Де Ораторе
De Oratore ( «Об Ораторе» ) — диалог, написанный Цицероном в 55 г. до н. э. Действие происходит в 91 г. до н. э., когда умирает Луций Лициний Красс , незадолго до Социальной войны и гражданской войны между Марием и Суллой , во время которой умирает Марк Антоний (оратор) , другой великий оратор этого диалога. В течение этого года автор сталкивается с трудной политической ситуацией: после его возвращения из ссылки в Диррахии (современная Албания) его дом был разрушен бандами Клодия в то время, когда насилие было обычным явлением. Это было переплетено с уличной политикой Рима. [1]
В условиях морального и политического упадка государства Цицерон написал «Ораторе», чтобы описать идеального оратора и представить его моральным руководителем государства. Он не задумывал «Ораторе» как просто трактат по риторике, но вышел за рамки простой техники и сделал несколько ссылок на философские принципы. Цицерон считал, что сила убеждения – способность вербально манипулировать мнением при принятии важных политических решений – является ключевым вопросом и что в руках беспринципного оратора эта сила поставит под угрозу все сообщество.
Как следствие, моральные принципы могут быть взяты либо из примеров благородных людей прошлого, либо из великих греческих философов, которые предложили этические пути, которым нужно следовать в своем учении и своих работах.Идеальный оратор должен быть не просто искусным оратором без моральных принципов, но и знатоком риторической техники, и человеком с широкими знаниями в области права, истории и этических принципов. «Де Ораторе» представляет собой изложение проблем, техник и различий в риторике; это также парад примеров для некоторых из них и постоянные ссылки на философские концепции, которые необходимо объединить для достижения идеального результата.
Выбор исторического фона диалога
[ редактировать ]Часть серии о |
Риторика |
---|
В то время, когда Цицерон писал диалог, кризис государства касался всех. Диалог намеренно вступает в противоречие со спокойной атмосферой виллы в Тускулуме . Цицерон пытается воспроизвести ощущение последних мирных дней в старой Римской республике.
Несмотря на то, что «Де Ораторе» ( «Об ораторе» ) представляет собой рассуждение о риторике , Цицерону пришла в голову оригинальная идея вдохновиться «Диалогами» Платона , заменив улицы и площади Афин красивым садом загородной виллы знатного римского аристократа.С помощью этого причудливого приема он избегал сухого объяснения правил и приемов риторики. Работа содержит второе известное описание метода локусов — мнемонического приема (после Rhetorica ad Herennium ).
Книга I
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]- Цицерон начинает свою книгу с обращения к этому разговору со своим братом. Он продолжает размышлять о том, что в его жизни осталось так мало времени, чтобы посвятить себя благородным занятиям.
К сожалению, глубокий кризис государства (гражданская война между Марием и Суллой , заклинание Катилины и первый триумвират , исключивший его из активной политической жизни) увел впустую его лучшие годы. [2]
Образование оратора
[ редактировать ]- Цицерон объясняет, что он хочет написать нечто более утонченное и зрелое, чем то, что он ранее публиковал в свои молодые и незрелые дни в своем трактате De Inventione . [3]
Несколько выдающихся людей во всех областях, кроме ораторского искусства.
[ редактировать ]- Цицерон задается вопросом, почему, несмотря на то, что многие люди обладают исключительными способностями, исключительных ораторов так мало.
Многие из них являются примерами военных лидеров и будут оставаться ими на протяжении всей истории, но лишь горстка великих ораторов. - Бесчисленное множество людей стали выдающимися в философии, потому что они тщательно изучили этот вопрос либо путем научных исследований, либо с помощью диалектических методов.
Каждый философ добился успеха в своей индивидуальной области, в том числе в ораторском искусстве.
Тем не менее, изучение ораторского искусства привлекло наименьшее количество выдающихся людей, даже меньше, чем поэзия.
Цицерон находит это удивительным, поскольку другие искусства обычно находятся в скрытых или отдаленных источниках;
напротив, все ораторское искусство доступно публично и на виду у человечества, что облегчает обучение. [4]
Ораторское искусство – увлекательное, но сложное занятие.
[ редактировать ]- Цицерон утверждает, что в Афинах, «где была изобретена и усовершенствована высшая сила ораторского искусства», ни одно другое искусство не живет более энергично, чем искусство речи.
После того как в Риме был установлен мир, казалось, что все хотели начать изучать красноречие устной риторики.
Впервые попробовав риторику без обучения и правил, используя только естественные навыки, молодые ораторы слушали и учились у греческих ораторов и учителей и вскоре стали гораздо более увлечены красноречием.Молодые ораторы на практике научились важности разнообразия и частоты речи.В конечном итоге ораторы были награждены популярностью, богатством и репутацией.
- Но Цицерон предупреждает, что ораторское искусство вписывается в большее количество искусств и областей обучения, чем люди могут подумать.
Именно по этой причине данную конкретную тему так сложно изучать.
- Студенты ораторского искусства должны обладать знаниями во многих вопросах, чтобы иметь успешную риторику.
- Они также должны формировать определенный стиль посредством выбора и расположения слов. Студенты также должны научиться понимать человеческие эмоции, чтобы обращаться к своей аудитории.
Это означает, что ученик должен своим стилем привнести юмор и обаяние, а также готовность нанести удар и ответить на нападение.
- Более того, у студента должна быть значительная память — он должен помнить полную историю прошлого, а также закона.
- Цицерон напоминает нам еще об одном сложном навыке, необходимом хорошему оратору: оратор должен держать речь, используя жесты, играя и выражая черты лица, меняя интонацию голоса.
Подводя итог, ораторское искусство — это сочетание многих вещей, и сохранить все эти качества — большое достижение.В этом разделе отмечены стандартные каноны Цицерона для процесса риторического сочинения. [5]
Ответственность оратора; аргументация произведения
[ редактировать ]- Ораторы должны обладать знаниями во всех важных предметах и искусствах. Без этого его речь была бы пустой, без красоты и полноты.
Термин «оратор» сам по себе возлагает на человека ответственность за проявление красноречия таким образом, чтобы он был способен относиться к любому предмету с отличием и знанием.
Цицерон признает, что это практически невыполнимая задача, тем не менее это, по крайней мере, моральный долг оратора.
Греки после разделения искусств уделяли больше внимания той части ораторского искусства, которая связана с законом, судами и дебатами, и поэтому оставили эти предметы ораторам в Риме.Действительно, обо всем, что греки написали в своих договорах красноречия или чему учили их мастера, Цицерон предпочитает сообщать о моральном авторитете этих римских ораторов.
Цицерон объявляет, что он изложит не ряд предписаний, а некоторые принципы, которые, как он узнал, однажды обсуждались превосходными римскими ораторами. [6]
Дата, место действия и лица
[ редактировать ]Цицерон раскрывает диалог, о котором ему сообщил Котта , между группой выдающихся политических деятелей и ораторов, собравшихся вместе, чтобы обсудить кризис и общий упадок политики. Они встретились в саду виллы Луция Лициния Красса в Тускулуме во время трибуната Марка Ливия Друза (91 г. до н.э.). Туда же собрались Луций Лициний Красс, Квинт Муций Сцевола , Марк Антоний , Гай Аврелий Котта и Публий Сульпиций Руф . Один из членов, Сцевола, хочет подражать Сократу в платоновском « Федре» . Красс отвечает, что вместо этого они найдут лучшее решение, и призывает к подушкам, чтобы эта группа могла обсудить его более комфортно. [7]
Диссертация: Значение ораторского искусства для общества и государства
[ редактировать ]Красс утверждает, что ораторское искусство — одно из величайших достижений, которыми может обладать нация.
Он превозносит силу, которую ораторское искусство может дать человеку, включая способность сохранять личные права, слова, чтобы защитить себя, и способность отомстить злому человеку.
Способность общаться – это то, что дает человечеству преимущество перед другими животными и природой. Это то, что создает цивилизацию. Поскольку речь так важна, почему бы нам не использовать ее на благо себя, других людей и даже всего государства?
- Диссертация оспорена
Сцевола согласен с доводами Красса, за исключением двух.
Сцевола не считает, что ораторы создали социальные сообщества, и ставит под сомнение превосходство оратора, если бы не было собраний, судов и т. д.
Общество формировали хорошие решения и законы, а не красноречие. Был ли Ромул оратором? Сцевола говорит, что примеров вреда, причиненного ораторами, больше, чем пользы, и он мог бы привести множество примеров.
Есть и другие факторы цивилизации, более важные, чем оратор: древние постановления, традиции, предсказания, религиозные обряды и законы, частные индивидуальные законы.
Если бы Сцевола не находился во владениях Красса, Сцевола подал бы Красса в суд и оспаривал его утверждения, а это место, где принадлежит ораторское искусство.
Ораторское искусство должно оставаться в судах, собраниях и сенате, и Крассу не следует расширять сферу ораторского искусства за пределы этих мест. Это слишком радикально для профессии ораторского искусства.
- Ответ на вызов
Красс отвечает, что он уже слышал взгляды Сцеволы во многих произведениях, включая Платона » «Горгий . Однако он не согласен с их точкой зрения. Относительно Горгия Красс напоминает, что, хотя Платон высмеивал ораторов, Платон сам был высшим оратором. Если оратор был не чем иным, как оратором без знания ораторского искусства, то как возможно, что наиболее почитаемые люди являются искусными ораторами? Лучшие ораторы — это те, у кого есть определенный «стиль», который теряется, если оратор не понимает предмета, о котором говорит. [8]
Риторика – это наука
[ редактировать ]Красс говорит, что он не заимствует у Аристотеля или Теофраста их теории относительно оратора. Ибо в то время как философские школы утверждают, что риторика и другие искусства принадлежат им, наука ораторского искусства, добавляющая «стиль», принадлежит отдельной науке. Ликург , Солон , конечно, были более компетентны в вопросах законов, войны, мира, союзников, налогов, гражданских прав, чем Гиперид или Демосфен , и были более искусны в искусстве публичных выступлений.Точно так же в Риме decemviri legibus scribundis были более знатоками права, чем Сервий Гальба и Гай Лелий , превосходные римские ораторы.Тем не менее, Красс придерживается своего мнения, что « oratorem plenum atque perfectum esse eum, qui de omnibus rebus possit copiose varieque dicere ». (Полный и совершенный оратор — это тот, кто может говорить публично на любую тему с богатством аргументов, разнообразием мелодий и образов).
Оратор должен знать факты
[ редактировать ]Чтобы говорить эффективно, оратор должен обладать определенными знаниями по предмету.
Может ли сторонник войны или против войны говорить на эту тему, не зная военного искусства? Может ли адвокат говорить о законодательстве, если он не знает законодательства или того, как работает процесс администрирования?
Хотя другие с этим не согласятся, Красс утверждает, что знаток естествознания также должен использовать ораторский стиль, чтобы произнести эффективную речь по своей теме.
Например, Асклепиад , известный врач, был популярен не только благодаря своим медицинским знаниям, но и потому, что умел красноречиво ими делиться. [9]
Оратор может обладать техническими навыками, но должен быть сведущим в моральных науках.
[ редактировать ]Любой, кто может со знанием дела говорить на какую-либо тему, может называться оратором, если он делает это со знаниями, обаянием, памятью и обладает определенным стилем.
Философия делится на три ветви: естествознание, диалектика и познание человеческого поведения ( in vitam atque mores ). Чтобы по-настоящему стать великим оратором, необходимо овладеть третьей отраслью: именно это отличает великого оратора. [10]
Оратору, как и поэту, необходимо широкое образование.
[ редактировать ]Цицерон упоминает Арата из Соли, не знавшего астрономии, и тем не менее он написал чудесную поэму ( «Феномены »). Так поступил и Никандр Колофонский , написавший превосходные стихи о земледелии ( «Георгика» ).
Оратор очень похож на поэта. Поэт более обременен ритмом, чем оратор, но богаче в выборе слов и сходен в орнаментации.
Затем Красс отвечает на замечание Сцеволы: он бы не стал утверждать, что ораторы должны быть знатоками во всех предметах, если бы он сам был тем человеком, которого описывает.
Тем не менее в речах перед собраниями, судами или сенатом каждый легко может понять, хорошо ли оратор владеет искусством публичных выступлений или хорошо ли он также образован в красноречии и всех свободных искусствах. [11]
Сцевола, Красс и Антоний спорят об ораторе
[ редактировать ]- Сцевола говорит, что больше не будет спорить с Крассом, потому что он смог исказить кое-что из того, что он сказал, в свою пользу.
Сцевола понимает, что Красс, в отличие от некоторых других, не высмеивал философию и другие искусства; вместо этого он отдал им должное и отнес их к категории ораторского искусства.
Сцевола не может отрицать, что человек, овладевший всеми искусствами, а также обладающий сильным оратором, действительно был бы замечательным человеком. И если бы когда-либо существовал такой человек, то это был бы Красс. - Красс снова отрицает, что он такой человек: он говорит об идеальном ораторе.
Однако, если так думают другие, что тогда они подумают о человеке, который проявит большие способности и станет действительно оратором? - Антоний одобряет все, что сказал Красс. Но стать великим оратором по определению Красса было бы сложно.
Во-первых, как человеку получить знания по каждому предмету? Во-вторых, этому человеку будет трудно оставаться строго верным традиционному ораторскому искусству и не сбиться с пути, занимаясь пропагандистской деятельностью. Антоний сам столкнулся с этим во время задержки в Афинах. Прошел слух, что он был «ученым человеком», и к нему подходило множество людей, чтобы обсудить с ним, по способностям каждого, обязанности и метод оратора. [12]
Сообщается о дебатах в Афинах
[ редактировать ]Антоний рассказывает о споре, произошедшем в Афинах именно по этому поводу.
- Менедем говорил, что существует наука об основах основания и управления государством.
- С другой стороны, Чармада ответил, что это можно найти в философии.
Он думал, что книги по риторике не учат познанию богов, воспитанию молодежи, справедливости, упорству и самообладанию, умеренности в любой ситуации.
Без всего этого ни одно государство не может существовать и быть хорошо организованным.
Между прочим, он задавался вопросом, почему мастера риторики в своих книгах не написали ни одного слова о конституции государств, о том, как писать закон, о равенстве, о справедливости, лояльности, об сохранении желаний или построении человеческого характера.
Они своим искусством выстроили такое множество очень важных аргументов, книгами, полными проэмий, эпилогов и тому подобных пустяков, - он употребил именно этот термин.
Из-за этого Чармада высмеивали их учение, говоря, что они не только не обладают заявленной компетентностью, но и не знают метода красноречия.
Действительно, он заявил, что хороший оратор должен сам светить добрым светом, то есть своим достоинством жизни, о котором ничего не говорят эти мастера риторики.
Более того, аудитория направляется на то настроение, в котором ее приводит оратор. Но этого не может произойти, если он не знает, во сколько и какими способами он может управлять чувствами мужчины.Это потому, что эти тайны сокрыты в самой глубине философии и риторы никогда даже не прикасались к ее поверхности.
- Менедем опроверг Хармада , цитируя отрывки из речей Демосфена . И он привел примеры того, как речи, произнесенные на основе знаний права и политики, могут увлечь аудиторию.
- Хармад согласен с тем, что Демосфен был хорошим оратором, но сомневается, была ли это естественная способность или результат его изучения Платона .
Демосфен часто говорил, что в красноречии нет искусства — но есть естественная способность, которая позволяет нам уговаривать и умолять кого-то, угрожать соперникам, разоблачать факт и подкреплять свой тезис аргументами, опровергая чужие.
Короче говоря, Антоний думал, что Демосфен, по-видимому, утверждал, что не существует «ремесла» ораторского искусства и что никто не может хорошо говорить, если не освоит философское учение.
- Хармад, наконец, заявил, что Антоний был очень послушным слушателем, Красс — боевым спорщиком. [13]
Разница между disertus и красноречием
[ редактировать ]Антоний, убежденный этими аргументами, говорит, что написал о них брошюру.
Он называет дисертус (легкоговорящий), человека, который может говорить с достаточной ясностью и остротой перед людьми среднего уровня о любом предмете;
с другой стороны, eloquens (красноречивым) он называет человека, который способен говорить публично, используя более благородный и украшенный язык по какому бы то ни было предмету, так что он может охватить умом и памятью все источники искусства красноречия.
Когда-нибудь где-нибудь появится человек, который не просто будет претендовать на звание красноречивого, но действительно будет по-настоящему красноречивым. И если этот человек не Красс, то он может быть лишь немного лучше Красса.
Сульпиций рад, что, как они с Коттой надеялись, кто-то упомянет Антония и Красса в их разговорах, чтобы они могли получить хоть какой-то проблеск знаний от этих двух уважаемых людей. Поскольку Красс начал дискуссию, Сульпиций просит его сначала высказать свое мнение об ораторском искусстве. Красс отвечает, что он предпочел бы, чтобы Антоний говорил первым, поскольку сам он склонен уклоняться от любых рассуждений на эту тему. Котта рад, что Красс хоть как-то отреагировал, потому что обычно очень трудно заставить его ответить каким-либо образом по этим вопросам. Красс соглашается ответить на любые вопросы Котты или Сульпиция, если они находятся в пределах его знаний или полномочий. [14]
Существует ли наука риторика?
[ редактировать ]Сульпиций спрашивает: «Существует ли «искусство» ораторского искусства?» Красс отвечает с некоторым презрением. Неужели они думают, что он какой-то празднословный грек? Неужели они думают, что он просто отвечает на любой вопрос, который ему задают? Именно Горгий начал эту практику, которая была великолепна, когда он это сделал, но сегодня ею настолько злоупотребляют, что не существует темы, какой бы грандиозной она ни была, на которую некоторые люди утверждают, что они не могут ответить. Если бы он знал, что именно этого хотят Сульпий и Котта, он бы привел с собой простого грека, чтобы тот ответил, — что он все еще может сделать, если они этого захотят.
Муций упрекает Красса. Красс согласился ответить на вопросы молодых людей, а не привлекать для ответа какого-нибудь неопытного грека или кого-то еще. Красс слыл добрым человеком, и ему подобало бы уважать их вопрос, отвечать на него, а не убегать от ответа.
Красс соглашается ответить на их вопрос. Нет, говорит он. Искусства говорить не существует, а если и есть искусство, то очень тонкое, поскольку это всего лишь слово. Как ранее объяснил Антониус, Искусство — это нечто, что было тщательно рассмотрено, исследовано и понято. Это не мнение, а точный факт. Ораторское искусство не может входить в эту категорию. Однако, если практика ораторского искусства и способы его проведения изучены, выражены в терминах и классификации, тогда это можно - возможно - считать искусством. [15]
Красс и Антоний спорят о природном таланте оратора.
[ редактировать ]- Красс говорит, что природный талант и ум — ключевые факторы, необходимые для того, чтобы стать хорошим оратором.
Если воспользоваться ранее приведенным примером Антония, этим людям не недоставало ораторского искусства, им не хватало врожденных способностей.
- Оратор должен обладать от природы не только сердцем и умом, но и быстрыми движениями как находить блестящие аргументы, так и обогащать их развитием, и витиевато, постоянно и крепко держать их в памяти.
- Неужели кто-нибудь действительно думает, что эти способности можно приобрести с помощью искусства?
Нет, это дары природы, то есть способность изобретать, богатство речи, сильные легкие, определенные тембры голоса, особое телосложение, а также приятное на вид лицо.
- Красс не отрицает, что риторическая техника может улучшить качества ораторов; с другой стороны, есть люди, у которых столь глубоки недостатки только что названных качеств, что, несмотря на все усилия, они не добьются успеха.
- Действительно тяжелая задача — быть одним человеком, говорящим по самым важным вопросам и в многолюдном собрании, в то время как все молчат и обращают больше внимания на недостатки, чем на достоинства самого говорящего.
- Если бы он сказал что-нибудь неприятное, это перечеркнуло бы и все приятное, что он сказал.
- В любом случае, это не имеет целью отбить у молодежи интерес к ораторскому искусству.
при условии, что они имеют к этому природные дарования: каждый может видеть хороший пример Гая Целия и Квинта Вария , которые снискали расположение народа своими природными способностями к ораторскому искусству. - Однако, поскольку цель состоит в том, чтобы найти Совершенного Оратора, мы должны представить себе человека, обладающего всеми необходимыми качествами без каких-либо недостатков. Как ни странно, поскольку в судах такое разнообразие исков, люди будут слушать речи даже самых худших адвокатов, чего мы бы в театре не потерпели.
- И теперь, утверждает Красс, он наконец заговорит о том, о чем всегда молчал. Чем лучше оратор, тем больше стыда, нервозности и сомнений он будет испытывать по поводу своих речей. Бесстыдные ораторы должны быть наказаны. Сам Красс заявляет, что он до смерти напуган перед каждой речью.
Из-за его скромности в этой речи остальные в группе возносят Красса в статус еще выше.
- Антоний отвечает, что он заметил эту святость у Красса и других действительно хороших ораторов.
- Это потому, что действительно хорошие ораторы знают, что иногда речь не имеет того эффекта, которого хотел добиться оратор.
- Кроме того, ораторов, как правило, судят более сурово, чем других, поскольку от них требуется знать так много по столь многим темам.
Оратор легко может быть назван невежественным по самой природе своих действий.
- Антоний полностью согласен с тем, что оратор должен обладать природными дарованиями, и ни один мастер не может научить его им. Он ценит Аполлония Алабандского , великого мастера риторики, который отказался продолжать обучение тех учеников, которых он не нашел способными стать великими ораторами.
Если человек изучает другие дисциплины, ему просто нужно быть обычным человеком.
- Но к оратору так много требований, таких как тонкость логика, ум философа, язык поэта, память юриста, голос трагического актера и жест самого искусного актера. .
- Красс, наконец, задумывается над тем, как мало внимания уделяется изучению ораторского искусства по сравнению с другими искусствами.
Росций , известный актер, часто жаловался, что не нашел ученика, заслуживающего его одобрения. Среди них было много хороших качеств, но он не мог терпеть в них никаких недостатков. Если мы посмотрим на этого актера, то увидим, что он не делает жестов абсолютного совершенства, высочайшего изящества именно для того, чтобы доставить публике эмоции и удовольствие. За столько лет он достиг такого совершенства, что каждого, кто отличился в том или ином искусстве, называют Росцием в своей области.Человеку, у которого нет природных способностей к ораторскому искусству, вместо этого следует попытаться достичь чего-то, что ему более доступно. [16]
Красс отвечает на некоторые возражения Котты и Сульпиция.
[ редактировать ]Сульпиций спрашивает Красса, советует ли он ему и Котте отказаться от ораторского искусства и лучше заняться изучением гражданского права или сделать военную карьеру.Красс объясняет, что его слова обращены к другим молодым людям, не имеющим природного таланта к ораторскому искусству, а не обескураживают Сульпиция и Котту, у которых есть большой талант и страсть к нему.
Котта отвечает, что, поскольку Красс побуждает их посвятить себя ораторскому искусству, теперь настало время раскрыть тайну его мастерства в ораторском искусстве.Более того, Котта желает знать, каких еще талантов им еще предстоит достичь, кроме тех природных, которыми они обладают, по мнению Красса.
Красс говорит, что это довольно легкая задача, так как он просит его рассказать о собственных ораторских способностях, а не об ораторском искусстве вообще.Поэтому он раскроет свой обычный метод, которым он пользовался когда-то в молодости, а не что-то странное или загадочное, ни сложное, ни торжественное.
Сульпиций ликует: «Наконец-то настал тот день, которого мы так желали, Котта! Мы сможем с самых его слов услышать, как он обдумывает и готовит свои речи». [17]
Основы риторики
[ редактировать ]«Я не скажу вам ничего действительно загадочного», — говорит Красс двум слушателям.Во-первых, это гуманитарное образование и следование урокам, которые преподаются в этих классах.Основная задача оратора – говорить так, чтобы убедить аудиторию; во-вторых, каждое выступление может быть по общему вопросу, без указания лиц и дат, или конкретному, относительно конкретных лиц и обстоятельств.В обоих случаях обычно спрашивают:
- если этот факт имел место, и если да, то
- какова его природа
- как это можно определить
- законно это или нет.
Есть три вида речей: во-первых, в суде, на публичных собраниях и те, которые хвалят или порицают кого-то.
Есть также некоторые темы ( локусы ), которые можно использовать в судебных процессах, целью которых является справедливость; другие для использования на собраниях, целью которых является высказывание мнений; другие – для использования в хвалебных речах, цель которых – прославить цитируемого человека.
Вся энергия и способности оратора должны быть направлены на пять шагов:
- найди аргументы ( изобретение )
- расположить их в логическом порядке, по важности и возможности ( dispositio )
- украшать речь приемами риторического стиля ( elocutio )
- сохранить их в памяти ( memoria )
- обнажить речь искусством грации, достоинства, жеста, модуляции голоса и лица ( actio ).
Прежде чем произнести речь, необходимо завоевать расположение аудитории;затем раскройте аргумент; после, установить спор;впоследствии предъявить доказательства собственного тезиса; затем опровергните аргументы другой стороны;наконец, отметить наши сильные позиции и ослабить позиции друг друга. [18]
Что касается украшений стиля, то сначала учат говорить чистым латинским языком ( ut pure et Latine loquamur ); во-вторых, ясно выражать свои мысли; в-третьих, говорить с изяществом, соответствующими достоинству аргументов и удобно.Правила риторов — полезное средство для оратора. Однако дело в том, что эти правила возникли в результате наблюдения одних людей за природным даром других.То есть не красноречие рождается из риторики, а риторика рождается красноречием.Я не отказываюсь от риторики, хотя считаю, что она не обязательна для оратора.
Тогда Сульпиций говорит: «Это то, что мы хотим лучше знать! Правила риторики, о которых вы упомянули, хотя они и не таковы сейчас для нас. Но это потом; сейчас нам нужно ваше мнение об упражнениях». [19]
Упражнение exercitatio
[ редактировать ]Красс одобряет практику говорения, представляя себе рассмотрение судебного процесса.Однако это имеет предел тренировки голоса, еще не с помощью искусства или его силы, увеличения скорости речи и богатства словарного запаса; следовательно, предполагается, что человек научился выступать публично.
- Напротив, самое важное упражнение, которого мы обычно избегаем, поскольку оно наиболее утомительно, — это как можно больше писать речи.
Stilus optimus et praestantissimus dicendi effector ac magister (Перо — лучший и наиболее эффективный создатель и мастер речи).Как импровизированная речь ниже хорошо продуманной, так и эта по сравнению с хорошо подготовленным и построенным письмом.Все аргументы, как риторические, так и основанные на природе и опыте, возникают сами собой.Но наиболее яркие мысли и выражения следуют друг за другом по стилю; так что гармоническое расположение и расположение слов достигается письмом с ораторским, а не поэтическим ритмом ( non поэтико sed quodam oratorio numero et modo ).
- Одобрение оратору можно получить только после того, как он напишет очень длинные и много речей; это гораздо важнее, чем физические упражнения с величайшим усилием.
Кроме того, оратор, привыкший писать речи, достигает цели, что даже в импровизированной речи он как будто говорит так похоже на письменный текст. [20]
Красс вспоминает некоторые свои упражнения, когда он был моложе, он начал читать, а затем имитировать стихи или торжественные речи.Это было упражнение его главного противника, Гая Карбона . Но через некоторое время он обнаружил, что это была ошибка, потому что он не получил пользы, подражая стихам Энния или речам Гракха .
- Поэтому он начал переводить греческие речи на латынь. Это привело к поиску лучших слов для использования в его выступлениях, а также к появлению новых неологизмов, которые понравились бы аудитории.
- Что касается правильного управления голосом, то надо учиться хорошим актерам, а не только ораторам.
- Тренируйте память, изучая как можно больше письменных произведений ( ediscendum ad verbum ).
- Следует также читать поэтов, знать историю, читать и изучать авторов всех дисциплин, критиковать и опровергать все мнения, принимая все вероятные аргументы.
- Необходимо изучать гражданское право, знать законы и прошлое, то есть правила и традиции государства, конституцию, права союзников и договоры.
- Наконец, в качестве дополнительной меры добавьте в речь немного юмора, как соль в еду. [21]
Все молчат. Затем Сцевола спрашивает, есть ли у Котты или Сульпиция еще вопросы к Крассу. [22]
Споры о мнениях Красса
[ редактировать ]Котта отвечает, что речь Красса была настолько бурной, что он не мог полностью уловить ее содержание. Он как будто вошел в богатый дом, полный богатых ковров и сокровищ, но сваленных в беспорядке, а не на виду и не спрятанных. «Почему бы тебе не попросить Красса, — говорит Сцевола Котте, — чтобы он разместил свои сокровища в порядке и на виду?»Котта колеблется, но Муций снова просит Красса подробно изложить его мнение о совершенном ораторе. [23]
Красс приводит примеры ораторов, не разбирающихся в гражданском праве.
[ редактировать ]Красс сначала колеблется, говоря, что некоторых дисциплин он знает не так хорошо, как мастер.Затем Сцевола призывает его разоблачить свои понятия, столь фундаментальные для идеального оратора: о природе людей, об их отношениях, о методах, с помощью которых возбуждают или успокаивают их души; понятия истории, древностей, государственного управления и гражданских прав.Сцевола хорошо знает, что Красс мудро разбирается во всех этих вопросах, а также он превосходный оратор.
Красс начинает свою речь, подчеркивая важность изучения гражданского права.Он цитирует дело двух ораторов, Ипсея и Кнея Октавия , которые подали иск с большим красноречием, но без всякого знания гражданского права.Они допустили грубые оплошности, выдвигая ходатайства в пользу своего клиента, которые не соответствовали нормам гражданского права. [24]
Другой случай был с Квинтом Помпеем, который, требуя возмещения ущерба своему клиенту, допустил формальную, небольшую ошибку, но такую, что это поставило под угрозу все его судебные действия.Наконец, Красс положительно цитирует Марка Порция Катона , который в свое время был на вершине красноречия, а также был лучшим знатоком гражданского права, хотя и говорил, что презирает его. [25]
Что касается Антония, Красс говорит, что у него такой талант ораторского искусства, такой уникальный и невероятный, что он может защитить себя всеми своими приемами, приобретенными своим опытом, хотя у него нет знаний гражданского права.Напротив, Красс осуждает всех остальных, потому что они ленивы в изучении гражданского права, а между тем так наглы, претендуя на широкую культуру; вместо этого они терпят неудачу в частных процессах, которые не имеют большого значения, потому что у них нет опыта в детальных вопросах гражданского права. [26]
Изучение гражданских прав важно
[ редактировать ]Красс продолжает свою речь, обвиняя тех ораторов, которые ленятся изучать гражданское право.Даже если изучение права широкое и сложное, преимущества, которые оно дает, заслуживают этих усилий.Несмотря на то, что формулы римского гражданского права были опубликованы Гнеем Флавием, никто до сих пор не расположил их в систематическом порядке. [27]
Даже в других дисциплинах знания систематизированы; даже ораторское искусство делило речь на inventio, elocutio, dispositio, memoria и actio .В гражданском праве необходимо поддерживать справедливость, основанную на законе и традициях. Тогда необходимо отделить роды и свести их к уменьшенному числу и так далее: разделение на виды и определения. [28]
Гай Акулео настолько хорошо знает гражданское право, что лучше его только Сцевола.Гражданское право настолько важно, что, говорит Красс, даже политика содержится в XII Табулах , и даже философия имеет свои источники в гражданском праве.Ведь только законы учат, что каждый должен прежде всего добиваться доброй славы у других ( dignitas ), добродетель и право и честный труд удостаиваются почестей ( honoribus, praemiis, splendore ).Законы способны подавлять жадность и защищать собственность. [29]
Затем Красс полагает, что в libellus XII Tabularum больше auctoritas и utilitas, чем во всех других произведениях философов, для тех, кто изучает источники и принципы законов.Если мы должны любить свою страну, мы должны прежде всего знать ее дух ( мэнс ), традиции ( мос ), конституцию ( дисциплины ), потому что наша страна — мать всех нас; вот почему было так мудро писать законы и строить империю такой великой державы.Римские правые гораздо более развиты, чем правые у других народов, в том числе у греков. [30]
Последняя похвала Красса изучению гражданского права
[ редактировать ]Красс еще раз отмечает, как много чести дает знание гражданского права.Действительно, в отличие от греческих ораторов, которым нужна помощь некоего эксперта по праву, называемого прагматиком, у римлян очень много людей, которые приобрели высокую репутацию и престиж, давая советы по юридическим вопросам. Какое более почетное прибежище можно себе представить для старшего возраста, чем посвятить себя изучению права и обогатить его этим?Дом эксперта по праву (iuris Consultus) является оракулом всей общины: это подтверждает Квинт Муций , к которому, несмотря на его слабое здоровье и весьма преклонный возраст, ежедневно обращается за советом большое количество граждан и самые влиятельные и важные люди в Риме. [31]
Учитывая это, — продолжает Красс, — нет необходимости дополнительно объяснять, насколько важно для оратора знать публичное право, которое относится к управлению государством и империей, историческим документам и славным фактам прошлого.Мы ищем не человека, который просто кричит перед судом, а преданного этому божественному искусству, способного противостоять ударам врагов, чье слово способно поднять ненависть граждан к преступлению и преступнику, крепко удержать их. со страхом наказания и спасать невиновных путем осуждения.Опять же, он разбудит усталых, выродившихся людей и возвысит их до чести, отвратит их от заблуждения или настроит против злых людей, успокоит их, когда они нападают на честных людей.Если кто-то полагает, что все это изложено в книге по риторике, то я не согласен и добавляю, что он также не осознает, что его мнение совершенно неверно.Все, что я пытался сделать, это направить вас к истокам вашего стремления к знаниям и на правильный путь. [32]
Муций хвалит Красса и говорит, что тот сделал даже слишком много, чтобы справиться с их энтузиазмом.Сульпиций соглашается, но добавляет, что они хотят узнать больше о правилах искусства риторики; если Красс расскажет о них поглубже, они будут вполне удовлетворены. Юные ученики стремятся узнать, какие методы применять.
А что, - отвечает Красс, - если мы попросим Антония сейчас раскрыть то, что он хранит внутри себя и еще не показывал нам? Он рассказал, что сожалеет, что упустил из виду небольшой справочник по красноречию.Остальные соглашаются, и Красс просит Антония изложить свою точку зрения. [33]
Взгляды Антония, почерпнутые из его опыта
[ редактировать ]Антоний предлагает свою точку зрения, указывая, что он не будет говорить ни о каком ораторском искусстве, которому он никогда не учился, а о своем собственном практическом использовании в судах и о кратком договоре, который он написал.Он решает начать свое дело так же, как в суде, то есть четко обозначить предмет обсуждения.Таким образом, говорящий не может разбредаться и спорящие не понимают суть вопроса.Например, если бы субъект решал, в чем именно состоит искусство быть генералом, то ему пришлось бы решить, чем занимается генерал, определить, кто такой генерал и чем занимается этот человек. Затем он приводил примеры полководцев, таких как Сципион и Фабий Максим , а также Эпаминонд и Ганнибал .
А если бы он определял, что такое государственный деятель, то дал бы другое определение, характеристики людей, подходящих под это определение, и конкретные примеры людей, являющихся государственными деятелями, он бы упомянул Публия Лентула , Тиберия Гракха , Квинта Цецилия Метелла , Публия Корнелия Сципиона. , Гай Лелий и многие другие, как римляне, так и иностранцы.
Если бы он определял знатока законов и традиций ( iuris Consultus ), он бы упомянул Секста Элия , Мания Манилия и Публия Муция . [34]
То же самое будет сделано с музыкантами, поэтами и представителями менее изящных искусств. Философ претендует на знание всего обо всем, но, тем не менее, он дает себе определение человека, пытающегося понять сущность всех человеческих и божественных вещей, их природу и причины; знать и уважать все практики правильного образа жизни. [35]
Определение оратора по Антонию
[ редактировать ]Антоний не согласен с определением оратора, данным Крассом, поскольку последнее утверждает, что оратор должен обладать знаниями во всех вопросах и дисциплинах.Напротив, Антоний считает, что оратор — это человек, который способен использовать изящные слова, чтобы его выслушали, и правильные аргументы, чтобы вызвать убеждение в обычном судебном процессе. Он требует от оратора энергичного голоса, нежных жестов и доброго отношения.По мнению Антония, Красс предоставил оратору неподходящее поле, даже неограниченный простор действий: не пространство суда, но даже управление государством.И так странно казалось, что Сцевола одобрил это, несмотря на то, что он добился согласия сената, хотя и говорил очень синтетически и плохо.Хороший сенатор не становится автоматически хорошим оратором, и наоборот. Эти роли и навыки очень далеки друг от друга, независимы и обособлены. Марк Катон , Публий Корнелий Сципион Африканский , Квинт Цецилий Метелл Пий , Гай Лелий , все красноречивые люди, использовали самые разные средства для украшения своих речей и достоинства государства. [36]
Ни природа, ни какой-либо закон или традиция не запрещают человеку владеть более чем одной дисциплиной.Следовательно, если Перикл был одновременно самым красноречивым и самым могущественным политиком в Афинах, мы не можем заключить, что оба этих различных качества необходимы одному и тому же человеку.Если Публий Красс был одновременно прекрасным оратором и знатоком права, то не на этом мы можем заключить, что познание права находится в пределах способностей ораторского искусства.Действительно, когда человек имеет репутацию в одном искусстве, а затем хорошо изучает другое, ему кажется, что второе является частью его первого мастерства. называют физиками Поэтами можно было бы назвать тех, кого греки Эмпедокл , только потому, что физик написал превосходную поэму.Но сами философы, хотя и утверждают, что изучают все, осмеливаются говорить, что геометрия и музыка принадлежат философу, именно потому, что Платон единогласно признан превосходным в этих дисциплинах.
В заключение, если мы хотим поставить все дисциплины в качестве необходимых знаний для оратора, Антоний не согласен и предпочитает просто сказать, что ораторское искусство не должно быть обнаженным и без витиеватости; напротив, его нужно приправить и тронуть изящным и меняющимся разнообразием.Хорошему оратору нужно много слушать, много смотреть, много размышлять, думать и читать, не претендуя на обладание понятиями, а просто черпая достойное вдохновение в чужих творениях.Антоний наконец признает, что оратор должен быть умным при обсуждении судебного дела и никогда не выступать в роли неопытного солдата или иностранца на неизвестной территории. [37]
Разница между оратором и философом
[ редактировать ]Антоний не согласен с мнением Красса: оратору не обязательно глубоко исследовать человеческую душу, поведение и движения, т. е. изучать философию, чтобы возбудить или успокоить души слушателей.Антоний восхищается теми, кто посвятил свое время изучению философии, и не игнорирует широту их культуры и важность этой дисциплины. Однако он считает, что римскому оратору достаточно иметь общие знания о человеческих привычках и не говорить о вещах, противоречащих их традициям.Какой оратор, чтобы противопоставить судью своему противнику, был когда-либо в затруднении игнорировать гнев и другие страсти и вместо этого использовал аргументы философов? Некоторые из этих последних утверждают, что душу надо держать подальше от страстей, и говорят, что преступлением возбуждать их в душах судей.Другие философы, более терпимые и практичные, говорят, что страсти должны быть умеренными и плавными.Напротив, оратор подхватывает все эти страсти повседневной жизни и усиливает их, делая больше и сильнее.В то же время он восхваляет и апеллирует к тому, что обычно приятно и желательно.Он не хочет показаться мудрым среди глупых: тем самым он покажется неспособным и греком с плохим искусством; в противном случае им бы не хотелось, чтобы с ними обращались как с глупцами.Вместо этого он работает над каждым чувством и мыслью, направляя их так, что ему не нужно обсуждать вопросы философов.Нам нужен совсем другой человек, Красс, нам нужен умный, умный по своей природе и опыту человек, умеющий улавливать мысли, чувства, мнения, надежды своих граждан и тех, кто хочет убедить своей речью. [38]
Оратор должен чувствовать пульс людей, независимо от их рода, возраста, социального класса, исследовать чувства тех, с кем собирается говорить.Пусть он хранит книги философов для отдыха или свободного времени; идеальное государство Платона имело понятия и идеалы справедливости, весьма далекие от обыденной жизни.Могли бы вы утверждать, Красс, что добродетель ( virtus ) стала рабой предписаний этих философов? Нет, оно в любом случае должно быть бесплатным, даже если тело будет захвачено.Тогда Сенат не только сможет, но и будет служить народу; и какой философ согласился бы служить народу, если бы народ сам дал ему власть управлять и направлять его? . [39]
Эпизоды прошлого: Рутилий Руф, Сервий Гальба, Катон и Красс
[ редактировать ]Затем Антоний сообщает о прошлом эпизоде: Публий Рутилий Руф обвинил Красса перед тем, как Сенат высказался не только parum commode (немногим адекватным образом), но также turpiter et flagitiose (позорно и скандально). Сам Рутилий Руф обвинил также Сервия Гальбу за то, что он использовал жалкие приемы для возбуждения сострадания публики, когда Луций Скрибоний подал на него иск в суде.В ходе того же процесса Марк Катон , его заклятый и упорный враг, произнес против него жесткую речь, которая впоследствии была включена в его «Происхождение» .Его бы осудили, если бы он не использовал своих сыновей, чтобы вызвать сострадание.Рутилий решительно порицал такие уловки и, когда ему предъявили иск в суде, решил не защищаться со стороны такого великого оратора, как Красс.Скорее, он предпочитал просто разоблачить правду и столкнулся с жестоким чувством судей без защиты ораторского искусства Красса.
Пример Сократа
[ редактировать ]Рутилий, римлянин и консуляр , хотел подражать Сократу . Он решил выступить сам в свою защиту, когда его судили и приговорили к смертной казни. Он предпочитал не просить милости и быть обвиняемым, а учителем своих судей и даже господином из них.Когда Лисий , превосходный оратор, принес ему письменную речь, чтобы выучить ее наизусть, он прочитал ее и нашел ее очень хорошей, но добавил: «Вы, кажется, привезли мне из Сикиона элегантные туфли , но они не подходят мужчине» : он имел в виду, что письменная речь была блестящей и превосходной для оратора, но не сильной и не подходящей для мужчины.После того, как судьи осудили его, они спросили его, какое наказание, по его мнению, подходило бы ему, и он ответил, что получит высшую честь и проживет остаток своей жизни в Пританеусе за счет государства.Это усилило гнев судей, которые присудили его к смертной казни.Следовательно, если это был конец Сократа, как мы можем спрашивать у философов правила красноречия?Я не сомневаюсь, что философия лучше или хуже ораторского искусства; Я лишь считаю, что философия отличается красноречием и это последнее само по себе может достичь совершенства. [40]
Антоний: оратору не обязательно иметь глубокие познания в праве.
[ редактировать ]Антоний понимает, что Красс страстно упомянул о гражданском праве, что является благодарным подарком Сцеволе, который этого заслуживает. Поскольку Красс считал эту дисциплину бедной, он обогащал ее витиевато.Антоний признает его мнение и уважает его, то есть придаёт большое значение изучению гражданского права, потому что оно важно, оно всегда имело очень высокий почёт и его изучают самые выдающиеся граждане Рима.
Но смотри, говорит Антоний, чтобы не давать права чужому витиеватому. Если бы вы сказали, что знаток права ( iuris Consultus ) — это еще и оратор, и в равной степени оратор — это еще и знаток права, вы бы поставили на один уровень и достоинство две очень яркие дисциплины.
Тем не менее, в то же время вы признаете, что знатоком права может быть человек без того красноречия, о котором мы говорим, и тем более признаете, что таких было немало.Напротив, вы утверждаете, что оратор не может существовать, не научившись гражданскому праву.
Поэтому, по вашему мнению, знаток права — это не более чем умелый и умный правозащитник; но так как о праве часто говорит оратор в судебном процессе, то вы поставили науку о праве рядом с красноречием, как простую служанку, идущую за своей хозяйкой. [41]
Вы обвиняете, — продолжает Антоний, — тех адвокатов, которые, хотя и игнорируют основы праволицего судопроизводства, я могу их защитить, потому что они пользовались умным красноречием.
Но я спрашиваю тебя, Антоний, какую пользу дал бы оратор науке о праве в этих процессах, если бы знаток права победил бы не благодаря своей специфической способности, а чужой, благодаря красноречию.
Мне рассказали, что Публий Красс , когда был кандидатом в Эдилиды и Сервий Гальба , был его сторонником, к нему подошел крестьянин за консультацией.Побеседовав с Публием Крассом, у крестьянина сложилось мнение, более близкое к истине, чем к его интересам.Гальба увидел, что крестьянин уходит очень грустный, и спросил его, почему. Узнав, что он слушал от Красса, он обвинил его; тогда Красс ответил, что уверен в своем мнении по своей компетентности в праве.И все же Гальба настаивал с добрым, но умным красноречием, и Красс не мог противостоять ему: в заключение Красс продемонстрировал, что его мнение вполне обосновано в книгах его брата Публия Миция и в комментариях Секста Элия , но, наконец, он признал что тезис Гальбы выглядел приемлемым и близким к истине. [42]
Есть несколько видов процессов, в которых оратор может игнорировать гражданское право или его части, а есть и другие, в которых он легко может найти человека, знатока права и способного его поддержать.По моему мнению, говорит Антоний Крассу, ты вполне заслужил свои голоса своим чувством юмора и изящной речью, своими шутками или насмешками над многими примерами из законов, совещаний Сената и из повседневных речей.Вы вызвали в зале веселье и счастье: я не понимаю, при чем здесь гражданское право.Вы использовали свою необыкновенную силу красноречия, великолепное чувство юмора и изящество. [43]
Антоний далее критикует Красса
[ редактировать ]Принимая во внимание утверждение, что молодежь не учится ораторскому искусству, хотя, по вашему мнению, это так легко, и наблюдая за теми, кто хвалится мастерством ораторского искусства, утверждая, что это очень трудно,
- вы противоречивы, потому что говорите, что это легкая дисциплина, хотя признаете, что это еще не так, но однажды это станет таковым.
- Во-вторых, ты говоришь, что это полно удовлетворения; напротив, все доставят тебе это удовольствие и предпочтут выучить наизусть Тевцера Пакувия , чем leges Manilianae .
- В-третьих, что касается вашей любви к Родине, разве вы не понимаете, что древние законы сами по себе утрачивают силу по ветхости или отменяются новыми?
- В-четвертых, вы утверждаете, что благодаря гражданскому праву честные люди могут получить образование, потому что законы обещают цену добродетелям и наказания за преступления. Я всегда думал, что вместо этого добродетель можно передать людям путем воспитания и убеждения, а не угрозами, насилием или террором.
- Что же касается меня, Красс, то позволь мне рассматривать судебные процессы, не научившись гражданскому праву: никогда я не чувствовал такой неудачи в гражданском иске, который я предъявлял в судах.
Разве мы не можем иметь общие знания для обычных и повседневных ситуаций?Разве нас нельзя научить гражданским правам, поскольку мы не чувствуем себя чужими в своей стране?
- Если бы судебный иск касался практического дела, тогда нам пришлось бы изучать столь трудную и сложную дисциплину; точно так же и нам следовало бы поступать таким же образом, если бы мы имели искусное знание законов или мнения знатоков законов, при условии, что мы еще не изучили их молодыми. [44]
Основы риторики по Антонию
[ редактировать ]Могу ли я заключить, что знание гражданского права вовсе не полезно для оратора?
- Абсолютно нет: никакая дисциплина не бесполезна, особенно для тех, кому приходится в изобилии использовать аргументы красноречия.
Но понятий, необходимых оратору, так много, что я боюсь, что он заблудится, растрачивая свою энергию на слишком большое количество исследований.
- Кто может отрицать, что оратору необходимы жесты и изящество Росция , когда он действует при дворе?
Тем не менее, никто не посоветует молодым людям, изучающим ораторское искусство, действовать как актеры.
- Есть ли что-то более важное для оратора, чем его голос?
Тем не менее я не посоветовал бы ни одному практикующему оратору заботиться об этом голосе так, как греки и трагические актеры, которые годами повторяют упражнения по декламации, сидя; затем каждый день они ложатся и устойчиво повышают голос и, произнеся свою речь, садятся и вспоминают ее самым резким тоном до самого низкого, как будто снова входят в себя.
- Но из всех этих жестов мы можем получить обобщенные знания без систематического метода, и, за исключением жестов и голосов, которые невозможно импровизировать или мгновенно уловить другими, любое представление о праве может быть получено экспертами или книгами.
- Так, в Греции самым превосходным ораторам, поскольку они не владеют правом, помогают знатоки права, прагматики .
Римляне ведут себя гораздо лучше, утверждая, что закон и право гарантируются людьми, обладающими властью и славой. [45]
Старость не требует изучения права
[ редактировать ]Что же касается старости, которую, как вы утверждаете, облегчает одиночество благодаря знанию гражданского права, то кто знает, что большая сумма денег облегчит и ее?Росций любит повторять, что чем дальше он будет идти с возрастом, тем больше он будет замедлять аккомпанемент флейтиста и делать более умеренными его певческие партии.Если тот, кто связан ритмом и размером, найдет способ позволить себе немного отдохнуть в старости, тем легче нам будет не только замедлить ритм, но и полностью изменить его.Ты, Красс, конечно, знаешь, сколь многочисленны и разнообразны способы речи.Тем не менее ваше нынешнее спокойствие и торжественное красноречие ничуть не менее приятны, чем ваша мощная энергия и напряжение вашего прошлого.Многие ораторы, такие как Сципион и Лелий , добивались всех результатов одним тоном, лишь немного повышенным, не напрягая свои легкие и не крича, как Сервий Гальба .Вы боитесь, что ваш дом больше не будут посещать граждане?Напротив, я жду одиночества старости, как тихой гавани: я думаю, что свободное время — самое сладкое утешение старости. [46]
Общей культуры достаточно.
[ редактировать ]Что касается остального, я имею в виду историю, знание общественного права, древние традиции и образцы, они полезны.Если юные ученики захотят последовать вашему приглашению все прочитать, все послушать, выучить все гуманитарные дисциплины и достичь высокого культурного уровня, я вовсе не буду их останавливать.У меня только ощущение, что у них недостаточно времени, чтобы все это практиковать, и мне кажется, Красс, что ты возложил на этих молодых людей тяжелую ношу, даже если она, может быть, и необходима для достижения цели.Действительно, и упражнения на некоторые придворные темы, и глубокое и точное размышление, и ваше перо (ручка), которое правильно вы определили лучшим учителем красноречия, требуют больших усилий.Даже сравнение своей речи с чужой и импровизация дискуссии по чужому сценарию, чтобы похвалить или покритиковать его, усилить или опровергнуть, требуют больших усилий как на память, так и на подражание.Эти жесткие требования могут скорее обескуражить, чем воодушевить людей, и их лучше применять к актерам, чем к ораторам.Действительно, аудитория слушает нас, ораторов, большую часть времени, даже если мы охрипло, потому что тема и судебный процесс захватывают аудиторию; напротив, если у Росция немного хриплый голос, его освистывают.У красноречия есть множество средств, не только слух, позволяющий поддерживать высокий интерес, удовольствие и оценку. [47]
Практические занятия имеют основополагающее значение
[ редактировать ]Антоний согласен с Крассом насчет оратора, умеющего говорить так, чтобы убедить публику, при условии, что он ограничится повседневной жизнью и двором, отказавшись от других занятий, хотя и благородных и почетных.Пусть он подражает Демосфену, который компенсировал свои недостатки сильной страстью, усердием и упорным усердием в ораторском искусстве.Он действительно заикался, но благодаря упражнениям стал говорить гораздо четче, чем кто-либо другой.Кроме того, имея короткое дыхание, он тренировался задерживать дыхание, чтобы в одном предложении произносить два повышения и два понижения голоса.
Мы будем побуждать молодежь прилагать все свои усилия, но все остальное, что вы ставите перед собой, не входит в обязанности и задачи оратора.Красс ответил: «Вы полагаете, что оратор Антоний — простой человек искусства; напротив, я полагаю, что у него, особенно в нашем государстве, не будет недостатка в каком-либо оборудовании, я представлял себе нечто большее.С другой стороны, вы ограничили всю задачу оратора такими ограниченными и ограниченными границами, что вам легче представить нам результаты ваших исследований об обязанностях оратора и о правилах его искусства.Но я верю, что ты сделаешь это завтра: на сегодня этого достаточно, и Сцевола, решивший поехать на свою виллу в Тускулум, немного отдохнет. Давайте и мы позаботимся о своем здоровье».Все согласились и решили отложить дискуссию. [48]
Книга II
[ редактировать ]«De Oratore Book II» — вторая часть «De Oratore» Цицерона. В большей части Книги II доминирует Марк Антоний. Он разделяет с Луцием Крассом, Квинтом Катулом, Гаем Юлием Цезарем Страбоном и Сульпицием свое мнение об ораторском искусстве как искусстве, красноречии, предмете оратора, изобретении, устройстве и памяти. [а]
Ораторское искусство как искусство
[ редактировать ]Антониус предполагает, что «ораторское искусство не более чем среднее, если рассматривать его как искусство». [49] Ораторское искусство нельзя в полной мере считать искусством, поскольку искусство действует посредством знания. Напротив, ораторское искусство основано на мнениях. Антоний утверждает, что ораторское искусство — это «предмет, опирающийся на ложь, редко доходящий до уровня реального знания, стремящийся воспользоваться мнениями людей, а зачастую и их заблуждениями» (Цицерон, 132). Тем не менее, ораторское искусство в некоторой степени принадлежит к сфере искусства, поскольку требует определенных знаний, чтобы «манипулировать человеческими чувствами» и «завоевывать расположение людей».
Красноречие
[ редактировать ]Антоний считает, что ничто не может превзойти идеального оратора. Другие искусства не требуют красноречия, но искусство ораторского искусства без него не может функционировать. Кроме того, если те, кто занимается каким-либо другим видом искусства, и обладают навыками речи, то это благодаря оратору. Но оратор не может получить свои ораторские способности из какого-либо другого источника.
Тема выступления оратора
[ редактировать ]В этой части второй книги Антоний подробно описывает, какие задачи следует поручить оратору. Он вновь обращается к пониманию Крассом двух проблем, которыми занимается красноречие и, следовательно, оратор. Первый вопрос неопределенный, а второй конкретный. Неопределенный вопрос относится к общим вопросам, тогда как конкретный вопрос касается конкретных людей и вопросов. Антоний неохотно добавляет третий жанр хвалебных речей. В число хвалебных речей необходимо включить наличие «происхождения, денег, родственников, друзей, власти, здоровья, красоты, силы, ума и всего прочего, что является либо делом телесным, либо внешним» (Цицерон, 136). если какое-либо из этих качеств отсутствует, то оратор должен рассказать о том, как человек сумел добиться успеха без них или как человек со смирением перенес свою потерю. Антоний также утверждает, что история является одной из величайших задач для оратора, поскольку она требует замечательной «беглости». дикции и разнообразия». Наконец, оратор должен владеть «всем, что имеет отношение к поведению граждан и поведению людей» и быть в состоянии использовать это понимание своего народа в своих случаях.
Изобретение
[ редактировать ]Антоний начинает раздел, посвященный изобретениям, с заявления о важности того, чтобы оратор хорошо разбирался в своем деле. Он обвиняет тех, кто не получает достаточно информации о своих делах, тем самым выставляя себя глупыми. Антониус продолжает обсуждение шагов, которые он предпринимает после принятия дела. Он рассматривает два элемента: «первый рекомендует нас или тех, за кого мы выступаем, второй направлен на то, чтобы двигать умы нашей аудитории в желаемом нами направлении» (153). Затем он перечисляет три средства убеждения, которые используются в ораторском искусстве: «доказательство правдивости наших утверждений, завоевание аудитории и побуждение их разума испытывать любые эмоции, которые может потребовать дело» (153). Он понимает, что для того, чтобы определить, что и как сказать, требуется талантливый оратор. Кроме того, Антоний представляет этос и пафос как два других средства убеждения. Антониус считает, что публику часто можно убедить престижем или репутацией человека. Более того, в ораторском искусстве очень важно, чтобы оратор обращался к эмоциям своей аудитории. Он настаивает на том, что оратор не тронет свою аудиторию, пока не тронет его самого. В заключении об изобретении Антоний делится своим личным ораторским опытом. Он говорит Сульпицию, что, говоря, его конечная цель — творить добро, и если он не может добиться какого-то блага, он надеется воздержаться от причинения вреда.
Договоренность
[ редактировать ]Антоний предлагает оратору два принципа построения материала. Первый принцип присущ данному делу, тогда как второй принцип зависит от суждения оратора.
Память
[ редактировать ]Антоний рассказывает историю Симонида Кеосского, человека, которому он приписывает введение искусства памяти. Затем он заявляет, что память важна для оратора, потому что «только те, у кого мощная память, знают, что они собираются сказать, как далеко они зайдут в этом, как они это скажут, на какие вопросы они уже ответили, а какие еще остаются». (220).
Книга III
[ редактировать ]Книга III «Ораторе» — третья часть произведения Цицерона «Ораторе». В нем описывается смерть Луция Лициния Красса.
Они принадлежат к поколению, предшествующему поколению Цицерона: главные герои диалога — Марк Антоний (не триумвир) и Луций Лициний Красс (не неофициальный триумвир); другие их друзья, такие как Гай Юлий Цезарь (не диктатор), Сульпиций и Сцевола, иногда вмешиваются.
В начале третьей книги, содержащей изложение Красса, Цицерона охватывает печальное воспоминание. Всю свою боль он выражает своему брату Квинту Цицерону. Он напоминает ему, что всего через девять дней после диалога, описанного в этом произведении, Красс внезапно умер. Он вернулся в Рим в последний день ludi scaenici (19 сентября 91 г. до н.э.), очень обеспокоенный речью консула Луция Марция Филиппа. Он произнес речь перед народом, требуя создания нового совета вместо римского сената, с помощью которого он больше не мог управлять государством. Красс отправился в курию (дворец Сената) и услышал речь Друза, сообщившего о речи Луция Марция Филиппа и напавшего на него.
В этом случае все согласились, что Красс, лучший из всех ораторов, превзошел самого себя своим красноречием. Он винил в этом ситуацию и оставление сената: консул, который должен был быть его добрым отцом и верным защитником, как разбойник, лишал его достоинства. В самом деле, нечего удивляться, если он хотел лишить государство сената, после того как разрушил первый своими губительными проектами.
Филипп был человеком энергичным, красноречивым и умным: когда на него напали огненные слова Красса, он контратаковал его, пока не заставил замолчать. Но Красс ответил: "Ты, разрушивший авторитет сената перед римским народом, неужели ты думаешь меня запугать? Если ты хочешь заставить меня молчать, ты должен отрезать мне язык. А даже если ты сделаешь это, мой дух свободы сдержит ваше высокомерие».
Речь Красса длилась долго и он потратил весь свой дух, свой разум и свои силы. Резолюция Красса была одобрена Сенатом, в котором говорилось, что «ни авторитет, ни лояльность Сената никогда не покидали Римское государство». Когда он говорил, у него болел бок, а когда он пришел домой, у него поднялась температура, и через шесть дней он умер от плеврита.
«Как ненадежна судьба человека!», — говорит Цицерон. Как раз на пике своей общественной карьеры Красс достиг вершины власти, но и своей смертью разрушил все его ожидания и планы на будущее.
Этот печальный эпизод причинил боль не только семье Красса, но и всем честным гражданам. Цицерон добавляет, что, по его мнению, бессмертные боги подарили Крассу его смерть, чтобы уберечь его от бедствий, которые вскоре постигнут Государство. Действительно, он не видел Италии, горящей социальной войной (91-87 до н.э.), ни ненависти народа к Сенату, ни побега и возвращения Гая Мариуса, ни последующих мести, убийств и насилия.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Краткое изложение диалога в Книге II основано на переводе и анализе May & Wisse 2001.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кларк 1911 , с. 354 сноска 3.
- ^ De Orat. I,1
- ^ De Orat. I,2
- ^ De Orat. I,3
- ^ De Orat. I,4-6
- ^ De Orat. I,6 (20-21)
- ^ De Orat. I,7
- ^ De Orat. I,8-12
- ^ De Orat. I,13
- ^ De Orat. I,14-15
- ^ De Orat. I,16
- ^ De Orat. I,17-18
- ^ De Orat. I,18 (83-84) - 20
- ^ De Orat. I,21 (94-95)-22 (99-101)
- ^ De Orat. I,22 (102-104)- 23 (105-106)
- ^ De Orat. I,23 (107-109)-28
- ^ De Orat. I,29-30
- ^ De Orat. I,31
- ^ De Orat. I,32
- ^ De Orat. I,33
- ^ De Orat. I,34
- ^ De Orat. I,35
- ^ De Orat.I,35 (161)
- ^ De Orat.I,36
- ^ De Orat.I,37
- ^ De Orat.I,38
- ^ De Orat.I 41
- ^ De Orat.I 42
- ^ De Orat.I 43
- ^ De Orat.I 44
- ^ De Orat.I 45
- ^ De Orat.I 46
- ^ De Orat.I 47
- ^ De Orat.I 48
- ^ De Orat.I 49, 212
- ^ De Orat.I 49, 213-215
- ^ De Orat.I 50
- ^ De Orat.I 51
- ^ De Orat.I 52
- ^ De Orat.I 54
- ^ De Orat.I 55
- ^ De Orat.I 56
- ^ De Orat.I 57
- ^ De Orat.I 58
- ^ De Orat.I 59
- ^ De Orat, I, 60 (254-255)
- ^ De Orat.I 60-61 (259)
- ^ De Orat.I 61 (260)- 62
- ^ .Цицерон. в Мэй и Виссе 2001 , с. 132
Библиография
[ редактировать ]- Кларк, Альберт Кертис (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 354. . В
Де Ораторе Издания
[ редактировать ]- Критические издания
- М. ТУЛЛИ ЦИКЕРО, КОТОРЫЕ ОСТАЮТСЯ ВСЕМИ FASC. 3 DE ORATORE под редакцией КАЗИМИЕРА Ф. КУМАНЕЦКИ изд. ТОЙБНЕР; Штутгарт и Лейпциг, анастатическое переиздание, 1995 г. ISBN 3-8154-1171-8
- Оратор – один из лучших ораторов . Коллекция университетов Франции. Латинская серия. Латинский текст с переводом на французский язык.
ISBN 978-2-251-01080-9
Год публикации: июнь 2008 г. - М. Тулли Цицеронис De Oratore Libri Tres , с введением и примечаниями Августа Сэмюэля Уилкинса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1902 г. (Перепечатка: 1961 г.). Доступно в Интернет-архиве здесь .
- Издания с комментариями
- De oratore libri III / М. Туллий Цицерон; Комментарий Антона Д. Лимана, Харм Пинкстер. Гейдельберг: Зима, 1981-<1996> Описание: v. <1-2, 3 пт.2, 4 >; ISBN 3-533-04082-8 (Том 3: карта.) ISBN 3-533-04083-6 (Корп. 3: пер.) ISBN 3-533-03023-7 (Корп. 1) ISBN 3-533-03022-9 (Корп. 1: пер.) ISBN 3-8253-0403-5 (корп. 4) ISBN 3-533-03517-4 (Том 2: карта.) ISBN 3-533-03518-2 (Корп. 2: пер.)
- «Об Oratore Libri Tres», в книге М. Тулли Ciceronis Rhetorica (под ред. Августа Сэмюэля Уилкинса ), Vol. I. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1892 г. (Перепечатка: Амстердам: Адольф М. Хаккерт, 1962 г.). Доступно в Интернет-архиве здесь .
- Переводы
- Цицерон, Марк Туллий (2001). Об идеальном ораторе . Перевод Мэй, Джеймс М.; Виссе, Якоб. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509197-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элейн Фэнтэм: Римский мир «Оратора» Цицерона , издание в мягкой обложке, Oxford University Press, 2007, ISBN 0-19-920773-9