Jump to content

Гомилетика

автора Нагорная проповедь Карл Генрих Блох , датский художник

В религиоведении ) . используется гомилетика ( древнегреч . ὁμιλητικός [1] homilētikós , от homilos — «собравшаяся толпа, толпа». [2] ) — это приложение общих принципов риторики к специфическому искусству публичной проповеди . [1] Того, кто практикует или изучает гомилетику, можно назвать проповедником или, проще говоря, проповедником . [3]

Объяснение

[ редактировать ]

Гомилетика, искусство проповеди, изучает как составление, так и подачу религиозных дискурсов. Оно включает в себя все формы проповеди, включая проповеди , проповеди и катехизическое наставление. Гомилетику можно далее определить как изучение анализа, классификации, подготовки, составления и произнесения проповедей. [1]

Создание курса Лаймана Бичера в Йельском университете привело к усилению внимания к гомилетике. Опубликованные тома этой серии включают информацию об истории и практике этой дисциплины. [1]

Отделение пастырского богословия

[ редактировать ]

Католическая энциклопедия определяет гомилетику как «отрасль риторики, которая занимается составлением и произнесением проповедей или проповедей». [4] Это определение пользовалось влиянием в 19 веке среди таких мыслителей, как Джон Бродус и Карл Барт . Карл сопротивлялся такому определению этого термина, заявляя, что гомилетика должна сохранять критическую дистанцию ​​от риторики . Гомилетико-риторические отношения были серьезной проблемой в гомилетической теории с середины 20 века. [5]

Первой формой проповеди была в основном проповедь . [4]

Христианская традиция: проповедь Иисуса

[ редактировать ]

Иисус проповедовал и поручил своим апостолам это делать . Его проповедь включала две формы проповеди: миссионерскую и министерскую. Миссионерские проповеди читаются посторонним и соответствуют католическому учению . Служебные проповеди читаются тем, кто уже является частью движения, что соответствует католическому служению . Например, Нагорная проповедь Иисуса – это миссионерская проповедь. Напротив, его речь после Тайной вечери ( Ин. 14–16 ) носит служебный характер. [4]

Нельзя сказать, что проповедь Иисуса приняла какую-то определенную, округлую форму в смысле современной проповеди. Его целью было посеять семя слова, которое он рассеял, подобно сеятелю в притче . Его поручение апостолам включало как миссионерскую, так и служебную проповедь. Примеры миссионерской проповеди см. от Матфея 28:19 , от Марка 16:15 , от Марка 3:14 , от Луки 9:2. Примеры миссионерской проповеди см. Апостола Павла в проповеди в Деяниях 20:7–11 . В этой проповеди апостолов поддерживали помощники, которые были избраны и посвящены с определенной целью (например, Тимофей и Тит). Некоторые из этих помощников обладали харизмой .

Миссионерская проповедь

[ редактировать ]
Святой Павел произносит свою проповедь в ареопаге в Афинах, картина Рафаэля , 1515 год.

В миссионерской проповеди апостолам помогали, но неофициально, и миряне, которые разъясняли христианское учение своим знакомым среди неверующих, которые, посещая христианские собрания, наверняка что-то слышали о нем, напр., ср. 1 Кор., 14, 23-24. Это особенно верно в отношении Юстина Мартира , который, одетый в мантию философа, ходил с этой целью. Проповеди верующим в ранние века были простейшими: они представляли собой просто толкования или пересказы прочитанных отрывков из Священных Писаний в сочетании с импровизированными излияниями сердца. Это объясняет, почему от того периода практически ничего не сохранилось проповедей и проповедей. Этим же объясняется и странное утверждение, сделанное Созоменом (Hist. Eccl., VII, xix) и Кассиодором в его «Трехсторонней истории», которую Дюшен [6] очевидно, признает, что в Риме никто не проповедовал. (Созомен писал о времени папы Ксиста III , занимавшего пост 432-440 гг.) Объяснение Томассина [7] Суть утверждения Созомена заключается в том, что до папы Льва не было никакой проповеди в смысле тщательно продуманной или законченной беседы , за исключением, пожалуй, обращения папы Либерия (на посту 352–366) о девственности к Марцеллине , сестре Амвросия по случаю принятия ею пострига, что считается частной беседой. [4]

И причину этого он объясняет стрессом преследований. Неандер (I, 420, примечание) говорит о высказывании Созомена: «Это замечание не могло распространяться на древние времена; но предположим, что это так, это означало, что проповедь была лишь вторичной. Или дело могло быть в том, что этот восточный писатель был обманут по ложным сведениям с Запада, или, возможно, проповедь в Западной Церкви не занимала такого важного места, как в Греческой Церкви». [4]

Гомилетика в еврейской традиции

[ редактировать ]

Проповедь как регулярная часть богослужения в иудаизме восходит к временам Ездры , который ввел обычай читать часть Торы , написанную на иврите , а затем перефразировать или объяснять ее на народном языке, который в то время был арамейским . [8] Эта традиция прочно утвердилась в четвертом веке до нашей эры. [8] После разрушения храма синагоги стали центральными местами еврейского богослужения, и роль проповеди возросла. Возникла регулярная структура: оратор сначала цитировал стих из Библии , затем разъяснял его и, наконец, заканчивал кратким изложением и хвалебной молитвой. [8] Проповеди уважаемых раввинов этого периода сохранились в Мидрашах , составляющих часть Талмуда .

Гомилетика преподается как часть типичной учебной программы в современных раввинских семинариях. [9] [10]

Раннехристианская церковь

[ редактировать ]

По словам писателя середины второго века Джастина Мартира, практика ранней церкви заключалась в том, чтобы кто-то читал «Мемуары апостолов или сочинения пророков», то есть чтения из того, что должно было стать христианской Библией . После прочтения состоялась беседа по тексту. Это была та же практика, что и в синагогах , но теперь с добавлением писаний Нового Завета , за исключением того, что в христианских церквях тот же человек, который читал Священное Писание, также объяснял его, и не было установленного словаря чтений. [11] Ориген , богослов третьего века, проповедовал посредством большинства книг Ветхого Завета и многих книг Нового, которые мы имеем сегодня. Проповеди Оригена о Священных Писаниях носят разъяснительный и евангелизационный характер . К четвертому веку сложилась система, при которой чтение Закона, Пророков, Посланий и Евангелий читалось в таком порядке, за которым следовала проповедь. [11] Иоанн Златоуст признан одним из величайших проповедников нашего времени. Его проповеди начинаются с экзегезы, за которой следует применение к практическим проблемам. [12]

По данным Католической энциклопедии:

Должность проповедника принадлежала епископам, и священники проповедовали только с их разрешения. Даже два таких выдающихся человека, как Августин Гиппонский и Иоанн Златоуст, проповедовали в качестве священников только по поручению своих епископов. Ориген как мирянин излагал Священные Писания, но это было по особому разрешению. Феликс, священник и мученик, проповедовал в третьем веке под руководством двух епископов, Максима и Квинта. Священникам было запрещено проповедовать в Александрии; но это было из-за арианских разногласий. Возникший из этого обычай распространился на север Африки; но Валерий, епископ Гиппона, прорвался через это и заставил святого Августина, еще будучи священником, проповедовать перед ним, потому что он сам не мог делать это с легкостью на латинском языке - «cum non satis expedite Latino sermone concionari поссет».Как рассказывает Поссидий, это противоречило местным обычаям; но Валерий оправдал свой поступок обращением к Востоку – «in orientalibus ecclesiis id ex more fieri sciens». Даже во времена сухого закона в Александрии священники Сократа и Созомена публично толковали Писание в Кесарии, в Каппадокии и на Кипре, при этом зажигая свечи: Accensis Люцернис . Как только Церковь получила свободу при Константине , проповедь очень сильно развилась, по крайней мере, во внешней форме. Тогда впервые, если, пожалуй, за исключением св. Киприана, искусство ораторского искусства было применено к проповеди, особенно св. Григорием Назианзином , самым ярким из триумвирата каппадокийских гениев. Он уже был опытным оратором, как и многие его слушатели, и это неудивительно, поскольку Отто Барденхевер [13] Как выражается это, «он должен был отдать должное вкусу своего времени, которое требовало витиеватого и высокопарного стиля». Но в то же время он осуждал тех проповедников, которые использовали красноречие и произношение театра. Наиболее известные проповедники века, св. Василий и два Григория («Клеверный лист Каппадокии»), св. Златоуст, Амвросий, Августин и Иларий были известными ораторами. Из этого числа величайшим был св. Златоуст, величайший со времен св. Павла, и с тех пор ему не было равных. Даже Гиббон , хотя и не отдал ему должного, вынужден был его похвалить; и его учитель риторики Либаний, как говорят, намеревался сделать Иоанна своим преемником, «если бы христиане не взяли его». Однако было бы ошибкой думать, что они произносили только ораторские проповеди. Совсем наоборот; Проповеди святителя Златоуста были образцом простоты, и он часто прерывал свою речь, чтобы задавать вопросы, чтобы убедиться, что его понимают; в то время как девизом святого Августина было то, что он смирил себя, чтобы Христос мог быть возвышен. Попутно мы могли бы упомянуть странную особенность того времени — аплодисменты, которыми встречали проповедника. Особенно приходилось святителю Златоусту часто призывать своих слушателей молчать. Епископы обычно проповедовали за пределами своих епархий, особенно в крупных городах; отточенные проповеди, очевидно, пользовались спросом, и им давали стипендию, поскольку мы читаем, что два азиатских епископа, Антиох и Севериан, отправились в Константинополь проповедовать, желая больше денег, чем духовного благополучия своих слушателей.

- Патрик А. Бичер, Гомилетика, Католическая энциклопедия, 1913 г.

[4] [14]

Упадок на Западе

[ редактировать ]

После описываемой здесь эпохи проповедь пришла в упадок на Западе, отчасти из-за упадка латинского языка (ср. Фенелон, «Диал.», 164), а также на Востоке из-за споров об арианстве , несторианстве и т. д. Евтихианство , македонство и другие ереси. Но все же проповедь считалась главной обязанностью епископов; например, Цезарий, епископ Арльский , поручил все мирские дела своей епархии диаконам, чтобы он мог посвящать все свое время чтению Священного Писания, молитве и проповеди. Следующее великое имя в проповеди — имя Григория Великого , особенно как проповедника. Он произнес двадцать проповедей и продиктовал еще двадцать, так как из-за болезни и потери голоса не мог проповедовать их лично. Он очень настоятельно призывал епископов проповедовать; и, показав им пример апостолов, он угрожал епископам Сардинии. Король Гунтрам издал указ, в котором говорилось, что помощь общественных судей должна быть использована для того, чтобы из страха перед наказанием привести к слушанию слова Божьего тех, кто не был расположен прийти к этому из-за благочестия. Синод Трулло постановил, что епископы должны проповедовать во все дни, особенно по воскресеньям; и тем же синодом епископы, проповедовавшие за пределами своей епархии, были низведены до статуса священников, потому что, желая чужого урожая, они были безразличны к своему собственному - «ut qui Alienæ Messis Appetentes Essent, suæ incuriosi». На Арльском соборе (813 г.) епископов настоятельно призывали проповедовать; и Майнцский собор в том же году постановил, что епископы должны проповедовать по воскресеньям и праздникам либо сами ( suo marte ), либо через своих викариев. На Втором Реймском соборе (813 г.) кан. xiv, xv, повелевалось, чтобы епископы читали проповеди и проповеди отцов, чтобы все могли понять. А на Третьем Турском соборе (кан. XVIII) в том же году епископам было приказано сделать перевод проповедей отцов на деревенский римский язык, или теодеск, - деревенский римский язык был разновидностью испорченной латыни. , или патуа , понятный необразованным (Томассин, "De Benef.", II, л. III, c. lxxxv, стр. 510). Карл Великий и Людовик Благочестивый одинаково настаивали на необходимости проповеди. Первый дошел до того, что назначил особый день, и любой епископ, который не смог проповедовать в своем соборе до этого дня, должен был быть низложен. Пасторам тоже было приказано проповедовать своему народу как можно лучше; если бы они знали Писание, они должны были проповедовать его; в противном случае они должны были, по крайней мере, увещевать своих слушателей избегать зла и творить добро (Шестой Арльский собор, 813, кан. х). [4]

Средний возраст

[ редактировать ]
Проповедь со средневековой кафедры

По данным Католической энциклопедии:

Некатолические писатели обычно говорили, что в то время проповедей было мало или совсем не было. Проповедь была настолько популярна, и интерес к ней был столь велик, что проповедникам обычно приходилось путешествовать ночью, чтобы не помешать их отъезду. Только в трактате по истории проповеди можно восстановить справедливость в этот период. Читатель отсылается к «Католическим нравам» Дигби, т. II, стр. 158–172, и Нилу, «Средневековые проповеди». Что касается стиля, то он был простым и величественным, обладавшим, пожалуй, небольшим количеством так называемого красноречия, как его понимают в настоящее время, но большой религиозной силой, с бесхитростной простотой, сладостью и убедительностью, которая сама по себе выгодно отличалась бы от стиля. пустая декламация столь хваленого позднего периода. Некоторые проповеди были полностью написаны в стихах и по своей насыщенности мысли напоминают Нагорную проповедь:

Мы дали большие обещания; Нам были даны большие обещания:
Давайте послужим этим вещам; давайте стремиться к этому.
Удовольствие недолговечно; вечное наказание
Немного страсти; бесконечная слава
Призыв многих; выбор нескольких;
Возмездие за все

(Св. Франциск, цитируется по Дигби, указ. соч., 159.)

- Патрик А. Бичер, Гомилетика, Католическая энциклопедия, 1913 г. [4] [15]
Франциск Ассизский проповедует перед Гонорием III

Проповедь того времени характеризовалась, во-первых, интенсивным использованием библейских цитат, интегрированных повсюду, иногда с мистической интерпретацией, сформированной восточными влияниями. [4] Во-вторых, власть проповедников адаптировать свои речи к нуждам бедных и невежественных. В-третьих, простота, цель — передать одну яркую идею. В-четвертых, использование знакомых принципов, примеров и иллюстраций из жизни — их умы, должно быть, были тесно связаны с природой. И, в-пятых, интенсивное осознание, которое обязательно привело к определенному драматическому эффекту – видели глазами, слышали ушами, и прошлое становилось настоящим. [4] [16]

Схоластическая философия предоставила почти неисчерпаемый запас информации; оно тренировало ум в анализе и точности; и в то же время оно давало ясность порядка и убедительность организации, которых мы тщетно ищем даже в великих речах Златоуста. [4]

Философия рассматривает человека только как интеллектуальное существо, не принимая во внимание его эмоции, и апеллирует исключительно к его интеллектуальной стороне. И даже в этой привлекательности философия, хотя, как и алгебра, говорит на формальном языке интеллекта, вероятно, будет лишена с точки зрения убедительности, поскольку по своей природе она способствует сгущению, а не расширению. Последнее является самым важным в ораторском искусстве – «Summa laus eloquentiæ amplificare rem ornando». Фенелон («Второй диалог») описывает это как изображение; Де Квинси , как удержание мысли до тех пор, пока разум не получит время покружиться над ней; Ньюман дает анализ этого; [17] его собственные проповеди примечательны этим качеством расширения, как и проповеди Бурдалу с интеллектуальной стороны и проповеди Массильона с интеллектуально-эмоциональной стороны, например проповедь последнего о блудном сыне. Действительно, философия необходима для ораторского искусства; Философия сама по себе не является ораторским искусством, и, если она слишком односторонняя, она может иметь вредный эффект: «Поэтому логика, насколько она полезна, должна быть отнесена к этому одному месту со всеми ее хорошо продуманными главами и темами, пока не придет время раскрыть ее сжатую ладонь для изящной и богатой риторики». [18] Сказанное здесь относится к философии как системе, а не к отдельным философам. Едва ли необходимо говорить, что многие схоласты, такие как Фома и Бонавентура, были известными проповедниками. [4]

Ренессанс

[ редактировать ]

Следующий заметный период в истории проповеди — эпоха Возрождения с подъемом гуманизма. Девизом двух представителей гуманистов, Рейхлина и Эразма , было: «Назад к Цицерону и Квинтилиану». Эразм, посетив Рим, воскликнул: «Quam mellitas eruditorum hominum confabulationes, quot mundi lumina». Пьер Батифоль [19] говорит: «В одну Страстную пятницу, проповедуя перед папой, самый знаменитый оратор римского двора посчитал, что не может лучше восхвалить Голгофское жертвоприношение, чем рассказав о самопожертвовании Деция и жертвоприношении Ифигении » .

Вскоре после этого этот период закончился и замер в период Реформации и после Реформации. рекомендовал Тридентский собор проповедникам отказаться от полемики; это также [20] заявил, что основная обязанность проповеди лежит на епископах, если только им не мешают законные препятствия; и приказал им проповедовать лично в своей церкви или, если этому препятствуют, через других; а в других церквях – через пасторов или других представителей. [4]

Ранняя современность

[ редактировать ]

В восемнадцатом веке австрийский иезуит Игнац Вурц часто считался стандартным автором; он преподавал в Венском университете, и его Anleitung zur geistlichen Beredsamkeit ( Руководство по красноречию для министров ) было опубликовано в нескольких изданиях, начиная с 1770 года. [21]

Известные французские проповедники

[ редактировать ]
Жак-Бенинь Боссюэ

французские проповедники классического периода XVII века были, По мнению Вольтера, вероятно, величайшими ораторами всех времен. Наиболее известными были Боссюэ , Бурдалу и Массильон ; Фенелон сжег свои проповеди. Первый считался самым величественным; второй, наиболее логичный и интеллектуально убедительный; третий, величайший исследователь сердец, наиболее похожий на Златоуста и, в целом, величайший из троих. Нам говорят, что Вольтер держал копию своей «Великой каремы» на своем столе рядом с «Аталией» Расина . В эту эпоху Златоуст был великим образцом для подражания; но это был оратор Златоуст, а не Златоуст-проповедник. Их стиль, с его грандиозным вступлением и возвышенным изложением, стал модным в следующем веке. Однако «Диалоги» Фенелона остались сдерживающим фактором. Об этих «Диалогах» епископ Дюпанлуп сказал: «Если бы наставления Фенелона были хорошо поняты, они давно закрепили бы среди нас характер священного красноречия». Другие принципы были установлены Блеза Жисбера в его «Христианском красноречии в идее и в практике» , Амадея Байосенсиса в «Пауле Экклезиасте», «seu Eloquentia Christiana » и Гвидо аб Ангелиса в «De Verbi Dei Prædictione» , — все это звучало как возвращение к простоте стиля. церкви отцов . [4]

Конференции - Нотр-Дам

[ редактировать ]

Следующая важная эпоха — это так называемые конференции в Нотр-Даме в Париже , последовавшие за революцией 1830 года . Самым известным именем, связанным с этим новым стилем проповеди, было имя доминиканца Лакордера , который какое-то время вместе с Монталамбером был помощником редактора у де Ламенне в «L'Avenir». Этот новый стиль проповеди отказался от формы, разделения и анализа схоластического метода. Сила Лакордера как оратора не вызывала сомнений; но конференции в том виде, в каком они дошли до нас, хотя и обладают большой ценностью, являются дополнительным доказательством того, что ораторское искусство слишком неуловимо, чтобы его можно было посвятить страницам книги. Иезуит Гюстав Делакруа де Равиньян делил с Лакордером кафедру Собора Парижской Богоматери. За ними последовали менее красноречивые люди, и полурелигиозный, полуфилософский стиль начал утомлять, когда Жак-Мари-Луи Монсабре , ученик Лакордера, отложил его в сторону и ограничился объяснением Символа веры; после чего было многозначительно отмечено, что колокол звонил достаточно долго, пора начинать мессу (ср. Бойл, «Irish Eccl. Rec.», май 1909 г.). [4]

Сегодняшний день

[ редактировать ]
Епископ Патрик МакГрат произносит проповедь в Пало-Альто, Калифорния.

Что касается проповеди в наши дни, то мы ясно можем проследить во многих отношениях влияние схоластики, как по содержанию, так и по форме. По содержанию проповедь может быть моральной, догматической, исторической или литургической — под морально-догматической подразумевается, что один элемент будет преобладать, не исключая другого.

По форме беседа может быть формальной, проповедью; или катехизическое наставление. В формальной проповеди влияние схоластики наиболее ярко проявляется в аналитическом методе, приводящем к разделениям и подразделениям. Это метод тринадцатого века, зародившийся в проповедях Бернарда и Антония. Силлогизм, лежащий в основе каждой хорошо продуманной проповеди, также принадлежит схоластике; насколько далеко оно должно зайти — вопрос, относящийся к трактату по гомилетике. так любил ее Что же касается катехизической речи, то Пий X , что ее можно рассматривать как одну из особенностей проповеди в наши дни. Однако это очень старая форма проповеди. Его использовали Сам Христос, Св. Павел, Кирилл Иерусалимский , Климент и Ориген в Александрии, Августин, написавший об этом специальный трактат (De catechizandis rudibus), а также, в более поздние времена, Герсон, канцлер Парижский университет, написавший «De parvulis ad Christum trahendis»; Климент XI и Бенедикт XIV придавали этому весь вес своего авторитета, а одним из величайших катехизаторов был Карл Борромео . Однако существует опасность, что по самой природе предмета эта форма проповеди станет слишком сухой и чисто дидактической, простой катехизацией или доктринизмом, исключая моральный элемент и Священное Писание.

В последние дни организованная миссионерская проповедь некатоликам получила новый стимул. В частности, эта форма религиозной деятельности процветала в Соединенных Штатах; а паулистов , среди которых имя Исаака Геккера заслуживает особого упоминания, следует главным образом отождествлять с возрождением. В центральном институте организации предоставляются специальные возможности для подготовки тех, кто будет проводить катехизическое обучение, а непротиворечивые принципы ассоциации рассчитаны на то, чтобы рекомендовать ее всем, искренне ищущим религию. [4]

Гомилетический справочник

[ редактировать ]

В Римско-католической церкви Святой Престол через Конгрегацию богослужения и дисциплины таинств (возглавляемую с февраля 2015 года Робертом Сарой ) опубликовал официальное руководство и справочник для использования епископами, священниками и дьяконами: которым поручено служение проповеди в силу их рукоположения, и для тех, кто изучает этот предмет, среди прочего семинаристов и тех, кто находится в диаконическом образовании, называемого Гомилетическим Руководством . [22] Справочник был разработан в ответ на просьбу участников Архиерейского Синода, состоявшегося в 2008 году по Слову Божьему, и в соответствии с поручением Папы Бенедикта XVI . [22]

Библиография исторического развития

[ редактировать ]

Иоанн Златоуст и Августин

[ редактировать ]

Практика предшествовала теории. Определенные идеи можно найти у отцов церкви, и они были собраны Паниэлем во введении к его работе «Geschichte der christlich. Beredsamkeit». Первым о теории проповеди обратился Иоанн Златоуст в своем труде «О священстве» ( peri Hierosynes ). Поскольку здесь содержатся лишь размышления о проповеди, ) Августина « De doctrina christiana» ( DDC можно считать первым руководством по этому предмету; его первые три книги посвящены сбору материалов для проповеди, «modus inveniendi quæ intelligenda sunt», а последняя — их изложению, «modus proferendi quæ intellecta sunt». Он обращается к Цицерону за правилами в последнем. Он проводит различие, в котором он, очевидно, следует Цицерону, между sapientia (мудростью) и красноречием (лучшим ее выражением). Sapientia без красноречия не принесет никакой пользы; и красноречие не будет существовать без разумности, и оно может причинить вред; идеал — разумность с красноречием. Он адаптирует Цицерона ut doceat, ut delectet, ut flectat , меняя их на ut veritas pateat, ut Placeat, ut moveat ; и устанавливает их как правила, по которым следует оценивать проповедь. Этот труд Августина был классическим в гомилетике. [4]

Августин объясняет свою гомилетику в Книге IV DDC . Он описывает ее практически применительно к классической теории ораторского искусства, состоящей из пяти частей: inventio (выбор темы и решение приказа), dispositio (структура речи), elocutio (расположение слов и фигур речи). речь), memoria (заучивание наизусть) и pronuntiatio (донесение). Он построил эту теорию в четырех частях: основные принципы риторики ( DDC 4.1.1–4.56.10), исследование риторики библейских текстов ( DDC 4.7.11–4.11.26), анализ стилей ( DDC 4.12) . .27-4.21.50) и некоторые своеобразные правила риторики проповедей ( ДДК 4.22.51-4.31.64). Основная часть Книги IV посвящена трем стилям проповедей ( genera tenue/docere [учить]; Genera Medium/delectare [развлекать]; Genera grande/flectere [убеждать]), на которые повлиял «Оратор» Цицерона 1.3.

Августин подчеркивает важность принципа и дисциплины одновременно. Проповедникам необходимо практиковаться снова и снова ( ДКД 4.3.4), чтобы они могли использовать эти стили в любой ситуации проповеди ( ДКД 4.19.38). Но им следует обратить внимание на приоритет порядка. Постоянное и усердное изучение Библии важнее, чем простое запоминание, то есть им следует стремиться к мудрости больше, чем к знаниям ( ДДК 4.5.7). Лучшим является сочетание мудрости и красноречия, как это видно из посланий Павла и пророческих писаний ( ДДК 4.6.9-4.7.21). Однако он не восхваляет само красноречие; скорее он предпочитает конкретное заявление, чем демонстрацию риторической техники ( DDC 4.7.14-15). Проповедники пытаются донести истину, а не риторику ( DDC 4.28.61).

Самая важная практика и дисциплина – это молитва. Августин советует прежде чем стать проповедником, молиться. Проповедники должны молиться до и после своей проповеди ( ДДК 3.37.56; 4.15.32; 4.17.34; 4.30.63). Сам Августин был хорошим примером этой практики. Перед проповедью он предложил прихожанам помолиться ( Послание 29). После проповеди он также молился ( Проповеди 153.1). Для гомилетики Августина время молитвы — самое драгоценное время, потому что это время — это время, когда все присутствующие встречаются с Богом Истиной и через это время могут полнее понять истину Божию. Молитва – главное средство благодати в познании Бога. говорит, что любовь — это самая важная дисциплина в христианской жизни Августин в своей проповеди «О христианской дисциплине» . Если к христианской дисциплине, кроме любви, добавить еще одну, на первом месте будет молитва.

Проповедник должен быть хорошим примером во всех проповедях. Образ жизни может быть красноречивой проповедью ( copia dicendi, forma vivendi ; DDC 4.29.61). В большинстве случаев кажется верным, что проповедь проповедника не может быть лучше, чем его или ее жизнь, но кажется верным и наоборот: проповедь не может быть хуже, чем жизнь проповедника. Чем больше проповедник стремится к смирению, дисциплине и любви, тем лучше становится его проповедь. И теперь всем христианским учителям всегда необходимы эти три: смирение, дисциплина и любовь. Но величайшая из них – любовь. Ибо «цель сего повеления — любовь» (1 Тим. 1:5, цитируется в ДКД 1.26.27; 1.35.39; 1.40.44; 4.28.61). [23]

Гуго Сен-Викторский (умер в 1141 г.) в средние века выдвинул три условия проповеди: чтобы она была «святой, благоразумной и благородной», для чего он соответственно требовал от проповедника святости, знаний и красноречия. Франсуа Фенелон утверждал, что «должен доказать, должен изобразить, должен произвести впечатление» (Второй диалог). [4]

Актуален также труд Августина «De rudibus catechizandis». «Liber Regulae Pastoralis» Григория Великого все еще существует, но уступает книге Августина; это скорее трактат по пастырскому богословию, чем по гомилетике. [4]

Хинкмар говорит, что раньше копию вручали епископам при их хиротонии. [4]

В девятом веке Рабан Мавр (умер в 856 г.), архиепископ Майнца , написал трактат De Institutione Clericorum , в котором он во многом зависит от Августина. [4]

В двенадцатом веке Гвиберт, аббат Ножана (умер в 1124 г.), написал знаменитый труд о проповеди под названием «Quo ordine sermo fieri debet». Это одна из исторических вех в проповеди. Он изобилует разумными инструкциями; он рекомендует, чтобы проповеди предшествовала молитва; там говорится, что важнее проповедовать о нравственности, чем о вере, что для нравственных проповедей необходимо изучать человеческое сердце и что лучший способ сделать это — это (как рекомендовал Массильон в позднейшие времена) заглянуть в свое собственное. Она более оригинальна и более независима, чем работа Рабана Мавра, который, как уже было сказано, во многом опирался на Августина. [4]

Работа Гвиберта была рекомендована Папой Александром как образец всем проповедникам. Франциск Ассизский дал своим монахам те же указания, что и здесь. [4]

Ален де Лилль

[ редактировать ]

К этому же периоду относится «Summa de arte predicatoriâ» Алена де Лилля , определяющая проповедь: «Manifesta et publica instructio morum et fidei, informationi hominum deserviens, exrationum semitâ et auctoritatum fonteproviens». Он уделяет особое внимание объяснению и использованию Священного Писания и рекомендует проповеднику вставлять verba commotiva. Замечания Цезаря Гейстербахского (умер в 1240 г.) были собраны Жестоким; его проповеди демонстрируют строительное мастерство и значительную ораторскую силу. Конрад Брундельсхаймский (умер в 1321 г.), проповеди которого дошли до нас под псевдонимом «Брат Носок» (Sermones Fratris Socci), был одним из самых интересных проповедников того времени в Германии. Гумберт Римский, генеральный начальник доминиканцев . , во второй книге своего труда «De eruditione predicatorum» утверждает, что он может научить «способу быстрого произнесения проповеди для любой группы людей и для всех разнообразных обстоятельств» . [24] Линсенмайер в своей истории проповеди приводит сведения о Гумберте, который был суровым критиком проповедей своего времени. работу Альберта Магнуса Тритемиус цитирует утерянную «De arte prædicandi». Бонавентура написал «De arte concionandi», в котором он рассматривает divisio, Differentio, dilatatio , но подробно рассматривает только первое. [4]

Фома Аквинский

[ редактировать ]

Утверждения Фомы Аквинского основываются главным образом на « Сумме », которая, конечно же, с тех пор существенно повлияла на проповедь как по содержанию, так и по форме. Он очень сильно настаивает [25] о важности проповеди и говорит, что она принадлежит главным образом епископам, а крещение - священникам, из которых последний он считает занимающим место семидесяти учеников. Ему приписывают трактат под названием « De arte et vero modo prædicandi» , но это просто компиляция его идей о проповеди, составленная другим человеком. Генриху Гессенскому приписывают трактат «De arte prædicandi», который, вероятно, принадлежит не ему. Есть монография, цитируемая Хартвигом, которая интересна классификацией форм проповеди: modus antiquissimus , т. е. postillatio, которая представляет собой чисто экзегетическую проповедь; модус модернус, тематический стиль; modus antiquus , проповедь на библейский текст; и modus subalternus , смесь гомилетической и текстовой проповеди. Джером Дунгершейм написал трактат « De modo discendi et docendi ad populum Sacra seu de modo prædicandi» (1513 г.). Он рассматривает свой предмет с трех позиций: проповедник, проповедь, слушатели. Он придает особое значение Писанию как книге проповедника. Ульрих Сурган написал «Руководство куратора» (1508 г.), в котором также рекомендует Священные Писания. Его первая книга дает материал для проповеди в обычном порядке. верить, делать, избегать, бояться, желать , и заканчивается словами: «Подходящим материалом для проповеди является Священное Писание». Он использует фигуру дерева, чтобы подчеркнуть необходимость органической структуры. [4] [26]

Гуманистические произведения

[ редактировать ]

В произведениях двух гуманистов, Иоганна Рейхлина ( Liber congestorum de arte prædicandi ) и Дезидерия Эразма ( Ecclesiastes seu deratione concionandi ), отмечено возвращение к Цицерону и Квинтилиану . Шедевром искусства проповеди является «Риторика Священная» (Лиссабон, 1576) Луиса де Гранады , для современного употребления довольно старая. Работа демонстрирует легкое понимание риторики, основанной на принципах Аристотеля , Деметрия и Цицерона. Он рассматривает обычные темы изобретения, аранжировки, стиля и подачи на простой и отточенной латыни. К тому же классу принадлежит Дидакус Стелла в его «Liberdemodo concionandi» (1576). Валерио из Италии также писал об искусстве проповеди. Еще одной вехой в проповеди являются «Instructiones Pastorum» Чарльза Борромео (1538–1584). По его просьбе Валерио, епископ Вероны , написал систематический трактат по гомилетике под названием «Rhetorica Ecclesiastica» (1575), в котором он указывает на разницу между светским и священным красноречием и подчеркивает две основные цели проповедника: учить и проповедовать. двигаться ( учить и влиять ). [4]

Лаврентий а Вильявисентио в своем труде «De formandis Saris concionibus» (1565) не одобряет перенос античных способов речи в проповедь. К истинам Евангелия он относился согласно I Тим., III, 16. Он также рекомендовал умеренность в борьбе с ересью. Такого же мнения придерживался Фрэнсис Борджиа , вкладом которого в гомилетику является небольшой, но практический труд: «Libellus deratione concionandi». Клавдий Аквавива , генерал иезуитов , написал в 163 году «Instructio pro Superioribus». [27] Они были преимущественно аскетичны, и в них он регламентировал духовное обучение, необходимое проповеднику. Карл Регий в своем «Ораторе Христианусе» (1613 г.) рассматривает всю область гомилетики под группой: «De concionatore»; «De concione»; «De concionantis prudentiâ et industriâ». Многое можно найти в трудах Винсента де Поля , Альфонса Лигуори. [28] и Франциск де Саль , особенно в его знаменитом письме Андре Фремио , архиепископу Буржу . [4]

Среди доминиканцев Александр Наталис написал «Institutio concionantium tripartita» (Париж, 1702 г.). [4]

«Rhetorica Ecclesiastica» (1627) Якоба де Граффиса содержит сборник инструкций по проповеди францисканца Франциска Панигаролы , иезуита Франциска Борджиа и кармелита Иоанна Иисуса . [4]

Уже упоминались «Диалоги» Фенелона, произведения Блеза Жисберта, Амадея Бахосенсиса и Гвидо аб Анжелиса. В девятнадцатом веке гомилетика заняла свое место как ветвь пастырского богословия , и по ней было написано множество руководств, например, в немецких сборниках Бранда, Лаберенца, Царбла, Флюка и Шюха; на итальянском языке Готти и Гульельмо Аудизио ; и многие на французском и английском языках. [4]

Отношение к светской риторике

[ редактировать ]

Некоторые утверждают независимый характер гомилетики и говорят, что она независима по происхождению, содержанию и цели. Сторонники этой точки зрения указывают на отрывки из Писания и Отцов, особенно на слова Павла ; [29] и свидетельству Киприана , [30] ArnobiusАрнобиус [31] Лактанций , [32] и Григорию Назианзину , Августину Гиппопотаму , Иерониму и Иоанну Златоусту . Последний говорит, что большая разница может быть сведена к следующему: оратор ищет личной славы, проповедник — практического блага. [4]

Собственные проповеди Павла во многих случаях изобилуют ораторским искусством, например , его проповедь на Ареопаге ; и ораторский элемент обычно в значительной степени присутствует в Писании. Лактанций сожалел, что подготовленных проповедников так мало. [33] и Григорий, так же как Златоуст и Августин, использовал в проповедях риторику. Григорий осудил использование на кафедре театрального красноречия и произношения. Деметрий » в книге «О стиле использует множество приемов речи. [4]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Гомилетика» . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 644.
  2. ^ «гомилетический». Оксфордский словарь английского языка (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 1933 год.
  3. ^ Реу, М. (1 июля 2009 г.). Гомилетика: Руководство по теории и практике проповеди . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-7252-2038-6 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Бичер, Патрик А. (1910). « Гомилетика ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  5. ^ См. Роберта Рида, Андре Реснера, Люси Линд Хоган, Джона МакКлюра, Джеймса Кея.
  6. ^ (Christian Worship, стр. 171, Лондон, 1903 г.)
  7. ^ (Старая и новая Eccl. Disciplina, II, lxxxii, 503)
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «ГОМИЛЕТИКА — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 19 сентября 2020 г.
  9. ^ "Курс обучения" . Еврейский союзный колледж – Еврейский институт религии . Проверено 21 сентября 2020 г.
  10. ^ «Учебная программа: стань раввином» . Еврейский колледж . Проверено 21 сентября 2020 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Старый, Хьюз Олифант (2002). Поклонение . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 64. ИСБН  978-0664225797 .
  12. ^ Старый, Хьюз Олифант (2002). Поклонение . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 64–65. ISBN  978-0664225797 .
  13. ^ ( «Патрология» , стр. 290)
  14. ^ (Томассин, там же, ix, 504)
  15. ^ Дигби, соч. соч., 159.
  16. В качестве примеров читатель снова отсылается к сборнику «Средневековые проповеди» Нила.
  17. ^ (Идея университета, 1899, стр. 280)
  18. ^ (Мильтон, «Трактат об образовании»)
  19. ^ ( История римского Бревиария , стр. 230)
  20. ^ (Сессия V, глава ii)
  21. ^ Мюллер, Марио. «Вурц, Игнац». Лексикон немецкой литературы онлайн. Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2017. https://www-degruyter-com.wikipedialibrary.idm.oclc.org/database/DLLO/entry/dllo.dll.1678/html. Доступ 17 мая 2024 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конгрегация богослужения и дисциплины таинств, Гомилетический справочник , Ватикан, 2014 г.
  23. ^ Ву, Б. Хун (2013). «Герменевтика и гомилетика Августина в De doctrina christiana » . Журнал христианской философии . 17 : 110–112.
  24. ^ (Нил, «Средневековые проповеди», Введение, xix)
  25. ^ (III, Q. lxvii, а. 2)
  26. ^ (Kirchenlex., стр. 201-202)
  27. ^ (в «Послании генерального настоятеля отцам и братьям С. Дж.»)
  28. ^ Проповеди на все воскресенья в году , Дублин: Даффи (1882) Альфонса Лигуори
  29. ^ 1 Коринфянам 2:4: «И речь моя и проповедь моя заключались не в убедительных словах человеческой мудрости, но в проявлении Духа и силы»; также I Кор., I, 17; 2, 1, 2; и 2 Кор., iv, 2.
  30. ^ Эп. на донат
  31. ^ Против народов
  32. ^ Божественные учреждения .
  33. ^ Божественные учреждения , V, ок. я

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Александров, Андриан (2014). Постконстантиновская проповедь: Три Святителя. - В: Христианская парадигма объединенной Европы. Историческое и религиозное измерение правления святого Константина Великого и его современный прием. Редактор:Сергию Попеску, Издательство: Mitropolia Oltenia, Фонд регионального развития, страницы: 85-104, ISBN   978-973-1794-92-1 , 978-954-92940-4-0
  • «Католические манеры» Дигби, т. II, стр. 158–172
  • Нил, «Средневековые проповеди».
  • Алистер Стюарт-Сайкс, От пророчества к проповеди: поиск истоков христианской проповеди , Лейден: Брилл, 2001 г.
  • Более старая литература подробно цитируется в книге WG Blaikie , For the Work of the Ministry (1873); и Д. П. Киддер, «Трактат по гомилетике» (1864 г.).
  • Ву, Б. Хун (2013). «Герменевтика и гомилетика Августина в De doctrina christiana » . Журнал христианской философии . 17 : 97–117.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dd75e4ab108b7f28058b2f558848971__1721189100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/71/4dd75e4ab108b7f28058b2f558848971.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Homiletics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)