Модель измерений знаний SECI
Модель измерений знаний SECI (или модель Нонаки-Такеучи ) — это модель создания знаний , которая объясняет, как неявные и явные знания преобразуются в организационные знания . Цель состоит в том, чтобы превратить явное знание модели обратно в неявное знание сотрудников. [1] В этом случае неявные знания сотрудников могут храниться в организации. Когда сотрудники открыто выражают свои мысли и идеи и делятся своими лучшими практиками работы, это может привести к новым инновациям и помочь сделать операции более эффективными. [1]
Модель SECI различает четыре измерения знаний (образующие аббревиатуру SECI): социализация , экстернализация , комбинация и интернализация . Модель была первоначально разработана Икуджиро Нонака в 1990 году. [2] и позже доработан Хиротакой Такеучи . [3]
Четыре способа преобразования знаний
[ редактировать ]Предполагая, что знание создается посредством взаимодействия неявного и явного знания, можно постулировать четыре различных режима преобразования знаний: от неявного знания к неявному знанию ( социализация ), от неявного знания к явному знанию ( экстернализация ), от явного знания к явному знанию. ( комбинация ) и от явного знания к неявному знанию ( интернализация ). [4]
Четыре режима преобразования знаний:
- Социализация (от молчаливого к молчаливому). Социализация — это процесс обмена знаниями , включая наблюдение, подражание и практику посредством ученичества . Ученики работают со своими учителями или наставниками, чтобы получить знания путем подражания, наблюдения и практики. По сути, социализация заключается в получении знаний посредством физической близости, при этом прямое взаимодействие является поддерживаемым методом приобретения знаний. [4] Социализация происходит благодаря обмену опытом с другими. Это также может произойти в результате прямого взаимодействия с клиентами или внутри вашей организации, просто при взаимодействии с другим отделом или рабочей группой. Например, мозговой штурм с коллегами. Неявное знание передается в результате общей деятельности в организациях, например, совместного пребывания и проживания в одной среде. [4]
- Экстернализация (от неявного к явному). Экстернализация — это процесс превращения неявных знаний в явные, при котором знания кристаллизуются и , таким образом, могут быть переданы другим, становясь основой новых знаний. На этом этапе личное неявное знание становится полезным и для других, поскольку оно выражено в форме, которую можно интерпретировать и понимать. [1] Например, концепции, изображения и письменные документы могут поддерживать такого рода взаимодействие. [4]
- Комбинация (от явного к явному). Комбинация включает в себя организацию и интеграцию знаний, в результате чего различные типы явных знаний объединяются (например, при создании прототипов ). Творческое использование компьютеризированных коммуникационных сетей и крупномасштабных баз данных может поддержать этот способ преобразования знаний: явные знания собираются внутри или за пределами организации, а затем объединяются, редактируются или обрабатываются для формирования новых знаний. Новые явные знания затем распространяются среди членов организации. [4]
- Интернализация (от явной до неявной). Интернализация предполагает получение и применение знаний человеком, сопровождаемое обучением на практике . С другой стороны, явные знания становятся частью знаний человека и будут активом для организации. Интернализация — это также процесс непрерывного индивидуального и коллективного размышления, а также способность видеть связи и распознавать закономерности, а также способность находить смысл между областями, идеями и концепциями. [4]
Вышеупомянутые четыре способа преобразования знаний образуют спираль создания знаний. [5] Поскольку создание знаний можно рассматривать как непрерывный процесс, спираль непрерывно развивается через эти четыре способа преобразования знаний. [5] Более того, благодаря четырем режимам преобразования знаний взаимодействие, происходящее между неявным и явным знанием, усиливается по спирали. [5]
Нонака и Конно впоследствии разработали модель SECI, введя японское понятие « Ба », что примерно переводится как «место». Ба можно рассматривать как общий контекст или общее пространство, в котором знания делятся, создаются и используются. Это концепция, которая объединяет физическое пространство, такое как офисное пространство, виртуальное пространство, такое как электронная почта, и ментальное пространство, такое как общие идеи. [6]
Принятие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
Модель SECI Нонаки и Такеучи широко известна и достигла парадигматического статуса. К очевидным преимуществам модели можно отнести:
- его признание динамического характера знаний и их создания. [5]
- он обеспечивает основу для управления соответствующими процессами.
Модель также неоднократно подвергалась критике. [7] Критика включает в себя:
- Он основан на исследовании японских организаций, которые в значительной степени полагаются на неявные знания: сотрудники часто работают в компании всю жизнь.
- Линейность ? концепции: может ли спираль перепрыгивать ступеньки Может ли он идти против часовой стрелки? Поскольку модель двунаправленная и содержит всего два узла, ответ — да, но что с того? Примером может служить лифт в двухэтажном доме. Хотя на нем могут быть номера этажей, на которые нужно нажать, чтобы перейти, он может так же легко функционировать, используя только кнопку «Перейти».
- Стивен Гурли (2006) рассмотрел, почему преобразование знаний должно начинаться с социализации, если неявное знание является источником новых знаний. Преобразование знаний также может начаться, например, с объединения, поскольку создание новых знаний начнется с творческого синтеза явных знаний. [7]
- Модель совершенно не объясняет, как на практике разрабатываются новые идеи и решения. [8]
См. также
[ редактировать ]- Четыре ступени компетентности
- I-Space (концептуальная основа)
- Неявное знание
- Явные знания
- Организационное обучение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лайхонен, Х; Ханнула, М; Хеландер, Н.; Ильвонен, Я; Юссила, Дж; Петух, М; Кярккяйнен, Х; Леннквист, А; Мюллерниеми, Дж; Пеккола, С; Виртанен, П; Гора, В; Юлиниеми, Т (2013). Информационный менеджмент. Технологический университет Тампере. Исследовательский центр управления информацией и знаниями НОВИ . ISBN 978-952-15-3058-6 .
- ^ Нонака, И. (1990). Управление созданием знаний . Токио: Нихон Кейдзай Синбун-ша.
- ^ Сюй, Ф. 2013. «Формирование и развитие теории создания знаний Икудзиро Нонаки». Стр. 60–76 в книге «На пути к организационным знаниям: новаторская работа Икудзиро Нонаки » под редакцией Г. фон Крога и др. Бейзингсток, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нонака, Икудзиро; Такеучи, Хиротака (1995), Компания, создающая знания: как японские компании создают динамику инноваций, Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-509269-1
- ^ Jump up to: а б с д Нонака И., Тояма Р. и Конно Н. (2000). SECI, Ба и лидерство: единая модель создания динамичных знаний. Долгосрочное планирование, 33(1), 5–34.
- ^ Нонака, И. и Конно, Н. (1998). Концепция Ба: создание основы для создания знаний. Обзор управления Калифорнии, том. 40, есть. 3, (стр. 45).
- ^ Jump up to: а б Гурли, Стивен (2006). «Концептуализация создания знаний: критика теории Нонаки» (PDF) . Журнал управленческих исследований . 43 (7): 1415–1416, 1421. doi : 10.1111/j.1467-6486.2006.00637.x . S2CID 20164658 .
- ^ Берейтер, Карл (2002). Образование и разум в эпоху знаний . Группа Тейлор и Фрэнсис. п. 177. ИСБН 0-8058-3943-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гурли, Стивен (2003), «Модель создания знаний SECI: некоторые эмпирические недостатки», 4-я Европейская конференция по управлению знаниями , Оксфорд, Англия, 18–19 сентября 2003 г., стр. 377–385.
{{citation}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нонака, Икуджиро (1991), «Компания, создающая знания» , Harvard Business Review , 69 (6 ноября – декабрь): 96–104, заархивировано из оригинала 25 ноября 2009 г.
- Нонака, Икуджиро и Хиротака Такеучи . 1995. Компания, создающая знания: как японские компании создают динамику инноваций . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509269-1.
- Зойферт А., Г. Фон Крог и А. Бах. 1999. "На пути к созданию сетей знаний". Журнал управления знаниями 3 (3): 180–90.
- Сименс, Джордж (2006), Знание знаний , Lulu Publishing .
- Сюй, Ф. 2013. «Формирование и развитие теории создания знаний Икуджиро Нонаки». Стр. 60–76 в книге «На пути к организационным знаниям: новаторская работа Икудзиро Нонаки » под редакцией Г. фон Крога и др. Бейзингсток, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан.
- Каренс М. и Фрюауфф Д.Х. (2018). Критическая оценка модели SECI Нонаки. Справочник Пэлгрейва по управлению знаниями, 53–83.