. 132
- ^ ИБМ. «Deep Blue – Обзор» . Исследования IBM. Архивировано из оригинала 12 декабря 2008 года . Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ Сюй 2002 , стр. 126–127.
- ^ Цукерман 2019 , с. 178
- ^ «Джоэл Бенджамин играет в тренировочную игру с Deep Blue» . Музей истории компьютеров. Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Сюй 2002 , стр. 160–161, 174, 177, 193.
- ^ «8-й чемпионат мира по компьютерным шахматам» . Турниры ICGA . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Шмельцер, Джон (7 декабря 1997 г.). «Глубокое синее небо: IBM помогает авиакомпании» . Орландо Сентинел . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Глубокая синяя суперкомпьютерная башня» . Национальный музей американской истории . Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ «Дип Блю II» . Музей истории компьютеров . Архивировано из оригинала 4 октября 2019 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ ( Сюй 2004 )
- ^ Новорожденный 1997 , с. 287
- ^ Макфи, Мишель; Бейкер, КК; Семашко, Корки (10 мая 2015 г.). «IBM Deep Blue побеждает чемпиона по шахматам Гарри Каспарова в 1997 году» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 3 августа 2017 г.
- ↑ IBM Research Game 2. Архивировано 19 октября 2007 г. в Wayback Machine , Deep Blue IBM.
- ^ Салетан, Уильям (11 мая 2007 г.). «Chess Bump: триумфальная совместная работа людей и компьютеров» . Сланец . Архивировано из оригинала 13 мая 2007 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертс, Джейкоб (2016). «Мыслящие машины: поиск искусственного интеллекта» . Дистилляции . 2 (2): 14–23. Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Кэмпбелл 1998 , с. 88
- ^ Леви и Ньюборн 1991 , с. 192
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пламер, Брэд (26 сентября 2012 г.). «Сигнал и шум Нейта Сильвера » . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Каталог LC – информация о товаре (полная запись) . LCCN 2017304768 .
- ^ Сильвер, Альберт (19 февраля 2015 г.). «Обманный ход Deep Blue» . Шахматная база . Шахматные новости. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Сюй 2004 , с. х
- ^ Уорвик 2004 , с. 95
- ^ «Deep Blue – Переиграй игры» . Исследования IBM . Архивировано из оригинала 1 июля 2008 года . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Бойл, Алан (16 июня 2004 г.). «Как премии стимулировали прогресс» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Болдуин, Алан (11 апреля 2020 г.). «В этот день: Родился 13 апреля 1963 года; чемпион России по шахматам Гарри Каспаров» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Эмис 2011 , с. VII
- ^ Баррат 2013 , с. 13
- ^ «Оуэн Уильямс отвечает Фэн-сюн Сюю» . Неделя в шахматах . 13 января 2000 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г. Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ « Игра окончена: IBM обманула Каспарова?» . О сайте: Шахматы . Июнь 2005 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г. Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Сайед и Сайед 2003 , с. 138
- ^ «Deep Blue: культурное влияние» . IBM100 . ИБМ. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Ву 2015 , стр. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сильвер, Дэвид; Юбер, Томас; Шритвизер, Джулиан; и др. (6 декабря 2018 г.). «Общий алгоритм обучения с подкреплением, позволяющий освоить шахматы, сёги и самостоятельную игру» (PDF) . Университетский колледж Лондона . 362 (6419): 1140–1144. Бибкод : 2018Sci...362.1140S . doi : 10.1126/science.aar6404 . ПМИД 30523106 . S2CID 54457125 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 сентября 2019 года . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ «Google AlphaGo уходит с вершины после того, как унизил первое место в мире» . физ.орг . 27 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2017 года . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ Барбьерато, Энрико; Зампони, Мария Энрика (2022). «Изменение взглядов на оценку ИИ: возрастающая роль этики в сотрудничестве» . ИИ . 3 (2): 331–352. дои : 10.3390/ai3020021 . hdl : 10807/259716 .
- ^ Строгац, Стивен (26 декабря 2018 г.). «Один гигантский шаг для шахматной машины» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 4 января 2022 года . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ Шульц, Андре (23 ноября 2006 г.). «Финальный матч между человеком и машиной?» [Последний матч человек против машины?]. Зеркало (на немецком языке). Переведено ChessBase Chess News. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «Чемпион по шахматам проигрывает компьютеру» . Новости Би-би-си . 5 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2007 г. Проверено 4 мая 2008 г.
- ^ Кэмпбелл 1999 , с. 66
- ^ Вебер, Брюс (18 мая 1997 г.). «Чему Deep Blue научился в шахматной школе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 4 июля 2017 г.
- ^ Вебер, Брюс (5 мая 1997 г.). «Компьютер побеждает Каспарова, ошеломляя шахматных экспертов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 апреля 2020 года . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Сюй, Кэмпбелл и Хоан, 1995, стр. 240
- ^ Гринмайер, Ларри. «20 лет после Deep Blue: как продвинулся искусственный интеллект с момента завоевания шахмат» . Научный американец . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Сюй, Фэн-сюн (март – апрель 1999 г.). «Фишки гроссмейстера Deep Blue Chess от IBM» (PDF) . IEEE микро . 19 (2): 70–81. дои : 10.1109/40.755469 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2004 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Феста, Пол (2 сентября 1997 г.). «IBM обновляет Deep Blue» . Клнет. Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Гонсалвес 2017 , с. 234
- ^ Сюй, Фэн-сюн (3 мая 2022 г.). За Deep Blue: создание компьютера, который победил чемпиона мира по шахматам . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-23514-1 .
- ^ «Список ТОП-500 – июнь 1997 г. (201–300)» . Топ 500 . 13 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 г. . Проверено 10 июня 2020 г.
Библиография [ править ]
- Эмис, Мартин (2011). «Предисловие». В Манне, Виндзор (ред.). Цитируемый Хитченс: от алкоголя к сионизму . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81983-4 . Архивировано из оригинала 29 марта 2022 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- Баррат, Джеймс (2013). Наше последнее изобретение (изд. Kindle). Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-62237-4 .
- Кэмпбелл, Мюррей (1998). «Приятная игра». В Сторке, Д.Г. (ред.). Наследие HAL: Компьютер 2001 года как мечта и реальность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-19378-8 .
- Кэмпбелл, Мюррей (1999). «Открытие знаний в глубоком синем цвете» . Коммуникации АКМ . 42 (11). Ассоциация вычислительной техники: 65–67. дои : 10.1145/319382.319396 . S2CID 176390 .
- Кэмпбелл, Мюррей; Хоан, А. Джозеф младший; Сюй, Фэн-сюн (2002). «Глубокий синий» . Искусственный интеллект . 134 (1–2). Эльзевир: 57–83. дои : 10.1016/S0004-3702(01)00129-1 . ISSN 0004-3702 .
- Гонсалвес, Тэд (2017). «Лето и зима искусственного интеллекта». В Хосров-Пур, Мехди (ред.). Энциклопедия информатики и технологий . Том. 1. ИГИ Глобал. стр. 229–238. ISBN 978-1-5225-2256-0 . Архивировано из оригинала 29 марта 2022 года . Проверено 19 июня 2020 г.
- Сюй, Фэн-сюн; Кэмпбелл, Мюррей; Хоан, А. Джозеф младший (1995). «Обзор системы Deep Blue» (PDF) . Материалы 9-й Международной конференции по суперкомпьютерам . 1995 Международная конференция по суперкомпьютерам. Ассоциация вычислительной техники. стр. 240–244. дои : 10.1145/224538.224567 . ISBN 978-0-89791-728-5 . Архивировано из оригинала 17 октября 2018 года на сайте top-5000.nl.
{{cite conference}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Сюй, Фэн-сюн (2002). За Deep Blue: создание компьютера, который победил чемпиона мира по шахматам (1-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09065-8 .
- Сюй, Фэн-сюн (2004) [2002]. За Deep Blue: создание компьютера, который победил чемпиона мира по шахматам (переработанная редакция). Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11818-5 . Архивировано из оригинала 22 марта 2022 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- Кинг, Дэниел (1997). Каспаров против Deeper Blue: The Ultimate Man против Machine Challenge . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-8322-2 .
- Леви, Дэвид; Новорожденный, Монти (1991). Как компьютеры играют в шахматы . Пресса по информатике. ISBN 978-0-7167-8121-9 .
- Новорожденный, Монти (1997). Каспаров против Deep Blue: компьютерные шахматы достигают зрелости (1-е изд.). Спрингер. ISBN 978-0-387-94820-1 . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 31 августа 2020 г.
- Новорожденный, Монти (2002). Deep Blue: веха в области искусственного интеллекта . Спрингер. ISBN 978-0-387-95461-5 .
- Сайед, Омар; Сайед, Аамир (2003). «Аримаа — новая игра, сложная для компьютеров» . Журнал Международной ассоциации компьютерных игр . 26 (2). Лейденский университет: 138–139. doi : 10.3233/ICG-2003-26213 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 18 августа 2021 г. - через arimaa.com.
- Уорвик, Кевин (2004). Я, Киборг . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07215-4 . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 17 мая 2020 г.
- Ву, Дэвид Дж. (2015). «Разработка выигрышной программы Аримаа» (PDF) . Журнал Международной ассоциации компьютерных игр . 38 (1). Лейденский университет: 19–40. doi : 10.3233/ICG-2015-38104 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 18 августа 2021 г. - через arimaa.com.
- Цукерман, Грегори (2019). Человек, который разгадал рынок: как Джим Саймонс запустил квантовую революцию (1-е изд. (HBK)). Пингвин/Портфолио. ISBN 978-0-7352-1798-0 . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 18 августа 2021 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Профиль игрока Deep Blue и игры на Chessgames.com
- IBM.com , страницы исследований IBM, посвященные Deep Blue
- IBM.com , страница IBM с компьютерными журналами игр.
- Chesscenter.com , Открытое письмо Фэн-сюн Сюя по поводу прерванного матча-реванша с Каспаровым, Журнал «Неделя в шахматах» , выпуск 270, 10 января 2000 г.
- Chesscenter.com , Открытое письмо Оуэна Уильямса (менеджера Гарри Каспарова), ответ Фэн-сюн Сюю, 13 января 2000 г.
- Sjeng.org , система Deep Blue, описанная Фэн-сюном Сюем, Мюрреем Кэмпбеллом и А. Джозефом Хоаном-младшим ( PDF )
- Chessclub.com , Интервью ICC с Фэн-Сюном Сюем, онлайн-интервью с Сюем в 2002 году (аннотировано)