Кассандра (метафора)

Метафора Кассандры (по-разному называемая ») Кассандры « синдромом », « комплексом », « феноменом », « затруднительным положением », « дилеммой », « проклятием относится к человеку, чьим обоснованным предупреждениям или опасениям не верят другие.
Термин происходит из греческой мифологии . Кассандра была дочерью Приама , царя Трои . Пораженный ее красотой, Аполлон наделил ее даром пророчества — либо при условии, что она согласится принять его романтические ухаживания, либо без предварительного согласия Кассандры, в зависимости от источника, — но когда Кассандра отказалась от романтических ухаживаний Аполлона, он положил проклясть ее, гарантируя, что никто не поверит ее предупреждениям. Кассандра осталась в курсе будущих событий, но не могла ни изменить эти события, ни убедить других в достоверности своих предсказаний.
Люди применяли эту метафору в самых разных контекстах, таких как психология, защита окружающей среды, политика, наука, кино, корпоративный мир и философия; оно находится в обращении, по крайней мере, с 1914 года, когда Чарльз Оман использовал его в своей книге «История полуостровной войны» , том 5, опубликованной в 1914 году. как «дикие и кружащиеся слова». ( Оксфордский словарь английского языка записывает использование слов «Кассандра-подобный» с 1670 года и «Кассандра-подобный» с 1863 года. [1] ) Позже, в 1949 году, французский философ Гастон Башляр ввёл термин «комплекс Кассандры», обозначая веру в то, что вещи могут быть известны заранее. [2]
Психология
[ редактировать ]Метафора Кассандры применяется некоторыми психологами к людям, которые испытывают физические и эмоциональные страдания в результате беспокойства личного восприятия и которым не верят, когда они пытаются поделиться причиной своих страданий с другими.
Мелани Кляйн
[ редактировать ]В 1963 году психоаналитик Мелани Кляйн интерпретировала Кассандру как олицетворение человеческой моральной совести, главная задача которой — выдавать предупреждения. Кассандра как моральное сознание «предсказывает грядущее несчастье и предупреждает, что за этим последует наказание и возникнет горе». [3] Потребность Кассандры указывать на моральные нарушения и последующие социальные последствия вызвана тем, что Кляйн называет «разрушительным влиянием жестокого супер-эго», которое в греческом мифе представлено богом Аполлоном , повелителем и преследователем Кассандры. [4] Использование Кляйн этой метафоры сосредотачивается на моральной природе некоторых предсказаний, которые имеют тенденцию вызывать у других «отказ верить в то, что в то же время они знают, что это правда, и выражает универсальную тенденцию к отрицанию, [причем] отрицание является мощная защита от тревоги преследования и чувства вины». [3]
Лори Лейтон Шапира
[ редактировать ]В исследовании 1988 года юнгианский аналитик Лори Лейтон Шапира исследовала то, что она назвала «комплексом Кассандры», в жизни двух своих анализандов. [5]
Основываясь на клиническом опыте, она выделяет три фактора, составляющие комплекс Кассандры:
- дисфункциональные отношения с « архетипом Аполлона »,
- эмоциональные или физические страдания, включая истерию ( конверсионное расстройство ) или «женские проблемы», и
- ему не верят, когда он пытается рассказать другим о фактичности этого опыта. [5]
Кассандры Лейтон Шапира рассматривает комплекс как результат дисфункциональных отношений с тем, что она называет « архетипом Аполлона », архетипом, относящимся к модели любого человека или культуры, которая посвящена порядку, разуму, интеллекту, истине и ясности, но при этом связана ими. который отрекается от всего оккультного и иррационального. [6] Интеллектуальная специализация этого архетипа создает эмоциональную дистанцию и может предрасполагать отношения к отсутствию эмоциональной взаимности и, как следствие, к дисфункциям. [5] Далее она заявляет, что «женщина Кассандра» очень склонна к истерии, потому что она «чувствует нападение не только со стороны внешнего мира, но и изнутри, особенно со стороны тела в виде соматических, часто гинекологических жалоб». [7]
Обращаясь к метафорическому применению греческого мифа о Кассандре , Лейтон Шапира утверждает, что:
То, что видит женщина Кассандра, — это что-то темное и болезненное, что может быть неочевидно на поверхности вещей или что не подтверждаются объективными фактами. Она может предвидеть негативный или неожиданный результат; или что-то, с чем будет трудно справиться; или истина, которую другие, особенно авторитетные фигуры, не приняли бы. В своем напуганном, лишенном эго состоянии женщина Кассандра может выпалить то, что видит, возможно, с бессознательной надеждой, что другие смогут понять это. Но для них ее слова кажутся бессмысленными, бессвязными и раздутыми. [7]
Jean Shinoda Bolen
[ редактировать ]В 1989 году Джин Шинода Болен , клинический профессор психиатрии Калифорнийского университета , опубликовал эссе о боге Аполлоне. [8] в котором она подробно описала психологический профиль «женщины Кассандры», которая, по ее предположению, относилась к кому-то, страдающему - как это произошло в мифологических отношениях между Кассандрой и Аполлоном - дисфункциональными отношениями с «мужчиной-Аполлоном». Болен добавил, что женщина Кассандра может проявлять «истерический» подтекст, и ей могут не поверить, когда она попытается поделиться тем, что она знает. [9]
По мнению Болена, архетипы Кассандры и Аполлона не имеют гендерной принадлежности. Она утверждает, что «женщины часто обнаруживают, что в них также существует определенный [мужской] бог, точно так же, как я обнаружила, что, когда я говорила о богинях, мужчины могли отождествлять часть себя с конкретной богиней. Боги и богини представляют разные качества в человеческая психика. Пантеон греческих божеств мужского и женского пола существует как архетипы во всех нас... В каждом человеке есть боги и богини». [10]
«Как архетип, Аполлон олицетворяет тот аспект личности, который хочет четких определений, стремится овладеть навыками, ценит порядок и гармонию и предпочитает смотреть на поверхность, а не на то, что лежит в основе видимости. Архетип Аполлона предпочитает думать, а не чувствовать. дистанция важнее близости, объективная оценка выше субъективной интуиции». [11]
О том, что она называет негативным аполлоническим влиянием, доктор Болен пишет:
У людей, похожих на Аполлона, возникают трудности, связанные с эмоциональной дистанцией, например, проблемы с общением, неспособность быть близкими... Человеку-Аполлону труден контакт с другим человеком. Он предпочитает иметь доступ к ситуации или человеку (или судить) на расстоянии, не зная, что он должен «приблизиться» — быть уязвимым и сопереживающим — чтобы по-настоящему узнать кого-то другого… Но если женщина хочет более глубокого , более личные отношения, тогда возникают трудности... она может стать все более иррациональной или истеричной. [9]
Болен предполагает, что женщина (или мужчина) Кассандры может стать все более истеричной и иррациональной, когда находится в дисфункциональных отношениях с негативным Аполлоном, и может испытывать недоверие других при описании своего опыта. [9]
Корпоративный мир
[ редактировать ]Предвидение потенциальных будущих направлений развития корпорации или компании иногда называют «видением». [12] тем не менее, достижение четкого, общего видения в организации часто затруднено из-за отсутствия приверженности новому видению со стороны некоторых сотрудников организации, поскольку оно не соответствует реальности, какой они ее видят. Тех, кто поддерживает новое видение, называют «Кассандрами» — они способны видеть, что произойдет, но не верят. [12] Иногда имя Кассандра применяется к тем, кто может предсказать взлеты, падения и особенно крахи на мировом фондовом рынке , как это произошло с Уорреном Баффетом , который неоднократно предупреждал, что подъем фондового рынка 1990-х годов был пузырем , привлекая к нему титул «Уолл-стрит Кассандра». [13] Энди Гроув в своей книге «Выживают только параноики » напоминает читателю о «Полезных Кассандрах», которые чуют ветер перемен раньше других и имеют решающее значение для управления через стратегические переломные моменты. [14] [15]
Экологическое движение
[ редактировать ]Многие экологи предсказывают надвигающиеся экологические катастрофы, включая изменение климата , повышение уровня моря, необратимое загрязнение и надвигающийся коллапс экосистем , в том числе тропических лесов и океанских рифов . [16] Люди иногда получают ярлык «Кассандры», чьи предупреждения о надвигающейся экологической катастрофе не верят или высмеиваются. [16] Эколог Алан Аткиссон писал в 1999 году, что понять, что человечество находится на пути к столкновению с законами природы, значит застрять в том, что он называет «дилеммой Кассандры», в которой человек может видеть наиболее вероятный результат текущих тенденций и может предупредить люди о том, что происходит, но подавляющее большинство не может или не хочет реагировать, а позже, если произойдет катастрофа, они могут даже обвинить человека, как будто их предсказание привело катастрофу в движение. [17] Иногда может быть «успешное» предупреждение, хотя череда книг, кампаний, организаций и личностей, которые мы считаем экологическим движением, чаще всего сталкивалась с противоположной стороной этой дилеммы: неспособностью «пройти» через людей и предотвратить катастрофу. По словам Аткиссона: «слишком часто мы беспомощно наблюдаем, как это делала Кассандра, в то время как солдаты выходят из троянского коня, как и было предсказано, и сеют предсказанный хаос. стал больше». [18]
Другие примеры
[ редактировать ]Есть примеры применения метафоры Кассандры в контексте медицинской науки . [19] [20] СМИ, [21] феминистским взглядам на реальность, [22] [23] и в политике. [24] Есть также примеры использования метафоры в текстах популярной музыки, например, песня ABBA 1982 года «Cassandra». [25] [26] «Кассандра» сериала «Эмми Великая», «Кассандра» сериала « Флоренс и машина » и Star One «Комплекс Кассандры» сериала . Пятичастная песня The Mars Volta "Cassandra Gemini" может отсылать к этому синдрому. [27] а также фильм «12 обезьян » или Dead and Divine «Синдром Кассандры» . В 2024 году певица и автор песен Тейлор Свифт записала песню под названием «Кассандра» для своего 11-го студийного альбома The Tortured Poets Department , где она использует метафору, заявляющую, что ей никто не верил, когда она говорила правду и спрашивала, вероятно, одни и те же люди. , если бы в нее поверили после того, как «подожгли ей жизнь».
Дина Филлипса называют «современной Кассандрой американской политики» из-за его предупреждений о способности президента Джо Байдена победить на президентских выборах в США в 2024 году , а его кампания широко игнорируется. После того как Байден отказался от участия в гонке, он заметил, что «оправдание еще никогда не было таким неудовлетворительным». [28]
См. также
[ редактировать ]- Эффект Марты Митчелл («Кассандра Уотергейтская»)
- Предвзятость нормальности
- Вид дозорных («Канарейка в угольной шахте»)
- Мальчик, который кричал: «Волк»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кассандра» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Башляр, Гастон, PUF «Прикладной рационализм», Париж (1949).
- ^ Jump up to: а б Кляйн М., Зависть и благодарность – и другие работы 1946–1963 гг., стр. 293 (1975)
- ^ Кляйн, М., Зависть и благодарность - и другие работы 1946–1963, стр. 295 (1975)
- ^ Jump up to: а б с Шапира, Лори Лейтон (1988). Комплекс Кассандры: жизнь с недоверием: современный взгляд на истерию . Торонто, Канада: Книги внутреннего города. ISBN 091912335X .
- ^ Лори Лейтон Шапира, Комплекс Кассандры: жизнь с неверием: современный взгляд на истерию, стр. 10 (1988)
- ^ Jump up to: а б Лори Лейтон Шапира, Комплекс Кассандры: жизнь с неверием: современный взгляд на истерию , стр.65 (1988)
- ^ Жан Шинода Болен, Боги в каждом человеке: новая психология мужской жизни и любви (1989)
- ^ Jump up to: а б с Жан Шинода Болен, Боги в каждом человеке: новая психология мужской жизни и любви, стр. 130–160 (1989)
- ^ Жан Шинода Болен, Боги в каждом человеке: новая психология мужской жизни и любви, стр. x – xi (1989)
- ^ Жан Шинода Болен, Боги в каждом человеке: новая психология мужской жизни и любви, стр.135 (1989)
- ^ Jump up to: а б Дэвис, П., «Комплекс Кассандры: как избежать создания корпоративного видения, на которое никто не купится», стр. 103–123 в журнале Success in Sight: Visioning (1998).
- ^ Медвежья книга: выжить и получить прибыль на жестоких рынках , с. 81 (2000)
- ^ Выживают только параноики (1999)
- ^ Гроув, Энди (9 августа 1998 г.). «Академия менеджмента, Ежегодное собрание» . Расшифровка основного доклада Intel . Интел . Проверено 6 февраля 2023 г.
Они должны принести вам плохие новости и быть Кассандрой против высшего руководства, против страха руководства перед репрессиями.
- ^ Jump up to: а б АтКиссон А., Веря Кассандре: оптимист смотрит на мир пессимиста, Earthscan (1999).
- ^ АтКиссон, А., Веря Кассандре: оптимист смотрит на мир пессимиста, стр.22 (1999)
- ^ АтКиссон, А., Веря Кассандре: оптимист смотрит на мир пессимиста, стр.22, стр. 32–33 (1999).
- ^ Веб, С., Современная IMRT: развитие физики и клиническое внедрение, стр.357 (2004).
- ^ Лантос, доктор медицинских наук, Случай Лазаря: вопросы жизни и смерти в интенсивной терапии новорожденных, стр. 160 (2001).
- ^ Хамфрис, Л., Цифровые медиа: трансформации в человеческом общении, стр.157 (2006).
- ^ Эйзенштейн, Л., «Комплекс Кассандры», стр. 37–41 в Харинг-Смит, Т., Новые монологи женщин от женщин - Том II (2005)
- ^ Деламотт, Д., Женщины представляют перемены: глобальная антология женского сопротивления с 600 г. до н.э., стр.86 (1997)
- ^ Оруэлл, С., Ангус, И., Оруэлл, Г., Моя страна справа или слева, стр.378 (2000)
- ^ Аткиссон, А., Лира Кассандры (песня) на альбоме Believing Cassandra 2000
- ↑ ABBA : «Cassandra», записанная 18 октября 1982 года как сторона B сингла The Day Before You Came.
- ^ Fear Before the March of Flames, Take Cassandra to the End of the World Party (песня) на альбоме The Always Open Mouth 2006
- ^ Бейкер, Питер (23 июля 2024 г.). «Для Дина Филлипса уход Байдена является «неудовлетворительным» оправданием» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 августа 2024 г.