Jump to content

Джеймс Уэйл

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Джеймс Уэйл
Кит на съемках фильма «Невеста Франкенштейна» , 1935 год.
Рожденный ( 1889-07-22 ) 22 июля 1889 г.
Дадли , Вустершир, Англия
Умер 29 мая 1957 г. ) ( 1957-05-29 ) ( 67 лет
Пасифик Палисадес , Лос-Анджелес, Калифорния, США
Место отдыха Мемориальный парк Форест-Лоун (Глендейл)
Образование Школа Blue Coat, Дадли
Занятия
  • Кинорежиссер
  • Режиссер театра
  • актер
Годы активности 1919–1952
Партнеры

Джеймс Уэйл (22 июля 1889 — 29 мая 1957) — английский кинорежиссёр, театральный режиссёр и актёр, большую часть своей карьеры проведший в Голливуде . Его лучше всего помнят по нескольким фильмам ужасов: «Франкенштейн» (1931), «Старый темный дом» (1932), «Человек-невидимка» (1933) и «Невеста Франкенштейна» (1935), которые считаются классикой. Уэйл также режиссировал фильмы других жанров, в том числе киноверсию мюзикла « Show Boat» 1936 года .

Кит родился в большой семье в Дадли , Вустершир (ныне столичный округ Дадли) . Он рано обнаружил свой художественный талант и изучал искусство. С началом Первой мировой войны он поступил на службу в британскую армию и стал офицером. Он попал в плен к немцам и во время пребывания в плену понял , что его интересует драматургия. После освобождения в конце войны он стал актером, сценографом и режиссером. Его успех в постановке пьесы 1928 года « Конец путешествия» привел к его переезду в США, сначала для постановки пьесы на Бродвее , а затем в Голливуд , штат Калифорния, для постановки фильмов. Он прожил в Голливуде всю оставшуюся жизнь, большую часть этого времени со своим давним романтическим партнером, продюсером Дэвидом Льюисом . Помимо «Конца путешествия » (1930), выпущенного Tiffany Films, и «Ангелов ада» (1930), выпущенного United Artists , в период с 1931 по 1937 год он снял дюжину фильмов для Universal Pictures , развивая стиль, характеризующийся влиянием немецкого экспрессионизма. и очень мобильная камера.

На пике своей режиссерской карьеры Уэйл снял «Дорогу назад» (1937), продолжение фильма « На Западном фронте без перемен» . Вмешательство студии, возможно, вызванное политическим давлением со стороны нацистской Германии , привело к тому, что видение Кита в фильме было изменено, и это был критический провал. Последовала череда кассовых разочарований, и, хотя в 1950 году он снял последний короткометражный фильм, к 1941 году его режиссерская карьера фактически закончилась. Он продолжал руководить сценой, а также заново открыл для себя любовь к живописи и путешествиям. Его инвестиции сделали его богатым, и он жил комфортно на пенсии, пока в 1956 году у него не случился инсульт, который лишил его сил и причинил ему боль. Он покончил с собой 29 мая 1957 года, утопившись в бассейне.

На протяжении всей своей карьеры Кит был открытым геем , что было большой редкостью в 1920-х и 1930-х годах. Поскольку знание о его сексуальной ориентации стало более распространенным, некоторые из его фильмов, в частности «Невеста Франкенштейна» , были интерпретированы как имеющие гейский подтекст , и утверждалось, что его отказ оставаться в секрете привел к концу его карьеры. . Другие комментаторы утверждали, что его выход на пенсию был спровоцирован чередой плохо принятых проектов, которыми Кит становился лично неудовлетворенным (особенно пагубным для его карьеры был фильм «Дорога назад» , который прошел через ад разработки на нескольких этапах, после чего считалось, что деньги прекратились. с Китом в качестве главного режиссера). [ 1 ] [ 2 ]

Ранние годы

[ редактировать ]
«От раннего утра до росистого вечера»: акварельная карикатура Кита на узников лагеря для военнопленных Хольцминден , 1918 год

Кит родился в Дадли , Вустершир, в самом сердце Черной Страны , шестым из семи детей Уильяма, доменщика , [ 3 ] и Сара, медсестра. [ 4 ] Он учился в школе-интернате Кейтс Хилл , затем в благотворительной школе Бэйлисса и, наконец, в школе Дадли Блю Пальто . Его посещение прекратилось в подростковом возрасте, потому что стоимость была бы непомерно высокой, а его труд был необходим для поддержки семьи. Будучи недостаточно физически сильным, чтобы последовать за своими братьями в местную тяжелую промышленность, Кит начал работать сапожником , собирая гвозди, которые он извлек из замененных подошв, и продавая их на металлолом за дополнительные деньги. Он обнаружил, что у него есть некоторые художественные способности, и заработал дополнительные деньги, разрисовывая вывески и ценники для своих соседей. [ 5 ] Он использовал свой дополнительный доход для оплаты вечерних занятий в Школе искусств и ремесел Дадли. [ 6 ]

Первая мировая война разразилась в начале августа 1914 года. Хотя Кит мало интересовался политикой, стоящей за войной, он понимал, что призыв на военную службу неизбежен, поэтому добровольно записался незадолго до его введения в британской армии . Инны подготовки судебных офицеров Корпус в октябре 1915 года и первоначально дислоцировался в Бристоле . Впоследствии в июле 1916 года он был зачислен вторым лейтенантом в Вустерширский полк . [ 7 ] Он был взят в плен в бою на Западном фронте во Фландрии в августе 1917 года и содержался в офицерском лагере Хольцминден , где оставался до конца войны, а в декабре 1918 года был репатриирован в Англию. [ 8 ] [ 9 ] Находясь в тюрьме, он как актер, писатель, продюсер и художник-постановщик активно участвовал в любительских театральных постановках, проходивших в лагере, находя их «источником большого удовольствия и развлечения». [ 10 ] [ 11 ] У него также развился талант к покеру, и после войны он обналичил чеки и долговые расписки своих товарищей по заключению, которые он накопил на азартных играх, чтобы обеспечить себя финансами для возвращения к гражданской жизни. [ 12 ]

После перемирия он вернулся в Бирмингем и попытался найти работу карикатуриста. В 1919 году он продал две карикатуры журналу «Свидетель», но не смог получить постоянную должность. [ 12 ] Позже в том же году он начал профессиональную сценическую карьеру. Под опекой актера-менеджера Найджела Плейфэра он работал актером, сценографом и строителем, «режиссером» (сродни режиссеру -постановщику ) и режиссером. [ 13 ] В 1922 году, работая в Playfair, он познакомился с Дорис Зинкайзен . Их считали парой около двух лет, несмотря на то, что Кит жил как открытый гей. Сообщается, что они были помолвлены в 1924 году, но к 1925 году помолвка была расторгнута. [ 14 ]

В 1928 году Уэйлу была предложена возможность поставить два частных спектакля Р. К. Шерриффа тогда еще неизвестной пьесы «Конец путешествия» для Incorporated Stage Society , театрального общества, которое устраивало частные воскресные представления пьес. [ 15 ] », действие которого происходит в течение четырех дней в марте 1918 года в окопах Сен-Кантена , Франция, Действие фильма « Конец путешествия дает представление об опыте офицеров британской пехотной роты в Первой мировой войне. Ключевой конфликт происходит между капитаном Стэнхоупом, командир роты и лейтенант Рэли, брат невесты Стэнхоупа. [ 16 ] Уэйл предложил роль Стэнхоупа тогда еще малоизвестному Лоуренсу Оливье . Оливье сначала отказался от роли, [ 17 ] но после знакомства драматург согласился взяться за это. [ 18 ] Морис Эванс . На роль Рэли был выбран [ 19 ] Спектакль был хорошо принят и переведен в театр «Савой» в лондонском Вест-Энде , который открылся 21 января 1929 года. [ 15 ] молодой Колин Клайв . В главной роли теперь был [ 20 ] Оливье принял предложение сыграть главную роль в постановке « Красивого жеста» . [ 18 ] Спектакль имел огромный успех: критики единодушно и бурно хвалили его, а зрители иногда сидели в ошеломленном молчании после его завершения только для того, чтобы разразиться бурными овациями. [ 21 ] Как писал биограф Уэйла Джеймс Кертис, пьесе «в нужное время и в нужной манере удалось объединить впечатления целого поколения людей, которые участвовали в войне и которые нашли невозможным ни словами, ни делами адекватно рассказать своим друзьям и семьям, какими были окопы». [ 22 ] После трёх недель в «Савойе» «Конец путешествия» перешёл в Театр принца Уэльского . [ 15 ] где он работал в течение следующих двух лет. [ 23 ]

Колин Клайв в постановке Кита 1929 года « Конец путешествия»

После успеха « Конца путешествия» на родине бродвейский продюсер Гилберт Миллер приобрел права на постановку в Нью-Йорке с полностью британским актерским составом во главе с Колином Китом-Джонстоном в роли Стэнхоупа и Дереком Уильямсом в роли Рэли. [ 24 ] Кит также поставил эту версию, премьера которой состоялась в Театре Генри Миллера 22 марта 1929 года. [ 15 ] Спектакль шел более года и закрепил за собой репутацию величайшей пьесы о Первой мировой войне. [ 24 ]

Ранние работы в Голливуде

[ редактировать ]

Успех различных постановок « Конца путешествия» привлек к Уэйлу внимание кинопродюсеров. В то время, когда кино переходило от немого к разговорному, продюсеры были заинтересованы в найме актеров и режиссеров, имеющих опыт диалога. В 1929 году Кит отправился в Голливуд и подписал контракт с Paramount Pictures . Он был назначен «постановщиком диалогов» в фильме « Любовный доктор» (1929). [ 25 ] Он завершил работу над фильмом за 15 дней, и его контракт истек. Примерно в это же время он встретил Дэвида Льюиса . [ 26 ]

Кит был нанят независимым кинопродюсером и пионером авиации Говардом Хьюзом , который планировал превратить ранее немую постановку Хьюза «Ангелы ада» (1930) в звуковое кино . Кит руководил диалогами. [ 27 ] Когда его работа для Хьюза была завершена, он отправился в Чикаго, чтобы поставить еще одну постановку « Конца путешествия» . [ 28 ]

Купив права на экранизацию «Конца путешествия» , британские продюсеры Майкл Бэлкон и Томас Уэлш согласились, что опыт Уэйла в постановке пьесы в Лондоне и Бродвее сделал его лучшим выбором для постановки фильма. они заключили партнерство с небольшой американской студией Tiffany-Stahl . Для съемок фильма в Нью-Йорке [ 29 ] Колин Клайв повторил роль Стэнхоупа. [ 30 ] а Дэвид Мэннерс получил роль Рэли. [ 31 ] Съемки начались 6 декабря 1929 года. [ 32 ] и завернут 22 января 1930 г. [ 33 ] Journey's End вышел в Великобритании 14 апреля и в США 15 апреля. [ 34 ] По обе стороны Атлантики фильм имел огромный успех у критиков и коммерческий успех. [ 35 ]

С Леммлесами в Universal

[ редактировать ]
Кит снял Бориса Карлоффа в культовом фильме ужасов «Невеста Франкенштейна» (1935).

Universal Studios подписала с Китом пятилетний контракт в 1931 году, и его первым проектом стал «Мост Ватерлоо» . [ 36 ] основанном на бродвейской пьесе Роберта Шервуда В фильме, , Мэй Кларк играет Майру, хористку из Лондона времен Первой мировой войны, которая становится проституткой. Это также имело успех у критиков и публики. Примерно в это же время Кит и Льюис начали жить вместе. [ 37 ]

В 1931 году руководитель Universal Карл Леммле-младший предложил Уэйлу на выбор любую собственность, принадлежавшую студии. Он выбрал «Франкенштейна» главным образом потому, что ни один из других проектов Universal его особенно не интересовал, и он хотел сделать что-то кроме военной картины. [ 38 ] В то время как роман Мэри Шелли «Франкенштейн» 1818 года ; или, сам «Современный Прометей» находился в общественном достоянии, Universal владела правами на экранизацию сценической адаптации Пегги Уэблинг . Уэйл выбрал Колина Клайва на роль Генри Франкенштейна и Мэй Кларк на роль его невесты Элизабет. Для создания «Монстра» он обратился к малоизвестному Борису Карлоффу , имевшему богатый опыт исполнения ролей второго плана. Стрельба началась 24 августа 1931 года и завершилась 3 октября. [ 39 ] Превью состоялись 29 октября, [ 40 ] с широким выпуском 21 ноября. [ 41 ] «Франкенштейн» мгновенно стал хитом критиков и публики. Фильм получил восторженные отзывы и побил рекорды кассовых сборов в США. [ 42 ] заработал Universal 12 миллионов долларов на первом выпуске. [ 39 ]

Следующими после «Кита» были «Нетерпеливая дева» и «Старый темный дом» (оба 1932 года). «Нетерпеливая дева» не произвела большого впечатления, но «Старый темный дом » с Карлоффом и Чарльзом Лотоном в главных ролях считается заново изобретившим поджанр фильмов ужасов «темный дом». [ 43 ] Считавшийся утерянным в течение нескольких лет, отпечаток был найден режиссером Кертисом Харрингтоном в хранилищах Universal в 1968 году. Он был восстановлен Домом Джорджа Истмана , [ 44 ] и выпущен на диске Blu-ray в 2017 году.

Следующим фильмом Уэйла стал «Поцелуй перед зеркалом» (1933), который имел успех у критиков, но потерпел неудачу в прокате. Он вернулся к ужасам с «Человеком-невидимкой» (1933). Кадр по сценарию, одобренному Гербертом Уэллсом . [ 45 ] В фильме ужас сочетается с юмором и сбивающими с толку визуальными эффектами. Вызвавшая большое восхищение газета «Нью-Йорк Таймс» включила его в список десяти лучших фильмов года. [ 46 ] и фильм побил рекорды кассовых сборов в городах по всей Америке. Фильм был настолько высоко оценен, что Франция, которая ограничила количество кинотеатров, в которых могли показываться недублированные американские фильмы, предоставила ему специальную льготу из-за его «исключительных художественных достоинств». [ 47 ]

Также в 1933 году Кит снял романтическую комедию «При свечах» , которая получила хорошие отзывы и имела скромные кассовые сборы. [ 48 ] В 1934 году он снял «Ещё одну реку» , экранизацию одноименного романа Джона Голсуорси . В фильме рассказывается история женщины, отчаянно пытающейся избежать жестокого брака с представителем британской аристократии. Это был первый из фильмов Уэйла, для которого требовалось одобрение Администрации производственного кодекса , и Universal было трудно получить это одобрение из-за элементов сексуального садизма, скрытых в оскорбительном поведении мужа. [ 49 ]

Художественный руководитель Universal 1930-х годов Кароли Гросс разработала эту необычную рекламу 1935 года.

«Невеста Франкенштейна» Следующим проектом Кита стала (1935). Он сопротивлялся созданию продолжения «Франкенштейна», так как боялся, что его заклеймят как режиссера ужасов. Брайд вспомнила эпизод из оригинального романа Мэри Шелли , в котором Монстр обещает оставить Франкенштейна и человечество в покое, если Франкенштейн сделает его своим другом. Он это делает, но монстр отталкивает партнера, который затем, освобождая Франкенштейна и его жену для жизни, решает уничтожить себя и свою «невесту». Фильм имел успех у критиков и кассовые сборы: к 1943 году Universal заработала около 2 миллионов долларов. [ 50 ] Назван «лучшим из всех готических фильмов ужасов ». [ 51 ] «Невесту» часто называют шедевром Whale. [ 52 ] [ 53 ] После успеха «Невесты » Леммле захотелось привлечь Уэйла к работе над «Дочью Дракулы» (1936), продолжением первого большого хоррор-хита Universal в эпоху звука. Кит, опасаясь сниматься в двух фильмах ужасов подряд и обеспокоенный тем, что режиссура « Дочери Дракулы» может помешать его планам относительно первой полностью звуковой версии «Show Boat» (ранее снятой частично звуковой фильм как Гарри А. Поллардом ), вместо этого убедил Леммле купить права на роман « Похмельные убийства» . Роман представляет собой комедию-мистерию в стиле «Тонкого человека» о группе друзей, которые были настолько пьяны в ночь убийства одного из них, что никто ничего не мог вспомнить. [ 54 ] С новым названием « Помнишь прошлую ночь?» , этот фильм был одним из личных фаворитов Уэйла, [ 44 ] но встретил резко разделенные отзывы и коммерческий интерес. [ 55 ]

Борис Карлофф и Кит на съемках фильма «Невеста Франкенштейна» (1935)

После завершения « Помни прошлую ночь?» Кит немедленно приступил к работе над Show Boat (1936). Кит собрал как можно больше тех, кто принимал участие в той или иной постановке мюзикла, в том числе Хелен Морган , Пола Робсона , Чарльза Виннингера , Сэмми Уайта , дирижера Виктора Баравалле , оркестратора Роберта Рассела Беннета и, в роли Магнолии, Ирен. Данн , который считал, что Кит был неподходящим режиссером для этой пьесы. [ 56 ] Версия «Show Boat» 1936 года , точно адаптированная из оригинальной постановки, многими критиками считается окончательной киноверсией мюзикла. [ 57 ] [ 58 ] но стал недоступен после ремейка 1951 года . [ 56 ] В 2014 году реставрация фильма стала доступна на DVD в США как часть Warner Home Video компании линейки Archive Collection ; [ 59 ] выпустила восстановленный Blu-Ray 4K а в 2020 году компания The Criterion Collection . [ 60 ]

«Шоу-бот» был последним фильмом Уэйла, снятым семьей Леммле. Студия обанкротилась, и Леммлы потеряли контроль над Дж. Чивером Каудином , главой Standard Capital Corporation, и Чарльзом Р. Роджерсом , который занял прежнее место Джуниора Леммла. [ 61 ]

Карьерный спад

[ редактировать ]

Карьера Кита пошла на спад после выхода на экраны его следующего фильма « Дорога назад» (1937). Роман и фильм , являющийся продолжением романа Марии Ремарка Эриха « На Западном фронте без перемен », снятого Universal в 1930 году, рассказывают о жизни нескольких молодых немцев, вернувшихся из окопов Первой мировой войны, и их борьбе за восстановление. интегрироваться в общество. в Лос-Анджелесе Консул нацистской Германии Георг Гисслинг узнал, что фильм находится в производстве. Он выразил протест сотруднику PCA Йозефу Брину , утверждая, что фильм дает «неверное и искаженное представление о немецком народе». [ 62 ] В конце концов Гисслинг встретил Кита, но из этого ничего не вышло. [ 63 ] Затем Гисслинг разослал письма актерам, угрожая, что их участие в фильме может привести к трудностям с получением разрешений на съемку в Германии для них и для всех, кто связан с ними в фильме. [ 64 ] В то время как низкий объем бизнеса, проводимого Universal в Германии, сделал такие угрозы в значительной степени пустыми, Государственный департамент под давлением Голливудской антинацистской лиги и киноактеров Гильдии [ 65 ] вмешалось, и правительство Германии отступило. [ 66 ] Первоначальная версия фильма Кита получила в целом положительные отзывы, но через некоторое время между предварительным показом и общим выпуском фильма Роджерс капитулировал перед немцами, приказав сделать сокращения и снять и вставить дополнительные сцены. [ 37 ] Кит был в ярости, [ 67 ] и измененный фильм все равно был запрещен в Германии. [ 68 ] Немцам также удалось убедить Китай, Грецию, Италию и Швейцарию запретить фильм. [ 64 ]

После провала The Road Back Чарльз Роджерс попытался расторгнуть контракт с Whale; Кит отказался. Затем Роджерс поручил ему сняться в ряде фильмов категории «Б», чтобы выполнить свои контрактные обязательства. Уэйл снял только один успешный художественный фильм «Человек в железной маске» (1939). Прежде чем уйти из киноиндустрии в 1942 году, [ 6 ]

Посткиновая жизнь

[ редактировать ]

Кинокарьера позади, и Кит оказался в затруднительном положении. Ему предлагали случайную работу, в том числе возможность режиссировать фильм « С тех пор, как ты ушел» для Дэвида О. Селзника . [ 69 ] но отказал им. [ 70 ] Тем временем Льюис был занят своими производственными обязанностями больше, чем когда-либо, и часто работал допоздна, оставляя Уэйла одиноким и скучающим. Льюис купил ему запас красок и холстов, и Кит заново открыл для себя любовь к живописи. В конце концов он построил для себя большую студию. [ 71 ]

С началом Второй мировой войны Уэйл предложил свои услуги по созданию учебного фильма для армии Соединенных Штатов . В феврале 1942 года он снял фильм под названием « Расстановка кадров в армии» . Позже в том же году вместе с актрисой Клэр Дюбре он создал команду «Брентвудские служащие». [ 72 ] Игроки захватили театр на 100 мест. Шестьдесят мест были предоставлены бесплатно военнослужащим; остальные были проданы населению, а кассовые сборы были переданы на благотворительность во время войны. [ 73 ] Летом группа расширилась до Playtime Theater, где до октября проходила серия представлений. [ 74 ]

Уэйл вернулся на Бродвей в 1944 году, чтобы поставить психологический триллер «Рука в перчатке» . [ 75 ] Это было его первое возвращение на Бродвей после провала его провала «Раз, два, три!» в 1930 году. [ 76 ] «Рука в перчатке» имела бы не лучший результат, чем его предыдущая пьеса: количество выступлений было такое же - 40. [ 77 ]

В 1950 году Кит снял свой последний фильм, короткометражный фильм, основанный на Уильяма Сарояна одноактной пьесе «Привет там» . Фильм, финансируемый наследником супермаркетов Хантингтоном Хартфордом , рассказывает историю мужчины в техасской тюрьме, ложно обвиненного в изнасиловании, и женщины, которая убирает в тюрьме. Хартфорд намеревался сделать короткометражку частью фильма-антологии по образцу «Квартета» . [ 78 ] Однако попытки найти подходящие сопутствующие короткие художественные произведения для адаптации не увенчались успехом, и Hello Out There так и не была коммерчески выпущена. [ 79 ]

Последним профессиональным занятием Уэйла была постановка «Пэган в гостиной» , фарса о двух старых старых сестрах из Новой Англии, которых навещает полинезийка, на которой женился их отец, потерпевший кораблекрушение несколькими годами ранее. В 1951 году постановку ставили в Пасадене в течение двух недель. Планировалось перенести ее в Нью-Йорк, но Уэйл предложил сначала отвезти пьесу в Лондон. [ 80 ] Прежде чем открыть спектакль в Англии, Уэйл решил совершить поездку по художественным музеям Европы. Во Франции он возобновил знакомство с Кертисом Харрингтоном , с которым познакомился в 1947 году. Во время посещения Харрингтона в Париже он зашел в несколько гей-баров. В одном из них он встретил 25-летнего бармена по имени Пьер Фёгель. [ 6 ] который, по мнению Харрингтона, был не чем иным, как « жуликом, стремящимся к тому, что он мог получить». [ 44 ] 62-летний Кит был очарован молодым человеком и нанял его своим шофером. [ 81 ]

Провинциальное турне « Пэган в гостиной» началось в сентябре 1952 года, и казалось, что спектакль станет хитом. Однако Гермиона Бэддели , сыгравшая в спектакле роль людоедки «Ну-га», сильно пила и начала совершать причудливые выходки и срывать выступления. Поскольку у нее был действующий контракт на спектакль, ее нельзя было заменить, и поэтому продюсеры были вынуждены закрыть шоу. [ 82 ]

Кит вернулся в Калифорнию в ноябре 1952 года и сообщил Дэвиду Льюису, что планирует привезти Фогеля в начале следующего года. Потрясенный, Льюис покинул их дом. [ 83 ] Хотя на этом их 23-летние романтические отношения закончились, двое мужчин остались друзьями. Льюис купил небольшой дом и выкопал бассейн, что побудило Кита вырыть собственный бассейн, хотя сам он в нем не плавал. Он начал устраивать вечеринки по плаванию, состоящие исключительно из мужчин, и наблюдал, как молодые люди резвятся в бассейне и вокруг него. [ 84 ] Фёгель переехал к Уэйлу в начале 1953 года и оставался там несколько месяцев, прежде чем вернуться во Францию. Он вернулся в 1954 году навсегда, [ 84 ] и Кит назначил его управляющим принадлежащей ему заправочной станции. [ 85 ]

Уэйл и Фогель вели тихий распорядок дня до весны 1956 года, когда у Уэйла случился небольшой инсульт. Несколько месяцев спустя он перенес более сильный инсульт и был госпитализирован. [ 85 ] В больнице его лечили от депрессии шоковой терапией . [ 86 ]

После освобождения Кит нанял одного из медсестер-мужчин из больницы в качестве своей личной медсестры с проживанием. [ 87 ] Ревнивый Фогель вывел медсестру из дома и нанял медсестру в качестве замены, не проживавшей в доме. [ 88 ] Кит страдал от перепадов настроения и становился все более зависимым от других, поскольку его умственные способности ухудшались. [ 89 ]

Кит покончил жизнь самоубийством, утопившись в своем бассейне Pacific Palisades 29 мая 1957 года в возрасте 67 лет. [ 90 ] Он оставил предсмертную записку , которую Льюис скрывал незадолго до своей смерти несколько десятилетий спустя. Поскольку записка была скрыта, смерть первоначально была признана случайной. [ 91 ] В записке частично говорилось:

ВСЕМ, ЧТО Я ЛЮБЛЮ,

Не горюй обо мне. Мои нервы натянуты, и весь последний год я испытываю агонию днем ​​и ночью (за исключением тех случаев, когда сплю под снотворным), и любой покой, который у меня есть днем, — это когда я накачан таблетками.

У меня была замечательная жизнь, но она закончилась, мои нервы ухудшаются, и я боюсь, что меня придется забрать. Поэтому, пожалуйста, простите меня, всех тех, кого я люблю, и пусть Бог простит меня тоже, но я не могу вынести агонии, и так будет лучше для всех. Будущее — это просто старость, болезни и боль. До свидания и спасибо за всю вашу любовь. Мне нужен мир, и это единственный путь.

Джимми. [ 92 ]

Тело Кита было кремировано по его просьбе, а его прах был захоронен в Колумбарии памяти в Мемориальном парке Форест-Лоун в Глендейле . [ 93 ] Из-за его привычки периодически пересматривать дату своего рождения, в его нише указана неверная дата — 1893 год. [ 94 ] Когда в 1987 году умер его давний партнер Дэвид Льюис, его душеприказчик и биограф Кита Джеймс Кертис похоронил его прах в нише напротив праха Кита. [ 95 ]

Сексуальная ориентация

[ редактировать ]

Джеймс Уэйл на протяжении всей своей карьеры в британском театре и Голливуде жил открытым геем, что было практически неслыханно в ту эпоху. Он и Дэвид Льюис жили вместе как пара примерно с 1930 по 1952 год. Хотя он не изо всех сил старался афишировать свою гомосексуальность, он также не делал ничего, чтобы ее скрыть. Как выразился кинорежиссер Кертис Харрингтон, друг и доверенное лицо Уэйла: «Не в смысле кричать об этом с крыш или открыто выступать. Но да, он был открытым гомосексуалистом. Любой искушенный человек, знавший его, знал, что он гей». [ 44 ] Хотя были предположения, что карьера Уэйла была прекращена из-за гомофобии , [ 96 ] [ 97 ] а Кита якобы прозвали «Королевой Голливуда». [ 98 ] Харрингтон заявляет, что «насколько я могу судить, никто из этого ничего не сделал». [ 44 ]

Поскольку знание о его сексуальной ориентации становится все более распространенным, начиная с 1970-х годов, некоторые историки кино и исследователи гей-исследований обнаружили гомосексуальные темы в работах Уэйла, особенно в « Невесте Франкенштейна» , в котором ряд творческих людей, связанных с актерским составом, в том числе Эрнест Тезигер и Колин Клайв , [ 99 ] предположительно были геями или бисексуалами. Ученые выявили гей-чувствительность, пронизанную фильмом, особенно лагерную чувствительность. [ 100 ] особенно воплощен в характере Преториуса (Тезигер) и его отношениях с Генри Франкенштейном (Клайв). Минни знакомит Преториуса Франкенштейну фразой: «Он очень странного вида старый джентльмен, сэр…» в 16:56 фильма.

Историк гей-кино Вито Руссо , рассматривая Преториуса, не называет этого персонажа геем, вместо этого называя его «изнеженным». [ 101 ] («Сисси» сама по себе является стандартным голливудским персонажем-геем [ 102 ] ). Преториус выступает в роли «веселого Мефистофеля », [ 103 ] фигура соблазнения и искушения, дошедшая до того, что оттащила Франкенштейна от своей невесты в их брачную ночь, чтобы он участвовал в противоестественном акте непродуктивной жизни. Новеллизация фильма, опубликованная в Англии, прояснила смысл: Преториус сказал Франкенштейну: «Плодитесь и размножайтесь». Давайте подчинимся библейскому предписанию: у вас, конечно, есть выбор естественных средств, но что касается меня, я боюсь, что для меня нет другого пути, кроме научного». [ 104 ] Руссо заходит так далеко, что предполагает, что гомосексуализм Кита выражен как во «Франкенштейне» , так и в « Брайде» как «видение в обоих фильмах монстра как антисоциальной фигуры, точно так же, как геи были «вещами», которых не должно было случиться». [ 105 ]

Партнер Уэйла Дэвид Льюис категорически заявил, что сексуальная ориентация Уэйла «не имеет отношения» к его кинопроизводству. «Джимми был прежде всего художником, и его фильмы представляют собой работу художника – не художника-гея, а художника». [ 106 ] Биограф Кита Кертис отвергает идею о том, что Кит отождествлял себя с Монстром с гомосексуальной точки зрения. [ 107 ] заявив, что если бы Кит с высоким классовым сознанием чувствовал себя антиобщественной фигурой, это было бы основано не на его сексуальной ориентации, а на его происхождении из низших классов. [ 108 ]

Стиль фильма

[ редактировать ]

Кит находился под сильным влиянием немецкого экспрессионизма . Он был особым поклонником фильмов Поля Лени , сочетающих в себе элементы готического ужаса и комедии. Это влияние было наиболее очевидно в «Невесте Франкенштейна» . [ 109 ] Влияние экспрессионизма также заметно во «Франкенштейне» , частично взятом из работ Пауля Вегенера и его фильмов «Голем» (1915) и «Голем: как он пришел в мир» (1920). [ 110 ] наряду с «Кабинетом доктора Калигари» (1920) Роберта Вине , который, как сообщается, Уэйл неоднократно просматривал во время подготовки к съемкам Франкенштейна . [ 111 ] Франкенштейн грубо чередует искаженные экспрессионистские кадры и более традиционные стили, при этом персонаж доктора Вальдмана служит «мостом между повседневным и экспрессионистским пространством». [ 112 ] Влияние экспрессионизма также очевидно в игре, костюмах и дизайне Монстра. [ 113 ] Кит и визажист Джек Пирс , возможно, также находились под влиянием Баухаус . школы дизайна [ 114 ] Влияние экспрессионизма продолжалось на протяжении всей карьеры Уэйла: последний фильм Уэйла « Hello Out There » был оценен журналом Sight & Sound как «виртуозный образец света и тени, образец полномасштабного экспрессионистского кинопроизводства, бесцеремонно брошенный в самый разгар расцвета неореализма». ". [ 115 ]

Кит был известен тем, что использовал движение камеры. Ему приписывают то, что он был первым режиссером, который использовал панораму на 360 градусов в художественном фильме, включенном в «Франкенштейн» . [ 116 ] Кит использовал похожую технику во время сцены «Река Ол'Ман» в «Show Boat» , где камера отслеживала Пола Робсона, пока он пел песню. (В эпизоде ​​также используются экспрессионистские монтажи, иллюстрирующие некоторые тексты.) Во «Франкенштейне» часто хвалят серию кадров, используемых для представления Монстра: «Ничто не может полностью стереть острые ощущения от просмотра последовательных изображений, которые позволяет нам мобильная камера Кита. неуклюжей фигуры». [ 117 ] Эти кадры, начиная со среднего плана и заканчивая двумя крупными планами лица Монстра, были повторены Китом, чтобы представить Гриффина в «Человеке-невидимке» и жестокого мужа в «Еще одной реке» . Модифицированный до одного кадра, а не двух, Кит использует ту же технику в «Дороге назад», чтобы сигнализировать о нестабильности вернувшегося ветерана Первой мировой войны. [ 56 ]

Наследие

[ редактировать ]
Мемориальная скульптура Джеймса Уэйла (2001) работы Чарльза Хэдкока в Дадли , Англия

Влиятельный кинокритик Эндрю Саррис в своем рейтинге режиссеров 1968 года назвал Кита «слегка симпатичным». Отмечая, что репутация Кита была подчинена «культу Карлова», Саррис называет «Невесту Франкенштейна» «настоящей жемчужиной» серии « Франкенштейн » и заключает, что карьера Кита «отражает стилистические амбиции и драматические разочарования экспрессиониста в контролируемой студией студии». Голливуд тридцатых». [ 118 ]

Последние месяцы жизни Кита являются предметом романа «Отец Франкенштейна» (1995) Кристофера Брэма . Роман посвящен отношениям между Китом и вымышленным садовником по имени Клейтон Бун. Отец Франкенштейна послужил основой для фильма 1998 года « Боги и монстры» с Яном Маккелленом в роли Кита и Бренданом Фрейзером в роли Буна. [ 119 ] Маккеллен был номинирован на премию Оскар за роль Кита. [ 120 ] Роман Брэма также был адаптирован как пьеса, премьера которой состоялась в Лондоне в театре Саутварк в феврале 2015 года. [ 121 ]

Лишь два фильма Уэйла были номинированы на «Оскар»: «Человек в железной маске» (за музыкальное сопровождение) и «Невеста Франкенштейна» (за звукозапись).

Мемориальная скульптура Кита была установлена ​​в сентябре 2001 года на территории нового многозального кинотеатра в его родном городе Дадли. Скульптура Чарльза Хэдкока изображает рулон пленки, лицо монстра Франкенштейна выгравировано на рамке которого , а названия его самых известных фильмов выгравированы на литом бетонном основании в форме канистр с пленкой. Были запланированы и другие скульптуры, связанные с карьерой Кита в кино, отсылающие к его ранним работам на местном заводе по производству листового металла, но по состоянию на 2019 год ни одна из них не была установлена. [ 122 ]

Ужасы в Голливуде: История Джеймса Уэйла , ретроспектива произведений искусства Кита, открылась в Музее и художественной галерее Дадли в октябре 2012 года и продлилась до января 2013 года. [ 123 ]

Фильмография

[ редактировать ]
Заголовок Год Примечания
Конец путешествия 1930 режиссерский дебют
Ангелы ада 1930 (режиссированный диалог)
Мост Ватерлоо 1931
Франкенштейн 1931
Нетерпеливая дева 1932
Старый темный дом 1932
Поцелуй перед зеркалом 1933
Человек-невидимка 1933
При свечах 1933
Еще одна река 1934 Один из первых фильмов, попавших под Управления производственного кодекса . цензуру [ 124 ]
Невеста Франкенштейна 1935
Помните прошлую ночь? 1935
Шоу Лодка 1936
Дорога назад 1937
Великий Гаррик 1937
Порт семи морей 1938
Грешники в раю 1938
Жены под подозрением 1938
Человек в железной маске 1939
Зеленый Ад 1940
Они не смеют любить 1941 финальный фильм
  1. ^ «Вернем дорогу обратно | Синематека» . Архивировано из оригинала 27 июля 2023 года . Проверено 27 июля 2023 г.
  2. ^ «Режиссёрская ретроспектива: Джеймс Уэйл, часть вторая» . 6 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2023 года . Проверено 27 июля 2023 г.
  3. ^ Кертис, с. 8.
  4. ^ Эллис, с. 20
  5. ^ Кертис, с. 11.
  6. ^ Jump up to: а б с «Боги и монстры: В поисках настоящего кита» . Кинеаст . 22 сентября 1999 года . Проверено 17 января 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  7. ^ Кертис, с. 17.
  8. ^ Кертис, с. 20.
  9. ^ «Фактический атрибут, желательный для военной службы». Камберленд Ивнинг Таймс . 30 июля 1930 г. с. 7.
  10. ^ Кит 1919, с. 318.
  11. ^ Рано, стр. 140–41.
  12. ^ Jump up to: а б Кертис, с. 25.
  13. ^ Скал и др., стр. 50.
  14. ^ Кертис, с. 32.
  15. ^ Jump up to: а б с д « Конец путешествия», первая пьеса, приносит писарю-автору гонорар в размере 10 000 долларов за неделю». Государственный журнал Висконсина . 5 июня 1930 г. с. 14.
  16. ^ Грин и др., с. 272.
  17. ^ Коттрелл, с. 53.
  18. ^ Jump up to: а б Коулман, с. 31.
  19. ^ «Морис Эванс, актер театра, умер в 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . 14 марта 1989 года . Проверено 17 января 2009 г.
  20. ^ Уильямсон, с. 29.
  21. ^ Кертис, с. 70.
  22. ^ Кертис, с. 71.
  23. ^ Коулман, с. 32.
  24. ^ Jump up to: а б Бордман, с. 381.
  25. ^ Кертис, с. 79.
  26. ^ Кертис, с. 81.
  27. ^ «Продюсер-миллионер несет большие потери». Ватерлоо (Айова) Вечерний курьер . Юнайтед Пресс. 2 ноября 1929 г. с. 8.
  28. ^ Кертис, с. 83.
  29. ^ Лоу и др. п. 171.
  30. ^ «Новые картинки» . Время . 21 апреля 1930 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2010 года.
  31. ^ Келли (1997), с. 65.
  32. ^ Кертис, с. 98.
  33. ^ Кертис, с. 102.
  34. ^ Кертис, с. 104.
  35. ^ Кертис, стр. 104–05.
  36. ^ Парсонс, Луэлла (11 марта 1931 г.). «Джеймс Уэйл станет режиссером Universal» . Питтсбург Пост-Газетт . Проверено 17 января 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  37. ^ Jump up to: а б Гнев, с. 210.
  38. ^ Шелл, стр. 129.
  39. ^ Jump up to: а б Бюрер, с. 89.
  40. ^ Кертис, с. 151.
  41. ^ Кертис, с. 153.
  42. ^ Кертис, с. 157.
  43. ^ Бансак и др., с. 95.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Дель Валле, Дэвид (7 августа 2008 г.). «Кёртис Харрингтон о Джеймсе Уэйле» . Фильмы в обзоре . Архивировано из оригинала 3 сентября 2008 года.
  45. ^ Скал и др., стр. 71.
  46. ^ Холл, Мордаунт (31 декабря 1933 г.). «Выдающиеся живописные черты 1933 года» . Нью-Йорк Таймс . ISBN  9780405066498 . Проверено 26 декабря 2008 г.
  47. ^ Кертис, с. 221.
  48. ^ Кертис, с. 219.
  49. ^ Кертис, стр. 224–25.
  50. ^ Кертис, с. 251.
  51. ^ Френч, Филип (2 декабря 2007 г.). «Фильмы дня: Невеста Франкенштейна». Наблюдатель .
  52. ^ Гиффорд, с. 55.
  53. ^ Грэм, Боб (9 октября 1998 г.). « Невеста прекрасна, как всегда» . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года . Проверено 8 января 2008 г.
  54. ^ Кертис, стр. 254–55.
  55. ^ Кертис, с. 259.
  56. ^ Jump up to: а б с Луговский, Дэвид. «Джеймс Уэйл» . Чувства кино . Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 15 января 2009 г.
  57. ^ Гнев, с. 209. «Кит» — безусловно лучшая из трёх экранизаций мюзикла Джерома Керна».
  58. ^ Розенбаум, Джонатан. «Шоу-лодка» . Чикагский читатель . Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 15 января 2009 г. ...безмерно превосходит унылый римейк MGM Technicolor 1951 года...
  59. ^ «Шоу-лодка (1936) (МОД)» . WBShop.com . Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года.
  60. ^ «Шоу-лодка (1936) — Коллекция «Критерий» . критерий.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2020 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
  61. ^ «Универсальный для Каудина» . Время . 23 марта 1936 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 года . Проверено 14 января 2009 г.
  62. ^ Глэнси, с. 45.
  63. ^ Кертис, с. 296.
  64. ^ Jump up to: а б Глэнси, с. 46.
  65. ^ Келли (1997), с. 141.
  66. ^ Кертис, с. 299.
  67. ^ Кертис, с. 306.
  68. ^ Келли (2001), с. 144.
  69. ^ Хофлер, с. 97.
  70. ^ «Джеймс Уэл» . Классические фильмы Тернера . Проверено 15 января 2009 г.
  71. ^ Кертис, с. 347.
  72. ^ Кертис, с. 350.
  73. ^ «Голливуд сегодня». Новости Кингспорта . 26 июня 1943 г. с. 8.
  74. ^ Кертис, с. 351.
  75. ^ Гарвер, Джек (21 декабря 1944 г.). «Вверх и вниз по Бродвею». Сан-Матео Таймс . Юнайтед Пресс. п. 12.
  76. ^ Кертис, с. 353.
  77. ^ Кертис, с. 421.
  78. ^ Парсонс, Луэлла (27 апреля 1950 г.). «Голливуд 27 апреля». Лоуэлл (Канзас) Сан . ИНС. п. 27.
  79. ^ Кертис, с. 367.
  80. ^ Кертис, стр. 369–71.
  81. ^ Кертис, с. 374.
  82. ^ Кертис, стр. 375–76.
  83. ^ Кертис, стр. 376–77.
  84. ^ Jump up to: а б Кертис, стр. 377–78.
  85. ^ Jump up to: а б Кертис, с. 380.
  86. ^ Гнев, с. 211.
  87. ^ Кертис, с. 381.
  88. ^ Кертис, стр. 383–84.
  89. ^ Кертис, с. 383.
  90. ^ «Кинопродюсер мертв: Джеймс Уэйл упал в бассейн: режиссер «Франкенштейна» » . Нью-Йорк Таймс . 30 мая 1957 г. с. 33. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 4 ноября 2008 г.
  91. ^ «Бывший директор Джеймс Уэйл умер в бассейне». Корпус Кристи Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 30 мая 1957 г. с. 14-Б.
  92. ^ "гнев211"
  93. ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (места Kindle 50421-50422). McFarland & Company, Inc., Издательства. Киндл издание.
  94. ^ Кертис, с. 387.
  95. ^ Кертис, с. 389.
  96. ^ Брайант, с. 46.
  97. ^ Русский, с. 50–51.
  98. ^ Беншофф, с. 41.
  99. ^ Моррис, Гэри (июль 1997 г.). «Сексуальная подрывная деятельность: Невеста Франкенштейна» . Киножурнал «Яркий свет» (19). Архивировано из оригинала 13 сентября 2002 года . Проверено 7 января 2008 г.
  100. ^ Шелл, стр. 184.
  101. ^ Русский, с. 50.
  102. ^ Мислак, Микайла (1 августа 2015 г.). «От неженок к секретности: эволюция странного кода Hays» . Кинематографический . Архивировано из оригинала 21 ноября 2020 года . Проверено 25 июня 2023 г.
  103. ^ Шелл, стр. 185.
  104. ^ Эгремонт, Майкл, цитируется в Skal, p. 189.
  105. ^ Русский, с. 49.
  106. ^ Цитируется по Кертису, с. 144.
  107. ^ Кертис, с. 144.
  108. ^ Кертис, с. 143.
  109. ^ Мирланд, с. 66.
  110. ^ Янг и др., с. 188.
  111. ^ Кертис, с. 149.
  112. ^ Мирланд, с. 163.
  113. ^ Мирланд, с. 168.
  114. ^ Шелл, стр. 130.
  115. ^ Цитируется по Кертису, с. 364.
  116. ^ Робертсон, с. 126.
  117. ^ Правер, с. 28.
  118. ^ Саррис, с. 187
  119. ^ Хартл, Джон (9 сентября 1998 г.). «Путеводитель газеты «Сиэтл Таймс» по осеннему искусству – фильмы» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
  120. ^ Уилсон, Бенджи (15 декабря 2008 г.). «Иэн МакКеллен: свободный человек» . Телеграф . Архивировано из оригинала 21 ноября 2020 года . Проверено 23 декабря 2008 г.
  121. ^ «Боги и монстры | Театр Саутварка | Театр и бар» . Театр Саутварка | Театр и Бар . 5 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 31 января 2018 г.
  122. ^ Нослопи и др., с. 51.
  123. ^ Шоу, Дэн (18 октября 2012 г.). «Джеймс Уэйл Дадли: жизнь в картинках» . Черный деревенский горн . Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
  124. ^ «Еще одна река (1934)» . Классические фильмы Тернера . 30 января 2012 года. Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 16 октября 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гнев, Кеннет (1984). Голливудский Вавилон II . Даттон.
  • Бансак, Эдмунд Г. и Роберт Уайз (2003). Боясь темноты: карьера Вэла Льютона . МакФарланд. ISBN   0-7864-1709-9 .
  • Беншофф, Гарри М. (1997). Монстры в чулане: Гомосексуализм и фильм ужасов . Издательство Манчестерского университета. ISBN   0-7190-4472-3 .
  • Бордман, Джеральд Мартин (1995). Американский театр: хроника комедии и драмы, 1914–1930 . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN   0-19-509078-0 .
  • Брайант, Уэйн (1997). Бисексуальные персонажи в кино: от Анаис до Зи . Хаворт Пресс. ISBN   0-7890-0142-X .
  • Бюрер, Беверли Бэр (1993). Борис Карлофф: Биобиблиография . Издательская группа Гринвуд. ISBN   0-313-27715-X .
  • Коулман, Терри (2005). Оливье . Макмиллан. ISBN   0-8050-7536-4 .
  • Кертис, Джеймс (1998). Джеймс Уэйл: Новый мир богов и монстров . Бостон, Фабер и Фабер. ISBN   0-571-19285-8 .
  • Рано, Эммет (2003). Ветеран войны в кино . МакФарланд. ISBN   0-7864-1471-5 .
  • Эллис, Рид (1979). Путешествие во тьму: искусство фильмов ужасов Джеймса Уэйла . Университет Флориды.
  • Гэтисс, Марк (1995). Джеймс Уэйл: биография; или «Будущий джентльмен» . Лондон: Касселл. ISBN  0-304-32863-4 .
  • Гиффорд, Денис (1973) Карлофф: Человек, Монстр, Фильмы . Ежемесячник кинофанов.
  • Глэнси, Марк (1999). Когда Голливуд любил Британию: голливудский «британский» фильм 1939–1945 гг. Издательство Манчестерского университета. ISBN   0-7190-4853-2 .
  • Грин, С.Дж.Д. и Р.К. Уайтинг (2002). Границы государства в современной Британии . Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-52222-6 .
  • Хофлер, Роберт (2006). Человек, который изобрел Рока Хадсона: Симпатичные мальчики и грязные дела Генри Уилсона . Издательство Кэрролл и Граф. ISBN   0-7867-1802-1 .
  • Келли, Эндрю (1997) Кино и Великая война . Рутледж. ISBN   0-415-05203-3 .
  • Келли, Эндрю (2001) «На Западном фронте тихо»: история фильма . ИБТаурис. ISBN   1-86064-656-5 .
  • Кемп, Филип (2011) [2004]. «Кит, Джеймс (1889–1957)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/57320 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  • Лоу, Рэйчел, Роджер Манвелл и Джеффри Ричардс (2005). История британского кино . Рутледж. ISBN   0-415-15649-1 .
  • Нослопи, Джордж Томас и Фиона Уотерхаус (2005). Общественная скульптура Стаффордшира и Черной страны . Ливерпуль, Издательство Ливерпульского университета. ISBN   0-85323-989-4 .
  • Правер, Зигберт Саломон (1989). Дети Калигари: Фильм как ужасная сказка . Да Капо Пресс. ISBN   0-306-80347-X .
  • Робертсон, Патрик (2001). Факты о фильме . Уотсон-Гуптилл. ISBN   0-8230-7943-0 .
  • Руссо, Вито (1987). Целлулоидный шкаф: Гомосексуализм в кино (переработанное издание). Нью-Йорк, ХарперКоллинз. ISBN   0-06-096132-5 .
  • Саррис, Эндрю (1996). Американское кино: режиссеры и режиссура 1929–1968 гг . Да Капо Пресс. ISBN   0-306-80728-9 .
  • Скал, Дэвид Дж. (1993). Шоу монстров: культурная история ужасов . Книги о пингвинах. ISBN   0-14-024002-0 .
  • Скал, Дэвид Дж. и Джессика Рейнс (2008). Клод Рейнс: Голос актера . Университетское издательство Кентукки. ISBN   0-8131-2432-8 .
  • Кит, Дж. (июль 1919 г.). «Наша жизнь в Хольцминдене». Журнал «Широкий мир» . 43 : 314–19.
  • Уильямсон, Одри (1951). Театр двух десятилетий . Роклифф.
  • Уорланд, Рик (2007). Фильм ужасов: Введение . Издательство Блэквелл. ISBN   1-4051-3901-3 .
  • Молодая, Элизабет. «А вот и невеста». Собрано в книге Гелдер, Кен (редактор) (2000). Читатель ужасов . Рутледж. ISBN   0-415-21356-8 .
  • Янг, Уильям Х. и Нэнси К. Янг (2007). Великая депрессия в Америке: Культурная энциклопедия . Издательская группа Гринвуд. ISBN   0-313-33521-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb5208d9c87669b9f57f7b842bc7b646__1721522160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/46/fb5208d9c87669b9f57f7b842bc7b646.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
James Whale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)