Дверь в океан
Автор | Джоан Слончевски |
---|---|
Художник обложки | Рон Валоцки |
Язык | Английский |
Ряд | Элизиумный цикл |
Жанр | научная фантастика |
Опубликовано | 1986 ( Arbor House ) (Нью-Йорк) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
ISBN | 0-87795-763-0 |
ОКЛК | 12103029 |
813/.54 19 | |
Класс ЛК | PS3569.L65 D6 1986 г. |
С последующим | Дочь Элизиума |
«Дверь в океан» — феминистский научно-фантастический роман Джоан Слончевски 1986 года . Это первая книга цикла «Элизиум» Слончевского. Темы романа включают экофеминизм и ненасильственную революцию , а также собственные знания Слончевского в области биологии.
Сюжет
[ редактировать ]Действие романа происходит в будущем, на вымышленных планетах Шора и Валедон. Шора — спутник Валедона, покрытый водой. Все жители этой планеты, известные как Дольщики, — женщины. Акционеры используют генную инженерию , чтобы контролировать экологию своей планеты. Это мирные существа, которые «делятся» — то есть имеют духовный и языковой союз друг с другом и относятся ко всем одинаково. Валедон, напротив, является одной из многих планет, которыми управляет трансчеловеческая фигура по имени «Патриарх».
В начале романа Дольщики сталкиваются с сообществом, не принадлежащим к Акционерам, с другой планеты, которое им угрожает. Делящийся Мервен Нетерпеливый понимает, что они должны выяснить, могут ли другие «люди» разделить их жизнь или нет. Мервен отправляется в Валедон, чтобы завербовать молодого валана, Шпинеля, чтобы тот вернулся в Шору и попытался изучить их образ жизни. Это предприятие приводит к разногласиям внутри сообщества Акционеров, несмотря на то, что дворянка из Валана, леди Беренис, которая берет имя Акционера, Ниси Обманщица, раньше жила среди Акционеров. Беренис, дочь первых торговцев, поселившихся на Шоре, провела детство среди Дольщиков и вернулась в Валедон, чтобы провести время со своим женихом Реальгаром, сардским валанским генералом.
К первоначальному огорчению Шпинеля, через некоторое время на Шоре его кожа приобретает фиолетовый оттенок, поскольку его тело привыкает к микробам дыхания, которые позволяют Шарерам дольше оставаться под водой. Он постепенно постигает путь Шарера, как мужчина, и, наконец, его принимает дочь Мервена, Листра, которая рискует своей жизнью, чтобы спасти его от Шокрейфа, смертоносного подводного существа. Бывшая «спутница любви» Листры, Рилвен, «болеет камнями», что означает, что у нее развилось захватывающее увлечение камнями и драгоценными камнями, которые торговцы Валаны привозят в Шору. После смерти Рилвен Листра и Шпинель стали любовниками.
Реальгар и Малахит, посланник Патриарха, посещают Шору, чтобы передать ее под власть Патриарха. После этого визита Реальгар, Беренис и Шпинель возвращаются в Валедон. Беренис в конце концов понимает, что Реальгар не собирается позволять ей вернуться в Шору и что Патриарх устроил так, чтобы Шора перешла под патриархальное правление, а не стала самоуправляемой. Она инсценирует свою смерть и ускользает в Шору, несмотря на то, что поездки запрещены. Тем временем Шпинель возвращается к своей семье, которая после осады города живет под властью Доломитовых Альп. Он помогает гражданам организовать мирный акт восстания против Доломитовых Альп и становится «призывателем духов». Когда Шпинель узнает, что случилось с Шорой, пока его не было, он возвращается в столицу Валедона, чтобы попытаться вернуться в Шору.
Реальгар, все еще оплакивающий смерть Беренис, но подчиняющийся приказам, возвращается в Шору, чтобы заставить Акционеров подчиниться Патриархальному правлению и закону Валана. Акционеры мирно продолжают свой образ жизни, несмотря на растущее военное присутствие и эскалацию насилия со стороны солдат Реальгара. Реальгар похищает и исследует нескольких Акционеров для получения информации, хотя Акционеры входят в «белый транс», уязвимое состояние, близкое к смерти, в котором их тела становятся полностью белыми, а их разум уходит внутрь. Некоторые похищенные Акционеры, в том числе Листра, доставлены в Валедон. Шпинель видит Листру и зовет ее, выводя ее из белого транса. Способность Шпинели связаться с Акционерами заставляет Реальгара забрать его и Акционеров обратно в Шору, где Акционеров пытают. Некоторые солдаты Реальгара начинают симпатизировать Акционерам. Среди них - ученый Сидерит, которому поручено изучить передовую науку Разделителя для Патриарха, и он становится учеником Уши, «разделительницы жизни», практикующей передовую медицину.
Узнав, что Беренис все еще жива, Реалгар публично казнит нескольких Акционеров и почти казнит Мервен, прежде чем забрать ее обратно в военный комплекс. Мервен пытается «поделиться» с Реальгаром, чтобы вылечить его от того, что Акционеры считают болезнью Валана, страха, который заставляет их «ускорять смерть» (убивать). Акционеры продолжают протестовать путем отказа от насилия, хотя это приводит к гибели многих Акционеров. Они находят лекарство от микробов, которые Валаны выпустили, чтобы отгонять опасных глотателей моря и противодействовать им, чтобы позволить глотателям моря вернуться и вернуть планету в гармонию. Возвращение глотателей моря почти уничтожает военные базы Валана, вынуждая войска Валана отступить. Путешествие между двумя планетами становится запрещенным. Беренис остается на Шоре, а Шпинель почти возвращается в Валедон, чтобы организовать ненасильственное сопротивление Патриарху. Однако, когда Листра решает не следовать за ней, Шпинель тоже решает остаться.
Основные темы
[ редактировать ]Экофеминизм
[ редактировать ]Акционеры Слончевски привержены принципам экологической устойчивости . Они ограничивают собственное воспроизводство до устойчивого уровня и рассматривают все виды в своем мире как взаимосвязанные, включая морских глотателей, опасный вид, который часто разрушает плоты, на которых живут Акционеры, и чьи естественные действия приводят к гибели Акционеров. [1] Мировоззрение Sharer распространяется на их окружающую среду, окружающую их экосистему. Они не могут воздействовать на свои растения и животных, не подвергаясь ответному воздействию. Так, например, поскольку Дольщики потребляют растения и животных в пищу, они принимают тот факт, что они, в свою очередь, станут пищей для других форм жизни; что хищники в конечном итоге съедят их.
Предпосылка Слончевского связывает эксплуататорские и патриархальные практики Валедона с мужчинами и экологическую мудрость с женщинами. Эрик К. Отто утверждает, что Слончевски подрывает этот эссенциализм, изображая женщин не как более созвучных с экологией, чем мужчин, а как союзников нечеловеческой природы из-за их общего подчиненного статуса при патриархате и их подчинения капиталистическим практикам. [2] Акционеры не изображаются как «благородные дикари», и они не связаны с природой, потому что им не хватает технологий; скорее, Акционеры оказываются чрезвычайно технологически хорошо осведомленными и используют свои передовые научные методы в экологических целях. [3]
Язык
[ редактировать ]Уникальным выражением пути Разделителей является их язык, в котором субъект и объект взаимозаменяемы. Участники по контексту знают, что такое субъект и объект, но их язык двунаправлен и не делает различий. [1] В результате они всегда знают, что то, что один человек «навязывает» другому, всегда может пойти другим путем. Их язык не позволяет никому «отдавать приказы» доминировать над другими. Например, если незнакомец говорит: «Ты должен подчиняться мне», Делящийся слышит: «Я должен подчиняться тебе» или (самый близкий перевод): «Мы должны прийти к согласию». Их язык усиливает неспособность Акционеров принять любую ситуацию, в которой один человек силой доминирует над другим.
Даже глаголы языка укрепляют убеждения Разделителя. Все глаголы «встраивают понятие взаимности в каждое действие», говорит Винт, который приводит примеры глаголов: «совместное обучение, разделение работы, разделение любви» (37). [4] Глагол «хитшеринг» также является примером, поскольку этот глагол описывается как удар по камню, который, в свою очередь, наносит ответный удар из-за вибраций, которые человек чувствует на своих руках. Таким образом, язык Акционеров приписывает свободу действий за пределами человека, причем даже неживая материя обладает способностью действовать. [3]
Ненасилие
[ редактировать ]Участники акции не прибегают к физическому насилию, поскольку, на языке участников акции, причинить боль — значит пострадать. Тем не менее, Слончевский также осторожен и не проводит четкого разделения насилия и ненасилия строго по линиям Шарер/Валан или по мужскому/женскому принципу. Некоторые Акционеры готовы прибегнуть к насилию, в то время как некоторые Валаны, как мужчины, так и женщины, придерживаются образа жизни и идеалов Акционеров. [1]
Участники принимают эгалитаризм как должное, потому что они разделяют и им не хватает концепции «власти над», что делает их общество таким, в котором конфликты разрешаются без насилия. Когда им угрожает внешняя сила, они сопротивляются ненасильственно, потому что отказываются верить в силу. Таким образом, Акционеры никогда не смогут быть подчинены силой. Путь ненасилия Разделителя более чем духовен. Он основан на исторических реалиях ненасильственного сопротивления. Автор основал события своего романа на многих исторических исследованиях, особенно на трудах историка мира Джина Шарпа . Роман включает в себя множество биологических исследований эволюции врожденной способности к ненасилию. Например, участие детей в ненасильственном сопротивлении основано на глубоких инстинктивных реакциях, обнаруженных у людей и родственных им млекопитающих. [ нужна ссылка ]
ЛГБТ-темы
[ редактировать ]Роман был описан как изображение «лесбийско-феминистской эко-утопии». [5] и лесбийский сепаратизм . [6] Женщины Шоры любят и размножаются друг с другом, а гомосексуальность на Валедоне запрещен и называется «аморальным сожительством». [7] Слончевски заявил, что «женщины океана из Двери в океан» пансексуальны « - они любят независимо от пола». [8]
Джейн Л. Донаверт утверждает, что «Дверь в океан» усложняет условности научно-фантастических лесбийских сепаратистских утопий за счет включения молодого мужчины в состав «Соучастников Шоры». Она пишет, что Шпинель «просят стать настоящим мужчиной-женщиной, мужчиной-лесбиянкой», вступая в сексуальные отношения с Листрой, Делительницей, без проникновения. [9]
Квакерство
[ редактировать ]Ненасилие «Sharer» является отражением квакерского духа Слончевского. [1] Слончевски сказал, что «у участников много общего с квакерами, особенно в динамике их «встреч». [10]
История развития
[ редактировать ]Слончевски описала свои мотивы написания «Двери в океан» , сказав: «Я действительно хотела написать о том, как страны Восточной Европы могут освободиться от советского господства». [11] Книга была отклонена издательством Del Rey Books , опубликовавшим более ранний роман Слончевского « Still Forms on Foxfield» , а также несколькими другими издательствами. В интервью Слончевский объяснил эти отказы словами: «Это было до распада Советского Союза, и существовала абсолютная догма о том, что мир никогда не работает. Никто не хотел смотреть на книгу, в которой говорилось обратное». [8]
«Дверь в океан» — первая книга из серии «Элизиум», за ней следуют «Дочь Элизиума» (1993), «Детская звезда» (1998) и «Мозговая чума» (2000). [8]
История публикаций
[ редактировать ]- 1986, США, Арбор Хаус , ISBN 978-0-87795-763-8 , февраль 1986 г., твердый переплет.
- 1987, США, Avon Books , ISBN 978-0-380-70150-6 , февраль 1987 г., мягкая обложка
- 1987, Великобритания, Женская пресса, ISBN 978-0-7043-4069-5 , июнь 1987 г., мягкая обложка
- 2000, США, Orb Books , ISBN 978-0-312-87652-4 , октябрь 2000 г., мягкая обложка
Литературное значение и прием
[ редактировать ]1985 года Обзор Library Journal настоятельно рекомендовал этот роман, заявив, что «Слончевски создает полностью женскую ненасильственную культуру, которая выходит за рамки феминизма и дает новое определение человеческой природы». [12]
В другой культуре
[ редактировать ]Нью-йоркский художник Зиемба в 2017 году выпустил «звуковой ароматный туман» под названием «Дверь в океан» в честь романа Слончевского. [13]
Награды и номинации
[ редактировать ]- «Дверь в океан» получила в 1987 году премию Мемориала Джона У. Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман. [14] – впервые эту награду получила женщина [10]
- Он был номинирован на премию «Прометей» 1987 года за лучший роман. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Боллинджер, Лорел (январь 2009 г.). «Сдерживание множества: новый взгляд на метафору инфекции в научной фантастике» . Экстраполяция . 50 (3): 377–399. дои : 10.3828/extr.2009.50.3.2 . ISSN 0014-5483 .
- ^ Отто, Эрик К. (2012). «Экофеминистские теории освобождения в научной фантастике Салли Миллер Геархарт, Урсулы К. Ле Гуин и Джоан Слончевски». В Вакоче, Дуглас А. (ред.). Феминистский экокритицизм, окружающая среда, женщины и литература . Лексингтонские книги. стр. 13–38. ISBN 9780739176832 .
- ^ Jump up to: а б Стифьелл, Селина. « Женщины-монстры и морские перемены: воображение погружения в спекулятивную феминистскую фантастику ». Докторская диссертация в Норвежском университете науки и технологий , 2024 г.
- ^ Винт, Шерил (2010). «Исследования животных в эпоху биоэнергетики» . Научно-фантастические исследования . 37 (3): 444–455 – через Gale OneFile.
- ^ Батт, Эми (23 февраля 2023 г.). «Придуманная земля: архитектура, научная фантастика и поверхность воображаемых миров» . Архитектура и культура : 1–23. дои : 10.1080/20507828.2023.2169822 . ISSN 2050-7828 .
- ^ Авинпока Акуругу, Констанс (07 января 2021 г.). «Женщины как участники насилия в отношении женщин: анализ насилия между женщинами в брачном пространстве» . Гендерные и женские исследования . 4 (1). doi : 10.31532/gendwomensstud.4.1.001 . ISSN 2638-177X .
- ^ Донаверт, Джейн Л. (1996). Дочери Франкенштейна: женщины, пишущие научную фантастику . Издательство Сиракузского университета. п. 97. ИСБН 9780815626862 .
- ^ Jump up to: а б с «Джоан Слончевски: Поле открытий» . Локус Онлайн . 9 марта 2014 г. Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Донаверт, Джейн Л. (1996). Дочери Франкенштейна: женщины, пишущие научную фантастику . Издательство Сиракузского университета. стр. 97–100. ISBN 9780815626862 .
- ^ Jump up to: а б «Особенное интервью: Джоан Слончевски», стр. 12–18 в « Обзоре SFRA, август/октябрь 1998 г. » (1998). Информационный бюллетень SFRA (Ассоциация исследований научной фантастики).
- ^ Шелленберг, Джеймс; Свитцер, Дэвид М. (16 августа 1998 г.). «Интервью с Джоан Слончевски» . Сложная судьба . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «Дверь в океан». Библиотечный журнал . 110 (20): 129. 1 декабря 1985 г. ISSN 0363-0277 .
- ^ Сакселби, Рут (3 марта 2017 г.). «Знакомьтесь с Зиембой, музыкантом, использующим ароматы для формирования времени и пространства» . ФЕЙДЕР . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Уолтон, Джо (20 сентября 2009 г.). «Самоназвание и ускорение смерти: «Дверь в океан» Джоан Слончевски» . Реактор . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «Премия «Прометей» за лучший роман — номинанты» . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 16 мая 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Романы 1986 года
- Научно-фантастические романы 1986 года
- Феминистские научно-фантастические романы
- Премия Джона В. Кэмпбелла за лучшие научно-фантастические романы, получившие награду
- Романы на лесбийские темы
- Спекулятивные фантастические романы о ЛГБТ
- Книги Арбор Хаус
- Подводные романы
- Пасторальная научная фантастика
- Романы о генной инженерии
- Сепаратистский феминизм