Jump to content

Deep Blue (шахматный компьютер)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Темно-синий
Активный 1995 г. (прототип)
1996 (выпуск)
1997 (обновление)
Архитектура
Операционная система IBM AIX
Космос 2 шкафа
Скорость 11,38 гфлопс (1997 г.)
Цель игра в шахматы

Deep Blue представляла собой для игры в шахматы экспертную систему , работающую на уникальном специально созданном IBM суперкомпьютере . Это был первый компьютер, выигравший игру, и первый компьютер, выигравший матч против действующего чемпиона мира при обычном контроле времени. Разработка началась в 1985 году в Университете Карнеги-Меллон под названием ChipTest . Затем она перешла в IBM, где сначала была переименована в Deep Thought , а затем в 1989 году снова в Deep Blue. Впервые она сыграла с чемпионом мира Гарри Каспаровым в матче из шести игр в 1996 году, где проиграла четыре игры против двух. Он был модернизирован в 1997 году и в матче-реванше из шести игр победил Каспарова, выиграв две игры и сыграв вничью три. Победа Deep Blue считается важной вехой в истории искусственного интеллекта и стала предметом нескольких книг и фильмов.

История [ править ]

Будучи докторантом Университета Карнеги-Меллон , Фэн-сюн Сюй начал разработку шахматного суперкомпьютера под названием ChipTest . Машина выиграла чемпионат Северной Америки по компьютерным шахматам в 1987 году, а Сюй и его команда в 1988 году создали преемника, Deep Thought . [2] [3] Получив докторскую степень в 1989 году, Сюй и Мюррей Кэмпбелл присоединились к IBM Research , чтобы продолжить проект по созданию машины, способной победить чемпиона мира по шахматам. [4] Их коллега Томас Анантараман ненадолго присоединился к ним в IBM, прежде чем уйти в финансовую отрасль, и его заменил программист Артур Джозеф Хоан. [5] [6] Джерри Броуди, давний сотрудник IBM Research, впоследствии присоединился к команде в 1990 году. [7]

После поражения Дип Сот от Каспарова в двух партиях в 1989 году, IBM провела конкурс на переименование шахматной машины: победителем стало имя «Дип Блю», предложенное Питером Фитцхью Брауном . [8] был игрой на прозвище IBM «Big Blue». [а] После того, как уменьшенную версию Deep Blue сыграл гроссмейстер Джоэл Бенджамин , [10] Сюй и Кэмпбелл решили, что Бенджамин был тем экспертом, которого они искали для помощи в разработке дебютной книги Deep Blue , поэтому наняли его для помощи в подготовке к матчам Deep Blue против Гарри Каспарова. [11] В 1995 году прототип Deep Blue участвовал в восьмом чемпионате мира по компьютерным шахматам , сыграв в шахматы вничью, прежде чем в конечном итоге проиграл Фрицу в пятом туре, несмотря на то, что играл белыми . [12]

В 1997 году газета Chicago Tribune ошибочно сообщила, что Deep Blue была продана United Airlines , путаница, вызванная физическим сходством с основными системами IBM RS6000/SP2 . [13]

Сегодня одна из двух стоек, составлявших Deep Blue, хранится в Национальном музее американской истории , ранее она была выставлена ​​на выставке, посвященной информационной эпохе . [14] другая стойка была приобретена Музеем истории компьютеров в 1997 году и выставлена ​​в галерее «Искусственный интеллект и робототехника» выставки Revolution. [15] О Deep Blue было написано несколько книг, в том числе « За Deep Blue: создание компьютера, победившего чемпиона мира по шахматам» разработчика Deep Blue Фэн-сюна Сюя. [16]

Deep Каспарова против Blue

Гарри Каспаров играет в сеансе одновременной игры , 1985 год.

После поражения своего предшественника Deep Thought от Гарри Каспарова в 1989 году Deep Blue еще дважды играл с Каспаровым. В первой игре первого матча, проходившего с 10 по 17 февраля 1996 года, Deep Blue стала первой машиной, выигравшей шахматную партию у действующего чемпиона мира при обычном контроле времени . Тем не менее, Каспаров выиграл три и сыграл вничью две из следующих пяти игр, победив Deep Blue со счетом 4–2 в конце матча. [17]

Аппаратное обеспечение Deep Blue впоследствии было модернизировано. [3] [18] [б] удвоив свою скорость, прежде чем снова встретиться с Каспаровым в мае 1997 года, когда они выиграли матч-реванш из шести игр со счетом 3½–2½. Deep Blue выиграла решающую партию после того, как Каспарову не удалось обеспечить свою позицию в дебюте, став тем самым первой компьютерной системой, победившей действующего чемпиона мира в матче со стандартным контролем времени шахматного турнира. [20] [21] Версия Deep Blue, которая победила Каспарова в 1997 году, обычно искала глубину от шести до восьми ходов, а в некоторых ситуациях - до двадцати и более ходов. [22] Дэвид Леви и Монти Ньюборн подсчитали, что каждый дополнительный ход (полуход) проницательности вперед увеличивает игровую силу на 50–70 Эло . очков [23]

На 44-м ходу первой партии их второго матча неизвестная Каспарову ошибка в коде Deep Blue привела к тому, что он вошел в непреднамеренный цикл , из которого он вышел, сделав случайно выбранный действительный ход. [24] Каспаров не учел эту возможность и ошибочно приписал этот, казалось бы, бессмысленный шаг «превосходному интеллекту». [21] Впоследствии Каспаров испытал снижение результативности в следующей партии: [24] хотя он отрицает, что это произошло из-за беспокойства, вызванного загадочным шагом Deep Blue. [25]

После своего поражения Каспаров сказал, что иногда видел необычайную креативность в движениях машины, предполагая, что во второй партии шахматисты-люди вмешивались от имени машины. IBM опровергла это, заявив, что единственное вмешательство человека происходило между играми. [26] [27] Каспаров потребовал матча-реванша, но IBM разобрала Deep Blue после победы и отказалась от матча-реванша. [28] Правила позволяли разработчикам модифицировать программу между играми, и, по их словам, эту возможность они использовали для устранения недостатков в компьютерной игре, которые были выявлены в ходе матча. Каспаров запросил распечатки файлов журналов машины, но IBM отказалась, хотя позже компания опубликовала журналы в Интернете. [29]

На турнире 1997 года команда Deep Blue получила первый приз в размере 700 000 долларов США, а Каспарову - второй приз в размере 400 000 долларов США. Университет Карнеги-Меллона выделил команде Deep Blue дополнительные 100 000 долларов — приз, учрежденный профессором компьютерных наук Эдвардом Фредкиным в 1980 году за первую компьютерную программу, победившую действующего чемпиона мира по шахматам. [30]

Последствия [ править ]

шахматы [ править ]

Каспаров сначала назвал Deep Blue «инопланетным противником», но позже преуменьшил его значение, заявив, что он «такой же умный, как ваш будильник». [31] По словам Мартина Эмиса , два гроссмейстера, игравшие в Deep Blue, согласились, что это «как стена, приближающаяся к вам». [32] [33] Сюй имел право использовать дизайн Deep Blue независимо от IBM, но также самостоятельно отклонил предложение Каспарова о реванше. [34] В 2003 году документальный фильм «Игра окончена: Каспаров и машина» исследовал утверждения Каспарова о том, что IBM обманула. В фильме некоторые собеседники описывают инвестиции IBM в Deep Blue как попытку повысить стоимость ее акций. [35]

Другие игры [ править ]

После победы Deep Blue специалист по искусственному интеллекту Омар Сайед разработал новую игру Arimaa , которая должна была быть очень простой для людей, но очень сложной для освоения компьютерами; [36] [37] однако в 2015 году компьютеры доказали, что способны победить сильных игроков Аримаа. [38] После победы Deep Blue ученые-компьютерщики разработали программное обеспечение для других сложных настольных игр с конкурентными сообществами. AlphaGo победила лучших игроков в го в 2010-х годах. [39] [40]

Информатика [ править ]

Ученые-компьютерщики, такие как разработчик Deep Blue Кэмпбелл, считали, что игра в шахматы является хорошим показателем эффективности искусственного интеллекта, и, победив чемпиона мира по шахматам, IBM продемонстрировала, что они добились значительного прогресса. [3] Deep Blue также отвечает за популярность использования игр в качестве средства отображения искусственного интеллекта, как в случае с IBM Watson или AlphaGo . [41]

В то время как Deep Blue с его способностью оценивать 200 миллионов позиций в секунду, [42] был первым компьютером, сразившимся с чемпионом мира по шахматам в официальном матче. [3] это была самая современная на тот момент экспертная система , опиравшаяся на правила и переменные, определенные и отлаженные шахматными мастерами и учеными-компьютерщиками. Напротив, современные шахматные движки, такие как Leela Chess Zero, обычно используют с подкреплением машинного обучения системы , которые обучают нейронную сеть игре, разрабатывая ее собственную внутреннюю логику, а не полагаясь на правила, определенные экспертами-людьми. [39]

В матче ноября 2006 года между Дипом Фрицем и чемпионом мира по шахматам Владимиром Крамником программа работала на компьютерной системе, содержащей двухъядерный процессор Intel Xeon 5160 , способный оценивать только 8 миллионов позиций в секунду, но осуществляя поиск на среднюю глубину 17. до 18 ходов (полуходов) в миттельшпиле благодаря эвристике ; он выиграл 4–2. [43] [44]

Дизайн [ править ]

Один из процессоров Deep Blue

Программное обеспечение [ править ]

Deep Blue Оценочная функция изначально была написана в обобщенной форме со многими параметрами, которые еще предстоит определить (например, насколько важна безопасная позиция короля по сравнению с пространственным преимуществом в центре и т. д.). Значения этих параметров были определены путем анализа тысяч мастер-игр. Затем функция оценки была разделена на 8000 частей, многие из которых были предназначены для специальных должностей. Дебютная книга содержала более 4000 позиций и 700 000 гроссмейстерских партий, а база данных эндшпиля содержала множество шестифигурных эндшпилей и все пяти- и менее фигурные эндшпили. Дополнительная база данных, названная «расширенная книга», суммирует все партии, сыгранные гроссмейстерами. Система сочетает в себе способность поиска (200 миллионов шахматных позиций в секунду) со сводной информацией в расширенной книге для выбора первых ходов. [45]

Перед вторым матчем правила программы доработал гроссмейстер Джоэл Бенджамин . Дебютную библиотеку предоставили гроссмейстеры Мигель Ильескас , Джон Федорович и Ник де Фирмиан . [46] Когда Каспаров попросил разрешить ему изучить другие игры, в которые играл Deep Blue, чтобы лучше понять своего противника, IBM отказалась, что побудило Каспарова изучить многие популярные шахматные игры для ПК, чтобы ознакомиться с компьютерным игровым процессом. [47]

Аппаратное обеспечение [ править ]

Deep Blue использовала специальные СБИС чипы для распараллеливания алгоритма альфа-бета-поиска . [48] пример символического ИИ . [49] Система черпала свою игровую силу в основном за счет грубой вычислительной мощности. Это был с массовым параллелизмом, IBM RS/6000 SP суперкомпьютер состоящий из 30 процессоров PowerPC 604e и 480 специальных «шахматных чипов» СБИС CMOS 600 мкм , предназначенных для выполнения экспертной системы, играющей в шахматы, а также FPGA, предназначенных для внесения исправлений в СБИС (которые в итоге остался неиспользованным) все разместилось в двух шкафах. Шахматный чип состоит из четырех частей: генератора ходов, стека интеллектуальных ходов, функции оценки и управления поиском. Генератор ходов представляет собой комбинационную логическую схему 8x8, шахматную доску в миниатюре. [50] [51] [52] [53]

Его программа игры в шахматы была написана на языке C и работала под операционной системой AIX . Он был способен оценивать 200 миллионов позиций в секунду, что вдвое быстрее, чем версия 1996 года.

В 1997 году Deep Blue снова был повышен и стал 259-м по мощности суперкомпьютером в списке TOP500 , достигнув 11,38 GFLOPS в параллельном высокопроизводительном тесте LINPACK. [54]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. IBM переименовала «Deep Thought», потому что это название напоминало название популярного порнографического фильма « Глубокая глотка » . [9]
  2. ^ Неофициально прозванный «Deeper Blue». [19]

Цитаты [ править ]

  1. ^ «Глубокая мысль (Шахматы)» . Турниры ICGA . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 11 января 2022 г.
  2. ^ Новорожденный, 2002 г. , стр. 11–20.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гринмайер, Ларри (2 июня 2017 г.). «20 лет после Deep Blue: как продвинулся искусственный интеллект с момента завоевания шахмат» . Научный американец . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г.
  4. ^ Сюй 2002 , стр. 92–95.
  5. ^ Сюй 2002 , с. 107
  6. ^ Сюй 2002 , с. 132
  7. ^ ИБМ. «Deep Blue – Обзор» . Исследования IBM. Архивировано из оригинала 12 декабря 2008 года . Проверено 19 августа 2008 г.
  8. ^ Сюй 2002 , стр. 126–127.
  9. ^ Цукерман 2019 , с. 178
  10. ^ «Джоэл Бенджамин играет в тренировочную игру с Deep Blue» . Музей истории компьютеров. Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 17 февраля 2020 г.
  11. ^ Сюй 2002 , стр. 160–161, 174, 177, 193.
  12. ^ «8-й чемпионат мира по компьютерным шахматам» . Турниры ICGA . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 4 июня 2020 г.
  13. ^ Шмельцер, Джон (7 декабря 1997 г.). «Глубокое синее небо: IBM помогает авиакомпании» . Орландо Сентинел . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  14. ^ «Глубокая синяя суперкомпьютерная башня» . Национальный музей американской истории . Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
  15. ^ «Дип Блю II» . Музей истории компьютеров . Архивировано из оригинала 4 октября 2019 года . Проверено 8 июня 2020 г.
  16. ^ ( Сюй 2004 )
  17. ^ Новорожденный 1997 , с. 287
  18. ^ Макфи, Мишель; Бейкер, КК; Семашко, Корки (10 мая 2015 г.). «IBM Deep Blue побеждает чемпиона по шахматам Гарри Каспарова в 1997 году» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 3 августа 2017 г.
  19. IBM Research Game 2. Архивировано 19 октября 2007 г. в Wayback Machine , Deep Blue IBM.
  20. ^ Салетан, Уильям (11 мая 2007 г.). «Chess Bump: триумфальная совместная работа людей и компьютеров» . Сланец . Архивировано из оригинала 13 мая 2007 года.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертс, Джейкоб (2016). «Мыслящие машины: поиск искусственного интеллекта» . Дистилляции . 2 (2): 14–23. Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 22 марта 2018 г.
  22. ^ Кэмпбелл 1998 , с. 88
  23. ^ Леви и Ньюборн 1991 , с. 192
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пламер, Брэд (26 сентября 2012 г.). «Сигнал и шум Нейта Сильвера » . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 18 августа 2021 г.
  25. ^ Каталог LC – информация о товаре (полная запись) . LCCN   2017304768 .
  26. ^ Сильвер, Альберт (19 февраля 2015 г.). «Обманный ход Deep Blue» . Шахматная база . Шахматные новости. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 3 июня 2020 г.
  27. ^ Сюй 2004 , с. х
  28. ^ Уорвик 2004 , с. 95
  29. ^ «Deep Blue – Переиграй игры» . Исследования IBM . Архивировано из оригинала 1 июля 2008 года . Проверено 10 июня 2020 г.
  30. ^ Бойл, Алан (16 июня 2004 г.). «Как премии стимулировали прогресс» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 23 января 2024 г.
  31. ^ Болдуин, Алан (11 апреля 2020 г.). «В этот день: Родился 13 апреля 1963 года; чемпион России по шахматам Гарри Каспаров» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 18 августа 2021 г.
  32. ^ Эмис 2011 , с. VII
  33. ^ Баррат 2013 , с. 13
  34. ^ «Оуэн Уильямс отвечает Фэн-сюн Сюю» . Неделя в шахматах . 13 января 2000 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г. Проверено 11 мая 2012 г.
  35. ^ « Игра окончена: IBM обманула Каспарова?» . О сайте: Шахматы . Июнь 2005 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г. Проверено 4 июня 2020 г.
  36. ^ Сайед и Сайед 2003 , с. 138
  37. ^ «Deep Blue: культурное влияние» . IBM100 . ИБМ. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 5 июня 2020 г.
  38. ^ Ву 2015 , стр. 19.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сильвер, Дэвид; Юбер, Томас; Шритвизер, Джулиан; и др. (6 декабря 2018 г.). «Общий алгоритм обучения с подкреплением, позволяющий освоить шахматы, сёги и самостоятельную игру» (PDF) . Университетский колледж Лондона . 362 (6419): 1140–1144. Бибкод : 2018Sci...362.1140S . doi : 10.1126/science.aar6404 . ПМИД   30523106 . S2CID   54457125 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 сентября 2019 года . Проверено 4 января 2022 г.
  40. ^ «Google AlphaGo уходит с вершины после того, как унизил первое место в мире» . физ.орг . 27 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2017 года . Проверено 4 января 2022 г.
  41. ^ Барбьерато, Энрико; Зампони, Мария Энрика (2022). «Изменение взглядов на оценку ИИ: возрастающая роль этики в сотрудничестве» . ИИ . 3 (2): 331–352. дои : 10.3390/ai3020021 . hdl : 10807/259716 .
  42. ^ Строгац, Стивен (26 декабря 2018 г.). «Один гигантский шаг для шахматной машины» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 4 января 2022 года . Проверено 4 января 2022 г.
  43. ^ Шульц, Андре (23 ноября 2006 г.). «Финальный матч между человеком и машиной?» [Последний матч человек против машины?]. Зеркало (на немецком языке). Переведено ChessBase Chess News. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 18 августа 2021 г.
  44. ^ «Чемпион по шахматам проигрывает компьютеру» . Новости Би-би-си . 5 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2007 г. Проверено 4 мая 2008 г.
  45. ^ Кэмпбелл 1999 , с. 66
  46. ^ Вебер, Брюс (18 мая 1997 г.). «Чему Deep Blue научился в шахматной школе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 4 июля 2017 г.
  47. ^ Вебер, Брюс (5 мая 1997 г.). «Компьютер побеждает Каспарова, ошеломляя шахматных экспертов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 апреля 2020 года . Проверено 18 мая 2020 г.
  48. ^ Сюй, Кэмпбелл и Хоан, 1995, стр. 240
  49. ^ Гринмайер, Ларри. «20 лет после Deep Blue: как продвинулся искусственный интеллект с момента завоевания шахмат» . Научный американец . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 3 января 2022 г.
  50. ^ Сюй, Фэн-сюн (март – апрель 1999 г.). «Фишки гроссмейстера Deep Blue Chess от IBM» (PDF) . IEEE микро . 19 (2): 70–81. дои : 10.1109/40.755469 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2004 года . Проверено 11 января 2022 г.
  51. ^ Феста, Пол (2 сентября 1997 г.). «IBM обновляет Deep Blue» . Клнет. Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 11 января 2022 г.
  52. ^ Гонсалвес 2017 , с. 234
  53. ^ Сюй, Фэн-сюн (3 мая 2022 г.). За Deep Blue: создание компьютера, который победил чемпиона мира по шахматам . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-23514-1 .
  54. ^ «Список ТОП-500 – июнь 1997 г. (201–300)» . Топ 500 . 13 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 г. . Проверено 10 июня 2020 г.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

  • Профиль игрока Deep Blue и игры на Chessgames.com
  • IBM.com , страницы исследований IBM, посвященные Deep Blue
  • IBM.com , страница IBM с компьютерными журналами игр.
  • Chesscenter.com , Открытое письмо Фэн-сюн Сюя по поводу прерванного матча-реванша с Каспаровым, Журнал «Неделя в шахматах» , выпуск 270, 10 января 2000 г.
  • Chesscenter.com , Открытое письмо Оуэна Уильямса (менеджера Гарри Каспарова), ответ Фэн-сюн Сюю, 13 января 2000 г.
  • Sjeng.org , система Deep Blue, описанная Фэн-сюном Сюем, Мюрреем Кэмпбеллом и А. Джозефом Хоаном-младшим ( PDF )
  • Chessclub.com , Интервью ICC с Фэн-Сюном Сюем, онлайн-интервью с Сюем в 2002 году (аннотировано)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ff72c5d64e021e1cc5f0478b7801979__1715363280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/79/8ff72c5d64e021e1cc5f0478b7801979.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deep Blue (chess computer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)