Jump to content

Путешествие во времени в художественной литературе

Плакат к экранизации 1960 года повести Герберта Уэллса 1895 года « Машина времени»

Путешествие во времени — распространенная тема в художественной литературе , в основном с конца 19 века, и она изображалась в различных средствах массовой информации , таких как литература, телевидение, кино и реклама. [1] [2]

Идея путешествия во времени с помощью механических средств была популяризирована в рассказе Герберта Уэллса 1895 года «Машина времени» . [3] [4] В целом истории о путешествиях во времени сосредоточены на последствиях путешествия в прошлое или будущее. [3] [5] [6] Предпосылкой этих историй часто является изменение истории, намеренное или случайное, а также способы, с помощью которых изменение прошлого меняет будущее и создает измененное настоящее или будущее для путешественников во времени по их возвращению. [3] [6] В других случаях предпосылка состоит в том, что прошлое невозможно изменить или что будущее предопределено, а действия главного героя оказываются несущественными или присущими событиям в том виде, в котором они изначально разворачивались. [7] Некоторые истории сосредоточены исключительно на парадоксах и альтернативных временных линиях, связанных с путешествиями во времени, а не на путешествиях во времени. [5] Они часто предоставляют своего рода социальные комментарии, поскольку путешествия во времени обеспечивают «необходимый эффект дистанцирования», который позволяет научной фантастике метафорически решать современные проблемы. [8]

Механизмы

[ редактировать ]

Путешествие во времени в современной художественной литературе иногда достигается за счет искажений пространства и времени , вытекающих из научной теории общей относительности . [9] В историях древности часто рассказывается о путешествии во времени в будущее посредством сдвига во времени, вызванного путешествием или сном, в других случаях путешествие во времени в прошлое сверхъестественными средствами, например, вызванное ангелами или духами. [10] [4] [11]

Сдвиг времени

[ редактировать ]

Сдвиг во времени — это сюжетный ход в фэнтези и научной фантастике, в котором человек или группа людей, кажется, путешествуют во времени неизвестным способом. [12] [13] Идея сдвига во времени использовалась в фэнтези 19-го века, ранним примером является Вашингтона Ирвинга 1819 года «Рип Ван Винкль» , где механизмом путешествия во времени является необычайно долгий сон. [14] Книга Марка Твена 1889 года «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» оказала значительное влияние на более поздних писателей. [15] Первым романом, включающим в себя как путешествие в прошлое, так и путешествие в будущее и возвращение в настоящее, является роман Чарльза Диккенса 1843 года «Рождественская песнь» . [ нужна ссылка ]

Скольжение во времени — один из основных сюжетных приемов историй о путешествиях во времени, еще один — машина времени . Разница в том, что в историях со сдвигом во времени главный герой обычно не имеет контроля и понимания процесса (что часто вообще не объясняется) и либо остается в прошлом или будущем времени и должен извлечь из этого максимум пользы, либо в конечном итоге возвращается в результате столь же непредсказуемого и неконтролируемого процесса, как и путешествие наружу. [16] Устройство сюжета также популярно в детской литературе. [17] [18] В фильме 2011 года « Полночь в Париже» путешествие во времени также представлено как происходящее без объяснения причин, поскольку режиссер «избегает «реалистической» внутренней логики, которая могла бы объяснить путешествие во времени, а также отказывается от экспериментальных методов искажения времени в пользу простого монтажа и фантастического фильма. повествовательная установка». [19]

Общение из будущего

[ редактировать ]

В литературе общение из будущего является сюжетным ходом в некоторых научно-фантастических и фэнтезийных рассказах. Форрест Дж. Акерман в своей антологии лучших художественных произведений года 1973 года отметил, что «тема приобретения завтрашней газеты является повторяющейся». [20] Ранний пример этого устройства можно найти в Герберта Уэллса 1932 года рассказе « Странная история газеты Браунлоу », в котором рассказывается история человека, который получит такую ​​газету через 40 лет. [20] [21] В фильме 1944 года « Это случилось завтра» также используется это устройство: главный герой получает газету на следующий день от пожилого коллеги (который, возможно, является призраком). [20] В антологии Акермана также упоминается рассказ Роберта Сильверберга 1972 года «Что мы узнали из утренней газеты». [20] В этой истории группа домовладельцев просыпается и обнаруживает, что 22 ноября они получили газету «Нью-Йорк Таймс» на предстоящее 1 декабря. [1] : 38  Когда персонажи узнают о будущих событиях, влияющих на них, из газеты, вышедшей на неделю раньше, в конечном итоге это «настолько расстраивает будущее, что пространство-время разрушается». [1] : 165  Телесериал «Раннее издание» , похожий на фильм « Это случилось завтра» , также вращался вокруг персонажа, который ежедневно получал газету на следующий день и стремился изменить некоторые предсказанные в ней события. [22] [1] : 235 

Газета из будущего может быть вымышленным изданием настоящей газеты или полностью вымышленной газетой. Роман Джона Бьюкена 1932 года «Прорыв в занавеске » аналогичным образом основан на том, что группа людей получает возможность на мгновение увидеть статью в газете «Таймс» из будущего, произошедшего через год. Во время всеобщих выборов в Швеции в 2006 году Шведская либеральная партия использовала предвыборные плакаты, похожие на новости, под названием Framtidens nyheter («Новости будущего»), изображающие будущую Швецию, которая стала тем, чего хотела партия. [23]

Сообщение из будущего поднимает вопросы о способности людей контролировать свою судьбу. [1] : 165  В визуальном романе Steins;Gate персонажи отправляют короткие текстовые сообщения назад во времени, чтобы предотвратить катастрофу, но обнаруживают, что их проблемы усугубляются из-за незнания того, как люди в прошлом на самом деле будут использовать эту информацию. [24] [25] [26]

Предвидение

[ редактировать ]

Предвидение исследовалось как форма путешествия во времени в художественной литературе. Автор Дж. Б. Пристли писал об этом как в художественной, так и в научной литературе, анализируя свидетельства предвидения и других «временных аномалий» в своей книге « Человек и время » . Его книги включают путешествия во времени в будущее посредством сновидений, которые после пробуждения приводят к воспоминаниям из будущего. Такие воспоминания, пишет он, могут также привести к ощущению дежавю , что настоящие события уже были пережиты, а теперь переживаются заново. [27] Безошибочное предвидение, которое описывает будущее таким, какое оно есть на самом деле, может привести к причинно-следственным петлям , одна из форм которых исследуется в парадоксе Ньюкомба . [28] [29] В фильме «12 обезьян» активно затрагиваются темы предопределения и комплекса Кассандры , где главный герой, путешествующий во времени, объясняет, что не может изменить прошлое. [30]

Главная героиня рассказа « История твоей жизни» переживает жизнь как наложение настоящего и всей своей жизни, включая будущее, в результате изучения инопланетного языка . Умственные способности — это предположения, основанные на гипотезе Сепира-Уорфа . [ нужна ссылка ]

Временная петля

[ редактировать ]

«Петля времени» или «временная петля» — это сюжетный прием , в котором периоды времени повторяются и заново переживаются персонажами, и часто есть некоторая надежда вырваться из цикла повторения. [31] Временные петли иногда называют причинными петлями . [30] [31] но эти два понятия различны. Несмотря на схожесть, причинно-следственные петли неизменны и возникают сами по себе, тогда как временные петли постоянно сбрасываются. Во временном цикле, когда выполняется определенное условие, например, смерть персонажа или часы, достигающие определенного времени, цикл запускается снова, при этом один или несколько персонажей сохраняют воспоминания из предыдущего цикла. [32] Истории с временными петлями обычно сосредоточены на том, как персонаж учится в каждой последующей петле во времени. [31]

Ощущение времени вспять

[ редактировать ]

В некоторых средствах массовой информации некоторые персонажи представлены движущимися во времени назад. Это очень старая концепция: в некоторых источниках утверждается, что английский мифологический персонаж Мерлин жил задом наперед и, похоже, был способен предсказывать будущее, потому что для него это было воспоминанием. Эта традиция нашла отражение в некоторых современных художественных рассказах о персонаже. [33] В Пирса Энтони книге «Несущие песочные часы» , второй из восьми книг серии «Воплощения бессмертия» , персонаж Нортона становится воплощением Времени и продолжает свою жизнь, живя вспять во времени. [34] В фильме 2016 года «Доктор Стрэндж» персонаж использует Камень Времени, один из Камней Бесконечности в кинематографической вселенной Marvel , чтобы повернуть время вспять, переживая при этом время назад. [35] [ нужна страница ]

В фильме «Довод » персонажи путешествуют во времени, не прыгая назад, а переживая прошлую реальность в обратном направлении и с той же скоростью, после прохождения через «турникет» и до тех пор, пока они не вернутся к нормальному потоку времени, снова пройдя через такое устройство. [36] Между тем, две версии путешественника во времени сосуществуют (и не должны встречаться, чтобы не уничтожить друг друга): одна, которая «путешествовала вперед» (существуя нормально), пока не вошла в турникет, и другая, путешествующая назад от турникета. [ нужна ссылка ] Законы термодинамики обратные для людей и объектов, путешествующих во времени, так что, например, путешествие назад требует использования респиратора . Объекты, оставленные путешественниками во времени, подчиняются «обратной термодинамике»; например, пули, выпущенные или даже просто отложенные во время движения назад, летят обратно в оружие (движение вперед). [ нужна ссылка ]

Записывать

[ редактировать ]

Главные герои не путешествуют во времени, а воспринимают другое время через запись . В зависимости от технологии они могут минимально сверяться с записью или максимально взаимодействовать с ней как с моделируемой реальностью , которая может причинно отклоняться от исходной временной шкалы с точки зрения взаимодействия. К записи можно обращаться несколько раз, обеспечивая тем самым механизм временного цикла . [ нужна ссылка ]

Филипа К. Дика В романе «Человек в высоком замке» представлены книги, рассказывающие об альтернативной временной шкале. Телесериал кинохронику переносит механизм книги в . Между прочим, альтернативная временная шкала — это историческая временная шкала , в отличие от альтернативной истории произведений, так что записи также функционируют как мета-ссылки на временную шкалу, переживаемую авторами и потребителями произведений. [ нужна ссылка ]

Сюжет фильма « Исходный код» представляет собой смоделированную реальность с временной петлей, основанную на воспоминаниях мертвеца. [ нужна ссылка ]

Временной парадокс

[ редактировать ]

Идея изменения прошлого логически противоречива , создавая ситуации, подобные парадоксу дедушки , когда путешественники во времени возвращаются во времени и меняют прошлое таким образом, что это влияет на их собственное будущее, например, убивая своих бабушек и дедушек. [37] [38] Инженер Пол Дж. Нахин утверждает, что «хотя сегодня существует консенсус в том, что прошлое невозможно изменить, писатели-фантасты использовали идею изменения прошлого для создания хорошего сюжетного эффекта». [1] : 267  Путешествие во времени в прошлое и предвидение без возможности изменить события могут привести к образованию причинно-следственных связей . [30]

Возможность того, что персонажи непреднамеренно или намеренно изменяют прошлое, породила идею «полиции времени», людей, которым поручено предотвращать такие изменения, которые сами совершают путешествия во времени, чтобы исправить такие изменения. [39]

Альтернативное будущее, история, сроки и измерения

[ редактировать ]

Альтернативное будущее или альтернативное будущее — это возможное будущее , которое никогда не наступит, обычно когда кто-то возвращается в прошлое и изменяет его так, чтобы события альтернативного будущего не могли произойти. [40] или когда сообщение из будущего в прошлое привело к изменению, которое меняет будущее. [1] : 165  Альтернативные истории могут существовать «бок о бок», при этом путешественник во времени фактически попадает в разные измерения, меняя время. [41]

Эффект бабочки

[ редактировать ]

Эффект бабочки – это идея о том, что небольшие события могут иметь большие и широкомасштабные последствия. Этот термин описывает события, наблюдаемые в теории хаоса , когда очень небольшое изменение начальных условий приводит к совершенно разным результатам. Этот термин был придуман математиком Эдвардом Лоренцем спустя годы после того, как это явление было впервые описано. [42]

Эффект бабочки проник в популярное воображение. Например, в рассказе Рэя Брэдбери 1952 года «Звук грома » убийство одного-единственного насекомого миллионы лет назад радикально меняет мир, а в фильме 2004 года «Эффект бабочки » небольшие изменения главного героя в его прошлом приводят к экстремальным последствиям. изменения. [43]

Временной туризм

[ редактировать ]

«Отдельный поджанр» рассказов исследует путешествия во времени как средство туризма. [4] с путешественниками, желающими посетить периоды или события, такие как Викторианская эпоха или Распятие Христа , или встретиться с историческими личностями, такими как Авраам Линкольн или Людвиг ван Бетховен . [39] Эту тему можно рассматривать с двух-трех направлений. Одним из первых примеров того, как современные туристы возвращаются в прошлое, является фильм Рэя Брэдбери 1952 года «Звук грома» , в котором главными героями являются охотники на крупную дичь , которые отправляются в далекое прошлое, чтобы охотиться на динозавров . [4] Ранним примером другого типа, в котором туристы из будущего посещают настоящее, является « Кэтрин Л. Мур и Генри Каттнера 1946 года» Винтажный сезон . [44] Последний тип людей, путешествующих во времени в будущее, описан во второй книге Дугласа Адамса « Автостопом по Галактике» , «Ресторан на краю Вселенной» , которая, как следует из названия, включает в себя ресторан, который существует на краю вселенной. В ресторан приезжали люди, путешествующие во времени со всего пространственно-временного континуума (особенно богатые), чтобы увидеть повторенный взрыв Вселенной. [ нужна ссылка ]

Война времени

[ редактировать ]

Энциклопедия научной фантастики описывает войну во времени как вымышленную войну, которая «ведётся во времени, обычно каждая сторона сознательно использует путешествия во времени… в попытке установить господство той или иной версии истории». Войны времени также известны как «войны перемен» и «временные войны». [45] Примеры включают Клиффорда Д. Саймака 1951 года «Снова и снова» , Рассела Т. Дэвиса возрождение «Доктора Кто» в 2005 году , [46] Баррингтона Дж. Бэйли 1974 года «Падение Хронополиса» и Мэтью Костелло 1990 года «Время лисы» . [1] : 267 

история о призраках

[ редактировать ]

Исследователь Барбара Бронлоу писала, что традиционные истории о привидениях, по сути, являются ранней формой путешествий во времени, поскольку они изображают живых людей настоящего, взаимодействующих с (мертвыми) людьми прошлого. В качестве примера она отметила, что Марлоу Кристофера доктор Фауст вызвал Елену Троянскую и встретил ее, поднимающуюся из могилы. [47]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Нахин, Пол Дж. (1999). Машины времени: путешествия во времени в физике, метафизике и научной фантастике (2-е изд.). Нью-Йорк: Спрингер. ISBN  978-0-387985718 .
  2. ^ Нахин, Пол Дж. (2011). Путешествие во времени: Путеводитель для писателей по настоящей науке о правдоподобных путешествиях во времени . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. ix. ISBN  9781421401201 .
  3. ^ Jump up to: а б с Стерлинг, Брюс (3 мая 2016 г.). «Научная фантастика – Путешествие во времени» . Британская энциклопедия . Проверено 28 декабря 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Койпер, Кэтлин (2012). Проза: литературные термины и понятия (1-е изд.). Нью-Йорк: Британская энциклопедия, Inc., стр. 63–64. ISBN  9781615304943 .
  5. ^ Jump up to: а б Стерлинг, Брюс (3 мая 2016 г.). «Научная фантастика – Путешествие во времени» . Британская энциклопедия . Проверено 28 декабря 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б Флад, Элисон (23 сентября 2011 г.). «Путешествие во времени в художественной литературе: почему авторы возвращаются к нему снова и снова» . Хранитель . Проверено 29 ноября 2015 г.
  7. ^ Чарлиджейн (31 января 2008 г.). «Сможете ли вы избежать своей судьбы? В научной фантастике есть ответ!» . ио9 . Проверено 31 июля 2024 г.
  8. ^ Редмонд, Шон (2014). Жидкий металл: читалка научно-фантастических фильмов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 114. ИСБН  978-0-231501842 . Проверено 30 сентября 2015 г. [...] мотив путешествия во времени также имеет идеологическую функцию, поскольку он буквально обеспечивает необходимый эффект дистанцирования, который необходим научной фантастике, чтобы метафорически обращаться к наиболее насущным проблемам и темам, волнующим людей в настоящем.
  9. ^ Стивен Хокинг (1999). «Искажения пространства и времени» . Проверено 20 февраля 2016 г. .
  10. ^ Фиттинг, Питер (2010). «Утопия, антиутопия и научная фантастика». Кембриджский спутник утопической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 138–139. ISBN  978-0-521-88665-9 .
  11. ^ Алкон, Пол К. (1987). Истоки футуристической фантастики . Афины: Издательство Университета Джорджии. стр. 95–96 . ISBN  978-0-820309323 .
  12. ^ Андерс, Чарли Джейн (12 июня 2009 г.). «Романтика временного сдвига» . ио9 . Проверено 27 августа 2015 г.
  13. ^ Палмер, Кристофер (2007). Филип К. Дик: Радость и ужас постмодерна (Переиздание). Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета . п. 146. ИСБН  978-0-853236184 . Проверено 11 февраля 2017 г. .
  14. ^ Ли, Мэгги (12 апреля 2016 г.). «Рецензия на фильм: «Невеста Рипа Ван Винкля» » . Разнообразие . Проверено 30 апреля 2021 г.
  15. ^ Джеймс, Эдвард; Мендлесон, Фара (2002). Кембриджский спутник фэнтезийной литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 106. ИСБН  9781107493735 . Проверено 11 февраля 2017 г. .
  16. ^ Швейцер, Даррелл (2009). Фантастический горизонт: очерки и обзоры (1-е изд.). Роквилл, Мэриленд: Borgo Press. п. 112. ИСБН  9781434403209 . Проверено 22 сентября 2017 г.
  17. ^ Лукас, Энн Лоусон (2003). Присутствие прошлого в детской литературе . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. п. 113. ИСБН  978-0-313324833 .
  18. ^ Косслетт, Тесс (1 апреля 2002 г.). « История снизу»: нарративы о сдвиге во времени и национальная идентичность» . Лев и Единорог . 26 (2): 243–253. дои : 10.1353/uni.2002.0017 . ISSN   1080-6563 . S2CID   145407419 . Проверено 22 сентября 2017 г.
  19. ^ Джонс, Мэтью; Ормрод, Джоан (2015). Путешествие во времени в популярных СМИ: очерки о кино, телевидении, литературе и видеоиграх . Джефферсон, Северная Каролина : Макфарланд . п. 278. ИСБН  9781476620084 .
  20. ^ Jump up to: а б с д Акерман, Форрест Дж. (1973). Лучшая научная фантастика 1973 года . Книги Эйса . п. 36.
  21. ^ «Странная история газеты Браунлоу» . 10 ноября 1971 года . Проверено 24 декабря 2015 г. - через Project Gutenberg Australia.
  22. ^ Янг, Р.Г. (1997). Энциклопедия фантастического кино: от Али-Бабы до зомби . Нью-Йорк: Аплодисменты. п. 318. ИСБН  978-1-55783-269-6 .
  23. ^ Йонссон, Гуннар (29 июня 2006 г.). «FP [Народная партия] фокусируется на заголовках как на предвыборных плакатах». Dagens Nyheter (на шведском языке) . Проверено 9 сентября 2015 г.
  24. ^ «Врата Штейна» открывают дверь времени в Акихабаре [Врата времени можно открыть в Акихабаре, « Врата Штейна »] (на японском языке). Фамицу. 13 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
  25. ^ Она, Сенджи (15 октября 2009 г.). Впечатления от аутентичной новой игры «Врата Штейна», бросающей вызов запретной теме времени [Впечатления от «Steins;Gate», новой игры о запретной теме времени] (на японском языке). Фамицу. Архивировано из оригинала 13 ноября 2009 года . Проверено 7 ноября 2009 г.
  26. ^ «Штайнс;Ворота». Фамицу (на японском языке). Межмозговой мозг. Июнь 2009. с. 231.
  27. ^ Прайс, Кэти (декабрь 2014 г.). «Свидетельства предвидения и встречи с психиатрией в письмах Дж. Б. Пристли» . Исследования по истории и философии науки. Часть C: Исследования по истории и философии биологических и биомедицинских наук . 48 : 103–111. дои : 10.1016/j.shpsc.2014.07.006 . ПМИД   25176614 .
  28. ^ Крейг, Уильям Лейн (октябрь 1987 г.). «Божественное предвидение и парадокс Ньюкомба» . Философия . 17 (3): 331–350. дои : 10.1007/BF02455055 . S2CID   143485859 . Проверено 11 февраля 2017 г. .
  29. ^ Даммит, Майкл (1993). Моря языка (1-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 100-1 356, 370–375. ISBN  978-0-198240112 .
  30. ^ Jump up to: а б с Клостерман, Чак (2009). Поедание динозавра (1-е изд.). Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 60–62 . ISBN  9781439168486 .
  31. ^ Jump up to: а б с Челси Куинн Ярбро. «Петля времени» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 18 октября 2015 г.
  32. ^ Джонс, Мэтью ; Ормрод, Джоан (2015). Путешествие во времени в популярных СМИ: очерки о кино, телевидении, литературе и видеоиграх . МакФарланд и компания . п. 207. ИСБН  978-0-786478071 .
  33. ^ Гудрич, Питер Х. (2003). Мерлин: Сборник дел . Нью-Йорк: Рутледж . стр. 83, 247. ISBN.  1135583404 .
  34. ^ Удивительные научно-фантастические истории . 58 : 15. 1984. {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь ) [ название отсутствует ]
  35. ^ Джонстон, Джейкоб (22 ноября 2016 г.). Доктор Стрэндж от Marvel: Искусство кино . Нью-Йорк. ISBN  978-0785198208 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Столуорти, Джейкоб (27 августа 2020 г.). «Важнейшая сцена Тенета, раскрывающая истинный смысл названия фильма» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 26 августа 2021 г.
  37. ^ Лэнгфорд, Дэвид . «Временные парадоксы» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 30 ноября 2015 г.
  38. ^ Шварц, Норман (31 октября 1993 г.). «Путешествие во времени: посещение прошлого» . Норман Шварц – Биография . Университет Саймона Фрейзера . Проверено 20 февраля 2016 г.
  39. ^ Jump up to: а б Стейблфорд, Брайан (2006). Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. п. 534 . ISBN  0415974607 .
  40. ^ Пручер, Джеффри; Вулф, Джин (2007). «альтернативное будущее» . Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 4–5. ISBN  978-0-195305678 . Проверено 4 января 2016 г.
  41. ^ «Путешествия в пространстве и времени». Космос: Личное путешествие . Эпизод 8. 16 ноября 1980 года. Событие происходит на 36-й минуте. ПБС .
  42. ^ Хилборн, Роберт К. (апрель 2004 г.). «Чайки, бабочки и кузнечики: краткая история эффекта бабочки в нелинейной динамике». Американский журнал физики . 72 (4): 425–427. Бибкод : 2004AmJPh..72..425H . дои : 10.1119/1.1636492 .
  43. ^ Питер Дизикес (8 июня 2008 г.). «Значение бабочки» . Бостон Глобус . Проверено 31 мая 2016 г.
  44. ^ Бова, Бен (2003). "Введение". Зал славы научной фантастики, том второй (1-е изд.). Нью-Йорк: Tor Books . стр. ix-xi . ISBN  978-0-765305343 .
  45. ^ Лэнгфорд, Дэвид . «Война перемен» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 17 ноября 2015 г.
  46. ^ Мартин, Дэн (25 ноября 2013 г.). Краткое содержание «Доктора Кто: День Доктора» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 15 апреля 2024 г.
  47. ^ Бронлоу, Варвара Генриховна Петровна, Наталья; Коугленд, Джордж К.; Рамирес, Хуан Марио (ред.). Семинар о продолжающемся влиянии древнего мифа на современную культуру : 146–148. {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Глейк, Джеймс (2016). Путешествие во времени: история . Пантеон. ISBN  978-0-307908797 .
  • Нахин, Пол Дж . (1999). Машины времени: путешествия во времени в физике, метафизике и научной фантастике (2-е изд.). Нью-Йорк: Спрингер. ISBN  978-0-387985718 .
  • Вассерман, Райан (2018). Парадоксы путешествий во времени . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-879333-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d015276c11891bb547012d3df334b749__1722429720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/49/d015276c11891bb547012d3df334b749.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Time travel in fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)