Управление личными знаниями
Управление личными знаниями ( PKM ) — это процесс сбора информации, который человек использует для сбора, классификации, хранения, поиска, извлечения и обмена знаниями в своей повседневной деятельности ( Grundspenkis 2007 ), а также способ, которым эти процессы поддерживают рабочую деятельность ( Wright 2005). ). Это ответ на идею о том, что работники умственного труда должны нести ответственность за свой собственный рост и обучение ( Smedley 2009 ). Это восходящий подход к управлению знаниями (УЗ) ( Pollard 2008 ).
История и предыстория
[ редактировать ]Хотя еще в 1998 году Давенпорт писал о важности понимания процессов индивидуальных знаний для повышения производительности труда (цитируется по Zhang 2009 ), термин «управление личными знаниями» кажется относительно новым. Его происхождение можно проследить в рабочем документе Франда и Хиксона (1999) .
PKM объединяет управление личной информацией (PIM), ориентированное на индивидуальные навыки, с управлением знаниями (KM) в дополнение к вкладу из различных дисциплин, таких как когнитивная психология , менеджмент и философия ( Paulin 2009 ). С организационной точки зрения понимание этой области развивалось в свете расширения знаний о когнитивных способностях человека и проницаемости организационных границ. С метакогнитивной точки зрения он сравнивает различные модальности человеческого познания с точки зрения их компетентности и эффективности ( Шеридан 2008 ). Это недостаточно исследованная область ( Полин, 2009 ). Совсем недавно были проведены исследования, призванные помочь понять «потенциальную роль технологий Web 2.0 в использовании и управлении личными знаниями» ( Размерита, Кирхнер и Судзина, 2009 ). Великая отставка расширила категорию работников умственного труда и, по прогнозам, увеличит спрос на управление личными знаниями в будущем ( Серенко, 2023 ).
Модели
[ редактировать ]Дорси (2001) определил поиск, оценку и оценку информации, организацию, анализ, представление, безопасность и сотрудничество как важные для ПКМ (цитируется по Zhang 2009 ).
Модель Райта включает четыре взаимосвязанные области: аналитическую, информационную, социальную и обучающую. Аналитическая область включает в себя такие компетенции, как интерпретация, представление, применение, создание и контекстуализация. Информационное измерение включает в себя поиск, оценку, организацию, агрегирование и передачу информации. Социальное измерение предполагает поиск людей и сотрудничество с ними, развитие как тесных, так и расширенных сетей, а также диалог. Измерение обучения влечет за собой расширение возможностей распознавания образов и осмысления, размышления, развития новых знаний, улучшения навыков и распространения их на других. Эта модель подчеркивает важность как связующих, так и мостовых сетей ( Райт 2007 ).
Нонаки и Такеучи В модели знаний SECI (см. раздел «Управление знаниями ») знания могут быть неявными или явными, при этом взаимодействие этих двух элементов приводит к появлению новых знаний ( Нонака и Такеучи, 1995 ). Смедли разработал модель ПКМ, основанную на модели Нонаки и его коллег, в которой эксперт задает направление, а сообщество практиков обеспечивает поддержку в создании личных знаний ( Smedley 2009 ). В этой модели доверие играет центральную роль в обмене знаниями. Нонака вернулся к своим более ранним работам в попытке дальнейшего развития своих идей о создании знаний ( Нонака и фон Крог, 2009 ).
Управление личными знаниями также можно рассматривать по двум основным направлениям: личные знания и личный менеджмент ( Чжан, 2009 ). Чжан разработал модель ПКМ применительно к управлению организационными знаниями (ОКМ), которая рассматривает две оси свойств знаний и перспектив управления: организационных или личных. Эти аспекты организационных и личных знаний взаимосвязаны через процесс OAPI (организация, агрегирование, персонализация и индивидуализация), в результате которого организационные знания персонализируются и индивидуализируются, а личные знания агрегируются и операционализируются как организационные знания ( Чжан 2009 ).
Критика
[ редактировать ]Неясно, является ли PKM чем-то большим, чем новой оболочкой управления личной информацией (PIM). Уильям Джонс утверждал, что управлять можно только личной информацией как материальным ресурсом, тогда как личными знаниями нельзя ( Джонс 2010 ). Дэйв Сноуден утверждал, что большинство людей не могут управлять своими знаниями в традиционном смысле «управления», и выступал за мышление с точки зрения осмысления, а не ПКМ ( Snowden & Pauleen 2008 ). Знание не является исключительно индивидуальным продуктом — оно возникает посредством связей, диалога и социального взаимодействия (см. Социология знания ). Однако в модели Райта ПКМ предполагает применение к решению проблем аналитических, информационных, социальных и обучающих аспектов, которые взаимосвязаны ( Райт 2007 ) и поэтому по своей сути являются социальными.
Цель ПКМ — «помочь людям быть более эффективными в личной, организационной и социальной среде» ( Полин 2009 , стр. 221), часто посредством использования таких технологий, как сетевое программное обеспечение. Однако утверждалось, что приравнивание ПКМ к технологии ограничивает ценность и полезность этой концепции (например, Поллард 2008 , Сноуден и Паулин 2008 ).
В 2012 году Мохамед Чатти представил в УЗ модель сети личных знаний (PKN) как альтернативный взгляд на PKM, основанный на концепциях сети личных знаний и экологии знаний ( Chatti 2012 ).
Навыки
[ редактировать ]Навыки, связанные с управлением личными знаниями, включают:
- Навыки сотрудничества . Координация, синхронизация , экспериментирование , сотрудничество и дизайн .
- Коммуникативные навыки. Восприятие , интуиция , выражение , визуализация и интерпретация .
- Творческие навыки. Воображение, распознавание образов , оценка, инновации, умозаключения. Понимание сложных адаптивных систем .
- Информационная грамотность . Понимание того, какая информация важна и как найти неизвестную информацию.
- Управляйте обучением. Управляйте тем, как и когда человек учится.
- Общение с другими. Знать то, что знает ваша сеть людей. Узнайте, у кого могут быть дополнительные знания и ресурсы, которые могут вам помочь.
- Организаторские навыки. Личное библиотечное дело . Персональная категоризация и таксономия .
- Отражение. Постоянное совершенствование того, как работает человек.
- исследование, сбор информации , внимание , интервьюирование и наблюдение. Навыки «культурной антропологии»:
Инструменты
[ редактировать ]Некоторые организации внедряют «системы» ПКМ, включающие некоторые или все из четырех компонентов: [ нужна ссылка ]
- Управление контентом : процессы таксономии и инструменты поиска на рабочем столе, которые позволяют сотрудникам подписываться, находить, систематизировать и публиковать информацию, которая находится на их рабочих столах.
- «точно в срок» Опрос : шаблоны и списки рассылки по электронной почте, которые позволяют людям быстро и эффективно находить нужных экспертов и опыт и связываться с ними.
- Сбор знаний: программные инструменты, которые автоматически собирают соответствующие знания, хранящиеся на жестких дисках экспертов в предметной области.
- Повышение личной производительности: ярмарки знаний и 101 обучающее занятие, которые помогут каждому сотруднику более эффективно использовать знания, учебные и технологические ресурсы, доступные в контексте его работы.
ПКМ также связан со следующими инструментами: [ нужна ссылка ]
- Электронная почта, календари, диспетчеры задач
- Журналы знаний (k-logs)
- Социальные закладки и корпоративные закладки
- Виртуальные помощники
- Вики , включая персональные и семантические вики.
- Веб-аннотации
Другие полезные инструменты включают истории и повествовательные исследования , системы поддержки принятия решений , различные виды диаграмм узлов и связей (такие как карты аргументов , интеллектуальные карты , концептуальные карты ) и аналогичные визуализации информации методы . Люди используют эти инструменты для сбора идей, знаний, опыта, мнений или мыслей, и такое «озвучивание» будет способствовать когнитивному разнообразию и способствовать свободному обмену вдали от централизованного контролируемого хранилища знаний. [ нужна ссылка ] Цель состоит в том, чтобы облегчить обмен знаниями и управление личным контентом.
См. также
[ редактировать ]- Адаптивная гипермедиа
- Картотека
- Обычная книга
- Drakon-chart
- Мемекс
- Семантический рабочий стол
- Моделирование пользователей
Ссылки
[ редактировать ]- Чатти, М. (2012), «Управление знаниями: взгляд на сеть личных знаний», Journal of Knowledge Management , 16 (5): 829–844, doi : 10.1108/13673271211262835 .
- Апшвалка, Елец; Вендорфф, Питер (2005), «Структура управления личными знаниями в контексте управления организационными знаниями», ECKM , стр. 34–41, S2CID 10761993
- Апшвалка, Елец; Вендорф, Питер (2005), Структура управления личными знаниями в контексте управления организационными знаниями (PDF) , ECKM 2005, стр. 34–41.
- Эйвери, Сьюзен; Брукс, Рэнди; О'Коннер, Майкл (2001), Управление личными знаниями: рамки интеграции и партнерства , в ASCUE 2001, заархивировано из оригинала 18 сентября 2008 г.
- Дорси, Пол А. (2001), Управление личными знаниями: образовательная основа для глобального бизнеса , Школа бизнеса Табор, Университет Милликина, заархивировано из оригинала 6 сентября 2008 г.
- Франд, Джейсон; Хиксон, Кэрол (1999), «Управление личными знаниями: кто, что, почему, когда, где, как?» , Рабочий документ, Школа менеджмента Андерсона Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , заархивировано из оригинала 16 мая 2007 г. , получено 17 февраля 2008 г.
- Грундспенкис, Дж. (2007), «Агентный подход к моделированию организационных и личных знаний: перспектива управления знаниями», Journal of Intelligent Manufacturing , 18 (4): 451–457, doi : 10.1007/s10845-007-0052-6 , S2CID 6466978 .
- Джонс, Уильям (6 сентября 2010 г.), «Нет знаний, кроме информации» , Первый понедельник , 15 (9), doi : 10.5210/fm.v15i9.3062
- Нонака, Икудзиро ; Такеучи, Хиротака (1995), Компания, создающая знания: как японские компании создают динамику инноваций , Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 284, ISBN 978-0-19-509269-1
- Нонака, Икудзиро ; фон Крог, Георг (2009), «Неявное знание и преобразование знаний: противоречия и развитие теории создания организационных знаний» (PDF) , Organization Science , vol. 20, нет. 3, стр. 635–652, doi : 10.1287/orsc.1080.0412 , заархивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2010 г.
- Полин, Дэвид (2009), «Управление личными знаниями: возвращение« человека »в уравнение знаний», Online Information Review , vol. 33, нет. 2, стр. 221–224, номер документа : 10.1108/14684520910951177 .
- Поллард, Дэйв (2008), ПКМ: Восходящий подход к управлению знаниями. В книге «Управление знаниями на практике: связи и контекст» под ред. Т. К. Шрикантайя и МЕД Кениг , Information Today, стр. 95–114.
- Размерита, Л.; Киршнер, К.; Судзина, Ф. (2009), «Управление личными знаниями: роль инструментов Web 2.0 для управления знаниями на индивидуальном и организационном уровнях» , Online Information Review , 33 (6): 1021–1039, doi : 10.1108/14684520911010981 .
- Шеридан, Уильям (2008), Как думать как работник умственного труда (PDF) , Сеть государственного управления Организации Объединенных Наций, заархивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2016 г. , получено 3 ноября 2008 г.
- Серенко, Александр (2023), «Великая отставка: великий исход знаний или начало Великой революции знаний?» (PDF) , Журнал управления знаниями , 27 (4): 11042–1055, doi : 10.1108/JKM-12-2021-0920 , S2CID 249652534 .
- Смедли, Джо (2009), «Моделирование управления личными знаниями», OR Insight , 22 (4): 221–233, doi : 10.1057/ori.2009.11 , S2CID 43804995 .
- Сноуден, Дэвид; Полин, Дэвид Дж. (2008), Управление знаниями и личность: ничего личного - интервью Дэвида Дж. Полина с Дэйвом Сноуденом.
- Фелькель, Макс (март 2007 г.), Гронау, Норберт (редактор), «От документов к моделям знаний», Материалы 4-й конференции по управлению профессиональными знаниями , том. 2, Берлин: GITO mbh, стр. 209–216.
- Фелькель, Макс; Абекер, Андреас (2008), Анализ затрат и выгод при разработке систем управления персональными знаниями , Proc. 10-й Международной конференции по корпоративным информационным системам
- Райт, Кирби (2005), «Управление личными знаниями: поддержка эффективности отдельных работников умственного труда», Исследования и практика управления знаниями , 3 (3): 156–165, doi : 10.1057/palgrave.kmrp.8500061 , S2CID 58474736 .
- Райт, Кирби (2007), Переосмысление работы, основанной на знаниях: поддержка работы и обучения посредством управления личными знаниями , Ресурсы знаний KRW, заархивировано из оригинала 13 декабря 2009 г. , получено 24 ноября 2009 г.
- Чжан, Цзуопэн (Джастин) (2009), «Персонализация организационных знаний и организация личных знаний», Online Information Review , 33 (2): 237–256, doi : 10.1108/14684520910951195 .