Jump to content

Мягкая научная фантастика

Фотография Урсулы К. Ле Гуин, стоящей и читающей вслух в книжном магазине.
Урсула К. Ле Гуин , одна из выдающихся писательниц мягкой научной фантастики.

Мягкая научная фантастика , или мягкая научная фантастика , — это категория научной фантастики , имеющая два разных определения, в отличие от жесткой научной фантастики . [1] Он исследует «мягкие» науки (например, психологию , политологию , социологию ), в отличие от «точных» наук (например, физики , астрономии , биологии ). [1] Это также может относиться к научной фантастике, которая ставит человеческие эмоции выше научной точности или правдоподобия. [1]

Мягкая научная фантастика любого типа часто больше связана с изображением спекулятивных обществ и отношений между персонажами, чем с реалистичным изображением спекулятивной науки или техники. [2] Этот термин впервые появился в конце 1970-х годов и приписывается австралийскому литературоведом Питеру Николлсу .

Определение

[ редактировать ]
Фотография Питера Николлса, сидящего во время панельной дискуссии.
Питер Николлс , первый человек, засвидетельствовавший использование термина «мягкая научная фантастика».

В «Энциклопедии научной фантастики » Питер Николлс пишет, что «мягкая НФ» — это «не очень точный термин НФ» и что контраст между жестким и мягким «иногда нелогичен». [3] Фактически, границы между «жестким» и «мягким» не являются ни определенными, ни общепризнанными, поэтому не существует единого научного стандарта «твердости» или «мягкости». Некоторые читатели могут посчитать любое отклонение от возможного или вероятного (например, путешествие со скоростью, превышающей скорость света, или паранормальные способности) признаком «мягкости». Другие могут рассматривать акцент на характере или социальных последствиях технологических изменений (какими бы возможными или вероятными они ни были) как отход от проблем науки, техники и технологий, которые, по их мнению, должны быть в центре внимания жесткой научной фантастики. Учитывая отсутствие объективных и четко определенных стандартов, «мягкая научная фантастика» указывает не на жанр или поджанр научной фантастики, а на тенденцию или качество — один полюс оси, на другом полюсе которого находится «научная фантастика».

В «Дивных новых словах» с подзаголовком «Оксфордский словарь научной фантастики » мягкой научной фантастике даются два определения. Первое определение — это художественная литература, которая в первую очередь сосредоточена на достижениях или экстраполяциях мягких наук ; это социальные науки , а не естественные науки . Второе определение — это научная фантастика, в которой наука не важна для истории. [4]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «мягкая научная фантастика» образовался как дополнение к более раннему термину « жесткая научная фантастика» .

Самое раннее известное упоминание этого термина находится в книге Питера Николлса «1975: Год научной фантастики» в журнале Nebula Award Stories 11 (1976). Он написал: «Тот же список показывает, что уже установившийся переход от жесткой научной фантастики (химии, физики, астрономии, технологии) к мягкой научной фантастике (психологии, биологии, антропологии, социологии и даже [...] лингвистике) продолжается сильнее, чем всегда." [4]

Черно-белая фотография Герберта Уэллса, стоящего в костюме.
Герберт Уэллс , ранний образец мягкого писателя-фантаста.

Пол Андерсон в книге « Идеи для писателей научной фантастики» (сентябрь 1998 г.) описал Герберта Уэллса как образец мягкой научной фантастики: «Он сосредоточился на персонажах, их эмоциях и взаимодействиях», а не на какой-либо науке или технологии, лежащей в основе, например, невидимого. люди или машины времени. [4] [5] Джеффри Уоллманн предполагает, что мягкая научная фантастика выросла из готической фантастики Эдгара Аллана По и Мэри Шелли . [6]

Кэрол МакГирк в книге Fiction 2000 (1992) утверждает, что «мягкая школа» научной фантастики доминировала в этом жанре в 1950-х годах, с началом холодной войны и притоком новых читателей в жанр научной фантастики. [7] Ранними представителями жанра мягкой научной фантастики были Альфред Бестер , Фриц Лейбер , Рэй Брэдбери и Джеймс Блиш , которые были первыми, кто совершил «радикальный» разрыв с традицией жесткой научной фантастики и «принял экстраполяцию явно внутрь себя», подчеркивая персонажи и их характеристики. [7] Приводя конкретные примеры из этого периода, МакГирк описывает роман Урсулы К. Ле Гуин 1969 года «Левая рука тьмы» как «мягкую классику научной фантастики». [7] Движение «Новая волна» в научной фантастике развилось из мягкой научной фантастики в 1960-х и 70-х годах. [7] [8] Жертва жестокости была стандартной повествовательной формой мягкой научной фантастики 1980-х годов. [9] В 1980-е годы киберпанк развился из мягкой научной фантастики. [7]

МакГирк выделяет два поджанра мягкой научной фантастики: «Гуманистическая научная фантастика» (в которой люди, а не технологии, являются причиной прогресса или из которой можно экстраполировать изменения в окружающей среде; часто включает в себя размышления о состоянии человека ) и « Научная фантастика-нуар» (сосредоточение внимания на негативных сторонах человеческой натуры; часто в антиутопическом сеттинге). [7]

Фотография Одри Ниффенеггер, стоящей за кафедрой и читающей первую лекцию ПЕН-клуба и Герберта Уэллса в Лондоне, Worldcon 2014.
Одри Ниффенеггер , автор мягкого научно-фантастического произведения «Жена путешественника во времени».

Джорджа Оруэлла «Девятнадцать восемьдесят четыре» можно охарактеризовать как мягкую научную фантастику, поскольку в ней рассказывается прежде всего о том, как общество и межличностные отношения изменяются политической силой, беспощадно использующей технологии; даже несмотря на то, что он является источником многих идей и образов, обычно исследуемых в последующей научной фантастике (даже в научной фантастике ), таких как контроль над разумом и наблюдение . И тем не менее, его стиль бескомпромиссно реалистичен, и, несмотря на то, что действие происходит в будущем, он больше похож на шпионский роман или политический триллер с точки зрения тем и трактовки.

Карела Чапека 1920 года Пьеса «RUR» , в которой появился термин «робот» (почти заменивший более ранние термины, такие как «автомат») и характеризующаяся определяющей кульминацией, в которой искусственные рабочие объединяются, чтобы свергнуть человеческое общество, охватывает такие вопросы, как свобода воли , экономика после дефицита , восстание роботов и постапокалиптическая культура. Пьеса с подзаголовком «Фантастическая мелодрама» предлагает лишь общее описание процесса создания живых рабочих из искусственных тканей и, таким образом, может быть сопоставлена ​​с социальной комедией или литературным фэнтези .

Джордж С. Элрик в «Справочнике научной фантастики для читателей и писателей» (1978) процитировал Брайана Олдиса сборник рассказов 1959 года «Навес времени » (используя американское название «Галактики, подобные песчинкам ») как пример мягкой научной фантастики, основанной на мягкие науки. [5]

Фрэнка Герберта « Дюна Серия » — это веха мягкой научной фантастики. В нем он намеренно уделил мало времени деталям футуристической технологии, чтобы посвятить его главным образом рассмотрению политики человечества, а не будущего человеческих технологий.

Лингвистическая относительность (также известная как гипотеза Сепира-Уорфа), теория о том, что язык влияет на мышление и восприятие, является предметом, исследуемым в некоторых произведениях мягкой научной фантастики, таких как Джека Вэнса » «Языки Пао (1958) и Сэмюэля Р. Делани. « Вавилон-17 » (1966). В этих работах искусственные языки используются для контроля и изменения людей и целых обществ. Научно-фантастическая лингвистика также является предметом различных работ: от Урсулы К. Ле Гуин романа «Обделенные» (1974) до » из сериала «Звездный путь: Следующее поколение эпизода « Дармок » (1991) и Нила Стивенсона романа «Снежная катастрофа » ( 1991). 1992), книги Си Джей Черри «Иностранец» (1994–), к фильму «Прибытие» (2016).

Фильмы, действие которых происходит в космосе

[ редактировать ]

Создатели фильмов «мягкой» научной фантастики склонны распространять на космическое пространство определенные физические явления, связанные с жизнью на поверхности Земли, прежде всего для того, чтобы сделать сцены более зрелищными или узнаваемыми для зрителей. Примеры этих художественных свобод:

  • Наличие гравитации без использования системы искусственной гравитации .
  • Радиосвязь без каких-либо задержек со скоростью света.
  • Двигатели космического корабля или взрыв, производящий звук, несмотря на космический вакуум. [10]
  • Космические корабли меняют направление без каких-либо видимых толчков .
  • Пассажиры космического корабля без каких-либо видимых усилий выдерживают огромные перегрузки, возникающие в результате экстремального маневрирования космического корабля (например, в ситуации воздушного боя ) или запуска .
  • Астронавты мгновенно замерзают или получают обморожения при выходе в открытый космос.
  • Космический корабль, у которого произошел отказ двигателя, «падает» или останавливается вместо того, чтобы продолжать движение по текущей траектории или орбите по инерции .

Жесткие научно-фантастические фильмы стараются избегать такой художественной лицензии .

Представительские работы

[ редактировать ]

Расположены в хронологическом порядке по году издания.

Короткометражка

[ редактировать ]
Фан-арт группы Свободных из романа Дюна ». « Фрэнка Герберта

Кино и телевидение

[ редактировать ]

В смысле основы в мягких науках :

Некоторые яркие примеры мягкой научной фантастики в кино и на телевидении включают:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Рассказ «Поверхностное натяжение» также называют образцом научной фантастики. ( Хартвелл, Дэвид Г.; Крамер, Кэтрин, ред. (1994). Восхождение чуда: эволюция жесткой научной фантастики . Tom Doherty Associates, Inc. Нью-Йорк: ISBN  9780312855093 . )
  1. ^ Jump up to: а б с «Мягкая НФ» . Энциклопедия научной фантастики . 20 декабря 2011 г.
  2. ^ «Научная фантастика (литература и перформанс) — Британская энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 9 сентября 2013 г.
  3. ^ «Мягкая фантастика», Энциклопедия научной фантастики , изд. Джон Клют и Питер Николлс, 1995 г. ISBN   0-312-13486-X .
  4. ^ Jump up to: а б с д Пручер, Джефф, изд. (2007). Смелые новые слова . Издательство Оксфордского университета. п. 191 . ISBN  9780195305678 .
  5. ^ Jump up to: а б с Пручер, Джефф; Фармер, Малкольм (6 июля 2008 г.). «Мягкая научная фантастика(н)» . SF Цитаты для OED . Проверено 21 мая 2014 г. Также в альтернативной научной фантастике (n), заархивированной 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Второе определение см.
  6. ^ Воллманн, Джеффри М. (1997). Вольф, Милтон Т. (ред.). Эволюционная техника: предзнаменования научной фантастики в драмах Бернарда Шоу . Пенн Стейт Пресс. п. 81. ИСБН  9780271016818 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот МакГирк, Кэрол (1992). «Новые романтики». В Слюссере — Джордж Эдгар; Шиппи, Т.А. (ред.). Фантастика 2000 года . Издательство Университета Джорджии. стр. 109–125 . ISBN  9780820314495 .
  8. ^ Кароти, Симона (2011). Звездолет поколения в научной фантастике . МакФарланд. п. 156. ИСБН  9780786485765 .
  9. ^ Брайан М. Стейблфорд (1 января 2004 г.). Исторический словарь научно-фантастической литературы . Пугало Пресс. стр. 73–. ISBN  978-0-8108-4938-9 .
  10. ^ «Как научная фантастика не работает» . Как все работает . 20 июля 2006 г.
  11. ^ Jump up to: а б Стейблфорд, Брайан (2006). Научный факт и научная фантастика . Тейлор и Фрэнсис. п. 227 . ISBN  9780415974608 .
  12. ^ Jump up to: а б Дюваль, Джон Н., изд. (2012). Кембриджский спутник американской художественной литературы после 1945 года . Издательство Кембриджского университета. п. 59. ИСБН  9780521196314 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Бертенс, Ганс; Д'Хаен, Тео (2013). Американская литература: история . Рутледж. п. 229. ИСБН  9781135104580 .
  14. ^ Jump up to: а б с Лэмб, Нэнси (2008). Искусство и ремесло рассказывания историй . Дайджесты писателей. п. 255. ИСБН  9781582975597 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Дункан, Хэл (2014). Рапсодия: Заметки о странных вымыслах . Лета Пресс. п. 119. ИСБН  9781590212615 .
  16. ^ Мэтью, Роберт (2003). Японская научная фантастика . Рутледж. ISBN  9781134983605 .
  17. ^ Jump up to: а б Би, Роберт (июнь 2008 г.). «Лингвистика, культурная инженерия и миростроительство на языках Пао и Вавилона-17» . Интернет-обзор научной фантастики . Проверено 4 июня 2014 г.
  18. ^ Логан, Питер Мелвилл, изд. (2014). Энциклопедия романа . Джон Уайли и сыновья. п. 582. ИСБН  9781118779064 .
  19. ^ «Страница автора биографии Фрэнка Герберта | BestScienceFictionBooks.com» . bestsciencefictionbooks.com . Архивировано из оригинала 25 июня 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a39813611fbbc88b82bb88850b419d6__1720449900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/d6/7a39813611fbbc88b82bb88850b419d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soft science fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)