Предприятие знаний
Предприятие знаний – это компания знаний. Варианты этого названия включают наукоемкую компанию, организацию или предприятие. Однако, по мнению Д. Емельняка, объем и происхождение этой терминологии неясны. Этот термин легче определить по тому, насколько компания зависит от знаний и какую роль эта зависимость играет в компании. Нет единого мнения о том, насколько зависимой должна быть компания, чтобы ее можно было считать компанией, основанной на знаниях. Однако существуют некоторые различия в компаниях знаний, например, в экономике, в которой существуют две группы: одна трудоемкая , а другая наукоемкая. [1]
Предприятия знаний определяются как предприятия, на которых знания и продукты, основанные на знаниях, предлагаются рынку. Продукты и услуги могут варьироваться от планов до прототипов или массового производства продуктов на исследования и разработки , большую часть которых составляют затраты . Сотрудники интеллектуальных предприятий обычно имеют академическое образование, и хотя оно не является обязательным, оно помогает легитимизировать экспертный статус и высокие гонорары. Работа на предприятиях знаний основана на интеллектуальных способностях сотрудников, и задачи не являются рутинными. Требуется умение сочетать разные знания. [2]
Появление предприятий знаний
[ редактировать ]По мнению Джемельняка, предприятия знаний возникли благодаря изменениям в мировой экономике . Со временем экономика стала уделять больше внимания услугам. Появление компаний знаний еще называют симптомом третьей промышленной революции , при которой рабочие отделяются от владельцев производства.
Практический пример: IBM
[ редактировать ]Идея компании знаний и ее последствия проявляются в IBM в изменении структуры и доходов. В 1924 году 96% прибыли IBM было получено за счет сдачи в аренду производственного оборудования, а на перфокарты приходилось 4% прибыли. В 1970-х годах 80% прибыли приходилось на подразделения оборудования, 15% — на подразделение программного обеспечения и 5% — на услуги. В 1990-х годах услуги приносили 30% прибыли IBM. В 2007 году услуги составили 37% дохода, что близко к сумме дохода, полученного от рендеринга IBM, который составил 40%.Этот пример лишь отражает общее изменение, которое проявляется в обратной пропорции между материальными и нематериальными активами компаний. [3] Эта эволюция привела к изменению доступа к этим ресурсам от работников физического труда к работникам нефизического труда (знаний). Изменилась и структура компаний: полномочия по принятию решений перешли от владельцев и топ-менеджеров к менеджерам среднего звена и специалистам. Эти изменения сопровождают появление и растущую значимость предприятий, основанных на знаниях. [4]
Классификация предприятий знаний
[ редактировать ]Предприятия знаний, по мнению Ловендала, можно разделить на:
- Клиентские компании, в которых с точки зрения стратегической концентрации клиентоориентированность, а ресурсы контролируются индивидуально. Некоторые примеры включают юридические конторы и бухгалтерские бюро.
- Компании, ориентированные на решение проблем, в которых стратегическая концентрация сосредоточена на творческом решении проблем и инновациях, а ресурсы распределяются на командной основе. Примеры включают рекламные компании и компании по разработке программного обеспечения.
- Компании, ориентированные на результат, в которых стратегическая концентрация основана на адаптивности и применении уже существующих решений, а ресурсы распределяются организацией. Примером могут быть консалтинговые компании по вопросам управления. [5]
Согласно другому подходу, компании, занимающиеся знаниями, делятся на компании, предоставляющие профессиональные услуги , и компании, занимающиеся исследованиями и разработками. [6]
Компании с несколькими различными подразделениями могут иметь только некоторые из этих подразделений как наукоемкие. Они работают на все предприятие и их услуги обычно не предлагаются за пределами компании. Например, подразделения исследований и разработок, проектирования, проектирования, бухгалтерского учета и права можно рассматривать как наукоемкие подразделения. [2]
Инструменты предприятий знаний
[ редактировать ]Предприятия знаний в силу своего высокотехнологичного профиля почти исключительно опираются на ИТ-технологии. Это включает в себя использование аппаратного и программного обеспечения для проведения управленческих процессов и организации рабочей среды для всех сотрудников, от руководителей до высшего руководства. Вот почему разработка программного обеспечения имеет решающее значение для существования и развития таких информационных компаний. Программные приложения также разрабатываются для многих областей внутри таких организаций, поскольку без них трудно контролировать и координировать работу, посвященную инновациям и решению проблем.
Предприятия знаний и утечка мозгов
[ редактировать ]Основная причина феномена «утечки мозгов» и участия компаний, занимающихся знаниями, заключается в большом разрыве между образованием, которое могут получить ИТ-специалисты , и низкой заработной платой, которую они получают. Проблема в том, что образовательная инфраструктура в странах с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе не должна догонять аналогичную инфраструктуру в странах с наукоемкой экономикой, таких как США . [7] но зарплаты работников умственного труда в обеих группах стран сильно различаются. Наукоемкие компании из стран, основанных на знаниях, могут предложить гораздо лучшие стимулы, чтобы заставить их переехать и работать на них. Именно по этой причине человеческие ресурсы из стран с переходной экономикой перетекают в те страны, которые характеризуются конкурентным преимуществом в заработной плате.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Работа, основанная на знаниях: работа на предприятиях знаний на примере высокотехнологичных организаций, Wydawnictwa Akademickie i Professionalne, Akademia Leona Koźmińskiego, Варшава, 2008, стр. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Альвессон, Матс (2004). Интеллектуальный труд и наукоемкие фирмы . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Там же, стр. 107-1. 23-2
- ^ Там же, стр. 107-1. 24-2
- ^ Там же, стр. 107-1. 25.
- ^ Там же, стр. 107-1. 26.
- ^ А. Гербаси, Д. Латусек, Культурные различия в доверии к международным высокотехнологичным предприятиям: пример сотрудничества США и Польши, [в:] Д. Джемельняк, А. Маркс (ред.), Управление динамическими технологиями -Ориентированный бизнес: высокотехнологичные организации и рабочие места, Справочник по бизнес-науке – IGI Global, Hershey, 2012, стр. 1-2.