Женщина на краю времени
Автор | Мардж Пирси |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Научная фантастика , утопия |
Издатель | Альфред А. Кнопф |
Дата публикации | 1976 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 369 |
ISBN | 0-394-49986-7 |
ОКЛК | 2020128 |
813/.5/4 | |
Класс ЛК | PZ4.P618 Wo PS3566.I4 |
«Женщина на краю времени» — роман американской писательницы Мардж Пирси , вышедший в 1976 году . Его считают классикой утопической спекулятивной научной фантастики, а также феминистской классикой. Роман был первоначально опубликован Альфредом А. Кнопфом . Для написания этого романа Пирси опирается на несколько источников вдохновения, таких как утопические исследования, технонаука, социализация и женские фантазии. Платона Одним из главных источников вдохновения Пирси для ее утопических романов является «Республика» . Пирси описывает роман так: «Если бы только…» [1] Пирси даже сравнивает «Женщину на краю времени» и еще один из своих утопических романов « Он, Она и Оно», обсуждая темы и источники вдохновения, стоящие за ним.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В 1970-е годы бедная, но умная тридцатисемилетняя американка мексиканского происхождения Консуэло «Конни» Рамос, жительница испанского Гарлема , несправедливо заключена в психиатрическую больницу Нью-Йорка из-за ее предполагаемых склонностей к жестоким преступным действиям. Недавно ее освободили от предыдущего добровольного пребывания в психиатрической больнице после эпизода пренебрежения детьми, связанного с наркотиками, из-за которого она лишилась опеки над дочерью. Конни попадает в лабиринт государственного социального обеспечения и опеки над детьми в Нью-Йорке 1970-х годов. После первой сцены она невольно вновь совершила сутенер ее племянницы на основании агрессивного поведения, после того как она ударила его, защищая от него свою племянницу Долли (Долорес). Долли искала защиты у Конни, потому что сутенер вынудил ее сделать незаконный аборт.
Одна из главных способностей Конни — ее проницательность и сочувствие. В результате, прежде чем быть совершенным, Конни в течение некоторого времени начала общаться («получать» от) фигуру из будущего: андрогинную молодую женщину по имени Люсьенте. Конни сохраняет свои видения и свою связь, которые становятся все более и более реальными, даже когда она находится под сильным воздействием наркотиков в психиатрической больнице, во многом основанной на Бельвью и других психиатрических больницах того периода. ряд целей политической и социальной повестки дня радикальных Люсьенте путешествует во времени из будущего (дата указана как 2137 год), в котором был достигнут движений конца 1960-х - начала 1970-х годов. Загрязнение окружающей среды , патриархат , бездомность , гомофобия , расизм , этноцентризм , фаллогоцентризм , сексизм , классовое подчинение , продовольственная несправедливость , потребительство , империализм и тоталитаризм эффективно решаются в этом мире, который правительственно децентрализован в свободной версии анархизма .
В отличие от современной обстановки 1970-х годов в психиатрической больнице, где на пациентов навешивают ярлыки «жестоких», «недееспособных», «иррациональных» и т. д. на основании их реакции на несправедливое и жесткое классовое, расовое и гендерное расслоение. В условиях общества, будущие жители испытывают огромную личную свободу и обучают друг друга самоконтролю и способам достижения взаимовыгодных результатов во всех социальных ситуациях. В частности, темы воли и свободы воли, ментальной институционализации и вмешательства в волевые действия других являются ключевыми для видения утопического будущего. Люсьенте знакомит Конни с аграрным сообществом Маттапойсетт , где дети растут в культуре, где их поощряют тщательно познавать себя, свой разум и эмоции посредством практики медитации с раннего возраста («в -знание»), на службе социальной гармонии и способности общаться с другими без доминирования или подчинения.
Это бесклассовое, гендерно-нейтральное (используются негендерные местоимения, особенно «на» или «человек» вместо «он» или «она»), поддерживающее расовые различия, детально очерчено, включая структуры встреч и дискуссий, которые устраняют как можно большую дифференциацию власти, широкое использование технологий только для общественного блага, замену деловых и корпоративных программ общим планированием социальной справедливости и уважением индивидуальности всех людей. Споры между городами и регионами разрешаются мирным путем путем обсуждения и соревнования идей на основе заслуг, при этом победившие стороны обязаны в каждом случае «устроить большую вечеринку» или иным образом примирить проигравших, чтобы поддерживать дружеские отношения.
Иногда можно увидеть акцент 1970-х годов на индивидуальной свободе: каждый человек живет в частной палатке или однокомнатном доме, а дети развиваются вне утробы человека и усыновляются тремя «матерями» (любого пола), которые охраняют и учите их только до полового созревания; каждый человек выбирает свое имя, а также может выбрать свою область учебы и работы, а также когда выйти из сообщества или присоединиться к новому; Полная свобода также применима к умственному и эмоциональному выбору: в этом будущем мире можно по желанию посещать и выходить из эквивалента санатория, проходить различные виды терапии или выходить из них или делать умственный перерыв в каком-либо другом образом, и ни один другой человек не имеет права выбирать это от своего имени. Область работы человек выбирает самостоятельно, и дикта относится как к его жизненному пути, так и к его умственным или эмоциональным желаниям, потребностям и способностям: «Человек не должен делать то, что он не может сделать» и «Человек должен делать то, что ему нужно делать». применяются как к личному/эмоциональному, так и к профессиональному жизненному выбору, насколько это возможно. У этой утопии есть пределы, которые всегда угрожают на окраинах: смертная казнь Иногда применяется , а война остается на заднем плане, но обе меры считаются крайними и необычными.
Конни учится инструментам эмоционального и физического выживания у Люсьенте и будущего населения Маттапуазетта и начинает чувствовать, что она живет в важный период истории и что она сама находится в ключевом положении; ее действия и решения определят ход истории. Однако после возвращения в настоящее ее брат записал Конни на экспериментальную процедуру, целью которой было «вылечить» ее болезнь путем выброса химических веществ в ее мозг каждый раз, когда она испытывает негативные эмоции. Однако ее имплантат удаляют, потому что из-за ее частых поездок к Люсьенте она часами лежит в состоянии, похожем на кому, что беспокоит врачей. В это время Конни посещает другое будущее, возможно, вызванное эффектом бабочки, возникшим в результате ее операции. В частности, постепенно выясняется, что утопия Люсьенте - это только одно возможное будущее; Альтернативное будущее возможно, и роман показывает нам один пример: будущее потребительское, гиперкапиталистическое, экологически больное и строго классовое, расистское и гендерно-стратифицированное общество, в котором богатая элита, известная как «богатые», живет в космосе. платформы, поддерживающие себя за счет доминирования и эксплуатации большинства населения посредством тотального контроля над знаниями и технологиями, личного контроля, распространяющегося на физическое «фермерство» тел (регулярное извлечение органов) и хирургический контроль настроений посредством использования психотропные препараты . Женщин в этом чрезвычайно жестоком, женоненавистническом и гомофобном мире, который сейчас известен как «Нью- Нью-Йорк », ценят и «выращивают» исключительно за внешний вид и сексуальность, а пластическая хирургия, которая придает женщинам гротескно преувеличенные сексуальные черты, является обычным явлением. Изменение климата также негативно повлияло на это альтернативное будущее, вынудив человечество жить в небоскребах, где оно разделено по классам, известным теперь как «флэк». В этом будущем Конни встречает проститутку по имени Джильдина (547-921-45-822-KBJ), взгляды которой отличаются от взглядов Люсьенте. Люди в этом будущем фактически дегуманизируются, получая имя и номерной ярлык вместо фамилии, что эффективно разрушает барьер между человеком и товаром. После того, как разговор Конни и Джилдины прерывается охранником на этаже Джилдины, Конни немедленно возвращается в настоящее, прежде чем на нее можно будет напасть.
Читатель не решает, являются ли видения Конни побочным продуктом ее психической нестабильности или это буквальное путешествие во времени, но в конечном итоге конфронтация Конни с будущим вдохновляет ее на жестокое восстание против своих институциональных похитителей. После визита к своему брату, где ей удалось украсть быстродействующий и смертельный яд, она в последний раз посещает Маттапуазетт, чтобы попрощаться с Люсьенте и ее новыми друзьями. Романтический партнер Люсьенте Заяц был убит; однако это можно рассматривать как отражение трагических романов Конни. Вернувшись в настоящее, она выливает яд в кофейник врачей, проводящих эксперименты. Несмотря на очень ограниченное положение, она использует свои ограниченные средства отчаянным и, по-видимому, героическим способом, чтобы предотвратить распространение технологии контроля над разумом, которая делает возможной будущую антиутопию, положить конец экспериментам по контролю над разумом и предотвратить операцию лоботомии. это было запланировано для нее и сотен других заключенных пациентов. Конни действует в традициях бунтов: угнетенные или подчиненные классы, чтобы разрушить систему угнетения, в которой она оказалась. Хотя ее революционный поступок обеспечивает ей постоянное заключение и возможный смертный приговор и, возможно, не гарантирует существования будущего Маттапуазетта, Конни, тем не менее, рассматривает свой поступок как победу, и, возможно, читателю предлагается согласиться: «Я мертвая женщина. и сейчас… Но я боролся с ними… Я пытался».
Основные темы
[ редактировать ]Социальная трансформация
[ редактировать ]Суть утопического видения Пирси — социальная трансформация, достигнутая после того, как существующая цивилизация была разрушена в результате деградации окружающей среды и войны. «Преобразование существующего общества в утопию — рискованное предприятие, достижимое только через процесс принятия решений и пересечения границ». [2] Описания Маттапуазетта, потенциального общества будущего, описанного в романе, подчеркивают, что коллективная борьба привела к их эгалитарному образу жизни, а коллективные действия - это то, как они так хорошо ладят. «Что наиболее важно в озабоченности Пирси активизмом, так это основная связь между личными действиями и историческими изменениями как таковыми. Революция не является неизбежной. Это процесс изменений, который может потребовать соответствующих условий и происходить с большей готовностью в определенные исторические моменты, но он вообще не произойдет без личных обязательств и борьбы». [3] Читателю остается решить, реальны ли Маттапуазетт и самоопределение его жителей или плод воображения Конни. «Излагая реальность видений Конни в двусмысленности, текст ставит под сомнение идеализм утопического мышления, одновременно показывая, что социальные изменения, тем не менее, начинаются в сфере идей». [4] Роман широко критикует психиатрические учреждения и госпитализацию того времени, выдвигает на первый план проблему свободы воли, а также предлагает альтернативные пути к психическому здоровью и социальным реформам. На протяжении всего романа Пирси демонстрирует, что насилие является ключом к переменам. Бунт Конни против системы, возможно, и не увенчался успехом, но он вдохновил других продолжать борьбу. [5] Эта всеобъемлющая тема связана с реальной жизнью, поскольку феминистки и другие группы активистов боролись за социальные перемены в 1970-е годы.
Феминизм
[ редактировать ]Пирси охарактеризовал Маттапуазетта как не утопию, «потому что она доступна. Там почти ничего нет, кроме брудера, недоступного сейчас. Так что это вряд ли утопия; это намеренно не утопия, потому что она не является поразительно новой. женского движения». [6] У каждого персонажа в «Маттапуазетте» есть аналог в нынешнем мире Конни, что сочетает в себе различия в личной силе, а значит, и в возможностях для самореализации. Например, друг Конни Скип, которого отец поместил в психиатрическую больницу за то, что он гей, напоминает ей Зайца, бисексуального человека, которого не только принимают, но и очень любят в Маттапойсетте. В отличие от психиатрической больницы, где все врачи — мужчины, в Маттапуазетте женщины играют особую традицию и играют особую роль в лечении. [7] и властные позиции меняются как среди мужчин, так и среди женщин. Даже с традиционной родительской властью покончено, и опыт материнства разделяется между женщинами и мужчинами, поскольку была разработана технология вынашивания детей в механическом брудере, а мужчины получили возможность кормить грудью. [8] Материнство рассматривается как обязанность, которую каждый родитель разделяет в равной степени, независимо от пола. «Кроме того, критики восприняли роман как аллегорию академического конфликта между догматическим феминизмом и приверженностью материнству». [4] «Деконструкция властных структур продолжается на лингвистическом уровне, где Пирси удаляет диморфизм объективных и притяжательных местоимений «его» и «она», которые заменяются унисексным «per», отсылающим к единственному личному местоимению «человек». '" [9] Футуристки-феминистки утверждают, что нелинейная и сложная структура романа Пирси приводит к более широкому спору в отношении феминизма. Эта идея призвана показать, что для того, чтобы найти феминистские решения для будущего, необходимо решить проблемы прошлого. [10]
ЛГБТКИА+ равенство
[ редактировать ]Идею странных персонажей можно увидеть на протяжении всего романа, например, Скипа, Зайца и Люсьенте. Пирси показывает, как Скип попадает в психиатрическую больницу из-за того, что она гей, демонстрируя, как она продолжает бороться с другими людьми. Кроме того, у Люсьенте странные отношения со своей подругой Дианой. В этом романе Пирси показывает через борьбу странных персонажей, что для странных персонажей необходимо добиться прогресса. Конни проходит через Маттипосетт путешествие к странным персонажам, связывая гендерные роли с родителями детей. Люсьенте это опровергает, поскольку в странных отношениях они обладают как мужскими, так и женскими качествами. Конни вскоре адаптируется к этой идее и начинает принимать гомосексуальность, отбрасывая свои патриархальные идеалы из настоящего времени. Благодаря изображению Пирси адаптации Конни к гомосексуальным отношениям Маттипуазетта, оно продолжает показывать точку зрения Пирси на странный прогресс в романе. [11]
История публикаций
[ редактировать ]- Пирси, Мардж (1976). Женщина на краю времени . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ISBN 0-394-49986-7 .
- Пирси, Мардж (1977). Женщина на краю времени . Нью-Йорк: Фосетт Крест . ISBN 0-449-23208-5 .
- Пирси, Мардж (1980). Женщина на краю времени . Лондон: Женская пресса . ISBN 0-7043-3837-8 .
- Пирси, Мардж (1985). Женщина на краю времени . Нью-Йорк: Фосетт . ISBN 0-449-21082-0 .
- Пирси, Мардж (1987). Женщина на краю времени . Лондон: Женская пресса. ISBN 0-7043-3837-8 .
- Пирси, Мардж (1987). Женщина на краю времени . Нью-Йорк: Фосетт . ISBN 0-449-21082-0 .
- Пирси, Мардж (1997). Женщина на краю времени . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN 0-449-00094-Х .
- Пирси, Мардж (2000). Женщина на краю времени . Лондон: Женская пресса. ISBN 0-7043-4656-7 .
Литературное значение и прием
[ редактировать ]Ранние рецензии называли роман захватывающим, захватывающим и прекрасно написанным, но в то же время полемическим и дидактическим. Утопия Пирси была известна тем, что «буквально воплощала все идеалы контркультуры / Движения : экологическую мудрость , общность, андрогинность , ритуалы , уважение к безумию, неимущественность и т. д.». [12] В то время, оставив позади шестидесятые, американские романы обычно разделяли постапокалиптическое чувство, задаваясь вопросом: «Какими должны быть новые социальные и духовные устройства теперь, когда старые полностью разрушены?» [13] В этом контексте Роджер Сейл в « Нью-Йорк Таймс » не нашел ничего нового в «Женщине на краю времени» , назвав книгу подражательной и производной и указав, что «основные инструменты… это ужасно знакомые части аппарата, психиатрическая больница и утопическое сообщество будущего». [14] Академические обзоры, однако, поместили роман в число важных новаторских художественных произведений середины 1970-х годов, характерных произведений соцреализма, все в некотором роде описывающих «новое сознание», «хотя они не всегда используют методы правдоподобия, и несмотря на мифическое измерение их характеров». [13]
Объединив феминистские идеалы с утопическими представлениями о будущем обществе, основанном на принципах общности и равенства, Пирси представила постапокалиптический мир, который создал «Женщину на краю времени» как раннее феминистское нововведение в традиционно мужском жанре антиутопической фантастики . Изображения сексуальности и отношений между полами уже были признаны полезными элементами изображения конфликта между индивидуальными и общественными требованиями. «Например, правительства обществ-антиутопий, подобных тем, которые описаны в «Мы» , «О дивный новый мир» , и «1984» все сосредотачивают внимание на сексуальности как на решающем вопросе в своих усилиях по социальному контролю. представление со стороны этих правительств о том, что сексуальность является потенциальным очагом мощных подрывных энергий». [15] «Женщина на краю времени » «тонко противопоставляет утопизм Маттапуассе антиутопическому реализму, с которым представлен реальный мир Конни». [16] Роман анализировался как антиутопия, как спекулятивная фантастика и как реалистическая фантастика с фантастическими эпизодами. [9] «Своими яркими и связными описаниями новых социальных институтов Пирси ответила на знаменитые антиутопии времен Холодной войны, такие как «1984 год» и «О дивный новый мир» , которые сетуют на невозможность представить себе антитоталитарное общество». [17] Книгу часто сравнивают с другими феминистскими утопическими или антиутопическими фантазиями, такими как Урсулы К. Ле Гуин , «Обделенные и левая рука тьмы» « Джоанны Расс » Женщина-мужчина , Анджелы Картер » «Страсти новой ночи и «Маргарет» . Этвуд « Рассказ служанки» . [16]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Пирси, Мардж (1994). «Рассказывание историй об историях» . Утопические исследования . 5 (2): 1–3. ISSN 1045-991X . JSTOR 20719308 .
- ^ Афнан, Эльхам (зима 1996 г.). «Хаос и утопия: социальная трансформация в «Женщине на краю времени» ». Экстраполяция . 37 (4). Издательство Кентского государственного университета: 330–340. дои : 10.3828/extr.1996.37.4.330 . ISSN 0014-5483 .
- ^ Мойлан, Том (2014) [1986; Первоначально опубликовано в журнале «Требуй невозможного: научная фантастика и утопическое воображение», Метуэн, 1986, стр. 121–155]. Хантер, Джеффри (ред.). «Мардж Пирси, «Женщина на краю времени» » . Современная литературная критика . 347 . Гейл . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хантер, Джеффри, изд. (2014). «Женщина на краю времени» . Современная литературная критика . 347 . Гейл . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Бюссьер, К. (2019). Феминистское будущее: путешествие во времени в книге Мардж Пирси «Женщина на краю времени». Журнал научной фантастики, 3 (3), 33–42.
- ^ Пирси, Мардж (1983). Разноцветные блоки для лоскутного одеяла . Поэты о поэзии. Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. стр. 100 . ISBN 978-0-472-06338-3 .
- ^ Уокер, Сью Б. (2000). Джайлз, Джеймс Р.; Джайлз, Ванда Х. (ред.). «Мардж Пирси» . Словарь литературной биографии . Американские романисты со времен Второй мировой войны: шестая серия. 227 . Гейл . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Орр, Элейн (весна 1993 г.). «Материнство как хорошая художественная литература: примеры из книги Мардж Пирси «Женщина на краю времени». Журнал повествовательной фантастики . 23 (2): 61–79. JSTOR 30225380 .
- ^ Перейти обратно: а б Шандс, Керстин В. (2014) [1994; Первоначально опубликовано в книге «Ремонт мира: романы Мардж Пирси», Greenwood Press, 1994, стр. 65–82]. Хантер, Джеффри (ред.). «Женщина на краю времени» . Современная литературная критика . 347 . Гейл.
- ^ МакБин, С. (2014). Феминизм и будущее: возвращение к «Женщине Мардж Пирси на краю времени». Феминистское обозрение, 107, 37–56.
- ^ Манн, КЛ (2009). Первое, что за окном: раса, радикальный феминизм и «Женщина на краю времени» Мардж Пирси. ScholarWorks Уильяма и Мэри: диссертации, диссертации и магистерские проекты.
- ^ «Женщина на краю времени», Мардж Пирси . Обзоры Киркуса . 1 июня 1976 года.
- ^ Перейти обратно: а б Олдерман, Раймонд М. (1978). «Американская фантастика 1974–1976: Люди, упавшие на Землю». Современная литература . 19 (4): 497–530. дои : 10.2307/1208096 . JSTOR 1208096 .
- ^ Сейл, Роджер (20 июня 1976 г.). «Женщина на краю времени» . Нью-Йорк Таймс . п. 189 . Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Букер, М. Кейт (ноябрь 1994 г.). «Женщина на грани жанра: феминистские антиутопии Мардж Пирси». Научно-фантастические исследования . 21 (3): 337–350. JSTOR 4240370 .
- ^ Перейти обратно: а б Пайкетт, Лин (1996). Браун, Сьюзен Виндиш (ред.). Мардж Пирси: Обзор (6-е изд.). Сент-Джеймс, Миссури: Сент-Джеймс Пресс . Проверено 30 марта 2017 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Дю Плесси, Рэйчел Блау (1985). Шоуолтер, Элейн (ред.). Для этрусков . Нью-Йорк: Книги Пантеона. стр. 271–291.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
- Библиография
- Лефану, Сара (1988). В щелях мировой машины: феминизм и научная фантастика . Лондон: Женская пресса . ISBN 0-7043-4092-5 .
- Лефану, Сара (1989). Феминизм и научная фантастика . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-23100-0 . (американский вариант названия предыдущего)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские романы 1976 года
- Научно-фантастические романы 1976 года
- ЛГБТ-романы 1970-х годов
- Романы о путешествиях во времени
- Американские спекулятивные фантастические романы
- Утопические романы
- Американские романы о ЛГБТ
- Художественная литература, связанная с бисексуальностью
- Антиутопические романы
- Феминистские научно-фантастические романы
- Феминистские книги
- Книги Альфреда А. Кнопфа
- Романы Мардж Пирси
- Спекулятивные фантастические романы о ЛГБТ
- Бюрократия в художественной литературе
- Экологическая фантастика