Гомилетика
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В религиоведении ) . используется гомилетика ( древнегреч . ὁμιλητικός [1] homilētikós , от homilos — «собравшаяся толпа, толпа». [2] ) — это приложение общих принципов риторики к специфическому искусству публичной проповеди . [1] Того, кто практикует или изучает гомилетику, можно назвать проповедником или, проще говоря, проповедником . [3]
Объяснение
[ редактировать ]Гомилетика, искусство проповеди, изучает как составление, так и подачу религиозных дискурсов. Оно включает в себя все формы проповеди, включая проповеди , проповеди и катехизическое наставление. Гомилетику можно далее определить как изучение анализа, классификации, подготовки, составления и произнесения проповедей. [1]
Создание курса Лаймана Бичера в Йельском университете привело к усилению внимания к гомилетике. Опубликованные тома этой серии включают информацию об истории и практике этой дисциплины. [1]
Отделение пастырского богословия
[ редактировать ]Католическая энциклопедия определяет гомилетику как «отрасль риторики, которая занимается составлением и произнесением проповедей или проповедей». [4] Это определение пользовалось влиянием в 19 веке среди таких мыслителей, как Джон Бродус и Карл Барт . Карл сопротивлялся такому определению этого термина, заявляя, что гомилетика должна сохранять критическую дистанцию от риторики . Гомилетико-риторические отношения были серьезной проблемой в гомилетической теории с середины 20 века. [5]
Первой формой проповеди была в основном проповедь . [4]
Христианская традиция: проповедь Иисуса
[ редактировать ]Иисус проповедовал и поручил своим апостолам это делать . Его проповедь включала две формы проповеди: миссионерскую и министерскую. Миссионерские проповеди читаются посторонним и соответствуют католическому учению . Служебные проповеди читаются тем, кто уже является частью движения, что соответствует католическому служению . Например, Нагорная проповедь Иисуса – это миссионерская проповедь. Напротив, его речь после Тайной вечери ( Ин. 14–16 ) носит служебный характер. [4]
Нельзя сказать, что проповедь Иисуса приняла какую-то определенную, округлую форму в смысле современной проповеди. Его целью было посеять семя слова, которое он рассеял, подобно сеятелю в притче . Его поручение апостолам включало как миссионерскую, так и служебную проповедь. Примеры миссионерской проповеди см. от Матфея 28:19 , от Марка 16:15 , от Марка 3:14 , от Луки 9:2. Примеры миссионерской проповеди см. Апостола Павла в проповеди в Деяниях 20:7–11 . В этой проповеди апостолов поддерживали помощники, которые были избраны и посвящены с определенной целью (например, Тимофей и Тит). Некоторые из этих помощников обладали харизмой .
Миссионерская проповедь
[ редактировать ]В миссионерской проповеди апостолам помогали, но неофициально, и миряне, которые разъясняли христианское учение своим знакомым среди неверующих, которые, посещая христианские собрания, наверняка что-то слышали о нем, напр., ср. 1 Кор., 14, 23-24. Это особенно верно в отношении Юстина Мартира , который, одетый в мантию философа, ходил с этой целью. Проповеди верующим в ранние века были простейшими: они представляли собой просто толкования или пересказы прочитанных отрывков из Священных Писаний в сочетании с импровизированными излияниями сердца. Это объясняет, почему от того периода практически ничего не сохранилось проповедей и проповедей. Этим же объясняется и странное утверждение, сделанное Созоменом (Hist. Eccl., VII, xix) и Кассиодором в его «Трехсторонней истории», которую Дюшен [6] очевидно, признает, что в Риме никто не проповедовал. (Созомен писал о времени папы Ксиста III , занимавшего пост 432-440 гг.) Объяснение Томассина [7] Суть утверждения Созомена заключается в том, что до папы Льва не было никакой проповеди в смысле тщательно продуманной или законченной беседы , за исключением, пожалуй, обращения папы Либерия (на посту 352–366) о девственности к Марцеллине , сестре Амвросия по случаю принятия ею пострига, что считается частной беседой. [4]
И причину этого он объясняет стрессом преследований. Неандер (I, 420, примечание) говорит о высказывании Созомена: «Это замечание не могло распространяться на древние времена; но предположим, что это так, это означало, что проповедь была лишь вторичной. Или дело могло быть в том, что этот восточный писатель был обманут по ложным сведениям с Запада, или, возможно, проповедь в Западной Церкви не занимала такого важного места, как в Греческой Церкви». [4]
Гомилетика в еврейской традиции
[ редактировать ]Проповедь как регулярная часть богослужения в иудаизме восходит к временам Ездры , который ввел обычай читать часть Торы , написанную на иврите , а затем перефразировать или объяснять ее на народном языке, который в то время был арамейским . [8] Эта традиция прочно утвердилась в четвертом веке до нашей эры. [8] После разрушения храма синагоги стали центральными местами еврейского богослужения, и роль проповеди возросла. Возникла регулярная структура: оратор сначала цитировал стих из Библии , затем разъяснял его и, наконец, заканчивал кратким изложением и хвалебной молитвой. [8] Проповеди уважаемых раввинов этого периода сохранились в Мидрашах , составляющих часть Талмуда .
Гомилетика преподается как часть типичной учебной программы в современных раввинских семинариях. [9] [10]
Раннехристианская церковь
[ редактировать ]По словам писателя середины второго века Джастина Мартира, практика ранней церкви заключалась в том, чтобы кто-то читал «Мемуары апостолов или сочинения пророков», то есть чтения из того, что должно было стать христианской Библией . После прочтения состоялась беседа по тексту. Это была та же практика, что и в синагогах , но теперь с добавлением писаний Нового Завета , за исключением того, что в христианских церквях тот же человек, который читал Священное Писание, также объяснял его, и не было установленного словаря чтений. [11] Ориген , богослов третьего века, проповедовал посредством большинства книг Ветхого Завета и многих книг Нового, которые мы имеем сегодня. Проповеди Оригена о Священных Писаниях носят разъяснительный и евангелизационный характер . К четвертому веку сложилась система, при которой чтение Закона, Пророков, Посланий и Евангелий читалось в таком порядке, за которым следовала проповедь. [11] Иоанн Златоуст признан одним из величайших проповедников нашего времени. Его проповеди начинаются с экзегезы, за которой следует применение к практическим проблемам. [12]
По данным Католической энциклопедии:
Должность проповедника принадлежала епископам, и священники проповедовали только с их разрешения. Даже два таких выдающихся человека, как Августин Гиппонский и Иоанн Златоуст, проповедовали в качестве священников только по поручению своих епископов. Ориген как мирянин излагал Священные Писания, но это было по особому разрешению. Феликс, священник и мученик, проповедовал в третьем веке под руководством двух епископов, Максима и Квинта. Священникам было запрещено проповедовать в Александрии; но это было из-за арианских разногласий. Возникший из этого обычай распространился на север Африки; но Валерий, епископ Гиппона, прорвался через это и заставил святого Августина, еще будучи священником, проповедовать перед ним, потому что он сам не мог делать это с легкостью на латинском языке - «cum non satis expedite Latino sermone concionari поссет».Как рассказывает Поссидий, это противоречило местным обычаям; но Валерий оправдал свой поступок обращением к Востоку – «in orientalibus ecclesiis id ex more fieri sciens». Даже во времена сухого закона в Александрии священники Сократа и Созомена публично толковали Писание в Кесарии, в Каппадокии и на Кипре, при этом зажигая свечи: Accensis Люцернис . Как только Церковь получила свободу при Константине , проповедь очень сильно развилась, по крайней мере, во внешней форме. Тогда впервые, если, пожалуй, за исключением св. Киприана, искусство ораторского искусства было применено к проповеди, особенно св. Григорием Назианзином , самым ярким из триумвирата каппадокийских гениев. Он уже был опытным оратором, как и многие его слушатели, и это неудивительно, поскольку Отто Барденхевер [13] Как выражается это, «он должен был отдать должное вкусу своего времени, которое требовало витиеватого и высокопарного стиля». Но в то же время он осуждал тех проповедников, которые использовали красноречие и произношение театра. Наиболее известные проповедники века, св. Василий и два Григория («Клеверный лист Каппадокии»), св. Златоуст, Амвросий, Августин и Иларий были известными ораторами. Из этого числа величайшим был св. Златоуст, величайший со времен св. Павла, и с тех пор ему не было равных. Даже Гиббон , хотя и не отдал ему должного, вынужден был его похвалить; и его учитель риторики Либаний, как говорят, намеревался сделать Иоанна своим преемником, «если бы христиане не взяли его». Однако было бы ошибкой думать, что они произносили только ораторские проповеди. Совсем наоборот; Проповеди святителя Златоуста были образцом простоты, и он часто прерывал свою речь, чтобы задавать вопросы, чтобы убедиться, что его понимают; в то время как девизом святого Августина было то, что он смирил себя, чтобы Христос мог быть возвышен. Попутно мы могли бы упомянуть странную особенность того времени — аплодисменты, которыми встречали проповедника. Особенно приходилось святителю Златоусту часто призывать своих слушателей молчать. Епископы обычно проповедовали за пределами своих епархий, особенно в крупных городах; отточенные проповеди, очевидно, пользовались спросом, и им давали стипендию, поскольку мы читаем, что два азиатских епископа, Антиох и Севериан, отправились в Константинополь проповедовать, желая больше денег, чем духовного благополучия своих слушателей.
- Патрик А. Бичер, Гомилетика, Католическая энциклопедия, 1913 г.
Упадок на Западе
[ редактировать ]Часть серии о |
Риторика |
---|
После описываемой здесь эпохи проповедь пришла в упадок на Западе, отчасти из-за упадка латинского языка (ср. Фенелон, «Диал.», 164), а также на Востоке из-за споров об арианстве , несторианстве и т. д. Евтихианство , македонство и другие ереси. Но все же проповедь считалась главной обязанностью епископов; например, Цезарий, епископ Арльский , поручил все мирские дела своей епархии диаконам, чтобы он мог посвящать все свое время чтению Священного Писания, молитве и проповеди. Следующее великое имя в проповеди — имя Григория Великого , особенно как проповедника. Он произнес двадцать проповедей и продиктовал еще двадцать, так как из-за болезни и потери голоса не мог проповедовать их лично. Он очень настоятельно призывал епископов проповедовать; и, показав им пример апостолов, он угрожал епископам Сардинии. Король Гунтрам издал указ, в котором говорилось, что помощь общественных судей должна быть использована для того, чтобы из страха перед наказанием привести к слушанию слова Божьего тех, кто не был расположен прийти к этому из-за благочестия. Синод Трулло постановил, что епископы должны проповедовать во все дни, особенно по воскресеньям; и тем же синодом епископы, проповедовавшие за пределами своей епархии, были низведены до статуса священников, потому что, желая чужого урожая, они были безразличны к своему собственному - «ut qui Alienæ Messis Appetentes Essent, suæ incuriosi». На Арльском соборе (813 г.) епископов настоятельно призывали проповедовать; и Майнцский собор в том же году постановил, что епископы должны проповедовать по воскресеньям и праздникам либо сами ( suo marte ), либо через своих викариев. На Втором Реймском соборе (813 г.) кан. xiv, xv, повелевалось, чтобы епископы читали проповеди и проповеди отцов, чтобы все могли понять. А на Третьем Турском соборе (кан. XVIII) в том же году епископам было приказано сделать перевод проповедей отцов на деревенский римский язык, или теодеск, - деревенский римский язык был разновидностью испорченной латыни. , или патуа , понятный необразованным (Томассин, "De Benef.", II, л. III, c. lxxxv, стр. 510). Карл Великий и Людовик Благочестивый одинаково настаивали на необходимости проповеди. Первый дошел до того, что назначил особый день, и любой епископ, который не смог проповедовать в своем соборе до этого дня, должен был быть низложен. Пасторам тоже было приказано проповедовать своему народу как можно лучше; если бы они знали Писание, они должны были проповедовать его; в противном случае они должны были, по крайней мере, увещевать своих слушателей избегать зла и творить добро (Шестой Арльский собор, 813, кан. х). [4]
Средний возраст
[ редактировать ] этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( февраль 2020 г. ) |
По данным Католической энциклопедии:
Некатолические писатели обычно говорили, что в то время проповедей было мало или совсем не было. Проповедь была настолько популярна, и интерес к ней был столь велик, что проповедникам обычно приходилось путешествовать ночью, чтобы не помешать их отъезду. Только в трактате по истории проповеди можно восстановить справедливость в этот период. Читатель отсылается к «Католическим нравам» Дигби, т. II, стр. 158–172, и Нилу, «Средневековые проповеди». Что касается стиля, то он был простым и величественным, обладавшим, пожалуй, небольшим количеством так называемого красноречия, как его понимают в настоящее время, но большой религиозной силой, с бесхитростной простотой, сладостью и убедительностью, которая сама по себе выгодно отличалась бы от стиля. пустая декламация столь хваленого позднего периода. Некоторые проповеди были полностью написаны в стихах и по своей насыщенности мысли напоминают Нагорную проповедь:
Мы дали большие обещания; Нам были даны большие обещания:
Давайте послужим этим вещам; давайте стремиться к этому.
Удовольствие недолговечно; вечное наказание
Немного страсти; бесконечная слава
Призыв многих; выбор нескольких;
Возмездие за все(Св. Франциск, цитируется по Дигби, указ. соч., 159.)
Проповедь того времени характеризовалась, во-первых, интенсивным использованием библейских цитат, интегрированных повсюду, иногда с мистической интерпретацией, сформированной восточными влияниями. [4] Во-вторых, власть проповедников адаптировать свои речи к нуждам бедных и невежественных. В-третьих, простота, цель — передать одну яркую идею. В-четвертых, использование знакомых принципов, примеров и иллюстраций из жизни — их умы, должно быть, были тесно связаны с природой. И, в-пятых, интенсивное осознание, которое обязательно привело к определенному драматическому эффекту – видели глазами, слышали ушами, и прошлое становилось настоящим. [4] [16]
Схоластическая философия предоставила почти неисчерпаемый запас информации; оно тренировало ум в анализе и точности; и в то же время оно давало ясность порядка и убедительность организации, которых мы тщетно ищем даже в великих речах Златоуста. [4]
Философия рассматривает человека только как интеллектуальное существо, не принимая во внимание его эмоции, и апеллирует исключительно к его интеллектуальной стороне. И даже в этой привлекательности философия, хотя, как и алгебра, говорит на формальном языке интеллекта, вероятно, будет лишена с точки зрения убедительности, поскольку по своей природе она способствует сгущению, а не расширению. Последнее является самым важным в ораторском искусстве – «Summa laus eloquentiæ amplificare rem ornando». Фенелон («Второй диалог») описывает это как изображение; Де Квинси , как удержание мысли до тех пор, пока разум не получит время покружиться над ней; Ньюман дает анализ этого; [17] его собственные проповеди примечательны этим качеством расширения, как и проповеди Бурдалу с интеллектуальной стороны и проповеди Массильона с интеллектуально-эмоциональной стороны, например проповедь последнего о блудном сыне. Действительно, философия необходима для ораторского искусства; Философия сама по себе не является ораторским искусством, и, если она слишком односторонняя, она может иметь вредный эффект: «Поэтому логика, насколько она полезна, должна быть отнесена к этому одному месту со всеми ее хорошо продуманными главами и темами, пока не придет время раскрыть ее сжатую ладонь для изящной и богатой риторики». [18] Сказанное здесь относится к философии как системе, а не к отдельным философам. Едва ли необходимо говорить, что многие схоласты, такие как Фома и Бонавентура, были известными проповедниками. [4]
Ренессанс
[ редактировать ]Следующий заметный период в истории проповеди — эпоха Возрождения с подъемом гуманизма. Девизом двух представителей гуманистов, Рейхлина и Эразма , было: «Назад к Цицерону и Квинтилиану». Эразм, посетив Рим, воскликнул: «Quam mellitas eruditorum hominum confabulationes, quot mundi lumina». Пьер Батифоль [19] говорит: «В одну Страстную пятницу, проповедуя перед папой, самый знаменитый оратор римского двора посчитал, что не может лучше восхвалить Голгофское жертвоприношение, чем рассказав о самопожертвовании Деция и жертвоприношении Ифигении » .
Вскоре после этого этот период закончился и замер в период Реформации и после Реформации. рекомендовал Тридентский собор проповедникам отказаться от полемики; это также [20] заявил, что основная обязанность проповеди лежит на епископах, если только им не мешают законные препятствия; и приказал им проповедовать лично в своей церкви или, если этому препятствуют, через других; а в других церквях – через пасторов или других представителей. [4]
Ранняя современность
[ редактировать ]В восемнадцатом веке австрийский иезуит Игнац Вурц часто считался стандартным автором; он преподавал в Венском университете, и его Anleitung zur geistlichen Beredsamkeit ( Руководство по красноречию для министров ) было опубликовано в нескольких изданиях, начиная с 1770 года. [21]
Известные французские проповедники
[ редактировать ]французские проповедники классического периода XVII века были, По мнению Вольтера, вероятно, величайшими ораторами всех времен. Наиболее известными были Боссюэ , Бурдалу и Массильон ; Фенелон сжег свои проповеди. Первый считался самым величественным; второй, наиболее логичный и интеллектуально убедительный; третий, величайший исследователь сердец, наиболее похожий на Златоуста и, в целом, величайший из троих. Нам говорят, что Вольтер держал копию своей «Великой каремы» на своем столе рядом с «Аталией» Расина . В эту эпоху Златоуст был великим образцом для подражания; но это был оратор Златоуст, а не Златоуст-проповедник. Их стиль, с его грандиозным вступлением и возвышенным изложением, стал модным в следующем веке. Однако «Диалоги» Фенелона остались сдерживающим фактором. Об этих «Диалогах» епископ Дюпанлуп сказал: «Если бы наставления Фенелона были хорошо поняты, они давно закрепили бы среди нас характер священного красноречия». Другие принципы были установлены Блеза Жисбера в его «Христианском красноречии в идее и в практике» , Амадея Байосенсиса в «Пауле Экклезиасте», «seu Eloquentia Christiana » и Гвидо аб Ангелиса в «De Verbi Dei Prædictione» , — все это звучало как возвращение к простоте стиля. церкви отцов . [4]
Конференции - Нотр-Дам
[ редактировать ]Следующая важная эпоха — это так называемые конференции в Нотр-Даме в Париже , последовавшие за революцией 1830 года . Самым известным именем, связанным с этим новым стилем проповеди, было имя доминиканца Лакордера , который какое-то время вместе с Монталамбером был помощником редактора у де Ламенне в «L'Avenir». Этот новый стиль проповеди отказался от формы, разделения и анализа схоластического метода. Сила Лакордера как оратора не вызывала сомнений; но конференции в том виде, в каком они дошли до нас, хотя и обладают большой ценностью, являются дополнительным доказательством того, что ораторское искусство слишком неуловимо, чтобы его можно было посвятить страницам книги. Иезуит Гюстав Делакруа де Равиньян делил с Лакордером кафедру Собора Парижской Богоматери. За ними последовали менее красноречивые люди, и полурелигиозный, полуфилософский стиль начал утомлять, когда Жак-Мари-Луи Монсабре , ученик Лакордера, отложил его в сторону и ограничился объяснением Символа веры; после чего было многозначительно отмечено, что колокол звонил достаточно долго, пора начинать мессу (ср. Бойл, «Irish Eccl. Rec.», май 1909 г.). [4]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Что касается проповеди в наши дни, то мы ясно можем проследить во многих отношениях влияние схоластики, как по содержанию, так и по форме. По содержанию проповедь может быть моральной, догматической, исторической или литургической — под морально-догматической подразумевается, что один элемент будет преобладать, не исключая другого.
По форме беседа может быть формальной, проповедью; или катехизическое наставление. В формальной проповеди влияние схоластики наиболее ярко проявляется в аналитическом методе, приводящем к разделениям и подразделениям. Это метод тринадцатого века, зародившийся в проповедях Бернарда и Антония. Силлогизм, лежащий в основе каждой хорошо продуманной проповеди, также принадлежит схоластике; насколько далеко оно должно зайти — вопрос, относящийся к трактату по гомилетике. так любил ее Что же касается катехизической речи, то Пий X , что ее можно рассматривать как одну из особенностей проповеди в наши дни. Однако это очень старая форма проповеди. Его использовали Сам Христос, Св. Павел, Кирилл Иерусалимский , Климент и Ориген в Александрии, Августин, написавший об этом специальный трактат (De catechizandis rudibus), а также, в более поздние времена, Герсон, канцлер Парижский университет, написавший «De parvulis ad Christum trahendis»; Климент XI и Бенедикт XIV придавали этому весь вес своего авторитета, а одним из величайших катехизаторов был Карл Борромео . Однако существует опасность, что по самой природе предмета эта форма проповеди станет слишком сухой и чисто дидактической, простой катехизацией или доктринизмом, исключая моральный элемент и Священное Писание.
В последние дни организованная миссионерская проповедь некатоликам получила новый стимул. В частности, эта форма религиозной деятельности процветала в Соединенных Штатах; а паулистов , среди которых имя Исаака Геккера заслуживает особого упоминания, следует главным образом отождествлять с возрождением. В центральном институте организации предоставляются специальные возможности для подготовки тех, кто будет проводить катехизическое обучение, а непротиворечивые принципы ассоциации рассчитаны на то, чтобы рекомендовать ее всем, искренне ищущим религию. [4]
Гомилетический справочник
[ редактировать ]В Римско-католической церкви Святой Престол через Конгрегацию богослужения и дисциплины таинств (возглавляемую с февраля 2015 года Робертом Сарой ) опубликовал официальное руководство и справочник для использования епископами, священниками и дьяконами: которым поручено служение проповеди в силу их рукоположения, и для тех, кто изучает этот предмет, среди прочего семинаристов и тех, кто находится в диаконическом образовании, называемого Гомилетическим Руководством . [22] Справочник был разработан в ответ на просьбу участников Архиерейского Синода, состоявшегося в 2008 году по Слову Божьему, и в соответствии с поручением Папы Бенедикта XVI . [22]
Библиография исторического развития
[ редактировать ]Иоанн Златоуст и Августин
[ редактировать ]Практика предшествовала теории. Определенные идеи можно найти у отцов церкви, и они были собраны Паниэлем во введении к его работе «Geschichte der christlich. Beredsamkeit». Первым о теории проповеди обратился Иоанн Златоуст в своем труде «О священстве» ( peri Hierosynes ). Поскольку здесь содержатся лишь размышления о проповеди, ) Августина « De doctrina christiana» ( DDC можно считать первым руководством по этому предмету; его первые три книги посвящены сбору материалов для проповеди, «modus inveniendi quæ intelligenda sunt», а последняя — их изложению, «modus proferendi quæ intellecta sunt». Он обращается к Цицерону за правилами в последнем. Он проводит различие, в котором он, очевидно, следует Цицерону, между sapientia (мудростью) и красноречием (лучшим ее выражением). Sapientia без красноречия не принесет никакой пользы; и красноречие не будет существовать без разумности, и оно может причинить вред; идеал — разумность с красноречием. Он адаптирует Цицерона ut doceat, ut delectet, ut flectat , меняя их на ut veritas pateat, ut Placeat, ut moveat ; и устанавливает их как правила, по которым следует оценивать проповедь. Этот труд Августина был классическим в гомилетике. [4]
Августин объясняет свою гомилетику в Книге IV DDC . Он описывает ее практически применительно к классической теории ораторского искусства, состоящей из пяти частей: inventio (выбор темы и решение приказа), dispositio (структура речи), elocutio (расположение слов и фигур речи). речь), memoria (заучивание наизусть) и pronuntiatio (донесение). Он построил эту теорию в четырех частях: основные принципы риторики ( DDC 4.1.1–4.56.10), исследование риторики библейских текстов ( DDC 4.7.11–4.11.26), анализ стилей ( DDC 4.12) . .27-4.21.50) и некоторые своеобразные правила риторики проповедей ( ДДК 4.22.51-4.31.64). Основная часть Книги IV посвящена трем стилям проповедей ( genera tenue/docere [учить]; Genera Medium/delectare [развлекать]; Genera grande/flectere [убеждать]), на которые повлиял «Оратор» Цицерона 1.3.
Августин подчеркивает важность принципа и дисциплины одновременно. Проповедникам необходимо практиковаться снова и снова ( ДКД 4.3.4), чтобы они могли использовать эти стили в любой ситуации проповеди ( ДКД 4.19.38). Но им следует обратить внимание на приоритет порядка. Постоянное и усердное изучение Библии важнее, чем простое запоминание, то есть им следует стремиться к мудрости больше, чем к знаниям ( ДДК 4.5.7). Лучшим является сочетание мудрости и красноречия, как это видно из посланий Павла и пророческих писаний ( ДДК 4.6.9-4.7.21). Однако он не восхваляет само красноречие; скорее он предпочитает конкретное заявление, чем демонстрацию риторической техники ( DDC 4.7.14-15). Проповедники пытаются донести истину, а не риторику ( DDC 4.28.61).
Самая важная практика и дисциплина – это молитва. Августин советует прежде чем стать проповедником, молиться. Проповедники должны молиться до и после своей проповеди ( ДДК 3.37.56; 4.15.32; 4.17.34; 4.30.63). Сам Августин был хорошим примером этой практики. Перед проповедью он предложил прихожанам помолиться ( Послание 29). После проповеди он также молился ( Проповеди 153.1). Для гомилетики Августина время молитвы — самое драгоценное время, потому что это время — это время, когда все присутствующие встречаются с Богом Истиной и через это время могут полнее понять истину Божию. Молитва – главное средство благодати в познании Бога. говорит, что любовь — это самая важная дисциплина в христианской жизни Августин в своей проповеди «О христианской дисциплине» . Если к христианской дисциплине, кроме любви, добавить еще одну, на первом месте будет молитва.
Проповедник должен быть хорошим примером во всех проповедях. Образ жизни может быть красноречивой проповедью ( copia dicendi, forma vivendi ; DDC 4.29.61). В большинстве случаев кажется верным, что проповедь проповедника не может быть лучше, чем его или ее жизнь, но кажется верным и наоборот: проповедь не может быть хуже, чем жизнь проповедника. Чем больше проповедник стремится к смирению, дисциплине и любви, тем лучше становится его проповедь. И теперь всем христианским учителям всегда необходимы эти три: смирение, дисциплина и любовь. Но величайшая из них – любовь. Ибо «цель сего повеления — любовь» (1 Тим. 1:5, цитируется в ДКД 1.26.27; 1.35.39; 1.40.44; 4.28.61). [23]
Гуго Сен-Викторский (умер в 1141 г.) в средние века выдвинул три условия проповеди: чтобы она была «святой, благоразумной и благородной», для чего он соответственно требовал от проповедника святости, знаний и красноречия. Франсуа Фенелон утверждал, что «должен доказать, должен изобразить, должен произвести впечатление» (Второй диалог). [4]
Актуален также труд Августина «De rudibus catechizandis». «Liber Regulae Pastoralis» Григория Великого все еще существует, но уступает книге Августина; это скорее трактат по пастырскому богословию, чем по гомилетике. [4]
Хинкмар говорит, что раньше копию вручали епископам при их хиротонии. [4]
В девятом веке Рабан Мавр (умер в 856 г.), архиепископ Майнца , написал трактат De Institutione Clericorum , в котором он во многом зависит от Августина. [4]
В двенадцатом веке Гвиберт, аббат Ножана (умер в 1124 г.), написал знаменитый труд о проповеди под названием «Quo ordine sermo fieri debet». Это одна из исторических вех в проповеди. Он изобилует разумными инструкциями; он рекомендует, чтобы проповеди предшествовала молитва; там говорится, что важнее проповедовать о нравственности, чем о вере, что для нравственных проповедей необходимо изучать человеческое сердце и что лучший способ сделать это — это (как рекомендовал Массильон в позднейшие времена) заглянуть в свое собственное. Она более оригинальна и более независима, чем работа Рабана Мавра, который, как уже было сказано, во многом опирался на Августина. [4]
Работа Гвиберта была рекомендована Папой Александром как образец всем проповедникам. Франциск Ассизский дал своим монахам те же указания, что и здесь. [4]
Ален де Лилль
[ редактировать ]К этому же периоду относится «Summa de arte predicatoriâ» Алена де Лилля , определяющая проповедь: «Manifesta et publica instructio morum et fidei, informationi hominum deserviens, exrationum semitâ et auctoritatum fonteproviens». Он уделяет особое внимание объяснению и использованию Священного Писания и рекомендует проповеднику вставлять verba commotiva. Замечания Цезаря Гейстербахского (умер в 1240 г.) были собраны Жестоким; его проповеди демонстрируют строительное мастерство и значительную ораторскую силу. Конрад Брундельсхаймский (умер в 1321 г.), проповеди которого дошли до нас под псевдонимом «Брат Носок» (Sermones Fratris Socci), был одним из самых интересных проповедников того времени в Германии. Гумберт Римский, генеральный начальник доминиканцев . , во второй книге своего труда «De eruditione predicatorum» утверждает, что он может научить «способу быстрого произнесения проповеди для любой группы людей и для всех разнообразных обстоятельств» . [24] Линсенмайер в своей истории проповеди приводит сведения о Гумберте, который был суровым критиком проповедей своего времени. работу Альберта Магнуса Тритемиус цитирует утерянную «De arte prædicandi». Бонавентура написал «De arte concionandi», в котором он рассматривает divisio, Differentio, dilatatio , но подробно рассматривает только первое. [4]
Фома Аквинский
[ редактировать ]Утверждения Фомы Аквинского основываются главным образом на « Сумме », которая, конечно же, с тех пор существенно повлияла на проповедь как по содержанию, так и по форме. Он очень сильно настаивает [25] о важности проповеди и говорит, что она принадлежит главным образом епископам, а крещение - священникам, из которых последний он считает занимающим место семидесяти учеников. Ему приписывают трактат под названием « De arte et vero modo prædicandi» , но это просто компиляция его идей о проповеди, составленная другим человеком. Генриху Гессенскому приписывают трактат «De arte prædicandi», который, вероятно, принадлежит не ему. Есть монография, цитируемая Хартвигом, которая интересна классификацией форм проповеди: modus antiquissimus , т. е. postillatio, которая представляет собой чисто экзегетическую проповедь; модус модернус, тематический стиль; modus antiquus , проповедь на библейский текст; и modus subalternus , смесь гомилетической и текстовой проповеди. Джером Дунгершейм написал трактат « De modo discendi et docendi ad populum Sacra seu de modo prædicandi» (1513 г.). Он рассматривает свой предмет с трех позиций: проповедник, проповедь, слушатели. Он придает особое значение Писанию как книге проповедника. Ульрих Сурган написал «Руководство куратора» (1508 г.), в котором также рекомендует Священные Писания. Его первая книга дает материал для проповеди в обычном порядке. верить, делать, избегать, бояться, желать , и заканчивается словами: «Подходящим материалом для проповеди является Священное Писание». Он использует фигуру дерева, чтобы подчеркнуть необходимость органической структуры. [4] [26]
Гуманистические произведения
[ редактировать ]В произведениях двух гуманистов, Иоганна Рейхлина ( Liber congestorum de arte prædicandi ) и Дезидерия Эразма ( Ecclesiastes seu deratione concionandi ), отмечено возвращение к Цицерону и Квинтилиану . Шедевром искусства проповеди является «Риторика Священная» (Лиссабон, 1576) Луиса де Гранады , для современного употребления довольно старая. Работа демонстрирует легкое понимание риторики, основанной на принципах Аристотеля , Деметрия и Цицерона. Он рассматривает обычные темы изобретения, аранжировки, стиля и подачи на простой и отточенной латыни. К тому же классу принадлежит Дидакус Стелла в его «Liberdemodo concionandi» (1576). Валерио из Италии также писал об искусстве проповеди. Еще одной вехой в проповеди являются «Instructiones Pastorum» Чарльза Борромео (1538–1584). По его просьбе Валерио, епископ Вероны , написал систематический трактат по гомилетике под названием «Rhetorica Ecclesiastica» (1575), в котором он указывает на разницу между светским и священным красноречием и подчеркивает две основные цели проповедника: учить и проповедовать. двигаться ( учить и влиять ). [4]
Лаврентий а Вильявисентио в своем труде «De formandis Saris concionibus» (1565) не одобряет перенос античных способов речи в проповедь. К истинам Евангелия он относился согласно I Тим., III, 16. Он также рекомендовал умеренность в борьбе с ересью. Такого же мнения придерживался Фрэнсис Борджиа , вкладом которого в гомилетику является небольшой, но практический труд: «Libellus deratione concionandi». Клавдий Аквавива , генерал иезуитов , написал в 163 году «Instructio pro Superioribus». [27] Они были преимущественно аскетичны, и в них он регламентировал духовное обучение, необходимое проповеднику. Карл Регий в своем «Ораторе Христианусе» (1613 г.) рассматривает всю область гомилетики под группой: «De concionatore»; «De concione»; «De concionantis prudentiâ et industriâ». Многое можно найти в трудах Винсента де Поля , Альфонса Лигуори. [28] и Франциск де Саль , особенно в его знаменитом письме Андре Фремио , архиепископу Буржу . [4]
Среди доминиканцев Александр Наталис написал «Institutio concionantium tripartita» (Париж, 1702 г.). [4]
«Rhetorica Ecclesiastica» (1627) Якоба де Граффиса содержит сборник инструкций по проповеди францисканца Франциска Панигаролы , иезуита Франциска Борджиа и кармелита Иоанна Иисуса . [4]
Уже упоминались «Диалоги» Фенелона, произведения Блеза Жисберта, Амадея Бахосенсиса и Гвидо аб Анжелиса. В девятнадцатом веке гомилетика заняла свое место как ветвь пастырского богословия , и по ней было написано множество руководств, например, в немецких сборниках Бранда, Лаберенца, Царбла, Флюка и Шюха; на итальянском языке Готти и Гульельмо Аудизио ; и многие на французском и английском языках. [4]
Отношение к светской риторике
[ редактировать ]Некоторые утверждают независимый характер гомилетики и говорят, что она независима по происхождению, содержанию и цели. Сторонники этой точки зрения указывают на отрывки из Писания и Отцов, особенно на слова Павла ; [29] и свидетельству Киприана , [30] ArnobiusАрнобиус [31] Лактанций , [32] и Григорию Назианзину , Августину Гиппопотаму , Иерониму и Иоанну Златоусту . Последний говорит, что большая разница может быть сведена к следующему: оратор ищет личной славы, проповедник — практического блага. [4]
Собственные проповеди Павла во многих случаях изобилуют ораторским искусством, например , его проповедь на Ареопаге ; и ораторский элемент обычно в значительной степени присутствует в Писании. Лактанций сожалел, что подготовленных проповедников так мало. [33] и Григорий, так же как Златоуст и Августин, использовал в проповедях риторику. Григорий осудил использование на кафедре театрального красноречия и произношения. Деметрий » в книге «О стиле использует множество приемов речи. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 644.
- ^ «гомилетический». Оксфордский словарь английского языка (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 1933 год.
- ^ Реу, М. (1 июля 2009 г.). Гомилетика: Руководство по теории и практике проповеди . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-7252-2038-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Бичер, Патрик А. (1910). « Гомилетика ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ См. Роберта Рида, Андре Реснера, Люси Линд Хоган, Джона МакКлюра, Джеймса Кея.
- ^ (Christian Worship, стр. 171, Лондон, 1903 г.)
- ^ (Старая и новая Eccl. Disciplina, II, lxxxii, 503)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «ГОМИЛЕТИКА — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ "Курс обучения" . Еврейский союзный колледж – Еврейский институт религии . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Учебная программа: стань раввином» . Еврейский колледж . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Старый, Хьюз Олифант (2002). Поклонение . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 64. ИСБН 978-0664225797 .
- ^ Старый, Хьюз Олифант (2002). Поклонение . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 64–65. ISBN 978-0664225797 .
- ^ ( «Патрология» , стр. 290)
- ^ (Томассин, там же, ix, 504)
- ^ Дигби, соч. соч., 159.
- ↑ В качестве примеров читатель снова отсылается к сборнику «Средневековые проповеди» Нила.
- ^ (Идея университета, 1899, стр. 280)
- ^ (Мильтон, «Трактат об образовании»)
- ^ ( История римского Бревиария , стр. 230)
- ^ (Сессия V, глава ii)
- ^ Мюллер, Марио. «Вурц, Игнац». Лексикон немецкой литературы онлайн. Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2017. https://www-degruyter-com.wikipedialibrary.idm.oclc.org/database/DLLO/entry/dllo.dll.1678/html. Доступ 17 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конгрегация богослужения и дисциплины таинств, Гомилетический справочник , Ватикан, 2014 г.
- ^ Ву, Б. Хун (2013). «Герменевтика и гомилетика Августина в De doctrina christiana » . Журнал христианской философии . 17 : 110–112.
- ^ (Нил, «Средневековые проповеди», Введение, xix)
- ^ (III, Q. lxvii, а. 2)
- ^ (Kirchenlex., стр. 201-202)
- ^ (в «Послании генерального настоятеля отцам и братьям С. Дж.»)
- ^ Проповеди на все воскресенья в году , Дублин: Даффи (1882) Альфонса Лигуори
- ^ 1 Коринфянам 2:4: «И речь моя и проповедь моя заключались не в убедительных словах человеческой мудрости, но в проявлении Духа и силы»; также I Кор., I, 17; 2, 1, 2; и 2 Кор., iv, 2.
- ^ Эп. на донат
- ^ Против народов
- ^ Божественные учреждения .
- ^ Божественные учреждения , V, ок. я
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александров, Андриан (2014). Постконстантиновская проповедь: Три Святителя. - В: Христианская парадигма объединенной Европы. Историческое и религиозное измерение правления святого Константина Великого и его современный прием. Редактор:Сергию Попеску, Издательство: Mitropolia Oltenia, Фонд регионального развития, страницы: 85-104, ISBN 978-973-1794-92-1 , 978-954-92940-4-0
- «Католические манеры» Дигби, т. II, стр. 158–172
- Нил, «Средневековые проповеди».
- Алистер Стюарт-Сайкс, От пророчества к проповеди: поиск истоков христианской проповеди , Лейден: Брилл, 2001 г.
- Более старая литература подробно цитируется в книге WG Blaikie , For the Work of the Ministry (1873); и Д. П. Киддер, «Трактат по гомилетике» (1864 г.).
- Ву, Б. Хун (2013). «Герменевтика и гомилетика Августина в De doctrina christiana » . Журнал христианской философии . 17 : 97–117.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гомилетическая мысль с евангелической точки зрения
- Гомилетика - в Католической энциклопедии статья
- Проповеди и материалы для проповедей
- Американский раввин - раввинистический ресурс проповедей, рассказов, анекдотов и сочинений для сегодняшних раввинов.