Феминистская научная фантастика
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Апрель 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о |
Секс и сексуальность в спекулятивная фантастика |
---|
Часть серии о |
Феминизм |
---|
Портал феминизма |
Феминистская научная фантастика — поджанр научной фантастики (сокращенно «НФ»), ориентированный на такие феминистские темы, как: гендерное неравенство , сексуальность , раса , экономика , воспроизводство и окружающая среда . [1] Феминистская научная фантастика является политической из-за своей склонности критиковать доминирующую культуру. Некоторые из наиболее известных феминистских научно-фантастических произведений иллюстрируют эти темы, используя утопии для исследования общества, в котором не существует гендерных различий или гендерного дисбаланса власти, или антиутопии для исследования миров, в которых гендерное неравенство усиливается, тем самым утверждая необходимость феминистской работы. продолжить. [2] [3]
Научная фантастика и фэнтези служат важными проводниками феминистской мысли, в частности, мостами между теорией и практикой. Никакие другие жанры так активно не привлекают представления о конечных целях феминизма: миры, свободные от сексизма, миры, в которых вклад женщин (в науку) признается и ценится, миры, которые исследуют разнообразие женских желаний и сексуальности, и миры, выходящие за рамки гендера. .
— Элис Рэй Хелфорд [4]
Определение
[ редактировать ]Феминистская научная фантастика — это поджанр научной фантастики (сокращенно НФ), в котором основное внимание уделяется теориям, включающим феминистские темы, включая, помимо прочего, гендерное неравенство , сексуальность , расу , экономику и воспроизводство . [5] Феминистская научная фантастика охватывает более широкий диапазон, чем сама научная фантастика, охватывая фэнтези , утопию и антиутопию , ужасы (например, Энн Райс ). истории о вампирах [6] Марлин С. Барр отметила, что то, что называют феминистской «НФ», на самом деле вообще не является «НФ», потому что оно касается не «точной науки», а стремления женщин к власти. Она думала, что нам нужно заново изобрести такой термин, как феминистская выдумка. [7]
Фэнтези-литература де-факто является привилегированным жанром для решения феминистских тем. Поскольку эта литература позволяет задуматься о будущем, о возможностях человечества и науки, она позволяет сосуществовать всем прогрессивным и новаторским идеям. [8] Таким образом, чтобы квалифицироваться как феминистская научная фантастика, истории должны нести политический посыл, бросающий вызов парадигме мужского/женского пола в обществе. Имея это в виду, в начале 1990-х годов американский феминистский журнал для фанатов Aurora SF опубликовал список из десяти уровней феминизма для измерения политического содержания текста. Эта градация политического послания варьируется от простых вопросов о патриархальном обществе до эгалитарного дискурса между полами, систематической критики мужчин и создания феминистских и лесбийских утопий . [8]
В своей книге «В щелях мировой машины: феминизм и научная фантастика » шотландская писательница Сара ЛеФану проводит различие между феминистской научной фантастикой и женской научной фантастикой постольку, поскольку последняя оказывает при этом определенное влияние на развитие научной фантастики в целом, отвергая сексизм и показывая женщины-герои, не выдвигает феминистских требований. [8]
Феминистская научная фантастика (НФ) различает женщин- писателей-фантастов и авторов -феминисток -фантастов. [9] И женщины, и феминистские авторы научной фантастики исторически значимы для феминистского поджанра научной фантастики, поскольку женщины-писатели повысили заметность женщин и увеличили их перспективы в литературных традициях научной фантастики, в то время как писатели-феминистки выдвинули на первый план политические темы и образы в своих произведениях. [9] Поскольку различия между женщиной и феминисткой могут быть размытыми, вопрос о том, считается ли произведение феминистским, может быть спорным, но существуют общепринятые канонические тексты, которые помогают определить поджанр.
История
[ редактировать ]Раннее Новое время
[ редактировать ]Еще во времена Реставрации Англии женщины-писатели использовали темы научной фантастики и воображаемого будущего, чтобы исследовать женские проблемы, роли и место в обществе. Это можно увидеть уже в 1666 году в Маргарет Кавендиш » «Пылающем мире , в котором она описывает утопическое королевство, которым управляет императрица. Эта основополагающая работа привлекла внимание некоторых критиков-феминисток , таких как Дейл Спендер , которая считала ее предшественником жанра научной фантастики в более общем плане. [10] Другой ранней писательницей научной фантастики была Мэри Шелли . В ее романе «Франкенштейн» (1818 г.) речь шла о бесполом создании новой жизни, и некоторые считают его переосмыслением истории Адама и Евы . [11]
Ее книга представляет собой критику дарвинистских идей , а также использования науки без этической рефлексии, а также взглядов XVII века, согласно которым наука была наделена определенной мужественностью, направленной на проникновение в тайны природы, представленные как другие, женские и объективированный. [12] [13] [14] [15] [16] Книга проложила путь к будущим исследованиям темы киборгов феминистской научной фантастикой. [17] [18] и имел длительное влияние. [19]
Во Франции «Путешествие Милорда Сетона на семь планет» писательницы-феминистки Анны де Румье-Робер Мари - , опубликованное в 1758 году, считается одним из первых научно-фантастических романов. [20] Отказываясь игнорировать вклад, внесенный женщинами в науку и культуру исключительно на благо мужчин, Мари-Анн Робер написала познавательную историю, призванную развить критические способности женщин и, в конечном итоге, способствовать их эмансипации. [21]
Феминизм первой волны (избирательное право)
[ редактировать ]Женщины-писательницы, участвовавшие в утопическом литературном движении конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, можно считать первыми феминистскими авторами научной фантастики. Их тексты, появившиеся во время первой волны феминистского движения , часто затрагивали проблемы сексизма, представляя различные миры, которые бросали вызов гендерным ожиданиям. В 1881 году «Мизора : Пророчество» описало мир, предназначенный только для женщин , с технологическими инновациями, такими как партеногенез , видеофоны и искусственное мясо. [22] [9]
За ним последовали другие феминистские утопические произведения, такие как Элизабет Бергойн Корбетт « Новая Амазония: предвкушение будущего» (1889). В 1892 году поэтесса и аболиционистка Фрэнсис Харпер опубликовала «Иолу Лерой» , один из первых романов афроамериканки. Действие происходит на довоенном Юге . В нем рассказывается о жизни женщины смешанной расы, преимущественно белого происхождения , и отражаются надежды многих афроамериканцев на социальное равенство - расы и пола - во время Реконструкции . [23] В фильме «Открытие параллели» (1893) главный герой-мужчина летит на «самолете» на Марс, посещая два разных «марсианских» общества; в обоих случаях существует равенство между мужчинами и женщинами. В одном из них, Палеверии, женщины переняли негативные качества мужчин; в Каскии, другом, гендерное равенство «сделало оба пола добрыми, любящими и щедрыми». [24] Два американских популиста, А. О. Григсби и Мэри П. Лоу, опубликовали NEQUA или «Проблему веков» ( 1900 ), в которой исследуются вопросы гендерных норм и постулируются структурные неравенства . Это недавно [ когда? ] вновь открытый роман демонстрирует знакомые феминистские условности научной фантастики: героиня-рассказчица, маскирующаяся под мужчину, исследование сексистских нравов и описание будущего общества полой Земли (например, Мизора ), где женщины равны.
«Мечта султаны» (1905 ) бенгальской мусульманской феминистки Рокейи Сахават Хусейн посвящена ограниченной роли женщин в колониальной Индии . Книга Рокеи Сахавата Хуссейна, изображающая пурду с измененным полом в альтернативном технологически футуристическом мире, была описана как иллюстрирующая потенциал культурного понимания посредством смены ролей на ранних этапах формирования поджанра.
В утопическом романе «Беатрис Шестнадцатая » (1909) писательница-трансгендер Ирен Клайд создает мир, в котором пол больше не признается, а сама история рассказывается без использования гендерных существительных. [25] В том же духе Шарлотта Перкинс Гилман исследует и критикует ожидания женщин и мужчин, создавая однополый мир в «Херланде» ( 1915 ), возможно, самом известном из ранних феминистских научно-фантастических и утопических романов.
Среди франкоязычных авторов Рене Мари Гуро д'Абланкур опубликовала в 1909 году книгу «Вега-волшебница» , изображающую Л'Уазель , крылатую супергероиню и первую из франкоязычных серий супергероев. [26]
Рода Бротон также является одной из многих женщин XIX века, писавших в успешном жанре научной фантастики. [27]
Роза Роза (Эдит фон Хайнау) написала первую итальянскую феминистскую научную фантастику с аниме «Una donna con tre» в 1918 году. [28] [29] [30]
Между войнами
[ редактировать ]В 1920-х и 1930-х годах многие популярные научно-фантастические журналы преувеличивали взгляды на мужественность и публиковали изображения женщин, которые воспринимались как сексистские. [31] Эти взгляды тонко высмеивала Стелла Гиббонс в «Ферме холодного комфорта» (1932). [32] и намного позже Маргарет Этвуд в «Слепом убийце» (2000). Однако уже в 1920 году женщины-писательницы того времени, такие как Клэр Уингер Харрис («Беглый мир», 1926) и Гертруда Бэрроуз Беннетт ( « Заявлено » , 1920), опубликовали научно-фантастические рассказы, написанные с женской точки зрения и иногда затрагивающие гендерные вопросы. и темы, связанные с сексуальностью.
Джон Уиндхэм , писавший под своим ранним псевдонимом Джон Бейнон Харрис, был редким писателем, включившим женские роли в такие рассказы, как «Приключения на Венере» ( «Чудесные истории» , 1932), в которых смешанная команда отправляется на Венеру. История начинается в будущем, в котором женщины больше не будут порабощены беременностью и родами благодаря искусственным инкубаторам, которым противостоит религиозное меньшинство. Женщины использовали эту свободу для выбора профессий, включая химию. Мировоззрение Уиндема было настолько редким, что в сериализации его романа «Безбилетный пассажир на Марс» один редактор журнала «исправил» имя главного героя Джоан на Джон. Затем Уиндему пришлось написать им новую последнюю часть, чтобы заменить заключение, в котором Джоан влюбилась и забеременела. [33]
Судьба «Посейдонии» , 1927 год.
[ редактировать ]Первым научно-фантастическим рассказом, опубликованным в журнале женщиной в Америке, была «Судьба Посейдонии» , написанная Клэр Уингер Харрис в 1927 году. Рассказ был опубликован Хьюго Гернсбеком в журнале « Удивительные истории» . Рассказ был опубликован в рамках конкурса научной фантастики, на который было предложено 300 рассказов. Хьюго Гернсбак обратился к читателям своего журнала с призывом принять участие в этом конкурсе, предложив им прислать тексты с описанием обложки «Удивительных историй» в декабре 1926 года. На обложке был изображен океанский лайнер, плывущий в космосе. Используя термин «поклонники» для описания своих читателей-мужчин и женщин, стирая границу между читательской аудиторией и писательством, он впервые позволил женщинам принять участие. В 1920-е годы возникло то, что позже стало «фандомом». [34]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Эпохи после Второй мировой войны и холодной войны были ключевым и часто упускаемым из виду периодом в истории феминистской научной фантастики. [9] В это время авторы-женщины использовали жанр научной фантастики для критической оценки быстро меняющегося социального, культурного и технологического ландшафта. [9] Женщины-писатели-фантасты в период после Второй мировой войны и холодной войны непосредственно занимались исследованием воздействия науки и технологий на женщин и их семьи, что было в центре внимания общественного сознания в 1950-х и 1960-х годах. Эти женщины-писатели научной фантастики часто публиковались в научно-фантастических журналах, таких как The Avalonian , Astounding , The Magazine of Fantasy and Science Fiction и Galaxy , которые были открыты для новых историй и авторов, раздвигающих границы формы и содержания. [9]
В начале Холодной войны произошла реструктуризация экономики, технологические достижения, новые отечественные технологии ( стиральные машины , электроприборы ), [35] повышение экономической мобильности формирующегося среднего класса , [36] и акцент на потребительских практиках, [37] создали новую технологичную домашнюю сферу, в которой женщины были ограничены новой профессией – профессиональной домохозяйкой . [38] [39] Опубликованные феминистские научно-фантастические истории рассказывались с точки зрения женщин (персонажей и авторов), которые часто отождествляли себя с традиционными ролями домохозяек или домохозяек, что во многих отношениях было подрывным актом, учитывая традиционно ориентированную на мужчин природу жанра научной фантастики и общества того времени. [9]
В «Галактическом пригороде » автор Лиза Яшек находит многих женщин-писателей научной фантастики послевоенной эпохи, таких как Джудит Меррил , автор книг « Это всего лишь мать » (1948), «Дочери Земли» (1952), «Проекта няни» (1955). ), «Дама была бродягой» (1957); Элис Элеонора Джонс «Жизнь, Корпорация» (1955), «Счастливый клоун» (1955), «Офицер по подбору персонала» (1955); и Ширли Джексон «Один обычный день с арахисом» (1955) и «Знамение» (1958). [9] Эти авторы часто размывали границы феминистской научной фантастики и феминистской спекулятивной фантастики , но их работа заложила существенную основу для авторов- феминисток второй волны, которые могли напрямую участвовать в феминистском проекте. «Проще говоря, женщины обратились к научной фантастике в 1940-х, 1950-х и 1960-х годах, потому что она предоставила им растущую аудиторию для художественной литературы, которая была одновременно социально вовлеченной и эстетически новаторской». [9] : 22
Феминизм второй волны
[ редактировать ]К 1960-м годам научная фантастика сочетала сенсационность с политической и технологической критикой общества. С приходом второй волны феминизма роль женщин в этом «подрывном, расширяющем сознание жанре» была поставлена под сомнение. [40] Тремя известными текстами этого периода являются Урсулы К. Ле Гуин ( «Левая рука тьмы» 1969), Мардж Пирси » «Женщина на краю времени (1976) и Джоанны Расс » «Женщина-мужчина (1970). Каждый из них подчеркивает то, что авторы считают социально сконструированными аспектами гендерных ролей , создавая миры с бесполыми обществами. [41] Двое из этих авторов были пионерами феминистской критики научной фантастики в 1960-е и 1970-е годы, написав эссе, собранные в «Языке ночи» (Ле Гуин, 1979) и «Как подавить женское письмо» (Русс, 1983). Также следует отметить книгу Мадлен Л'Энгл « Трещина во времени» (1962), написанную для детей и подростков, в которой главную роль играет 13-летняя девочка Мэг Мерри, чья мать, миссис Марри, является ученым со степенями в области естественных наук. биология и бактериология. Роман Л'Энгл определенно научно-фантастический, феминистский и глубоко христианский, это первый из ее серии « Квинтет времени» . Приключениям Мэг на других планетах, галактиках и измерениях в « Морщине» помогают три древних существа: Миссис Что, Миссис Которая и Миссис Кто, которые « тессируют » путешествовать на огромные расстояния. Книга «Морщина во времени» была награждена медалью Ньюбери в 1963 году и никогда не выходила из печати. Мужчины также внесли свой вклад в литературу феминистской научной фантастики. В частности, Сэмюэля Р. Делани рассказ « Время, рассматриваемое как спираль полудрагоценных камней». (1968), получивший премию Хьюго за лучший рассказ в 1970 году, повествует о жизни гея, включающей темы садомазохизма, пола, значения языка, а также о том, как высшее и низшее общество встречаются друг с другом, в то время как его роман «Вавилон» В -17 главным героем и главным героем является цветная женщина-аутистка. [42] В фильме Октавии Батлер «Сородичи» (1979) рассказывается история афроамериканки, живущей в Соединенных Штатах в 1979 году, которая бесконтрольно путешествует во времени на довоенный Юг. Роман ставит сложные вопросы о природе сексуальности, пола и расы, когда настоящее сталкивается с прошлым. [10]
«Порода демонов» - это научно-фантастический роман Джеймса Х. Шмитца 1968 года , в котором главная героиня Найлс Этланд, вооруженная только интеллектом и глубоким знанием своей родной среды, союзников и науки, запугала инопланетный вид, намеревавшийся вторгнуться. Шмитц, который спустя полвека после своей смерти до сих пор пользуется культовой аудиторией, в десятках романов и рассказов имел дело почти исключительно с компетентными и умными главными героинями женского пола.
1980-е годы и далее
[ редактировать ]Феминистская научная фантастика продолжается и в 1980-х годах Маргарет Этвуд романом «Рассказ служанки» (1985), антиутопической историей о теократическом обществе, в котором женщин систематически лишали всякой свободы. Книга была мотивирована страхом перед возможными регрессивными последствиями для прав женщин. Шери С. Теппер , пожалуй, наиболее известна своим сериалом «Настоящая игра» , в котором исследуются « Земли истинной игры» , часть планеты, исследованная человечеством где-то в будущем. В ноябре 2015 года она получила премию World Fantasy Award за жизненные достижения . за этот сериал [43] [44] Теппер писал под несколькими псевдонимами, включая Эй Джей Орд, Э. Э. Хорлак и Би Джей Олифант. [45] Кэрол Эмшвиллер — еще одна феминистская писательница научной фантастики, чьи самые известные работы — «Кармен Дог» (1988), «Гора» (2002) и «Мистер Бутс» (2005). Эмшвиллер также писал научно-фантастические статьи для журнала фэнтези и научной фантастики с 1974 года. [46] В 2005 году она выиграла премию World Fantasy Award за жизненные достижения за свой роман «Гора» (2002). [46] Этот роман исследует менталитет жертвы/хищника через инопланетную расу. [47] Другой автор 1980-х годов, Памела Сарджент , написала «Серию семян», в которую вошли «Земное семя » , «Дальнее семя» и «Искатель семян» (1983–2010), «Серия Венеры» о терраформировании Венеры , в которую входят «Венера снов» , «Венера «Тени» , «Дитя Венеры» (1986–2001) и «Берег женщин» (1986). Сарджент также является лауреатом премии «Пилигрим» 2012 года за пожизненный вклад в исследования НФ/Ф. Лоис Макмастер Буджолд получила премию «Хьюго» и премию «Небьюла» за свою повесть «Горы траура » , которая входит в ее серию « Сага о Форкосиганах » (1986–2012). Эта сага включает в себя точки зрения ряда персонажей меньшинств, а также глубоко затрагивает медицинскую этику , идентичность и половое размножение .
Более поздние авторы научной фантастики освещают то, что, по их мнению, является несправедливостью, которая все еще распространена. Во время беспорядков в Лос-Анджелесе американской писательницы японского происхождения Синтии Кадохаты « была опубликована работа В сердце долины любви » (1992). Ее история, действие которой происходит в 2052 году, исследует напряженность между двумя группами, определяемыми как «имущие» и «неимущие», и написана глазами девятнадцатилетней девушки азиатского и африканского происхождения. спуск. [48] Нало Хопкинсон ( «Влюбиться в гоминидов» 2015) представляет собой сборник ее рассказов, сюжеты которых варьируются от исторического фэнтези, связанного с колониализмом в Карибском бассейне, до манипуляций с возрастом, до этнического разнообразия в стране фейри и других. [49]
В начале 1990-х годов появилась новая возможность награждения авторов научной фантастики-феминисток. Премия Джеймса Типтри-младшего — это ежегодная литературная премия за произведения научной фантастики или фэнтези , которые расширяют или исследуют понимание гендера ( Элис Шелдон была писательницей, публиковавшей научную фантастику под псевдонимом Типтри). Авторы научной фантастики Пэт Мерфи и Карен Джой Фаулер инициировали это последующее обсуждение на конференции WisCon в феврале 1991 года. Публикации авторов в феминистской научной фантастике после 1991 года теперь имели право на получение награды, названной в честь одного из любимых авторов этого жанра. Сама Карен Джой Фаулер считается писательницей-феминисткой научной фантастики благодаря своим рассказам, таким как «Чего я не видела», за который она получила премию «Небьюла» в 2004 году. Эта история является данью уважения Шелдону и описывает экспедицию по охоте на горилл. в Африке. Пэт Мерфи также получила ряд наград за свои феминистские научно-фантастические романы, в том числе за свой второй роман «Падающая женщина» (1986), рассказ о личном конфликте и визионерских переживаниях, действие которых происходит во время полевого археологического исследования, за которое она получила премию Премия «Небьюла» в 1988 году. В том же году она выиграла еще одну премию «Небьюла» за рассказ « Влюбленная Рэйчел ». Ее сборник рассказов « Точки отправления» (1990) получил премию Филипа К. Дика , а ее новелла 1990 года «Кости» получила премию World Fantasy Award 1991 года . [50]
Среди других лауреатов премии Джеймса Типтри-младшего: «Воробей» Мэри Дориа Рассел (1996), «Черное вино» Кандаса Джейн Дорси (1997), «Редвуд» и «Дикий огонь» Андреа Хейрстон (2011), [51] «Армия Кархаллана» Сары Холл (2007), «Аммонит» Николы Гриффит (1993) и «Дитя завоевателя» Сьюзи Макки Чарнас (1999). Все эти авторы оказали важное влияние на мир научной фантастики, добавив феминистскую точку зрения к традиционно мужскому жанру.
Эйлин Ганн Научно-фантастический рассказ «Приходя к соглашению» получил премию «Небьюла» (2004) в США и премию «Чувство гендера» (2007) в Японии, а также был дважды номинирован на премию Хьюго , премию Филипа К. Дика и Мировой премии фэнтези , а также вошел в шорт-лист премии Джеймса Типтри-младшего . Ее самая популярная антология рассказов — «Сомнительные практики », в которую входят рассказы «Вверх по пожарной дороге» и «Рубить дрова, нести воду». Она также редактировала «Хроники WisCon 2: Провокационные эссе о феминизме, расе, революции и будущем» вместе с Л. Тиммелом Дюшаном . [52] Дюшан известна в феминистском научно-фантастическом сообществе своим первым романом «Аланья – Алания » (2005), первым из пяти серий под названием «Цикл Маркссана». Действие игры «От Алании до Алании» разворачивается на земле недалекого будущего, контролируемой правящим классом, в котором доминируют мужчины, по образцу сегодняшнего корпоративного мира. Дюшан также опубликовал ряд рассказов и является редактором Aqueduct Press . Лиза Гольдштейн — еще одна уважаемая писательница-феминистка. Повесть «Темные комнаты » (2007) — одно из ее наиболее известных произведений, а еще один из ее романов, «Неопределенные места» , получил премию Mythopoeic Award как лучший роман для взрослых в 2012 году.
Повторяющиеся темы
[ редактировать ]Произведения феминистской научной фантастики часто схожи по целям, над достижением которых они работают, а также по темам и сюжетным линиям, на которых они сосредотачивают внимание для достижения этих целей. Феминистская научная фантастика – это научная фантастика, которая несет в себе феминистские идеалы и продвижение социальных ценностей, таких как гендерное равенство и устранение патриархального угнетения . Феминистские научно-фантастические произведения часто представляют собой образы, повторяющиеся в научной фантастике, с упором на гендерные отношения и гендерные роли. Многие элементы научной фантастики, такие как киборги и имплантаты, а также утопии и антиутопии, обретают контекст в гендерной среде, создавая реальный контраст с современными гендерными отношениями, оставаясь при этом произведениями научной фантастики.
Утопические и антиутопические общества
[ редактировать ]Представления утопических и антиутопических обществ в феминистской научной фантастике уделяют повышенное внимание гендерным ролям , одновременно противодействуя антиутопической философии 20-го века. [53] [54] Философы-мужчины, такие как Джон Ролз , Исайя Берлин и Майкл Окшотт , часто критикуют идею утопии, предполагая, что было бы невозможно создать утопию без насилия и гегемонии. Многие произведения научной фантастики, написанные мужчинами, а также философские утопические мысли отвергают утопии как нечто недостижимое, тогда как в феминистской научной фантастике утопическое общество часто представляется как нечто одновременно достижимое и желательное. [55]
Антиутопические философии и феминистская научная фантастика расходятся в вопросе о возможности достижения утопии. В статье «Реабилитация утопии: феминистская научная фантастика и поиск идеала», опубликованной в журнале Contemporary Justice Review, философы против мечты об утопии утверждают, что «во-первых, это ожидание того, что утопия оправдывает насилие, во-вторых, ожидание, что утопия сводит индивидуальные желания в одна общественная норма, и третья — ожидание того, что утопия требует роботизированного сосредоточения на решении проблем». В феминистской научной фантастике утопии часто реализуются через общее стремление к идеальному обществу. Один из таких романов кратко изложен в вышеупомянутой статье, Шарлотты Перкинс Гилман романе «Герланд» , в котором «Гилман прекрасно улавливает утопический импульс о том, что все проблемы разрешимы. Она создает общество, в котором каждое рассмотрение вопроса направлено на рациональный ответ». [55] Утопия Гилмана представлена как нечто достижимое и достижимое без конфликта, не допускающее насилия и не уничтожающее индивидуализм.
В серии «Притчи» феминистской писательницы-фантаста Октавии Батлер антиутопическая философия подвергается критике через антиутопическую обстановку. В первом романе « Притча о сеятеле » после разрушения своего дома и семьи Лорен Оламина, одна из многих, кто живет в антиутопическом, неуправляемом обществе, стремится сформировать свою собственную утопическую религию под названием «Семя Земли». Утопическое творение Оламины не оправдывает использование насилия как средства, каким бы целесообразным оно ни было, для оправдания цели, достижения утопии, какой бы желательной она ни была. Тем не менее, мы являемся свидетелями того, что она не может избежать насилия, поскольку оно является результатом не более чем пропаганды идей, отличных от тех, которых придерживается большинство тех, кто живет в рамках нынешней социальной структуры, какой бы дезорганизованной и неуправляемой эта социальная структура ни была. Батлер утверждает, что утопическое общество никогда не может быть создано как существо, полностью отделенное от внешнего мира, - одно из наиболее распространенных убеждений об условиях, необходимых для достижения утопии. Утопия Оламины и Батлера представлена как сообщество с общим видением, которое не навязывается всем внутри него. [55]
Одной из общих тенденций феминистских научно-фантастических утопий является существование утопических миров как однополых – чаще всего женских, ранним примером является роман Эмилии Фрейтас 1899 года « A Rainha do Ignoto» . [56] В литературных произведениях женские утопии изображаются свободными от конфликтов и намеренно свободными от мужчин. Одногендерные утопии женской научной фантастики свободны от конфликтов, которые феминизм стремится устранить, таких как патриархальное угнетение и гендерное неравенство, присущее патриархальному обществу. В заявлении об этих однополых утопиях Джоанна Расс , автор книги «Женщина-мужчина» , предположила, что общества, состоящие только из мужчин, не были написаны, потому что в патриархальном обществе угнетение мужчин не является такой актуальной проблемой, как угнетение женщин. [57]
Утопия как идеал, к которому нужно стремиться, не является концепцией, полностью ограничивающейся феминистской научной фантастикой, однако многие нефеминистские научно-фантастические произведения часто отвергают утопию как недостижимую цель и поэтому считают, что стремление к утопии следует считать опасным и бесплодным. Антиутопическая теория фокусируется на том, «как» осуществить переход от нынешнего общества к утопическому будущему. В феминистской научной фантастике достижение утопического будущего зависит от способности признать необходимость улучшения и настойчивости в преодолении препятствий, существующих на пути создания утопического общества. [55]
Представительство женщин
[ редактировать ]Возможно, самая очевидная привлекательность научной фантастики для женщин-писателей – феминисток или нет – это возможности, которые она предлагает для создания женщины-героя. Требования реализма в современном или историческом романе устанавливают ограничения, не ограничивающие вселенные, доступные научной фантастике. Хотя в истории научной фантастики встречается мало героических, реалистичных или даже оригинальных образов женщин, у этого жанра был потенциал, признанный женщинами-писателями, привлеченными к нему в 1960-х и 1970-х годах. До этого времени привлекательность женщин-писателей была не так уж велика. Влияние феминизма на сферу научной фантастики можно наблюдать не только в самих научно-фантастических текстах, но и в развитии феминистских подходов к критике и истории научной фантастики, а также в разговорах и дебатах в научно-фантастическом сообществе. Один из главных споров идет о представлении женщин в научной фантастике.
В своей статье «Переосмысление женской власти посредством феминистской научной фантастики» Мария ДеРоуз предполагает, что «Один из великих ранних социалистов сказал, что статус женщины в обществе является довольно надежным показателем степени цивилизованности этого общества. верно, то очень низкий статус женщин в научной фантастике должен заставить нас задуматься о том, цивилизована ли вообще научная фантастика». [58] Женское движение заставило большинство из нас осознать тот факт, что научная фантастика полностью игнорирует женщин. Это «недостаток признательности» является основной причиной того, что женщины бунтуют и активно борются за то, чтобы их заметили в поле. [59]
Вирджиния Вульф обращается к этому аспекту феминистской научной фантастики в статье «Феминистская критика и научная фантастика для детей». Обсуждая нехватку женщин в этой области, она заявляет: «В первый период, в девятнадцатом веке, очевидно, только две женщины писали научную фантастику, Мэри Шелли и Рода Бротон », и продолжает: «В начале двадцатого века , несколько женщин были успешными писателями-фантастами». Но «времена изменились. Репрессии уступили место сомнениям и откровенному бунту, и в научной фантастике 1960-х годов появились стилистические инновации и новые проблемы. влияние, которое различные общества или представления окажут на отдельных персонажей». [60] Андре Нортон , полуизвестный аналитик научной фантастики, также рассуждает в том же духе. Изучая один или несколько романов, с которыми она столкнулась, Нортон поняла, что создание персонажей и то, как они показаны, напрямую связаны с ситуацией в реальном мире. Отсюда она углубляется в персонажей этих феминистских романов и связывает их с реальным миром. Она завершает здесь статью в этом духе. Она хотела донести идею о том, что у феминисток есть способ заявить о себе. Теперь все их работы достаточно известны/популярны, чтобы их идеи могли быть обнародованы. Вирджиния Вульф может подтвердить этот факт. Она выдвинула идею о том, что женщины не были хорошо представлены в этой области до начала 1900-х годов, и добавила к этому факту, заявив: «Женщины плохо представлены в научной фантастике». [60] : 16
Отдельные персонажи, как мы знаем, имеют собственное восприятие и наблюдение за своим окружением. Персонажи таких романов, как «Девочка, которую подключили к сети» Джеймса Типтри и Маргарет Этвуд, » «Рассказ служанки полностью осознают сложившуюся ситуацию и свою роль в обществе. Эта идея является продолжением аргумента, представленного Андре Нортоном. Вольф утверждает то же самое в своем анализе творчества Ле Гуин , которая внесла большой вклад в произведения феминистской научной фантастики. Вольф утверждает: «Для Ле Гуин важно не то, как люди выглядят и как они себя ведут, а то, есть ли у них выбор и получают ли они уважение за то, кем они являются и что они делают, а не на основе пола. Феминизм для нее вопрос не в том, сколько женщин (или персонажей научной фантастики) являются домохозяйками, а в части нашей надежды на выживание, которая, по ее мнению, заключается в поиске баланса и интеграции». [60] : 15 Это вызывает множество вопросов о равенстве (дебаты продолжаются уже много лет), но, похоже, ни у кого нет ответа. В этом постоянном поиске равенства многие персонажи задаются одним и тем же вопросом: «Необходим ли гендер» (это, по совпадению, один из романов Ле Гуин, а также еще одна проблема, возникающая из гендерных предубеждений). Робин Робертс , американский историк литературы , рассматривает связь этих персонажей и то, что это значит для нашего общества сегодня. Робертс считает, что мужчины и женщины хотели бы быть равными, но не равны. Они должны вести одну и ту же битву, хотя на самом деле они сражаются друг с другом. Она также утверждает, что гендерное равенство было проблемой во всех течениях феминизма, а не только в феминистской научной фантастике. Вольф также решает эту проблему: «Как она объясняет в книге «Необходим ли гендер?», «Левая рука тьмы» убедила ее, что если бы мужчины и женщины были полностью и по-настоящему равны в своих социальных ролях, равны юридически и экономически, равны в свободе, в ответственности и самоуважения... наша центральная проблема не была бы той, которая есть сейчас: проблема эксплуатации – эксплуатации женщины, слабых, земли» (с. 159)». [60] : 13 Критика научной фантастики прошла долгий путь от своего защитного стремления создать канон. Все эти авторы демонстрируют, что критика научной фантастики затрагивает те же вопросы, что и другая литературная критика: раса, пол и политика самого феминизма. Вольф полагает, что, оценивая прежде всего американские тексты, написанные за последние сто двадцать лет, эти критики видят достоинства научной фантастики в ее умозрительных возможностях. При этом, однако, все отмечают, что анализируемые ими тексты отражают проблемы и проблемы исторического периода, в который была написана литература. ДеРоуз представляет свою статью, по сути, с тем же аргументом. Она говорит: «Власть женщин в научной фантастике сильно обесценилась за последние несколько лет». [58] : 70
Гендерная идентичность
[ редактировать ]Феминистская научная фантастика предлагает авторам возможность представить миры и будущее, в которых женщины не связаны стандартами, правилами и ролями, существующими в реальности. Скорее, этот жанр создает пространство, в котором гендерная бинарность может быть нарушена и можно исследовать различные сексуальности. [2]
Как объясняет Анна Гиларек, гендерные вопросы были частью феминистского дискурса на протяжении всего феминистского движения, а работы таких авторов, как Джоанна Расс и Мардж Пирси, исследуют и разоблачают угнетение по признаку пола. Гиларек обрисовывает в общих чертах два подхода к социальной критике через феминистскую научную фантастику: использование фантастических элементов, таких как «изобретенные миры, планеты, луны и земли», используемых для привлечения внимания к бедам общества путем их преувеличения, или более прямой подход». опираясь на реалистические методы, чтобы донести информацию о недостатках нашего мира и его социальной организации, в частности о продолжающемся неравенстве женщин». [4] В феминистской научной фантастике можно найти множество примеров переопределения гендерных ролей и гендерной идентичности: от инверсии гендерного угнетения до усиления гендерных стереотипов и стереотипов. В рассказе « Дело Сеггри » Урсулы Ле Гуин традиционные гендерные роли полностью поменяны местами. Мужчинам отведена роль спортсменов и проституток, в то время как женщины контролируют средства производства и имеют исключительный доступ к образованию. В » Маргарет Этвуд гендерное «Рассказе служанки угнетение преувеличено в обществе- антиутопии , в котором права женщин ущемлены, а плодовитым женщинам отведена роль служанок, которые будут рожать детей для дальнейшего развития человечества. Новые книги продолжают антиутопическую тему женщин, живущих в обществе, которое соответствует желаниям мужчин, за счет прав и благополучия женщин, как, например, в Луизы О'Нил молодежном романе «Только всегда твой» . В этой работе женщины больше не рождаются естественным путем, а генетически спроектированы еще до рождения так, чтобы они соответствовали физическим желаниям мужчин, а затем помещаются в школу, в которой их учат не думать (их никогда не учат читать) и концентрироваться. по внешности до тех пор, пока в шестнадцать лет они не будут оценены по красоте по шкале, при этом первая десятка становится невестой элитных мужчин, средняя десятка вынуждена вступить в сожительство, а нижняя десятка вынуждена продолжать свою жизнь в качестве инструкторов в школе в очень унизительной обстановке. обстоятельства. В сорок лет женщин усыпляют. В постапокалиптическом романе «Собери дочерей » Дженни Меламед , женщины, живущие в островном обществе, подвергаются сексуальной эксплуатации с детства, их заставляют выходить замуж в подростковом возрасте, а после того, как они становятся бабушками, они должны покончить жизнь самоубийством.
На протяжении десятилетий авторы научной фантастики и феминистки использовали разные подходы к критике гендера и гендерного общества. Хелен Меррик описывает переход от того, что Джоанна Расс называет традицией «Битвы полов», к более эгалитарному или андрогинному подходу. В историях о «Битве полов», также известных как «Доминирующая женщина», часто представлены матриархальные общества, в которых женщины преодолели своих патриархальных угнетателей и достигли доминирования. Эти истории отражают тревогу, которая воспринимает женскую власть как угрозу мужественности и гетеросексуальным нормам. Как объясняет Меррик: «И хотя они могут, по крайней мере, намекнуть на видение более равноправного гендерного социального порядка, эта возможность подрывается представлением женского стремления к большему равенству с точки зрения (стереотипного) мужского стремления к власти и доминированию». Примеры такого рода рассказов, написанных в 1920-х, 30-х и 50-х годах, включают «Остров друзей» Фрэнсиса Стивена и «Через Хьюитт Рэй» Маргарет Руперт; в 1978 году, Мэрион Циммер Брэдли выпустила роман «Руины Исиды » о футуристическом матриархате на планете-колонии людей, где мужчин крайне угнетают.
В 1960-х и 1970-х годах авторы-феминистки в научной фантастике отошли от «Битвы полов» и стали писать более эгалитарные рассказы и рассказы, стремившиеся сделать женственность более заметной. В книге Урсулы Ле Гуин « Левая рука тьмы » изображено андрогинное общество, в котором можно представить мир без пола. В Джеймса Типтри-младшего рассказе « Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь? » женщины можно увидеть во всей их человечности из-за отсутствия мужчин в постапокалиптическом обществе. [11] Работы Джоанны Расс, в том числе «Когда это изменилось» и «Женщина-мужчина», являются другими примерами исследования женственности и «деконструкции приемлемой, либеральной «цельной» женщины в сторону множественного, меняющегося постмодернистского чувства женской «самости». [23]
Комиксы и графические романы
[ редактировать ]Феминистская научная фантастика проявляется в таких популярных во всем мире средствах массовой информации, как комиксы , манга и графические романы . Одним из первых появлений сильного женского персонажа была супергерой Чудо -женщина , созданная совместно мужем и женой Уильямом Моултоном Марстоном и Элизабет Холлоуэй Марстон . В декабре 1941 года Чудо-женщина ожила на страницах All Star Comics и за прошедшие годы перевоплотилась из мультсериалов в игровые фильмы , оказавшие значительное культурное влияние . К началу 1960-х годов в комиксах Marvel уже было несколько сильных женских персонажей, хотя они часто страдали от стереотипной женской слабости, такой как обморок после интенсивной нагрузки. [61] К 1970-м и 1980-м годам на страницах комиксов начали появляться настоящие герои-женщины. [62] Этому способствовало появление самоидентифицированных писателей-феминисток, в том числе Анн Ноченти , Линды Файт и Барбары Кезель . По мере того как заметность женщин в комиксах увеличивалась, тип «героини, падающей в обморок», начал уходить в прошлое. Однако некоторые женщины-писатели комиксов, такие как Гейл Симона , считают, что женские персонажи по-прежнему отнесены к сюжетным устройствам (см. «Женщины в холодильниках »).
Феминизм в научно-фантастической сёдзё-манге был темой, среди прочего, в работах Мото Хаджио , на которых произведения Урсулы К. Ле Гуин оказали большое влияние. [63]
Кино и телевидение
[ редактировать ]Феминизм привел к созданию значительного количества научно-фантастических произведений, ориентированных на действие, с главными героями -женщинами : «Чудо-женщина». [64] (первоначально созданный в 1941 году) и «Бионическая женщина» во времена организованного женского движения 1970-х годов; Терминатор 2: Судный день и тетралогия «Чужой» [65] в 1980-е годы; и Зена, Королева Воинов , персонаж комиксов Рыжая Соня и Баффи – истребительница вампиров . [66] В научно-фантастическом сериале 2001 года «Темный ангел» фигурировала влиятельная главная героиня-женщина, причем гендерные роли между ней и главным мужским персонажем обычно меняются местами. [67]
Однако феминистки также создали научную фантастику, которая напрямую связана с феминизмом, помимо создания героев- женщин . Телевидение и кино предоставили возможности для выражения новых идей о социальных структурах и о том, как феминистки влияют на науку. [68] Феминистская научная фантастика дает возможность бросить вызов общественным нормам и предложить новые стандарты взглядов общества на гендер. [2] В этом жанре также рассматриваются категории «мужчина/женщина», показывая, чем женские роли могут отличаться от женских ролей. Таким образом, феминизм влияет на киноиндустрию, создавая новые способы исследования и рассмотрения мужественности/женственности и мужских/женских ролей. [69] Современный пример феминистского научно-фантастического телевидения можно найти в сериале «Черный сирота» , который затрагивает вопросы репродуктивной справедливости, науки, пола и сексуальности.
Фэндом
[ редактировать ]К 1970-м годам сообщество научной фантастики столкнулось с вопросами феминизма и сексизма внутри самой научно-фантастической культуры. Многократная премии Хьюго , лауреат писательница-фанатка , профессор литературы Сьюзен Вуд и другие организовали «феминистскую группу» на Всемирном съезде научной фантастики 1976 года, несмотря на значительное сопротивление. [70] : 291 Реакция на появление феминисток в рядах фанатов косвенно привела к созданию Женской АПА. [71] и Вискон . [72]
Феминистскую научную фантастику иногда преподают на университетском уровне, чтобы изучить роль социальных конструктов в понимании гендера. [73]
Публикации
[ редактировать ]В 1970-е годы были созданы первые феминистские научно-фантастические издания. [74] Наиболее известными являются журналы для фанатов «Ведьма и Хамелеон» (1974–1976) и «Янус» (1975–1980), которые позже стали называться Aurora SF (Aurora Speculative Feminism) (1981–1987). [75] Windhaven, журнал феминистской научной фантастики, издававшийся с 1977 по 1979 год Джессикой Амандой Салмонсон. [76] [77] в Сиэтле. [78] В тот момент также публиковались специальные выпуски журналов, посвященных встречам научной фантастики, например, журнал для фанатов симпозиума Хатру « Женщины в научной фантастике» в 1975 году. [79]
Критические работы
[ редактировать ]Дисциплина | Феминистская спекулятивная фантастика |
---|---|
Язык | Английский |
редакцией Под | Батья Вайнбаум |
Подробности публикации | |
История | 1999 – настоящее время |
Издатель | |
Частота | Раз в два года |
Стандартные сокращения | |
ИСО 4 | фемспец |
Индексирование | |
ISSN | 1523-4002 |
LCCN | sn99008204 |
OCLC нет. | 55471482 |
Ссылки | |
фемспец
[ редактировать ]Femspec — феминистский академический журнал, специализирующийся на работах, которые бросают вызов гендеру через умозрительные жанры, включая научную фантастику , фэнтези , магический реализм, мифические исследования в поэзии и постмодернистской фантастике, а также ужасы . [80] Отмечается сознательная мультикультурная направленность журнала, как по содержанию, так и по разнообразному составу редакционного коллектива. Первый номер вышел в 1999 году. [81] под редакционным руководством основателя Батии Вайнбаума , который до сих пор является главным редактором. Femspec все еще публикует данные по состоянию на 2021 год. [update] и привлек к печати более 1000 авторов, критиков и художников. Потеряв свой академический дом в мае 2003 года, они все чаще переходят жанры и печатают рецензии на все полученные книги и средства массовой информации, а также на мероприятия, на которых представлены творческие работы, творчески бросающие вызов гендеру, такие как интенциональные сообщества , перформансы и кинофестивали.
См. также
[ редактировать ]- Феминистская литература
- Список феминистских комиксов
- Однополые миры
- Женщины в спекулятивной фантастике
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вакоч, Дуглас А. , изд. (2021). Экофеминистская научная фантастика: международные взгляды на гендер, экологию и литературу . Лондон: Рутледж . ISBN 9780367716417 .
- ^ Jump up to: а б с Хелфорд, Элис Рэй (2005), «Феминизм», в Вестфале, Гэри (ред.), Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, стр. 289–291, ISBN 9780313329531 . Предварительный просмотр.
- ^ Вакоч, Дуглас А. , изд. (2021). Антиутопии и утопии на Земле и за ее пределами: феминистская экокритика научной фантастики . Лондон: Рутледж . ISBN 9780367716233 .
- ^ Jump up to: а б Хелфорд, стр.291.
- ^ Вакоч, Дуглас А., изд. (2021). Экофеминистская научная фантастика: международные взгляды на гендер, экологию и литературу . Исследования Рутледжа в мировой литературе и окружающей среде. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-71641-7 .
- ^ Блейн, Вирджиния; Клементс, Патрисия; Гранди, Изобель (1990). Феминистский спутник литературы на английском языке: женщины-писатели от средневековья до наших дней . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04854-4 .
- ^ Барр, Марлин С. (1992). Феминистские сказки: космическая/постмодернистская фантастика . Университет Айовы Пресс. дои : 10.2307/j.ctt20h6vjv . ISBN 978-0-87745-377-2 . JSTOR j.ctt20h6vjv .
- ^ Jump up to: а б с Зима, Николя (11 июня 2019 г.). «Воображённая женщина» . Средний (на французском языке) . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Яшек, Лиза (2008), «Писатели», в Яшек, Лиза (редактор), Галактический пригород: восстановление женской научной фантастики , Огайо, США: Издательство Университета штата Огайо, стр. 1–65, ISBN 9780814291535 .
- ^ Jump up to: а б Спендер, Дейл (1986), «Биографическое начало: Энн Клиффорд, Люси Хатчинсон, Энн Фэншоу, Маргарет Кавендиш», в Спендер, Дейл (редактор), «Матери романа» , Лондон: Pandora Press, стр. 43 , ISBN 9780863580819 .
- ^ Jump up to: а б Брайан Олдисс утверждал, что «Франкенштейна» следует считать первым настоящим научно-фантастическим рассказом, потому что, в отличие от предыдущих рассказов с фантастическими элементами, напоминающими элементы более поздней научной фантастики, главный герой «принимает осознанное решение» и «обращается к современным экспериментам в лаборатории». добиться фантастических результатов. См. «Отслоенная сетчатка: аспекты научной фантастики и фэнтези» Брайана Олдисса (1995), стр. 78 .
- ^ Энн К. Меллор (1988). «Феминистская критика науки». Франкенштейн: Мэри Шелли . Фрей.
- ^ Брайан Олдисс утверждал, что «Франкенштейна» следует считать первым настоящим научно-фантастическим рассказом, потому что в отличие от предыдущих рассказов с фантастическими элементами, напоминающими элементы более поздней научной фантастики, главный герой «принимает осознанное решение» и «обращается к современным экспериментам в лаборатории». ", чтобы добиться фантастических результатов. См. «Отслоенная сетчатка: аспекты научной фантастики и фэнтези» Брайана Олдисса (1995), стр. 78 .
- ^ Морганнхолли (21 марта 2022 г.). «Мэри Шелли: мать Франкенштейна и научной фантастики» . Литературный женский альманах . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Бруске, Яна (2012). Феминистские аспекты во Франкенштейне Энн К. Меллор и другие феминистские подходы к готическому роману Мэри Шелли . ГРИН Верлаг. ISBN 978-3-656-31618-3 . OCLC 1189477664 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Хаджетян, Сильвия (2008). Мэри Шелли «Франкенштейн и феминизм» . ГРИН Верлаг. ISBN 978-3-638-93194-6 . OCLC 724865512 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ О'Брайен, Джоди (2009). Энциклопедия гендера и общества . 2455 Teller Road Thousand Oaks California 91320 США: SAGE Publications, Inc. doi : 10.4135/9781412964517 . ISBN 978-1-4129-0916-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ автор., Харауэй, Донна Жанна. Киборгский манифест . OCLC 1091311575 . Проверено 23 октября 2022 г.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Франкенштейн Шелли: феминистский роман?» . Новости CNRS . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ Харт, Эрика (2018). Картезианские женщины: версии и подрывы рационального дискурса в старом режиме . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-2174-8 . OCLC 1100450131 . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Женское просвещение и свобода слова: Мария-Анна де Румье-Робер (1705-1771), неподвижная путешественница» . CRLV/Астролябия (на французском языке) . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ Джин Пфальцер, Утопический роман в Америке 1886–1896: Политика формы , Питтсбург, University of Pittsburgh Press, 1984; стр. 146-50.
- ^ Jump up to: а б Боргстрем, Майкл (зима 2006 г.). «Номинальная стоимость: двойственное гражданство в «Иоле Леруа» ». Афроамериканский обзор . 40 (4): 779–793. JSTOR 40033753 .
- ^ Сюзанна Ромейн, «Информирование о гендерных вопросах» , Лондон, Lawrence Erlbaum Associates/Taylor & Francisco, 1998; стр. 331-2.
- ^ «Клайд, Ирен» . СФЭ . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Забытая на столетие Л'Уазель, первый французский супергерой, снова взлетает» . Le Monde.fr (на французском языке). 01.04.2022 . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Вольф, Вирджиния (1982). «Феминистская критика и научная фантастика для детей» . Ежеквартальный журнал Ассоциации детской литературы . 7 (4): 13–16. дои : 10.1353/chq.0.0272 . ISSN 1553-1201 .
- ^ Пратеси, Людовико (6 ноября 2022 г.). «История писательницы и художницы Розы Розы | Artribune» (на итальянском языке) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Витале, Алессия (21 мая 2021 г.). «Итальянский двадцатый век знал гораздо больше женщин-писателей, чем мы можем себе представить» . Harper's BAZAAR (на итальянском языке) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Смартнеделя (11 мая 2018 г.). «Краудфандинговая кампания по возвращению в печать культовой книги «женского» футуризма » . Смартнеделя (на итальянском языке) . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Лиза Таттл в Clute and Nicholls 1995, стр. 1344.
- ^ Драйден, Кэролайн (2014). Быть женатым, заниматься гендером: критический анализ гендерных отношений в браке . Рутледж. ISBN 9781317725121 .
- ^ Биннс, Эми (2019). Хидден Уиндем, Жизнь, Любовь, Письма . Грейс Джадсон Пресс. ISBN 9780992756710 .
- ^ Ларбалестье, Жюстин (2006). «Глава 1 («Незаконное воспроизведение: «Судьба Посейдонии» Клэр Уингер Харрис») Джейн Донаверт». Дочери земли: феминистская научная фантастика в двадцатом веке . Интернет-архив. Мидлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 20–33. ISBN 978-0-8195-6675-1 .
- ^ «История бытовой техники-наука трассирующая пуля» . www.loc.gov . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Суддат, Клэр (2 февраля 2009 г.). «Средний класс» . Время . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Коэн, Лизабет (июнь 2004 г.). «Республика потребителей: политика массового потребления в послевоенной Америке» . Журнал потребительских исследований . 31 (1): 236–239. дои : 10.1086/383439 . PDF.
- ^ «Американский опыт WGBH: Tupperware! PBS» . Американский опыт . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Партнеры в победе в войне: американские женщины во Второй мировой войне» . www.nwhm.org . Архивировано из оригинала 31 июля 2016 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Лиза Таттл в Clute and Nicholls 1995, стр. 424.
- ^ Хелфорд, стр.290.
- ^ Стырский, Стефан (2005). «Отчаявшийся и человечный» . Отчет о книге «Лямбда» .
- ^ «Locus Online News» Победители World Fantasy Awards 2015» . www.locusmag.com . 08.11.2015 . Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ «Всемирная конвенция фэнтези 2015 — Награды за жизненные достижения» . www.wfc2015.org . Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ «Научная фантастика isfdb» Шери С. Теппер - Сводная библиография» . isfdb.org .
- ^ Jump up to: а б «Эмшвиллер, Кэрол» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ Векслер, Роберт Фриман (19 января 2010 г.). «Интервью Эмшвиллера (Роберт Фриман Векслер берет интервью у Кэрол Эмшвиллер)» . robertfreemanwexler.com . Лаконичный писатель (блог) . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ «Биография Синтии Кадохаты» . Энциклопедия мировой биографии .
- ^ Хеллер, Джейсон (11 августа 2015 г.). « Гоминиды» — это глубоко человеческое собрание спекулятивной фантастики» . Книги НПР . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
- ^ Всемирная конвенция фэнтези. «Лауреаты и номинанты премии» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2010 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ «Объявлен победитель премии Типтри 2011 года» . Совет Джеймса Типтри-младшего по литературной премии. Архивировано из оригинала 9 мая 2012 года . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Ганн, Эйлин ; Дюшан, Л. Тиммель , ред. (2007). Хроники Вискона. Том. 2: провокационные эссе о феминизме, расе, революции и будущем . Сиэтл, Вашингтон: Aqueduct Press. ISBN 9781933500201 .
- ^ Феррандо, Франческа (2015). «О рождении постчеловека: гендер, утопия и постчеловек». В Хаускеллере, М.; Карбонелл, К.; Филбек, Т. (ред.). Справочник по постгуманизму в кино и телевидении . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-43032-8 .
- ^ Вакоч, Дуглас А. , изд. (2021). Антиутопии и утопии на Земле и за ее пределами: феминистская экокритика научной фантастики . Рутледж . ISBN 9780367716233 .
- ^ Jump up to: а б с д Кертис, Клэр (2005). «Реабилитация утопии: феминистская научная фантастика и поиск идеала». Обзор современного правосудия . 8 (2): 147–162. дои : 10.1080/10282580500082507 . S2CID 143552697 .
- ^ Кавальканти, Илдни (2016). «Утопические исследования в Бразилии: корни и пути» . Утопические исследования . 27 (2): 210–229. doi : 10.5325/utopianstudies.27.2.0210 . ISSN 1045-991X . JSTOR 10.5325/utopianstudies.27.2.0210 . S2CID 148556770 .
- ^ Ромейн, Сюзанна (1999). Общение о гендере . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. п. 329.
- ^ Jump up to: а б ДеРоуз, Мария (весна 2005 г.). «Переосмысление женской власти посредством феминистской научной фантастики». Экстраполяция . 46 (1): 66–89. дои : 10.3828/extr.2005.46.1.8 .
- ^ Нортон, Андре (лето 1985 г.). «Феминистский Крысолов в Сан-Франциско». Ежеквартальный журнал Ассоциации детской литературы . 10 (2): 66–70. дои : 10.1353/chq.0.0179 . S2CID 143650199 .
- ^ Jump up to: а б с д Вольф, Вирджиния (зима 1982 г.). «Феминистская критика и научная фантастика для детей». Ежеквартальный журнал Ассоциации детской литературы . 7 (4): 13–16. дои : 10.1353/chq.0.0272 . S2CID 145211439 .
- ^ Райт, Брэдфорд В. (2003), «Великая держава и великая ответственность: супергерои в сверхдержаве, 1956–1967», в книге Райт, Брэдфорд В. (редактор), « Нация комиксов: трансформация молодежной культуры в Америке» , Балтимор : Издательство Университета Джонса Хопкинса , с. 219 , ISBN 9780801865145 . Предварительный просмотр.
- ^ Райт, стр.221.
- ^ Эбихара, Акико (2002). «Феминистские фантазии Японии: маргинальное чтение с унисекс-воспроизведением в качестве ключевой концепции» . Полы . 36 . Архивировано из оригинала 07.11.2014.
- ↑ Первоначальный создатель «Чудо-женщины» Уильям Моултон Марстон , психолог, прямо заявил, что ему нужна женщина-герой, достойная быть образцом для подражания для молодых женщин. «Даже девочки не хотят быть девочками, пока нашему женскому архетипу не хватает силы, силы и власти. Не желая быть девочками, они не хотят быть нежными, покорными, миролюбивыми, как хорошие женщины. Сильные женские качества. стали презираемыми из-за своей слабости. Очевидным решением является создание женского персонажа со всей силой Супермена и всей привлекательностью хорошей и красивой женщины». Марстон в речи американского ученого (1943).
- ^ Кун, Аннет , изд. (1990). Чужая зона: теория культуры и современное научно-фантастическое кино . Лондон: Версо. ISBN 9780860919933 .
- ↑ Джосс Уидон , создатель Баффи , часто называл себя феминистом и установил, что его мотивы создания персонажа Баффи были феминистскими.
- ^ Джоуэтт, Лорна (осень 2005 г.). «По максимуму: воплощение пересечений в Dark Angel » . Реконструкция: исследования современной культуры . 5 (4). Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 г. Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ Минискуль, Кэролайн. «Приготовьтесь к Марсу! Обзор женщин-ученых в научно-фантастических фильмах пятидесятых годов » . The ThunderChild.com: Интернет-журнал и справочники по научной фантастике и фэнтези . Проверено 13 декабря 2009 г.
- ^ Холлингер, Вероника (2003), «Феминистская теория и научная фантастика», Джеймс, Эдвард; Мендлесон, Фара (ред.), Кембриджский спутник научной фантастики , Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 125–134, ISBN 9780521016575 .
- ^ Гомолл, Жанна (2009), « ВисКон », Рид, Робин (редактор), Женщины в научной фантастике и фэнтези , Том 1: Обзоры , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, стр. 290–301, ISBN 9780313335914 .
- ^ Квилтер, Лора . «Краткая история феминистской НФ/Ф и женщин в НФ/Ф» . feministsf.org . Феминистская научная фантастика, фэнтези и утопия. Архивировано из оригинала 4 октября 2018 г. Проверено 11 января 2014 г.
- ^ МакКленахан, Кэтрин (1996), «Вискон, тогда и сейчас», в различных (редакторах), Wiscon 20 Souvenir Book , Мэдисон, SF3: Wiscon 20, стр. 46–48.
{{citation}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Липс, Хилари М. (октябрь 1990 г.). «Использование научной фантастики для преподавания психологии пола и гендера». Преподавание психологии . 17 (3): 197–198. дои : 10.1207/s15328023top1703_17 . S2CID 145519594 .
- ^ Женщины киберпанка, феминизм и научная фантастика: критическое исследование, Карлен Лавин, McFarland & Company, 2013, стр.25
- ^ «Феминистский SFF и утопия: журналы, информационные бюллетени и журналы» . feministsf.org . Архивировано из оригинала 03 августа 2017 г. Проверено 25 декабря 2017 г.
- ↑ « Ворота в вечность: история научно-фантастических журналов с 1970 по 1980 год» , Майк Эшли, Liverpool University Press, 2007, стр.252.
- ^ Амазонки!, Список дополнительной литературы, DAW Books, 1979.
- ^ Политика и стипендия: феминистские академические журналы и производство знаний , Патрис Макдермотт, University of Illinois Press, 1994, стр.105
- ^ Чтение научной фантастики , Джеймс Ганн, Марлин Барр, Мэтью Канделария (редакторы), Пэлгрейв Макмиллан, 2009, стр.170
- ^ «Фемспец» . Энциклопедия научной фантастики . 20 сентября 2016 г. Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Штатный писатель. «О нас: Краткая история нашей организации» . femspec.org . Femspec, Государственный университет Кливленда . Архивировано из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 23 сентября 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Клют, Джон ; Николлс, Питер (1993). Энциклопедия научной фантастики (2-е изд.). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина . ISBN 9780312134860 .
- Хелфорд, Элис Рэй (2005), «Феминизм», в Вестфале, Гэри (ред.), Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, стр. 289–291, ISBN 9780313329531 . Предварительный просмотр.
- Райт, Брэдфорд В. (2003). Нация комиксов: трансформация молодежной культуры в Америке . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 9780801865145 . Предварительный просмотр.