Четыре ступени компетентности
В психологии четыре стадии компетентности , или модель обучения «сознательной компетентности», относятся к психологическим состояниям, участвующим в процессе перехода от некомпетентности к компетентности в навыке . У людей может быть несколько навыков, некоторые из которых не связаны друг с другом, и каждый навык обычно находится на одной из стадий в определенный момент времени. Многие навыки требуют практики, чтобы оставаться на высоком уровне компетентности.
Четыре стадии предполагают, что люди изначально не осознают, как мало они знают, или не осознают своей некомпетентности. Осознав свою некомпетентность, они сознательно приобретают навык, а затем сознательно его используют. В конце концов, навык можно использовать без его сознательного продумывания: говорят, что тогда человек приобрел бессознательную компетентность. [1]
История
[ редактировать ]Четыре этапа появились в учебнике «Управление программами обучения» 1960 года , написанном тремя профессорами менеджмента Нью-Йоркского университета . [2] Тренер по менеджменту Мартин М. Бродвелл назвал эту модель «четырьмя уровнями обучения» в статье, опубликованной в феврале 1969 года. [3] Пол Р. Кертисс и Филип Уоррен упомянули эту модель в своей книге 1973 года «Динамика коучинга жизненных навыков» . [4] Модель использовалась в Gordon Training International ее сотрудником Ноэлем Берчем в 1970-х годах; там это называлось «четыре этапа освоения любого нового навыка». [5] Позже эту модель часто приписывали Абрахаму Маслоу , но ошибочно, поскольку эта модель не встречается в его основных работах. [6]
Некоторые элементы, в том числе помощь кому-либо «знать то, чего он не знает» или распознавать слепое пятно, можно сравнить с элементами « окна Джохари» , созданного в 1955 году, хотя Джохари занимается самосознанием, а четыре стадии компетентность связана с этапами обучения.
Этапы
[ редактировать ]Четыре этапа:
- Бессознательная некомпетентность
- Индивид не понимает или не умеет что-то делать и не обязательно осознает этот дефицит. Они могут отрицать полезность этого навыка. Человек должен признать свою некомпетентность и ценность нового навыка, прежде чем перейти к следующему этапу. Продолжительность времени, которое человек проводит на этом этапе, зависит от силы стимула к обучению. [1]
- Сознательная некомпетентность
- Хотя человек не понимает или не знает, как что-то делать, он осознает дефицит, а также ценность нового навыка для устранения дефицита. На этом этапе совершение ошибок может быть неотъемлемой частью процесса обучения.
- Сознательная компетентность
- Человек понимает или умеет что-то делать. Его можно разбить на этапы, и при освоении нового навыка требуется активное сознательное участие. Однако демонстрация навыков или знаний требует концентрации, и если ее нарушить, они впадают в некомпетентность. [1]
- Бессознательная компетентность
- Человек так много практиковался в навыках, что они стали «второй натурой» и их можно легко выполнять. В результате навык может быть применен во время выполнения другой задачи. Человек может быть в состоянии научить этому других, в зависимости от того, как и когда он был изучен.
См. также
[ редактировать ]- Таксономия Блума - Система классификации в образовании
- Теория принятия решений - Раздел прикладной теории вероятностей.
- Большая стратегия - долгосрочная стратегия, используемая нацией для продвижения своих интересов.
- Модель приобретения навыков Дрейфуса - Модель обучения
- Эффект Даннинга-Крюгера - когнитивная предвзятость в отношении собственных навыков.
- Стадии психосоциального развития по Эриксону - Восьмиэтапная модель психоаналитического развития.
- Поток – полное погружение в деятельность.
- Формула перемен
- Иллюзорное превосходство – переоценка своих способностей и квалификации; когнитивное предубеждение
- Иммунитет к изменениям – метод саморефлексии и изменения мышления.
- Учебные леса - поддержка, оказываемая студенту инструктором на протяжении всего процесса обучения.
- Стили обучения . В значительной степени опровергнутые теории, целью которых является объяснение различий в обучении людей.
- Мотивация – внутреннее состояние, вызывающее целенаправленное поведение.
- Модель измерений знаний SECI – Модель создания знаний
- Краткосрочная терапия, ориентированная на решение – Целенаправленный подход к психотерапии
- Теория множественного интеллекта - Теория множественных типов человеческого интеллекта
- Транстеоретическая модель , также известная как Стадии изменений – Интегративная теория терапии.
- Зона ближайшего развития – разница между тем, что учащийся может сделать без помощи, и тем, что он может сделать с помощью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Флауэр, Джо (январь 1999 г.). «В месиве» . Исполнительный врач . 25 (1): 64–66. ПМИД 10387273 .
- ^ Де Филлипс, Фрэнк Энтони; Берлинер, Уильям М.; Криббин, Джеймс Дж. (1960). «Смысл обучения и познания» . Управление программами обучения . Хомвуд, Иллинойс: Ричард Д. Ирвин. п. 69 . OCLC 604759 .
- ^ Бродвелл, Мартин М. (20 февраля 1969 г.). «Обучение ради обучения (XVI)» . wordfitlyspoken.org . Хранитель Евангелия . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ Кёртисс, Пол Р.; Уоррен, Филип В. (1973). Динамика коучинга жизненных навыков . Серия «Жизненные навыки». Принц Альберт, Саскачеван: Учебная научно-исследовательская станция, Департамент кадров и иммиграции. п. 89. ОСЛК 4489629 .
- ^ Адамс, Линда. «Освоение нового навыка легче сказать, чем сделать» . gordontraining.com . Гордон Тренинг Интернэшнл . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Хансен, Алиса (2012). «Стажеры и преподаватели как рефлексивные ученики». Ин Хансен, Алиса; и др. (ред.). Рефлексивное обучение и преподавание в начальной школе . Лондон; Таузенд-Оукс, Калифорния: Обучение имеет значение; Публикации SAGE . стр. 32–48 ( 34 ). дои : 10.4135/9781526401977.n3 . ISBN 9780857257697 . OCLC 756592765 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Несколько примеров среди множества рецензируемых статей, в которых упоминаются четыре этапа:
- Конгер, Д. Стюарт; Маллен, Дана (декабрь 1981 г.). «Жизненные навыки». Международный журнал по развитию консультирования . 4 (4): 305–319. дои : 10.1007/BF00118327 . S2CID 189890482 .
- Энграмм, Барбара Э. (октябрь 1981 г.). «Тренинг коммуникативных навыков для консультантов по реабилитации, работающих с пожилыми людьми» . Журнал реабилитации . 47 (4): 51–56. ПМИД 7321003 .
- Липов, Энн Гродзиньш (лето 1989 г.). «Почему тренировки не приживаются: кто виноват?». Библиотечные тенденции . 38 (1): 62–72. hdl : 2142/7651 .
- Билер, Кент Д. (зима 1991 г.). «Адаптация аспиранта к академической жизни: четырехэтапная схема» . Журнал НАСПА . 28 (2): 163–171. дои : 10.1080/00220973.1991.11072201 .
- Андерхилл, Адриан (январь 1992 г.). «Роль групп в развитии самосознания учителя» . ЭЛТ журнал . 46 (1): 71–80. дои : 10.1093/elt/46.1.71 .
- Найду, Сом (январь 1997 г.). «Совместная рефлексивная практика: архитектура учебного дизайна для Интернета» . Дистанционное образование . 18 (2): 257–283. дои : 10.1080/0158791970180206 .
- Ли, Джиён; Гибсон, Шер Кэмпбелл (сентябрь 2003 г.). «Развитие самостоятельности в онлайн-курсе посредством компьютерного взаимодействия» . Американский журнал дистанционного образования . 17 (3): 173–187. дои : 10.1207/S15389286AJDE1703_4 . S2CID 62716687 .
- Голдфрид, Марвин Р. (март 2004 г.). «Интеграция интегративно-ориентированной краткосрочной психотерапии». Журнал интеграции психотерапии . 14 (1): 93–105. дои : 10.1037/1053-0479.14.1.93 .
- Донати, Марк; Уоттс, Мэри (ноябрь 2005 г.). «Личностное развитие в обучении консультантов: к разъяснению взаимосвязанных концепций» . Британский журнал руководства и консультирования . 33 (4): 475–484. дои : 10.1080/03069880500327553 . S2CID 144594377 .
- Лазанас, Панайотис (январь 2006 г.). «Новый комплексный подход к передаче знаний» . Южноафриканский журнал высшего образования . 20 (3): 461–471. дои : 10.4314/sajhe.v20i3.25588 .
- Катрер, Уильям Б.; Салливан, Уильям М.; Флеминг, Эми Э. (октябрь 2013 г.). «Образовательные стратегии для улучшения клинического мышления». Современные проблемы детского и подросткового здравоохранения . 43 (9): 248–257. дои : 10.1016/j.cppeds.2013.07.005 . ПМИД 24070582 .
- Гета-Тейлор, Хизер; Хаммерт, Раймонд; Налбандян, Джон; Сильвия, Крис (март 2013 г.). «Разработка и оценка модели компетенций: выводы и будущие направления» (PDF) . Журнал образования в области связей с общественностью . 19 (1): 141–171. дои : 10.1080/15236803.2013.12001724 . JSTOR 23608938 . S2CID 116247757 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 августа 2017 г. Проверено 27 ноября 2018 г.