Интеллектуальный капитал
Интеллектуальный капитал — это результат психических процессов, образующих совокупность нематериальных объектов, которые могут быть использованы в экономической деятельности и приносить доход своему владельцу ( организации ), охватывая компетенции ее сотрудников ( человеческий капитал ), стоимость, относящуюся к ее отношениям ( реляционный капитал ) и все, что остается, когда сотрудники уходят домой ( структурный капитал ), [1] из которых интеллектуальная собственность (ИС) является лишь одним компонентом. [2] Это сумма всего, что знает каждый сотрудник компании, что дает ей конкурентное преимущество. [3] Этот термин используется в научных кругах в попытке объяснить стоимость нематериальных активов, компании не перечисленных явно в балансовых отчетах . [4] На национальном уровне интеллектуальный капитал относится к национальному нематериальному капиталу (НИК). [5]
Второе значение, которое используется в академических кругах и было принято в крупных корпорациях, ориентировано на повторное использование знаний посредством управления знаниями и управления интеллектуальным капиталом (ICM). [6] [7] [8] Создание, формирование и обновление запаса интеллектуального капитала требует формулировки стратегического видения , которое объединяет все три измерения интеллектуального капитала в организационном контексте посредством исследования, эксплуатации, измерения и раскрытия информации. [9] Интеллектуальный капитал используется при оценке благосостояния организаций. [3] Показателем стоимости интеллектуального капитала является сумма, на которую стоимость предприятия фирмы превышает стоимость ее материальных (физических и финансовых) активов. [10] [11] В корпоративных книгах непосредственно виден капитал, воплощенный в физических активах и финансовом капитале; однако все три составляют стоимость предприятия. [12] Измерение реальной стоимости и общей эффективности компонентов интеллектуального капитала является важнейшей частью управления компанией в эпоху экономики знаний и информационного века . Понимание интеллектуального капитала предприятия позволяет эффективно использовать его интеллектуальные активы. [6] Для корпорации результатом будет оптимизация цены ее акций .
Комитет МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) разработал Международную систему бухгалтерского учета 38 с целью предписать порядок учета нематериальных активов. МСФО (IAS) 38.8 определяет нематериальный актив как идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической сущности. Актив — это ресурс, который контролируется организацией в результате прошлых событий (например, покупка или самостоятельное создание) и от которого ожидаются будущие экономические выгоды (притоки денежных средств или другие выгоды).
Классификация
[ редактировать ]Интеллектуальный капитал обычно классифицируется следующим образом:
- Человеческий капитал – ценность, которую сотрудники предприятия обеспечивают посредством применения навыков , ноу-хау и опыта. [13] – Человеческий капитал – это совокупная человеческая способность организации решать бизнес-задачи и использовать свою интеллектуальную собственность . Человеческий капитал присущ людям и не может принадлежать организации. [14] Таким образом, человеческий капитал может покинуть организацию, когда уходят люди, и если руководство не смогло создать условия, в которых другие могли бы перенять свои ноу-хау. Человеческий капитал также включает в себя то, насколько эффективно организация использует свои человеческие ресурсы, измеряемые креативностью и инновациями .
- Структурный капитал — вспомогательная нефизическая инфраструктура, процессы и базы данных организации, которые позволяют человеческому капиталу функционировать. [13] – Структурный капитал включает процессы, патенты и товарные знаки , а также имидж организации, организацию , информационную систему , а также проприетарное программное обеспечение и базы данных. Из-за разнообразия компонентов структурный капитал можно разделить на организационный, процессный и инновационный капитал. Организационный капитал включает в себя философию организации и системы использования ее возможностей. Процессный капитал включает методы, процедуры и программы, которые реализуют и улучшают доставку товаров и услуг. Инновационный капитал включает интеллектуальную собственность, такую как патенты, товарные знаки и авторские права , а также нематериальные активы. [1] Интеллектуальная собственность защищена коммерческими правами, такими как патенты, коммерческая тайна , авторские права и товарные знаки. Нематериальные активы — это все остальные таланты и теории, которыми руководствуется организация.
- Реляционный капитал , состоящий из таких элементов, как с клиентами отношения , отношения с поставщиками, товарные знаки и торговые наименования (которые имеют ценность только в силу отношений с клиентами), лицензии и франшизы . Представление о том, что капитал клиентов отделен от человеческого и структурного капитала, указывает на его центральное значение. значение для ценности организации. [15] Ценность отношений, которые компания поддерживает со своими клиентами и поставщиками, также называется гудвиллом, но часто плохо учитывается в корпоративной отчетности из-за правил бухгалтерского учета. [16]
Управление
[ редактировать ]Нематериальный характер многих продуктов и процессов знаний в сочетании с растущей значимостью их стоимости в корпоративных балансах приводит к росту интереса к управлению интеллектуальным капиталом. Создание, формирование и обновление запаса интеллектуального капитала требует формулировки стратегического видения, которое объединяет все три измерения интеллектуального капитала (человеческий, структурный и реляционный капитал) в организационном контексте посредством исследования и эксплуатации, измерения и раскрытия информации. [9] Таким образом, организационная ценность интеллектуального капитала развивается посредством постоянного и возникающего процесса, ориентированного на способность использовать, развивать и изменять измерения. [17] Управление интеллектуальным капиталом рассматривается как происходящее в рамках многоэтапного процесса, управляемого эволюционной логикой. Управление интеллектуальным капиталом определяется как цикл из четырех взаимосвязанных наборов практик: стратегическое согласование, разведка и эксплуатация, измерение и отчетность об интеллектуальном капитале. [6]
Признание и управление интеллектуальным капиталом внутри организаций не всегда очевидно и просто; например, что означает IC, различается от организации к организации; таким образом, требуется контекстуальное понимание. [18]
Эксплуатация
[ редактировать ]Управление интеллектуальным капиталом рассматривается как происходящее в рамках многоэтапного процесса, управляемого эволюционной логикой. [9] Для бизнеса решающее значение имеет реализация потенциала его интеллектуального капитала. [19] Работы, которые фокусируются на подмножестве, а именно на патентах , авторских правах и коммерческих тайнах , игнорируют преимущества их использования в бизнесе. [20] Другие термины включают «нематериальные активы». [21] Хотя корпоративные отчеты часто подчеркивают ценность и ноу-хау своих сотрудников, этот важнейший актив нельзя считать собственностью. Термин « рабочая сила на месте» может использоваться как категория при покупке компаний с их персоналом. [22] Без этой категории большая часть суммы, превышающей покупную цену над материальной балансовой стоимостью, выглядела бы просто как гудвилл . Чтобы получить прибыль от интеллектуального капитала, управление знаниями стало задачей менеджмента. [23] Часто интеллектуальный капитал или, по крайней мере, права на него вывозятся за границу для эксплуатации, что влечет за собой риски, которые трудно оценить. [12] Передача прав на интеллектуальный капитал оффшорным дочерним компаниям является основным средством ухода от корпоративных налогов . [24]
Измерение
[ редактировать ]Аудит интеллектуального капитала — это аудит интеллектуального капитала компании с целью мониторинга и надзора за интеллектуальным капиталом фирмы с целью извлечения выгоды из интеллектуального капитала, уже существующего в компании, а также для выявления возможностей увеличения интеллектуального капитала компании. [4] : 86
Ранние методы измерения интеллектуального капитала включают систему сбалансированных показателей (BSC), Skandia Navigator и Монитор нематериальных активов. Кроме того, в 1993 году был введен метод интеллектуального коэффициента добавленной стоимости (VAIC) для измерения стоимости, создаваемой интеллектуальным капиталом. [25]
Интеллектуальный капитал и рост доходности акций
[ редактировать ]Изменения доходности акций в первую очередь определяются внешними факторами, такими как инфляция, обменные курсы и социально-экономические условия. Интеллектуальный капитал не влияет на текущую прибыль акций компании. Интеллектуальный капитал способствует росту доходности акций. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдвинссон, Лейф ; Мэлоун, Майкл С. (1997). Интеллектуальный капитал: осознание истинной ценности вашей компании путем выявления ее скрытых умственных способностей . Нью-Йорк: ХарперБизнес. ISBN 9780887308413 . ОСЛК 36024079 .
- ^ Люти, Дэвид Х. (1998). «Интеллектуальный капитал и его измерение». Материалы Азиатско-Тихоокеанской междисциплинарной конференции по исследованиям в области бухгалтерского учета (APIRA), Осака, Япония . CiteSeerX 10.1.1.200.5655 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стюарт, Томас А. (1997). Интеллектуальный капитал: новое богатство организаций . Нью-Йорк: Валюта/Даблдэй. ISBN 0385482280 . ОСЛК 35792346 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брукинг, Энни (1997). Интеллектуальный капитал . Лондон; Нью-Йорк: International Thomson Business Press. ISBN 1861520239 . ОСЛК 35620282 .
- ^ Столе, Пирьо; Столе, Стен; Лин, Кэрол YY (2015). «Нематериальные активы и национальное экономическое богатство – новый взгляд на то, как они связаны». Журнал интеллектуального капитала . 16 :20–57. дои : 10.1108/jic-02-2014-0017 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хаванд Кар, Джалиль; Хавандкар, Эхсан; Моттаги, Афшин (2013). Интеллектуальный капитал: модели управления, развития и измерения (3-е изд.). Тегеран, Иран: Центр промышленных исследований и обучения Иранской прессы. ISBN 9789642841646 .
- ^ Чу, Чун Вэй; Бонтис, Ник (2002). Стратегическое управление интеллектуальным капиталом и организационными знаниями . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 019515486X . OCLC 48429047 .
- ^ Вийг, Карл М. (июнь 1997 г.). «Интеграция интеллектуального капитала и управления знаниями» . Долгосрочное планирование . 30 (3): 399–405. дои : 10.1016/S0024-6301(97)90256-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хавандкар, Эхсан; Теодоракопулос, Ник; Харт, Марк; Престон, Джуд (2016). «Лидерство в распространении практик управления интеллектуальным капиталом в научных парках» (PDF) . Управление человеческими ресурсами, инновации и производительность . стр. 213–231. дои : 10.1057/9781137465191_14 . ISBN 978-1-349-56307-4 . S2CID 55619748 .
- ^ Паоло Маграсси (2002) «Таксономия интеллектуального капитала», исследовательская записка COM-17-1985, Gartner
- ^ Свейби, Карл Эрик (1997). «Монитор нематериальных активов». Журнал учета и учета человеческих ресурсов . 2 (1).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Видерхольд, Джио (2013). Оценка интеллектуального капитала: транснациональные корпорации и налоговые убежища . Менеджмент для профессионалов. Нью-Йорк: Springer-Verlag . дои : 10.1007/978-1-4614-6611-6 . ISBN 9781461466109 . ОСЛК 857407166 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэддокс, Джон; Бини, Марк (март 2002 г.). «Увидеть невидимое и нематериальное». Управление знаниями : 16–17.
- ^ Юнис, Рагда (2018). «Практика управления человеческими ресурсами и воспринимаемая эффективность работы больниц. Посредническая роль интеллектуального капитала» (PDF) . Научный журнал экономики и торговли . 48 (3): 559–586. дои : 10.21608/jsec.2018.39411 .
- ^ Скирм, Дэвид Дж. (март 1998 г.). «Ценение знаний: стоит ли оно того?» . Управление информацией . 5 (3): 24–26. ISSN 1352-0229 .
- ^ Леви, Марк М.; Wrappe, Стивен С. (2013). Трансфертное ценообразование: правила, соблюдение и разногласия (4-е изд.). Чикаго: CCH Incorporated. ISBN 9780808030928 . OCLC 864709704 .
- ^ Субраманиам, Мохан и Юндт, Марк (2005). Влияние интеллектуального капитала на виды инновационных способностей . Журнал Академии менеджмента, 48 (3), 450–463.
- ^ Тыскбо, Дэниел (март 2019 г.). «Взгляды менеджеров на то, как интеллектуальный капитал признается и управляется на практике: множественный пример четырех шведских фирм». Журнал интеллектуального капитала . дои : 10.1108/JIC-01-2018-0017 . S2CID 159378981 .
- ^ Салливан, Патрик Х (2000). Интеллектуальный капитал, ориентированный на стоимость: как конвертировать нематериальные корпоративные активы в рыночную стоимость . Серия «Интеллектуальный капитал». Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья . ISBN 0471351040 . ОСЛК 42061200 .
- ^ Мерджес, Роберт П.; Менелл, Питер Сет; Лемли, Марк А. (2004). Интеллектуальная собственность в новый технологический век . Серия сборников дел Аспена (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Аспен. ISBN 073553652X . OCLC 50866818 .
- ^ Шерман, Эндрю Дж. (2012). Сбор нематериальных активов: раскройте скрытые доходы от интеллектуальной собственности вашей компании . Нью-Йорк: AMACOM , Американская ассоциация менеджмента. ISBN 9780814416990 . OCLC 712780812 .
- ^ Парр, Рассел Л. (2018). Интеллектуальная собственность: оценка, эксплуатация и ущерб от нарушений (5-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . дои : 10.1002/9781119419235 . ISBN 9781119356219 . OCLC 1022074952 .
- ^ Пашер, Эдна; Ронен, Тувья (2011). Полное руководство по управлению знаниями: стратегический план по использованию интеллектуального капитала вашей компании . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . дои : 10.1002/9781118983782 . ISBN 9780470881293 . OCLC 656770760 .
- ^ Реувен С. Ави-Йона: Заявление Конгрессу; Юридический факультет Мичиганского университета, Постоянный подкомитет по расследованиям, Конгресс США, 20 сентября.2012 год
- ^ Джанпаоло Яццолино; Доменико Лайзе (21 октября 2013 г.). «Интеллектуальный коэффициент добавленной стоимости (VAIC): методологический и критический обзор». Журнал интеллектуального капитала . 14 (4): 547–563. дои : 10.1108/jic-12-2012-0107 . ISSN 1469-1930 . S2CID 152525052 .
- ^ Джамиль, Ари Барка; Разафиндрамбинина, Доминик; Тандеанс, Кэролайн (2013). «Влияние интеллектуального капитала на доходность акций фирмы: данные из Индонезии». Ежеквартальный журнал бизнес-исследований . 5 (2). CiteSeerX 10.1.1.652.9595 . ISSN 2152-1034 .