Притча о сеятеле
Притча о сеятеле (иногда называемая притчей о почвах ) — это притча об Иисусе, встречающаяся в Евангелии от Матфея 13:1–23 , Марка 4:1–20 , Луки 8:4–15 и внеканоническом Евангелии от Фомы . [ 1 ]
Иисус рассказывает о земледельце, который сеет семена без разбора. Какое-то семя падает на дорогу (придорожную) без почвы, какое-то на каменистую почву с небольшим количеством почвы, какое-то на почву с колючками, а какое-то на хорошую почву. В первом случае семя отбирают; во второй и третьей почвах семя не дает урожая; но когда он падает на хорошую почву, он вырастает и дает урожай в тридцать, шестьдесят или сто раз.
Позже Иисус объясняет своим ученикам, что семя представляет Евангелие, сеятель представляет любого, кто его провозглашает, а различные почвы представляют собой реакцию людей на него.
Текст
[ редактировать ]«Слушайте! Вот, сеятель вышел сеять. И когда он сеял, одно семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. взошло, так как не было земли у него. И когда взошло солнце, оно было опалено, и, так как не имело корня, засохло, другое семя упало среди терновника, и выросло терние, и заглушило его. и оно не дало зерна. А другие семена упали в добрую почву и дали зерно, которое выросло и увеличилось, и принесло и тридцать, и шестьдесят, и сто крат». И он сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит».
- Марка 4:3–9 ( ESV )
Объяснение, данное Иисусом.
И когда он остался один, окружавшие его с двенадцатью спросили его о притчах. И сказал им: вам дана тайна Царствия Божия, а для внешних всё в притче, так что
«Они действительно могут видеть, но не воспринимать,
и действительно может услышать, но не понять,
чтобы они не обратились и не получили прощения. ' "
И сказал им: «Разве вы не понимаете этой притчи? Как же вы поймете все притчи? Сеятель сеет слово. А это те, которые при дороге, где сеется слово: когда они услышат, тотчас же сатана приходит и берет слово, посеянное в них. А это посеянные на каменистой почве: те, которые, услышав слово, тотчас с радостью принимают его, и не имеют в себе корня, но терпят. а тогда, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас отпадут, а иные посеяны среди терния. желания чего-то другого входят и заглушают слово, и оно оказывается бесплодным. А посеянные на доброй почве — это те, кто слышат слово, и принимают его, и приносят плод и в тридцать, и в шестьдесят, и во сто крат».- Марка 4:10–20 ( ESV )
Контекст
[ редактировать ]В Евангелии от Марка и Евангелии от Матфея эта притча, объяснение цели притч и объяснение самой притчи составляют часть третьей, или « параболической », речи Иисуса, произнесенной из лодки на Галилейском море . В каждом повествовании Иисус использовал лодку как средство обращения к огромной толпе, собравшейся на берегу озера. В Евангелии от Луки не используется лодка для произнесения проповеди, но все же Иисус представляет притчу большой толпе, собравшейся «из каждого города», и следует за притчей вопросом о цели притчи и объяснением притчи о сам сеятель.
Хотя притча была рассказана толпе, объяснения были даны только ученикам .
Интерпретации
[ редактировать ]Иисус говорит, что он учит притчами, потому что многие выступают против его прямого учения. Он цитирует Исайю 6:9–10 , который проповедовал Израилю, зная, что его послание останется незамеченным и не понятым, в результате чего грехи израильтян не будут прощены и они будут наказаны за них Богом. [ 2 ] Эта притча кажется важной для понимания всех остальных притч Иисуса, поскольку она ясно показывает, что необходимо для понимания веры Иисуса в него, и что Иисус не будет просвещать тех, кто отказывается верить в него. [ 3 ]
Притча, записанная у Марка, происходит сразу после описания в предыдущей главе растущей враждебности по отношению к Иисусу и его служению. Фарисеи обвиняли его в том, что он не строго соблюдает субботу, совершая различные исцеления. Некоторые школы мысли считали такие действия допустимыми только в том случае, если человеку, которого лечили, угрожала смерть. [ 4 ] Некоторые из иерусалимских книжников утверждали, что Иисус черпал свою силу из демонических источников.
Затем у Марка следуют притчи о растущем семени и притча о горчичном семени . Вместе они указывают на то, что дело не в реакции человека на его послание или даже в очевидной неспособности его укорениться, а в том, что «несмотря на сопротивление врагов Царства и несмотря на моральные и интеллектуальные недостатки предполагаемые друзья Королевства, в конце концов Королевство добьется огромного успеха». [ 5 ] [ 6 ] Марк использует его, чтобы подчеркнуть влияние, которое предыдущие учения Христа оказали на людей, а также влияние, которое христианское послание оказало на мир за три десятилетия между служением Христа и написанием Евангелия. [ 2 ]
Согласно Бытию 26:12–13 , Исаак посеял семя и «пожал во сто крат; и Господь благословил его. Этот человек начал процветать и продолжал процветать, пока не стал очень процветающим». Англиканский епископ Чарльз Элликотт считал, что «стократное возвращение было, возможно, несколько необычным увеличением, но повествование об обработке почвы Исааком в Бытие 26:12 показывает, что это не было чем-то неслыханным и, вероятно, помогло сделать ее стандартом более чем обычно благополучный урожай»; [ 7 ] однако протестантский богослов Генрих Мейер утверждал, что «на такие детали... не следует придавать большое значение, поскольку они служат лишь для того, чтобы оживить и дополнить картину». [ 8 ]
Роджер Бакстер в своих «Размышлениях » комментирует тип почвы, написав: «Хотя это божественное семя само по себе весьма плодотворно, оно, тем не менее, требует наличия хорошей почвы, чтобы произвести урожай. Следовательно, если оно упадет на землю, дорога, то тотчас будет вытоптана, а если среди терний, то засорится. Исследуй же, будет ли душа твоя подходящей почвой для этого семени; не будет ли она постоянно попираться рассеяниями и праздными помыслами; каменный и полный забот и занятий житейский, а потому не восприимчивый к божественному влиянию небесной благодати». [ 9 ]
Комментарий отцов церкви
[ редактировать ]Иероним : «Этот сеятель прообразует Сына Божия, сеющего в народ слово Отца». [ 10 ]
Златоуст : «Откуда же вышел Тот, Кто присутствует повсюду, и как Он вышел? Не на месте, но через воплощение Его, приблизившись к нам в одежде плоти. Ибо мы из-за грехов наших не могли войти к Нему, и Он вышел к нам». [ 10 ]
Рабанус Мавр : «Или Он вышел, оставив Иудею, и прошел мимо апостолов к язычникам». [ 10 ]
Иероним : «Или Он был внутри, еще находясь в доме, и возвещал таинства ученикам Своим. Поэтому Он вышел из дома, чтобы сеять семя в народе». [ 10 ]
Златоуст : «Когда вы слышите слова: сеятель вышел сеять, не думайте, что это тавтология. вырывает терния или занимается каким-либо другим видом деятельности, а этот человек вышел сеять. Что же тогда происходит с тем семенем, которое погибает, а одна сохраняется, но не все одинаково? но с некоторым отличием, как следует: И когда он сеял, некоторые упали на обочине». [ 10 ]
Иероним : «Эту притчу Валентин использует для обоснования своей ереси, привнося три различные природы: духовную, природную, или животную, и земную. Но здесь названы четыре: одна на обочине, одна каменная, одна тернистая. , а четвертая – хорошая земля». [ 10 ]
Златоуст : «Далее, как по разуму сеять семя среди терновника, или на каменистой почве, или при дороге? Действительно, в материальном семени и почве этого мира это было бы неразумно; ибо невозможно, чтобы камень мог стать почвой, или что путь не должен быть путем, или что шипы не должны быть шипами. Но с умами и учениями все может быть иначе; то, что большая часть семени тогда погибла, произошло не от того, кто сеял, но от почвы, которая приняла его, то есть разума. и бедный, мудрый или глупый, но говорил со всеми одинаково». [ 10 ]
Иероним : «Заметьте, что это первая притча, данная с ее толкованием, и мы должны остерегаться, когда Господь излагает Свое собственное учение, чтобы мы не претендули на понимание чего-либо ни больше, ни меньше, или каким-либо иным образом иначе, чем так, как так изложено Им». [ 10 ]
Рабанус Мавр : «Но те вещи, которые Он молча оставил нашему пониманию, должны быть вскоре замечены. Обочина — это ум, протоптанный и ожесточенный постоянным потоком злых мыслей; скала — твердость своевольного ума; добро почва, кротость послушного ума, солнце, жар яростного преследования. Глубина почвы — это честность ума, воспитанного небесной дисциплиной. Но, излагая их, мы должны добавить, что это не одно и то же. всегда вкладывал одно и то же аллегорическое значение». [ 10 ]
Иероним : «И мы рады пониманию Его слов, благодаря следующему совету: Имеющий уши слышать, да слышит». [ 10 ]
Святой Ремигий : «Эти уши, чтобы слышать, являются ушами ума, чтобы понимать и делать то, что приказано». [ 10 ]
Изображения в искусстве
[ редактировать ]- «Маленькое семя» Книга с картинками Эрика Карла , опубликованная в 1970 году, представляет собой вольный пересказ притчи.
- Притча о сеятеле — научно-фантастический роман, опубликованный в 1993 году по сценарию Октавии Э. Батлер .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Кирби, Питер. «Евангелие от Фомы». Ранние христианские сочинения. 2021» .
- ^ Перейти обратно: а б Килгаллен с.83
- ^ Килгаллен стр.86
- ^ Джейкобс, Джозеф и др. «Иисус из Назарета», Еврейская энциклопедия.
- ^ «Браун, Питер. «Разум Господень», Наш воскресный посетитель , 1 сентября 2015 г.» . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Килгаллен стр.82
- ^ Комментарий Элликотта для современных читателей к Матфея 13, по состоянию на 14 января 2017 г.
- ↑ Мейер, Х., Комментарий Мейера NT к Матфея 13, по состоянию на 14 января 2017 г.
- ^ Бакстер, Роджер (1823). . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Catena aurea: комментарий к четырем Евангелиям, собранный из сочинений отцов: Том 6, Св. Иоанна. Оксфорд: Паркер, 1874. Фома Аквинский» . 1841. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Ссылки
[ редактировать ]- Килгаллен, Джон Дж., Краткий комментарий к Евангелию от Марка , Paulist Press , 1989. ISBN 0-8091-3059-9
- Брюс Р. Макконки , Доктринальный комментарий к Новому Завету , Том. Я: 289
- Джеймс Э. Талмейдж , «Иисус Христос» , стр. 263–266
- Мартейн Линссен, Притча о сеятеле в контексте: против религии
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фридрих Юстус Кнехт (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с притчей о сеятеле, на Викискладе?