Структура среды обитания

Фреймворк Cynefin ( / k ə ˈ n ɛ v ɪ n / kuh- NEV -in ) [1] представляет собой концептуальную основу, используемую для облегчения принятия решений . [2] Созданный в 1999 году Дэйвом Сноуденом , когда он работал в IBM Global Services , он был описан как « устройство , создающее смысл ». [3] [4] Cynefin — валлийское слово, означающее «среда обитания». [5]
Cynefin предлагает пять контекстов или «доменов» принятия решений: ясные (известные как простые до 2014 года, затем очевидные , пока не были недавно переименованы), [6] сложный , комплексный , хаотичный и запутанный — которые помогают менеджерам определить, как они воспринимают ситуации, и осмыслить свое собственное поведение и поведение других людей. [а] Данная основа основана на исследованиях в области теории систем , теории сложности , теории сетей и теорий обучения . [7]
Предыстория [ править ]
Терминология [ править ]
Идея системы Cynefin заключается в том, что она дает лицам, принимающим решения, «ощущение места», с которого можно рассматривать свое восприятие. [8] Cynefin — валлийское слово, означающее «место обитания», «призрачное место», «знакомый», «знакомый». Сноуден использует этот термин для обозначения идеи о том, что у всех нас есть связи, такие как племенные, религиозные и географические, о которых мы можем не осознавать. [9] [5] Его сравнивают со маори словом tūrangawaewae , означающим место, где можно стоять, или «землю и место, которые являются вашим наследием и откуда вы родом». [10]
История [ править ]
Сноуден, тогда работавший в IBM Global Services, в 1999 году начал работу над моделью Cynefin, призванной помочь управлять интеллектуальным капиталом внутри компании. [3] [б] [с] Он продолжил его развитие в качестве европейского директора Института управления знаниями IBM. [14] а затем в качестве основателя и директора Центра организационной сложности IBM Cynefin, основанного в 2002 году. [15] Синтия Курц, исследователь IBM, и Сноуден подробно описали эту структуру в следующем году в статье «Новая динамика стратегии: осмысление в сложном и запутанном мире», опубликованной в IBM Systems Journal . [4] [16] [17]
Центр Cynefin — сеть членов и партнеров из промышленности, правительства и научных кругов — начал работать независимо от IBM в 2004 году. [18] В 2007 году Сноуден и Мэри Э. Бун описали структуру Cynefin в журнале Harvard Business Review . [2] Их статья «Схема принятия решений лидером» принесла им награду «Выдающаяся публикация, ориентированная на практиков в области ПТО» от Академии менеджмента . отдела организационного поведения [19]
Домены [ править ]

Cynefin предлагает пять контекстов или «доменов» принятия решений: ясный, сложный, комплексный, хаотичный и центр замешательства . [д] Доменные имена менялись с годами. Курц и Сноуден (2003) назвали их известными, познаваемыми, сложными и хаотичными . [4] Сноуден и Бун (2007) заменили известное и познаваемое на простое и сложное . [а] С 2014 года Сноуден использовал очевидное вместо простого , а теперь использует термин ясное. [6]
Домены предлагают «ощущение места», позволяющее анализировать поведение и принимать решения. [8] Области справа, ясные и сложные , «упорядочены»: причина и следствие известны или могут быть обнаружены. Области слева, сложные и хаотичные , «неупорядочены»: причину и следствие можно вывести только задним числом или не определить вообще. [20]
Очистить [ править ]

Ясный домен представляет собой «известное известное». Это означает, что существуют правила (или передовая практика ), ситуация стабильна, а взаимосвязь между причиной и следствием ясна: если вы делаете X, ожидайте Y. Совет в такой ситуации — «почувствовать – классифицировать – ответить»: установить факты («смысл»), классифицировать, затем ответить, следуя правилу или применяя передовой опыт. Сноуден и Бун (2007) предлагают пример обработки платежей по кредиту. Сотрудник выявляет проблему (например, заемщик заплатил меньше, чем требовалось), классифицирует ее (просматривает кредитные документы) и реагирует (соблюдает условия кредита). [2] По словам Томаса А. Стюарта ,
Это область правовых структур, стандартных операционных процедур и практик, доказавших свою эффективность. Никогда не рисуйте внутреннюю прямую . Никогда не давайте кредит клиенту, ежемесячные платежи которого превышают 35 процентов валового дохода. Никогда не заканчивайте встречу, не спросив о продаже. Здесь принятие решений лежит исключительно в сфере разума: найдите правильное правило и примените его. [21]
Сноуден и Бун пишут, что менеджерам следует остерегаться навязывания ситуаций в этой области путем чрезмерного упрощения, «увлеченного мышления» (будучи слепыми к новым способам мышления) или самоуспокоенности. Когда успех порождает самоуспокоенность («лучшая практика по определению — это прошлая практика»), может произойти катастрофический сдвиг по часовой стрелке в область хаоса. Они рекомендуют лидерам предоставить канал связи, при необходимости анонимный, чтобы несогласные (например, среди сотрудников) могли предупредить о самоуспокоенности. [2]
Сложный [ править ]
область Сложная состоит из «известных неизвестных». Связь между причиной и следствием требует анализа или экспертизы; есть ряд правильных ответов. Структура рекомендует принцип «почувствовать-проанализировать-реагировать»: оценить факты, проанализировать и применить соответствующую передовую практику работы. [2] По словам Стюарта: «Здесь можно рационально работать над принятием решения, но для этого требуются отточенные суждения и опыт... Это прерогатива инженеров, хирургов, аналитиков разведки, юристов и других экспертов. Искусственный интеллект справляется хорошо. здесь: Deep Blue играет в шахматы так, как если бы это была сложная задача, рассматривая все возможные последовательности ходов». [21]
Комплекс [ править ]
Комплексная область представляет собой «неизвестное неизвестное». Причину и следствие можно установить только ретроспективно, и правильных ответов не существует. «Поучительные закономерности… могут возникнуть, — пишут Сноуден и Бун, — если лидер проводит эксперименты, которые могут потерпеть неудачу». Cynefin называет этот процесс «зондирование-ощущение-ответ». [2] Одним из примеров являются тяжелые страховые случаи. «Сложные случаи… нужны люди-гаранты», — пишет Стюарт, — «и лучшие из них делают одно и то же: выгружают файл и распространяют его содержимое». Стюарт определяет поля сражений, рынки, экосистемы и корпоративные культуры как сложные системы, которые «невосприимчивы к редукционистскому подходу: разбери и посмотри, как это работает, потому что сами твои действия меняют ситуацию непредсказуемым образом». [21]
Хаотичный [ править ]
В хаотической сфере причина и следствие неясны. [и] События в этой области «слишком запутаны, чтобы ждать ответа, основанного на знаниях», пишет Патрик Ламбе. «Действие – любое действие – это первый и единственный способ отреагировать соответствующим образом». [23] В этом контексте менеджеры «действуют-чувствуют-реагируют»: действуют , чтобы установить порядок; почувствовать , где находится стабильность; реагировать , чтобы превратить хаотичное в сложное. [2] Сноуден и Бун пишут:
В хаотичной сфере непосредственная задача лидера — не обнаружить закономерности, а остановить кровотечение. Лидер должен сначала действовать, чтобы установить порядок, затем почувствовать, где стабильность присутствует, а где ее нет, а затем отреагировать, работая над преобразованием ситуации из хаоса в сложную, где выявление возникающих закономерностей может помочь предотвратить будущие кризисы и распознать новые возможности. Обязательна прямая нисходящая или широковещательная коммуникация; просто нет времени спрашивать мнение. [2]
Теракты 11 сентября были примером хаотической категории. [2] Стюарт предлагает другим: «Пожарный, чья интуиция заставляет его повернуть налево, или трейдер, который инстинктивно продает, когда новости об акциях кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой». Один кризисный руководитель сказал о крахе Enron : «Люди боялись… Принятие решений было парализовано… Вы должны быть быстрыми и решительными – делать маленькие шаги, которые, как вы знаете, приведут к успеху, чтобы вы могли начать расскажи историю, которая имеет смысл». [21]
Сноуден и Бун приводят пример резни в ресторане Brown's Chicken and Pasta в 1993 году в Палатине , штат Иллинойс, когда грабители убили семь сотрудников ресторана Brown's Chicken and Pasta, как ситуацию, в которой местная полиция столкнулась со всеми доменами. Заместителю начальника полиции Уолту Гасиору пришлось действовать немедленно, чтобы остановить раннюю панику ( хаотичная ), сохраняя при этом работу отдела ( простая ), вызывая экспертов ( сложная ) и поддерживая доверие общества в последующие недели ( сложная ). [2]
Путаница [ править ]
Темная область путаницы этот домен также назывался неупорядоченным в центре представляет ситуации, когда нет ясности относительно того, какой из других доменов применим ( в более ранних версиях структуры ). По определению трудно понять, когда применяется эта область. «Здесь множество точек зрения борются за известность, лидеры фракций спорят друг с другом, и правит какофония», - пишут Сноуден и Бун. «Выход из этой сферы — разбить ситуацию на составные части и отнести каждую к одной из четырех других сфер. Тогда лидеры смогут принимать решения и вмешиваться контекстуально подходящими способами». [2]
Перемещение по доменам [ править ]
По мере увеличения знаний происходит «дрейф по часовой стрелке» от хаотического через сложное и сложное к простому . Точно так же «накопление предубеждений», самоуспокоенность или отсутствие поддержки могут вызвать «катастрофический провал»: движение по часовой стрелке от простого к хаотическому , представленному «складкой» между этими областями. Может произойти движение против часовой стрелки, когда люди умирают и знания забываются, или когда новые поколения ставят под сомнение правила; И движение против часовой стрелки от хаотического к простому может произойти, когда отсутствие порядка приводит к внезапному введению правил. [4] [2]
Заявки и прием [ править ]

Разработчики IBM использовали Cynefin при выработке политики, разработке продуктов, создании рынков, управлении цепочками поставок , брендинге и отношениях с клиентами . [4] Более поздние варианты использования включают анализ влияния религии на выработку политики в администрации Джорджа Буша-младшего , [25] управление чрезвычайными ситуациями , [26] сетевая наука и армия, [27] управление рисками пищевой цепи, [28] национальная безопасность в США, [29] гибкая разработка программного обеспечения , [30] и надзор за движением «Оккупай» в Соединенных Штатах. [24]
Он также использовался в исследованиях в области здравоохранения, в том числе для изучения сложности оказания медицинской помощи в Британской национальной службе здравоохранения . [31] природа знаний в здравоохранении, [32] и борьба с ВИЧ/СПИДом в Южной Африке . [33] В 2017 году корпорация RAND использовала структуру Cynefin при обсуждении теорий и моделей принятия решений. [34] Европейская комиссия опубликовала практическое руководство по использованию Cynefin в качестве «руководства по преодолению кризиса». [35]
Критика Cynefin включает в себя то, что структура сложна и запутанна, нуждается в более строгой основе и охватывает слишком ограниченный набор возможных контекстов. [36] Другая критика заключается в том, что такие термины, как известный, познаваемый, смысл и категоризация , двусмысленны. [37]
Профессор Саймон Френч признает «ценность системы Cynefin для категоризации контекстов принятия решений и определения способов устранения многих неопределенностей в анализе» и поэтому считает, что она основана на таких плодотворных работах, как « Научный метод Рассела Л. Акоффа : оптимизация решений прикладных исследований». (1962), » К. Уэста Чёрчмана ( «Исследовательские системы 1967), «Дилеммы Риттеля и Уэббера в общей теории планирования» Дугласа Джона Уайта (1973), «Методология принятия решений» (1975), Джона Тьюки » «Исследовательский анализ данных (1977), Майка Пидда «Инструменты мышления: моделирование в науке управления» Ричи (1996) и «Общий морфологический анализ» (1998). [38]
Файерстоун и МакЭлрой утверждают, что Cynefin — это модель осмысления, а не полная модель знаний . управления и обработки [39] : 118
ограничений Кинефин и теория
Стив Холт сравнивает Cynefin с теорией ограничений . Теория ограничений утверждает, что результаты большинства систем ограничены определенными узкими местами ( ограничениями ), а улучшения за пределами этих ограничений, как правило, контрпродуктивны, потому что они просто создают большую нагрузку на ограничение. Холт помещает теорию ограничений в рамки Cynefin, утверждая, что теория ограничений переходит от сложных ситуаций к сложным за счет использования абдуктивного рассуждения и интуиции, а затем логики для создания понимания, прежде чем создавать зонд для проверки понимания. [40] : 367
Cynefin определяет несколько типов ограничений. Фиксированные ограничения предполагают, что действия должны выполняться определенным образом, в определенном порядке и применяться в четкой области, управляющие ограничения более мягкие и действуют больше как правила или политики, применяемые в сложной области, разрешающие ограничения, которые действуют в сложной области, являются ограничениями. которые позволяют системе функционировать, но не контролируют весь процесс. [40] : 371 Холт утверждает, что ограничения в теории ограничений соответствуют фиксированным и определяющим ограничениям Кинефина. Холт утверждает, что инъекции в теории ограничений соответствуют разрешающим ограничениям. [40] : 373
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б Сноуден и Бун (2007): «В этой схеме проблемы, с которыми сталкиваются лидеры, распределяются по пяти контекстам, определяемым природой взаимосвязи между причиной и следствием. Четыре из них — простые, сложные, сложные и хаотичные — требуют от лидеров диагностировать ситуации и действовать контекстуально соответствующим образом. Пятое — расстройство — применяется, когда неясно, какой из четырех других контекстов является преобладающим». [2]
- ^ Сноуден (2000): «Ранняя форма модели Cynefin, в которой использовались различные обозначения для экстремумов измерений и пространств квадрантов, была разработана как средство понимания реальности управления интеллектуальным капиталом в IBM Global Services (Snowden 1999a)». [11] [12]
- ^ Сноуден, Паулин и Янсен ван Вуурен (2011): «Эта структура изначально использовалась в ранних работах Сноудена в области управления знаниями, но теперь распространяется на аспекты лидерства, стратегии, культурных изменений, управления взаимоотношениями с клиентами и многого другого (Курц и Сноуден, 2003). ; Сноуден и Бун, 2007). Эта структура особенно эффективна, помогая лицам, принимающим решения, разобраться в сложных проблемах, предоставляя новые способы решения трудноразрешимых проблем и позволяя прийти к общему пониманию среди коллективных групп». [13]
- ^ Уильямс и Хаммельбруннер (2010): «... Cynefin определяет четыре поведения, которые может проявлять ситуация: простое, сложное, сложное и хаотичное. Эта терминология не нова; в системной литературе она использовалась десятилетиями. Однако в Cynefin поведение и свойства, лежащие в основе этих четырех состояний, не полностью взяты из системных теорий или даже теорий хаоса и сложности. Cynefin в значительной степени опирается на теорию сетей, теории обучения и управление знаниями третьего поколения. «Важно, что по сравнению со многими сетевыми и корпоративными подходами, Cynefin также занимает эпистемологическую, а также онтологическую позицию. Подобно традициям мягких систем и критических систем … Cynefin исследует, как люди воспринимают ситуации и учатся на них». [16]
- ^ Cynefin использует хаотический в обычном смысле, а не в том смысле, который используется в теории хаоса . [22]
Ссылки [ править ]
- ^ CognitiveEdge (11 июля 2010 г.), The Cynefin Framework , заархивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. , получено 6 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сноуден, Дэвид Дж.; Бун, Мэри Э. (2007). «Система принятия решений лидером» . Гарвардское деловое обозрение . 85 (11): 68–76. ПМИД 18159787 .
- ^ Перейти обратно: а б Сноуден, Дэвид (1999). «Освобождение знаний», в книге «Освобождение знаний » . Бизнес-путеводитель CBI. Лондон: Каспиан Паблишинг.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Курц, Синтия Ф.; Сноуден, Дэвид Дж. (2003). «Новая динамика стратегии: осмысление в сложном и запутанном мире» (PDF) . IBM Systems Journal . 42 (3): 462–483. дои : 10.1147/sj.423.0462 . S2CID 1571304 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бергер, Дженнифер Харви; Джонстон, Кейт (2015). Простые привычки для сложных времен . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. 236–237, н. 5.
«Цинефин» . Валлийско-английский/англо-валлийский онлайн-словарь . Университет Уэльса . Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бергер и Джонстон (2015) , 237, н. 7.
- ^ Уильямс, Боб; Хаммельбруннер, Ричард (2010). Системные концепции в действии: инструментарий для практикующего специалиста . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 10, 163–164.
- ^ Перейти обратно: а б Браунинг, Ларри; Буд, Тьерри (2005). «Использование повествования для понимания сложности и реагирования на нее: сравнительный анализ моделей Cynefin и Weickian» , Emergence: Complexity and Organization , 7 (3–4): 32–39.
- ^ «Почетное профессорство Дэвида Дж. Сноудена» . Бангорского университета Школа психологии . 15 апреля 2015 г.
- ^ Бергер и Джонстон (2015) , 236–237, н. 5.
- ^ Сноуден, Дэйв (2000). «Социальная экология управления знаниями». В Депре, Шарль; Шовель, Даниэле (ред.). Горизонты знаний . Бостон: Баттерворт – Хайнеманн. 239 .
- ^ Также см. Сноуден, Дэйв. «Синефин, Чувство времени и места: экологический подход к осмыслению и обучению в формальных и неформальных сообществах» . citeseerx.ist.psu.edu.
- ^ Сноуден, Дэйв; Полин, Дэвид Дж.; Янсен ван Вуурен, Салли (2016). «Управление знаниями и личность: ничего личного», Дэвид Дж. Полин и Горман, GE (ред.). Управление личными знаниями . Абингдон: Рутледж 2011, 116.
- ^ Сноуден 2000 , 237–266 ; Сноуден, Дэйв (2002). «Сложные акты познания: парадокс и описательное самосознание» (PDF) . Журнал управления знаниями . 6 (2): 100–111. дои : 10.1108/13673270210424639 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2003 года.
- ↑ Курц и Сноуден (2003). Архивировано 18 сентября 2006 г. в Wayback Machine , 483; «Центр организационных сложностей Cynefin» , IBM, архивировано 14 июня 2002 г.; , IBM, архивировано 10 августа 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс и Хуммельбруннер 2010 , 10, 163–164.
- ^ Куиггин, Томас (2007). «Интервью с г-ном Дэйвом Сноуденом из Cognitive Edge», « Видеть невидимое: разведка национальной безопасности в неопределенную эпоху» . Сингапур: World Scientific Publishing Co., 212 .
- ^ «Центр Cynefin: Жизнь после IBM» , KM World , 14 (7), июль/август 2005 г.
- ^ «Выдающаяся публикация в области акушерства, ориентированная на практикующих врачей» , obweb.org.
- ^ Коскела, Лаури; Кагиоглу, Майк (2006). «О метафизике производства». Архивировано 23 июля 2008 года в Wayback Machine . Материалы 13-й ежегодной конференции по бережливому строительству , Сидней, Австралия, июль 2005 г. (37–45), 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стюарт, Томас А. (ноябрь 2002 г.). «Как думать интуицией» . Бизнес 2.0 . стр. 4–5. Архивировано из оригинала 5 ноября 2002 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Бергер и Джонстон (2015) , 237, н. 11.
- ^ Ламбе, Патрик (2007). Организация знаний: таксономии, знания и организационная эффективность . Оксфорд: Издательство Чандос, 136.
- ^ Перейти обратно: а б Герон, Стивен Макс (март 2014 г.). «Стратегии 21 века по борьбе с протестами» (pdf), Военно-морская аспирантура.
- ^ О'Нил, Луиза-Джейн (2004). «Вера и принятие решений при президентстве Буша: слон-бог посреди гостиной Америки» (PDF) . Возникновение: сложность и организация . 6 (1/2): 149–156. Архивировано (PDF) из оригинала 15 августа 2011 года.
- ^ Френч, Саймон; Никулае, Кармен (март 2005 г.). «Верьте в модель: неправильно справьтесь с чрезвычайной ситуацией». Журнал внутренней безопасности и управления чрезвычайными ситуациями . 2 (1). дои : 10.2202/1547-7355.1108 . S2CID 110745815 .
- ^ Вердон, Джон (июль 2005 г.). «Трансформация в CF: концепция теории человеческих сетей» . Оттава: Национальная оборона, Директория стратегических человеческих ресурсов.
- ^ Шепард, Ричард; Баркер, Гэри; Френч, Саймон; и др. (июль 2006 г.). «Управление рисками пищевой цепи: интеграция технических взглядов и взглядов заинтересованных сторон на неопределенность». Журнал экономики сельского хозяйства . 57 (2): 313–327. дои : 10.1111/j.1477-9552.2006.00054.x .
- ^ Беллавита, Кристофер (2006). «Образцы фигур, а не программы» . Дела внутренней безопасности . II (3): 1–21.
- ^ Пелрин, Джозеф (март 2011 г.). «О понимании гибкости программного обеспечения: точка зрения социальной сложности» (PDF) . Возникновение: сложность и организация . 13 (1/2): 26. Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Марк, Аннабель Л. (2006). «Заметки с маленького острова: исследование организационного поведения в сфере здравоохранения с точки зрения Великобритании». Журнал организационного поведения . 27 (7): 851–867. дои : 10.1002/job.414 . JSTOR 4093874 .
- ^ Штурмберг, Иоахим П.; Мартин, Кармель М. (октябрь 2008 г.). «Знание – в медицине». Журнал оценки в клинической практике . 14 (5): 767–770. дои : 10.1111/j.1365-2753.2008.01011.x . ПМИД 19018908 .
- ^ Берман, Кристофер Дж.; Афан, Марота А. (2016). «Появление лидерства: применение системы Cynefin в ходе пилотного проекта по снижению биосоциального риска ВИЧ/СПИДа». Африканский журнал исследований СПИДа . 15 (3): 249–260. дои : 10.2989/16085906.2016.1198821 . ПМИД 27681149 . S2CID 27834963 .
- ^ Кокс, Кейт; Стрэнг, Люси; Зондергаард, Сьюзен; и Монсальве, Кристина Гонсалес (2017). «Понимание того, как организации обеспечивают справедливость принимаемых ими решений» . Санта-Моника, Калифорния: Корпорация RAND.
- ^ «Репозиторий публикаций JRC» . публикации.jrc.ec.europa.eu . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Файерстоун, Джозеф М.; МакЭлрой, Марк В. (2011). Ключевые проблемы нового управления знаниями . Абингдон: Routledge, 132–133 (впервые опубликовано в 2003 г.).
- ^ Уильямс и Хуммельбруннер 2010 , 182.
- ^ Френч, Саймон (2017). «Синефин: неопределенность, маленькие миры и сценарии» . Журнал Общества операционных исследований . 66 (10): 1635–1645. дои : 10.1057/jors.2015.21 . S2CID 16750919 .
- ^ Файерстоун, Джозеф М. (2003). Ключевые проблемы в новом управлении знаниями . Марк В. МакЭлрой. [Хартленд Четыре угла, Вермонт]: KMCI Press. ISBN 0-7506-7655-8 . OCLC 51861908 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кинефин вплетает смысл в ткань нашего мира . Дэйв Сноуден, Рива Гринберг, Будевейн Берч. Когнитивное преимущество - The Cynefin Co., 2021. ISBN 978-1-7353799-0-6 . OCLC 1226544685 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )