Jump to content

Модель измерений знаний SECI

Модель измерений знаний SECI (или модель Нонаки-Такеучи ) — это модель создания знаний , которая объясняет, как неявные и явные знания преобразуются в организационные знания . Цель состоит в том, чтобы превратить явное знание модели обратно в неявное знание сотрудников. [1] В этом случае неявные знания сотрудников могут храниться в организации. Когда сотрудники открыто выражают свои мысли и идеи и делятся своими лучшими практиками работы, это может привести к новым инновациям и помочь сделать операции более эффективными. [1]

Модель SECI различает четыре измерения знаний (образующие аббревиатуру SECI): социализация , экстернализация , комбинация и интернализация . Модель была первоначально разработана Икуджиро Нонака в 1990 году. [2] и позже доработан Хиротакой Такеучи . [3]

Четыре способа преобразования знаний

[ редактировать ]
Модель создания знаний SECI.
Модель измерений знаний SECI

Предполагая, что знание создается посредством взаимодействия неявного и явного знания, можно постулировать четыре различных режима преобразования знаний: от неявного знания к неявному знанию ( социализация ), от неявного знания к явному знанию ( экстернализация ), от явного знания к явному знанию. ( комбинация ) и от явного знания к неявному знанию ( интернализация ). [4]

Четыре режима преобразования знаний:

  1. Социализация (от молчаливого к молчаливому). Социализация — это процесс обмена знаниями , включая наблюдение, подражание и практику посредством ученичества . Ученики работают со своими учителями или наставниками, чтобы получить знания путем подражания, наблюдения и практики. По сути, социализация заключается в получении знаний посредством физической близости, при этом прямое взаимодействие является поддерживаемым методом приобретения знаний. [4] Социализация происходит благодаря обмену опытом с другими. Это также может произойти в результате прямого взаимодействия с клиентами или внутри вашей организации, просто при взаимодействии с другим отделом или рабочей группой. Например, мозговой штурм с коллегами. Неявное знание передается в результате общей деятельности в организациях, например, совместного пребывания и проживания в одной среде. [4]
  2. Экстернализация (от неявного к явному). Экстернализация — это процесс превращения неявных знаний в явные, при котором знания кристаллизуются и , таким образом, могут быть переданы другим, становясь основой новых знаний. На этом этапе личное неявное знание становится полезным и для других, поскольку оно выражено в форме, которую можно интерпретировать и понимать. [1] Например, концепции, изображения и письменные документы могут поддерживать такого рода взаимодействие. [4]
  3. Комбинация (от явного к явному). Комбинация включает в себя организацию и интеграцию знаний, в результате чего различные типы явных знаний объединяются (например, при создании прототипов ). Творческое использование компьютеризированных коммуникационных сетей и крупномасштабных баз данных может поддержать этот способ преобразования знаний: явные знания собираются внутри или за пределами организации, а затем объединяются, редактируются или обрабатываются для формирования новых знаний. Новые явные знания затем распространяются среди членов организации. [4]
  4. Интернализация (от явной до неявной). Интернализация предполагает получение и применение знаний человеком, сопровождаемое обучением на практике . С другой стороны, явные знания становятся частью знаний человека и будут активом для организации. Интернализация — это также процесс непрерывного индивидуального и коллективного размышления, а также способность видеть связи и распознавать закономерности, а также способность находить смысл между областями, идеями и концепциями. [4]

Вышеупомянутые четыре способа преобразования знаний образуют спираль создания знаний. [5] Поскольку создание знаний можно рассматривать как непрерывный процесс, спираль непрерывно развивается через эти четыре способа преобразования знаний. [5] Более того, благодаря четырем режимам преобразования знаний взаимодействие, происходящее между неявным и явным знанием, усиливается по спирали. [5]

Нонака и Конно впоследствии разработали модель SECI, введя японское понятие « Ба », что примерно переводится как «место». Ба можно рассматривать как общий контекст или общее пространство, в котором знания делятся, создаются и используются. Это концепция, которая объединяет физическое пространство, такое как офисное пространство, виртуальное пространство, такое как электронная почта, и ментальное пространство, такое как общие идеи. [6]

Принятие

[ редактировать ]

Модель SECI Нонаки и Такеучи широко известна и достигла парадигматического статуса. К очевидным преимуществам модели можно отнести:

  • его признание динамического характера знаний и их создания. [5]
  • он обеспечивает основу для управления соответствующими процессами.

Модель также неоднократно подвергалась критике. [7] Критика включает в себя:

  • Он основан на исследовании японских организаций, которые в значительной степени полагаются на неявные знания: сотрудники часто работают в компании всю жизнь.
  • Линейность ? концепции: может ли спираль перепрыгивать ступеньки Может ли он идти против часовой стрелки? Поскольку модель двунаправленная и содержит всего два узла, ответ — да, но что с того? Примером может служить лифт в двухэтажном доме. Хотя на нем могут быть номера этажей, на которые нужно нажать, чтобы перейти, он может так же легко функционировать, используя только кнопку «Перейти».
  • Стивен Гурли (2006) рассмотрел, почему преобразование знаний должно начинаться с социализации, если неявное знание является источником новых знаний. Преобразование знаний также может начаться, например, с объединения, поскольку создание новых знаний начнется с творческого синтеза явных знаний. [7]
  • Модель совершенно не объясняет, как на практике разрабатываются новые идеи и решения. [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Лайхонен, Х; Ханнула, М; Хеландер, Н.; Ильвонен, Я; Юссила, Дж; Петух, М; Кярккяйнен, Х; Леннквист, А; Мюллерниеми, Дж; Пеккола, С; Виртанен, П; Гора, В; Юлиниеми, Т (2013). Информационный менеджмент. Технологический университет Тампере. Исследовательский центр управления информацией и знаниями НОВИ . ISBN  978-952-15-3058-6 .
  2. ^ Нонака, И. (1990). Управление созданием знаний . Токио: Нихон Кейдзай Синбун-ша.
  3. ^ Сюй, Ф. 2013. «Формирование и развитие теории создания знаний Икудзиро Нонаки». Стр. 60–76 в книге «На пути к организационным знаниям: новаторская работа Икудзиро Нонаки » под редакцией Г. фон Крога и др. Бейзингсток, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Нонака, Икудзиро; Такеучи, Хиротака (1995), Компания, создающая знания: как японские компании создают динамику инноваций, Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN   978-0-19-509269-1
  5. ^ Jump up to: а б с д Нонака И., Тояма Р. и Конно Н. (2000). SECI, Ба и лидерство: единая модель создания динамичных знаний. Долгосрочное планирование, 33(1), 5–34.
  6. ^ Нонака, И. и Конно, Н. (1998). Концепция Ба: создание основы для создания знаний. Обзор управления Калифорнии, том. 40, есть. 3, (стр. 45).
  7. ^ Jump up to: а б Гурли, Стивен (2006). «Концептуализация создания знаний: критика теории Нонаки» (PDF) . Журнал управленческих исследований . 43 (7): 1415–1416, 1421. doi : 10.1111/j.1467-6486.2006.00637.x . S2CID   20164658 .
  8. ^ Берейтер, Карл (2002). Образование и разум в эпоху знаний . Группа Тейлор и Фрэнсис. п. 177. ИСБН  0-8058-3943-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 313f6c40eb8ca4cda54d9902ff8e9893__1700022840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/93/313f6c40eb8ca4cda54d9902ff8e9893.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SECI model of knowledge dimensions - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)