Jump to content

Готическая фантастика

(Перенаправлено из Готического ужаса )

The Castle of Otranto (1764) is regarded as the first Gothic novel. The aesthetics of the book have shaped modern-day gothic books, films, art, music and the goth subculture.[1]

Готическая фантастика , которую иногда называют готическим ужасом (в основном в 20 веке), представляет собой свободную литературную эстетику страха и призраков . Название отсылает к готической архитектуре европейского Средневековья , которая была характерна для декораций ранних готических романов.

Первым произведением, назвавшим себя готическим, был роман Горация Уолпола 1764 года «Замок Отранто », позже получивший подзаголовок «Готическая история». Последующие авторы 18-го века включали Клару Рив , Энн Рэдклифф , Уильяма Томаса Бекфорда и Мэтью Льюиса . Готическое влияние продолжалось и в начале 19 века; произведения поэтов-романтиков , таких как Сэмюэл Тейлор Кольридж и лорд Байрон , а также романистов, таких как Мэри Шелли , Чарльз Мэтьюрин , Вальтер Скотт и ЭТА Хоффманн, часто использовали готические мотивы в своих произведениях.

Ранний викторианский период продолжил использование готической эстетики в романах Чарльза Диккенса и сестер Бронте , а также в произведениях американских писателей Эдгара Аллана По и Натаниэля Хоторна . Позже известными произведениями стали «Дракула» , Брэма Стокера « Ричарда Марша Жук» и Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» . В число авторов двадцатого века входят Дафна дю Морье , Стивен Кинг , Ширли Джексон , Энн Райс и Тони Моррисон .

Characteristics

[edit]
The ruins of Wolf's Crag castle in Walter Scott's The Bride of Lammermoor (1819)

Gothic fiction is characterized by an environment of fear, the threat of supernatural events, and the intrusion of the past upon the present.[2][3] The setting typically includes physical reminders of the past, especially through ruined buildings which stand as proof of a previously thriving world which is decaying in the present.[4] Characteristic settings in the 18th and 19th centuries include castles, religious buildings such as monasteries and convents, and crypts. The atmosphere is typically claustrophobic, and common plot elements include vengeful persecution, imprisonment, and murder.[2] The depiction of horrible events in Gothic fiction often serves as a metaphorical expression of psychological or social conflicts.[3] The form of a Gothic story is usually discontinuous and convoluted, often incorporating tales within tales, changing narrators, and framing devices such as discovered manuscripts or interpolated histories.[5] Other characteristics, regardless of relevance to the main plot, can include sleeplike and deathlike states, live burials, doubles, unnatural echoes or silences, the discovery of obscured family ties, unintelligible writings, nocturnal landscapes, remote locations,[6] and dreams.[5] Especially in the late 19th century, Gothic fiction often involved demons and demonic possession, ghosts, and other kinds of evil spirits.[6]

Gothic fiction often moves between "high culture" and "low" or "popular culture".[3][clarification needed]

Role of architecture

[edit]
Strawberry Hill, an English villa in the "Gothic Revival" style, built by Gothic writer Horace Walpole
The Gothic Temple folly in the gardens at Stowe, Buckinghamshire, UK, built as a ruin in 1741, designed by James Gibbs[7]

Gothic literature is strongly associated with the Gothic Revival architecture of the same era. English Gothic writers often associated medieval buildings with what they saw as a dark and terrifying period, marked by harsh laws enforced by torture and with mysterious, fantastic, and superstitious rituals. Similar to the Gothic Revivalists' rejection of the clarity and rationalism of the Neoclassical style of the Enlightened Establishment, the literary Gothic embodies an appreciation of the joys of extreme emotion, the thrills of fearfulness and awe inherent in the sublime, and a quest for atmosphere. Gothic ruins invoke multiple linked emotions by representing inevitable decay and the collapse of human creations – hence the urge to add fake ruins as eyecatchers in English landscape parks.

Placing a story in a Gothic building serves several purposes. It inspires feelings of awe, implies that the story is set in the past, gives an impression of isolation or dissociation from the rest of the world, and conveys religious associations. Setting the novel in a Gothic castle was meant to imply a story set in the past and shrouded in darkness. The architecture often served as a mirror for the characters and events of the story.[8] The buildings in The Castle of Otranto, for example, are riddled with tunnels that characters use to move back and forth in secret. This movement mirrors the secrets surrounding Manfred's possession of the castle and how it came into his family.[9]

The Female Gothic

[edit]

From the castles, dungeons, forests, and hidden passages of the Gothic novel genre emerged female Gothic. Guided by the works of authors such as Ann Radcliffe, Mary Shelley, and Charlotte Brontë, the female Gothic allowed women's societal and sexual desires to be introduced. In many respects, the novel's intended reader of the time was the woman who, even as she enjoyed such novels, felt she had to "[lay] down her book with affected indifference, or momentary shame,"[10] according to Jane Austen. The Gothic novel shaped its form for woman readers to "turn to Gothic romances to find support for their own mixed feelings."[11]

Female Gothic narratives focus on such topics as a persecuted heroine fleeing from a villainous father and searching for an absent mother. At the same time, male writers tend towards the masculine transgression of social taboos. The emergence of the ghost story gave women writers something to write about besides the common marriage plot, allowing them to present a more radical critique of male power, violence, and predatory sexuality.[12] Authors such as Mary Robinson and Charlotte Dacre however, present a counter to the naive and persecuted heroines usually featured in female Gothic of the time, and instead feature more sexually assertive heroines in their works.[13]

When the female Gothic coincides with the explained supernatural the natural cause of terror is not the supernatural, but female disability and societal horrors: rape, incest, and the threatening control of a male antagonist. Female Gothic novels also address women's discontent with patriarchal society, their difficult and unsatisfying maternal position, and their role within that society. Women's fears of entrapment in the domestic, their bodies, marriage, childbirth, or domestic abuse commonly appear in the genre.

After the characteristic Gothic Bildungsroman-like plot sequence, female Gothic allowed readers to grow from "adolescence to maturity"[14] in the face of the realized impossibilities of the supernatural. As protagonists such as Adeline in The Romance of the Forest learn that their superstitious fantasies and terrors are replaced by natural cause and reasonable doubt, the reader may grasp the heroine's true position: "The heroine possesses the romantic temperament that perceives strangeness where others see none. Her sensibility, therefore, prevents her from knowing that her true plight is her condition, the disability of being female."[14]

History

[edit]

Precursors

[edit]

'Tis now the very witching time of night,
When churchyards yawn, and hell itself breathes out
Contagion to this world. Now could I drink hot blood,
And do such bitter business as the day
Would quake to look on. 

— Lines from Shakespeare's Hamlet

The components that would eventually combine into Gothic literature had a rich history by the time Walpole presented a fictitious medieval manuscript in The Castle of Otranto in 1764.

The plays of William Shakespeare, in particular, were a crucial reference point for early Gothic writers, in both an effort to bring credibility to their works, and to legitimize the emerging genre as serious literature to the public.[15] Tragedies such as Hamlet, Macbeth, King Lear, Romeo and Juliet, and Richard III, with plots revolving around the supernatural, revenge, murder, ghosts, witchcraft, and omens, written in dramatic pathos, and set in medieval castles, were a huge influence upon early Gothic authors, who frequently quote, and make allusions to Shakespeare's works.[16]

John Milton's Paradise Lost (1667) was also very influential among Gothic writers, who were especially drawn to the tragic anti-hero character Satan, who became a model for many charismatic Gothic villains and Byronic heroes. Milton's "version of the myth of the fall and redemption, creation and decreation, is, as Frankenstein again reveals, an important model for Gothic plots."[17]

Alexander Pope, who had a considerable influence on Walpole, was the first significant poet of the 18th century to write a poem in an authentic Gothic manner.[18] Eloisa to Abelard (1717), a tale of star-crossed lovers, one doomed to a life of seclusion in a convent, and the other in a monastery, abounds in gloomy imagery, religious terror, and suppressed passion. The influence of Pope's poem is found throughout 18th-century Gothic literature, including the novels of Walpole, Radcliffe, and Lewis.[19]

Gothic literature is often described with words such as "wonder" and "terror."[20] This sense of wonder and terror that provides the suspension of disbelief so important to the Gothic—which, except for when it is parodied, even for all its occasional melodrama, is typically played straight, in a self-serious manner—requires the imagination of the reader to be willing to accept the idea that there might be something "beyond that which is immediately in front of us." The mysterious imagination necessary for Gothic literature to have gained any traction had been growing for some time before the advent of the Gothic. The need for this came as the known world was becoming more explored, reducing the geographical mysteries of the world. The edges of the map were filling in, and no dragons were to be found. The human mind required a replacement.[21] Clive Bloom theorizes that this void in the collective imagination was critical in developing the cultural possibility for the rise of the Gothic tradition.[22]

The setting of most early Gothic works was medieval, but this was a common theme long before Walpole. In Britain especially, there was a desire to reclaim a shared past. This obsession frequently led to extravagant architectural displays, such as Fonthill Abbey, and sometimes mock tournaments were held. It was not merely in literature that a medieval revival made itself felt, and this, too, contributed to a culture ready to accept a perceived medieval work in 1764.[21]

The Gothic often uses scenery of decay, death, and morbidity to achieve its effects (especially in the Italian Horror school of Gothic). However, Gothic literature was not the origin of this tradition; it was far older. The corpses, skeletons, and churchyards so commonly associated with early Gothic works were popularized by the Graveyard poets. They were also present in novels such as Daniel Defoe's A Journal of the Plague Year, which contains comical scenes of plague carts and piles of corpses. Even earlier, poets like Edmund Spenser evoked a dreary and sorrowful mood in such poems as Epithalamion.[21]

All aspects of pre-Gothic literature occur to some degree in the Gothic, but even taken together, they still fall short of true Gothic.[21] What needed to be added was an aesthetic to tie the elements together. Bloom notes that this aesthetic must take the form of a theoretical or philosophical core, which is necessary to "sav[e] the best tales from becoming mere anecdote or incoherent sensationalism."[23] In this case, the aesthetic needed to be emotional, and was finally provided by Edmund Burke's 1757 work, A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful, which "finally codif[ied] the gothic emotional experience."[24] Specifically, Burke's thoughts on the Sublime, Terror, and Obscurity were most applicable. These sections can be summarized thus: the Sublime is that which is or produces the "strongest emotion which the mind is capable of feeling"; Terror most often evoked the Sublime; and to cause Terror, we need some amount of Obscurity – we can't know everything about that which is inducing Terror – or else "a great deal of the apprehension vanishes"; Obscurity is necessary to experience the Terror of the unknown.[21] Bloom asserts that Burke's descriptive vocabulary was essential to the Romantic works that eventually informed the Gothic.

The birth of Gothic literature was thought to have been influenced by political upheaval. Researchers linked its birth with the English Civil War, culminating in a Jacobite rebellion (1745) more recent to the first Gothic novel (1764). The collective political memory and any deep cultural fears associated with it likely contributed to early Gothic villains as literary representatives of defeated Tory barons or Royalists "rising" from their political graves in the pages of early Gothic novels to terrorize the bourgeois reader of late eighteenth-century England.[25][26][27][28]

Eighteenth-century Gothic novels

[edit]
Ann Radcliffe's The Mysteries of Udolpho (1794), a bestselling novel that was critical in setting off the Gothic craze of the 1790s

The first work to call itself "Gothic" was Horace Walpole's The Castle of Otranto (1764).[2] The first edition presented the story as a translation of a sixteenth- century manuscript and was widely popular. Walpole, in the second edition, revealed himself as the author which adding the subtitle "A Gothic Story." The revelation prompted a backlash from readers, who considered it inappropriate for a modern author to write a supernatural story in a rational age.[29] Walpole did not initially prompt many imitators. Beginning with Clara Reeve's The Old English Baron (1778), the 1780s saw more writers attempting his combination of supernatural plots with emotionally realistic characters. Examples include Sophia Lee's The Recess (1783–5) and William Beckford's Vathek (1786).[30]

Minerva Press notice from October 1795 listing new publications, including many Gothic titles.

At the height of the Gothic novel's popularity in the 1790s, the genre was almost synonymous with Ann Radcliffe, whose works were highly anticipated and widely imitated. The Romance of the Forest (1791) and The Mysteries of Udolpho (1794) were particularly popular.[30] In an essay on Radcliffe, Walter Scott writes of the popularity of Udolpho at the time, "The very name was fascinating, and the public, who rushed upon it with all the eagerness of curiosity, rose from it with unsated appetite. When a family was numerous, the volumes flew, and were sometimes torn from hand to hand."[31] Radcliffe's novels were often seen as the feminine and rational opposite of a more violently horrifying male Gothic associated with Matthew Lewis. Radcliffe's final novel, The Italian (1797), responded to Lewis's The Monk (1796).[3] Radcliffe and Lewis have been called "the two most significant Gothic novelists of the 1790s."[32]

The popularity and influence of The Mysteries of Udolpho and The Monk saw the rise of shorter and cheaper versions of Gothic literature in the forms of Gothic bluebooks and chapbooks, which in many cases were plagiarized and abridgments of well known Gothic novels.[33] The Monk in particular, with its immoral and sensational content, saw many plagiarized copies, and was notably drawn from in the cheaper pamphlets.[34]

Other notable Gothic novels of the 1790s include William Godwin's Caleb Williams (1794), Regina Maria Roche's Clermont (1798), and Charles Brockden Brown's Wieland (1798), as well as large numbers of anonymous works published by the Minerva Press.[30] In continental Europe, Romantic literary movements led to related Gothic genres such as the German Schauerroman and the French Roman noir.[35][36] Eighteenth-century Gothic novels were typically set in a distant past and (for English novels) a distant European country, but without specific dates or historical figures that characterized the later development of historical fiction.[37]

Catherine Morland, the naive protagonist of Northanger Abbey (1818), Jane Austen's Gothic parody

The saturation of Gothic-inspired literature during the 1790s was referred to in a letter by Samuel Taylor Coleridge, writing on 16 March 1797, "indeed I am almost weary of the Terrible, having been a hireling in the Critical Review for the last six or eight months – I have been reviewing the Monk, the Italian, Hubert de Sevrac &c &c &c – in all of which dungeons, and old castles, & solitary Houses by the Sea Side & Caverns & Woods & extraordinary characters & all the tribe of Horror & Mystery, have crowded on me – even to surfeiting."[38]

The excesses, stereotypes, and frequent absurdities of the Gothic genre made it rich territory for satire.[39] Historian Rictor Norton notes that satire of Gothic literature was common from 1796 until the 1820s, including early satirical works such as The New Monk (1798), More Ghosts! (1798) and Rosella, or Modern Occurrences (1799). Gothic novels themselves, according to Norton, also possess elements of self-satire, "By having profane comic characters as well as sacred serious characters, the Gothic novelist could puncture the balloon of the supernatural while at the same time affirming the power of the imagination."[40] After 1800 there was a period in which Gothic parodies outnumbered forthcoming Gothic novels.[41] In The Heroine by Eaton Stannard Barrett (1813), Gothic tropes are exaggerated for comic effect.[42] In Jane Austen's novel Northanger Abbey (1818), the naive protagonist, a female named Catherine, conceives herself as a heroine of a Radcliffean romance and imagines murder and villainy on every side. However, the truth turns out to be much more prosaic. This novel is also noted for including a list of early Gothic works known as the Northanger Horrid Novels.[43]

Second generation or Jüngere Romantik

[edit]

The poetry, romantic adventures, and character of Lord Byron—characterized by his spurned lover Lady Caroline Lamb as "mad, bad and dangerous to know"—were another inspiration for the Gothic novel, providing the archetype of the Byronic hero. For example, Byron is the title character in Lady Caroline's Gothic novel Glenarvon (1816).

Mary Shelley's Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818) has come to define Gothic fiction in the Romantic period. Frontispiece to 1831 edition shown.

Byron was also the host of the celebrated ghost-story competition involving himself, Percy Bysshe Shelley, Mary Shelley, and John William Polidori at the Villa Diodati on the banks of Lake Geneva in the summer of 1816. This occasion was productive of both Mary Shelley's Frankenstein, or, The Modern Prometheus (1818), and Polidori's The Vampyre (1819), featuring the Byronic Lord Ruthven. The Vampyre has been accounted by cultural critic Christopher Frayling as one of the most influential works of fiction ever written and spawned a craze for vampire fiction and theatre (and, latterly, film) that has not ceased to this day.[44] Although clearly influenced by the Gothic tradition, Mary Shelley's novel is often considered the first science fiction novel, despite the novel's lack of any scientific explanation for the monster's animation and the focus instead on the moral dilemmas and consequences of such a creation.

John Keats' La Belle Dame sans Merci (1819) and Isabella, or the Pot of Basil (1820) feature mysteriously fey ladies.[45] In the latter poem, the names of the characters, the dream visions, and the macabre physical details are influenced by the novels of premiere Gothicist Ann Radcliffe.[45]

Although ushering in the historical novel, and turning popularity away from Gothic fiction, Walter Scott frequently employed Gothic elements in his novels and poetry.[46] Scott drew upon oral folklore, fireside tales, and ancient superstitions, often juxtaposing rationality and the supernatural. Novels such as The Bride of Lammermoor (1819), in which the characters' fates are decided by superstition and prophecy, or the poem Marmion (1808), in which a nun is walled alive inside a convent, illustrate Scott's influence and use of Gothic themes.[47][48]

A late example of a traditional Gothic novel is Melmoth the Wanderer (1820) by Charles Maturin, which combines themes of anti-Catholicism with an outcast Byronic hero.[49] Jane C. Loudon's The Mummy! (1827) features standard Gothic motifs, characters, and plot, but with one significant twist; it is set in the twenty-second century and speculates on fantastic scientific developments that might have occurred three hundred years in the future, making it and Frankenstein among the earliest examples of the science fiction genre developing from Gothic traditions.[50]

During two decades, the most famous author of Gothic literature in Germany was the polymath E. T. A. Hoffmann. Lewis's The Monk influenced and even mentioned it in his novel The Devil's Elixirs (1815). The novel explores the motive of Doppelgänger, a term coined by another German author and supporter of Hoffmann, Jean-Paul, in his humorous novel Siebenkäs (1796–1797). He also wrote an opera based on Friedrich de la Motte Fouqué's Gothic story Undine (1816), for which de la Motte Fouqué wrote the libretto.[51] Aside from Hoffmann and de la Motte Fouqué, three other important authors from the era were Joseph Freiherr von Eichendorff (The Marble Statue, 1818), Ludwig Achim von Arnim (Die Majoratsherren, 1819), and Adelbert von Chamisso (Peter Schlemihls wundersame Geschichte, 1814).[52] After them, Wilhelm Meinhold wrote The Amber Witch (1838) and Sidonia von Bork (1847).

In Spain, the priest Pascual Pérez Rodríguez was the most diligent novelist in the Gothic way, closely aligned to the supernatural explained by Ann Radcliffe.[53] At the same time, the poet José de Espronceda published The Student of Salamanca (1837–1840), a narrative poem that presents a horrid variation on the Don Juan legend.

Viy, lord of the underworld, from the story of the same name by Gogol

In Russia, authors of the Romantic era include Antony Pogorelsky (penname of Alexey Alexeyevich Perovsky), Orest Somov, Oleksa Storozhenko,[54] Alexandr Pushkin, Nikolai Alekseevich Polevoy, Mikhail Lermontov (for his work Stuss), and Alexander Bestuzhev-Marlinsky.[55] Pushkin is particularly important, as his 1833 short story The Queen of Spades was so popular that it was adapted into operas and later films by Russian and foreign artists. Some parts of Mikhail Yuryevich Lermontov's A Hero of Our Time (1840) are also considered to belong to the Gothic genre, but they lack the supernatural elements of other Russian Gothic stories.

The following poems are also now considered to belong to the Gothic genre: Meshchevskiy's "Lila", Katenin's "Olga", Pushkin's "The Bridegroom", Pletnev's "The Gravedigger" and Lermontov's Demon (1829–1839).[56]

The key author of the transition from Romanticism to Realism, Nikolai Vasilievich Gogol, who was also one of the most important authors of Romanticism, produced a number of works that qualify as Gothic fiction. Each of his three short story collections features a number of stories that fall within the Gothic genre or contain Gothic elements. They include "Saint John's Eve" and "A Terrible Vengeance" from Evenings on a Farm Near Dikanka (1831–1832), "The Portrait" from Arabesques (1835), and "Viy" from Mirgorod (1835). While all are well known, the latter is probably the most famous, having inspired at least eight film adaptations (two now considered lost), one animated film, two documentaries, and a video game. Gogol's work differs from Western European Gothic fiction, as his cultural influences drew on Ukrainian folklore, the Cossack lifestyle, and, as a religious man, Orthodox Christianity.[57][58]

Other relevant authors of this era include Vladimir Fyodorovich Odoevsky (The Living Corpse, written 1838, published 1844, The Ghost, The Sylphide, as well as short stories), Count Aleksey Konstantinovich Tolstoy (The Family of the Vourdalak, 1839, and The Vampire, 1841), Mikhail Zagoskin (Unexpected Guests), Józef Sękowski/Osip Senkovsky (Antar), and Yevgeny Baratynsky (The Ring).[55]

Nineteenth-century Gothic fiction

[edit]
Cover of a Varney the Vampire publication, 1845

К викторианской эпохе готика перестала быть доминирующим жанром романов в Англии, ее частично заменила более степенная историческая фантастика. Тем не менее, готические рассказы продолжали пользоваться популярностью, их публиковали в журналах или в виде небольших сборников, называемых «ужасными пенни» . [2] The most influential Gothic writer from this period was the American Edgar Allan Poe, who wrote numerous short stories and poems reinterpreting Gothic tropes. His story "The Fall of the House of Usher" (1839) revisits classic Gothic tropes of aristocratic decay, death, and madness.[59] Poe is now considered the master of the American Gothic.[2] In England, one of the most influential penny dreadfuls is the anonymously authored Varney the Vampire (1847), which introduced the trope of vampires having sharpened teeth.[60] Another notable English author of penny dreadfuls is George W. M. Reynolds, known for The Mysteries of London (1844), Faust (1846), Wagner the Wehr-wolf (1847), and The Necromancer (1857).[61] Сказки Элизабет Гаскелл «Гибель Гриффитсов» (1858), «Ведьма Лоис» и «Серая женщина» используют одну из наиболее распространенных тем готической фантастики: силу наследственных грехов проклинать будущие поколения. или страх, что они это сделают. Г-н Джеймс , английский медиевист, чьи рассказы до сих пор популярны, известен как автор «антикварной истории о привидениях». В Испании Густаво Адольфо Беккер выделялся своими романтическими стихами и рассказами, некоторые из которых изображали сверхъестественные события. Сегодня некоторые считают его самым читаемым испанским писателем после Мигеля де Сервантеса . [62]

Суд над Джейн Эйр в болотах в романе Шарлотты Бронте » « Джейн Эйр (1847)

Помимо этих коротких готических произведений, некоторые романы основаны на готике. » Эмили Бронте ( «Грозовой перевал 1847) переносит готику в грозные йоркширские мавры и показывает призрачные видения и байронического героя в лице демонического Хитклифа. Художественная литература Бронте была названа критиком-феминисткой Эллен Моерс как яркий пример женской готики, исследующей ловушку женщины в домашнем пространстве и подчинение патриархальной власти, а также трансгрессивные и опасные попытки ниспровергнуть и избежать таких ограничений. [63] Эмили Бронте Кэти и Шарлотты Бронте являются Джейн Эйр примерами главных героев-женщин в таких ролях. [64] Луизы Мэй Олкотт Готическая халтура « Долгая фатальная любовная погоня» (написанная в 1866 году, но опубликованная в 1995 году) также является интересным образцом этого поджанра. » Шарлотты Бронте «Виллет также демонстрирует влияние готики, с ее сверхъестественным сюжетом, в котором фигурирует призрачная монахиня, и с ее взглядом на римский католицизм как на экзотический и языческий. [65] [66] Натаниэля Готорна Роман «Дом с семью фронтонами» о родовом доме семьи наполнен намеками на сверхъестественное и колдовство; и в истинно готической манере дом является одним из главных героев.

Мисс Хэвишем из « Больших надежд » Диккенса

Жанр также сильно повлиял на таких писателей, как Чарльз Диккенс , который читал готические романы в подростковом возрасте и включил их мрачную атмосферу и мелодраму в свои произведения, перенеся их в более современный период и городскую обстановку; например, в «Оливере Твисте» (1837–1838), «Холодном доме» (1854) и «Больших надеждах» (1860–1861). В этих работах богатая, упорядоченная и процветающая цивилизация сочетается с беспорядком и варварством бедняков в том же мегаполисе. «Холодному дому», в частности, приписывают привнесение в роман городского тумана , который стал частой характеристикой городской готической литературы и кино (Mighall 2007). Мисс Хэвишем из «Больших надежд » — один из самых готических персонажей Диккенса. Ожесточенная отшельница, которая запирается в своем мрачном особняке с тех пор, как ее бросили у алтаря в день свадьбы. [67] Его наиболее явно готическая работа — это его последний роман « Тайна Эдвина Друда» , который он не дожил до завершения и был опубликован незаконченным после его смерти в 1870 году. Настроение и темы готического романа особенно увлекали викторианцев, их одержимость траурными ритуалами, сувенирами и смертностью в целом.

Ирландские католики также писали готическую фантастику в 19 веке. Хотя некоторые англо-ирландцы доминировали и определили этот поджанр десятилетия спустя, они не владели им. Среди ирландских католических писателей-готиков были Джеральд Гриффин , Джеймс Кларенс Манган , а также Джон и Майкл Бэним . Уильям Карлтон был известным готическим писателем, перешедшим из католицизма в англиканство. [68]

В Швейцарии Иеремиас Готхельф написал «Черный паук» (1842), аллегорическое произведение, использующее готические темы. Последнее произведение немецкого писателя Теодора Шторма « Всадник на белом коне» (1888) также использует готические мотивы и темы. [69]

После Гоголя в русской литературе наблюдался подъем реализма, но многие авторы продолжали писать рассказы в рамках готической фантастики. Иван Сергеевич Тургенев , один из самых знаменитых реалистов, написал «Фауста» (1856), «Призраков» (1864), «Песнь о торжествующей любви» (1881) и «Клару Милич» (1883). Другой классический русский реалист, Федор Михайлович Достоевский , включил готические элементы во многие свои произведения, хотя ни одно из них нельзя рассматривать как чисто готическое. [70] Григорий Петрович Данилевский , написавший исторические и ранние научно-фантастические романы и рассказы, в 1879 году написал «Мертвец-убийца» ( «Мертвый убийца »). Также Григорий Александрович Мачтет написал «Заклятый казак», который теперь тоже можно считать готическим. [71]

Роберта Льюиса Стивенсона ( «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1886) была классическим готическим произведением 1880-х годов, претерпевшим множество сценических адаптаций.

В 1880-х годах произошло возрождение готики как мощной литературной формы, связанной с fin de siecle , которая выдумала современные страхи, такие как этическое вырождение, и поставила под сомнение социальные структуры того времени. Классические произведения этой городской готики включают Льюиса Стивенсона Роберта «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), Оскара Уайльда » «Портрет Дориана Грея (1891), Жоржа дю Морье » «Трильби (1894), «Ричарда». Марша « Жук» (1897), Генри Джеймса « Поворот винта» (1898) и рассказы Артура Мейчена .

В Ирландии готическая фантастика, как правило, распространялась англо-ирландским протестантским господством . По мнению литературного критика Терри Иглтона , Чарльз Мэтьюрин , Шеридан Ле Фаню и Брэм Стокер составляют ядро ​​поджанра ирландской готики с историями, в которых представлены замки, расположенные среди бесплодного ландшафта, и группа отдаленных аристократов, доминирующих над атавистическим крестьянством, которые представляют собой аллегорическую форму. политическое положение католической Ирландии, находящейся под властью протестантов. [72] Использование Ле Фаню мрачного злодея, неприступного особняка и преследуемой героини в «Дяде Сайласе» Уолпола (1864) демонстрирует прямое влияние «Отранто» и «Удольфо » Рэдклиффа . Сборник рассказов Ле Фаню «В темном стекле» (1872) включает превосходную историю о вампирах «Кармилла» , которая дала свежую кровь этому конкретному направлению готики и повлияла на Брэма Стокера « вампирский роман Дракула» (1897). Книга Стокера создала самого известного готического злодея, графа Дракулу , и провозгласила Трансильванию и Восточную Европу классическим местом готики. [73] Опубликованная в том же году, что и «Дракула» , Флоренс Марриэт » «Кровь вампира — еще одно произведение про вампиров. «Кровь вампира» , в которой, как и в «Кармилле», изображена женщина-вампир, примечательна тем, что вампиризм рассматривается как расовый , так и медицинский. Вампир, Гарриет Брандт, также является психическим вампиром , убивающим непреднамеренно. [74]

В Соединенных Штатах известными писателями готической традиции конца XIX века были Амброуз Бирс , Роберт В. Чемберс и Эдит Уортон . Рассказы Бирса придерживались ужасающих и пессимистических традиций По. Чемберс увлекался декадентским стилем Уайльда и Мейчена, даже включив персонажа по имени Уайльд в свой «Король в желтом» (1895). [75] Уортон опубликовал несколько известных готических историй о привидениях. Некоторые произведения канадского писателя Гилберта Паркера также относятся к этому жанру, в том числе рассказы из «Переулка, в котором нет поворота» (1900). [76]

Орла (1887) Ги де Мопассана

Сериализованный роман «Призрак оперы французского писателя Гастона Леру » (1909–1910) — еще один известный пример готической фантастики начала 20 века, когда многие немецкие авторы писали произведения под влиянием Шауэрромана , в том числе Ханнс Хайнц Эверс . [77]

Русская готика

[ редактировать ]

До 1990-х годов критики русской готики не рассматривали русскую готику как жанр или ярлык. Если слово «готика» использовалось, оно использовалось для описания (в основном ранних) произведений Федора Достоевского 1880-х годов. Большинство критиков использовали такие теги, как «Романтизм» и « Фантастика », например, в сборнике рассказов 1984 года, переведенном на английский язык как «Русские готические сказки XIX века» , но первоначально озаглавленном «Фантастический русский мир романтической повести» , буквально «Фантастический мир русского романтизма, короткометражка». Рассказ/новелла». [78] Однако с середины 1980-х годов русская готическая фантастика как жанр стала обсуждаться в таких книгах, как «Готика-фантастика в русской литературе девятнадцатого века» , «Европейская готика: одухотворенный обмен 1760–1960» , «Русский готический роман и его британский роман». Предшественники и Готический роман в России .

Первым русским писателем, творчество которого было охарактеризовано как готическая фантастика, считается Николай Михайлович Карамзин . Хотя многие из его работ содержат элементы готики, первым произведением, которое принадлежит исключительно к категории готической фантастики, является «Остров Борнгольм » ( Остров Борнхольм ) 1793 года. [79] Почти десять лет спустя Николай Иванович Гнедич последовал этому примеру, написав в 1803 году роман « Дон Коррадо де Геррера» , действие которого происходит в Испании во времена правления Филиппа II . [80] Термин «готика» иногда также используется для описания баллад русских авторов, таких как Василий Андреевич Жуковский , в частности «Людмила» (1808 г.) и « Светлана » (1813 г.), оба перевода основаны на Готфрида Августа Бургера готической немецкой балладе . « Ленор ». [81]

В последние годы существования императорской России в начале 20 века многие авторы продолжали писать в жанре готической фантастики. В их число входят историк и историк-фантаст Александр Валентинович Амфитеатров и Леонид Николаевич Андреев , разработавшие психологическую характеристику; символисты Валерий Яковлевич Брюсов , Александр Грин , Антон Павлович Чехов ; [82] and Aleksandr Ivanovich Kuprin . [71] Лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин написал «Сухую долину» (1912), написанную под влиянием готической литературы. [83] В монографии на эту тему Мюиренн Магуайр пишет: «Центральное место готики-фантастики в русской художественной литературе почти невозможно преувеличить, и, безусловно, оно исключительное в контексте мировой литературы». [84]

Готическая фантастика двадцатого века

[ редактировать ]
Миссис Дэнверс в экранизации 1940 года Дафны дю Морье «Ребекки» . Успех «Ребекки» вдохновил на возрождение интереса к готическому роману в 20 веке. [85]

Готическая фантастика и модернизм оказали влияние друг на друга. Это часто проявляется в детективах, фильмах ужасов и научной фантастике, но влияние готики можно также увидеть в высоком литературном модернизме 20-го века. Оскара Уайльда Книга «Портрет Дориана Грея» (1890) положила начало переработке старых литературных форм и мифов, которые стали обычными в творчестве У.Б. Йейтса , Т.С. Элиота , Джеймса Джойса , Вирджинии Вульф , Ширли Джексон и Анджелы Картер , среди другие. [86] Джойса В «Улиссе» (1922) живые превращаются в призраков, что указывает на Ирландию, находящуюся в стазисе в то время, и на историю циклических травм от Великого голода 1840-х годов до текущего момента в тексте. [87] То, как Улисс использует готические образы, такие как призраки и призраки, одновременно удаляя сверхъестественные элементы из готической фантастики XIX века, указывает на общую форму модернистского готического письма первой половины XX века.

Журналы Pulp, такие как Weird Tales , перепечатывали и популяризировали готический ужас прошлого века.

В Америке журналы, такие как Weird Tales, перепечатывали классические готические рассказы ужасов прошлого века таких авторов, как По, Артур Конан Дойл и Эдвард Бульвер-Литтон , а также печатали новые рассказы современных авторов, в которых представлены как традиционные, так и новые ужасы. [88] Самым значительным из них был Лавкрафт , который также написал обзор готических и сверхъестественных традиций ужасов в своей книге «Сверхъестественный ужас в литературе» (1936) и разработал миф , который будет влиять на готические и современные ужасы даже в 21 веке. Ученик Лавкрафта, Роберт Блох , внес свой вклад в «Странные сказки» и написал «Психо» (1959), в котором использованы классические интересы жанра. Из них готический жанр как таковой уступил место современной фантастике ужасов , которую некоторые литературные критики рассматривают как ветвь готики. [89] хотя другие используют этот термин для обозначения всего жанра.

Романтическая линия готики была подхвачена в Дафны дю Морье ( «Ребекке» 1938), которая, по мнению некоторых, находилась под влиянием Шарлотты Бронте » « Джейн Эйр . [90] Другие книги Дю Морье, такие как «Трактир «Ямайка»» (1936), также демонстрируют готические тенденции. Работы Дю Морье послужили источником вдохновения для создания значительной части «женской готики», в которой героини то падают в обморок, то напуганы хмурыми байроническими мужчинами , владеющими акрами первоклассной недвижимости и соответствующим правом сеньора .

Южная готика

[ редактировать ]

Этот жанр также повлиял на американское письмо , создав жанр южной готики , который сочетает в себе некоторые готические элементы, такие как гротеск , с обстановкой и стилем юга Соединенных Штатов. Примеры включают Эрскина Колдуэлла , Уильяма Фолкнера , Карсона МакКаллерса , Джона Кеннеди Тула , Мэнли Уэйда Веллмана , Юдору Уэлти , В.К. Эндрюса , Теннесси Уильямса , Трумэна Капоте , Фланнери О'Коннор , Дэвиса Грабба , Энн Райс , Харпер Ли и Кормака Маккарти . [91]

Новые готические романсы

[ редактировать ]

Готические романы массового производства стали популярными в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах благодаря таким авторам, как Филлис А. Уитни , Джоан Эйкен , Дороти Иден , Виктория Холт , Барбара Майклс , Мэри Стюарт , Алисен Уайт и Джилл Таттерсолл. На многих обложках изображена охваченная ужасом женщина в прозрачном одеянии перед мрачным замком, часто с единственным освещенным окном. Многие из них были опубликованы под издательством «Библиотека в мягкой обложке » и предназначались для читательниц. Хотя авторами были в основном женщины, некоторые мужчины писали готические романы под женскими псевдонимами: плодовитые Кларисса Росс и Мэрилин Росс были псевдонимами мужчины Дэна Росса ; Фрэнк Белнап Лонг опубликовал «Готику» под именем своей жены Лиды Белнап Лонг; британский писатель Питер О'Доннелл писал под псевдонимом Мадлен Брент. После того, как в начале 1990-х годов бум готических романов утих, очень немногие издатели использовали этот термин для массового рынка романтических книг в мягкой обложке, за исключением таких изданий, как Love Spell, выпуск которых был прекращен в 2010 году. [92] Однако в последние годы термин «готический романс» используется для описания как старых, так и новых произведений готической фантастики. [93]

Современная готика

[ редактировать ]

Готическая фантастика продолжает широко использоваться современными авторами.

Многие современные писатели ужасов или других жанров художественной литературы демонстрируют значительную чувствительность к готике – примеры включают Энн Райс , Сьюзен Хилл , Билли Мартин , Сильвию Морено-Гарсия , Кармен Мария Мачадо , Нил Гейман и Стивен Кинг . [94] [95] Томаса М. Диша Роман «Священник» (1994) имел подзаголовок «Готический роман» » Мэтью Льюиса и частично создан по образцу «Монаха . [96] [97] [98] Многие писатели, такие как Билли Мартин, Стивен Кинг, Бретт Истон Эллис и Клайв Баркер , сосредоточили внимание на поверхности тела и визуальности крови. [99] Англичанка Рианнон Уорд входит в число недавних авторов готической фантастики. Катриона Уорд получила премию British Fantasy Award за лучший роман ужасов за свой готический роман Rawblood в 2016 году.

К современным американским писателям этой традиции относятся Джойс Кэрол Оутс с такими романами, как «Бельфлер» и «Роман Кровавой Мурсы» , Тони Моррисон с ее радикальным романом «Возлюбленная» о рабыне, чей убитый ребенок преследует ее, Рэймонд Кеннеди с его романом «Лулу инкогнито» , [100] Донна Тартт со своим постмодернистским готическим романом ужасов «Тайная история » [101] Урсула Вернон с ее Эдгаром Алланом По романом, вдохновленным , «Что движет мертвецами » , Даниэль Труссони с ее «готической феерией» «Предок » , [102] и режиссер Анна Биллер с «Замком Синей Бороды» , возвратом к готическим романам 18-го века и романам 1960-х годов. [103] Среди британских писателей, продолжающих готическую традицию, — Сара Уотерс с ее романом о доме с привидениями «Маленький незнакомец» ; [104] Дайан Сеттерфилд с ее типично готическим романом «Тринадцатая сказка» [105] и «Однажды на реке » Хелен Ойеми с ее экспериментальным романом «Белое — для ведьмовства» , [106] Сара Перри со своими романами «Мельмот» и «Эссексский змей» , [107] и Лора Перселл с ее историческими романами «Безмолвные товарищи» и «Образ тьмы». [108]

Несколько готических традиций также развились в Новой Зеландии (поджанр называется новозеландской готикой или маори ). готикой [109] и Австралия (известная как австралийская готика). Они исследуют все, начиная с мультикультурной природы двух стран. [110] их естественной географии. [111] Романы австралийской готической традиции включают Кейт Гренвилл » «Тайную реку и произведения Кима Скотта . [112] Еще меньший жанр — это тасманская готика , действие которой происходит исключительно на острове, с яркими примерами, включая «Рыбную книгу» Гулда Ричарда Фланагана и «Бродячую вечеринку» Рохана Уилсона . [113] [114] [115] [116] Другая австралийская писательница, Кейт Мортон , написала несколько отсылок к классической готической фантастике, в том числе «Далекие часы» и «Дом в Ривертоне» . [117]

Готика Южного Онтарио применяет аналогичную чувствительность к канадскому культурному контексту. Робертсон Дэвис , Элис Манро , Барбара Гауди , Тимоти Финдли и Маргарет Этвуд создали выдающиеся образцы этой формы. Еще одним писателем этой традиции был Генри Фаррелл , наиболее известный своим голливудским романом ужасов 1960 года « Что случилось с Бэби Джейн?» Романы Фаррелла породили в кино поджанр «Великая дама Гиньоль», представленный такими фильмами, как фильм 1962 года по роману Фаррелла , в котором Бетт Дэвис играла главную роль против Джоан Кроуфорд ; этот поджанр фильмов получил название жанра « психо-бидди ».

За пределами англоязычного мира латиноамериканская готическая литература набирает обороты с первых десятилетий XXI века. Некоторые из основных авторов, чей стиль был описан как готический, — это Мария Фернанда Ампуэро , Мариана Энрикес , Фернанда Мельчор , Моника Охеда , Джованна Риверо , Мишель Рош-Родригес и Саманта Швеблин .

Многие поджанры готики включают новую «экологическую готику» или «экоготику». [118] [119] [120] Это экологически сознательная готика, занимающаяся «темной природой» и «экофобией». [121] Писатели и критики экоготики предполагают, что жанр готики имеет уникальную возможность выразить беспокойство по поводу изменения климата и экологического будущего планеты. [122]

Среди бестселлеров XXI века молодежный роман Сумерки « Стефани Майер » сейчас все чаще называют готическим романом, как и роман Карлоса Руиса Сафона 2001 года «Тень ветра ». [123]

Другие СМИ

[ редактировать ]

Литературные готические темы были переведены на другие средства массовой информации.

Произошло заметное возрождение готического кино ужасов 20-го века , такого как классические фильмы Universal о монстрах 1930-х годов, фильмы ужасов «Молот» и Роджера Кормана По цикл . [124]

В кино хинди готическая традиция сочеталась с аспектами индийской культуры , особенно с реинкарнацией, в жанре «индийской готики», начиная с Махала (1949) и Мадхумати (1958). [125]

Готический телесериал 1960-х годов « Мрачные тени» щедро заимствован из готических традиций с такими элементами, как особняки с привидениями, вампиры, ведьмы, обреченные романы, оборотни, одержимость и безумие.

В начале 1970-х годов появился мини-тренд готических романтических комиксов с такими названиями, как DC Comics « Темный особняк запретной любви» и «Зловещий дом тайной любви» , из комиксов Чарльтона » «Призрачная любовь , Curtis Magazine » журнала «Готические рассказы о любви и «Атлас». Seaboard Comics « Одноразовый журнал Готические романы» .

Рок-музыка двадцатого века также имела свою готическую сторону. Black Sabbath 1970 года Дебютный альбом отличался мрачным звучанием от других групп того времени и был назван первой пластинкой в ​​стиле готик-рок. [126]

Однако первое зарегистрированное использование слова «готика» для описания музыкального стиля было в группе The Doors . Критик Джон Стикни использовал термин «готик-рок» для описания музыки The Doors в октябре 1967 года в обзоре, опубликованном в The Williams Record . [127] Альбом, признанный положившим начало жанру готической музыки, — Unknown Pleasures группы Joy Division . Однако более ранние группы, такие как The Velvet Underground, также внесли свой вклад в особый стиль этого жанра. Темы писателей-готиков, таких как Лавкрафт, использовались группами готик-рока и хэви-метала , особенно в блэк-метале , трэш-метале ( Metallica 's The Call of Ktulu ), дэт-метале и готик-метале . Например, в своих композициях хэви-метал музыкант Кинг Даймонд с удовольствием рассказывает истории, полные ужаса, театральности, сатанизма и антикатолицизма . [128]

В ролевых играх (RPG) новаторское Dungeons & Dragons приключение 1983 года «Равенлофт» предлагает игрокам победить вампира Страда фон Заровича , который тоскует по своей мертвой возлюбленной. Она была признана одной из лучших ролевых приключений за всю историю и даже вдохновила на создание целого одноименного вымышленного мира . The World of Darkness — это ролевая игра в стиле готик-панк, действие которой происходит в реальном мире с добавлением элементов сверхъестественных существ, таких как оборотни и вампиры . Помимо флагманской игры Vampire: The Masquerade , в линейку игр входит ряд дополнительных ролевых игр, таких как Werewolf: The Apocalypse , Mage: The Ascension , Wraith: The Oblivion , Hunter: The Reckoning и Changeling: The Dreaming . позволяющий использовать широкий спектр персонажей в сеттинге готик-панка. Моя жизнь с Мастером использует условности готического ужаса как метафору оскорбительных отношений , ставя игроков на место приспешников тиранического, грандиозного Мастера. [129]

Различные видеоигры содержат темы и сюжеты готического ужаса. В серии Castlevania обычно герой из рода Бельмонт исследует темный старый замок, сражается с вампирами, оборотнями, существами Франкенштейна и другими основными готическими монстрами, кульминацией которых является битва против самого Дракулы. Другие, такие как «Призраки и гоблины» , представляют собой туристическую пародию на готическую фантастику. 2017 года Resident Evil 7: Biohazard , перезагрузка видеоигры ужасов выживания в южной готике, включает в себя обычного человека и его жену, запертых в заброшенной плантации и особняке, принадлежащем семье со зловещими и отвратительными секретами, и им приходится столкнуться с ужасающими видениями призрачного мутанта в форма маленькой девочки. За этим последовал Resident Evil Village 2021 года , продолжение готического хоррора, в котором герой боевиков ищет свою похищенную дочь в загадочной восточноевропейской деревне, находящейся под контролем причудливого религиозного культа, населенного оборотнями, вампирами, призраками, оборотнями и другими монстрами. . Дьявол может плакать Сериал представляет собой в равной степени пародийную и самосерьезную франшизу, рассказывающую о выходках, трюках и неудачах главного героя сериала Данте , который исследует темные демонические замки, древние оккультные памятники и разрушенные городские пейзажи в своем стремлении отомстить за свою мать и брата. Готические литературные темы появляются на протяжении всей истории, например, то, как прошлое физически проникает в двусмысленную современную обстановку, повторяющиеся образы двойников (особенно в отношении Данте и его брата-близнеца ), а также постоянные мелодрамы, связанные со славой, отсутствием и демоническими демоническими действиями отца Данте. наследство. Начиная с Devil May Cry 3: Dante's Awakening , в серию входят элементы женской готики, поскольку дейтерагонистка Леди реализует свой собственный заговор мести против своего отца-убийцы, с репрессивным и постоянным эмоциональным и физическим насилием, спровоцированным патриархальной фигурой, выступающей в роли тяжелой, сдержанной фигуры. противовес экстравагантности остальной части истории. Наконец, действие Bloodborne происходит в разрушающемся готическом городе Ярнам , где игроку предстоит столкнуться с оборотнями, шаркающими мутантами, вампирами, ведьмами и множеством других основных существ Готики. Однако игра делает заметный поворот на полпути от готики к лавкрафтовскому ужасу .

Популярная настольная карточная игра Magic: The Gathering , известная своей параллельной вселенной, состоящей из «планов», включает в себя самолет, известный как Иннистрад . Его общая эстетика основана на готическом ужасе северо-восточной Европы. Обычными жителями Иннистарда являются культисты, призраки, вампиры, оборотни и зомби.

Современные готические фильмы ужасов включают «Сонную лощину» , [130] Интервью с Вампиром , [131] Подземный мир , [132] Человек-волк , [133] Из ада , [134] Дориан Грей , [135] Впусти правильного , [136] Женщина в черном , [137] Багровый пик , [138] Маленький Незнакомец , [139] и Любовная ведьма . [140]

Сериал «Страшные пенни» (2014–2016) объединяет многих персонажей классической готики в психологическом триллере, действие которого происходит в темных уголках викторианского Лондона.

Оскароносный корейский фильм «Паразиты» также называли «готикой», точнее, «революционной готикой». [141]

Недавно фильм Netflix оригинальный «Призраки дома на холме» и его преемник «Призраки поместья Блай» интегрировали классические готические условности в современный психологический хоррор. [142]

Стипендия

[ редактировать ]

Преподаватели литературы, культуры и архитектуры ценят готику как область, которая облегчает исследование зачатков научной достоверности. Как заявила Кэрол Сенф , «готика была… противовесом, созданным писателями и мыслителями, которые чувствовали себя ограниченными таким уверенным мировоззрением и признавали, что сила прошлого, иррационального и жестокого продолжает господствовать в мире. " [143] Таким образом, «Готика» помогает студентам лучше понять свои сомнения по поводу самоуверенности сегодняшних учёных. В Шотландии действует, вероятно, первая в мире программа последипломного образования, рассматривающая исключительно этот жанр: MLitt in the Gothic Imagination в Университете Стерлинга , впервые набранная в 1996 году. [144]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Замок Отранто: жуткая история, положившая начало готической фантастике» . Новости Би-би-си . 23 декабря 2014 г. Проверено 9 июля 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Берч, Дина, изд. (2009). «Готическая фантастика». Оксфордский справочник по английской литературе (7-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191735066 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Хогл, Джеррольд Э., изд. (29 августа 2002 г.). "Введение". Кембриджский спутник готической фантастики . Кембриджские спутники литературы (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1–20. дои : 10.1017/ccol0521791243 . ISBN  978-0-521-79124-3 .
  4. ^ Де Воре, Дэвид. «Готический роман» . Архивировано из оригинала 13 марта 2011 года. Сеттинг оказывает большое влияние на готические романы. Он не только вызывает атмосферу ужаса и страха, но и изображает ухудшение мира. Разрушающиеся, разрушенные пейзажи подразумевают, что когда-то здесь был процветающий мир. Когда-то аббатство, замок или пейзаж были чем-то ценным и ценным. Теперь все, что осталось, — это разлагающаяся оболочка некогда процветающего жилища.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кософски Седжвик, Ева (1980). «Связность готических условностей» (PDF) . Метуэн . Проверено 25 июля 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Дэвис, Дэвид Стюарт ; Форшоу, Барри , ред. (2015). Книга Шерлока Холмса (первое американское издание). Нью-Йорк: ДК . стр. 99–100. ISBN  978-1-4654-3849-2 .
  7. ^ Лакхерст, Роджер (2021). ГОТИЧЕСКАЯ Иллюстрированная история . Темза и Гудзон. п. 25. ISBN  978-0-500-25251-2 .
  8. ^ Байер-Беренбаум, Л. 1982. Готическое воображение: расширение готической литературы и искусства . Резерфорд: Издательство Университета Фэрли Дикинсон .
  9. ^ Уолпол, Х. 1764 (1968). Замок Отранто . Перепечатано в трёх готических романах . Лондон: Пингвин Пресс.
  10. ^ Остин « Нортенгерское аббатство », второе издание, Broadview, 2002.
  11. ^ Рональд, Энн, «Готика террора: Кошмар и сон в Энн Рэдклифф и Шарлотте Бронте», в Джулианне Э. Флинор (ред.) Женская готика , Монреаль: Eden Press Inc., 1983, стр. 176–186.
  12. ^ Смит, Эндрю и Дайана Уоллес, «Женская готика: тогда и сейчас». Готические исследования , 25 августа 2004 г., стр. 1–7.
  13. ^ Херст, Сэм (14 мая 2021 г.). «Реальные героини ранней готики» . Реактор . Проверено 22 июня 2024 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Николс, Нина да Винчи, «Место и Эрос в Рэдклиффе, Льюисе и Бронте», в Джулианне Э. Флинор (ред.), Женская готика: Введение , Монреаль: Eden Press Inc., 1983, стр. 187–206.
  15. ^ Л. Уайли, Дженнифер (2015). Влияние Шекспира на английскую готику, 1791–1834: конфликты идеологий (PDF) (докторская диссертация). Университет Аризоны. hdl : 10150/594386 . Проверено 4 мая 2022 г.
  16. ^ Хьюитт, Натали А. (2013). Что-то старое и темное добилось своего»: Влияние Шекспира на готическую литературную традицию (докторская диссертация). Claremont Graduate University. doi : 10.5642/cguetd/77 . Проверено 29 апреля 2022 г.
  17. ^ Персиваль, Роберт (2013). От возвышенного к сверхъестественному: исследование готических качеств в поэзии и драме итальянского периода Шелли (PDF) (магистерская диссертация). Университет Кентербери. дои : 10.26021/4865 . hdl : 10092/11870 . Проверено 29 апреля 2022 г.
  18. ^ Сараорян, Ваге (1970). Путь в Отранто: готические элементы в английской поэзии восемнадцатого века (докторская диссертация). Государственный университет Боулинг-Грин . Проверено 4 мая 2022 г.
  19. ^ Вирджиния Ступс, Мэрион (1973). Готические элементы в «Элоизе Папы Абеляру» (магистерская диссертация). Университет штата Огайо . Проверено 4 мая 2022 г.
  20. ^ «Ужас и чудо готического воображения» . Британская библиотека . Британская библиотека . Проверено 26 марта 2016 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и «Ранние и доготические литературные условности и примеры» . Жуткие, страшные скелеты, литературное общество и общество ужасов . Жуткое страшное общество. 31 октября 2015 года . Проверено 26 марта 2016 г.
  22. ^ Блум, Клайв (2010). Готические истории: вкус к террору с 1764 года по настоящее время . Лондон: Международная издательская группа Continuum. п. 2.
  23. ^ Блум, Клайв (2010). Готические истории: вкус к террору с 1764 года по настоящее время . Лондон: Международная издательская группа Continuum. п. 8.
  24. ^ «Ранние и доготические литературные условности и примеры» . Жуткие, страшные скелеты, литературное общество и общество ужасов . Жуткое страшное общество. 31 октября 2016 года . Проверено 26 марта 2016 г.
  25. ^ Рэдклифф, Энн (1995). Замки Атлин и Данбейн . Оксфорд: Оксфорд UP. стр. VII – XXIV. ISBN  0192823574 .
  26. ^ Александр-Гарнер, Корин (2004). Границы и пограничья: Слияния XXIV . Париж: Парижский университет X-Нантер. стр. 205–216. ISBN  2907335278 .
  27. ^ Кэрни, Кристофер (1995). Злодейский персонаж в пуританском мире (кандидатская диссертация). Колумбия: Университет Миссури . ПроКвест   2152179598 . Проверено 20 ноября 2017 г.
  28. ^ Кэрни, Крис (2018). «Интертекстуальность и внутритекстуальность; «сидит ли Мэри Шелли позади» сердца тьмы Конрада?» (PDF) . Культура в фокусе . 1 (1): 92. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2018 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  29. ^ Клери, Э.Дж. (1995). Расцвет сверхъестественной фантастики, 1762–1800 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-511-51899-7 . OCLC   776946868 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с Сукур, Слободан (6 мая 2007 г.). «Готическая фантастика». Литературная энциклопедия . ISSN   1747-678X .
  31. ^ Скотт, Уолтер (1825). «Жизнь романистов» . Кэри и Леа. п. 195.
  32. ^ Майлз, Роберт (2000). «Спутник готики» . п. 49. ИСБН  978-0-63123-199-8 .
  33. ^ Томас, Сьюзен. «Готические синие книги: популярная жажда страха и страха» . Университет Мельбурна .
  34. ^ Дж. Поттер, Франц Дж. (2021). Готические книжки, синие книги и шиллинговые шокеры, 1797–1830 гг . Издательство Уэльского университета. ISBN  978-1-78683-670-0 .
  35. ^ Хейл, Терри (2002), Хогл, Джерролд Э. (редактор), «Французская и немецкая готика: начало» , The Cambridge Companion to Gothic Fiction , Cambridge Companions to Literature, Cambridge: Cambridge University Press, стр. 63–84 , ISBN  978-0-521-79124-3 , получено 2 сентября 2020 г.
  36. ^ Сигер, Эндрю Филип (2004). Перекрестные течения между английским готическим романом и немецким шауэрроманом (докторская диссертация). Университет Небраски-Линкольн. стр. 1–208. ПроКвест   305161832 .
  37. ^ Рихтер, Дэвид Х. (28 июля 2016 г.). «Готический роман и непреходящая привлекательность романтики» . В Дауни, Джеймс Алан (ред.). Оксфордский справочник романов восемнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. стр. 471–488. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199566747.013.021 . ISBN  978-0-19-956674-7 .
  38. ^ Нортон, Риктор (2000). «Готические чтения, 1764–1840» . Проверено 11 мая 2022 г.
  39. ^ Олово 1986.
  40. ^ Нортон, Риктор (2000). «Готические чтения, 1764–1840, Готическая пародия» .
  41. ^ Поттер, Франц Дж. (2005). История готического издательского дела, 1800–1835 гг.: эксгумация торговли . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  1-4039-9582-6 . OCLC   58807207 .
  42. ^ Хорнер, Аврил (2005). Готика и комический поворот . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. п. 27. ISBN  978-0-230-50307-6 . OCLC   312477942 .
  43. ^ Райт (2007), стр. 29–32.
  44. ^ Фрейлинг, Кристофер (1992) [1978]. Вампиры: от лорда Байрона до графа Дракулы . Лондон: Фабер. ISBN  978-0-571-16792-0 .
  45. ^ Перейти обратно: а б Скарда и Яффе (1981), стр. 33–35 и 132–133.
  46. ^ Фрей, Уолтер (1902). «Влияние «готической» литературы на сэра Вальтера Скотта» . Проверено 4 мая 2022 г.
  47. ^ Роуз Миллер, Эмма (2019). «Факт, вымысел или фантазия, исторический проект Скотта и невеста Ламмермура» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
  48. ^ Джо Уокер, Грейди (1957). «Уточнение Скоттом готики в некоторых романах Уэверли» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 4 мая 2022 г.
  49. ^ Варма 1986
  50. ^ Лиза Хопкинс, «Мумия Джейн К. Лаудон!: Мэри Шелли встречает Джорджа Оруэлла, и они отправляются на воздушном шаре в Египет», в «Кардифф Корви: чтение романтического текста» , 10 (июнь 2003 г.) . Cf.ac.uk (25 января 2006 г.). Проверено 18 сентября 2018 г.
  51. ^ Хогл, с. 105–122.
  52. ^ Кьюсак, Барри, с. 91, стр. 118–123.
  53. ^ Алдана, Ксавьер, стр. 10–17
  54. ^ Крысь Светлана, « Фольклоризм в украинской гото-романтической прозе: Повесть Олексы Стороженко о влюбленном дьяволе (1861). » Folklorica: Журнал Славянской и Восточноевропейской фольклорной ассоциации , 16 (2011), стр. 117–138.
  55. ^ Перейти обратно: а б Хорнер (2002). Нил Корнуэлл: Европейская готика и готическая литература XIX века , стр. 59–82.
  56. ^ Корнуэлл (1999). Майкл Пёрсглав: Существует ли русский готический стих, стр. 83–102.
  57. ^ Симпсон, CP 21.
  58. ^ Корнуэлл (1999). Нил Корнуэлл, стр. 189–234.
  59. ^ (Скарда и Яффе (1981), стр. 181–182.
  60. ^ «Разве у вампиров не было клыков в фильмах до 1950-х годов?» . Хаффингтон Пост . Проверено 27 сентября 2017 г.
  61. ^ Бэддели (2002), стр. 143–144.)
  62. ^ «Беккер — самый читаемый писатель после Сервантеса» . Провинция. Diario de las Palmas (на испанском языке). 28 июля 2011 года . Проверено 22 февраля 2018 г.
  63. ^ Моерс, Эллен (1976). Литературные женщины . Даблдэй. ISBN  9780385074278 .
  64. ^ Джексон (1981), стр. 123–129.
  65. ^ Джонсон, EDH (1966). « «Осмелый грозный взгляд»: трактовка Шарлотты Бронте сверхъестественного в Виллетте». Художественная литература девятнадцатого века . 20 (4): 325–336. дои : 10.2307/2932664 . JSTOR   2932664 .
  66. ^ Кларк, Майкл М. (2011). «Виллетт» Шарлотты Бронте, средневикторианский антикатолицизм и поворот к секуляризму» . ЭЛХ . 78 (4): 967–989. дои : 10.1353/elh.2011.0030 . ISSN   0013-8304 . JSTOR   41337561 . S2CID   13970585 .
  67. ^ «Готика в больших надеждах» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 31 июля 2023 года . Проверено 16 августа 2021 г.
  68. ^ Киллин, Джарлат (31 января 2014 г.). Появление ирландской готической фантастики . Издательство Эдинбургского университета. п. 51. дои : 10.3366/edinburgh/9780748690800.001.0001 . ISBN  978-0-7486-9080-0 . S2CID   192770214 .
  69. ^ Кьюсак, Барри, с. 26.
  70. ^ Корнуэлл (1999). стр. 211–256.
  71. ^ Перейти обратно: а б Бутузов.
  72. ^ Иглтон, 1995.
  73. ^ Майхолл, 2003.
  74. ^ Хафеле-Томас, Ардель (2012). Странные другие в викторианской готике: Преступление чудовищности (1-е изд.). Издательство Уэльского университета. ISBN  978-0-7083-2464-6 . JSTOR   j.ctt9qhdw4 .
  75. ^ Пантер, Дэвид (1980). «Поздняя американская готика». Литература террора: история готической фантастики с 1765 года до наших дней . Великобритания: Лонгманс. стр. 268–290. ISBN  9780582489219 .
  76. ^ Рубио, Джен (2015). «Введение» в «Переулок, на котором не было поворота, и другие рассказы о жителях Понтиака» . Оквилл, Онтарио: Rock's Mills Press. стр. VII–VIII. ISBN  978-0-9881293-7-5 .
  77. ^ Кьюсак, Барри, с. 23.
  78. ^ Корнуэлл (1999). Введение.
  79. ^ Корнуэлл (1999). Дерек Оффорд: «Готическая повесть Карамзина» , стр. 37–58.
  80. ^ Корнуэлл (1999). Алессандра Този: «У истоков русского готического романа», стр. 59–82.
  81. ^ Корнуэлл (1999). Майкл Пёрсглав: «Существует ли русский готический стих?» стр. 83–102.
  82. ^ Корнуэлл (1999). п. 257.
  83. ^ Петерсон, с. 36.
  84. ^ Мюиренн Магуайр, Призраки Сталина: готические темы в ранней советской литературе (Peter Lang Publishing, 2012; ISBN   3-0343-0787-X ), с. 14.
  85. ^ Кларк-Грин, Барбара (2012). «Больше классических риффов» . Патч Медиа .
  86. ^ Хансен, Джим (2011). «Кошмар в мозгу: готическое подозрение и литературный модернизм». Литературный компас . 8 (9): 635–644. дои : 10.1111/j.1741-4113.2010.00763.x .
  87. ^ Вурц, Джеймс Ф. (2005). «Меньше трупа: память о голоде и представления готики в Улиссе». Журнал современной литературы . 29 : 102–117. дои : 10.2979/JML.2005.29.1.102 . S2CID   161368941 . ПроКвест   201671206 .
  88. ^ Гуларт (1986)
  89. ^ (Вискер (2005), стр. 232-33)
  90. Ярдли, Джонатан (16 марта 2004 г.). «Ребекка» Дю Морье, достойный «Эйр»». Вашингтон Пост .
  91. ^ Скарда и Яффе (1981), стр. 418–456.)
  92. ^ «Открытая библиотека в Интернет-архиве» .
  93. ^ «Что такое готический роман? 13 книг, которые очаруют вашего внутреннего поклонника готики» . Книга Бунт .
  94. ^ Скарда и Яффе (1981), стр. 464–465 и 478.
  95. ^ Давенпорт-Хайнс (1998), стр. 357–358).
  96. ^ Линда Пэрент Лешер, Лучшие романы девяностых: Путеводитель для читателей . МакФарланд, 2000 г. ISBN   0-7864-0742-5 , с. 267.
  97. ^ «Этот захватывающий новый бестселлер — часть дю Морье, часть дель Торо» . Сланец .
  98. ^ «Кармен Мария Мачадо изобрела новый жанр: готические мемуары» . Электрическая литература .
  99. ^ Стефану, Аспасия, Читая вампирскую готику сквозь кровь , Пэлгрейв, 2014.
  100. ^ «Американская готика – цифровые коллекции для класса» . Проверено 3 мая 2023 г.
  101. ^ «Готический террор «Тайной истории» Донны Тартт» . Навязчивый ужас .
  102. ^ «Предок: Разум страсти в этой готической феерии» . Киркус .
  103. ^ «Анна Биллер о том, как готика выражает женское удовольствие и боль» .
  104. ^ «Рецензия на роман «Маленький незнакомец»» .
  105. ^ «Тринадцатая сказка: готическое повествование в лучшем виде» .
  106. ^ «ГОТИЧЕСКАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ: БЕЛЫЙ ХЕЛЕН ОЙЕМИ ДЛЯ ВЕДЬМЫ» . Блэкгейт .
  107. ^ «Рецензия Сары Перри на «Эссексский змей» - навязчивый роман идей» . Хранитель .
  108. ^ «Рецензия на книгу: Безмолвные товарищи Лоры Перселл» . Библиосанктум .
  109. ^ Кавка, Миша (16 октября 2014 г.). Готика и повседневность: живая готика . Спрингер. стр. 225–240. ISBN  978-1-137-40664-4 .
  110. ^ «Привет, тьма: Новозеландская готика» . robertleonard.org . Проверено 26 июля 2020 г.
  111. ^ «Широко открытый страх: австралийские ужасы и готическая фантастика» . Это ужас . 10 января 2013 года . Проверено 26 июля 2020 г.
  112. ^ Дулан, Эмма. «Австралийская готика: от Висячей скалы до Ника Кейва и Кайли — этот жанр исследует нашу темную сторону» . Разговор . Проверено 26 июля 2020 г.
  113. ^ Сассекс, Люси (27 июня 2019 г.). «Смелый эксперимент Рохана Уилсона с художественной литературой об изменении климата» . Сидней Морнинг Геральд . В результате получилась книга, которая, хотя и стоит одной ногой в тасманской готике, представляет собой личное новаторство.
  114. ^ Холгейт, Бен (2014). «Невозможность познания: развитие иронии магического реализма в Рыбной книге Гулда». Журнал Ассоциации изучения австралийской литературы (JASAL) . 14 (1). ISSN   1833-6027 . С одной стороны, книга представляет собой плутовскую возню по колониальной Тасмании начала 1800-х годов, основанную на не очень достоверных воспоминаниях Гулда, осужденного фальсификатора, художника, рисовавшего рыбу, и заядлого рассказчика. С другой стороны, роман представляет собой готический ужастик в переосмыслении жестокой, жестокой и репрессивной исправительной колонии, чей милитаристский режим поработил как приезжих, так и коренных жителей.
  115. ^ Бриттен, Наоми; Трилогия, Мандала; Птица, Кармель (2010). «Переосмысление готики в современной Австралии: Кармел Берд обсуждает свою трилогию о мандале» . Антиподы . 24 (1): 98–103. ISSN   0893-5580 . JSTOR   41957860 – через JSTOR. Ричард Фланаган, «Книга о рыбах» Гулда, должна была быть готической. История Тасмании глубоко мрачна и ужасна.
  116. ^ Деркенн, Джейми (2017). «Магический нигилизм Ричарда Фланагана и Алексиса Райта» . Антиподы . 31 (2): 276–290. дои : 10.13110/antipodes.31.2.0276 . ISSN   0893-5580 . JSTOR   10.13110/antipodes.31.2.0276 . Фланаган в «Книге рыбы и желаний» Гулда также пытается подвергнуть сомнению предполагаемое самоуспокоение посредством странно комичного и мрачного перерисования реальности, чтобы выявить многие истины, такие как обращение Тасмании со своими коренными народами.
  117. ^ «Далекие часы» .
  118. ^ говорит Макс (23 ноября 2014 г.). «Эготика» .
  119. ^ Хиллард, Том. «' Глубоко в эту тьму': Очерк готической природы». Междисциплинарные исследования в области литературы и окружающей среды , 16 (4), 2009.
  120. ^ Смит, Эндрю и Уильям Хьюз. «Введение: определение экоготики» в EcoGothic . Эндрю Смит и Уильям Хьюз, ред. Издательство Манчестерского университета. 2013.
  121. ^ Саймон Эсток, «Теоретизирование в пространстве амбивалентной открытости: экокритицизм и экофобия», Литература и окружающая среда , 16 (2), 2009; Саймон Эсток, Гипотеза экофобии , Routledge, 2018.
  122. ^ См. «Экоготика» в книге Уильяма Хьюза «Ключевые концепции готики». Издательство Эдинбургского университета, 2018: 63.
  123. ^ Эдвардс, Джастин; Монне, Агнешка (15 февраля 2013 г.). Готика в современной литературе и массовой культуре: поп-готика . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781136337888 .
  124. ^ Давенпорт-Хайнс (1998), стр. 355-8)
  125. ^ Мишра, Виджай (2002). Болливудское кино: храмы желаний . Рутледж . стр. 49–57. ISBN  0-415-93014-6 .
  126. ^ Бэддели (2002) с. 264.
  127. ^ Стикни, Джон (24 октября 1967 г.). «Четыре двери в будущее: их фишка – готик-рок» . Рекорд Уильямса . Архивировано из оригинала 4 мая 2013 года . Проверено 11 марта 2013 г.
  128. ^ Бэддели (2002) с. 265.
  129. ^ Дарлингтон, Стив (8 сентября 2003 г.). «Обзор моей жизни с Учителем» . РПГнет . Проверено 9 июля 2019 г.
  130. ^ «СОННАЯ ЛОШИНА: СОВРЕМЕННАЯ ГОТИЧЕСКАЯ КЛАССИКА» . Фильм Одержимый .
  131. ^ Рецензия на «Интервью с вампиром 1994 года» . Рецензии на фильмы ужасов .
  132. ^ «Оглядываясь назад на готический боевик-ужастик франшизы «Другой мир»» . Чертовски отвратительно .
  133. ^ "Есть ли у нее чары, чтобы успокоить дикую грудь?" . РоджерЭберт.com .
  134. ^ «Из ада» (2001): Обычный готический триллер Альберта и Аллена Хьюза с Джонни Деппом в главной роли . Эмануэль Леви .
  135. ^ «[Рецензия] Дориан Грей» . Киноэтап .
  136. ^ «Впусти правильного» . Хранитель .
  137. ^ «Дом с привидениями и собственными звуковыми эффектами» . РоберЭберт.com .
  138. ^ «'УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЗАГАДКА ФИЛЬМА': ГОТИКА, УЖАСЫ И МАРОВЫЙ ПИКС» . Ревенантский журнал .
  139. ^ «Маленький незнакомец» . РоджерЭберт.com .
  140. ^ «Влюблён в «Ведьму любви» » . В общем, готика .
  141. ^ Саутард, Коннор (20 ноября 2019 г.). « Паразиты» и возникновение революционной готики» . theoutline.com . Проверено 2 марта 2020 г.
  142. ^ Ромен, Линдси (5 октября 2020 г.). «Призраки поместья Блай — красивый готический роман» . Нердист . Проверено 29 декабря 2020 г. .
  143. ^ Кэрол Сенф, «Почему нам нужна готика в технологическом мире», в: Гуманистические перспективы в технологическом мире , изд. Ричард Утц, Валери Б. Джонсон и Трэвис Дентон (Атланта: Школа литературы, средств массовой информации и коммуникаций, Технологический институт Джорджии, 2014), стр. 31–32.
  144. ^ Хьюз, Уильям (2012). Исторический словарь готической литературы . Пугало Пресс.
  • Алдана Рейес, Ксавье (2017). Испанская готика: национальная идентичность, сотрудничество и культурная адаптация . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1137306005 .
  • Баддели, Гэвин (2002). Готический шик . Лондон: Сплетение. ISBN  978-0-85965-382-4 .
  • Болдик, Крис (1993), Введение, в Оксфордской книге готических сказок , Оксфорд: Oxford University Press.
  • Биркхед, Эдит (1921), Ужасная сказка
  • Блум, Клайв (2007), Готический ужас: Руководство для студентов и читателей , Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан
  • Боттинг, Фред (1996), Готика , Лондон: Routledge
  • Браун, Маршалл (2005), Готический текст , Стэнфорд, Калифорния: Stanford UP
  • Butuzov, A.E. (2008), Russkaya goticheskaya povest XIX Veka
  • Чарнс, Линда (2010), Шекспир и готика , Том. 38, стр. 185
  • Клери, Э.Дж. (1995), Расцвет сверхъестественной фантастики , Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  • Корнуэлл, Нил (1999), Готика-фантастика в русской литературе девятнадцатого века , Амстердам: Атланта, Джорджия: Родопи, Исследования по славянской литературе и поэтике, том 33
  • Кук, Джудит (1980), Женщины в Шекспире , Лондон: Harrap & Co. Ltd.
  • Кьюсак А., Барри М. (2012), Популярные ревенанты: немецкая готика и ее международный прием, 1800–2000 , Камден Хаус
  • Давенпорт-Хайнс, Ричард (1998), Готика: 400 лет излишеств, ужасов, зла и руин , Лондон: Четвертая власть
  • Дэвисон, Кэрол Маргарет (2009), Готическая литература 1764–1824 гг ., Кардифф: University of Wales Press
  • Дракакис, Джон и Дейл Тауншенд (2008), Готические Шекспиры , Нью-Йорк: Рутледж
  • Иглтон, Терри (1995), Хитклиф и великий голод , Нью-Йорк: Оборотная сторона
  • Фукс, Барбара (2004), Романтика , Лондон: Routledge
  • Геймер, Майкл (2006), Романтизм и готика. Жанр, рецепция и формирование канона , Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Гиббонс, Люк (2004), гэльская готика , Голуэй: Арлен Хаус
  • Гилберт, Сандра и Сьюзен Губар (1979), «Безумная женщина на чердаке» . ISBN   0-300-08458-7
  • Гуларт, Рон (1986), «Мякоть» в Джеке Салливане и Педро Чамо, изд., Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Пингвина: 337-40
  • Григореску, Джордж (2007), «Долгое путешествие внутри плоти» , Бухарест, Румыния ISBN   978-0-8059-8468-2
  • Хаджи, Роберт (1986), «Джин Рэй» в Джеке Салливане, изд., Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Пингвина
  • Хаггерти, Джордж (2006), Queer Gothic , Урбана, Иллинойс: Иллинойс, UP
  • Хальберштам, Джек (1995), Skin Shows , Дарем, Северная Каролина: Duke UP
  • Хогл, Дж. Э. (2002), Кембриджский спутник готической фантастики , Cambridge University Press
  • Хорнер, Аврил и Сью Злосник (2005), «Готика и комический поворот» , Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан
  • Хорнер, Аврил (2002), Европейская готика: энергичный обмен 1760–1960 , Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета
  • Хьюз, Уильям, Исторический словарь готической литературы , Scarecrow Press, 2012 г.
  • Джексон, Розмари (1981), Фэнтези: Подрывная литература
  • Килгур, Мэгги (1995), Расцвет готического романа , Лондон: Routledge
  • Юрген Кляйн (1975), Готический роман и эстетика зла , Дармштадт: Научное книжное общество.
  • Юрген Кляйн, Гунда Куттлер (2011), Математика желания , Гамбург: Shoebox House Verlag
  • Korovin, Valentin I. (1988), Fantasticheskii mir russkoi romanticheskoi povesti
  • Медина, Антуанетта (2007), Веды вампиров
  • Мигхолл, Роберт (2003), География викторианской готической фантастики: отображение кошмаров истории , Оксфорд: Oxford University Press
  • Мигхолл, Роберт (2007), «Готические города», в книге К. Спунера и Э. МакЭвоя, ред., The Routledge Companion to Gothic , Лондон: Routledge, стр. 54–72.
  • О'Коннелл, Лиза (2010), Теополитические истоки английского брачного сюжета, Роман: Форум художественной литературы , Том. 43, выпуск 1, стр. 31–37.
  • Петерсон, Дейл (1987), Славянский и восточноевропейский журнал, Vol. 31, № 1 (весна 1987 г.), стр. 36–49.
  • Пантер, Дэвид (1996), Литература террора , Лондон: Лонгман (2 тома)
  • Пантер, Дэвид (2004), Готика , Лондон: Уайли-Блэквелл
  • Сабор, Питер и Пол Ячнины (2008), Шекспир и восемнадцатый век , Ashgate Publishing Ltd
  • Солтер, Дэвид (2009), Этот демон в одежде монаха: Шекспир, готика и дискурс антикатолицизма , Vol. 5, выпуск 1, стр. 52–67.
  • Седжвик, Ева Кософски (1986), Согласованность готических условностей , Нью-Йорк: Метуэн
  • Шекспир, Уильям (1997), «Риверсайд Шекспир: второе издание» , Бостон, Нью-Йорк: Houghton Mifflin Co.
  • Симпсон, Марк С. (1986), Русский готический роман и его британские предшественники , издательство Славика
  • Скарда, Патрисия Л., и Яффе, Норма Кроу (1981), Злой образ: два столетия готического короткометражного художественного произведения и поэзии . Нью-Йорк: Меридиан
  • Скарда, Патрисия (1986), «Готические пародии» в изд. Джека Салливана. (1986), Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Penguin: 178-9
  • Скарда, Патрисия (1986b), «Оутс, Джойс Кэрол» в изд. Джека Салливана. (1986), Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Пингвина: 303-4
  • Стивенс, Дэвид (2000), Готическая традиция , ISBN   0-521-77732-1
  • Салливан, Джек , изд. (1986), Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Пингвина
  • Саммерс, Монтегю (1938), Готический квест
  • Тауншенд, Дейл (2007), Ордена готики
  • Варма, Девендра (1957), Готическое пламя
  • Варма, Девендра (1986), «Мэтюрин, Чарльз Роберт» в Джеке Салливане, изд., Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Penguin: 285–286
  • Вискер, Джина (2005), Фантастика ужасов: Введение , Континуум: Нью-Йорк
  • Райт, Анджела (2007), готическая фантастика , Бейзингсток: Пэлгрейв
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 907a350ca60bf28e7562ef0af4472027__1721860500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/27/907a350ca60bf28e7562ef0af4472027.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gothic fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)