Соларпанк

Соларпанк — это литературное и художественное движение, которое мечтает и работает над реализацией устойчивого будущего, взаимосвязанного с природой и обществом. [3] [4] [5] «Солнечная энергия» представляет солнечную энергию как возобновляемый источник энергии и оптимистическое видение будущего, которое отвергает климатический обреченность . [6] в то время как «панк» означает «сделай сам» , а также контркультурные , посткапиталистические и деколониальные аспекты создания такого будущего. [7]
Как поджанр научно-фантастической литературы и художественное движение , соларпанк работает над тем, как могло бы выглядеть будущее, если бы человечеству удалось решить основные современные проблемы с акцентом на устойчивое развитие, влияние человека на окружающую среду и решение проблем изменения климата и загрязнения . Особенно как поджанр, он связан с производными от киберпанка и может заимствовать элементы из утопии и фэнтези . жанров [6]
Соларпанк служит контрастом для жанра киберпанка, особенно в индустрии моды. [8] Оба жанра создают и консолидируют постиндустриальную контркультуру; Соларпанк провоцирует бунт через изображение протоэкологических социоэкологических отношений, тогда как Киберпанк продвигает тему бунта через обособленную вторичную среду, которая часто имеет место в материальных информационных сферах, виртуальных ландшафтах и антиутопических городских средах. Solarpunk черпает вдохновение из богемного стиля . Конвергенция энвайронментализма и искусства служит основой для обоих поджанров. Интерпретация социального коллективизма в Solarpunk сильно контрастирует с индивидуальностью богемной контркультуры; Соларпанк признает индивидуальность неотъемлемым компонентом прогрессизма и определяет социокультурные различия как стимул к изменениям, хотя соларпанк включает эти элементы в более широкую социоэкологическую основу таким образом, который контрастирует с богемным утверждением о том, что только индивидуальность действует как единственный стимул для перемен. [9]
Фон
[ редактировать ]Термин «солнечный панк» был придуман в 2008 году в блоге под названием «От стимпанка к солнечному панку». [10] в котором анонимный автор, взяв за вдохновение дизайн MS Beluga Skysails (первого в мире корабля, частично приводящегося в движение воздушным змеем с компьютерным управлением ), концептуализирует новый поджанр спекулятивной фантастики, в котором стимпанк фокусируется на конкретных технологиях, но руководствуется практичность и современная экономика. [11] В том же духе в 2009 году литературный публицист Мэтт Стэггс опубликовал в своем блоге «Манифест GreenPunk», описывающий свое видение технофильного жанра, ориентированного на познаваемые технологии «сделай сам» и с упором на позитивные экологические и социальные изменения. [12] [13] После того, как визуальный художник Оливия Луиза опубликовала на Tumblr концепт-арт эстетики солнечного панка в 2014 году, [14] Исследователь Адам Флинн внес свой вклад в форум научной фантастики Project Hieroglyph, дав дальнейшее определение нового жанра. [15] [16] На основе заметок Флинна и материалов, опубликованных на веб-сайте Solarpunks.net, в 2019 году был опубликован «Манифест солнечного панка» , в котором солнечный панк описывается как «движение в спекулятивной фантастике, искусстве, моде и активизме, которое стремится ответить и воплотить в жизнь вопросы: «Что такое устойчивое развитие?» и как туда добраться ? как выглядит цивилизация , [17]
Темы и философия
[ редактировать ]Возобновляемая энергия
[ редактировать ]Хотя солярпанк не имеет конкретной политической идеи, он по умолчанию учитывает необходимость коллективного движения в сторону отказа от загрязняющих форм энергии. [18] Он практикует префигуративную политику , создавая пространства, где принципы движения можно исследовать и демонстрировать, применяя их в реальной жизни. Соларпанки практикуют это движение различными способами, включая создание и проживание в сообществах (например, экопоселениях ), выращивание собственной еды и этику «сделай сам» работы с тем, что доступно, включая вдумчивое применение технологий. [19] [20]
Отказ от пессимизма
[ редактировать ]Истории, происходящие в далеком будущем или в фантастических мирах, часто изображают социальные неудачи, узнаваемые современной аудиторией. [21] Эти неудачи могут включать в себя гнетущий дисбаланс богатства или власти, деградацию естественной среды обитания или процессов, а также последствия изменения климата. Могут присутствовать доказательства несправедливости, такие как социальная изоляция и экологический расизм . Катастрофические последствия не обязательно предотвращаются, но солнечный панк имеет тенденцию представлять контр-антиутопическую перспективу. Их миры не обязательно утопичны, скорее солнечный панк стремится представить альтернативу пессимистическому, последовательному антиутопическому исходу. [22] темы этики «сделай сам», дружелюбия, самодостаточности , социальной инклюзивности и позитивной психологии Для достижения этой цели часто используются . Эта точка зрения также более тесно отражает идеалы панк-идеологии , такие как антипотребительство , эгалитаризм и децентрализация , чем киберпанк, который обычно включает в себя главных героев с панк-верованиями, но в обстановке, которая используется скорее как предупреждение о потенциальном будущем. [22] [23]
Устойчивые технологии
[ редактировать ]Интеграция технологий в общество таким образом, чтобы улучшить социальную , экономическую и экологическую устойчивость , занимает центральное место в солнечном панке. [22] Он резко контрастирует с киберпанком, который изображает высокоразвитые технологии, которые мало влияют на социальные, экономические и экологические проблемы или иным образом усугубляют их. В то время как киберпанк предполагает, что человечество становится все более отчужденным от своей естественной среды и подчиняется технологиям, соларпанк предполагает условия, в которых технологии позволяют человечеству лучше сосуществовать с самим собой и окружающей средой. [ нужна ссылка ]
Соларпанк больше похож на стимпанк, чем на киберпанк. И стимпанк, и солярпанк представляют себе новые миры, но с разными первичными источниками энергии; соответственно, паровые двигатели и возобновляемые источники энергии . [24] Хотя стимпанк больше фокусируется на истории и использует эстетику викторианской эпохи , соларпанк больше использует стиль модерн и смотрит в будущее. Соларпанк также имеет некоторые общие элементы с ретрофутуризмом , афрофутуризмом , бионикой и декоративно-прикладным искусством . Ретрофутуристская переоценка технологии, ее стремление к понятной механике и отказ от загадочной технологии черного ящика в пользу подходящей технологии . [25] встречаются в произведениях соларпанка. Как и противодействие афрофутуристов массово-культурной однородности, расплате за несправедливость и использованию архитектуры и технологий для исправления дисбаланса сил и проблем доступности. [22]
Этос «сделай сам»
[ редактировать ]Хотя соларпанк связан с технологиями, он также охватывает низкотехнологичные способы устойчивого образа жизни, такие как садоводство , пермакультура , регенеративный дизайн , библиотеки инструментов , пространства для творчества , открытый исходный код , позитивная психология , метапознание и «сделай сам» этика . Его темы могут отражать экологическую философию , такую как ярко-зеленый энвайронментализм и социальная экология , а также панк-идеологии, такие как анархизм , социализм , антипотребительство , антиавторитаризм , антикапитализм , гражданские права , объединение и децентрализация . [26]
Художественное движение и эстетика
[ редактировать ]
Как арт-движение, соларпанк возник в 2010-х годах как реакция на преобладание мрачных постапокалиптических и антиутопических средств массовой информации наряду с растущим осознанием социальной несправедливости, последствий изменения климата и неразрывного экономического неравенства . Поскольку постапокалиптика и антиутопия были повсеместно распространены в средствах массовой информации, соларпанк стал привлекательной альтернативой. [23] Solarpunk оптимистичен, но реалистичен в решении современных проблем. [27]

Визуальную идентичность соларпанка, выраженную Оливией Луизой и последующими художниками, сравнивают с модерном с его изображениями растений, использованием извилистых линий, таких как хлыстовая травма , и интеграцией прикладного искусства в изобразительное искусство. Присутствует движение декоративного искусства и ремесел , оказавшее влияние на модерн. [28] [29] и его построенные формы отражают Фрэнка Ллойда Райта органическую архитектуру . [21] Эстетика соларпанка обычно использует естественные цвета, ярко-зеленый и синий, а также намеки на различные культурные корни. студии Boeri Примеры этой эстетики включают Bosco Вертикале в Милане, изображение Ваканды в Marvel Studios » « Черной Пантере и Ауроа в Tom Clancy's Ghost Recon Breakpoint , расширение «Зеленые города» Cities: Skylines и некоторые студии Ghibli фильмы , в частности «Замок в Небо и Навсикая из Долины Ветров . [30] [31] В отличие от киберпанка, который изображается как обладающий темной, мрачной эстетикой, окруженной искусственной и властной искусственной средой, отражающей отчуждение и порабощение, соларпанк яркий, со светом, который часто используется в качестве мотива и в образах, чтобы передать чувства чистоты и изобилия. и равенство, но также, в качестве альтернативы, может использоваться для обозначения чего-то, что «поднимает все под себя, [] эмблемы тирании [и] надзора». [11]
Вымысел
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]
В литературе соларпанк — это поджанр научной фантастики, хотя он также может включать элементы других типов спекулятивной фантастики, таких как фэнтези и утопическая фантастика. Это производная от киберпанка , в отличие от киберпанка из-за его особой экстраполяции влияния технологий на общество и прогресс . Персонажи киберпанка, как правило, маргинализированы быстрыми технологическими изменениями или поглощены технологиями, в то время как архетип соларпанка описывается как «герой-творец». [21] кто стал свидетелем экологической катастрофы или неспособности центральных властей адаптироваться к кризисам или несправедливости, часто в защиту природы и способами, которые позволяют истории проиллюстрировать оптимистические результаты. [30] Его художественные произведения иллюстрируют возможные миры, не игнорируя механику или ингредиенты того, как они были созданы. [29]
Ранее опубликованные романы, вписывающиеся в этот новый жанр, включали « » Урсулы К. Ле Гуин ( Всегда возвращаясь домой 1985). [32] и «Обделенные» (1974), Эрнеста Калленбаха » «Экотопия (1975), Стэнли Робинсона » Кима «Тихоокеанский край (1990) и Стархока » «Пятая священная вещь (1993), в основном за изображения современных миров, переходящих к более устойчивому развитию. общества. [22] Однако первыми откровенными записями, опубликованными в этом жанре, были рассказы в антологиях Solarpunk: Ecoological and Fantastic Stories in a Sustainable World (2012) (которые были третьей частью трилогии издателя, состоящей из сборников рассказов, которым предшествовали Vaporpunk и Dieselpunk ). [33] Крылья обновления: антология драконов солнечного панка (2015 г.), Sunvault: истории солнечного панка и экоспекуляций (2017 г.) и «Стекло и сады» (2018 г.). [34] В 2018 году автор Бекки Чемберс согласилась написать две новеллы в стиле соларпанк для Tor Books и опубликовала «Псалом для диких созданий» (2021) и «Молитва для застенчивых корон» (2022). [35]
В статье Slate 2019 года автор Ли Константину заявил, что авторы солнечного панка «... заявляют о своей приверженности «изобретательности, творчеству, независимости и общности», идя при этом вразрез с «нигилистическими тенденциями киберпанка и реакционными тенденциями стимпанка». утверждает, что соларпанк является амбициозным, поскольку его цель - дать «предложения относительно того, какую научную фантастику или фэнтези нам следует писать». [36] Соларпанк может включать в себя элементы обыденной научной фантастики . В интервью Solarpunk Futures с Ниной Мунтяну по поводу ее солярпанковского романа «Дневник в эпоху воды » она сказала, что добавила элементы обыденной научной фантастики, чтобы добавить в историю «жесткий реализм обыденного». [37] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Фильм
[ редактировать ]Исследование сорока четырех самых популярных американских научно-фантастических фильмов показало, что природа игнорируется в видениях будущего, изображенного в городах с монокультурными лужайками и декоративными садами. Природа никогда не изображается в этих фильмах новаторским или интегрированным образом с будущей человеческой цивилизацией. В лучшем случае природа просто изображается как фоновый мотив . В исследовании художникам предлагалось «сотрудничать, чтобы представить, как интегрировать природу и биоразнообразие в изображения городов будущего». [38]
Настольные ролевые игры
[ редактировать ]Нуменера — это постапокалиптическая страна , но она включает в себя элементы панка, поскольку имеет авторитарные правительства в средневековом европейском стиле и опирается на устойчивые технологии.
Solarpunk 2050 — это сеттинг Solarpunk для Fate (ролевой игровой системы), опубликованный в 2023 году. Действие происходит в ближайшем будущем, в котором общество восстанавливается после климатической катастрофы. Три фракции изо всех сил пытаются договориться о том, как правильно это сделать.
Критика
[ редактировать ]Некоторые, например, исследователь солнечного панка Адам Флинн, обеспокоены тем, что солнечный панк может оказаться «зеленым» из-за эстетики, которая создает видимость устойчивости без устранения коренных причин реальных экологических проблем . Флинн отмечает, что такие изображения, как «роскошные квартиры с зеленой крышей , которые обесценивают существующие поселения и могут в конечном итоге нанести больший ущерб окружающей среде», являются «фальшивым урбанизмом солнечного панка». [39]
Архитектура
[ редактировать ]
Архитектура Solarpunk характеризуется сочетанием природных элементов с элементами человеческого общества. Примером этого могут быть небольшие жилища с ветряными мельницами или другими зелеными, самодельными автономными технологиями, а также густонаселенные городские районы.
Реальные примеры архитектуры солнечного панка включают Сингапурский ботанический сад , единственные сады, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; итальянский Boscoвертикалье , который в 2014 году стал первым в мире небоскребом с положительным содержанием кислорода; и неоандийская архитектура Боливии Фредди Мамани , которая успешно воссоздала традиционные конструкции, используемые колонизированными народами, дальновидным и устойчивым образом.
См. также
[ редактировать ]- Анархо-примитивизм
- Движение «обратно на землю»
- Климатическая фантастика
- Коттеджкор
- Уменьшение роста
- Экокритицизм
- Экофантастика
- Экологическое искусство
- Экологическая справедливость
- Зеленый анархизм
- Нур Ннеди Окорафор
- Экология с открытым исходным кодом
- Ревайлдинг (биология сохранения)
- Социальная экология
- Техногайизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон, Клэр (04 апреля 2022 г.). «Вы верите в климатические решения? Возможно, вы просто солнечный панк» . Исправить . Проверено 18 октября 2022 г.
В качестве практического вдохновения солярпанк обращается к пермакультуре и сельскому хозяйству коренных народов, устойчивой архитектуре, такой как Earthships и Arcosanti, а также к движению производителей и культуре DIY.
- ^ «Земные корабли: экологичные здания из мусора» . Свободомыслие . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ Рейна-Розо, Хуан Давид (2021). «Искусство, энергетика и технологии: движение солярпанк» . Международный журнал инженерии, социальной справедливости и мира . 8 (1): 47–60. дои : 10.24908/ijesjp.v8i1.14292 . ISSN 1927-9434 . S2CID 233805052 .
Соларпанк — это движение в области спекулятивной фантастики, искусства, моды и активизма, которое стремится ответить и воплотить вопрос: «Как выглядит устойчивая цивилизация и как мы можем этого достичь?»
- ^ Андерсон-Нэт, Бен; Чарльз, Грант (2020). «Радикальный потенциал воображаемого» . Службы по делам детей и молодежи . 41 (2): 105–107. дои : 10.1080/0145935X.2020.1789297 . ISSN 0145-935X . S2CID 221051729 .
Соларпанк проще всего понимать как ответ на деградацию окружающей среды и социальные конфликты, в центре которого лежат надежда и возможности, а не тщетность и отчаяние. Это относительно новое выражение, возникшее в разных жанрах: в искусстве, литературе и активизме.
- ^ Гиллам, Уильям Джозеф (2023). «Манифест солярпанка: превращение воображаемого в реальность» . Философии . 8 (4): 73. doi : 10.3390/philosophies8040073 .
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Исайя (май 2020 г.). « Соларпанк» и педагогическая ценность утопии» . Журнал устойчивого образования . 23 .
«Солнечная энергия» сама по себе является отсылкой к солнечной энергии, от фотоэлектрических элементов до пассивного отопления — чистой, устойчивой, возобновляемой энергии с минимальным выбросом углекислого газа. Во тьме климатической тревоги соларпанк — это луч надежды, указывающий путь к пригодному для жизни будущему.
- ^ Рейна-Розо, Хуан Давид (05 марта 2021 г.). «Искусство, энергетика и технологии: движение солярпанк» . Международный журнал инженерии, социальной справедливости и мира . 8 (1): 47–60. дои : 10.24908/ijesjp.v8i1.14292 . ISSN 1927-9434 . S2CID 233805052 .
«Панк» в Solarpunk — это бунт, контркультура, посткапитализм, деколониализм и энтузиазм. Речь идет о том, чтобы двигаться в направлении, отличном от основного направления, которое все больше движется в пугающем направлении.
- ^ Рейна-Розо, JD (2021). Искусство, энергетика и технологии: движение соларпанк. Международный журнал инженерии, социальной справедливости и мира, 8 (1), 47–60. https://doi.org/10.24908/ijesjp.v8i1.14292
- ^ Уилсон, Элизабет. «Богемное платье и героизм повседневной жизни». Теория моды 2.3 (1998): 225–244.
- ^ «От стимпанка к соларпанку» . Республика пчел. 30 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Рис (сентябрь 2019 г.). « Это блестящее слияние магии и технологий»: соларпанк, энергетические воображения и инфраструктура солнечной энергии» . Открытая гуманитарная библиотека . 5 (1): 1–35. дои : 10.16995/olh.329 . S2CID 194629261 .
- ^ Дэвис, Лорен (19 августа 2009 г.). «Может ли Гринпанк стать новым стимпанком?» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 г.
- ^ Хагеман, Эндрю (июль 2012 г.). «Проблема представления экологического будущего: «Заводная девушка» Паоло Бачигалупи». Научно-фантастические исследования . 39 (2): 301. doi : 10.5621/sciefictstud.39.2.0283 .
- ^ Луиза, Оливия (2014). «Страна масок и драгоценностей. Вот кое-что, что постоянно крутилось у меня в голове…» Страна масок и драгоценностей . Архивировано из оригинала 23 ноября 2014 г.
- ^ Флинн, Адам (4 сентября 2014 г.). «Соларпанк: Заметки к манифесту» . иероглиф.asu.edu . Проект Иероглиф. Архивировано из оригинала 28 июня 2015 г.
- ^ Джейкобс, Сюзанна (10 ноября 2015 г.). «Этот энтузиаст научной фантастики хочет воплотить в жизнь «солнечный панк» . Грист . Архивировано из оригинала 11 ноября 2015 г.
- ^ «Манифест солярпанка» . re-des.org . Регенеративный дизайн. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Гамильтон, Дженнифер (19 июля 2017 г.). «Объяснитель: «солнечный панк», или как быть оптимистом-радикалом» . Разговор .
- ^ Пеское-Янг, Линн (23 ноября 2018 г.). «Чему можно научиться у движения соларпанк» . Перемонтировать . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Стемпень, Катажина. « «БУДУЩЕЕ [НЕ] НАШЕ ВИДЕТЬ» — ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СОЛАРПАНКЕ» (PDF) . ТЕЧЕНИЯ. Журнал молодых английских филологических мыслей и обзоров . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Хантинг, Эрик (30 сентября 2021 г.). «О солярпанке» . Научно-физический журнал .
- ^ Jump up to: а б с д и Джонсон, Исайя (май 2020 г.). « Соларпанк» и педагогическая ценность утопии» . Журнал устойчивого образования . 23 .
- ^ Jump up to: а б Исм, Карин; Лейр, Жюльен (06 сентября 2020 г.). «Соларпанк выращивает великолепный новый мир в трещинах старого» . Центр сингулярности . Архивировано из оригинала 06 сентября 2020 г. Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Боффа, Адам (12 декабря 2018 г.). «По крайней мере, мы знаем, что у конца света будет и светлая сторона» . Лонгриды . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Рейна-Розо, Хуан Давид (05 марта 2021 г.). «Искусство, энергетика и технологии: движение солярпанк» . Международный журнал инженерии, социальной справедливости и мира . 8 (1): 47–60. дои : 10.24908/ijesjp.v8i1.14292 . ISSN 1927-9434 .
- ^ «Соларпанк: децентрализованное общество» . 12 июля 2018 г.
- ^ Стронг Хансен, Кэтрин (2021). «Оптимистическая фантастика как инструмент этической рефлексии в STEM». Журнал академической этики (19): 425–439.
- ^ Хир, Джит (10 ноября 2015 г.). «Новые утописты» . Новая Республика . ISSN 0028-6583 . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Уилк, Эливия. «Является ли украшение солнечных панелей преступлением?» . e-flux.com . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Онг, Алексис (28 апреля 2021 г.). «Хватит киберпанка — пришло время соларпанку сиять» . ПК-геймер .
- ^ Слава, Зи (13 января 2021 г.). «Полное руководство по SOLARPUNK: мода, фильмы, эстетика и многое другое» . Журнал ИМПОС . Архивировано из оригинала 13 января 2021 г. Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Венстром, Эмили (март 2021 г.). «Введение в жанр соларпанк» . Книга Бунт .
- ^ Когбилл-Сейдерс, Элиза (сентябрь 2018 г.). «Соларпанк: экологические и фантастические истории в устойчивом мире» . Мировая литература сегодня .
- ^ Кэмерон, Роб (30 октября 2019 г.). «В поисках афро-соларпанка, часть 2: Социальная справедливость — технология выживания» . Тор.com .
- ^ «Представляем новую серию «Монах и робот» Бекки Чемберс» . Тор.com . 16 апреля 2020 г.
- ^ Константину, Ли (15 января 2019 г.). «Что-то не так в нашей научной фантастике. Почему мы не можем уйти от киберпанка?» . slate.com . Сланец . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Мунтяну, Нина (январь 2022 г.). «О написании обнадеживающих антиутопий и смешении художественной литературы с научной литературой» . ninamunteanu.me . Нина Мантяну. Тренер по писательскому мастерству . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Хедблом, Маркус; Прево, Анн-Каролина; Грегуар, Аксель (01 августа 2022 г.). «Научно-фантастические блокбастеры – проблема или путь к городской зелени?» . Городское лесное хозяйство и городское озеленение . 74 : 127661. doi : 10.1016/j.ufug.2022.127661 . ISSN 1618-8667 .
- ^ «Соларпанк – это не красивая эстетика. Речь идет о конце капитализма» . www.vice.com . Проверено 21 октября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фёрч, Михаэль (13 июня 2019 г.). «Fridays for Future встречается с научной фантастикой: что такое солнечный панк?» . 1Е9 (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 г. Проверено 4 июля 2021 г.
- Маршалл, Алан (2019). «Использование любимых произведений литературы для предсказания будущего городов» , The Conversation, 15 марта 2019 г.
- Уильямс, Рис (10 марта 2018 г.). «Соларпанк: против дерьмового будущего» . Лос-Анджелесский обзор книг .