Биология в художественной литературе

Биология появляется в художественной литературе, особенно, но не только в научной фантастике , как в форме реальных аспектов науки, используемых в качестве тем или сюжетных приемов, так и в форме вымышленных элементов, будь то вымышленные расширения или приложения биологической теории, или посредством изобретение вымышленных организмов . Основные аспекты биологии, встречающиеся в художественной литературе, включают эволюцию , болезни , генетику , физиологию , паразитизм и симбиоз (мутуализм) , этологию и экологию .
Спекулятивная эволюция позволяет авторам, обладающим достаточными навыками, создавать то, что критик Хелен Н. Паркер называет биологическими притчами , освещающими человеческое состояние с инопланетной точки зрения. Вымышленные инопланетные животные и растения , особенно гуманоиды , часто создавались просто для развлечения монстров. Зоологи, такие как Сэм Левин, утверждают, что под воздействием естественного отбора на других планетах инопланетяне действительно могут в некоторой степени напоминать людей.
Основные темы научной фантастики включают послания оптимизма или пессимизма; Хелен Н. Паркер отметила, что в биологической фантастике пессимизм, безусловно, является доминирующим мировоззрением. Ранние работы, такие как романы Герберта Уэллса , исследовали мрачные последствия дарвиновской эволюции, безжалостную конкуренцию и темную сторону человеческой природы; В книге Олдоса Хаксли « О дивный новый мир» последствия генной инженерии были столь же мрачны .
Вымышленная биология также позволила крупным авторам научной фантастики, таким как Стэнли Вейнбаум , Исаак Азимов , Джон Бруннер и Урсула Ле Гуин, создать то, что Паркер называл биологическими притчами , с убедительными изображениями инопланетных миров, способными поддержать глубокие аналогии с Землей и человечеством.
Аспекты биологии
[ редактировать ]Аспекты биологии, встречающиеся в художественной литературе, включают эволюцию, болезни, экологию, этологию, генетику, физиологию, паразитизм и мутуализм (симбиоз). [1] [2] [3]
Эволюция
[ редактировать ]Эволюция , включая спекулятивную эволюцию , была важной темой в художественной литературе с конца 19 века. Однако оно началось еще до Чарльза Дарвина и отражает взгляды прогрессистов и ламаркистов (как в » Камиля Фламмариона 1887 года «Люмене ), а также взгляды Дарвина. Дарвиновская эволюция широко распространена в литературе, как с оптимистической точки зрения, с точки зрения того, как человечество может развиваться в направлении совершенства, так и с пессимистической точки зрения, с точки зрения ужасных последствий взаимодействия человеческой природы и борьбы за выживание. [4] [5] [6] Другие темы включают замену человечества другими видами или разумными машинами . [5]
Болезнь
[ редактировать ]
Болезни , как реальные, так и вымышленные, играют значительную роль как в литературе, так и в научной фантастике, некоторые из них, такие как болезнь Хантингтона и туберкулез, появляются во многих книгах и фильмах. Пандемические эпидемии, угрожающие всей человеческой жизни, такие как штамм «Андромеда» , входят в число многих вымышленных болезней, описанных в литературе и кино. Научная фантастика также проявляет интерес к воображаемым достижениям медицины . [7] [8] The Economist предполагает, что обилие апокалиптической фантастики, описывающей «почти полное уничтожение или полное вымирание человечества» из-за угроз, включая смертельные вирусы , возрастает, когда общий «страх и беспокойство», измеряемые Часами Судного дня , возрастают. [9]
Туберкулез был распространенным заболеванием в XIX веке. В русской литературе он появился в нескольких крупных произведениях. Федор Достоевский использовал тему чахоточного нигилиста неоднократно у Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании» ; Кириллов в «Бесах» , и Ипполит и Мари в «Идиоте» . То же самое сделал Тургенев с Базаровым в «Отце и детях» . [10] В английской литературе викторианской эпохи основными романами о туберкулезе являются Чарльза Диккенса 1848 года «Домби и сын» , Элизабет Гаскелл 1855 года «Север и Юг» и миссис Хамфри Уорд 1900 года «Элеонора» . [11] [12]
Генетика
[ редактировать ]Аспекты генетики , включая мутации и гибридизации . [13] [14] клонирование (как в «О дивном новом мире» ), [15] [16] генная инженерия , [17] и евгеника [18] появляются в художественной литературе с 19 века. Генетика — молодая наука, начавшаяся в 1900 году с повторного открытия Грегором Менделем исследования наследования признаков у растений гороха. В течение 20-го века он развивался для создания новых наук и технологий, включая молекулярную биологию , секвенирование ДНК , клонирование и генную инженерию. Этические последствия модификации людей (и всех их потомков) оказались в центре внимания евгенического движения. С тех пор во многих научно-фантастических романах и фильмах аспекты генетики использовались в качестве сюжетных приемов, часто выбирая один из двух путей: генетическая катастрофа с катастрофическими последствиями; или осуществимость и желательность запланированного генетического изменения. Отношение к науке в этих историях было неравномерным и зачастую нереалистичным. [19] [20] [21] В фильме 1997 года «Гаттака» была предпринята попытка точно изобразить науку, но он подвергся критике со стороны ученых. [22] В романе Майкла Крайтона 1990 года « Парк Юрского периода» описывается клонирование целых динозавров геномов из ископаемых останков видов, вымерших миллионы лет назад, и их использование для воссоздания живых животных. [21] используя то, что тогда было известно о генетике и молекулярной биологии , для создания «развлекательной» и «заставляющей задуматься» истории. [23]

Отсутствие научного понимания генетики в XIX веке не помешало созданию научно-фантастических произведений, таких как роман Мэри Шелли «Франкенштейн» 1818 года ; или «Современный Прометей» и Герберта Уэллса 1896 года «Остров доктора Моро» , посвященные изучению тем биологических экспериментов, мутаций и гибридизации с их катастрофическими последствиями, а также задаванию серьезных вопросов о природе человечества и ответственности за науку. [21]
Физиология
[ редактировать ]В сцене создания в Джеймса Уэйла 1931 года фильме «Франкенштейн» используется электричество, чтобы оживить монстра. [25] Идея Шелли о реанимации посредством электрошока была основана на физиологических экспериментах Луиджи Гальвани , который отметил, что удар тока заставлял ногу мертвой лягушки дергаться. Электрошок сейчас повсеместно применяется в кардиостимуляторах , поддерживающих сердечный ритм, и дефибрилляторах , восстанавливающих сердечный ритм. [26]
Способность производить электричество занимает центральное место в Наоми Олдерман 2016 года. научно-фантастическом романе Сила . [27] В книге женщины развивают способность выпускать из пальцев электрические разряды, достаточно мощные, чтобы оглушить или убить. [28] Рыбы, такие как электрический угорь , Electrophorus electricus , создают мощные электрические поля с помощью видоизмененных мышц , расположенных друг к другу в виде электрических ячеек в органах , и в романе действительно упоминаются такие рыбы и электричество, генерируемое в поперечно-полосатых мышцах . [24]
Паразитизм
[ редактировать ]
Паразиты часто появляются в художественной литературе, начиная с древних времен, как это видно в мифических образах, таких как кровопийца Лилит , расцвет которой пришелся на девятнадцатый век. [31] К ним относятся намеренно отвратительные инопланетные монстры в научно-фантастических фильмах, хотя иногда они менее «ужасны», чем реальные примеры в природе. Авторы и сценаристы в некоторой степени эксплуатировали биологию паразитов: образ жизни, включающий паразитоидов , паразитов, изменяющих поведение , выводковых паразитов , паразитических кастраторов и многие формы вампиров , можно найти в книгах и фильмах. [32] [33] [34] [35] [36] Некоторые вымышленные паразиты, такие как смертоносные паразитоиды -ксеноморфы в «Чужом» , стали хорошо известны сами по себе. [30] Ужасающие монстры явно заманчивы: писатель Мэтт Каплан отмечает, что они вызывают признаки стресса, включая учащенное сердцебиение и потливость, но люди продолжают заниматься такими произведениями. Каплан сравнивает это с «мазохизмом», пристрастием к очень острой острой пище, которая вызывает ожоги во рту, потливость и слезы. Психолог Пол Розин предполагает, что приятно видеть, как собственное тело реагирует, как будто на стресс, и при этом знать, что реального вреда это не причинит. [37]
Симбиоз
[ редактировать ]Симбиоз (мутуализм) выступает в художественной литературе, особенно в научной фантастике , как сюжетный прием. Он отличается от паразитизма в художественной литературе (аналогичная тема) взаимной выгодой для вовлеченных организмов, тогда как паразит наносит вред своему хозяину. Вымышленные симбионты часто наделяют своих хозяев особыми способностями. [36] После Второй мировой войны научная фантастика перешла к более мутуалистическим отношениям, как в книге Теда Уайта 1970 года «Одержимые фуриями» , в которой инопланетяне рассматривались позитивно. [36] В «Скрытой угрозе » Куай-Гон Джинн говорит, что микроскопические формы жизни, называемые мидихлорианами, находящиеся внутри всех живых клеток, позволяют персонажам, в клетках которых достаточно этих симбионтов, чувствовать и использовать Силу. [38]
Этология
[ редактировать ]
Этология , наука о поведении животных, появляется в романе исследователя дикой природы Делии Оуэнс 2018 года «Где поют раки» . Главную героиню, Кию, бросили родители в возрасте шести лет, и она растет одна на болотах Северной Каролины, изучая маскировку и охоту на местных животных. Местные горожане называют ее «болотной девочкой». Она читает об этологии, в том числе статью под названием «Подлые придурки» , используя свои знания, чтобы разобраться в уловках и ритуалах свиданий местных мальчиков; и она сравнивает себя с самкой светлячка , которая использует свой закодированный мигающий световой сигнал , чтобы заманить самца другого вида на смерть, или с самкой богомола , которая начинает поедать голову и грудную клетку своего партнера, в то время как его брюшко все еще совокупляется с ней. «Самки насекомых, — подумал Кья, — знают, как обращаться со своими любовниками». [40] [39]
Экология
[ редактировать ]Экология , наука о взаимоотношениях между организмами и окружающей их средой, появляется в художественной литературе в таких романах, как Фрэнка Герберта 1965 года «Дюна» , Кима Стэнли Робинсона 1992 года «Красный Марс» и » Маргарет Этвуд 2013 года «Безумный Аддам . [41] [42] «Дюна» выдвинула экологию на первый план, поскольку целая планета борется с окружающей средой. Среди его форм жизни были гигантские песчаные черви, для которых вода губительна, и мышевидные животные, способные выжить в условиях пустыни планеты. [43] Книга оказала влияние на экологическое движение того времени. [44]
В 1970-х годах воздействие человеческой деятельности на окружающую среду стимулировало появление нового вида литературы — экофантастики . В нем есть две ветви: рассказы о влиянии человека на природу; и рассказы о природе (а не о людях). В него входят книги, написанные в стилях от модернизма до магического реализма , а также в жанрах от мейнстрима до романтики и спекулятивной фантастики . [45] [46] Антология экофантастики 1978 года включает в себя произведения XIX и XX веков таких разных авторов, как Рэй Брэдбери , Джон Стейнбек , Эдгар Аллан По , Дафна дю Морье , Э.Б. Уайт , Курт Воннегут-младший , Фрэнк Герберт , Х.Х. Манро , Дж.Г. Баллард и Исаак Азимов. . [47]
Вымышленные организмы
[ редактировать ]
Художественная литература, особенно научная фантастика, породила большое количество вымышленных видов , как инопланетных, так и наземных. [49] [50] Одна ветвь художественной литературы, спекулятивная эволюция или спекулятивная биология , состоит конкретно из создания воображаемых организмов в определенных сценариях; иногда это подтверждается точной наукой. [51] [52]
Функции
[ редактировать ]Вымышленная биология выполняет в кино и литературе множество функций, в том числе поставляет достаточно устрашающих монстров, [53] передача авторского мировоззрения, [5] [6] и создание инопланетян для биологических притч, чтобы пролить свет на то, что значит быть человеком. [54] Реальная биология, например, инфекционных заболеваний, в равной степени предоставляет множество контекстов, от личных до крайне антиутопических, которые могут быть использованы в художественной литературе. [7]
Монстры и пришельцы
[ редактировать ]Обычно вымышленная биология в научной фантастике используется для представления правдоподобных инопланетных видов, иногда просто как устрашающие объекты, но иногда и для более рефлексивных целей. [53] К инопланетным видам относятся Уэллса Герберта марсиане из его романа «Война миров» 1898 года , [55] пучеглазые монстры из научной фантастики начала 20 века, [56] грозные паразитоиды, [57] и множество гигантских насекомых, особенно в фильмах о больших жуках начала 20 века . [58] [59] [60]
Гуманоидные (примерно человеческой формы) инопланетяне часто встречаются в научной фантастике. [61] Одна из причин заключается в том, что авторы используют единственный известный им пример разумной жизни: людей. Зоолог Сэм Левин отмечает, что инопланетяне действительно могут иметь тенденцию напоминать людей, что обусловлено естественным отбором . [62] Луис Виллазон указывает, что движущиеся животные обязательно имеют переднюю и заднюю часть; как и у двусторонних животных на Земле, органы чувств имеют тенденцию собираться спереди, когда они сталкиваются с тамошними стимулами, образуя голову . Ноги уменьшают трение, а двусторонняя симметрия ног облегчает координацию. Разумные организмы, утверждает Виллазон, скорее всего, будут использовать инструменты, и в этом случае им потребуются руки и как минимум две другие конечности, чтобы стоять на них. Короче говоря, в целом вероятна гуманоидная форма, хотя также возможны тела, похожие на осьминога или морскую звезду. [63]
множество вымышленных растений В 20 веке было создано Джона Уиндема , в том числе ядовитые ходячие плотоядные триффиды . [64] в своем романе 1951 года «День триффидов » [65] [66] Идея о растениях, которые могли бы напасть на неосторожного путешественника, возникла в конце 19 века; картофель в » Сэмюэля Батлера обладал «Эревоне «низкой хитростью». Ранние сказки включали Фила Робинсона 1881 года «Дерево-людоеда» с его гигантскими мухоловками , Фрэнка Обри 1897 года «Дьявольское дерево Эльдорадо» и «Пурпурный террор» Фреда Уайта 1899 года . В рассказе Алджернона Блэквуда 1907 года «Ивы» ярко рассказывается о злобных деревьях, которые манипулируют сознанием людей. [67]
- Виды монстров в научной фантастике
- на головоногого, , похожее Морское чудовище в Жюля Верна книге « Двадцать тысяч лье под водой», нарисованной Альфонсом де Невилем , 1871 год.
- Пучеглазый монстр , образ ранней научной фантастики. На иллюстрации изображен рассказ Стэнли Г. Вайнбаума 1951 года «Мужчина, служанка и искушение Сатурна».
- Фильм о большом жуке : Рейнольда Брауна постер к фильму Натана Джурана » 1957 года «Смертельный богомол
- Растение-людоед : плакат Стива Секли 1962 года к экранизации романа Джона Уиндема 1951 года «День триффидов».
Оптимизм и пессимизм
[ редактировать ]
Основная тема научной фантастики и спекулятивной биологии — передать послание оптимизма или пессимизма в соответствии с мировоззрением автора. [5] [6] В то время как оптимистические взгляды на технологический прогресс достаточно распространены в научной фантастике , пессимистические взгляды на будущее человечества гораздо более распространены в художественной литературе, основанной на биологии. [4]
Редкую оптимистическую ноту высказал биолог-эволюционист Дж.Б.С. Холдейн в своем рассказе «Страшный суд » в сборнике «Возможные миры» 1927 года . И Артура Кларка (1953 г.) «Конец детства» , и Брайана Олдисса (1959 г.) «Галактики, подобные песчинкам» также оптимистично полагают, что у людей разовьются богоподобные умственные способности. [5]
Мрачные возможности дарвиновской эволюции с ее безжалостным « выживанием наиболее приспособленных » неоднократно исследовались с самого начала научной фантастики, например, в романах Герберта Уэллса «Машина времени» (1895), «Остров доктора Моро» (1896) и «Война» . Миров (1898 г.); все они пессимистично исследуют возможные ужасные последствия темных сторон человеческой природы в борьбе за выживание. [5] В романе Олдоса Хаксли 1931 года « О дивный новый мир» столь же мрачно рассказывается о репрессивных последствиях достижений генной инженерии, примененных к репродукции человека. [68]
Биологические притчи
[ редактировать ]
Литературный критик Хелен Н. Паркер предположила в 1977 году, что спекулятивная биология может служить биологическими притчами, проливающими свет на состояние человека. Такая притча знакомит инопланетян и людей, позволяя автору взглянуть на человечество с инопланетной точки зрения. Она отметила, что сложность сделать это в полном объеме означала, что только несколько крупных авторов пытались это сделать, назвав Стэнли Вайнбаума , Айзека Азимова , Джона Бруннера и Урсулу Ле Гуин . По ее мнению, все четверо имели впечатляюще полные характеристики инопланетных существ. Вайнбаум создал «причудливое разнообразие» разумных существ, в отличие от крабообразных , но вымерших драконианцев Бруннера. По ее мнению, всех четырех писателей объединяло то, что романы сосредоточены на взаимодействии между инопланетянами и людьми, создавая глубокие аналогии между двумя видами жизни и, следовательно, комментируя человечество сейчас и в будущем. [54] 1934 года В книге Вайнбаума «Марсианская одиссея» исследуется вопрос о том, как инопланетяне и люди могут общаться, учитывая, что их мыслительные процессы совершенно разные. [69] [70] 1972 года В книге Азимова « Сами боги» инопланетяне становятся главными персонажами, а также исследуются параллельные вселенные . [71] Бруннера 1974 года «Полное затмение» создает целый инопланетный мир, экстраполированный на основе земных угроз. [72]
В своей книге «Левая рука тьмы » 1969 года Ле Гуин представляет свое видение вселенной, состоящей из планет, населенных «людьми», потомками планеты Хейн. В книге посол Генли Ай из цивилизованных миров Экумен посещает «отсталых и замкнутых» жителей Гетена только для того, чтобы оказаться в опасности, от которой он спасается, пересекая полярную ледяную шапку на отчаянном, но успешном пути. запланированная экспедиция с изгнанным гетенским лордом-канцлером Эстравеном. Они амбисексуальны , не имеют фиксированного пола и проходят периоды эструса , называемые «кеммер», в этот момент особь временно начинает функционировать как мужчина или женщина, в зависимости от того, сталкивается ли она впервые с мужчиной или женщиной. партнер в период кеммера. По мнению Паркера, изобретенная биология отражает и иллюстрирует противоположные, но объединенные двойственности даосизма, такие как свет и тьма, мужественность и женственность, инь и ян . То же самое можно сказать и о противоположных характерах Генли Аи с его тщательно объективными репортажами и Эстравена с его его или ее очень личный дневник по мере развития истории, освещающий человечество приключениями и странностями научной фантастики. [73]
Структура и темы
[ редактировать ]
В современных романах биология иногда используется для создания структуры и тем. В произведении Томаса Манна » 1912 года «Смерть в Венеции чувства главного героя связаны с развитием эпидемии холеры , которая в конечном итоге убивает его. [74] В романе Ричарда Фланагана 2001 года « Книга рыб Гулда» иллюстрации из книги художника и осужденного Уильяма Бьюлоу Гулда, состоящей из 26 изображений рыб, используются для заголовков глав и в качестве вдохновения для различных персонажей романа. [75]
Реализм
[ редактировать ]Генетик Дэн Кобольдт отмечает, что наука в научной фантастике часто слишком упрощается, усиливая популярные мифы до уровня «чистой фантастики». В своей области он приводит в качестве примеров идею о том, что родственники первой степени родства имеют одинаковые волосы, глаза и нос, как друг у друга, и что будущее человека предсказывается их генетическим кодом , как (он утверждает) в Гаттаке . [76] Кобольдт отмечает, что цвет глаз меняется по мере взросления детей: взрослые с зелеными или карими глазами в детстве часто имели голубые глаза; что у кареглазых родителей могут родиться дети с голубыми глазами, «и наоборот»; и что коричневый пигмент меланин контролируется примерно 10 различными генами, поэтому наследование происходит по спектру, а не по принципу переключения синего/коричневого. [77] Другие авторы в его отредактированном сборнике «Помещая науку в художественную литературу» указывают на широкий спектр ошибок в изображении других биологических наук. [78]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейблфорд, Брайан (3 сентября 2018 г.). «Биология» . Энциклопедия научной фантастики .
- ^ Паркер 1977 , стр. 11-16 и пассим.
- ^ Кобольдт 2018 , стр. 37–65.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паркер 1977 , с. 80 и пассим.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Стейблфорд, Брайан М.; Лэнгфорд, Дэвид Р. (5 июля 2018 г.). «Эволюция» . Энциклопедия научной фантастики . Голланц . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Левин, Джордж (5 октября 1986 г.). «Дарвин и эволюция художественной литературы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дагдейл, Джон (1 августа 2014 г.). «Художественная литература о чуме – почему авторы любят писать о пандемиях» . Хранитель . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Стейблфорд, Брайан (25 сентября 2018 г.). "Лекарство" . Энциклопедия научной фантастики .
- ^ ИС (12 апреля 2017 г.). «Диаграмма тенденций в апокалиптической и постапокалиптической фантастике» . Экономист . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ О'Коннор, Терри (2016). «Туберкулез:Обзор» . Международная энциклопедия общественного здравоохранения . Академическая пресса. п. 241. ИСБН 978-0-12-803708-9 .
- ^ Лоулор, Кларк. «Кэтрин Бирн, Туберкулез и викторианское литературное воображение» . Британское общество литературы и науки . Проверено 11 июня 2017 г.
- ^ Бирн, Кэтрин (2011). Туберкулез и викторианское литературное воображение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-67280-2 .
- ^ Паркер 1977 , с. 13.
- ^ Шмейнк, Ларс (2017). Биопанк-антиутопии Генная инженерия, общество и научная фантастика . Издательство Ливерпульского университета. стр. 8–. ISBN 978-1-78138-332-2 .
- ^ Хаксли, Олдос (2005). «О дивный новый мир» и «Возвращение к дивному новому миру» . ХарперПерэнниал. п. 19. ISBN 978-0060776091 .
- ^ Белкар, Ратнакар Д. (2009). Научная фантастика: фантазия и реальность . Atlantic Publishers & Dist. п. 58. ИСБН 9788126910366 .
- ^ Стейблфорд, Брайан (15 мая 2017 г.). «Генная инженерия» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Циммер, Карл (10 ноября 2008 г.). «Сейчас: Остальная часть генома» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Кобольдт, Дэниел (1 августа 2014 г.). «Генетические мифы в художественной литературе» . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Кобольдт 2018 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Морага, Роджер. «Современная генетика в мире художественной литературы» . Журнал Clarkesworld . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Кирби, Дэвид А. (июль 2000 г.). «Новая евгеника в кино: генетический детерминизм и генная терапия в «ГАТТАКЕ» ». Научно-фантастические исследования . 27 (2): 193–215. JSTOR 4240876 .
- ^ Кобольдт 2018 , с. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чарльз, Рон (10 октября 2017 г.). « Сила» — это «Рассказ служанки» нашей эпохи » . Вашингтон Пост .
Девочки-подростки повсюду внезапно обнаруживают, что их тела могут производить смертельный электрический заряд. Наука нерешенная, но не совсем фантастическая. В конце концов, электрические угри могут вызывать толчки, почему не люди? Олдерман описывает «полоску поперечно-полосатых мышц на ключицах девочек, которую они называют электрическим органом или мотком из-за ее скрученных нитей».
- ^ Голман, Гарри (2005). Кеннет Стрикфаден, электрик доктора Франкенштейна . МакФарланд. ISBN 0-7864-2064-2 .
- ^ «С упором на физиологию» . Университет штата Аризона. Октябрь 2018 года . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ Армитстед, Клэр (28 октября 2016 г.). «Наоми Олдерман: «Я погрузилась в роман как религиозный, но к концу так и не стала. Я написала себя из него» » . Хранитель .
- ^ Джордан, Жюстин (2 ноября 2016 г.). «Обзор Наоми Олдерман «Сила – если бы девочки правили миром» . Хранитель .
- ^ Буданович, Никола (10 марта 2018 г.). «Появляется объяснение тому, как в аббатстве Пейсли XII века в Шотландии могла появиться горгулья из фильма «Чужой » . Винтажные новости . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Инопланетная горгулья в древнем аббатстве Пейсли» . Британская радиовещательная корпорация . 23 августа 2013 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «Паразитизм и симбиоз» . Энциклопедия научной фантастики . 10 января 2016 г.
- ^ Гуарино, Бен (19 мая 2017 г.). «Отвратительный монстр из фильма «Чужой» не так ужасен, как реальные существа в природе» . Вашингтон Пост .
- ^ Глэсси, Марк К. (2005). Биология научно-фантастического кино . МакФарланд. стр. 186 и далее. ISBN 978-1-4766-0822-8 .
- ^ Моисеев, Марика (23 января 2014 г.). Инопланетяне как инвазивная репродуктивная сила в научной фантастике . стр. 239–257.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Уильямс, Робин; Филд, Скотт (27 сентября 1997 г.). «Поведение, эволюционные игры и….инопланетяне» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стейблфорд, Брайан М. (10 января 2016 г.). «Паразитизм и симбиоз» . Энциклопедия научной фантастики . Голланц . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Каплан, Мэтт (2012). Взгляд Медузы и укус вампира: наука о монстрах . Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 2–3. ISBN 978-1-4516-6799-8 . OCLC 779266095 .
- ^ Брукс, Терри (1999). «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» . Книги Баллантайна .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оуэнс, Делия (2018). Где поют раки . Корсар. стр. 183, 274. ISBN. 978-0-7352-1909-0 .
- ^ Лоусон, Марк (12 января 2019 г.). «Художественная литература: американский бестселлер, этот дебют о любящей природу девочке, которая растет одна в южных болотах, пользуется широкой популярностью» . Хранитель . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ ДеНардо, Джон (23 июля 2014 г.). «Новейшая экологическая фантастика» . Обзоры Киркуса .
- ^ Стейблфорд, Брайан (3 сентября 2018 г.). «Экология» . Энциклопедия научной фантастики .
- ^ Джеймс, Эдвард; Мендлесон, Фара (2003). Кембриджский спутник научной фантастики . Издательство Кембриджского университета . стр. 183–184 . ISBN 0-521-01657-6 .
- ^ Роберт Л. Франс, изд. (2005). Содействие управлению водоразделом: повышение осведомленности и управления . Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield . п. 105. ИСБН 0-7425-3364-6 .
- ^ Дуайер, Джим (2010). Где дикие книги: Полевое руководство по экофантастике . Университет Невады Пресс. стр. Глава 2.
- ^ Мерфи, Патрик Д. (2000). Дальнейшее изучение природоориентированной литературы . Университетское издательство Вирджинии. п. 1.
- ^ Стадлер, Джон (1978). Эко-фантастика . Вашингтон-Сквер Пресс. ISBN 978-0671824785 .
- ^ Штюмпке, Харальд (псевдоним Герольфа Штайнера ), Структура и жизнь Rhinogradentia с предисловием и иллюстрациями Герольфа Штайнера. Фишер , Штутгарт , (1961). ISBN 3-437-30083-0 .
- ^ Винт, Шерил (2010). Изменчивость животных: научная фантастика и исследования человека и животных . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1846318153 .
- ^ Винт, Шерил (июль 2008 г.). « Животные в этой стране»: научная фантастика и исследования животных». Научно-фантастические исследования . 35 (2): 177–188. JSTOR 25475137 .
- ^ Настрацзурро, Зигмунд (8 декабря 2010 г.). «Ксенобиологическая конференция» . Фурахан Биология и смежные вопросы . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Наука встречается с предположениями во всех ваших вчерашних днях - Феномены: Лаэлапс» . 26 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хардвик, Кайла М. (22 октября 2014 г.). «Естественный отбор в кино: развиваются только плохие парни» . Ничто в биологии не имеет смысла [кроме как в свете эволюции] . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паркер 1977 , с. 63.
- ^ Вестфаль, Гэри (2005). «Чужие в космосе». В Гэри Вестфале (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Гринвуд Пресс . стр. 14–16. ISBN 0-313-32951-6 .
- ^ Урбански, Хизер (2007). Чума, апокалипсис и пучеглазые монстры: как спекулятивная фантастика показывает нам наши кошмары . МакФарланд. стр. 149–168 и пассим. ISBN 978-0-7864-2916-5 .
- ^ Серсель, Алекс (19 мая 2017 г.). «Паразитизм в фильмах о пришельцах» . Журнал «Сигнал для шума».
- ^ Грегерсдоттер, Катарина; Хёглунд, Йохан; Холлен, Никлас (2016). Кино ужасов о животных: жанр, история и критика . Бег. стр. 147. ISBN 978-1-137-49639-3 .
- ^ Уоррен, Билл; Томас, Билл (2009). Продолжайте смотреть в небо!: Американские научно-фантастические фильмы пятидесятых, издание 21 века . МакФарланд. п. 32. ISBN 978-1-4766-2505-8 .
- ^ Крауз, Ричард (2008). Сын из 100 лучших фильмов, которые вы никогда не видели . ЕСВ Пресс. п. 200. ИСБН 978-1-55490-330-6 .
- ^ Манкиттрик, Кайл (12 июля 2011 г.). «Единственное научно-фантастическое объяснение инопланетных гоминидов, имеющее научный смысл» . Откройте для себя журнал. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Гриффин, Эндрю (1 ноября 2017 г.). «Как бы выглядели инопланетяне? Они больше похожи на нас, чем думают люди, предполагают ученые» . Независимый . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Вильясон, Луис (16 декабря 2017 г.). «Какова вероятность того, что инопланетяне являются гуманоидами?» . Science Focus (онлайн-журнал BBC Focus) . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Анон (4 сентября 2013 г.). « Они как триффиды» — садовник выращивает 6-футовый кабачок» . «Дейли телеграф» . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Сток, Адам (ноябрь 2015 г.). «Слепая логика растений: Просвещение и эволюция в книге Джона Уиндема «День триффидов» (PDF) . Научно-фантастические исследования . 42 (3): 433–457. doi : 10.5621/sciefictstud.42.3.0433 . JSTOR 10.5621/sciefictstud.42.3.0433 .
- ^ Хоффельдер, Кейт (20 августа 2015 г.). «Инфографика: Восемьдесят вымышленных растений» . Цифровой читатель . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Карпенко, Лара; Клаггетт, Шалин; Чанг, Элизабет (2016). «4: Растения-убийцы конца девятнадцатого века» . Странная наука: исследование границ знаний в викторианскую эпоху . Издательство Мичиганского университета. стр. 81–101. ISBN 978-0-472-13017-7 .
- ^ Паркер 1977 , с. 80.
- ^ Паркер 1977 , стр. 64–66.
- ^ Московиц, Сэмюэл (1934). Введение . Книги Лансера.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Паркер 1977 , стр. 67–71.
- ^ Паркер 1977 , стр. 73–76.
- ^ Паркер 1977 , стр. 70–77.
- ^ Крейс, Джон (30 августа 2008 г.). «Переваренная классика: Смерть в Венеции Томаса Манна» . Хранитель .
- ^ Макфарлейн, Роберт (26 мая 2002 г.). «Мошенническая рыбалка | Рыбная книга Гулда» . Хранитель . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Koboldt 2018 , стр. 4–5 и пассим.
- ^ Кобольдт, Дэн (5 мая 2015 г.). «Глазной тест на отцовство и другие мифы о генетике человека» . Журнал «Апекс» (72).
- ^ Кобольдт 2018 , стр. 7–135.
Источники
[ редактировать ]- Кобольдт, Дэн, изд. (16 октября 2018 г.). Превращение науки в художественную литературу . Дайджесты писателей. ISBN 978-1-4403-5338-3 .
- Паркер, Хелен Н. (1977). Биологические темы в современной научной фантастике . UMI Research Press. ISBN 978-0835715775 .