Jump to content

Обычная книга

Обычная книга середины семнадцатого века.

Общие места (или общие места ) — это способ обобщения знаний , обычно путем записи информации в книги. Они сохранились с древности, особенно в эпоху Возрождения и в девятнадцатом веке. Такие книги похожи на альбомы для вырезок, наполненные самыми разными предметами: заметками, пословицами , поговорками , афоризмами , изречениями , цитатами, письмами, стихами, таблицами мер и весов, молитвами, юридическими формулами и рецептами.

Записи чаще всего организованы по систематическим предметным рубрикам. [1] и функционально отличаются от журналов или дневников , которые являются хронологическими и интроспективными. [2]

«Общее место» — это перевод латинского литературный термина locus communis (от греческого tópos koinós , см. топос ), который означает «общее или общее место», например, утверждение общеизвестной мудрости. В этом первоначальном смысле обычные книги представляли собой сборники таких высказываний, как, например, пример Джона Мильтона . «Общая книга» иногда используется в расширительном смысле, имея в виду сборники, составленные отдельным человеком в одном томе, которые имеют общую тему (например, этику) или исследуют несколько тем. Этот термин пересекается с аспектами терминов « антология » или «смешанная рукопись» в этих произведениях, но наиболее правильно относится к сборнику высказываний или отрывков человека, часто собранных под тематическими заголовками.

жанр письма Общие места представляют собой отдельный от дневников и путевых заметок . Общие места используются читателями, писателями, студентами и учеными как средство запоминания полезных концепций или фактов; иногда их требовали от молодых женщин как свидетельство владения ими социальными ролями и как демонстрацию правильности их воспитания. [3] Они приобрели большое значение в Европе раннего Нового времени . Как жанр, обычные книги, как правило, представляли собой частные коллекции информации, но по мере того, как объем информации рос после изобретения переносного шрифта , а печать становилась менее дорогой, некоторые из них публиковались для широкой публики.

В 1685 году английский философ эпохи Просвещения Джон Локк написал на французском языке трактат о банальных книгах, переведенный на английский в 1706 году как «Новый метод создания обычных книг », «в котором были сформулированы приемы ввода пословиц, цитат, идей, речей. Локк дал конкретные советы о том, как расположить материал по темам и категориям, используя такие ключевые темы, как любовь, политика или религия. После публикации его работ издатели часто печатали пустые книги с обычными заголовками, в которых нужно было заполнить заголовки и указатели. Их пользователи Примером может служить «Книга общих мест Белла, составленная в основном на основе принципов, рекомендованных и применяемых г-ном Локком», которая была опубликована Джоном Беллом почти через столетие после трактата Локка. Копия этой пустой общей информации была использована Эразмом Дарвином . с 1776 по 1787 год, а позже ее использовал Чарльз Дарвин , который назвал ее «великой книгой» при составлении биографии своего деда. [4]

К началу восемнадцатого века они превратились в устройство управления информацией, в котором записыватель хранил цитаты, наблюдения и определения. Их использовали в частных домах для сопоставления этических или информационных текстов, иногда вместе с рецептами или медицинскими формулами. Для женщин, которые были исключены из формального высшего образования, обычная книга могла стать хранилищем интеллектуальных ссылок. Джентльмен Элизабет Литтелтон хранила один с 1670-х по 1713 год. [5] типичный пример был опубликован г-жой Анной Джеймсон в 1855 году. [6] включая такие заголовки, как «Этические фрагменты» ; богословский ; Литература и искусство .

Обычные книги использовались учеными и другими мыслителями так же, как сейчас могут использоваться базы данных: Карл Линней , например, использовал общие методы, чтобы изобрести и упорядочить номенклатуру своей «Системы природы» (которая является основой системы, используемой современные учёные). [7]

Обычная система категоризированного ведения заметок не ограничивалась книгами. В двадцатом веке Анри де Любак путешествовал со своими заметками в мешке. [8] Эразм Роттердамский путешествовал с сундуком с заметками, включавшим примеры хорошо написанной латыни, которые легли в основу его «Адагии» . [9] В Де Копиа его «Метод сбора примеров» ( Ratio Collegendi Exampla ) отстаивал иерархическую, но специальную разбивку тем: например, высшим уровнем может быть «Благочестие» и «Нечестие» , под «Благочестием» может быть «Благочестие» , и под этими заголовками помещаются примеры текстов. . [10] Обычной банальностью может быть какой-нибудь простой афоризм или мораль, возможно, несколько, которые можно извлечь из примера, например: « Толпа любит и ненавидит бездумно». [11]

В результате развития информационных технологий появились различные программные приложения , выполняющие функции, которые бумажные книги служили предыдущим поколениям мыслителей.

Философское происхождение

[ редактировать ]

Начиная с «Топики» , Аристотель различал формы аргументации и называл их общими местами. Он расширил эту идею в «Риторике» , где предложил использовать их также для исследования обоснованности предложений посредством риторики . Цицерон в своих книгах «Топика» и «Де Ораторе» еще больше разъяснил идею общих мест и применил их к публичным выступлениям. Он также составил список общих мест, в который вошли сентенции , мудрые высказывания или цитаты философов, государственных деятелей и поэтов. Квинтилиан далее развил эти идеи в Institutio Oratoria , трактате по риторическому образованию, и просил своих читателей запомнить их общие места. Он также придал этим банальным местам моральный и этический подтекст.

Хотя существуют древние сборники писателей, в том числе Плиния и Диогена Лаэртия, многие авторы эпохи Возрождения считали Авла Геллия основателем жанра с его банальными «Аттическими ночами» . [12]

В первом веке нашей эры Сенека Младший предлагал читателям собирать банальные идеи и предложения, словно пчела, и путем подражания превращать их в свои собственные медоподобные слова. К поздней античности идея использования общих мест в риторике прочно утвердилась. [13]

Предположительно, он был написан в пятом веке. Стобей составил обширную двухтомную рукопись, широко известную как «Антологии отрывков», содержащую 1430 поэтических и прозаических цитат из произведений, из которых только 315 до сих пор сохранились в двадцать первом веке. [14]

В шестом веке Боэций перевел работы Аристотеля и Цицерона и создал свой собственный отчет об общих местах в De Topicis Differentiis .

Флорилегия

[ редактировать ]

К восьмому веку идея общих мест использовалась, прежде всего в религиозном контексте, проповедниками и богословами для сбора отрывков из Библии или утвержденных отцов церкви . В начале этого периода отрывки собирались и располагались в порядке их появления в произведениях, из которых они были взяты, но к тринадцатому веку они чаще располагались под тематическими заголовками . [13] Эти религиозные антологии назывались florilegia , что переводится как «собрание цветов» . Часто эти сборники использовались их создателями для составления проповедей.

Ранние примеры

[ редактировать ]

Предшественниками обычной книги были записи римских и греческих философов о своих мыслях и ежедневных размышлениях, часто включающие цитаты других мыслителей. Практика ведения такого дневника особенно рекомендовалась стоиками, такими как Сенека и Марк Аврелий , чья собственная работа «Размышления» (второй век нашей эры) изначально представляла собой частную запись мыслей и цитат. «Книга подушек» Сэя Сёнагона , придворного японца десятого или одиннадцатого века, также представляет собой частную книгу анекдотов и стихов, повседневных мыслей и списков. Однако ни один из них не включает более широкий круг источников, обычно ассоциируемый с обычными книгами.

Ряд учёных эпохи Возрождения хранили нечто похожее на банальную книгу – например, Леонардо да Винчи , который описал свою записную книжку именно так, как устроена банальная книга: «Сборник без порядка, составленный из множества бумаг, которые я скопировал здесь, надеясь упорядочить их потом каждый на своем месте, в соответствии с предметами, о которых они говорят». [15] Французский энциклопедист Жан Боден использовал банальную книгу как « арсенал фактоидов» . [16]

Зибальдоне

[ редактировать ]
Зибальдоне «Мысли» , написанные итальянским поэтом Джакомо Леопарди

В течение пятнадцатого века итальянский полуостров стал местом развития двух новых форм книжного производства: роскошной регистрационной книги и зибальдоне (или книги-мешанины). Эти две формы отличались языком композиции: разговорным. [17] Джованни Ручеллаи , составитель одного из самых изысканных образцов жанра, определил его как «салат из множества трав». [18]

Зибальдоне всегда представлял собой бумажные кодексы малого или среднего формата, а не большие настольные копии регистрационных книг или других отображаемых текстов. Им также не хватало подкладки и обширного орнамента, как у других роскошных экземпляров. Вместо миниатюр зибальдоне часто включает в себя авторские эскизы. Зибальдоне были написаны курсивом (сначала канцелярским минускулом , а затем коммерческим минускулом) и содержали то, что палеограф Армандо Петруччи описывает как «удивительное разнообразие поэтических и прозаических текстов». [19] Религиозные, технические, документальные и литературные тексты появляются рядом в произвольном порядке. Сопоставление уплаченных налогов, курсов валют, лекарственных средств, рецептов и любимых цитат Августина и Вергилия изображает развивающуюся светскую, грамотную культуру. [20]

Безусловно, самыми популярными литературными произведениями были произведения Данте Алигьери , Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо : «Три короны» флорентийских народных традиций. [21] Эти коллекции использовались современными учеными как источник для интерпретации того, как купцы и ремесленники взаимодействовали с литературой и изобразительным искусством флорентийского Возрождения.

Самым известным зибальдоне является « » Джакомо Леопарди девятнадцатого века Zibaldone di pensieri , однако он значительно отходит от раннесовременного жанра банальных книг и скорее сравним с интеллектуальным дневником, который практиковали, например, Лихтенберг, Жубер, Кольридж, Валери и другие.

Английский

[ редактировать ]

К семнадцатому веку банальность стала признанной практикой, которой формально обучали студентов в таких учебных заведениях, как Оксфорд . [1] Джон Локк приложил свою схему индексации обычных книг к изданию своего «Очерка о человеческом понимании» . [22] Банальная традиция, в которой получили образование Фрэнсис Бэкон и Джон Мильтон , уходит корнями в педагогику классической риторики , а «общее место» сохранялось как популярный метод обучения до начала двадцатого века. Обычные книги использовались многими ключевыми мыслителями эпохи Просвещения , а такие авторы, как философ и теолог Уильям Пейли, использовали их для написания книг. [23] И Ральфа Уолдо Эмерсона , и Генри Дэвида Торо учили хранить банальные книги в Гарвардском университете (их банальные книги сохранились в опубликованном виде).

Однако особенно привлекательной для авторов была также домашняя и частная практика. Некоторые, такие как Сэмюэл Тейлор Кольридж , Марк Твен и Вирджиния Вульф, вели беспорядочные заметки для чтения, которые были перемешаны с другим совершенно различным материалом; другие, такие как Томас Харди , следовали более формальному методу чтения заметок, который более точно отражал первоначальную практику эпохи Возрождения . Старая, «информационная» функция обычной книги, заключавшаяся в сжатии и централизации полезных и даже «модели» идей и выражений, со временем стала менее популярной.

Рукописи

[ редактировать ]
  • Аделаида Горацио Сеймур Спенсер, джентльмен девятнадцатого века. Хранится в библиотеке Франклина Пенсильванского университета. [24]
  • Сборник Гластонбери. (Тринити-Колледж, Кембридж, MS 0.9.38). Первоначально задумывался как бухгалтерская книга.
  • Исаак Ньютон (1643–1727), математик и физик. Проводится в Кембриджском университете, оцифрованная версия доступна для бесплатного просмотра в Интернете. [25] Он разработал исчисление в общем месте, которое он назвал своей мусорной книгой .
  • Жан Мьело , бургундский переводчик и писатель пятнадцатого века. Его книга находится в Национальной библиотеке Франции и является основным источником его стихов, многие из которых написаны для придворных случаев.
  • Общие места (Псевдо-Максимус) конца девятого или начала десятого века. , флорилегий
  • Ричард Хилл, лондонский бакалейщик ( Оксфорд, Баллиол-колледж, MS 354 ).
  • Роберт Рейнс из Эйкла, Норфолк (Оксфорд, Бодлианская библиотека, MS Tanner 407).
  • Вирджиния Вулф , писательница двадцатого века. Некоторые из ее записных книжек хранятся в Смит-колледже, штат Массачусетс. [26]
  • Зибальдоне-да-Канал (Нью-Хейвен, Коннектикут, Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке, MS 327) Обычная книга торговца

Опубликованные примеры

[ редактировать ]
  • Миссис Анна Андерсон, Общая книга мыслей, воспоминаний и фантазий ( Лонгман, Браун, Грин и Лонгман, 1855 г. )
  • У. Росс Эшби (1903–1972) начал писать банальную книгу в журнале в мае 1928 года, будучи студентом-медиком. Он хранил его 44 года до своей смерти, после чего он занимал 25 томов по 7189 страниц и был проиндексирован с помощью 1600 учетных карточек. Британская библиотека создала цифровой архив его общих текстов, который был опубликован в Интернете с обширными перекрестными ссылками на основе его оригинального указателя. http://www.rossashby.info/index.html Архивировано 8 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
  • WH Оден , Определенный мир (Нью-Йорк: The Viking Press, 1970).
  • Фрэнсис Бэкон , «Промус формуляров и элегантности» , Лонгман, Гринс и компания, Лондон, 1883. «Промус» Бэкона представлял собой приблизительный список элегантных и полезных фраз, почерпнутых из чтения и разговоров, который Бэкон использовал в качестве справочника при написании и, вероятно, также в качестве справочника. для устной практики публичных выступлений.
  • Роберт Бернс , Обычная книга Роберта Бернса. 1783–1785 . Джеймс Кэмерон Юинг и Дэвидсон Кук. Глазго: Gowans and Gray Ltd., 1938.
  • Э. М. Форстер , Обычная книга , изд. Филип Гарднер (Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета, 1985).
  • Клуб Хоутона , владеющий правами на рыбную ловлю на более чем дюжине миль реки Тест, с 1827 по 1902 год хранил обычную клубную книгу, наполненную рукописными текстами и рисунками, с многочисленными письмами и рисунками членов клуба. Ограниченное издание. Для членов было напечатано факсимиле (Лондон: Atelier Press, 2019).
  • Томас Джефферсон, Обычная литературная книга (Д. Л. Уилсон, изд., Princeton University Press, 1989)
  • Томас Джефферсон, Общая книга по праву (Дэвид Томас Кониг и Майкл П. Цукерт, ред., Princeton University Press, 2019)
  • Бен Джонсон , Тимбер; или «Открытия, сделанные в отношении людей и материи, вытекающие из его ежедневных чтений или возвращающиеся к его своеобразному понятию времени» (Лондон, 1641 г.). [27]
  • Лавкрафт, HP (4 июля 2011 г.). «Обычная книга» . Простая книга Г. П. Лавкрафта . Проводной . Проверено 5 июля 2011 г. Транскрипция Брюса Стерлинга .
  • Банальная книга Элизабет Литтелтон (издательство Кембриджского университета, 1919)
  • Джон Мэн , Общие места христианской религии (Лондон, 1578 г.)
  • Джон Марбек , Книга заметок и общих мест… собранная и собранная из произведений разных отдельных писателей и приведенная в алфавитном порядке (Лондон, 1581 г.).
  • Филипп Меланхтон , Loci communes , 1512 г. ( Интернет-архив )
  • Джон Мильтон , Обычная книга Мильтона , в книге «Джон Мильтон: Полное собрание сочинений в прозе» , общ. ред. Дон М. Вулф (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1953). Мильтон вел научные заметки о своем чтении, дополненные цитатами, которые можно было использовать при написании своих трактатов и стихов.
  • Рональд Рейган (1911–2004) вел обычную книгу с традиционными банальными заголовками и пользовался учетными карточками, которые «хранились в пластиковых обложках черного фотоальбома». [28] Они проводятся в Президентской библиотеке Рональда Рейгана . Его заметки , отредактированные его биографом Дугласом Бринкли , были опубликованы в виде книги « Заметки: частное собрание рассказов и мудрости Рональда Рейгана» (Harper Collins, 2011). [29]

Литературные ссылки на банальность

[ редактировать ]
  • Амос Бронсон Олкотт , 1877: «Привычка вести дневник становится уроком искусства композиции на всю жизнь, неформальной школой авторства. И если бы выдающиеся писатели тщательно детализировали процесс подготовки своих произведений к публикации, то казалось бы, насколько масштабным является процесс подготовки их произведений к публикации». Насколько внимательно мы должны читать заметки Шекспира, использованные при составлении его пьес – какие были его, какие чужие – показывая, как они складывались в то стройное целое, которое мы читаем, как сочинял Мильтон, Монтень, Гете: какие счастливые ходы мысли, вспышки остроумия, меткие цифры, подходящие цитаты, вырванные из обширных областей знаний, их богатые страницы были созданы, чтобы дать ключи к великому авторству!» Амос Бронсон Олкотт , Застольная беседа А. Бронсона Олкотта (Бостон: Roberts Brothers, 1877), стр. 12.
  • В рассказах Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе Холмс хранит множество обычных книг, которые он иногда использует при проведении исследований. Например, в « Приключениях жильца под вуалью » он исследует газетные сообщения о старом убийстве в банальной книге.
  • В графическом романе Алана Мура «Провидение» главный герой Роберт Блэк держит обычную книгу; его записи в этой книге составляют вторые половины глав романа, контрастируя с графическими разделами.
  • В Лемони Сникета » «Серии несчастных событий ряд персонажей, в том числе Клаус Бодлер и тройняшки Куагмайры, хранят обычные книги.
  • В Майкла Ондатье книге «Английский пациент » граф Алмаши использует свой экземпляр как Геродота «Истории» обычную книгу.
  • Вирджиния Вульф , середина двадцатого века: «[Давайте] возьмем одну из тех старых тетрадей, которые у каждого из нас в то или иное время были страстью начинать. Большинство страниц пусты, это правда; но это правда; но в начале мы найдем некоторое число, очень красиво исписанное поразительно разборчивым почерком. Здесь мы записали имена великих писателей в порядке их достоинств, здесь мы переписали прекрасные отрывки из классиков; книг, которые предстоит прочитать; и здесь, что самое интересное, списки книг, которые действительно были прочитаны, о чем читатель с юношеским тщеславием свидетельствует чертой красных чернил». Вирджиния Вульф, «Часы в библиотеке», Гранит и радуга: эссе Вирджинии Вульф (Нью-Йорк: Harcourt, Brace and Co., 1958), стр. 25.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берк, Виктория (2013). «Недавние исследования обычных книг». Английский литературный ренессанс . 43 (1): 154. doi : 10.1111/1475-6757.12005 . S2CID   143219877 .
  2. ^ Басбейнс, Николас А. (2006). У каждой книги свой читатель: сила письменного слова волнует мир . Многолетник. п. 82. ИСБН  978-0-06-059324-7 . OCLC   174048389 .
  3. ^ Миллер, Сьюзен (1998). Принимая позиции: культурная педагогика и политика банального письма . Издательство Питтсбургского университета. ISBN  978-0822939917 .
  4. ^ Стивен Джонсон (2010). Откуда берутся хорошие идеи: естественная история инноваций . Книги Риверхеда. ISBN  978-1-101-44420-7 .
  5. ^ «Христианские произведения: банальная книга Элизабет Литтелтон; английский, французский и латынь; 1670–1713 годы» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 31 мая 2019 г.
  6. ^ Джеймсон, миссис (Анна) (1855). Обычная книга мыслей, воспоминаний и фантазий; оригинальный и отборный . Робартс – Университет Торонто. Лондон Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс.
  7. ^ Эдди, доктор медицины (2010). «Инструменты для переупорядочения: банальность и пространство слов в «Philosophia Botanica» Линнея» . Обзор интеллектуальной истории . 20 (2): 227–252. дои : 10.1080/17496971003783773 . S2CID   144878999 .
  8. ^ Контрени, Джон (13 августа 1999 г.). «(Рецензия на книгу) де Любак, Средневековая экзегеза, Том 1: Четыре чувства Священного Писания» . Средневековое обозрение, Университет Индианы . Проверено 10 июня 2023 г.
  9. ^ Перри, Алан Т (1992). «(Рецензия на книгу) Собрание сочинений Эразма» . Арк: Журнал факультета религиоведения Университета Макгилла . 20 :105 . Проверено 10 июня 2023 г.
  10. ^ Эразм, Дезидериус (1999). О копиях слов и идей: De Utraque Verborum Ac Rerum Copia (PDF) . Издательство Университета Маркетт. п. 88. ИСБН  0874622123 . Проверено 10 июня 2023 г.
  11. ^ Эразм, Дезидериус (1999). О копиях слов и идей: De Utraque Verborum Ac Rerum Copia (PDF) . Издательство Университета Маркетт. п. 184. ИСБН  0874622123 . Проверено 10 июня 2023 г.
  12. ^ Блэр, Энн М. (2010). Слишком много, чтобы знать: управление научной информацией до наступления современной эпохи . Издательство Йельского университета. п. 33.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэвенс, Эрл (2001). Обычные книги: история рукописей и печатных книг от древности до двадцатого века . Йельский университет.
  14. ^ Моллер, Вайолет (2019). Карта знаний (1-е изд.). Даблдэй. п. 3. ISBN  978-0-385-54176-3 .
  15. ^ «Переворачивая страницы™ – Британская библиотека» . бл.ук. ​Проверено 2 июня 2019 г.
  16. ^ Блэр, Энн (1992). «Гуманистические методы натуральной философии: обычная книга» . Журнал истории идей . 53 (4): 545 . Проверено 10 июня 2023 г.
  17. ^ Петруччи, Армандо (январь 1995 г.). Писатели и читатели в средневековой Италии: исследования по истории письменной культуры . ISBN  0-300-06089-0 . OCLC   31435476 .
  18. ^ Кент, Дейл (2006). Козимо Медичи и флорентийский Ренессанс: творчество покровителя . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-08128-6 . OCLC   315880334 .
  19. ^ Петруччи, 187.
  20. ^ Примером может служить руководство для купца Зибальдоне-да-Канал , хранящееся в библиотеке Бейнеке, датируемое 1312 годом и содержащее нарисованные от руки схемы венецианских кораблей и описания торговой культуры Венеции.
  21. ^ Кент, стр. 81.
  22. ^ Джонсон, Стивен (16 августа 2016 г.). «Стеклянный ящик и банальная книга» . Середина . Проверено 24 мая 2020 г.
  23. ^ Эдди, доктор медицины (2004). «Наука и риторика естественного богословия Пейли» . Литература и теология . 18 : 1–22. дои : 10.1093/litthe/18.1.1 .
  24. ^ Спенсер, Аделаида Горацио Сеймур. «Обычная книга Аделаиды Горацио Сеймура Спенсера» . Franklin.library.upenn.edu . Проверено 31 мая 2019 г.
  25. ^ «Обычная книга Исаака Ньютона | Цифровая библиотека Кембриджского университета» . cudl.lib.cam.ac.uk. ​Проверено 31 марта 2020 г.
  26. ^ «Вулф в мире: ее собственная ручка и печатный станок: случай 4c | Библиотеки колледжа Смита» . Смит.edu . Проверено 31 мая 2019 г.
  27. ^ Шерман, Уильям Х. (1 сентября 1992 г.). «Редакционное введение в коллекцию обычных книг эпохи Возрождения из библиотеки Хантингтона» . Адам Мэтью . Проверено 6 августа 2021 г.
  28. ^ Рейган, Рональд (10 мая 2011 г.). Бринкли, Дуглас (ред.). Заметки: Частное собрание рассказов и мудрости Рональда Рейгана . ХарперКоллинз. ISBN  978-0062065131 .
  29. ^ Пейдж, Сьюзен (8 мая 2011 г.). «Публикуется коллекция карточек Рональда Рейгана» . США сегодня . Архивировано из оригинала 1 сентября 2013 г. Проверено 6 августа 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Берк, Виктория Э. Недавние исследования обычных книг . Английский литературный ренессанс. Издательство Чикагского университета. 43 (1 (зима 2013 г.)): 153–177. дои : 10.2307/43607607 . Проверено 3 августа 2021 г.
    • Тщательная библиография исследований и сочинений по обычным книгам с соответствующими примечаниями.
  • Хэвенс, Эрл (2001). Обычные книги: история рукописей и печатных книг от древности до двадцатого века . Йельский университет.
  • Аллен, Роланд (2023). Тетрадь: история мышления на бумаге . Профильные книги.

Справочники

[ редактировать ]

Влиятельные трактаты, справочники и книги по истории банальной традиции.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 134666be3ecb85c36be86f0c5d3db955__1720776600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/55/134666be3ecb85c36be86f0c5d3db955.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Commonplace book - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)